врубель художник краткая биография
Михаил Врубель – краткая биография
Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник.
Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора.
В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля.
Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь».
Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.), причем “Демона” Врубель переписывал много раз, словно хотел досказать что-то важное.
С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.).
Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп.
14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.
Михаил Врубель — краткая биография
ФИО: | Врубель Михаил Александрович |
Дата рождения: | 17.03.1856 |
Место рождения: | Омск |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 14.04.1910 (54 года) |
Детство, ранние годы М.А. Врубеля
Врубелю Михаилу Александровичу довелось родиться в северной российской провинции – городе Омске. 17 марта 1856 года будущий художник появился на свет в семье военного офицера Александра Михайловича, участника войн на Кавказе и в Крыму. Мать Анна Басаргина была дочерью астраханского губернатора.
За год до Михаила она родила дочь Анну. После появилось ещё двое детей, которые рано умерли. Безвременно из-за чахотки ушла из жизни и сама мать семейства. Михаилу тогда было 3 года. Он был слаб здоровьем, поздно научился ходить. Отец по службе перемещался в Астрахань, Харьков, Саратов, с ним следовали и его дети.
В 1863 году у них появилась мачеха: отец женился на Елизавете Вессель. Это была образованная женщина, окончившая консерваторию. Она посвятила себя приёмным детям. Благодаря её заботам, специальным диетам, режиму Михаил физически окреп. Отец к этому времени стал подполковником и командовал саратовским военным гарнизоном.
Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева
К 10-и годам в Михаиле проявились способности к рисованию, музыке, интерес к театру. Видя его одарённость, отец нанял учителя для обучения сына живописи на дому. В это время состоялась первая встреча художника с подлинным искусством – фресками «Страшный суд» Микеланджело. Это была копия, но и она ошеломила мальчика. Он даже по памяти воспроизвёл её со всеми деталями.
Этапы жизненного и творческого пути художника
Гимназия, университет, Академия художеств
С 1867 по 1870 годы Михаил учился в столичной гимназии № 5, так как семья переехала в Петербург. Отец был направлен на учёбу в Военно-юридическую академию. По окончании он получил назначение в Одесский гарнизон на должность судьи.
С сестрой Анной во время обучения в Гимназии
В годы 1870-1874 юноша продолжил обучение в одесской гимназии имени Ришелье и окончил её с золотой медалью. В гимназические годы его больше увлекали языки, литература, история, театр. Опыты в живописи занимали меньшую часть его досуга.
В 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет изучать юриспруденцию. Очевидно, выбранный факультет не соответствовал внутренним интересам молодого человека. На втором курсе ему пришлось учиться дважды. В результате он окончил в 1880 году университетский курс лишь в звании действительного студента.
Не стремясь постичь право, Врубель при этом увлёкся философией, а в живописи – литературной иллюстрацией. После университета нашёл источник заработка в репетиторстве. Решительный поворот к живописи зрел исподволь. Это было посещение бесплатных вечерних классов в Академии художеств, знакомство с её учениками.
С осени 1880 года Михаил, ускоренно отбыв воинскую повинность, стал вольнослушателем Петербургской академии художеств в мастерской профессора П.П. Чистякова. За академическую выучку, владение формой и способность мыслить независимо он всегда был благодарен своему учителю.
Официального документа об окончании академии Врубель не получил, очевидно, из-за невыполненных формальных работ. Талант же его был общепризнан и преподавателями, и соучениками, из которых В. Серов стал ему другом. Одна из работ молодого художника получила вторую серебряную медаль академии («Обучение Марии с Иосифом»).
Врубель, Дервиз и Серов (1883)
Занятия практикой и изучением церковной живописи
1884-1885 годы знаменовали начало важного этапа на пути к мастерству. Врубеля, как ученика П. Чистякова, пригласили поработать в Киеве на восстановлении церкви Св. Кирилла (12-й век) и фресок знаменитого собора. Руководил работами профессор А.В. Прахов. Это предложение было интересным и обещало заработок.
В течение 5 лет художник участвовал в реставрационных работах. В Софийском соборе он воссоздал фигуру ангела в куполе. В Кирилловской церкви сделал роспись стен, написал иконы для иконостаса, прорисовал 150 фигур для отделки. Объём выполненной работы огромен. В 1887 году были созданы эскизы для росписи Владимирского собора, но комиссия их отклонила.
Они обогатили палитру и насытили колорит работ Михаила Врубеля. Это отразилось в трёх иконах, написанных в Венеции для Кирилловского храма, изображающих Св. Кирилла, Св. Афанасия и Христа Спасителя.
Тема Демона и жизненный кризис
Из Италии художник возвратился в Киев, в начале лета 1885 года уехал по приглашению в Одессу. Тогда он впервые заговорил об образе Демона со своим приятелем художником
В. Серовым. В душевном состоянии чувствовались надлом и безысходность. В личной жизни ещё до поездки в Италию образовался треугольник.
Он был необычен тем, что двумя его вершинами являлись супруги Праховы. Они оба побаивались экзальтированного выражения чувств Михаила. Художник показывал на груди шрамы от ножа. Серову объяснил, что резал себя из-за безответной любви к жене А. Прахова. Это было началом душевного разлада и болезни.
Раздвоение в жизни было явным: роспись божьих храмов сочеталась с обращением к безбожному образу Демона. Это не могло породить гармонию ни в произведениях, ни в душе, ни в обыденности. К Михаилу в Киев приехал в это время его отец. Он был очень удручён увиденным беспорядком: запущенный быт, неряшливый вид опустившегося, пьющего сына. Показанная им картина «Демон» вызвала у отца отвращение. Михаил тут же уничтожил её.
Друзья старались помочь Врубелю, обеспечить его работой. Ему давали расписывать орнаменты во Владимирском соборе. Он преподавал рисование в художественной школе. Вся работа была временной, без заключения договора. Его считали ненадёжным человеком. Лишь одна картина этого периода – «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.), была завершена. Для выхода из этого состояния нужно было сменить обстановку.
«Девочка на фоне персидского ковра»
Переезд в Москву. Образ Демона находит воплощение
В Москву Врубель переехал экспромтом, увлечённый цирковой наездницей. Поселился в мастерской художника Коровина. Тот познакомил приятеля с промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, пригласившим жить в его доме. Они подружились. Но «богохульство» Михаила привело к конфликту с хозяйкой. Пришлось искать съёмную квартиру.
Тема Демона и здесь настигла художника. Это было связано с юбилейным изданием двухтомника Лермонтова с иллюстрациями лучших художников. Среди 18 имён имя Врубеля было самым неизвестным. Представленные им иллюстрации к поэме «Демон» были сделаны в технике графики. Чёрно-белое изображение в издании 1891 года не понравилось публике, а спустя 100 лет его будут считать вершиной мастерства живописца.
В 1890 году был написан и «Демон сидящий» – большая картина, не имеющая связи с литературным источником. Эта работа многоцветна, что выражает тоску падшего ангела по жизни.
Новые увлечения: керамика, пейзажи по фотографии
Повод приехать в июле 1890 года к Савве Мамонтову в подмосковное Абрамцево был печальный. Супруги хоронили 22-летнего сына Андрея. Прибыв разделить их горе, Михаил Врубель остался в их имении надолго. В абрамцевских мастерских он увлёкся керамикой. Печные изразцы, майолика, мозаика, витражи – всё оказалось подвластно его таланту.
Михаил Александрович наконец перестал нуждаться. У него появились заказчики, ценители. Чувство стиля и времени сделало его незаменимым участником в решении вопросов создания театральных декораций, костюмов, скульптурных украшений, архитектурных проектов.
М. Врубель проявил себя экспериментатором с пластическими материалами. Все свои фантазии он реализовывал, на ходу обучаясь гончарному ремеслу. При его личном участии в мастерских Абрамцева возрождалось искусство майолики и начинался русский модерн.
В 1891 году художник стал консультантом Мамонтова, который вместе с супругой отправился в Италию. Эта поездка преследовала интересы гончарного дела. Оставшись на зиму в Риме, Врубель брался выполнить театральный заказ Саввы Ивановича – декорации к одному спектаклю и дизайн занавеса. Позже он создавал и эскизы театральных костюмов.
Главной же идеей, которая пришла к нему в Италии, было создание пейзажей по фотографиям. Возвратившись в Россию, он воплотил этот замысел в картине-панно «Венеция». Это была парная работа. Вторую её часть – картину «Испания» (1894 г.), критики и поныне считают самым совершенным произведением живописца.
Попытки найти свою нишу в русском искусстве конца 19 века
Занимаясь храмовой росписью, иконой, керамикой, Врубель оставался неизвестным в мире светской культуры. Естественным было желание заявить о себе на языке портретной, пейзажной, жанровой живописи.
В 1895 году он отправил на 23-ю выставку общества художников-передвижников работу «Портрет Н.А. Казакова», но его в экспозицию не включили. Другое произведение – на тему головы великана из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» – критика сочла лишённым вкуса и поэзии.
Третьей попыткой было участие в 1896 году в нижегородской выставке, приуроченной коронации Николая II. Савва Мамонтов, стремясь помочь другу, добился для него в павильоне места площадью 100 кв. м под заказ на два гигантских панно.
Для одного был выбран былинный сюжет о Микуле Селяниновиче. Героиней второго полотна должна была стать принцесса Грёза из поэмы Ростана. За три месяца было нереально одному человеку справиться с таким объёмом работы. Врубель прибег к помощникам.
Кроме панно художник выставил и другие произведения. Но эта борьба за своё место в школе русской живописи принесла разочарование. Критика высмеяла его работы, сравнив Микулу Селяниновича с дядькой Черномором, а Грёзу обвинив в кривлянии. Пять разоблачительных статей написал Максим Горький.
Во время работы (1898)
Тень Демона в личной жизни
Спасением от переживания неудач стала любовь. Художнику было 40 лет, когда он встретил в Петербурге 28-летнюю певицу Надежду Ивановну Забелу. В 1896 году он получил заказ на художественное оформление оперы-сказки. Придя на репетицию, Врубель сразу влюбился в голос исполнительницы, подошёл к ней выразить восторг и понял, что это его судьба. Последовало предложение руки и сердца.
С Надеждой Забелой (1896)
В это время Врубель познакомился с Римским-Корсаковым и его музыкой. Это дало импульс к работе над сказочными сюжетами. В последние два года 19 века были созданы картины «Богатырь», «Пан», «Царевна Лебедь». В чертах последней многие находили сходство с женой художника.
В реальной жизни под крышей их дома не было счастья. Врубель стал исступлённо работать по 14 часов в сутки, его раздражали все помехи. Родившийся в 1901 году ребёнок Савва заставил жену оставить театр. Все заботы о содержании семьи легли на плечи Михаила Александровича. Ощущение тупика истощало психику.
Всю зиму 1902 года он работал над полотном «Демон поверженный». Можно сказать, что этот труд разрушил здоровье автора и семейные отношения. Один нервный срыв следовал за другим. В один из приступов агрессии жена с ребёнком пыталась сбежать к родственникам.
Михаил Врубель в начале 20 века
Болезнь и последний всплеск таланта
Очевидные признаки психического расстройства привели в частную клинику для душевно больных. Профессором Бехтеревым был поставлен диагноз «прогрессивный паралич». Он связывал состояние больного с действием на организм сифилитической инфекции. Заражение произошло в 1892 году. Средства со ртутью, успокоительные препараты сняли приступы буйства. Пациента перевели в клинику при Московском университете, но впереди прогнозировали разрушение личности и деградацию.
Если в государственных учреждениях такого типа за палату платили 3 рубля в месяц, то в клинике Усольцева – 150, но это того стоило. Лечение оказалось действенным. Болезнь стала отступать, на смену пришла ремиссия. Судьба отпустила художнику ещё один короткий отрезок времени. Но за неполных два года, с лета 1904-го по февраль 1906-го, он успел многое.
Были созданы замечательные карандашные рисунки: зимние пейзажи, увиденные из окна больницы, портреты её работников и самого Усольцева. Врубель написал автопортрет и запечатлел на бумаге поэта В. Брюсова, который специально приезжал позировать. Эта работа написана в 1906 году и стала последней в творчестве художника.
В короткий период в 1904 году, когда пациент вполне овладел собой, он смог съездить в Петербург. Там у жены были камерные концерты. Было создано много полотен с изображением певицы, двухметровый её портрет «После концерта».
«После концерта» (1905)
На выставку Союза русских художников в 1905 году была представлена работа «Жемчужная раковина». Критика на этот раз тепло встретила живописца. Но болезнь возвратилась, и Врубель 6 марта 1905 года вновь отправился в клинику Усольцева.
Смерть, осмысление роли М. А. Врубеля в искусстве
В начале февраля 1906 года стало падать зрение и наступила полная слепота. Вплоть до кончины (14 апреля 1910 года) Врубель оставался больничным пациентом, в последнее время это была клиника Бари в Петербурге. Его постоянно навещали жена и сестра Анна. С ним гуляли, читали вслух Тургенева и Чехова, иногда устраивали концерты.
У бывшего художника бывали галлюцинации, он рассказывал о них. При этом сознавал своё бедственное положение и торопил уход из жизни: морил себя голодом, ночами простаивал перед открытой форточкой. Это закончилось воспалением и скоротечной чахоткой.
В медицинском свидетельстве указали причину смерти – прогрессивный паралич, что соответствовало официальному диагнозу. М.А. Врубелю было 54 года. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Фигура этого художника является настолько многогранной и неоднозначной, что и по сей день в искусствоведении не найдено место, которое полностью исчерпало бы его дарование. По сути, все направления 19-20 веков нашли преломление в творчестве мастера: и бесстрастный академизм, и возвышенный романтизм, и утончённый декадентский символизм.
И реалистические формы, и модернистские, и найденные в эпохе древней Византии были подвластны художнику. Неоспоримы его достижения в области прикладного декоративного искусства. Об этом свидетельствует золотая медаль Всемирной парижской выставки 1900 года за работу в жанре керамики – камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
Работы М.А. Врубеля входят в золотой фонд русской живописи. Его картины выставлены в музеях Киева, Омска, Одессы, в Третьяковской галерее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ : самый загадочный русский художник.
Михаил Врубель: самый загадочный русский художник.
17 марта 1856 — 14 апреля 1910г.
Русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его мать, Анна Григорьевна, была родственницей декабриста Н.В. Басаргина, хорошо играла на пианино. Она умерла когда мальчику исполнилось всего три года. Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он после смерти Анны Григорьевны занялся их воспитанием. Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни.
Михаил рос спокойным мальчиком, любил слушать музыку. Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях.
Жизнь шла,мальчик рос.
Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций.
в Кирилловской церкви в Киеве. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных.
В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губкой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.
В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.
В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.
18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.
3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.
Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.
Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.
К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.
Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».
Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.
Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.
Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater, где над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов