время монголо татарского ига на руси
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО
Установилось после монголо-татарского нашествия, в ходе которого большинство древнерусских княжеств были разгромлены (исключение составили Смоленское, Пинское, Туровское, Витебское, Полоцкое княжества и б. ч. Новгородской республики).
Ярче всего Монголо-татарское иго проявилось в политической сфере.
Ордынские правители стремились регулировать политические отношения между подвластными им русским княжествами, зачастую перекраивая политическую карту Руси, препятствуя усилению того или иного князя, разжигая соперничество и распри между русскими князьями и извлекая из этого прямые выгоды для себя. Так, в конце 1240-х годов наиболее авторитетный из русских князей Александр Ярославич Невский получил от монголов права на опустошённый Киев, которым он до тех пор не владел, а полагавшийся ему по наследству менее разорённый г. Владимир был передан его младшему брату Андрею Ярославичу.
После Тверского восстания 1327 года, важную роль в котором сыграл князь тверской и одновременно великий князь владимирский Александр Михайлович, хан Узбек, чтобы ослабить власть великого князя владимирского, разделил Владимирское великое княжество на две части. Опасаясь усиления московских князей, Узбек в 1341 году передал Нижний Новгород суздальским князьям. В 1360 году ярлык на великое княжение Владимирское был отобран у московских князей и передан князьям нижегородского дома; одновременно была восстановлена самостоятельность Галицкого (Галича Костромского) и Ростовского княжеств, ранее находившихся в зависимости от московских князей.
В 1371 году Мамай выдал ярлык на Владимирское великое княжество, которым владел московский князь Дмитрий Иванович, великому князю тверскому Михаилу Александровичу, в том же году выдал его вновь Дмитрию Ивановичу, не отобрав при этом у Михаила Александровича, а в 1375 году вторично выдал ярлык Михаилу. В 1370-1380-е годы московские войска одержали первые победы над ордынцами (битва на р. Вожа, 1378 год; Куликовская битва 1380 года), однако их значение было ослаблено в результате Тохтамыша набега 1382 года.
В 1383 году хан Тохтамыш вернул Михаилу Александровичу Кашинское княжество, которое по московско-новгородско-тверскому договору 1375 году объявлялось независимым от Твери. В 1411 и 1445 годы на непродолжительное время восстанавливалась политическая самостоятельность Нижегородского княжества (ещё в 1392 году присоединённого с согласия хана Тохтамыша к Московскому княжеству). Со временем выдача ярлыка на власть в том или ином княжестве стала сопровождаться спорадическими требованиями со стороны Орды денежных выплат и ценных подарков ханам, ханшам и их окружению.
Ещё одной тяжёлой повинностью населения русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монгольские войска, участвовать в их военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в военных операциях монголов против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. С конца XIII века население, по крайней мере, княжеств Северо-Восточной Руси уже не участвовало в столь отдалённых походах ордынских ханов.
Проявление политической самостоятельности, отказ уплачивать монголо-татарам дань вызывали многочисленные ордынские набеги XIII-XV веков. Например, на княжества Северо-Восточной Руси и Рязанское княжество за этот период их было совершено свыше 30. Ордынцы в среднем один раз в 6-7 лет нападали на русские земли, держа их население в постоянном напряжении.
Несмотря на установление Монголо-татарского ига, свою роль сохранила Русская православная церковь, т. к. монгольские законы предписывали покровительствовать религиозным институтам на завоёванных территориях как «молебникам» за монгольских ханов. Иерархи РПЦ и крупные церковные деятели сыграли важную роль в поддержании культурных традиций русских земель и княжеств в период Монголо-татрского ига, способствовали борьбе с ним.
Монголо-татарское иго перестало существовать после того, как великий князь московский Иван III Васильевич прекратил выплачивать дань Большой Орде (1472 год), а затем воспрепятствовал в результате Стояния на Угре 1480 году прорыву войск хана Ахмеда к Москве и восстановлению зависимости Руси.
Монголо-татарское иго имело негативные последствия для развития русских земель. Военные опустошения, тяжёлый податной пресс привели к их затяжному экономическому упадку. Резко уменьшилась численность городского населения, исчезли многие виды ремёсел. До конца XIII века на Руси не было построено ни одного города; резко сократились масштабы каменного строительства (достигло домонгольского уровня лишь в середине XIV века). Население было вынуждено оставить плодородные степные и лесостепные земли Южной Руси и уйти в лесные зоны Северо-Восточной Руси и заподные гористые местности Юго-Западной Руси (прежде всего в Галицкое княжество). Прервались хозяйственные и политические связи северных земель с южными; нарушились внешнеполитические связи Северо-Восточной Руси со странами Европы.
Учёные о мифическом татаро-монгольсоком иге
Термина «татаро-монголы» нет в русских летописях, нет его ни у В.Н. Татищева, ни Н.М. Карамзина… Сам термин «татаро-монголы» не является ни самоназванием, ни этнонимом народов Монголии (халха, ойраты). Это искусственный, кабинетный термин, впервые введенный П. Наумовым в 1823 году
К. Г. Скрябин, академик РАН:
«Мы не обнаружили в геноме русских заметных татарских привнесений, что опровергает теорию о монгольско-татарском иге. Отличий между геномами русских и украинцев нет никаких. С поляками у нас отличия мизерные».
Ю. Д. Петухов, историк, писатель:
Л. Н. Гумилёв, историк:
А. Д. Прозоров, историк, писатель:
«В 8 веке один из русских князей приколотил щит к воротам Царьграда, и утверждать, что России не существовало и тогда, получается затруднительно. Поэтому, в ближайшие века продажными историками для Руси было запланировано долговременное рабство, нашествие т. н. «монголо-татар» и 3 века покорности и смирения. Чем отмечена эта эпоха в реальности? Hе станем отрицать по лености своей монгольское иго, но… Как только на Руси стало известно о существовании Золотой орды, туда тут же отправились молодые ребята, чтобы… пограбить «пришедших на Русь татаро-монголов». Лучше всего описаны русские набеги 14 века (если кто забыл – игом считается период с 14 по 15 век). В 1360 году новгородские хлопцы с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин. Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали «пропивать зипуны» в городе Костроме. С 1360 по 1375 год русские совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налётов. В 1374 году новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Великого хана. В 1375 году смоленские ребята на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай. Причём правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато, ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена. В 1392 году ушкуйники опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повёл 250 ушкуев на Волгу и Каму. И вообще, бить татар, на Руси считалось не подвигом, а промыслом. За время татарского «ига» русские ходили на татар каждые 2-3 года, Сарай палили десятки раз, татарок продавали в Европу сотнями. Что делали в ответ татары? Писали жалобы! В Москву, в Hовгород. Жалобы сохранились. Больше ничего «поработители» сделать не могли»
1241 год по официальной датировке, битва при Легнице, польские-немецкие рыцари и татары-монголы. Отличить воюющие стороны невозможно:
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко, авторы «Новой Хронологии»:
К. А. Пензев, писатель:
«Историки утверждают, что, не в пример прежним, Батыево нашествие являлось особо зверским. Русь вся запустела, а запуганные русские вынуждены были платить десятину и пополнять Батыево войско. Следуя такой логике, Гитлер, как ещё более жестокий завоеватель, должен был набрать из русских многомиллионную армию и победить весь мир. Однако Гитлеру пришлось застрелиться в своем бункере
Монголо-татарское иго
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО — утвердившееся в исторической литературе обозначение эпохи монголо-татарского (ордынского) владычества над русскими княжествами.
Установлено в 1243 г., после монголо-татарского нашествия (походы Батыя 1237-1238 и 1239-1242 гг.).
Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской империи и сохранили самобытность своего государственного устройства, частичную автономию и свои правящие княжеские династии. Ханы Золотой Орды наложили на изъявивших им покорность правителей «Русского улуса» тяжелую дань («ордынский выход») и принуждали князей принимать участие в своих походах. Малейшее непокорство со стороны князей наказывалось опустошительными набегами.
В 1243 г. великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича вызвали в ставку Батыя, вернувшегося из похода в Европу. Разгромленная Русь была не в состоянии бороться с монголами, и Ярослав вынужденно покорился Орде. Его младший сын Константин был послан в столицу Монголии Каракорум и получил там от имени отца ярлык 1 (грамоту) на великое владимирское княжение. Тогда же Ярослава Всеволодовича признали «старейшим» князем Руси.
Ярлыки на свои княжества получили и другие князья. Им также пришлось ехать в Орду и в знак покорности подчиниться монгольским обрядовым ритуалам. Лишь один из князей, Михаил Всеволодович Черниговский, отказался поклониться языческим идолам и был за это казнен.
Дольше всех русских князей отказывался ехать в Орду за ханским ярлыком Даниил Романович Галицкий. Но в 1245 г. к нему прибыл татарский посол с кратким, но грозным требованием Батыя: «Дай Галич«. Подобно другим князьям Даниилу Романовичу пришлось признать над собой власть потомков Чингисхана.
В кон. XIII в. хан Берке передал сбор дани с русских земель на откуп мусульманским купцам («бесерменам»), стремившимся к быстрому обогащению за счет увеличения поборов с населения. Произвол «бесерменов» вызвал восстания в русских городах, после которых ханы передали сбор дани в руки князей, лишь в особых случаях посылая баскаков на Русь. Последним баскаком был Чол-хан («Щелкан»), против действий которого в 1327 г. произошло восстание в Твери. Оно было подавлено. Ярлык на великое княжение и право сбора дани были переданы московскому князю Ивану I Калите.
Ордынское владычество над русскими землями значительно ослабло после 1359 г. В тот год хан Бердибек был убит своим братом Кульной, и в самой Орде начались междоусобицы — «Великая замятия». В условиях ханских усобиц происходило быстрое возвышение Московского княжества. Попытка темника Мамая, захватившего власть на правобережье Волги, разгромить войско московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) закончилась сокрушительным поражением в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). Несмотря на тяжкие последствия нападения хана Тохтамыша, которому удалось 26 августа 1382 г. захватить Москву и вынудить Дмитрия Ивановича возобновить выплату дани, великокняжеский стол с тех пор стал передаваться московскими князьями своим детям по наследству как их «отчина».
Восстановленное Тохтамышем монголо-татарское иго просуществовало еще целое столетие. Лишь в 1476 г. великий князь Иван III окончательно прекратил выплату дани правителю Большой Орды Ахмат-хану. В 1480 г. Иван III в результате «Стояния на Угре» воспрепятствовал войску Ахмата совершить нападение на русские земли и полностью восстановил независимость Русского государства.
автор статьи В. Волков
КОММЕНТАРИИ
1
ЯРЛЫК (тюрк. — повеление, приказ) — письменный документ, грамота, выдаваемая от имени монгольских ханов.
В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. В это время ордынские ханы считались «хозяевами» по отношению к русским князьям. Русским князьям приходилось ездить в Орду, чтобы получить ярлык на княжение. Таким образом ханы контролировали политическую ситуацию в подвластных им русских землях. Получив ярлык на великое княжение из рук ордынцев, Дмитрий Иванович Донской своему сыну Владимиру I Дмитриевичу завещал престол, уже не испрашивая разрешения Орды. Последним князем, получившим в Орде ярлык, стал Василий II Темный (1462).
Ханы выдавали ярлыки также русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.
2
БАСКАКИ (тюрк.) — представители монгольских ханов в завоеванных землях.
Баскаки должны были обеспечить учет населения, сбор дани и выполнение других повинностей в пользу ордынских ханов. В ведении баскаков состояли особые военные отряды. На Руси они появились в сер. XIII в. В кон. XIII в. русские князья добились права самостоятельно собирать дань. Но в нач. XIV в. ордынские ханы вновь стали присылать баскаков. Для русских людей баскаки стали зримым воплощением монголо-татарского ига. В русский фольклор вошло имя баскака Чол-хана, которого на Руси прозвали Щелканом: «У которого денег нет, у того дитя возьмет. У которого дитя нет, у того жену возьмет. У которого жены-то нет, того самого головой возьмет». В 1327 г. Чол-хан бесчинствовал в Твери. Однажды на торгу баскак силой отнял коня у дьякона Дудко. Тот закричал: «О мужи тверские, не выдавайте!» Горожане бросились ему на помощь, завязалась драка с ордынцами. По звуку набата тверичи собрались на площади и решили рсправиться с ненавистными сборщиками. Отряд Чол-хана перебили, а сам он сгорел в княжеском дворце, где пытался укрыться. Восстание было подавлено страшной «Федорчуковой ратыо», присланной из Орды.
В 30-е гг. XIV в. князь Иван Данилович Калита окончательно добился передачи сбора ордынской дани в руки русских князей. С этого времени баскаки более на Русь не присылались.
3
ДАНЬ — натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.
В IX-X вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. X в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники «кружения» (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В XI-XII вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В XIII-XV вв. русские земли платили дань («выход») ханам Золотой Орды.
Монгольское иго
Монго́ло-тата́рское и́го — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках. Иго установлено в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах. В Южной Руси длилось до её поглощения Великим княжеством Литовским в середине XIV века. В Северо-Восточной Руси ликвидировано в 1480 году.
Русские земли сохранили местное княжеское правление. Князья платили дань ханам и получали от них ярлыки на владение своими землями. На территории русских княжеств не было постоянного монголо-татарского войска. Контроль осуществлялся баскаками и прочими представителями монголо-татарских ханов. Периодически иго поддерживалось карательными походами и наказанием непокорных князей.
Содержание
Термин
Термин «татарское иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XIV—XV века в Польше в исторической литературе. Считается, что принадлежит он перу Матвея Меховского, профессора Краковского университета. [1] Словообразование «монголо-татарское иго» употребил первым в 1817 году Х.Крузе, книга которого в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге. [1]
Иго в Северо-Восточной Руси
Регулярная эксплуатация русских земель путём сбора дани началась после переписи 1257—1259, проведённой монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельских местностях — хозяйство («деревня», «соха», «плуг»). В XIII веке размер выхода составлял полгривны с сохи. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым и др. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). «Ордынские тягости» истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.
В конце 50 — начале 60-х гг. XIII века дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы — «бесермены», откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла в Монголию, великому хану. В результате народных восстаний 1262 в русских городах «бесермены» были изгнаны, что совпало по времени с окончательным обособлением Золотой Орды от Монгольской империи. Обязанность сбора дани перешла к местным князьям. Для поддержания ига ханы Золотой Орды неоднократно предпринимали грабительские вторжения в русские земли. Только в 70—90-х годах XIII века ими было организовано 14 походов. Рабы и материальные ценности, захваченные ордынцами на Руси, сбывались через генуэзские и венецианские торговые колонии (Кафа и др.), находившиеся в Крымском улусе.
Однако борьба Руси за независимость продолжалась. В 1285 великий князь владимирский Дмитрий, сын Александра Невского, разгромил и изгнал карательное войско «ордынского царевича». В конце XIII — 1-й четверти XIV вв. неоднократные «вечевые» выступления в русских городах (в Ростове — 1289 и 1320, в Твери — 1293 и 1327) привели к ликвидации системы баскачества. Московский князь Иван I Данилович Калита (княжил в 1325—40) добился права собирать «выход» со всех северо-восточных русских княжеств и Новгорода. В XIV веке размер выхода равнялся рублю с двух сох. «Московский выход» составлял 5—7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. рублей.
С середины XIV века распоряжения ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной силой, русскими князьями уже не выполнялись, так как в Орде началась «великая замятня» — частая смена ханов, боровшихся друг с другом за власть и правивших одновременно в разных частях Орды. Западная её часть оказалась под контролем тёмника Мамая, который правил от имени марионеточных ханов. Именно он претендовал на верховенство над Русью. В этих условиях московский князь Дмитрий Иванович Донской (1359—1389) не подчинялся ханским ярлыкам, выданным его соперникам, и силой захватил Великое княжество Владимирское. В 1378 он разгромил карательное ордынское войско на р. Воже (в Рязанской земле), а в 1380 одержал победу в Куликовской битве над армией Мамая. Хотя Дмитрий Донской выступал против увеличения размера дани, а не против ига как такового, и после воцарения в Орде соперника Мамая и законного хана — Тохтамыша Москва была разорена ордынцами в 1382 году, Дмитрий Донской сохранил великое княжение и впервые смог передать его своему сыну без ханского ярлыка, как «свою отчину». В дальнейшем дань выплачивалась нерегулярно, а попытка главы Золотой Орды Едигея (1408) полностью восстановить власть над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы привели к её распаду на несколько ханств и поставили под вопрос дальнейшее сохранение ига.
В середине XV века, татарские отряды провели несколько опустошительных военных походов (1439, 1445, 1448, 1450, 1451, 1455, 1459), однако восстановить свою власть над русскими землями они уже не смогли. Объединение русских княжеств вокруг Москвы создало благоприятные условия для полной ликвидации зависимости от татар. Великий князь московский Иван III в 1476 отказался уплачивать дань хану. После неуспешного похода хана Большой Орды Ахмата и так называемого «Стояния на Угре» в 1480 году монголо-татарское иго было полностью ликвидировано.
Иго в Юго-Западной Руси
Зависимость Галицко-Волынского княжества от монголо-татар формально была установлена в 1246 году во время поездки Даниила Галицкого («дани хотят», «холопом называется») и явилась следствием выдвижения монголо-татарами неприемлемых территориальных претензий («Дай Галич»). В начале 50-х годов XIII века отмечается присутствие баскаков в городах Понизья и Волыни и их изгнание галицкими войсками. Первое и единственное (после битвы на Калке) из достоверно известных столкновений галичан с монголо-татарами (1254 год, согласно Ипатьевской летописи 1257 год) стало первой в истории победой русских над монголо-татарами.
Последствия
| |
Древние славяне, русы (до IX века) | |
---|---|
Киевская Русь (862—1242) | |
Русские княжества (XII—XVI века) | |
Советский Союз (1922—1991) | |
Российская Федерация (с 1991) | |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. В настоящее время большинство историков также подчёркивает, что иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Советские историки отмечали, что иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства, нарушило процесс государственной консолидации земель и привело к усилению феодальной эксплуатации русского народа, который оказался под двойным гнётом — своих и монголо-татарских феодалов.
Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» (Рыбаков Б. А. «Ремесло Древней Руси», 1948, с.525-533; 780—781).
Однако ещё Карамзин отметил, что татаро-монгольское иго сыграло важную роль в эволюции русской государственности. Помимо этого он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные междоусобные войны на Руси.
Сторонники идеологии евразийства (Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий и др), не отрицая крайней жестокости монгольского господства, переосмыслили его последствия в позитивном ключе. Они высоко ценили религиозную терпимость монголов, противопоставляя её католической агрессии Запада. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилев. По его мнению, взаимодействие Орды и Руси было выгодным политическим союзом, прежде всего, для Руси, и сам факт нашествия и ига является полнейшим вымыслом западных «историков». [6]
Перечень походов монголо-татар на русские княжества
Перечень русских князей, посещавших Орду
Хронологический и именной перечень русских князей, посещавших Орду с 1242 по 1430 год.