все формы зенита за всю историю
Все формы зенита за всю историю
«Сталинец», предшественник «Зенита», использовал в своей форме голубой, зелёный и белый цвета, но официальных цветов не имел из-за существовавших в Советском Союзе проблем с поставками экипировки для профессиональных спортсменов. Игроки выходили на поле не только в синей, белой или голубой форме, но и в экипировке красного цвета.
В 194 году появился первый логотип команды, от которого и взяла своё начало знаменитая стрелка. Собственно, слово «Зенит» было вписано в волнистую стрелку с поднятым или опущенным остриём, исходящую из окончаний верхнего и нижнего скруглений буквы «З».
Номера на футболках появились в СССР в 1946 году.
ДСО «Зенит» определило два цвета команды в 7-е годы, выпустив флаги общества, на которых на голубом фоне в белый треугольник была вписана синим цветом фирменная зенитовская стрелка.
В 1978 году стрелка приобрела более современный вид. Слово «Зенит» (синего и белого цвета) вписано в стрелку с прямыми лучами, при этом буква «З» соответствует расширению, а буква «т» — острию стрелки. Именно такая стрелка считается в среде фанатов и болельщиков классической и часто используется в производстве атрибутики.
До конца 7-х годов понятие клубной верности цветам было условным: советская промышленность не занималась футбольным дизайном, а шить на заказ было очень дорого. Поэтому играли в том, что удалось достать администраторам.
Именно фанаты «Зенита» сделали атрибутику трёхцветной, выделив синий, белый и голубой лазурного оттенка. Это было сделано для того, чтобы отличать «Зенит» от многочисленных бело-голубых команд СССР. В итоге «Зенит» стал первой трёхцветной командой в Союзе.
После переименования Ленинграда в Санкт-Петербург произошли и соответствующие изменения в логотипе команды. Однако на поле сине-бело-голубые вновь начали выходить в форме со стрелкой без дополнительных украшений — исторический период команды требовал работать не над эмблемой клуба, а над игрой.
Первым титульным спонсором клуба стала строительная компания «XX трест» — её логотип появился на футболках в 1993 году. С 1995 года спонсором стала пивоваренная компания «Балтика», а с 1997 года на футболках «Зенита» — логотипы группы компаний «Газпром».
Вернувшись в высшую лигу чемпионата России в 1996 году, «Зенит» привёл в порядок и всю клубную атрибутику: игроки начали выходить на поле в футболках с официальной клубной эмблемой — стрелкой, мячом и корабликом Адмиралтейства, вписанными в круг, образованный надписью: «Санкт-Петербург Футбольный Клуб».
В 21 году «Зенит» стал первой командой в России, у которой на форму были нанесены фамилии игроков.
«Электрик» — ещё один фирменный зенитовский цвет. В таких футболках «Зенит» провёл, в частности, серебряный сезон-23, болельщикам он очень нравился, но в магазинах такую футболку было найти очень сложно.
Золотые футболки были выпущены ограниченным тиражом «на удачу» к финалу Кубка УЕФА розыгрыша 27/8 года в Манчестере. Зенитовцы надевали золотые футболки после победы в Суперкубке УЕФА 28 года в Монако, а также после победы в молодёжном первенстве 29 года.
Специальный цвет формулы Pantone Hexachrome Cyan C. В этих футболках «Зенит» провёл все домашние матчи 21 года и часть выездных поединков. В создании этих футболок активное участие приняли болельщики — Nike консультировался у Координационного совета болельщиков по поводу всех элементов и цветов экипировки.
Форма
Форма, в которой «Зенит» выступает в сезоне-2019/20, была представлена сине-бело-голубыми на «Газпром Арене».
Палитра домашнего комплекта формы сине-бело-голубых вдохновлена морской стихией Петербурга и покрыта динамичным орнаментом, который также угадывается в графике клубного самолета «Зенита».
Гостевая форма отражает мастерство, гордость и благородство игроков петербуржцев, а строгость и лаконичность белоснежного комплекта усиливают фокус на деталях, выполненных в традиционных цветах: яркие акценты сочетаются с линиями на спине, манжетами, воротником и гетрами.
Приобрести официальную форму «Зенита» можно в любом из петербургских магазинов клуба и на shop.fc-zenit.ru.
«Сталинец», предшественник «Зенита», использовал в своей форме голубой, зеленый и белый цвета, но официальных цветов не имел из-за существовавших в Советском Союзе проблем с поставками экипировки для профессиональных спортсменов. Игроки выходили на поле не только в синей, белой или голубой форме, но и в экипировке красного цвета.
В 1940 году появился первый логотип команды, от которого и взяла свое начало знаменитая стрелка. Собственно, слово «Зенит» было вписано в волнистую стрелку с поднятым или опущенным острием, исходящую из окончаний верхнего и нижнего скруглений буквы «З».
Номера на футболках появились в СССР в 1946 году.
ДСО «Зенит» определило два цвета команды в 70-е годы, выпустив флаги общества, на которых на голубом фоне в белый треугольник была вписана синим цветом фирменная зенитовская стрелка.
В 1978 году стрелка приобрела более современный вид. Слово «Зенит» (синего и белого цвета) вписано в стрелку с прямыми лучами, при этом буква «З» соответствует расширению, а буква «т» — острию стрелки. Именно такая стрелка считается в среде фанатов и болельщиков классической и часто используется в производстве атрибутики.
До конца 70-х годов понятие клубной верности цветам было условным: советская промышленность не занималась футбольным дизайном, а шить на заказ было очень дорого. Поэтому играли в том, что удалось достать администраторам.
Именно фанаты «Зенита» сделали атрибутику трехцветной, выделив синий, белый и голубой лазурного оттенка. Это было сделано для того, чтобы отличать «Зенит» от многочисленных бело-голубых команд СССР. В итоге «Зенит» стал первой трехцветной командой в Союзе.
После переименования Ленинграда в Санкт-Петербург произошли и соответствующие изменения в логотипе команды. Однако на поле сине-бело-голубые вновь начали выходить в форме со стрелкой без дополнительных украшений — исторический период команды требовал работать не над эмблемой клуба, а над игрой.
Первым титульным спонсором клуба стала строительная компания «XX трест» — ее логотип появился на футболках в 1993 году. С 1995 года спонсором стала пивоваренная компания «Балтика», а с 1997 года на футболках «Зенита» — логотипы группы компаний «Газпром».
Вернувшись в высшую лигу чемпионата России в 1996 году, «Зенит» привел в порядок и всю клубную атрибутику: игроки начали выходить на поле в футболках с официальной клубной эмблемой — стрелкой, мячом и корабликом Адмиралтейства, вписанными в круг, образованный надписью: «Санкт-Петербург Футбольный Клуб».
В 2001 году «Зенит» стал первой командой в России, у которой на форму были нанесены фамилии игроков.
«Электрик» — еще один фирменный зенитовский цвет — в котором «Зенит» провел, в частности, серебряный сезон-2003, болельщикам очень нравился, но в магазинах такую футболку было найти очень сложно.
Первые золотые футболки были выпущены ограниченным тиражом к финалу Кубка УЕФА розыгрыша в Манчестере. Позднее команда надевала их после победы в Суперкубке УЕФА в Монако, а также после следующих успешных сезонов в чемпионате.
Специальный цвет формулы Pantone Hexachrome Cyan C использовался в 2010-м. В создании этих футболок активное участие приняли болельщики — Nike консультировался у Координационного совета по поводу всех элементов и цветов экипировки.
Перед началом сезона-2013/14 клуб представил форму с обновленным логотипом — вернувшейся на футболки стрелкой. В 2015-м произошло еще одно историческое изменение — завоевав пятое чемпионство, «Зенит» впервые нанес на эмблему золотую звезду.
10 лет в форме. «Зенит»
Nevasport поможет вам проследить за тем, как менялся дизайн футболок «Зенита» за последние 10 лет.
В последние несколько лет создается ощущение, что внешний вид футболок из первого комплекта формы «Зенита» вообще не меняется. Вечно лазурно-голубой цвет, эмблема со стрелкой, «Газпром» и Nike всегда на одних и тех же местах. Ничего нового. Доля правды в этом есть — разработчики Nike в последние годы не блещут воображением. И все же так было не всегда.
Дольше всех форму для «Зенита» производил вовсе не Nike, а Adidas. В футболках немецкой фирмы зенитовцы выступали с 1977 по 2000 год. Потом вдруг возникла итальянская Diadora, затем британский Umbro. В 2005-м еще на три сезона вернулся Adidas, с ним же и было выиграно первое российское чемпионство 2007 года. Ему на смену пришла конкурирующая Puma, которая продержалась пару сезонов. А с первого сезона Лучано Спаллетти в 2010 году «Зенит» уже неизменно выступал в форме от Nike. По количеству зенитовских чемпионских кубков Nike уже превзошел Adidas 3-2.
Самым богатым на трофеи для клукба за этот период вышел 2008-й год, когда были завоеваны Кубо УЕФА, Суперкубок УЕФА и Суперкубок России. Несчастливыми можно признать формы сезонов 2009, 2012/13, 2013/14 и 2017/18 — в эти периоды наград «Зенит» не получал.
В 60 и 70-х «Зенит» играл в красно-белой форме. И это никого не беспокоило
Рассказывают Геннадий Орлов и другие легенды.
Красно-белую форму «Зенита» вы могли увидеть три года назад. Тогда клуб вместе со старейшим универмагом Санкт-Петербурга проводил выставку, где показал почти все варианты за последние 90 лет – начиная с 1930-х годов. Комплект-1974 был максимально спартаковским – красные майки, белые трусы и красные гетры.
Эти цвета появились в 1961 году (и сохранялись до конца 70-х), когда ликвидировали общества «Зенит», «Авангард» и «Буревестник». Вместо них создали новое добровольное спортивное общество – «Труд». В его ведение перешел и футбольный клуб «Зенит».
В таком виде в 1963 году питерцы провели 16 матчей подряд без поражений, в 72-м ездили в турне по Англии, в 74-м играли с «Болоньей» (1:1) и «Фулхэмом» (3:0) в Кубке Болоньи, в 76-м занимали пятое место в осеннем чемпионате СССР, а в 77-м в Штатах рубились в американский соккер.
«Я сохранил членский билет общества «Труд», – рассказал Sports.ru главный историк «Зенита» Юрий Лукосяк, который болеет за питерский клуб уже 60 сезонов. – На эмблеме членского билета есть красные цвета, поэтому красно-белая форма «Зенита» исторически была оправдана. И только в конце 70-х – начале 80-х активно вторгался голубой цвет, который сейчас стал сине-бело-голубым».
Лукосяк уверен: нельзя однозначно сказать, что «Зенит» 20 лет играл в красно-белой форме. Цвета команды постоянно менялись и сочетались. Команда играла то в белых майках с красной окантовкой, то с синей. Или целиком в красном или синем. Ветераны «Зенита» с трудом вспоминают, в чем они тогда выходили на поле – форма действительно всегда была разной.
«Тогда не было такого фанатизма, чтобы кого-то беспокоили цвета, – вспоминает ветеран «Зенита» Михаил Лохов. – Какая разница – мы и в бирюзовой играли. Только у динамовских команд были фабрики по изготовлению формы, они себе делали качественную. А «Зенит» – профсоюзная команда. Что было в магазинах, то и покупалось. Номера вышивали в ателье Мариинского театра.
Администратор привозил на игру футболки и трусы, вываливал на стол кучей, а мы брали. Майки хотя бы по номерам знали, трусы выбирали по размеру. Они были без [вшитых] плавок, просто обыкновенные ситцевые. Могли в разных трусах каждую игру играть, потом подписывать стали. И гетры были двух видов – рваные и не рваные».
Капитаны «Зенита» и СКА (Ростов-на-Дону) Лев Бурчалкин (№9) и Валентин Афонин (№3) на матче чемпионата СССР. 1971-й
Однажды «Зенит» играл в еще более экзотическом цвете. В матчах против турецких команд в турне 1962 года питерские футболисты появились в зеленых майках – причем не лучшего качества. Как-то во время игры пошел дождь, который смыл зеленую краску. Наутро это стало главным хитом турецких газет.
«Я не знаю, почему так часто меняли расцветку формы, – говорит Лукосяк. – Блажь, наверное. А сейчас разве что-то изменилось? Посмотрите, «Зенит» как капризная дама постоянно делает самые разные формы. Но для меня правильные цвета – бело-голубые, это исторические цвета города. У нас же и клуб «Коломяги» (легендарная дореволюционная команда из Санкт-Петербурга, которая была многократным чемпионом города – Sports.ru) играл в таких цветах.
Московский «Спартак» в 60-е и 70-е не считался раздражителем для «Зенита». В Санкт-Петербурге был вообще свой «Спартак», но есть и другая история. Комсомольское физкультурное движение, которое появилось в городе после гражданской войны, тоже называлось «Спартак». И всех спортсменов в Санкт-Петербурге в те времена называли спартаковцами.
«Никакой ненависти и отторжения от «Спартака» тогда и близко не было, – говорит Sports.ru Геннадий Орлов. – Я никогда не видел, чтобы болельщики шли на болельщиков. Было другое. В 1957 году в матче против «Торпедо» на поле выбежал человек и отодвинул вратаря Фарыкина: «Мол, дай я встану в ворота». Тогда же Стрельцов забивал голы. Милиционеры стали мутузить этого человека. И болельщики пошли на милицию, там побоище было страшное. Потом появились моряки, сняли пряжки и тоже приняли участие. Так что противостояния если и были, то не болельщики на болельщиков, а болельщики против милиции».
Стадион имени Кирова во время матча «Зенит» – «Торпедо», 1957-й («Ленинградский бунт»)
«Да, нас «Спартак» вообще раньше не злил в городе. И воспринимался нормально, – подтверждает Лукосяк. – А спортивное противостояние было, но оно зацикливалось не вокруг названия «Спартак», а вокруг названия «Москва». Исторически статьи писались так: «Война двух столиц».
Спартаковские игроки тех времен – например, Евгений Ловчев и Валерий Гладилин – вообще не помнят, что «Зенит» когда-то был красно-белым и что нужно было как-то делить форму. Потому что тогда много команд играли в красном: например, ворошиловградская «Заря». Вопрос с формой решали администраторы: звонили друг другу накануне матчей и договаривались о цветах. Гости всегда подстраивались под хозяев.
«Сейчас невозможно даже представить, чтобы третий комплект формы «Зенита» был красно-белым, – говорит Орлов. – Сегодня «Спартак» – антагонист, конкурент в борьбе за медали. На этом воспитано целое поколение, да и «Газпром» – газ-то голубой».
Текст: Глеб Чернявский, Иван Карпов
Форма «Зенита». Как она менялась
Филипе Силва Малком
Ежевечерний дайджест главных новостей от редакции Спорт-Экспресс — подписывайтесь!
Всё о спорте авторитетно и профессионально — Спорт-Экспресс. Государственное федеральное СМИ
«Спорт-Экспресс Интернет», сетевое издание, номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 77886 от 10.02.2020.
Учредитель АО «Спорт-Экспресс». Главный редактор — Максимов М.А. Для читателей старше 18 лет.
Издается с 1991 года. © АО «Спорт-Экспресс», 1991–2021.