временные рамки киевская русь
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (КИЕВСКАЯ РУСЬ)
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).
Столица – Киев. Самоназвания – Русь, Русская земля; Древнерусским государством (или Киевской Русью) оно именуется в исторической науке.
Форма правления
Во главе государства стоял великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским). Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.
Социально-экономический уклад
В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.
Государственный аппарат и законодательство
Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).
Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.
Этапы формирования
Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке Новгородским и Киевским. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.
1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).
2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.
3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако, в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).
4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).
Распад Древнерусского государства
Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
Cтрановедение России (Reálie Ruska)
Jste zde
История России: Периодизация истории России. Киевская Русь – Московское государство.
Вечные русские ворпосы
«Кому жить на Руси хорошо?» (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)
«Русь, куда несешься ты?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)
— «Кто виноват?» (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)
— «Что делать?» (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)
«Кем быть?» (В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)
Периодизация истории России
Историю России можно разделить на 5 циклов:
9-13 вв.
Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.
14 в. – начало 17 в.
Начало 17 в. – начало 20 в.
20 г. 20 в. – 1991
Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.
Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.
С 1991 г.
Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.
(По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)
Особенности российской истории
Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.
Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.
Восток-Запад
В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.
Восточные славяне и Киевская Русь
Восточные славяне
В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.
Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).
Русь и Киевская Русь
В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.
В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.
Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.
Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром. В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда.
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на отдельные княжества.
Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.
На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы».
Период феодальной раздробленности
После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское, позже Тверское.
Новгородская земля
Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский, который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).
Монголо-татарское иго
В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда. Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.
Последствия нашествия
Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.
Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)
Московское государство
Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.
Иван III
В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.
Идеологическая платформа Московского государства
После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры. Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).
При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
Был написан Судебник, новый свод законов.
Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.
Иван IV Грозный
В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.
Личность Ивана Грозного
Реформы государственного управления
Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
Создал первый российский парламент – Земский собор. Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
Население платило денежные и натуральные налоги.
Развитие торговли
В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.
Внешняя политика и войны
Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).
Репрессии
Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину», к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной».
В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.
Последствия правления Ивана IV
Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.
Смутное время
Царствование Бориса Годунова
Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.
Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше ( в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I. Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.
Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова. Начинается правление царской династии Романовых.
Правление Михаила Романова
Хронология Истории древней Руси
Около XV века до н. э. Праславянские племена отделились от индоевропейского массива.
VIII — III вв. до н. э. Скифы в Причерноморье.
VI век до н. э. Создание греческих колоний на Чёрном море (Ольвия, Пантикапей и др.).
VI — IV вв. до н. э. Сложение праславянских («сколотских») племенных союзов («царств») в Среднем Поднепровье, в восточной части славянской прародины.
512 г. до н. э. Война скифских и соседних с ними племён с персидским царем Дарием I Гистаспом.
V век до н. э. Путешествие Геродота к скифам и их соседям. Начало оживленной торговли Среднего Поднепровья с Грецией.
III век до н. э. Продвижение сарматских племен на Днепр. Основание Неаполя Скифского — столицы царских скифов в Крыму.
109 год н. э. Окончание завоевания Дакии Римом. Установка памятника победы императором Траяном («Тропа Трояня» в «Слове о полку Игореве»). Возобновление торговых связей славян с греко-римскими городами.
IV век н. э. Вторжение гуннов в Восточную Европу.
V век н. э. Гуннский племенной союз под властью Аттилы.
VI век. Великое расселение славян. Проникновение славян («антов» и «славинов») на Балканы. Появление авар в Восточной Европе. Первое упоминание народа «Рос».
VII век. Завоевание Закавказья и Средней Азии арабами. Образование Хазарского каганата.
737 год. Поход арабского полководца Марвана на Хазарию.
IX век. Вторжение мадьяр в южнорусские степи и уход их на Дунай.
860 год. Первый поход русов на Константинополь.
860-е гг. Принятие христианства частью русов. Конец века. Появление скандинавских отрядов (варягов) в Киевской Руси.
911 год. Поход Олега на Царьград.
915 год. Поход печенегов на Русь.
920 год. Поход Игоря на печенегов.
921 год. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.
965 год. Разгром Хазарии Святославом.
969 — 972 гг. Святослав Игоревич — киевский князь.
980 — 1015 гг. Княжение Владимира I Святославича.
988 год. Принятие христианства на Руси.
1019 — 1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого.
1015 год. Восстание против варягов в Новгороде. Устав Ярослава Мудрого.
1015 — 1024 гг. Усобица сыновей Владимира I.
1036 год. Постройка Спасского собора в Чернигове.
1037 год. Постройка Софийского собора в Киеве.
1060 — 1070 гг. Крестьянские восстания на севере Руси.
1068 год. Нападение половцев на Русь. Восстание в Киеве.
1078 — 1093 гг. Княжение Всеволода Ярославича.
1095 год. Разгром половецкого хана Тугоркана.
1103 год. Долобский съезд князей.
1111 год. Поход русских князей против половцев на Донец.
Начало XII века. Пространная Русская Правда.
Около 1113 года. Летопись Нестора.
1113 год. Восстание в Киеве. 1113 — 1125 гг. Княжение Владимира II Мономаха в Киеве.
1125 — 1132 гг. Княжение Мстислава Владимировича в Киеве.
1136 год. Восстание в Новгороде. Образование отдельных русских княжеств.
1146 — 1154 гг. Княжение в Киеве Изяслава Мстиславича.
1147 год. Первое упоминание Москвы.
1152 — 1187 гг. Княжение Ярослава Осмомысла в Галиче.
1156 — 1174 гг. Княжение Андрея Боголюбского во Владимире Суздальском.
1170 — 1180 гг. Новый половецкий натиск на Русь.
1177 — 1212 гг. Княжение Всеволода Большое Гнездо.
1180 — 1194 гг. Княжение Святослава Всеволодича в Киеве.
1183 год. Объединенный поход русских князей на хана Кобяка.
1185 год. Поход Игоря Святославича против половцев, поход Кончака и Гзака на Русь.
1185 год. Создание «Слова о полку Игореве».
1209 год. Восстание в Новгороде.
1216 год. Липицкая битва.
1219 — 1221 гг. Завоевание Средней Азии татаро-монголами.
1223 год. Битва русских с татаро-монголами на реке Калке.
1237 — 1241 гг. Нашествие Батыя на Русь.
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РУСИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ IX—XIII ВЕКОВ
Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.
Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975.
Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982. Русская Правда (Памятники истории русского права. Вып. 1. М., 1952). Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. М., 1976.
Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X—XIII вв. М., 1977.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.
Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
Справочные работы Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. Советское источниковедение Киевской Руси. Л., 1979.
Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания. М., 1975.
Каргалов В. В. Древняя Русь в советской художественной литературе. Л., 1968.
Борис РЫБАКОВ История древнерусской литературы Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1977.
Памятники литературы Древней Руси XI — нач. XII в. Л., 1978.
Памятники литературы Древней Руси XII в. Л., 1980.
Памятники литературы Древней’Руси XIII в. Л., 1981.
Янин В. Л. «Я послал тебе бересту…». М., 1975. За землю Русскую (Памятники литературы Древней Руси XI-XV вв.). М., 1981.
Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве». М., 1976.
Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. Рыбаков Б. А. Автор «Слова о полку Игореве» и русские летописцы. М., 1972.
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960. История культуры История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. Т. I. История культуры Древней Руси. М.; Л., 1951.
Раинов Т. И. Т. II. Наука в России XI—XVII вв. М.; Л., 1940.
Кузаков В. К. Очерк развития естественнонаучных и технических представлений на Руси X—XVII вв. М., 1976.
Симонов Р. А. Кирик-новгородец — ученый XII в. М., 1980.
История искусства Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. III. Русское искусство с древнейших времен до нач. XVIII в. М., 1955.
Любимов Лев. Искусство Древней Руси. М., 1974.
Триста веков искусства. М., 1976. Василенко В. М.
Русское прикладное искусство. М., 1977.
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966.
Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
Асеев Ю. С. Джерела. Мистецтво Кивсько Рус. Кив, 1980.
Оnasсh Konrad. Ikonen. В., 1961. Faensen N., Iwanоw W. Altrussische Baukunst. В., 1972.