все карты фипи по истории
Карты на ЕГЭ по истории: слова-маркеры и лучшие пособия для практики
Задания на работу с изображениями одни из самых сложных в экзамене по истории. Большинство школ не уделяют этому должного внимания. Однако, если разобрать основные карты ЕГЭ, история становится намного нагляднее и интереснее.
Самые важные карты по истории ЕГЭ
В первую очередь стоит обратить внимание на схемы наиболее популярных событий, например:
Как работать с картами по истории ЕГЭ?
Если для большинства вопросов экзамены достаточно выучить теорию, то с заданиями на чтение карты ЕГЭ история складывается непростая. Часто выпускники, в совершенстве владея фактами о том или ином событии, не могут узнать его по схеме. Чтобы такого не произошло, полезно действовать в соответствии с определенным алгоритмом.
Легенда — это маленькая табличка в углу карты ЕГЭ, история передвижений (редко, но иногда на ней бывают обозначены даты или знаковые имена), пояснения к стрелочкам и другим условным знакам. Именно в легенде содержится масса полезной информации, которую владеющий теорией человек сможет использовать.
Иногда поверх стрелочек на схеме написаны имена полководцев, даты походов или названия рек, озер, гор, стран. Все это помогает примерно сориентироваться по периоду и месту происходящего события, а потому поможет ответить на вопросы о нем.
Чаще всего утверждения из задания подходят к двум-трем событиям, которые можно сопоставить со условными обозначениями: обладая достаточным количеством знаний, выбрать наиболее подходящее не составит труда.
При этом, чтобы следовать этому алгоритму, стоит заранее начать готовиться к заданиям на карты ЕГЭ: история богата событиями, которые происходили в один период в одном месте, поэтому иногда с определением географических объектов возникает путаница. Избежать этого поможет практика с контурными картами: заполняя их для разного времени и событий, можно запомнить расположение всех основных городов, рек, озер и гор как в России, так и за ее пределами.
Полезные слова-маркеры
Словами-маркерами при анализе схемы могут служить имена людей, названия географических объектов и историзмов:
Список лучших пособий для практики
Существует много пособий по работе с картами, однако для подготовки лучше использовать проверенные материалы:
Также можно использовать историографические и географические атласы, просматривать несколько карт одного и того же события из проверенных источников в Интернете (например, в документальных фильмах от Star Media).
Таким образом, с заданиями на анализ карты ЕГЭ история кажется более интересной: они придают событиям и действиям людей наглядности, помогают представить процесс роста и развития страны, увидеть все ее изменения. Это помогает запомнить больше информации, понять причины и следствия некоторых событий, а следовательно — сдать экзамен по истории на высокий балл!
Ушаков, Пазин история ЕГЭ 2021 картографический тренажёр
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый картографический тренажёр для подготовки к ЕГЭ 2021 по истории 11 класс, авторы Ушаков П.А, Пазин Р.В.
Ссылка для скачивания тренажёра ЕГЭ 2021 по истории: скачать в PDF
В книге приводятся задания, направленные на анализ исторической карты, относящейся к одному из периодов курса истории VIII–XXI веков (задания 13–16 первой части контрольных измерительных материалов). В конце пособия для самопроверки ко всем заданиям даются ответы. Издание направленно на углублённую подготовку учащихся к ЕГЭ по истории, а также может использоваться репетиторами и учителями при организации учебного процесса.
Картографический тренажёр ЕГЭ 2021 по истории онлайн:
Содержание:
Интересные задания со сборника:
1)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В 882 г. князь Олег захватил город, обозначенный на схеме цифрой «4», тем самым объединил два центра формирования русского государства в своих руках. 2) Цифрой «2» на схеме обозначен район расселения славянского племени тиверцев. 3) Города, обозначенные на схеме цифрами «5», «6» и «7», в период, показанный на схеме, находились под властью Византии. 4) Основным источником по истории восточных славян в древности является Повесть временных лет. 5) На схеме обозначены районы расселения не только восточных, но и западных и южных славян. 6) Государство Великая Моравия было основано южными славянами.
2)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Племена вятичей, тиверцев и уличей в период времени, показанный на схеме, были подчинены киевскому князю. 2) Северным центром формирования древнерусской государственности был Новгород, а южным — Киев. 3) Дреговичи жили по правому берегу реки Припять. 4) Меря, мурома, мордва, мещера и буртасы — были западными соседями восточных славян. 5) Город Саркел построили и контролировали хазары. 6) Князь, чьи походы в легенде к схеме обозначены стрелками, считается основателем династии русских князей, правившей до 1598 г.
3)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Цифрой «4» на схеме обозначен г. Саркел. 2) Условным знаком (стрелками) на схеме обозначен примерный маршрут «кружения» или полюдья. 3) Цифрой «3» на схеме обозначен центр племенного объединения древлян. 4) Водные объекты, обозначенные на схеме буквами «А», «Б» и «В», были частью торгового пути «из варяг в греки». 5) В период времени, показанный на схеме, все племена восточных славян были подчинены киевскому князю. 6) Южными соседями полян и северян были печенеги.
4)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Маршрут движения торговых караванов, обозначенный на схеме буквами «А», известен как «путь из варяг в греки». 2) «Волжский торговый путь», или «путь из варяг в хвалисы», обозначен на схеме буквами «Б». 3) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Хазарского каганата. 4) Греческий город, обозначенный на схеме цифрой «5», был известен славянам как Царьград. 5) Условными обозначениями и показаны западные и восточные границы Древнерусского государства. 6) Печенеги как союзники участвовали в военных походах князя Игоря Старого против Византии.
5)Укажите цифру, которой на схеме обозначен район расселения восточных славян, о которых Нестор писал так: «зане сѣдоша в лѣсѣхъ живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».
6)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Цифрой «4» на схеме показан район расселения тиверцев и уличей. 2) Цифрой «2» на схеме обозначен г. Тьмутаракань. 3) Отцом князя, совершившего походы, обозначенные на схеме, был легендарный князь Рюрик. 4) Князь, походы которого показаны на схеме, разгромил Хазарский каганат. 5) На схеме обозначены походы этого князя во время его войны с Византией. 6) При возвращении в Киев из Дунайской Болгарии этот князь погиб в бою с печенегами.
7)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Расселение славян из племенного объединения древлян обозначено на схеме цифрой «3». 2) Славяне — жители города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период времени, показанный на схеме, называли себя варягами. 3) Условным знаком на схеме обозначены земли, захваченные у Руси Польским королевством. 4) Река, обозначенная на схеме двумя буквами «А», с 1026 г. по 1036 г. служила границей между владениями князей-братьев, разделивших между собой влияние на Руси. 5) Условным знаком на схеме обозначены набеги печенегов на Русь. 6) Цифрой «5» на схеме обозначен город Константинополь.
8)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Ни в одном из городов, обозначенных цифрами «1», «2» и «3», не было своего полотняного производства. 2) Оружейное производство имелось во всех крупных городах — центрах русских княжеств. 3) Город, обозначенный на схеме под цифрой «6», был основан князем, чей портрет-реконструкция приведены под цифрой «7». 4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», в период времени, показанный на схеме, был захвачен крестоносцами. 5) Князь, чей портрет приведён на вставке под цифрой «7», боролся за власть с князем из города, обозначенного на схеме цифрой «4». 6) Половцы поселились в Северном Причерноморье в IX в.
9)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Схема показывает, что Прибалтика находилась под контролем немецких рыцарей-крестоносцев. 2) Владения Новгорода распространялись на территорию Карелии и часть нынешней Финляндии. 3) В период времени, показанный на схеме, удмурты, мари, мурома вошли в состав Рязанского и Суздальского княжеств. 4) Схема показывает, что половецкие племена контролировали земли от реки Днестр до Дона и Волги. 5) В данный период времени Константинополь был центром Латинской империи. 6) На западе соседями русских княжеств были королевства Венгерское и Польское.
10)Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Цифрой «4» обозначен г. Новгород-Северский. 2) В период времени, показанный на схеме, город, обозначенный цифрой «1», был захвачен крестоносцами. 3) Поход русских дружин, обозначенный на схеме маршрутом «4–5», нашёл отражение в великом поэтическом произведении, созданном в последней четверти XII в. 4) Половецкие ханы никогда не выступали в качестве союзников русских князей. 5) В Новгородской земле в этот период времени существовала боярская республика. 6) В период, отражённый на схеме, русским митрополитом был Иларион, автор «Слова о законе и благодати».
Подборка карт и иллюстраций на основе заданий ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по истории
Подборка карт и иллюстраций по истории для подготовки к ЕГЭ на основе открытого банка заданий ФИПИ. Можно использовать для составления тестов в 9-11 классах
Просмотр содержимого документа
«Подборка карт и иллюстраций на основе заданий ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по истории»
Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».
Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».
Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.
2) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.
3) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.
4) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.
5) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.
2) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.
3) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.
4) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.
5) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.
Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в 1935 г.
2) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине.
3) Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР.
4) Карикатура посвящена событию, в котором принимали участие представители Англии и Франции.
5) Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт.
Укажите изображение объекта, построенного в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была создана данная карикатура.
В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан.
Из совместного заявления двух политических деятелей.
«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что влияние … начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать выступление … в условиях благоприятных для наших врагов. влияние … растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.
Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. … Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.
Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.
Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.
Из протоколов допроса А.В. Колчака.
«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, – Протопопов и т. д., – не в состоянии справиться с задачей ведения войны…
Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности которых я не сомневался, которых знал… Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша пала, и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству… Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, – что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего…
…Я видел…, что положение на фронте у нас становится все более угрожающим и тяжелым, и что война находится в положении весьма неопределенном в смысле исхода ее. Поэтому я приветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм… в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, – и образа правления, и политических соображений».
На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А.В. Колчак.
Укажите название и год совершения события, которому посвящены данные воспоминания. Приведите название упоминаемой А.В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.
Как А.В. Колчак определяет свое отношение к произошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.
Из записки руководителя СССР, рассмотренной на заседании Президиума ЦК КПСС.
«…В настоящее время при существующей системе ведомственного управления промышленностью и строительством в результате негосударственного подхода к делу каждое министерство стремится изготовить для себя все, не считаясь с огромными потерями средств и материалов…
Я бы хотел еще сказать о связях между территориальными управлениями. При новой структуре следовало бы поощрять развитие производственных связей между отдельными экономическими районами…
Например, один район дает одно сырье, другой взамен этого другое. Такая связь может быть обусловлена соответствующими договорами, основана на взаимных расчетах и осуществляться непосредственно, минуя центральные органы…
Следовало бы отказаться от таких министерств и в союзных республиках. Если в республиках будут образованы территориальные управления промышленностью и строительством, то и там отпадет необходимость в существовании министерств. Такие управления на территориях союзных республик должны объединять все предприятия данного района, независимо от их нынешней подчиненности, исключение будут составлять только предприятия Министерства среднего машиностроения и Министерства авиационной промышленности… Когда мы перенесем центр тяжести управления хозяйством на места – в области, края и республики, функции союзного правительства, видимо, выльются в форму координации политической и хозяйственной деятельности республик, а союзные республики всем хозяйством будут управлять сами…
Необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях следует перейти от прежних форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу».
Назовите фамилию руководителя СССР, представившего записку, название периода, к которому относились описанные события, и хронологические рамки этого периода.
На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех аргументов автора, показывающих необходимость изменения системы управления хозяйством.
Назовите не менее двух итогов осуществления предложенной экономической меры.
Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля СССР.
К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения. Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты
с миллионным по мощности зарядом каждая.
…Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха… Американцы проводили наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию соседей, да и не только соседей. Они летали там, где считали это выгодным для обороны США, игнорируя суверенитет соседних стран. Нас интересовало, насколько можно сохранить секретность в таких условиях? Разработали план: что надо сделать, чтобы не допустить преждевременного выявления с воздуха наших замыслов.
…Нужно было, чтобы США не смогли упредить нас и высадить прежде того свой десант под американским флагом или флагом кубинских контрреволюционеров. Форма не имела значения, нас интересовала суть: чтобы […] оставалась при своих революционных завоеваниях и чтобы стала флагманом социалистических стран на Американском континенте, вела бы своё развитие под марксистско-ленинским знаменем. Вот наше желание».
Укажите название страны, пропущенное в тексте. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите год, когда они произошли.
Какие цели, согласно версии автора мемуаров, стремилось достичь советское руководство в результате действий, о которых идёт речь в данном отрывке? Укажите любые три цели.
Укажите любые три условия, которые согласно договорённости между лидерами СССР и США, достигнутой в ходе описанного в отрывке политического кризиса, необходимо было выполнить для преодоления этого кризиса.
Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме
цифрой «7», был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ___________г.». Ответ запишите словом (словосочетанием).
Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».
Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1».
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период.
2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5».
3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами.
4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось
в 1930-е гг.
5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия.
6) На данной схеме обозначена территория Польши.
Закончите предложение: «Боевые действия, обозначенные на схеме стрелками, проходили в тысяча девятьсот ________ году». Ответ запишите словом (словосочетанием).
Укажите название столицы современного государства, обозначенной на схеме цифрой «1».
Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2».
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «3» на схеме обозначена территория Германии.
2) Военная операция, обозначенная на схеме стрелками, длилась более трёх месяцев.
3) Одним из советских фронтов, действия которого обозначены на схеме стрелками, в данный период командовал Г.К. Жуков.
4) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, Государственная граница СССР уже была восстановлена на всём её протяжении.
5) В период, когда проходили боевые действия, обозначенные на схеме, ещё не был открыт Второй фронт во Франции.
6) В ходе операции, обозначенной на схеме, советскими войсками была освобождена территория Чехословакии.
Из письма политического деятеля
«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом
и который проводится ныне в жизнь.
Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи
у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия
и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.
…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности
и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».
Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме?
Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.
Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.
Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.
2) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.
3) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н.С. Хрущёв.
4) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады, символ которой представлен на изображени.
5) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.
На какой из фотографий, представленных ниже, изображён деятель культуры, который был наиболее популярен в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше?
В ответе запишите цифру, под которой он указан.
Из послания руководителя СССР Президенту США Дж. Кеннеди.
«Уважаемый г-н Президент!
…Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о ликвидации возникшей напряжённости и это позволило нам в сложившихся условиях найти и более гибкую форму проверки вывоза указанных средств. Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами, хотя наша критика американского империализма остаётся, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы. Сейчас надо было бы двинуться более решительными шагами к окончательному завершению ликвидации этой напряжённости, то есть надо было бы, чтобы Вы со своей стороны ясно подтвердили в ООН, как это Вы сделали на пресс-конференции и в посланиях ко мне, обязательство о невторжении Соединённых Штатов и Ваших союзников на Кубу, сняв оговорки, которые теперь вносятся в проект декларации США в Совете Безопасности, и чтобы наши представители в Нью-Йорке договорились о согласованном изложении в декларациях обеих держав взятых ими на себя обязательств. Полагаю, что Вы уже имели возможность ознакомиться с предложенным нами текстом краткой декларации Советского правительства, в которой сформулированы главные обязательства Советского Союза, вытекающие из обмена посланиями между ними. Мы исходим из того, что аналогичная краткая декларация должна быть сделана правительством США и в ней также будут зафиксированы основные обязательства США, вытекающие из обмена посланиями.
Мы с Вами пережили в течение короткого времени довольно острый кризис. Острота его заключалась в том, что мы с Вами готовы были уже сейчас сразиться, а это привело бы к мировой термоядерной войне со всеми её страшными последствиями. Мы учли это и, будучи убеждёнными, что человечество никогда не простило бы тем деятелям, которые не исчерпали всех возможностей для предотвращения катастрофы, пошли на компромисс, хотя понимали, и сейчас заявляем об этом, что Ваши претензии не имели под собой никакой правовой основы».
Приведите не менее трёх названных автором причин достижения договорённости о ликвидации кризиса, ослаблении международной напряжённости.
На основе текста и знаний по истории укажите, что автор называет «указанными средствами», и назовите обязательства, взятые каждой из сторон как условия достижения договоренности. Приведите всего не менее трех положений.
Назовите фамилию автора послания и название кризиса, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода, когда автор был руководителем СССР.
Из выступления руководителя СССР на совещании писателей.
«Вопросы развития литературы и искусства нельзя рассматривать в отрыве от тех насущных задач, которые решает сейчас коммунистическая партия и советский народ по дальнейшему подъему экономики и культуры нашей страны, в борьбе за строительство коммунистического общества…
ХХ съезд КПСС, как известно, поставил большие задачи в области развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства, подъема жизненного уровня народа…
…Следует признать, что в среде интеллигенции нашлись отдельные люди, которые начали терять почву под ногами, проявили известные шатания и колебания в оценке ряда сложных идеологических вопросов, связанных с преодолением последствий культа личности… Они пытались истолковать эту критику как огульное отрицание положительной роли И.В. Сталина в жизни нашей партии и страны и встали на ложный путь предвзятого выискивания только теневых сторон и ошибок в истории…, игнорируя всемирно-исторические успехи Советской страны… Для того, чтобы правильно понять существо партийной критики культа личности, надо глубоко осознать, что в деятельности товарища Сталина мы видим две стороны: положительную, которую мы поддерживаем и высоко ценим, и отрицательную, которую критикуем, осуждаем и отвергаем…
Редакция ряда литературно-художественных журналов и руководители некоторых издательств оказались не на высоте положения, в ряде случаев сползли с принципиальных позиций. Эти товарищи начали забывать о том, что печать – главное наше идейное оружие… Невозможно желать идти вместе с народом, не разделяя взглядов партии, ее политической линии. Кто хочет быть с народом, тот всегда будет с партией».
На основе текста и знаний по истории назовите, какие требования предъявлял руководитель страны от имени партии к творческой интеллигенции (укажите не менее двух требований).
Укажите хронологические рамки, название периода, когда происходили названные события, и фамилию руководителя СССР, выступавшего на совещании.
Какая оценка автором деятельности И.В. Сталина отражена в тексте? Какой основной причиной обусловлена эта оценка?
Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На картине показана оборона Москвы.
2) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.
3) Картина написана в рамках социалистического реализма.
4) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.
5) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г.К. Жуков.
Какая скульптура символизирует эпоху той же войны, что и данная картина? В ответе запишите цифру, под которой она указана.
2)
3)4 )
Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2».
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома
в ходе Великой Отечественной войны.
2) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г.К. Жуков.
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
4) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.
5) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.
6) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.