все модели фиат за всю историю
История марки Fiat
Название автоконцерна FIAT является аббревиатурой, которая расшифровывается как Fabrica Italiana Automobili Torino. Сейчас FIAT представляет собой гигантскую корпорацию, в которую входит более двухсот предприятий по всей планете, занимающихся выпуском не только легкового и грузового транспорта, но также самолетов, поездов и многого другого. А в истоках этой легендарной марки лежит достаточно скромное небольшое предприятие по выпуску легкового автотранспорта. Но начнем по порядку.
Зарождение компании FIAT
В далеком 1899 году на заре автомобильной эры группа инвесторов, которыми руководил отставной офицер Джованни Аньелли, основала небольшую компанию FIAT. Свою деятельность новосозданное предприятие начало с лицензионной сборки моделей Renault с «реношными» двигателями De Dion. Военное прошлое Аньелли и его политические взгляды отложили отпечаток на его характер – Джованни поддерживал на фабрике строжайшую дисциплину, а также активно внедрял в процесс производства идеалы социализма, полагая, что предприниматели и рабочие могут взаимодействовать более плодотворно. Производство росло быстрыми темпами, но в большей мере не из-за социалистических взглядов основателя компании, а из-за того, что в 1903 году итальянские власти ликвидировали непомерно высокие тарифы на сталь импортного производства. Благодаря этому FIAT произвел несколько моделей собственной разработки: грузовой автотранспорт, автобусы, такси, а также начал выпускать авиа- и судовые моторы.
Первоначально FIAT выпускал только премиальные авто, и довольно скоро марка стала популярной не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Немалую роль в успехе компании сыграл автомобильный спорт – гоночные авто FIAT были серьезными конкурентами и нередко выходили победителями в соревнованиях, опережая таких признанных в автоспорте лидеров как Nazzaro, Storero и пр. А по-настоящему название компании стало у всех на слуху в 1911 году, когда в Grand Prix de France победила модель S61, оснащенная 4-цилиндровым двигателем объемом 10,5 л и системой цепного заднего привода.
Аньелли понимает, что настала пора переходить от кустарного выпуска к промышленным масштабам. И в 1912 году автомобили марки начинают выпускаться серийно. Джованни был экспериментатором, именно ему одному из первых автопроизводителей в Европе пришло в голову придать своим автомобилям фирменный стиль. Для выполнения своей задумки он обратился к художникам-стилистам. И в этом же году на свет появился «первенец» данной политики марки – Fiat Tipo Zero. В движение новинку приводил 18-сильный 1,9-литровый мотор, который в среднем расходовал на 5,1 км пути 1 л топлива. По заявлению разработчиков, максимальная скорость Tipo Zero составляла 71 км в час, но на практике оказалось, что ускориться до нее было почти нереально. Хоть в общем авто и не имело особо оригинального дизайна и походило на уже имеющиеся в мире модели, но при этом Tipo Zero отличалось такой возможностью индивидуализации как 6 различных версий облицовки радиатора. Именно поэтому модель принято называть основоположницей стиля марки. Кузова для своих авто «Фиат», так же как и Alfa Romeo заказывал в Locati & Toretta, а спустя время в Zagato и Touring.
Примечательно, что еще до начала экспансии в Европу в 1909 году FIAT сделал попытку «забросить удочку» в Америку, организовав в США предприятие Poughkeepsie. Для Джованни всегда приоритетной задачей было усилить контроль над производством. Одним из итогов этой политики стал начавший свою деятельность в 1922 году крупнейший на тот период европейский автокомплекс под названием Lingotto. FIAT создал комплекс с целью приступить к серийному производству не элитных автомобилей, доступных большому количеству людей, а не единицам как ранее. Во многом поставленной цели удалось достигнуть благодаря применению сборки конвейерного типа.
Как отразились на истории FIAT войны
В истории нередко случалось так, что крупные войны тормозили технический прогресс, но бывало и так, что они выступали катализатором технических революций. Так случилось и с FIAT, который благодаря Первой мировой войне вырвался в лидеры в итальянской автопромышленности. Во время войны и после нее итальянцы активно выпускали военную технику, в том числе и танки. А к 1920-м годам FIAT уже стал самым крупным автопроизводителем в Италии. Во многом это удалось благодаря профессионализму Витторио Валлетты, занимавшему в компании должность администратора.
Но 1919 и 1920-е годы дались марке нелегко. В этот период FIAT довелось пережить не одну забастовку. Рабочие под влиянием коммунистов захватывали принадлежавшие компании служебные помещения и предприятия. Дело дошло до того, что руководство было вынуждено остановить производство до того времени, пока власть не оказалась в руках у Муссолини, после чего Джованни вновь стал «у руля». В 1927 году для выполнения функций руководства «Фиатом» был основан холдинг IFI, где главенствующую позицию и ныне занимает семейство Аньелли.
1932 год ознаменовался дебютом модели Balilla (известной также под индексом 508). Авто стало рекордсменом по продажам: по всему миру было реализовано около 113 тыс. экземпляров. Новинка оснащалась 3-диапазонной КПП (в 1934-м ей на смену пришла 4-диапазонная) и 0,96 л агрегатом с отдачей 20-24 «лошадки». Этот мотор ускорял Balilla до 80 км в час. Примечательно, что Balilla также в числе первых в мире получила «заряженную» вариацию – 508 S, которая комплектовалась двигателем с отдачей 30-36 «лошадок».
Спустя четыре года увидел свет FIAT Topolino, известный также как FIAT 500, ставший на тот период наиболее миниатюрным серийным авто в мире. Рассчитанную на двоих человек новинку сразу в народе прозвали «Мышонок». Авто имело оригинальную внешность, 0,57-литровый мотор, а также смонтированную на короткой раме с прорезями для уменьшения массы заднеприводную платформу. Невзирая на малый объем силового агрегата, максимально «Мышонок» ускорялся до 85 км в час. В среднем Topolino потреблял на сотню км пути приблизительно 6 л топлива. Также модель обладала самыми разнообразными вариациями. Благодаря низкой стоимости, сравнительно высокой надежности и особому шарму, авто пользовалось популярностью не только в Италии, но и по всей Европе. За двадцать лет с начала выпуска было продано около 519 тыс. экземпляров миниатюрного FIAT 500. В 1957 году с конвейера сошла новая генерация Topolino, стиль которой итальянские специалисты использовали уже при воссоздании модели в начале 2000-х.
Как показала история, Италия выбрала неверную политическую направленность, встав на «рельсы фашизма» и этот путь негативно отразился и на судьбе FIAT. Из-за второй мировой войны большая часть предприятий концерна были уничтожены, а те, что уцелели, после освобождения страны были национализированы. Из-за открытой поддержки фашистского режима Аньелли отстранили от руководства, и в скором времени после этого он умер. Невзирая на национализацию, фактически руководить компанией остался Витторио Валетте. Это и спасло FIAT.
Возрождение былой славы автоконцерна FIAT
Вскоре с конвейера компании выходят 4-дверный FIAT 500 С, а также ставшая флагманом продуктовой гаммы компании модель 1500 Е и 1100 Е.
В начале 1950-х руководство FIAT решило обновить модельную гамму, и в ней появилась новинка с индексом 1400. Это было авто с несущим кузовом, в линейку двигателей которого, начиная с 1953 года, также стал входить и дизельный агрегат. Это позволило FIAT 1400 стать первым автомобилем в Италии с этим видом двигателя. В «базе» 1120-килограммовое авто комплектовалось 1,4-литровым дизельным мотором, развивающим мощность в 44 «лошадки». Этот мотор максимально ускорял машину до 120 км в час. Для оснащения этого авто FIAT также впервые использовал дверные подлокотники и расположенный под панелью приборов ручной тормоз. В этом же году компания производит достаточно популярные 1100/103 и 103 TV.
Спустя пятилетие на итальянские дороги выходят обладающие достаточно демократичной стоимостью миниатюрные модели Cinquecentos и Seicentos.
Новый курс деятельности FIAT
Начало 60-х и вновь новый курс компании. FIAT приватизируют и во главе него становятся внуки основателя марки, которые внедряют новые подходы в автопроизводство, позволившие укрепить позиции концерна на мировом автомобильном рынке. Заводы FIAT были реорганизованы, и с конвейеров сошло новое малолитражное авто FIAT 850. В кратчайшие сроки компакт был продан в количестве 3 млн. экземпляров.
В 1966 году итальянцы и СССР подписывают договор о строительстве Волжского автозавода (ВАЗ). Спустя год увидело свет детище этого сотрудничества – FIAT 124. Привезенные из Италии первые экземпляры модели просто распадались на булыжниках, «радовали» скорой поломкой тормозов и капризами устаревшего мотора. Вначале 124 был переименован в 124R, а вскоре и в ВАЗ-2101. Вместе с названием модель к тому времени сменила почти всю «начинку» (в т.ч. мотор, тормозные механизмы и подвеску) на более подходящую реальным российским дорогам. Но дизайна кузова изменения почти не коснулись. «Копейка» обладала лаконичной и элегантной внешностью, опередившей на десятки лет вперед тенденции российской автопромышленности.
В 1969 году компания выпускает спортивную и элегантную модель Dino. Также в этом году в состав концерна входит марка Lancia. FIAT ни на день не прекращает расти – параллельно с производством новых моделей концерн ведет строительство новых заводов по всей планете.
Когда по всему миру в 1970-е годы бушевал нефтяной кризис, специалисты из FIAT сосредоточились на модернизации процессов производства и улучшения качества имеющейся продукции. После череды удачных авто в 1978 году вышла достаточно неудачная модель Ritmo, которая хоть и не стала популярной, но все же считается знаковой в истории компании. Все потому, что после ее провала и перехода производства на более высокий уровень автоматизации концерн шагнул далеко вперед.
В начале десятилетия дебютировал новый компакт Panda. Эта модель успешно выходила с конвейера на протяжении двух десятилетий. За этот период было выпущено 60 вариаций «Панды» и в целом реализовано около 4 млн. экземпляров модели. И даже в следующем столетии авто с простой внешностью, низкой стоимостью и неприхотливостью в ремонте остается одним из наиболее покупаемых в Европе.
В 83-м году концерн на женевской автовыставке презентует революционную модель под названием Uno, которая была разработана практически с нуля с применением множества прогрессивных технологий. Новшества коснулись не только электроники и используемых материалов, но также устройства силового агрегата. Авто выходило в Италии до 1995 года, после чего ему на смену пришла модель Punto, но Uno и ныне производят в Турции, Польше и Египте.
В конце 1985 года FIAT сделала ошибку, шагнув в премиальный сегмент рынка. Оснащенный передним приводом хэтчбек Croma обладал вместительным багажным отделением, ступенчатой задней дверью и выпускался целых одиннадцать лет. Но после того как спрос на него упал практически до нуля, компания все же решила уйти из этого класса. В основе Croma лежало общеевропейское шасси, которое также послужило базой для Lancia Thema, Saab 9000 и Alfa Romeo 164.
В 1986 году концерн полностью поглощает Alfa Romeo, что еще больше способствует укреплению позиций «Фиата» на мировом авторынке. Для Alfa Romeo слияние стало большим счастьем, ведь почти обанкротившаяся на тот момент марка после поглощения не только сохранила аутентичность, но и получила дополнительный виток в развитии.
В конце 80-х концерн решил поиграть с «крупными формами»: выходят 5-дверный хэтчбек Tipo, универсал Tempra Station Wagon, фургон Marengo и др. Но к этим моделям покупатели отнеслись достаточно прохладно.
90-е годы в истории марки
Общий объем продаж компании значительно уменьшался. FIAT, который ранее развивался стремительными темпами, начал явно ощущать наступивший кризис. Новые авто уже не потрясали публику как ранее, в них отсутствовала некая «изюминка» и они сразу терялись в автомобильном потоке.
За период 90-х можно отметить несколько знаковых моделей, в числе которых и Fiat Coupe – построенное на шасси от модели Bravo переднеприводное спорткупе. Авто, ставшее на сегодняшний день легендарным, приводил в движение 220-сильный турбодвигатель, позволявший модели создавать серьезную конкуренцию своим именитым соперникам. Была также выпущена и вариация Coupe, получившая в своем названии приставку Turbo. Эта способная ускоряться до 250 км в час новинка с легкостью обгоняла Porsche Boxster и Merсedes-Benz CLK.
В начале 1994 года в рамках сотрудничества итальянцев и французского автоконцерна PSA состоялся дебют семейства минивэнов. Семи и восьмиместные авто оснащались системой переднего привода и размещенным поперечно мотором и в варианте FIAT назывались Ulysse. Спустя несколько лет на этом же шасси была создана группа грузопассажирских семейств U64.
В 90-е компания старалась максимально использовать имеющиеся у нее в наличии шасси. Но что можно создать из достаточно банальной платформы Punto? Это может быть поистине шедевр итальянской автопромышленности, если пригласить поучаствовать в разработке высококлассных специалистов из ателье Pininfarina. И вот в 1995 году на женевской автовыставке состоялась премьера оснащенного системой переднего привода спортавто Fiat Barchetta, которое сразу получило титул наиболее красивой машины со складной крышей. Спустя 5 лет на автосалоне в Турине дебютировала люксовая вариация спортавто под названием Barchetta Riviera.
Немного улучшила сложившуюся в компании ситуацию появившаяся весной 1998 года малолитражка Seicento – идеальное авто для жителей мегаполисов. История Seicento закончилась только спустя 7 лет выходом спецвариации «50th Anniversary».
Марка FIAT в новом тысячелетии
В начале нового тысячелетия FIAT приступил к освоению нового сегмента. Осенью 2000 года в Париже прошла премьера модели Doblo, которая предлагалась в грузовом и пассажирском исполнениях. Спустя два года на итальянском рынке появился 3-дверный хэтчбек Stilo. Хоть компания и возлагала на новинку большие надежды, планируя выпускать около семи лет, но уже в 2007 году производство хэтча было прекращено.
За 2000-е годы концерн несколько раз сталкивался с серьезными финансовыми проблемами, но это не помешало FIAT Group продолжить выпускать легковые модели и расширяться. Под его «крышей» собрались не только автокомпании, но даже заводы по производству тракторов.
К сожалению все выходящие последние десятилетие новые авто не сумели вернуть автогиганту его былое величие. Продажи компании в Европе последние 4 года неумолимо падают. В ближайшее время FIAT намерен вложить в свое развитие приблизительно 9 млрд. евро. Эти финансы будут потрачены не только на создание новых моделей и поддержку своих «дочек», но также восстановление производственных мощностей у себя на родине. Сегодня свои главные надежды на «восстание из пепла» марка возлагает на несколько своих моделей, в числе которых FIAT 500, Punto и Panda. Так в 2016 году компания намерена презентовать новую генерацию FIAT 500. Разработчики обещают, что легендарный хэтчбек получит экономичные двигатели, а также выдержанный в стиле хай-тек салон. Помимо этого весной 2014 года автопроизводитель сообщил о выходе спецвариаций моделей Punto и Panda. Ориентированные на молодежную аудиторию новинки получат в своих названиях приставку Young. Авто отличаются не только стильной и яркой внешностью, но также и продвинутой электроникой.
Значимое событие в истории концерна произошло в конце января 2014 года, когда Fiat полностью завладел маркой Chrysler. После чего итальяно-американский тандем решил продолжать свою деятельность под единым названием Fiat Chrysler Automobiles N.V. и с новым логотипом. Этот союз должен позволить итальянцам больше сил направить на реанимацию своего бизнеса в Европе.
Марка Fiat занимает 1 место в Рейтинге популярности у автовладельцев.
Все модели фиат за всю историю
Во время экономического кризиса 70-х гг. Fiat был преобразован в холдинговую компанию Fiat SpA. В начале 80-х гг. марка уходит с североамериканского рынка, но остаётся одним из ведущих брендов в Европе. За всё время девять моделей Fiat получили титул «Европейский автомобиль года»: 124 (1967), 128 (1970), 127 (1972), Uno (1984), Tipo (1989), Punto (1995), Bravo (1996), Panda (2004) и 500 (2008).
В 2014 г. произошло объединение Fiat и Chrysler в транснациональный концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA). В результате компания Chrysler была спасена от банкротства, а Fiat снова получил доступ на рынок США. Сегодня Fiat-Chrysler является вторым по величине автопроизводителем в Европе и седьмым в мире. Ему принадлежат итальянские бренды Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Lancia, Maserati и Abarth, а также ликвидированные Autobianchi и Innocenti. Крупнейшие заводы Fiat расположены в Италии, Бразилии, Аргентине, Мексике и Польше. Ежегодный объём производства автомобилей Fiat Group превышает 4 млн. единиц, включая коммерческий транспорт.
История Fiat
Предприятие выпускает первый грузовик, а также престижные модели 24 HP и 60 HP, которые оснащались 4-х и 6-цилиндровыми двигателями объёмом от 6.3 до 11 л. На гоночной версии 24 HP Corsa (7.2 л, 40 л.с.) Винченцо Лянча выиграл заезд на гору Cote-Superga Sassi. В 1906 г. название компании сокращено до акронима Fiat.
В 1910-1912 гг. Fiat вводит новое поколение моделей, начиная с 4-цилиндрового Fiat Tipo Zero (1.8 л, 18 л.с.) и заканчивая роскошными 6-цилиндровыми Tipo 5 и Tipo 6. Fiat Tipo Zero, выпущенный в 2000 экземплярах, стал примечателен тем, что с него началась итальянская школа автомобильного дизайна: Аньелли поручил разработать стилистам, среди которых был молодой Баттиста Фарина, шесть разных вариантов решётки радиатора для каждого из типов кузова.
Гоночные машины Fiat с двигателями большого объёма побеждают в международных соревнованиях: Гран-при Франции, Американском Гран-при, Индианаполисе-500 и Зимнем кубке Гётеборг-Стокгольм, а также устанавливают рекорды скорости.
На время Первой мировой войны Fiat переходит на производство авиационных двигателей, пулемётов, грузовиков, танков и карет скорой помощи.
Сразу после войны компания Fiat представила линейку моделей разных классов: 4-цилиндровые Fiat 501 (1460 см3, 23 л.с.) и Fiat 505 (2296 см3, 30 л.с.), 6-цилиндровый Fiat 510 (3446 см3, 46 л.с.) и люксовый 520 «Superfiat» с нижнеклапанным мотором V12 объёмом 6805 см3 и мощностью 90 л.с. Эти автомобили оставались в продаже до 1926 г.
Политическая и социальная напряжённость в послевоенной Италии приводит к тому, что рабочие захватывают завод Fiat, поднимают над ним коммунистический красный флаг и отстраняют от руководства Джованни Аньелли. Когда Итальянская социалистическая партия достигла компромисса с правительством, рабочие вернулись к прежней жизни. Аньелли удалось взять ситуацию под контроль после прихода к власти Муссолини в 1922 г.
Завершено начатое в 1916 г. строительство автомобильного завода в Линготто, крупнейшего в Европе. Здание имело 5 этажей и целую трассу для тестирования прототипов на крыше. Аньелли вводит на заводе массовое конвейерное производство, позаимствовав опыт у Генри Форда, предприятие которого он неоднократно посещал. К 1925 г. Fiat контролирует уже 87% итальянского рынка.
К началу 30-х гг. модельный ряд Fiat расширяется до 15 автомобилей с большим ассортиментом 4-х и 6-цилиндровых двигателей и типов кузова. Самым дешёвым в 1924-1929 гг. был Fiat 509, оснащённый 4-цилиндровым двигателем SOHC объёмом 990 см3 и мощностью 22 л.с. С 1928 г. он предлагался со страховкой, включённой в заводскую стоимость. На другом конце линейки находился роскошный Fiat 525 (1928-1931) с нижнеклапанным 6-цилиндровым мотором объёмом 3739 см3 и мощностью 69 л.с. Автомобили Fiat продаются во Франции, Испании, Польше и СССР.
Представлен миниатюрный 2-местный автомобиль Fiat 500 Topolino, родоначальник серии 500. Он имел закрытый кузов купе и традиционную заднеприводную компоновку, но 4-цилиндровый двигатель объёмом всего 569 см3 и мощностью 13 л.с. был смещён вперёд, а радиатор располагался за ним, что позволяло установить независимую переднюю подвеску на поперечной рессоре и обтекаемую наклонную решётку радиатора. К 1939 г. для производства Fiat 500 был открыт новый завод Мирафиори, оснащённый самым передовым оборудованием.
Вслед за Fiat 500 в 1937 г. получил аэродинамические обновления и Fiat 508С, переименованный по объёму двигателя в Fiat 1100. Другое направление в дизайне представляли более дорогие 6-цилиндровые модели Fiat 1500 и Fiat 2800, которые отличались заострённой решёткой радиатора «Musone».
С началом Второй мировой войны производство легковых автомобилей значительно сокращается, но не останавливается. Компания Fiat поставляла итальянской армии самолёты, бронетехнику и грузовики, пока заводы не были разрушены авиацией союзников. После свержения режима Муссолини Национальный комитет освобождения отстранил семью Аньелли от управления предприятием из-за связей с фашистами. После смерти Джованни Аньелли в 1945 г. Fiat фактически был национализирован, и его возглавил Витторио Валлетта.
Возобновляется производство довоенных моделей 500 Topolino, 1100 и 1500, а также грузовиков, автобусов, тракторов и другой техники.
Вслед за Fiat 600 главный конструктор Fiat Данте Джакоза разрабатывает ещё более компактную и доступную модель Fiat 500 с 2-цилиндровым мотором воздушного охлаждения объёмом 479 см3 и мощностью 15 л.с., расположенным сзади. Этот крохотный автомобиль с посадочной формулой 2+2 стал народным достоянием итальянцев. Он выпускался в нескольких сериях до 1975 г., и за это время было продано 3.9 млн. экземпляров.
Новинкой 1957 г. также стал Fiat 1200 Granluce, который произошёл от 1.2-литровой модификации Fiat 1100, но отличался модернизированным кузовом седан с увеличенной площадью остекления.
На фоне послевоенного экономического бума в Италии удельное число автомобилей увеличилось с одного на 96 жителей в 1949 г. до одного на 11 жителей в 1963 г., и во многом это объяснялось массовым распространением малолитражек Fiat. За это время производство машин на заводах Fiat увеличилось в шесть раз, а количество сотрудников составило 85000 человек.
На смену Fiat 1900 пришли модели Fiat 1800 и 2100, оснащённые рядными 6-цилиндровыми двигателями соответствующего объёма, мощностью 75 и 82 л.с. Внешне они были одинаковыми, и предлагались в версиях седан и универсал.
На платформе Fiat 1800/2100 был разработан более дорогой Fiat 2300, с 6-цилиндровым мотором мощностью 105 л.с., торсионной передней подвеской, дисковыми тормозами с сервоусилителем и опционной 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Он выпускался с кузовом седан, который отличался сдвоенными фарами, а также в версии 2300S Coupe от ателье Ghia. Аналогично и новая модель среднего класса Fiat 1300/1500 (1961-1966) была доступна как с заводским кузовом седан, так и в спортивных модификациях Coupe и Spider от Pininfarina. На неё устанавливались стандартные 4-цилиндровые двигатели OHV объёмом 1295 см3 (61 л.с.) и 1481 см3 (74 л.с.), но Coupe и Spider в ограниченных количествах комплектовались 1.6-литровым силовым агрегатом DOHC мощностью 90 л.с., разработанным фирмой O.S.C.A.
Практика разделения одной модели на пассажирскую и спортивную версии была продолжена на компактном Fiat 850. В базовом варианте это был трёхобъёмный 2-дверный седан на удлинённой заднемоторной платформе Fiat 600, но с 1965 г. в продаже появились заводской кузов Sport Coupe 2+2 и 2-местный Spider от Bertone.
После ухода Витторио Валлетты президентом Fiat становится Джанни Аньелли, внук основателя компании. Одним из первых его решений было подписание договора об оказании технической помощи СССР по строительству Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти, рассчитанного на полный цикл производства в объёме 2000 машин в день. В качестве прототипа для ВАЗ-2101 «Жигули» был выбран компактный седан Fiat 124, который выпускался в Италии с 1966 по 1974 гг. и в 1967 г. получил титул «Автомобиль года».
Fiat приобретает компании Lancia и Autobianchi, а также 50% акций в Ferrari. На Женевском автосалоне представлен седан бизнес-класса Fiat 130, оснащённый 2.9-литровым двигателем V6 DOHC мощностью 130 л.с., полностью независимой подвеской, усилителем руля и автоматической коробкой передач. Через два года появилась стильная версия купе от Pininfarina, с 3.2-литровым мотором мощностью 165 л.с. Из-за высокой цены модель продавалась плохо, и в 1976 г. была снята с производства без непосредственной замены.
70-е гг. в истории Fiat начались с длительных забастовок рабочих, которые привели к финансовому кризису, вдобавок усугублённому нефтяным кризисом 1973 г. Несмотря на это, компания открывает заводы в Италии и за её пределами (в Польше, Югославии, Болгарии, Румынии и странах Южной Америки), продаёт лицензии другим производителям и выпускает новые модели. В 1971 г. Fiat поглощает тюнинговую фирму Abarth.
Очередным «Автомобилем года» становится Fiat 127, запущенный в серию в 1971 г. Также переднеприводный, он комплектуется 4-цилиндровым мотором OHV объёмом 903 см3 и предлагается в версиях 2-дверный седан и 3-дверный хэтчбэк. Модель выпускалась в трёх сериях до 1987 г.
В качестве замены для Fiat 500 предложен сити-кар Fiat 126. Он имел более современный кузов, но устаревшую заднемоторную компоновку с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 594 см3. Автомобиль стал чрезвычайно популярным в Польше, где с 1973 по 2000 гг. было построено свыше 3.3 млн. единиц.
В сотрудничестве с Bertone разработан компактный спорткар Fiat X1/9 с 2-местный клиновидным кузовом тарга от дизайнера Марчелло Гандини. 1.3-литровый 4-цилиндровый двигатель от Fiat 128 мощностью 75 л.с. у него был расположен поперечно перед задней осью. В 1982-1989 гг. модель выпускалась фирмой Bertone самостоятельно, как Bertone X1/9.
Джанни Аньелли продаёт 10% акций Fiat ливийскому правительству в обмен на инвестиции. К концу десятилетия предпринимаются ещё более радикальные меры по выходу из кризиса: начинается процесс децентрализации операционной деятельности и превращения компании в промышленный холдинг. Из состава Fiat выделяется несколько предприятий, в том числе производитель грузовиков Iveco. В 1978 г. на некоторых заводах вводится инновационная система автоматизированной сборки шасси ROBOGATE. Очередное повышение цен на бензин обеспечивает высокие продажи экономичных моделей Fiat на американском рынке.
В 80-е гг. Fiat выпускает ряд популярных автомобилей с собственными именами: хэтчбэки Fiat Panda (1980-2003) в сегменте А, Fiat Uno (1983-1995) в сегменте В и Fiat Ritmo (1978-1988) в сегменте С, а также компактный седан/универсал Regata (1983-1990) и семейный 5-дверный лифтбэк Croma (1985-1996) с кузовом от Джорджетто Джуджаро. Все эти модели имеют передний привод и поперечно расположенный двигатель.
Fiat Group выкупает у итальянского правительства компанию Alfa Romeo.
Очередной титул «Автомобиль года» получил компактный хэтчбэк Fiat Tipo (1988-1995), заменивший модель Ritmo.
В 90-е гг. в модельном ряду Fiat появляются сити-кар Cinquecento (1991-1998), субкомпактный хэтчбэк Punto (1993-1999), компактный хэтчбэк Bravo (1995-2001) и другие модели. Звания «Автомобиль года» приносят марке Fiat Punto (1995) и Fiat Bravo (1996). В 1990 г. Fiat Panda стал доступен в 2-местной электрической модификации Elettra.
Fiat приобрёл компанию Maserati.
Компания возвращается на рынок спортивных автомобилей с переднеприводной моделью Fiat Coupe, которая производится на фабрике Pininfarina. Она имеет посадочную формулу 2+2 и оснащается шестью разными бензиновыми двигателями, от 1.8-литрового 4-цилиндрового мощностью 131 л.с. до 2-литрового 5-цилиндрового с турбонаддувом мощностью 220 л.с. С 1993 по 2000 гг. было продано 72762 единицы Fiat Coupe. В 1995-2005 гг. также выпускался 2-местный родстер Fiat Barchetta, доступный только с одним 1.8-литровым мотором.
После отставки Джанни Аньелли председателем Fiat становится Паоло Фреско из General Electric. К моменту его прихода доля Fiat на итальянском рынке сократилась до 41%, и автомобильное подразделение концерна признали убыточным. В связи с этим руководство Fiat Group концентрируется на производстве автомобилей, и в начале следующего десятилетия продаёт авиационное подразделение FiatAvio, Fiat Engineering и др.
В продажу поступают новый сити-кар Fiat Seicento (1998-2011), компактный минивэн Fiat Multipla (1998-2010) и второе поколение Fiat Punto (1999-2010). В 1999 г. была разработана первая в мире автоматизированная механическая коробка передач Selespeed. В 2000 г. происходит обмен акциями между Fiat и General Motors.
Представлен возрождённый Fiat 500, очень похожий внешне на своего исторического предшественника, но превосходящий его по габаритам. Это новый сити-кар с 2-дверным 4-местным кузовом хэтчбэк или кабриолет (500С), который оснащается 4-цилиндровыми бензиновыми или дизельными моторами, установленными поперечно спереди, и передним приводом. Вместе с Fiat 500 возрождается и спортивный бренд Abarth для разработки его высокопроизводительных модификаций. В 2008 г. Fiat 500 выбран «Автомобилем года». С этой машины начинается возвращение Fiat на американский и канадский рынки.
Мировой экономический кризис значительно увеличил долги Fiat SpA и сократил долю компании на европейском рынке. Джон Элканн, возглавивший концерн в 2010 г., утвердил план реструктуризации, в соответствии с которым в составе Fiat SpA остаются подразделения Fiat Automobiles, Ferrari, Maserati, Magneti Marelli, Teksid, COMAU и Fiat Powertrain Technologies, а другие предприятия объединяются в Fiat Industrial SpA. Инженеры Fiat разрабатывают автоматизированную коробку передач с двойным сцеплением (TCT), электрогидравлическую систему управления клапанами MultiAir и высокотехнологичный 2-цилиндровый бензиновый мотор TwinAir с турбонаддувом.
В 2009 г. компании Fiat SpA и Chrysler LLC объявили о намерении создать глобальный альянс. В результате этого соглашения Fiat получил доступ на североамериканский рынок через дилерскую сеть Chrysler, а Chrysler выходит из процедуры банкротства и разрабатывает новые компактные модели на платформах Fiat. В 2014 г. Fiat завершил приобретение всех акций Chrysler, и в Нидерландах была зарегистрирована новая компания Fiat Chrysler Automobiles NV (FCA). 30% её акций принадлежит фирме Exor SpA, которая контролируется семьёй Аньелли. Концерн представлен в 61 стране, и общее число его сотрудников достигает 223000 человек. Генеральным директором FCA стал Серджио Маркионне.
Текущий модельный ряд Fiat на европейском рынке представлен сити-каром Fiat 500, его 5-дверной версией Fiat 500L, компактным кроссовером Fiat 500X, третьим поколением Fiat Panda, среднеразмерным универсалом Fiat Freemont и семейным седаном Fiat Tipo. В 2016 г. в продажу поступил 2-местный спорткар Fiat 124 Spider, основанный на платформе Mazda MX-5.
Автомобили Fiat
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1118″>Fiat 1100 | 1946-1953 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/2871″>Fiat 1100 | 1953-1969 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1119″>Fiat 1200 | 1957-1963 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1120″>Fiat 124 | 1966-1979 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1121″>Fiat 124 | 2016-н.в. |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1122″>Fiat 126 | 1972-1980 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1123″>Fiat 130 | 1969-1978 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/3021″>Fiat 1400 | 1950-1958 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1124″>Fiat 1500 | 1935-1941 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1125″>Fiat 1500 | 1957-1965 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1126″>Fiat 1900 | 1952-1958 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1127″>Fiat 2300 | 1961-1968 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1128″>Fiat 2800 | 1938-1944 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1129″>Fiat 500 | 2007-н.в. |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1130″>Fiat 500 Nuova | 1957-1975 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1131″>Fiat 500 Topolino | 1936-1955 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1132″>Fiat 508 | 1932-1939 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1133″>Fiat 514 | 1930-1932 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/2846″>Fiat 519 | 1922-1927 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/2831″>Fiat 522 | 1931-1933 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1134″>Fiat 525 | 1928-1931 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1135″>Fiat 600 | 1955-1969 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1136″>Fiat 850 | 1964-1972 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1137″>Fiat 8V | 1952-1955 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1138″>Fiat Dino | 1966-1972 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1139″>Fiat S76 | 1911 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1140″>Fiat SB4 | 1924 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1141″>Fiat Turbina | 1954 |
» data-placement=»top» data-toggle=»tooltip» href=»/model/1142″>Fiat X1/9 | 1972-1989 |
1899-1906 Fiat S.p.A 1906-2014 Fiat Chrysler Automobiles N.V. (FCA) 2014-2020 Stellantis N.V. 2021-н.в. |