все о кронштадте в истории
Кронштадт
Город Кронштадт
Кронштадт — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России.
Название «Кронштадт» означает в переводе с немецкого «Город-Венец», Кроншлот — «Крепость-Венец».
Сэкономь на путешествии в Кронштадт!
Климат
Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — выше (на 0,5—0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветры.
Достопримечательности
Интересной достопримечательностью Кронштадта считается старинное здание Гостиного двора (1832). За ним почти сразу начинается узкий Обводной канал, за которым на несколько сотен метров тянутся грандиозные портовые склады (провиантские магазины) — пожалуй, одно из наиболее интересных индустриальных сооружений в России.
Грандиозный Никольский Морской собор, возведенный в псевдовизантийском стиле в 1903—1915 годах (высота купола — 70 метров, уступает лишь Исаакию).
Комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных отверстий), протянувшихся поперёк вершины Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт — это и есть знаменитая Кронштадтская дамба. Впечатляющее сооружение, возведенное в 80-е годы 20 века и соединяющее Кронштадт с большой землей и Санкт-Петербургом. Длина защитных сооружений — 25,4 километра. Не так давно была достроена и южная половина дамбы (на лето 2010 заканчивают работы).
Сооружения дамбы интересны и необычны, и на самом деле знакомы почти всякому россиянину (здесь снимался популярный в начале 1990-х клип «Тучи» группы «Иванушки International»). Вдоль дамбы расположились доступные автолюбителям старые форты, хорошее место для туристов, рыбаков, и просто любителей позагорать на чистом песке и у чистой воды.
В ветреную погоду впечатляет контраст между бушующими волнами Финского залива и спокойными водами Невской бухты.
Наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив. Сейчас они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных из них летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу.
Северные Форты — наименее впечатляющие, представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, и их последствия («сосульки» из кирпича на потолке и т. д.) можно увидеть и поныне.
Форт Константин — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной части. Представляет собой сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами. Все металлическое из форта, как водится, похищено, но сейчас есть проект создания здесь музейно-развлекательного центра.
Форт Кроншлосс (Кроншлот) — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Это старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, и, в отличие от всех остальных, его можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.
Форт Александр I — самый красивый и мощный форт Кронштадта. На его крыше можно увидеть небольшую будку: это не что иное, как чумная лаборатория. Этот форт в начале 20 века был первым российским НИИ, где, благодаря полной изолированности форта от внешнего мира, искали вакцины от разных болезней, в том числе от чумы. Поэтому этот форт получил прозвище «Чумный». Из Кронштадта сюда ходил пароходик «Микроб», а жители города закрывали окна, когда ветер дул со стороны форта. Сейчас Форт Александр I заброшен, и только иногда здесь утраиваются «чумовые вечеринки», да диггеры уже дважды находили в казематах форта странные ампулы.
В целом в летнее время достичь форты почти невозможно (есть слухи, что в Кронштадте некоторые зарабатывают деньги, на лодках перевозя туристов в форт Александр I). Зимой форты можно достичь по льду. Но стоит помнить, что посещение фортов без специальной подготовки очень опасно. Там легко можно попасть в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья или даже ампулы с чумой). В зимнее время по дороге к фортам есть постоянная угроза провалиться под лед.
История основания Кронштадта
История рождения Морской крепости Кронштадт
После того, как был взят Ниеншанц, невские берега от истока реки до самого впадения ее в Финский залив — бывшие владения Руси со времен Великого Новгорода — вновь оказались в руках русских. Но вернуть их — полдела, надо еще и удержать! А между тем Ниеншанц — не та крепость, на которую в этом деле можно положиться, и спустя несколько дней в дневнике Петра появляется запись: «16 мая крепость заложена и именована Санкт- Петербург».
Укрепление «Окна в Европу»
Крепость заложили у самого выхода в Финский залив, на острове Заячий и начали возводить ее с «великой поспешностью». Потом она будет именоваться Петропавловской, а первоначальное название ее перейдет к городу на Неве, которому суждено сыграть столь важную роль в истории нашего государства.
Спешили не зря. Дальновидный царь понимал, что не смирится Швеция с потерей земель, которые за век привыкла считать своими. что еще предстоит драться за это «окно в Европу».
А на горизонте постоянно маячат шведские корабли адмирала Нумерса и отогнать их нечем — нет пока флота у русского царя. Крепость — крепостью, а корабли — наиглавнейшее дело, без них нечего и думать о море. Петр отправляется на берега Свири в Лодейное Поле, где на Олонецкой верфи при нем закладываются суда: 7 фрегатов, 7 скампавей, 32 галеры. Обратно возвращается на новеньком фрегате «Штандарт».
Остров Котлин
Внимание государя привлекает остров Котлин, расположенный в самой середине вершины Финского залива, недалеко от Петербуга. У этого острова обычно и курсируют шведскиеи корабли и, как только эскадра Нумерса уходит на зимнюю стоянку, Петр решает осмотреть его. В октябре 1703 года яхта с царем подошла к Котлину.
Когда-то мимо этого пустынного клочка земли плыли в заморские, страны суда новгородцев, здесь они держали «морскую стражу». И позже здешние воды считались русскими. В 1656 году у Котлина произошел бой между шведскими судами и стругами русских казаков. Наши вышли победителями, отогнали неприятельскую эскадру и даже пленили один из ее кораблей.
…Было холодно, с моря дул сырой, пронизывающий до костей, ветер, но царь не торопился в тепло. Осмотрев остров, приказал делать вокруг промеры глубин. Промеры показали, что с северной стороны от Котлина — мелководье, зато с южной более глубоко и можно проложить фарватер, по которому к Петербургу смогут пройти и самые крупные суда. Петр распорядился: на Котлине поставить батареи, а по другую сторону фарватера создать искусственный островок и на нем воздвигнуть форт. Сказано — сделано!
Всю зиму возили на санях камень и песок, спускали под лед.
К весне из воды выступил рукотворный остров. На нем, по собственноручно царем сделанному макету, поставили деревянную башню с 14-ю орудиями. Пригласив с собой нижегородского митрополита, Петр самолично прибыл на открытие форта, которое состоялось 18 мая 1704 года (эту дату и принято считать днем основания Кронштадта). Как водится, освятили строение. подняли над ним крепостной флаг — красный с прямым белым и косым синим крестами (флаг этот, как крепостной и корабельный гюйс, просуществовал в русском, а потом и в Советском флоте до 1924 года).
В дневнике Петр записал: «Тогда наречена сия крепость Кроншлот, сиреч Коронный замок, и торжество в нем было трехдневное». Коменданту же Кроншлота царь дал инструкцию: «Содержать сию цитадель, с Божей помощью, аще случится, хотя до последнего человека…».
Теперь перекрестный огонь батарей Котлина и Кроншлота надежно перекрывал ведущий к Петербургу фарватер. Сунься-ка, попробуй!
Безуспешные атаки
А ведь пробовали! Уже в июле того же 1704 года к Котлину, с намерением высадить десант, подошла шведская эскадра из 12 боевых судов. Отбили! Раздосадованные неудачей, шведы два дня бомбардировали Кроншлот, но, поскольку близко к форту подойти опасались, ядра их не причинили вреда. Так же безуспешно окончились и другие попытки врага. А весной следующего, 1705, года из Петербурга пришли и встали на якоря между Котлином, и Кроншлотом корабли эскадры вице-адмирала Корнелия Крюйса. То были первенцы русского кораблестроения на Балтике: 24-пушечные фрегаты «Нарва», «Петербург», «Триумф», «Кроншлот» и другие суда, обладавшие общей огневой мощью в 270 орудий разного калибра.
Незваные гости не заставили себя ждать: 4 июня корабельный дозор обнаружил приближение шведской эскадры. Насчитали 22 вымпела.
Шведский адмирал Анкерштерн имел приказ атаковать Петербург с моря (по суше туда двигался корпус генерала Майделя), но, встретив русские корабли, опешил и в бой вступить поостерегся. Все же шесть его передовых судов приблизились к Кроншлоту. Однако залпы береговых батарей и корабельной артиллерии заставили их быстро повернуть назад.
На следующий день шведы попытались высадить десант на Котлин. Полковник Толбухин приказал своим солдатам залечь в кустах и притаиться, и, как только Шведы ступили на берег, внезапный огонь в УПОР и дружная штыковая атака решили дело.
До самой осени не оставляли шведы попыток захватить форт, преграждавший ПУТЬ к Петербургу, да не ТУТ-ТО было: русские держали оборону прочно! То же повторилось и в 1706 году.
Морская крепость Кронштадт
Но Северная война была в самом разгаре, и Котлин оставался лакомым кусочком для шведов — ведь отсюда рукой подать до Петербурга. Петр I не жалел ни сил, ни средств для укрепления острова. По указанию царя здесь оборудуются гавани, для стоянки кораблей, строятся склады, мастерские, береговые укрепления.
Котлин постепенно становится главной базой молодого Балтийского флота. Отсюда уходят суда с десантами под Выборг и к северным берегам Финляндии от Котлина прокладывают свой путь эскадры громить врага в победоносных сражениях у Гангута и Гренгама.
В 1720 году выходит царский указ о создании на Котлине морской крепости. В нем вящие слова, которые и сегодня можно прочесть на памятнике Петру I в Кронштадте: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота. яко наиглавнейшее дело». У Петра готов уже и чертеж будущей крепости.
В 1723 году царь вновь посетил остров, 7 октября он кладет первые камни в фундамент — состоялась официальная закладка грозной морской крепости, нареченной Петром Кронштадтом (Коронный город).
Кронштадт достопримечательности и история.
Город-остров Кронштадт, занимает важное место в истории России. Кронштадт — это форпост западных рубежей великой России. Это город славы Военно-морского флота России. Каждая улица, дом, любой крошечный уголок этого города имеет свою историю – увлекательную, трагическую, удивительную.
Кронштадт история.
Датой основания Кронштадта принято считать 7 (18) мая 1704 года – день вступления в строй форта Кроншлот и двух батарей на острове Котлин. Петр Первый повелел построить фортификационное сооружение на северной оконечности мели прямо в воде, чтобы ее орудия надежно прикрывали проход из Финского залива к Петербургу. 18 мая 1704 года состоялось освещение новой крепости, названной Кроншлотом.
Кронштадт история.
Во время второй мировой войны в 1939-1945 годах Кронштадт сыграл важнейшую роль в обороне Ленинграда. В течение 900 дней Кронштадт находился в блокаде от всей страны и от Ленинграда. Базировавшийся в Кронштадте Балтийский флот обеспечивал выход в балтийское море подводных лодок.
Кронштадт сегодня.
В современное время Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположен на острове Котлин в Финском заливе на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга, связан с материком сухопутной дорогой. Площадь острова – 1584 га. Транспортная связь с материком осуществляется по сухопутной технологической дороге по полотну защитных сооружений до ст. метро «пр. Просвещения», «Старая деревня», «Черная Речка» – маршрутными такси, до ст. метро «Старая деревня» — автобусом №101. Круглогодично работает паромная переправа Кронштадт-Ломоносов.
Кронштадт достопримечательности. Морской собор.
Морской собор является высотной доминантой города. Он развернут парадным входом на запад. Это величественное здание высотой 70 метров. Морской собор – памятник всем чинам флота Российского, создававшегося в Кронштадте и принесшего Отечеству немало побед. Архитектор Морского собора — В. А. Косяков. Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе (Стамбул). Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато – желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось до 5000 прихожан. Собор строился 10 лет с 1903 – 1913 гг. До 1927 года здесь проводились службы, а потом сделали кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали «Максимкой».
Кронштадт Морской собор.
Затем в 1956 году там сделали клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Велись долгие переговоры о передаче храма православной церкви. В 2002 году на соборной колокольне установлен православный крест. И 28 мая 2013 года, после реконструкции, состоялось великое освящение собора, в день когда храм отмечал своё 100-летие.
Кронштадт Якорная площадь.
Якорная площадь расположена в центре города, именно на этой площади возвышается Морской собор. Площадь получила свое название от склада якорей и якорных цепей, находившегося здесь до конца XIX века. В 1861 году была построена каменная стена, отделяющая площадь от Кронштадтского Адмиралтейства. Некоторое время площадь была известна как «Разводной плац», а после революции была переименована в площадь Жертв Революции. На площади установлен памятник адмиралу Макарову, героически погибшему в Русско-японской войне. Также здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Интересной особенностью площади является единственная в России чугунная мостовая. В непосредственной близости от Якорной площади находится Летний сад и Кронштадтское Адмиралтейство.
Кронштадт Чугунная мостовая.
Первый пробный участок мостовой был уложен во дворе особняка управляющего Пароходным заводом А. С. Соколова, заинтересовавшегося данной технологией во время своей поездки в Соединенные Штаты. В США чугунные мостовые были уложены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, однако в связи с периодическими всплесками дефицита металла ни одна из них не сохранилась до наших дней. В 1860 году у Соколова побывал Великий князь Константин Николаевич, впоследствии приказавший обустроить таким же образом одну из оживленных городских улиц. Несмотря на высокую стоимость изготовления, такие мостовые через несколько лет окупаются благодаря своей прочности и долговечности. Созданные до революции участки за более чем сотню лет эксплуатации не утратили своих первоначальных качеств. На сегодняшний день сохранилась чугунная мостовая на Якорной площади, прошедшая реставрацию в 1970-х годах. Мостовая состоит из литых чугунных шестиугольников, укладываемых наподобие паззла. Это единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней.
Кронштадт Обводный канал.
Обводный канал в Кронштадте начинается у Итальянского пруда, его конечная точка находится в гавани Кронштадта. Канал протекает вдоль Адмиралтейства и пролегает мимо улиц: Карла Маркса, Комсомола, Советской и Петровской. Заканчивается водоем на территории Морского завода. Через канал проходят такие мосты: Советский, Синий, Пеньковый и Парусный. В наши дни этому водоему присвоен статус памятника истории, важным историческим элементом является также решётка вдоль всего канала. Этот водоем первоначально носил название Адмиралтейский, поскольку он был разбит для нужд Адмиралтейства. Позже канал был переименован в Обводной.
Кронштадт Петровский док.
Петровский док находится в центральной части города. Проект первого сухого дока в России был разработан Петром I в 1719 году, а его строительство велось долгих 33 года. Это массивное сооружение предназначалось для ремонта подводной части кораблей и судов. В строительстве дока-канала принимал участие генерал-майор И. фон Люберас, а его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Удивительное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра и одновременно вмещало до десяти судов. Петровский док использовался по назначению вплоть до 2008 года, а сегодня он доступен для посещения туристами. Интересен тот факт, что это грандиозное сооружение вдохновило госпитального врача Василия Богданова, на написание знаменитой песни «Дубинушка».
Форт «Император Александр I».
Форт «Император Александр I» является одним из долговременных оборонительных сооружений Кронштадта, построенных в 1838-1845 годах по проекту архитектора Мориса Дестрема. Он находится на маленьком островке к югу от острова Котлин. Форт представляет собой сооружение круглой формы, размерами 60 на 90 метров и имеет 4 боевых яруса, на которых может разместиться до 137 орудий. Он был предназначен для контроля над Южным фарватером. С 1897 года в нем находилась противочумная лаборатория, отсюда второе название форта — «Чумной».
Город Кронштадт.
В центральной части сохранился ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор. В городе большое количество памятников, как военным, так и гражданским людям, прославившиеся делами или подвигами, и имеют непосредственное отношение к истории города. Исторический центр города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
Краткий курс истории Кронштадт. Как всё начиналось
18 мая (н. ст.) 1704 года считается датой основания города Кронштадта. В этот день был освящен форт Кроншлот, созданный для защиты Санкт-Петербурга от шведов во время Северной войны.
Котлин
В 1323 году Новгородская республика и Швеция заключили Ореховский мирный договор (наименование дано по названию крепости Орешек, где проходило подписание договора). Согласно договору остров Котлин, на котором сейчас располагается Кронштадт, служил границей между Новгородом (затем Россией) и Швецией. В 1617 году, после завершения Русско-шведской войны 1610–1617 годов, Котлин отошел к Швеции. В середине осени 1703 года, в ходе Северной войны, прежде чем встанет лед, шведский флот отошел из восточной части Финского залива – Невской губы – в свои незамерзающие порты. Тогда-то Петр I и поспешил в Финский залив для промеров глубин. Выяснилось, что единственный безопасный судовой ход, где корабли могли бы подойти к Неве, проходил рядом с южной стороной острова Котлин.
Первая крепость
Подготовка к строительству крепости на острове для защиты будущего Санкт-Петербурга была поручена А. Д. Меншикову. Как только лед встал, началось строительство силами солдат. Технология была достаточно проста: прорубали лед, специально сколоченные ряжи (бревенчатые ящики), наполненные булыжниками, опускались на дно. После создания такого фундамента на нем возвели деревянный форт Кроншлосс, переименованный затем в Кроншлот. Место для возведения форта было столь удачным, что за всю его (и впоследствии Кронштадта) историю мимо не прошло ни одно вражеское судно. В ходе Северной войны, помимо возведенного на искусственном основании Кроншлота, на Котлине возводились другие крепости.
Город
Наконец, 18 октября 1723 года на Котлине торжественно была заложена крепость Кронштадт, которая, по замыслу Петра I, должна была вместить в себя город со всеми портовыми сооружениями и служить делу круговой обороны. Тогда же город, расположенный на Котлине, и получил название по только что основанной крепости. В 1723–1724 годах на вооружении Кронштадтской крепости состояло 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир, а гарнизон насчитывал приблизительно 2700 человек. Кронштадт превзошел все русские крепости по оборонной мощи. На протяжении всего своего существования город и крепость боролись со стихией, разрушительными последствиями наводнений. В 1825–1840 годах ограду крепости существенно перестроили и усовершенствовали. В эти же годы расширили казармы – они стали способны вместить до 30 тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны за пятой северной оборонительной казармой начинался ледовый путь – Малая дорога жизни (Горская – Кронштадт – Ораниенбаумский плацдарм). О тех днях жителям напоминает монумент «Малая дорога жизни» на улице Восстания.
История
История Кронштадта началась в конце 1703 года с постройки деревянной крепости на отмели к югу от острова Котлин. Трёхярусная башня, собственноручно спроектированная Петром Великим и названная Кроншлот, была возведена всего за пару месяцев. Уже в следующем году крепость успешно отбила атаку шведской эскадры
Торговые иностранные суда стали приходить в Кронштадт в 1713 году, когда на острове были построены первые портовые гавани. С этого года началась «правильная заграничная торговля». Уже через несколько лет в Кронштадтский порт заходило от 150 до 180 иностранных кораблей.
В 1719 во время сильного шторма сел на мель 54-пушечный корабль «Лондон». После этого случая для безопасного прохода кораблей в ночное время на Котлинской косе стали зажигать огонь в фонарях. А спустя ещё два года на месте крушения «Лондона» началась постройка деревянного маяка.
23 мая в Кронштадте учреждена портовая таможня. Именной указ Петра Первого повелевал: «У которых шкиперов матросов на приходящих купеческих кораблях в Кронштадтский порт и С.-Петербург будут какие-либо товары, и о тех товарах брать у них в таможнях росписки, и по тем росписям осмотря и, переписав, продавать их с кораблей, кому они похотят и при той продаже брать с них пошлину по торговому уставу, одну только ввозную, а за разную и лавочную продажу другой пошлины не брать».
В два часа дня 6-го октября 1723 года крепость на острове Котлин получила своё официальное имя. Пётр Великий окрестил своё любимое детище и после торжественного молебна пушечные выстрелы возвестили Европе, что новая крепость наречена Кронштадтом.
В Кронштадте учреждено Морское собрание, или Морской клуб, который прославился, в том числе, и своей коллекцией книг. К началу XX века его библиотека насчитывала более 100 000 томов различного содержания и по богатству книг в некоторых отделах занимала первое место в России.
…катер не смог конкурировать в быстроте хода, и был далеко оставлен за собою пароходом…
Начало пароходного сообщения. 3-го ноября 1815 года в Санкт-Петербурге на воду был спущен первый в России пароход. Для сопровождения на Кронштадтский рейд к пароходу в целях безопасности был приставлен 12-весельный катер. Однако, катер «не смог конкурировать в быстроте хода, и был далеко оставлен за собою пароходом».
20 июня 1824 года открылось внешнее пароходное сообщение. Первым иностранным пароходом, пришедшим в Кронштадт, стал шведский «Стокгольм». Пароход имел всего 52 тонны водоизмещения и прибыл с пассажирами и товарами. Открылось пароходное сообщение с Лондоном и Ревелем, пароходы ходили под английским и голландским флагами.
За 300 с лишним лет Кронштадт пережил несколько десятков наводнений. Самое большое cлучилось в ночь на 8-е ноября 1824 года, когда вода достигла 11,5 футов выше ординарной линии, а сам город был залит водой до Бочарной улицы. Из 94 стоявших в гавани судов на плаву удержались только 12.
Главным Командиром и Военным Губернатором Кронштадта назначен адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен — прославленный русский мореплаватель, один из первооткрывателей Антарктиды. Беллинсгаузен руководил Кронштадтом до самой своей смерти в 1852 году. В Екатерининском сквере города поставлен памятник адмиралу.
К середине XIX века стало ясно, что паруса в качестве двигателя на военных судах должны уступить место паровым двигателям. В 1847 году на северо-восточном берегу Средней гавани началось сооружение Пароходного завода.
В Кронштадте начинает издаваться газета «Кронштадтский вестник». Это частное издание, которое субсидируются Морским Министерством. В 1896 году стала выходить ещё одна газета «Котлин».
На месте деревянной Владимирской церкви, впервые построенной ещё в 1735 году и затем сгоревшей до основания во время пожара 1874 года, построен новый каменный храм — Владимирский собор Военного Ведомства.
В марте после выборов в местные советы, куда не прошли депутаты-большевики, в Кронштадте началось вооружённое восстание, одним из требований которого было: «Власть Советам, а не партиям!». Восстание удалось подавить лишь со второй попытки. Кронштадтский мятеж стал одним из знаковых эпизодов Гражданской войны.