врубель краткая биография и творчество
Михаил Врубель
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник, работавший почти во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и театральном искусстве. В начале прошлого века его живопись стала органической частью русского модерна.
В биографии Врубеля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Михаила Врубеля.
Биография Врубеля
Михаил Врубель появился на свет 5 (17) марта 1856 года в Омске. Он рос и воспитывался в семье военнослужащего Александра Михайловича и его жены Анны Григорьевны. Всего у супругов родилось четверо детей, двое из которых не дожили до совершеннолетия.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Врубеля случилась еще в 3-летнем возрасте, когда не стало его матери. Частые роды и неблагоприятный городской климат стали причиной смерти Анны Григорьевны от чахотки в 1859 г.
Спустя пару лет глава семейства повторно вступил в брак с пианисткой Елизаветой Вессель. Женщина была очень добрым и заботливым человеком, вследствие чего относилась к детям мужа, как к родным.
В детстве Михаил не отличался крепким здоровьем и начал ходить только в 3 года. Семья часто меняла места жительства, что было связано со службой отца. В данный период биографии мальчик научился читать и проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.
К 10 годам у Врубеля обнаружились творческие способности. Он увлекался рисованием, музыкой и театральным искусством. Однажды Михаил увидел репродукцию Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на него огромное впечатление.
Позднее Врубель поступил в одну из петербургских гимназий. В это время его отец был слушателем Военно-юридической академии, а позднее занял должность гарнизонного судьи. Мужчина хотел, чтобы его сын также начал изучать право и стал юристом.
Однако Михаилу больше нравился театр и рисование, которому он обучался в Обществе поощрения художников. К тому моменту юноша уже написал немало картин маслом. В гимназии он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил ее с красным дипломом.
После этого Врубель продолжил получать образование на юридическом факультете Петербургского университета. Здесь он вел богемный образ жизни, занимаясь не столько учебой, сколько изучением музыки, живописи и других видов искусства. Однако тогда ни он, ни его родственники и подумать не могли, что он станет знаменитым художником.
В Петербурге Михаил Врубель познакомился с Модестом Мусоргским, который обогатил его духовный мир. Студент неплохо зарабатывал на жизнь репетиторством и гувернерством, что позволило ему посетить немало европейских стран.
Живопись
В молодости Врубель прожил около 5 лет в семье сахарозаводчиков Папмелей в качестве репетитора латыни. Здесь он обучал своего сокурсника по вузу. Интересен факт, что именно члены этого семейства начали побуждать его глубже заняться живописью.
Михаил начал посещать академические вечерние классы и в итоге решил поступить в Академию художеств. Когда отец узнал, что сын отказался от карьеры юриста, он пришел в ярость. Вследствие этого, отношения между родственниками окончательно испортились.
В 1882 г. разочаровавшийся в рутинной методике преподавания Врубель оказался в мастерской Павла Чистякова. За 4 года обучения у Чистякова, он получил множество полезных навыков и овладел многими художественными приемами.
Сам Михаил называл данный период биографии «наиболее светлым в своей художественной жизни». Любопытно, что Чистяков был наставником таких мастеров, как Суриков, Васнецов и Репин. Первой победой Врубеля на художественном поприще стало получение малой серебряной медали за рисунок «Обручение Марии с Иосифом».
Отдельного внимания заслуживает работа Врубеля «Пирующие римляне», которая разительно контрастировала с канонами академизма, не смотря на соблюдение всех формальных правил.
В 1883 г. профессор Прахов пригласил Михаила в Киев для реставрации и росписи древней Кирилловской церкви. Именно здесь художнику удалось в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Спустя год его командировали в Италию, для изучения памятников византийской эпохи.
Интересен факт, что Равенна и Венеция не произвели на Врубеля особого впечатления. Тут он посетил много соборов и музеев, стараясь максимально глубоко осмыслить идеи гениев эпохи Возрождения. После возвращения на родину, окрыленный живописец написал 4 иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Также Михаил Врубель стал автором таких шедевров, как «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Примечательно, что при написании святых, он часто изображал лица друзей или возлюбленных. К тому моменту биографии мастеру захотелось выйти за рамки канонизированных образов.
В результате, в 1886 г. Врубель представил портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и полотно «Восточная сказка».
В следующем году его пригласили расписывать Владимирский собор, где он продолжил создавать фрески и полотна на библейские сюжеты.
Любопытно, что самостоятельные работы Михаила, в которых он впервые представил миру образ демона, подверглись жесткой критике. Более того, его демон настолько разозлил Прахова, что тот отстранил художника от работы.
Не принятые священнослужителями работы, Врубель везет в Москву. Картина «Демон сидящий» стала символом наступающей эпохи. В адрес ее автора посыпались порицания от коллег и простых соотечественников. Во время нахождения в Москве, он написал несколько портретов, а также иллюстрировал произведение Лермонтова «Демон».
Участие живописца в международных выставках принесло ему славу и европейское признание. К позднему периоду Михаила Врубеля относятся картины «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и др. Последней его работой стал портрет поэта Валерия Брюсова, который по причине недуга Врубеля так и не был завершен.
Личная жизнь
Первой любовью Михаила была Эмилия Львовна, которая являлась женой Прахова. Интересен факт, что именно ее лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь c Младенцем». И все же, увлечение к супруге своего покровителя ему удалось побороть.
После этого Врубель начал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что со временем привело к свадьбе влюбленных. Своими голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.
Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 г. у супругов родился мальчик Савва. Стоит отметить, что ребенок появился на свет с «заячьей губой». Рождение сына перекроило уклад жизни супругов. Ради него мать решила временно оставить сцену, вследствие чего содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля.
Михаил Врубель с женой
Вскоре мужчина впал в депрессию, все больше и больше работая в мастерской. Он около года трудился над картиной «Демон поверженный», которая не оставляла его в покое. Порою он сидел за мольбертом до 20 часов в сутки.
Облик демона мужчина изменял, даже когда картина оказалась на выставке «Мира искусства». К тому моменту его психологическое состояние еще больше ухудшилось. Он называл себя преступником за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.
Смерть
Весной 1902 г. Михаила положили в больницу, где доктора диагностировали у него не поддающееся лечению психическое заболевание. Примерно через год случилась ремиссия, и художника выписали из больницы. В мае 1903 г. умер его сын, вследствие чего через несколько месяцев Врубель вновь оказался в клинике.
Мучительные недели забвения и бреда чередовались периодами спокойствия. В такие моменты он начинал писать картины, но по настоянию медиков только с натуры – ничего фантастического. Между тем, болезнь прогрессировала и в 1906 г. привела живописца к слепоте.
Последние 4 года мужчина провел в психиатрической больнице, страдая от того, что больше не может видеть мир и творить. Он не стремился свести счеты с жизнью, но подолгу стоя зимой возле открытой форточки, намеренно сокращал свой жизненный путь. Михаил Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года в возрасте 54 лет. Причиной его смерти стало воспаления легких.
Михаил Александрович Врубель
Фото Все
Видео Все
Михаил Врубель. Рассказывает Александр Таиров.
Михаил Врубель / Цвет времени / Телеканал Культура
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Михаил Врубель — биография
Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Создавая портреты, миниатюры и другие работы, он неизменно возвращался к теме демонов.
Сегодня полотна гения являются частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру.
Детство и юность
Родной город Врубеля – Омск. 5 марта 1856 года в семье офицера в отставке Александра Михайловича и Анны Григорьевны родился мальчик, которого было решено назвать Мишей. После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию.
Врубель-старший работал военным юристом, и в связи с его частыми командировками семье приходилось периодически менять место жительства. Переезд в Саратов состоялся в 1865 году: там Александр Михайлович возглавил Поволжский губернский гарнизон. Однажды в городскую галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Юный Врубель был так впечатлен полотном, что решил воспроизвести его. К изумлению родителей, он сделал это с поразительной точностью.
Портрет Михаила Врубеля в детстве
Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение.
Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.
Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским, который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен.
Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств.
Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены.
Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии.
Творчество
Первую награду – малую серебряную медаль – студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием.
«Пирующие римляне»
В 1883 году Чистяков рекомендовал талантливого ученика профессору Прахову, который тогда работал в Киеве над восстановлением старинного Кирилловского храма. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.
После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Реставрационные работы Михаила Александровича в тот период пополнились картинами «Оплакивание», «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны. Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали.
Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество.
«Демон сидящий»
Отвергнутые служителями храма творения автор привез в Москву. «Демон сидящий» ворвался в консервативный уклад мира искусства, вызвав как восхищение, так и шквал нападок и критики.
Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова, ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря».
В конце 19-го века журнал «Мир искусства» вел активную выставочную деятельность на международном уровне. К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем.
Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Среди них самые известные: «Жемчужина», «Шестикрылый серафим», «Гадалка», «Царевна-лебедь», «Пантомима», «Пан», «Сирень» и «Демон поверженный». Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова.
Личная жизнь
Был период, когда Врубель всерьез увлекся женой своего покровителя Адриана Прахова Эмилией Львовной. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло.
Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию. Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения.
Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж. Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве. Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой.
Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов. «Демон поверженный» увидел свет через год после рождения сына.
Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку. При этом на создателя с бешеной силой давил груз ответственности, что постепенно разрушало хрупкое душевное состояние Михаила. Он говорил, что несет наказание за преступление перед Богом, так как осмелился писать как Иисуса Христа, так и демонов. Ситуацию усугубляло ежедневно выпиваемое художником вино, и вскоре он погрузился в тяжелейшую депрессию.
Смерть
Весной 1902 года мастера госпитализировали в одну из столичных клиник. Доктора Сербский и Бехтерев поставили больному неутешительный диагноз — прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции. В больнице живописец провел почти год, и с наступлением ремиссии был выписан. Однако, улучшение состояния оказалось недолгим: вскоре после выписки в семью художника пришла трагедия – умер единственный сын. На фоне этого печального события Врубель погрузился в страшное депрессивное состояние, и уже через несколько месяцев его вновь положили в клинику.
Неделями художник находился в бреду, а улучшения длились всего по несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей позволить ему рисовать, ведь только так он мог успокоить израненную душу. Доктора разрешали, но с условием – никаких демонов и другой фантастики.
Памятник Михаилу Врубелю
Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке.
Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно. Попыток суицида Врубель не предпринимал, но умышленно выходил раздетым на мороз, чтобы приблизить конец.
В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока, который назвал Врубеля «Вестником иных миров».
Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.
Ссылки
Михаил Александрович
Врубель
Биография и информация
Михаил Врубель жил, как рисовал: стремительно, ярко, «крупными мазками», интригуя «зрителей» и вызывая у них ощущение надвигающейся катастрофы. Он наносил себе увечья, чтобы приглушить боль безответной любви, крепко пил, был всегда на мели. Он постоянно пикировал. Он разгуливал по Киеву в коротких панталонах и чулках. Он громогласно заявлял, что Репин не умеет рисовать. Окружающие давно привыкли к его причудам. Когда Врубелем начало овладевать безумие – не творческое, а то, что требует вмешательства докторов – не все заметили в нем перемену. Во всяком случае, не сразу.
Демон восставший
Михаил Александрович Врубель родился в Омске, где его отец – военный юрист – служил штабным адъютантом Отдельного Сибирского корпуса. Мать Михаила умерла от чахотки, когда ему было три, и воспитанием детей (у Александра Врубеля было четверо детей от первого брака) вместе с отцом занималась мачеха – Елизавета Вессель.
Отношения с мачехой у Михаила Врубеля были хорошие, впрочем, без особой сердечности. Ближе всех он был с сестрой Анной (между собой они не без дружеской издевки называли Елизавету Вессель «чудная Мадринька – перл матерей»).
Из-за службы отца семья Врубелей была в постоянных разъездах. И всюду за ними следовала фамильная библиотека: Михаила с младенчества окружали книги, в числе которых было много старинных, роскошно иллюстрированных изданий. В книгах (а так же в любимом журнале «Живописное обозрение») одаренный, не по годам развитый юноша подсматривал сюжеты для домашних постановок, в которых он представал то бесстрашным путешественником, то благородным пиратом.
Способности к рисованию проявились в Михаиле рано. Девятилетним он ходил с отцом смотреть на копию фрески Микеланджело «Страшный суд», а вернувшись, воспроизвел ее по памяти. Отец не возражал против того, чтобы юноша развивал талант – с Михаилом Врубелем занимались частные преподаватели, позднее он посещал художественные школы вольнослушателем. Однако долгое время рисование присутствовало в его жизни лишь на правах хобби.
Окончив лицей с золотой медалью, Михаил Врубель отправился в Петербургский университет – изучать юриспруденцию.
Вожделенный Питер сходу взял юношу в оборот, заключил в свои гранитные объятия, окружил соблазнами.
Окончив университет с посредственными результатами (в звании действительного студента) и отбыв воинскую повинность, 24-летний Врубель поступил в Академию художеств вольнослушателем. Не будет большим преувеличением сказать, что решение это стало неожиданным не только для отца (рассчитывавшего, что Михаил продолжит семейную профессиональную традицию), но и для него самого.
Демон пикирующий
В 1881-м за эскиз «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» Врубель был удостоен второй Серебряной медали Академии. А в 83-м его отношения с Академией закончились также внезапно, как и начались. Известный археолог Адриан Прахов (по рекомендации Чистякова) пригласил Врубеля участвовать в реставрации Кирилловской церкви в Киеве. Предложение сулило неплохой заработок, и Врубель поехал. К учебе в Академии он уже не вернулся.
В Киеве Врубель пережил бурную влюбленность в жену своего работодателя – Эмилию Прахову. Эмилия была талантливой пианисткой, ученицей самого Ференца Листа. Она содержала в Киеве литературный салон и была, по воспоминаниям ее внучки – Александры – «дамой с придурью». В общем, учитывая своеобразие врубелевской натуры, не удивительно, что он был сражен. Лицо Эмилии он изобразил на иконе «Богоматерь с младенцем», написанной для алтаря Кирилловской церкви. Чувство было, скорее, платоническим и безответным – поначалу оно забавляло и саму Эмилию, и Адриана Прахова. Однако, после переезда Врубеля на дачу Праховых, он стал раздражать обоих, и вскоре был командирован в Италию – изучать византийское искусство.
Это не помогло. Едва вернувшись, Врубель сообщил Адриану Прахову, что твердо намерен жениться на Эмилии. И, хотя тот не прекратил общаться с эксцентричным молодым человеком, по воспоминаниям близких, относился к нему уже с некоторой опаской.
Демон отверженный
Как бы то ни было, он поселился в мастерской Коровина. Приятели собирались работать втроем – с Валентином Серовым, однако Врубель вскоре рассорился с Серовым, и артель умерла, не родившись. Коровину удалось пристроить Врубеля в дом Саввы Мамонтова – известного московского мецената и покровителя искусств, чьим сыновьям не помешал бы гувернер. Это знакомство стало началом долгой дружбы: прозорливый Мамонтов сходу разглядел во Врубеле большого художника. И хотя его жена на дух не переносила Врубеля, называя его «пьяницей и богохульником», Савва Иванович терпел, ждал и надеялся.
Вскоре Михаилу Врубелю представился случай реализовать тему Демона, которая начала завладевать им еще в Киеве. В 1890-м было решено издать юбилейный двухтомник Лермонтова, с иллюстрациями «лучших художественных сил». Всего к работе было привлечено 18 иллюстраторов (в их числе Репин, Шишкин, Айвазовский). Должно быть, Врубель оказался среди них, благодаря протекции Мамонтова, и был единственным художником, не известным публике. Впрочем, именно его работы вызвали шумиху в прессе: критики отмечали их «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (1, 2, 3).
В июле 90-го в Абрамцеве скончался 22-летний сын Мамонтова – Андрей, с которым Врубель был близок. Приехав на похороны, он задержался, и вскоре писал сестре, что «стал руководить заводом изразцовых и терракотовых декораций». Абрамцевские мастерские Мамонтова позволили Врубелю с головой уйти в столь любимое им декоративное искусство. Он страстно увлекся керамикой. Впрочем, на этом поприще Врубель был универсален и незаменим. Он оформлял майоликовые часовни и камины, декорировал фасады и интерьеры, создавал панно, скульптуры, витражи, работал над театральными декорациями и костюмами. У Врубеля появились заказы. Гонорары же он по-прежнему стремительно проматывал и пил вполне самозабвенно. В рамках зарождающегося «русского модерна» честолюбивому Врубелю было тесно, и хотя художник никогда не признался бы в этом даже себе самому, он жаждал признания.
Пиком непопулярности Врубеля стала Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде (1896), по случаю которой Мамонтов выхлопотал для художника заказ на два больших панно в павильоне художественного отдела.
Демон поверженный
Они обвенчались в Швейцарии. Врубель, приехавший в Женеву позже невесты, в очередной раз остался без денег, и шел от вокзала к собору пешком.
Какое-то время они жили в Харькове – у Надежды был ангажемент в тамошней опере. Врубель был в это время по обыкновению мрачен и вспыльчив, кроме того в Харькове обнаружился новый тревожный симптом – страшные мигрени, которые художник глушил лошадиными дозами фенацетина.
В 1901 году у Врубелей родился сын, которого назвали Саввой. Это событие полностью изменило ситуацию: мать на время оставила сцену, Михаилу Александровичу пришлось обеспечивать семью самостоятельно. Савва родился с «заячьей губой», дефект произвел на отца тягостное впечатление – ему виделся в этом дурной знак. Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный» по 14 часов в сутки. Он был одержим этой работой – выполнив задуманное, переделывал снова и снова. Время от времени художник уходил в запой и становился особенно буен – однажды жене даже пришлось спасаться от него бегством к родственникам в Рязани. Весной 1902-го Михаил Врубель был впервые госпитализирован с симптомами острого психического расстройства.
Трудно судить, какую лепту внесло безумие в творчество Врубеля. Возможно, будь он нормальным с точки зрения психиатрии, он был бы для своего времени кем-то вроде Роберта Смита, Тима Бертона или других легкомысленных поп-героев, которые сегодня не прочь «поиграть в декаданс». Может быть, именно сумасшествие придало его работам столь тревожное, таинственное и мощное звучание.
Разумеется, признание запоздало – запоздало фатально.