время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма тёща!

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Ушла из жизни актриса Нина Русланова

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Ушёл из жизни Валерий Гаркалин

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Фёдора Бондарчука?

Журнал

Как снимали космическую драму «Время первых»

Кто был главным консультантом фильма, как создавали невесомость и почему Юрия Быкова отстранили от съёмок…

Идея снять фильм о выходе человека в открытый космос принадлежит актёру Евгению Миронову. Он посмотрел документальный фильм про космонавта Алексея Леонова и захотел лично познакомиться с легендой. В 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком в истории, который шагнул за борт корабля «Восход-2» в неизведанное космическое пространство… Миронов взял с собой сценариста Юрия Короткова, и они поехали в гости. В результате встречи Алексей Леонов одобрил затею и согласился стать главным консультантом будущего фильма. Евгений Миронов был не только продюсером масштабного проекта, но и сыграл главную роль.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Подробности первого выхода человека в открытый космос долгое время были засекречены. За успешным покорением Советским Союзом космического пространства скрывалась череда нештатных ситуаций. Чтобы обогнать американцев, полёт корабля «Восход-2» перенесли с запланированного 1967 года на 1965-й, и у конструкторов осталось минимальное количество времени на расчеты и испытания…

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Снимать фильм «Время первых» начал режиссёр социальных драм Юрий Быков, но на двух третях фильма продюсеры отстранили его от работы. По официальной версии — не устроило режиссёрское видение космоса, по кулуарной — Быков вёл кино в сторону человеческой драмы, а продюсеры хотели зрелищный фильм-катастрофу, наш ответ голливудской «Гравитации». Так как сцены на земле почти все закончили, нового режиссёра Дмитрия Киселёва пригласили заняться космическими эпизодами и финалом фильма.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Юрий Быков подробно снимал историю становления Первого отряда — в фильме был и Гагарин, и Терешкова, и другие известные космонавты, а сам полёт был уже ближе к концу фильма. Новый режиссёр решил, что появление Гагарина сразу оттянет внимание зрителей от главного героя фильма, и вырезал все сцены с его участием. В целом в корзину отправилось минут 40 экранного времени — почти всё, что не относилось непосредственно к полёту. Сценарий практически весь переписали, а то, что уцелело от первоначальной версии фильма, было перемонтировано.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Помимо Алексея Леонова над фильмом работали и другие люди, знающие о космосе не понаслышке. Съёмки консультировал и Виктор Благов, который принимал участие ещё в подготовке гагаринского старта, а позже руководил запуском «Восхода-2». Одного из героев второго плана озвучил действующий космонавт Фёдор Юрчихин. Художникам фильма дали доступ к информации о внешних данных космических приборов, но посмотреть на них вживую не пустили — все устройства до сих пор засекречены. Зато создатели фильма и актёры провели немало времени в Центре подготовки космонавтов, правда снимать там тоже не разрешили.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Роль напарника Алексея Леонова — космонавта Павла Беляева — сыграл Константин Хабенский. Его утвердили без проб, так как продюсеры фильма хотели, чтобы именно он сыграл этого героя. К съёмкам Хабенский и Миронов готовились в спортзале — им предстояло сниматься в скафандрах, которые весили 30 килограмм. Это были облегчённые версии настоящих скафандров 60-х — их делали специально для съёмок, но из материалов, которые используются в космонавтике.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Одними из самых сложных были сцены в невесомости — Евгений Миронов вспоминал, что два дня на тросах ему дались очень тяжело. Постановщик трюков придумал систему подвесов, которая балансировала вес актёров. В расслабленном состоянии они действительно чувствовали невесомость, зато для движений в пространстве надо было сильно напрягаться, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица…

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Для съёмок разработали систему дополненной реальности, которая позволяла режиссёру и оператору видеть на экранах актёров не на зелёном фоне, а непосредственно «в космосе». Некоторые кадры снимали в перевёрнутых декорациях, правда, при этом актёрам приходилось висеть вниз головой. Именно так снимали сцену в шлюзе, где Евгений Миронов безуспешно пытался повторить трюк Алексея Леонова — кувырок в узком пространстве.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Основная часть съёмок проходила в Москве. В одном из ангаров бывшего завода ЗИЛ художники выстроили три макета «Восхода-2» почти в натуральную величину. В одном из них снимали интерьеры корабля, второй использовали для «космических» эпизодов, а третий — для сцен в тайге. Саму тайгу снимали около посёлка Усьва в Пермском крае, где несколько лет назад работала съёмочная группа фильма «Географ глобус пропил». До этой съёмочной площадки добираться приходилось с помощью альпинистского снаряжения.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Фильм планировали выпустить в прокат в 2016 году, но из-за смены режиссёра в сроки не уложились и перенесли премьеру на апрель 2017 году. Оказалось, что на эти даты в планах уже стоит другая космическая драма — «Салют-7». Уступать, конечно, никто не хотел и к конфликту подключили Министерство культуры. Там создали экспертный совет, в который вошли продюсеры, режиссёры и кинопрокатчики, посмотревшие оба фильма. После споров было вынесено решение — «Салют-7» переносится на осень, к юбилею запуска первого искусственного спутника Земли, а «Время первых» триумфально выходит ко Дню космонавтики.

Источник

«Время первых»: что правда, а что вымысел

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Надо признать, зрелище получилось эффектное. Но удалось ли авторам фильма достоверно показать один из ярчайших эпизодов в истории советской космонавтики? Давайте разбираться.

Фильм начинается с происшествия из лётной практики Леонова. Якобы именно после случая с аварийной посадкой генерал-лейтенант Николай Каманин выбрал его в отряд космонавтов за умение принимать нестандартные решения в экстремальных ситуациях: «Сумасшедшие нам нужны». Это правда?

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Будь Леонов таким недисциплинированным, как показано в фильме, он бы не попал в космонавты

По рассказам Леонова, эпизод с экстремальной посадкой действительно был. Впрочем, реальная посадка вряд ли выглядела так лихо, как в фильме, поскольку настоящий самолёт на подобных скоростях разрушился бы. В интервью Леонов рассказывал, что проблема возникла не в двигателе, как показано в фильме, а при выпуске шасси, что, конечно, смотрится не столь эффектно.

Генерал Каманин, курировавший отряд космонавтов, не мог присутствовать при этом эпизоде, поскольку поисками будущих космонавтов сам не занимался. Авиаполк, где служил Леонов, посетил Евгений Карпов — первый начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК). На молодого лётчика он обратил внимание не из-за аварийной посадки, а из-за его таланта художника. Благодаря Карпову Леонов был направлен на обследование для отбора в отряд космонавтов. К слову, «нагрузочные пробы» давались Леонову тяжело, и он подумывал попроситься обратно в полк, но его отговорил Юрий Гагарин.

Кстати, о Гагарине. В фильме совсем нет первого космонавта. Неужели он был занят более важными делами, чем подготовка экспедиции на орбиту?

Отсутствие в фильме Гагарина объяснить трудно. В действительности он не только участвовал в подготовке полёта «Восхода-2» как начальник отдела лётно-космической подготовки и заместитель начальника ЦПК, но и фактически руководил действиями экипажа с наземного пункта во время полёта. Если бы авторы фильма соблюдали историческую достоверность, Гагарин бы постоянно находился в кадре.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Именно Гагарин, а не Брежнев, на самом деле говорил с космонавтами с Земли

Основным сюжетным конфликтом в фильме стало противостояние между генерал-лейтенантом Каманиным и главным конструктором Королёвым. При этом Каманин показан беспощадным чиновником, который готов пожертвовать космонавтами ради достижения рекорда, а Королёв — осторожным и ответственным человеком, озабоченным безопасностью полётов. Это правда?

Всё было с точностью до наоборот. Инициатором создания кораблей «Восход» на основе одноместных «Востоков» стал как раз Сергей Королёв. Он был обеспокоен тем, что руководство страны теряет интерес к ракетно-космической программе и сокращает финансирование, поэтому предложил срочно поставить несколько рекордов, обогнав американских конкурентов. На «Восходе-1» в космос должны были отправиться сразу трое космонавтов; на «Восходе-2» предполагалось осуществить первый выход в открытый космос.

Затея была настолько рискованной, что от неё поначалу отказались даже сотрудники, подчинённые непосредственно Королёву. Скептически был настроен и Каманин, который полагал, что работу по созданию военно-космических сил нельзя приносить в жертву рекордам. Однако Королёв использовал своё влияние и связи с Хрущёвым, чтобы продавить проект.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Чтобы подчеркнуть положительность Королёва, создатели очернили генерала Каманина, героического лётчика. Конечно, в жизни он не предлагал «угробить» космонавтов

Разумеется, главный конструктор тоже заботился о безопасности (например, на корабли «Восход» был установлен второй тормозной двигатель, хотя на «Востоках» стоял всего один), но не испытывал тех колебаний, которые столь драматично показаны в фильме. К примеру, он планировал осуществить полёт «Восхода-2» в ноябре 1964 года, и именно Каманин настоял на более поздней дате — февраль-март 1965-го. Причём главным аргументом генерал-лейтенанта была как раз безопасность.

В фильме Каманин зачем-то показан злодеем, который готов принести космонавтов в жертву. Но подобного никогда не было — они с Королёвым несли персональную ответственность за успех полётов и понимали, что авария с гибелью людей недопустима.

Насколько достоверно показан экипаж «Восхода-2»? Действительно ли Леонов был «хулиганом», а Беляев — «мизантропом»?

Образы Алексея Леонова и Павла Беляева упрощены до условности: Леонов представлен наглецом, которому почему-то всё прощают, а Беляев — мрачным меланхоликом, который не очень-то хочет лететь в космос. В реальности и Леонов, и Беляев были опытными членами отряда космонавтов из «гагаринского» набора 1960 года. Они прекрасно знали, что отчисление обернётся для них жизненным крахом (примеры были перед глазами), поэтому боролись за право участвовать в космических проектах.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Характеры Леонова и Беляева в фильме упрощённо-условные

Одной из причин, почему Беляев не может лететь в космос, в фильме назван перелом ноги, полученный Павлом Ивановичем якобы по вине «хулигана» Леонова. Действительно, Беляев получил серьёзную травму при парашютных прыжках. Но было это ещё в августе 1961 года, задолго до начала работы над проектом «Восход». Леонов никак не был связан с травмой и не мог испытывать по этому поводу чувство вины.

К сожалению, в фильме почти не нашлось места дублирующему экипажу. Помимо Леонова и Беляева, к полёту на «Восходе-2» готовились Евгений Хрунов, Виктор Горбатко и Дмитрий Заикин. Все они проходили тренировки на корабле в монтажном цеху и осваивали невесомость в самолёте-лаборатории «Ту-104». В фильме показан только Хрунов, и то мельком.

Реконструкция полёта «Восхода-2» в фильме производит сильное впечатление. Правда ли, что космонавтам пришлось пережить столько приключений на грани выживания?

Реконструкция полёта, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадёжны, как показано на экране.

Возможное раздутие скафандра было предусмотрено заранее, и Леонов, обнаружив, что не может влезть в шлюзовую камеру, не импровизировал, а воспользовался разработанной процедурой снижения давления. И от дефицита дыхательной смеси он не страдал, поскольку она поступала не только из баллонов, но и по шлангу с корабля (запас позволял оставаться в безвоздушном пространстве до четырех часов). Самой трудной операцией стал разворот в узком пространстве камеры, что считалось почти невозможным, но, как мы знаем, Леонов справился.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Космический полёт снят очень зрелищно, но не без преувеличений

Позже космонавты действительно обнаружили, что внутренняя атмосфера быстро насыщается кислородом. В фильме они вручную вскрывают одну из панелей и под угрозой пожара героически отсоединяют какие-то проводки. Но эта сцена придумана от начала до конца. На самом деле космонавты не смогли установить причину проблемы и по совету с Земли снизили температуру и влажность воздуха в кабине, однако эффекта это не произвело.

Что тогда произошло, никто по сей день точно сказать не может. Наиболее популярна версия, что из-за разницы температур внешний корпус корабля деформировался, и на срезе выходного люка образовалась щель. Через неё утекал воздух, а система жизнеобеспечения восприняла процесс как аварийный и стала нагнетать в кабину кислород. Только через семь часов полёта сработал аварийный клапан перепуска, корабль тряхнуло вибрационным толчком, и крышка плотно «села» на место, закрыв щель.

Проблема с автоматическим спуском, красочно показанная в фильме, была в реальности, но и тут авторы «Времени первых» заметно переборщили с ужасами. Беляев был хорошо подготовлен к операции ручного спуска и сориентировал корабль за несколько секунд. Если бы он ошибся и корабль вместо схода с орбиты поднялся бы на более высокую, у Беляева оставался бы ещё один шанс исправить ситуацию — резервный тормозной двигатель. Однако пользоваться им, как мы знаем, не пришлось.

Что касается угрозы «отскока» спускаемого аппарата от атмосферы, эта безграмотная коллизия придумана авторами фильма. Они, видимо, ориентировались на фильм «Аполлон-13», но не учли, что корабли типа «Восход» двигались по орбите со скоростью ниже второй космической и «отскок» им, в отличие от «Аполлонов», не грозил.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

ЦУП, показанный в фильме, взят скорее из картины «Аполлон-13», чем из истории

Создатели не сумели избежать ошибок и при показе Центра управления полётами. В том виде, как на экране, он никогда не существовал. Вообще ЦУП, похожий на американский, появился только в 1970-е годы. Большие антенны Центра дальней космической связи в Евпатории, которые якобы обеспечивали связь с «Восходом-2», на самом деле используются для других целей. Выход Леонова в открытый космос несколько минут демонстрировался в прямом телеэфире, но в то время не было технической возможности транслировать весь полёт. И переговоры космонавта с главой государства, Леонидом Брежневым, тоже выдуманы.

В финале космонавты едва не замерзают насмерть в тайге, вслух прощаются с жизнью, а руководство уже готовит им некрологи. Всё и вправду было так драматично?

Действительно, из-за неудачного расположения кресел в «Восходе-2» для ручного спуска космонавтам пришлось подняться, что сыграло свою роль при посадке. При работе тормозного двигателя возник нерасчётный эксцентриситет, и это привело к перелёту корабля от «точки прицеливания» на 165 км. Космонавты приземлились в глухой тайге, где мороз по ночам достигал −25 °С.

Но их положение было не столь бедственным, как показано в фильме. На поиски отправилось сразу несколько групп, сигналы радиомаяка перехватил радиолюбитель в Ташкенте (в фильме почему-то упоминается Сахалин), а космонавты грелись у костра. Место посадки «Восхода-2» обнаружили за четыре часа, и с того момента над ним посменно барражировали самолёты. Космонавтам сбрасывали тёплую одежду, продукты и коньяк. На следующий день спасатели нашли в двух километрах от них площадку для посадки вертолёта, высадились там и на лыжах добрались до «Восхода-2». Экспедиция завершилась в рабочем порядке, без экранного драматизма.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

«Зимовка» в тайге в реальности была не такой драматичной

«Время первых» снято на достойном визуальном уровне и даёт общее представление о проблемах советской космонавтики «героико-романтического» периода. Однако, к сожалению, ради сюжетной динамики и красивых спецэффектов создатели пожертвовали исторической и, главное, психологической достоверностью. Мы, конечно, понимаем, что художественная условность кино допускает некоторые вольности. Но, право слово, история «Восхода-2», сама по себе захватывающая, не нуждалась в «творческой доработке».

Источник

Пятьдесят лет под грифом «Секретно»: почему надо смотреть фильм «Время первых»

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история

Фильм «Время первых» вышел в прокат в 2017 году. На премьеру в Нижний Новгород приезжал один из его продюсеров Тимур Бекмамбетов. Wday пообщался со звездным гостем и выяснил, почему надо обязательно посмотреть эту картину.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяфото: kinopoisk.ru – Ваши проекты «Елки», «Особо опасен», «Ирония судьбы. Продолжение» и другие пользуются огромной любовью у российского кинозрителя. Что вас вдохновило на создание картины «Время первых»?

– Рассказ участника событий, героя-космонавта Алексея Леонова. Более 50 лет никто не знал про эту историю.

– Долго вы искали актеров на роли?

– Недолго. Евгений Миронов, продюсер фильма, пришел ко мне с предложением снять фильм про космонавтов, потому что очень хотел сыграть роль Леонова. Поэтому одного из героев мне искать вообще не пришлось. Выбор второго героя, Константина Хабенского, был достаточно очевиден. Миронов и Хабенский очень хорошо вместе смотрятся в кадре.

– На съемках нередко происходят забавные ситуации. Были ли такие во время работы над фильмом о космосе?

– Как рассказывает Женя Миронов, во время съемок невесомости у них с Костей была паническая атака, потому что они сидели в закрытых шлемах, привязанные тросиками.

Они весели на тросах в шлемах. Сами снять шлемы они не могли, как и выпутаться без посторонней помощи. У них периодически начинались приступы клаустрофобии. Они по очереди определились (чтобы их не посчитали слабыми), что сначала один поднимает тревогу, чтобы с них сняли костюмы, а потом второй. Это тяжело им далось, это было преодоление.

У них была большая подготовка к роли, но в любом случае она не учитывает того, что космонавты заняты выживанием, поэтому им не до таких проблем, как клаустрофобия.

Еще была такая история. Когда Алексей Леонов первый раз посмотрел фильм, снятый по его рассказу, он сказал, что нужно вырезать одну из сцен. Мы спросили, какую именно, а он ответил, что там есть сцена (лучшая в фильме, по нашему мнению), где у Сергея Королева, руководившего космической программой СССР, от переживаний за своих подопечных случается сердечный приступ и он падает во Дворце съездов в Кремле. Он упал на мраморный пол, и эту сцену очень эффектно сыграл Владимир Ильин. Однако Леонов сказал, что этот кадр необходимо вырезать.

Мы спросили, почему, а он ответил, что герои не могут падать. Это был удивительный урок для нас, кинематографистов, который позволил понять, почему так много наших фильмов не пользуется любовью зрителей. В них герои часто падают.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяКадр из фильма, фото: kinopoisk.ru время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяКадр из фильма, фото: kinopoisk.ru время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяКадр из фильма, фото: kinopoisk.ru время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяКадр из фильма, фото: kinopoisk.ru время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная историяТимур Бекмамбетов на премьере в Нижнем Новгороде – То есть герой должен быть каким-то недосягаемым, идеальным?

– Герой должен просто держаться на ногах, чего бы ему это ни стоило.

– Вы один из самых востребованных режиссеров сегодня, огромное количество времени проводите, работая не только в России, но и за рубежом. Есть ли какие-то принципиальные отличия от работы здесь и там?

– В данной картине я выступал как продюсер. В этом фильме моя задача была — предоставить как можно больше возможностей режиссеру Дмитрию Киселеву, который работает со мной последние 20 лет. Сначала он работал в моей команде монтажером, потом был режиссером экшен-сцен. Теперь он вырос и снял замечательный фильм. Моя задача как продюсера заключалась в создании для него условий, которых я часто не имею, выступая в роли режиссера в Америке. Очень важно, чтобы был кто-то, кто тебя сможет защитить, понять, взять на себя риски.

Есть одна проблема: в России долго стеснялись делать героическое кино, потому что мы длительное время жили в советское время, когда очень много врали, а показывать героизм считалось постыдным. Но сейчас ситуация изменилась, и я этому очень рад.

– У каждого в жизни бывают взлеты и падения. Были ли в вашей карьере неуспешные проекты? Есть ли фильмы, которые дороги вам как автору, но лежат на полке?

– Да. Есть сериал, который называется «Наши 90-е». Он так и не вышел на экраны в 1999 году. Это псевдодокументальный фильм про 90-е годы. Картина снята как документальный фильм, но она игровая. Это фильм о том, как прошли 90-е годы в России. Картина не вышла по политическим соображениям. Сейчас такого нет. Мы всегда добиваемся, чтобы фильм дошел до зрителя.

Смотрите фильм «Время первых» на Первом канале в субботу, 10 апреля, в 21:20.

Источник

Как космический зануда на «Время первых» ходил

Самый главный спойлер — фильм мне понравился. Он хорош, но не идеален. А некоторые его неточности и особенности интересны и дают повод поговорить о физике, космической технике и организации полетов.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Кадр из второго официального трейлера фильма «Время первых»

О происхождении фактов

Главным консультантом фильма был лично Алексей Архипович Леонов, полету которого и посвящена картина. Его авторитет огромен, и то, что он одобрил фильм, буквально заставляет подумать, что все было дословно так, как показано на экране. Но нужно понимать, что фильм все-таки художественный, и в нем могут быть как случайные ошибки, так и изменение реальных событий в угоду видения сценариста и режиссера. К счастью, полет «Восхода-2» был хорошо описан в двух очень авторитетных источниках — мемуарах «Ракеты и люди» Бориса Евсеевича Чертока, который был непосредственным подчиненным С.П. Королева и занимался системами управления, и дневниках генерала Николая Петровича Каманина, который руководил отбором и подготовкой советских космонавтов. Оба они, кстати, показаны в фильме.

Проблема излишней драматизации

В самом начале фильма показана авария самолета, который пилотирует Леонов. И тут начинается — если пикирование, то отвесное, если выход из пикирования — то в сантиметрах от земли. Самое печальное, что эта история вполне могла иметь место в реальности — двигатели реактивных самолетов действительно необходимо раскрутить набегающим потоком для запуска в воздухе, только вот пикирование потребуется достаточно пологое. И тогда не было бы вопиющей нереальности посадки — попытка сесть так, как на экране, закончилась бы отрыванием шасси при выпуске их на недопустимо высокой скорости и катастрофой. И напряжение бы сохранилось, если бы сделали акцент на том, как Леонов пытается дотянуть до полосы, перебарывая технику.

Дальше педаль тоже не отпускают — если кислород кончается, то он кончится совсем в самый последний момент, если спасают — то увидев последнюю сигнальную ракету на последних остатках топлива, которое волшебным образом перестает кончаться, как только космонавтов заметили. На фоне подлинной драмы того, что было в реальности, это выглядит как-то несерьезно и надуманно.

Что ты сейчас процитировал?

Снимать оригинальное кино сложно. Яркие фильмы, ставшие первыми или крайне успешными в какой-то области, часто порождают штампы, которые потом используются в других картинах. Весь вопрос в уместности. «Время первых» отчетливо цитирует «Гравитацию», «Гагарин: Первый в космосе» (или даже «Гладиатор»), «Аполлон-13». И лично на мой взгляд, цитаты не совсем к месту — ты успеваешь сообразить, что тебе только что процитировали, и понимаешь, что в принципе это было не обязательно, потому что цитаты скорее искажают реальные события, и без них можно было бы обойтись.

Эта замечательная техника

А вот техника и показ ее работы на экране получились на высочайшем уровне и мне понравились больше всего. Зимний старт ракеты красивее летнего, а благодаря компьютерной графике мы видим события так, как не покажет ни одна реальная камера.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Отделение боковых блоков, кадр из третьего официального трейлера

На фоне такой красоты реальные съемки бортовой камеры выглядят бледнее. А еще в фильме прекрасно показана работа рулевых двигателей и аэродинамических рулей первой ступени, наддув и сброс шлюзовой камеры, сброс резервного тормозного двигателя. Даже блок И (третью ступень) закрутили в правильную сторону после выведения, хотя и изобразили это не очень четко. Наглядно показана работа с прибором «Взор», по которому строят правильную ориентацию на торможение. Очень хорошо продемонстрирована работа парашютной системы, которая в компоновке с двумя парашютами и двигателем мягкой посадки над кораблем была такой только у «Восходов».

В то же время, конечно же, не обошлось без небольших технических ошибок.

Во-первых, последняя команда на пуск ракеты дается поворотом одного механического ключа — т.н. «ключ на старт». Слова «Предварительная», «Промежуточная», «Главная», «Подъем» (ее в фильме не было) обозначают этапы увеличения тяги двигателей и выполняются ракетой самостоятельно. Переключения тумблеров, как в фильме, нет, а человек, произносящий эти слова, просто оповещает тех, кто не видит индикаторы у него на пульте. Операции по пуску ракет семейства «Р-7» в целом не изменились, и сейчас поворачивают такой же ключ и произносят те же слова. Вот видео реального старта, на 9:57 с ключа на старт свинчивают предохранительную крышку.

Во-вторых, зачем-то цитируются происшествия, которых не было в этом полете. При торможении у корабля не отделяется агрегатный отсек, что было в реальном полете Гагарина, но проблемы с разделением отсеков у «Восхода-2» не упоминаются ни у Каманина, ни, что важнее, у Чертока, а ведь электрика была его профилем работы. Далее, Кириллов (диктор) при записи сообщения о гибели космонавтов фактически пересказывает катастрофу Комарова на «Союзе-1», что не очень уместно.

В-третьих, Леонов стравливал атмосферу в скафандре не наобум — конструкторы предусмотрели возможность снижения давления с 0,4 атмосферы до 0,27. Главный риск был в кессонной болезни — если бы в крови Леонова оставался азот, он мог закипеть и заблокировать нормальный ток крови по сосудам. Но космонавты к тому моменту уже примерно час дышали чистым кислородом, и азот из крови успел исчезнуть. К сожалению, это никак не объясняется в фильме, а на фоне того, что Леонов показан лихачом, игнорирующим правила, выглядит хуже, чем могло бы.

В-четвертых, зачем-то вместо правильного названия команд цикла посадки — «Спуск-1», «Спуск-2» и «Спуск-3» используется выражение «Цикл-4». Индикаторы этапов спуска даже можно успеть разглядеть на крупном плане кабины. Кабина, кстати, воссоздана очень достоверно.

В-пятых, авария системы закрытия люка не подтверждается другими источниками, а, судя по всему, придумана для большего драматизма и чтобы не объяснять, что разворачиваться надо даже в случае нормального автоматического закрытия люка, потому что в корабль все равно надо входить ногами вперед (там банально мало места).

В-шестых, слишком драматизирована авария беспилотного тренировочного корабля. В реальности «Космос-57» получил две одинаковых команды с двух разных наземных пунктов, которые, наложившись друг на друга, сформировали команду на спуск. А система аварийного подрыва, определив, что корабль садится не на территории СССР, взорвала его. Эта история по-своему интересна, и жаль, что в фильме ее не рассказали. Далее, процесс посадки корабля с «воротником», который остается после сброса шлюза, успели проверить на беспилотном фоторазведчике, который приземлился вполне нормально. Так что риск был меньшим, чем это показано в фильме, а инженеры и конструкторы знали больше.

В седьмых, в фильме постоянно показывают антенны дальней космической связи. Они, конечно, впечатляюще выглядят, но они в кадре в выключенном состоянии, и в реальности связь с космонавтами и прием ТВ-сигнала вели вот такие вот скромные, но по своему красивые четырехспиральные антенны

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Антенны телеметрии «Трал» и космического телевидения «Ястреб» и «Топаз-25», фото КИК СССР

А вот вращение корабля после сброса шлюза было в реальности и практически дословно описано в дневниках Каманина. Действительно, его не стали останавливать, экономя запас сжатого газа в системе ориентации. В фильме, он, увы, назван «топливом», что неверно, и эту сцену можно было подать более четко. Повышенный расход газа был связан с тем, что для выхода Леонова в открытый космос, кораблю нужно было выдерживать неизменное положение в пространстве. Увы, в фильме это никак не объясняется.

Занимательная физика

С физикой в фильме дела обстоят тоже не очень гладко.

Прежде всего, очень забавно смотреть на тренировки в самолете. С одной стороны, парабола, при которой получают искусственную невесомость, показана достаточно достоверно, с другой стороны, максимальная длительность такой невесомости — примерно 30 секунд, и успеть за один сеанс выполнить все операции физически невозможно. Гонка за временем показана хорошо, но, увы, не реалистична.

Очень обидный ляп взят, наверное, из попытки процитировать «Аполлон-13». В ЦУПе ведется разговор о том, что при неверной ориентации корабль отпрыгнет от атмосферы и будет еще долго болтаться в космосе. Это физически невозможно — у кораблей «Восток» и «Восход» спускаемый аппарат сферический, и не создает никакой подъемной силы. Если вошли в атмосферу, то уже все, торможение и посадка. Далее, даже если бы такая подъемная сила была, то с низкой круговой орбиты подпрыгнуть на ней можно было бы на минуты и часы, но не дни, как в фильме. А вот на траектории возвращения с Луны, действительно, запас энергии такой, что неверные действия могут отправить корабль обратно в космос очень надолго. В то же время опасность при неверной ориентации была — если бы космонавты сориентировались задом наперед, то потратили бы топливо на подъем орбиты. И даже тогда оставался последний шанс — запасной твердотопливный двигатель, который расположен над сферой спускаемого аппарата.

В эпизоде с возвращением в корабль Леонов уж слишком в стиле «Гравитации» с неправдоподобно высокой скоростью летает вокруг корабля. Скорее всего из-за концентрирования драматизма скорости и импульсы были увеличены в несколько раз.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Вот именно такого наверняка не было. Кадр из третьего официального трейлера

В то же время в реальности вернуться назад было огромной проблемой, это известный факт. Также известно, что Леонов не сообщил на землю о своих проблемах, но полное радиомолчание с потерей и визуальной видимости, от которого все нервничают — опять излишняя драматизация.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Кабина «Восхода-2», фото из книги К. Гэтланд «Космическая техника», неверно атрибутирована как кабина «Восхода-1»

На фото выше круглый иллюминатор слева — это «Взор» для построения посадочной ориентации. Если корабль сориентирован правильно, то земля бежит вверх, а на периферии прибора ровная линия горизонта. Над «Взором» приборная панель, на которой виден глобус. Этот глобус может показывать текущее положение аппарата и точку, в которую сядет корабль, если включить тормозной двигатель в эту секунду. Несмотря на то, что глобус небольшой, можно целиться достаточно точно, с ошибкой в десятки, но не тысячи километров.

Еще очень важная вещь упущена в фильме — тормозить надо в правильный момент. Нельзя сидеть и размышлять так, как это показано. В реальности, по воспоминаниям Леонова, они действительно не смогли нормально сориентировать корабль, будучи в ложементах, и Беляев рулил, выбравшись из ложемента и улегшись поперек Леонова. Из-за этого они были вынуждены снова занимать исходные места и запустили двигатель не сразу, но в принципе сели примерно куда собирались. Это можно было бы показать как драматический момент, но с максимальной реалистичностью акценты были бы другими.

Драма с кислородом

Этот эпизод начинается с явной попытки процитировать «Аполлон-13», когда замерзающая вода разрывает не то корпус, не то что-то в электросистеме корабля. Но если в «Аполлоне» показана реальная авария, то здесь причина выдумана. Сам Леонов в качестве причины утечки воздуха из кабины в интервью называл неравномерный нагрев корабля и перекос люка из-за этого. У Каманина и Чертока действительно упоминается, что давление в системе наддува кислорода упало с 75 до 25 атмосфер, и это на самом деле было ЧП. Но в реальной истории после совещания на командном пункте было принято решение ничего не делать — падение давления остановилось, а запасов кислорода хватало до штатной посадки на 17 витке. Так что идея снова процитировать «Аполлон-13» с разрезанием панели, почти устроенным коротким замыканием и выдергиванием датчика в бессознательном состоянии получилась так себе. Моя главная претензия здесь — вместо того, чтобы показать действительно командную работу по обнаружению и устранению проблем, нам рисуют чудесное спасение экипажа от смертельной опасности. Я уже неоднократно говорил, что почему-то фильмы и книги по реальным авариям получаются интересней, чем по выдуманным. А драму можно было хорошо подать и в случае, если бы космонавты сидели, ждали и ничего не делали.

Поиск и спасение

Наверное, самая большая моя претензия к фильму — это сцены после посадки. Из происходящего на экране кажется, что система поиска и спасения космонавтов в СССР никуда не годится, и Беляева с Леоновым спасает опять же чудо. Тем более, что в реальности была история по-своему очень интересная. Действительно, «Восход-2» приземлился в глухом лесу к северу от Перми. Но в СССР была система пеленгаторов и радаров контроля космического пространства, которые видели снижение корабля и пеленговали его радиомаяки. Местоположение корабля было известно с точностью до 50-70 км. Но поисковые самолеты были развернуты в 600-800 километрах от места посадки, и не смогли добраться сразу. В Алма-Ате сигнал космонавтов «ВН» (все нормально) приняли на коротких волнах, поэтому на командном пункте знали, что корабль сел, и космонавты почти наверняка в порядке. Беляев и Леонов действительно некоторое время были одни, но уже через четыре часа их заметил вертолет и доложил:

Между деревнями Сороковая и Щучино в лесу видим красный парашют и двух космонавтов. Космонавты сидят, обедают. Корабль приземлился в густом лесу, далеко от населенных пунктов. Кругом глубокий снег.

Увы, из-за излишней драматизации в фильме пытаются рассказать совсем другую историю. Но как раз, когда в кино сцена заканчивается обнаружением космонавтов, в реальности начинается самое интересное. Дело в том, что до Беляева и Леонова банально не мог никто добраться — вертолет со спасателями не нашел рядом посадочной площадки, а выдвинувшиеся на грузовике солдаты полка ПВО тоже не сумели быстро доехать до космонавтов. В результате Беляеву и Леонову пришлось ночевать одним. Наутро ситуация тоже не выглядела так драматично, как в фильме:

Вижу двоих у корабля, один рубит дрова, другой подкладывает их в костер, оба одеты в летное обмундирование.

В итоге до «Восхода-2» спасатели смогли добраться лишь в 11:35 утра второго дня. Но космонавтов не решились эвакуировать по веревочной лестнице в вертолет, а стали вырубать для него посадочную площадку. Космонавты провели в лесу еще ночь. Это не было особым дискомфортом, для них даже срубили избушку, и со снабжением не было проблем. Но только утром третьего дня на лыжах Беляев и Леонов были наконец эвакуированы с места посадки. А советские СМИ написали, что все это время они отдыхали на даче обкома партии 🙂

Отдельная печальная история с эпизодом о радиолюбителе с Сахалина. Теоретически он действительно мог услышать «Восход-2» за тысячи километров — переотражение радиоволн от ионосферы на коротких волнах такое допускает. Но вот дальше начинается неприятная история в стиле «кровавой гебни». Учитывая, что последствия для радиолюбителя в фильме не показаны, при желании вполне можно подумать, что его таки посадили, а это никак не сочетается с героическим и патриотическим пафосом фильма. Вдвойне обидно смотреть на эту историю тем, кто видел забавный советский фильм «Корабль пришельцев» и уже успел пошутить над местным «метеорологом Мангуловым».

История с ЦУПом

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Кадр из второго официального трейлера

Отдельная интересная история с Центром управления полетами, как он показан в фильме. Увы, но красивая картинка выше представляет собой копию американского ЦУПа. В реальности в советской космонавтике красивый зал ЦУПа сделали только к полету «Союз-Аполлон». Во время совместной миссии центр управления полетами не мог быть секретным, поэтому специально сделали большой и красивый зал с лучшим на то время оборудованием, чтобы было что показать. А до этого полетами вполне успешно управляли по несколько другой идеологии. В СССР основой был измерительный пункт ИП-1 на Байконуре, и старт ракеты фиксировался вот в таких кунгах телеметрической системы «Трал».

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Кунг системы «Трал», фото сайта КИК СССР

А сам ИП-1 представлял из себя комплекс зданий, машин и антенн. Кроме этого, около стартового стола расположен бункер, с которого непосредственно управляют пуском ракеты. И Королев, Черток, Каманин и прочие в момент полета находились на Байконуре.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Общий вид ИП-1, фото КИК СССР

Также в Москве работал сочетающий в себе функции вычислительного центра и центра управлением полетами КВЦ при НИИ-4.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Здание НИИ-4, фото КИК СССР

КВЦ вычислял параметры орбиты, формировал команды для передачи на корабль и целеуказание для наземных средств — куда и когда повернуть антенну, чтобы связаться с кораблем. Внутренняя организация помещений была настолько секретной, что на фото и видео сейчас можно найти разве что имитацию для фильмов.

время первых реальная история. Смотреть фото время первых реальная история. Смотреть картинку время первых реальная история. Картинка про время первых реальная история. Фото время первых реальная история
Так могла выглядеть работа КВЦ. Фото РИА Новости/КИК СССР

Тот ЦУП, который мы знаем сейчас как ЦУП-Москвы, появился в 1973-75 на базе КВЦ. В принципе, никто не мешал отразить эту специфику в фильме.

Немного астрономии

В фильме есть забавный астрономический ляп — в одном кадре Луна полная, в другом — видна только половина диска. То есть Беляев и Леонов по фазам Луны летали бы неделю. Если посмотреть реальную фазу Луны в момент полета, то прав первый вариант — «Восход-2» запустили в районе полнолуния.

Характеры и атмосфера

Характеры космонавтов получились, на мой взгляд, практически карикатурными. Леонов постоянно нарушает все возможные правила, и ему все сходит с рук. А Беляев показан настолько выраженным меланхоликом, что удивляешься, как его вообще взяли в космонавты.

Поразительно, но, несмотря на то, что фильм героический и пафосный, он получился мрачноватым. Кажется, что многовато саспенса и маловато светлых моментов. Даже радость в последней сцене смазана эффектом старой пленки. И финальная песня, от которой действительно наворачиваются на глаза слезы, спета медленнее и как-то печальней, чем ее пели в «Москве-Кассиопее».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *