все об истории узбекистана

История Узбекистана. Краткая справка. гл. 1

Глава первая. Из книги: «С любовью к Узбекистану».(записки православного священника). «История Узбекистана»

Для начала дадим краткую историческую справку из истории государственности, культуры, национальных традиций, языка, крупных городах и ведущих религий.
История народов, проживающих на территории современного Узбекистана, насчитывает несколько тысячелетий. Самые первые формы государственных образований появились на этой территории в начале первого тысячелетия до н. э. Так, например, в ассирийских письменных источниках 640 года до н. э. сообщается о саках, кочевавших в левобережье Амударьи. В течение многих веков продолжалась смена господства различных племен и династий в Центральной Азии.

Интересны даты из истории Узбекистана.
В 330 году до н. э. Центральная Азия была завоевана Александром Македонским, и здесь возникло Греко-Бактрийское царство. В 712 году арабам удается установить господство над Мавераннахром и Харезмом. Арабы принесли исламскую религию, тюркский язык и письменность. Лишь в 11-12 веках возникает узбекская народность, а, возможно, даже позже. А до этого мы видим, что с 9 по 13 век территория Узбекистана входила в состав государства саманидов и караханидов, Хорезм. В сентябре 1219 года монголы под предводительством Чингизхана захватили города Ходжент, Самарканд, Бухару. Захватчикам монголам местное население оказывало сопротивление, но оно успеха не принесло. Монгольское засилье продолжалось до 14 века, пока на исторической арене не появился Амир Тимур (Тамерлан). С этой личностью хорошо знакомы жители России, так как с ним связаны многие страницы нашей российской и церковной истории, в частности праздник Владимирской иконы Божией Матери. Об этом рассказ у нас будет чуть позже.

При всех отрицательных чертах личности Амир Тимура его заслуги для Узбекистана неоценимы. Он создал на территории Центральной Азии единое государство, разгромил Золотую Орду, одержал победу над Османским султаном Байазедом. Увезенные в плен из различных стран мастера оставили великолепные образцы зодчества в Самарканде.

После смерти Амир Тимура его империя распалась на самостоятельные государства, где правили его потомки. Из них наиболее известны Мирзо Улугбек-Астроном, ученый и покровитель наук и искусства, а также Захир ад-Дин Мухаммад Бабур — поэт, историк, ученый и основатель империи Великих Моголов в Индии.

Во второй половине 19 столетия территория Центральной Азии начинает тесно контактировать с царской Россией. Здесь надо сразу же отметить, что в современных учебных пособиях по истории Узбекистана, издаваемых после 1991 года, авторы пишут о том, что территория Узбекистана с его жителями стала колонией царской России и что русские завоевали некоторые части Центральной Азии. Даже гостям, приезжающим, например в Самарканд, некоторые современные таксисты или водители автотранспорта рассказывают о подавлении и завоевании Самаркандского ханства, при этом обязательно подчеркнут об ужасах, жестокостях, которые наводили русские воины. Надеюсь, что это лишь пережитки первых лет независимости. Страницы истории как бы невзначай, но искажаются. Рассказывая об одних страницах истории, умалчивают о других, о великой пользе общения с Россией в 19 веке и о благородстве русских военачальников в отношении местных ханов, военнопленных и местного населения.
Как государство Узбекистан возникло в 1924 году в составе Советского Союза и из отсталой в экономическом плане страны превратилось в индустриальное государство с хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством.
1 сентября 1991 года Узбекистан объявил собственный суверенитет и стал независимым государством. Началась новая история этого древнего государства. Чтобы завершить краткий обзор истории этой страны, вернемся вновь к личности Амир Тимура и к тому следу, который остался у нас в Православии.
В Русской Православной Церкви с 14 века несколько раз в году проходит празднование Владимирской иконы Божией Матери. Один из дней посвящен Сретению чудотворной иконы. Это чествование связано с 1395 годом, когда икону впервые принесли в Москву из города Владимира. Это событие напрямую имеет связь с Тамерланом (Амир Тимуром). В 1395 году страшный завоеватель пределов Рязанских взял город Елец, приблизился к берегам Дона и подошел к Москве.

Великий князь Василий Димитриевич, сын Димитрия Донского вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась православная икона, было послано руководство. После литургии и молебна в праздник Успения Божьей Матери духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло икону к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

В этот самый час, когда жители Москвы встречали чудотворную икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Божия Матерь. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память этого события построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование. Эта повествование, по мнению митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова, приписывается современнику тех событий. Оно очень краткое и рассказывает сначала о Тамерлане и его делах, потом о перенесении Владимирской иконы в Москву, о сне, виденном Тамерланом, и удалении его от Москвы, наконец, о благодарности русского народа Богу и Пресвятой Деве и установлении праздника в память этого события. Повесть внесена в летопись. Также, по мнению этого ученого митрополита, повести о чудесном спасении Москвы от Тамерлана образовались в духовной литературе в 14 веке и сразу же удаление страшного воителя приписывали с явлением Владимирской иконы. В чем и последующие поколения православных верующих не могло не сомневаться.

В настоящее время тело Амир Тимура находится в мавзолее в Самарканде. Мавзолей-усыпальница называется – Гур-Эмир. Это один из самых замечательных памятников архитектуры Средней Азии. Мавзолей начали строить в 1403 году. Строительство было продолжено Мирзо Улукбеком, а впоследствии мавзолей превращается в фамильную усыпальницу Тимуридов.

Сделаем краткое отступление для исторической справки этого памятника. Мавзолей был построен для престолонаследника Амир Тимура, его внука Мухаммада Султона. Несостоявшийся герой скоропостижно скончался в возрасте 29 лет. Тело царевича привозят в Самарканд и вначале хоронят в ханаке мечети.
Основой мавзолея служит восьмиконечный корпус с ребристым куполом на высоком барабане, который является гордостью и украшением мавзолея.

В 1405 году здесь был похоронен сам Амир Тимур. В 1409 году младший сын Амир Тимура Шохрух Мирзо привозит останки духовного наставника Тамерлана — Мирсаида Барака из Андхоя в Самарканд и помещает их у изголовья отца. Так Шорух выполнил завещание своего отца. Украшение мавзолея было продолжено в 1424 году Улукбеком. Вход в мавзолей, бывший с южной стороны двора, был переделан. По приказу Улукбека здесь была вставлена деревянная решетка, а с восточной стороны был открыт новый вход и пристроена галерея, ведущая в мавзолей. Интерьер усыпальницы выглядит парадно и пышно: красочные панно с геометрическими звездчатым, стилизованным растительным и эпиграфическим орнаментом. В некоторых местах, состоящих из аятов Корана и покрытых золотом и лазурью, впоследствии здесь нашли свое последнее пристанище Мираншах Мирзо и Шохрук Мирзо и сам Улукбек, который похоронен у ног своего деда в 1449 году.

О том, что личность этого всемирного завоевателя была не просто жестокой, но носила характер мистический, и что именно так его воспринимают многие сегодняшние жители Самарканда, в частности, люди пожилого возраста, говорит тот факт, что начало Великой Отечественной войны 1941-1945 годов связывают с началом археологических раскопок могилы Тамерлана 21 июня 1941 года. Беседуя с людьми старшего поколения, узбеками, приходилось слышать утверждения, что война 1941 года началась из-за вскрытия могилы. В последнее время сняты документальные фильмы, освещающие эту тему. Мы вправе каждый по-своему относиться к этому факту или как случайному совпадению, или как к закономерности.

И еще интересны моменты. При вскрытии могилы Амир Тимура было обнаружено, что скелет завернут в богато расшитую ткань, останки покоились в деревянном гробу, что достаточно странно для традиций исламского мира. Изучение останков подтвердило, что они принадлежат грозному правителю — Амир Тимуру. И в заключение этой темы. Посещая как-то раз усыпальницу Тимуридов, а среди местного населения она известна больше как Гур-Эмир, мы стояли с гостями из России среди молодых студентов высших учебных заведений Самарканда возле карты-схемы всех военных походов этого завоевателя и смотрели на земли и города, захваченные им. Видим путь до Москвы и обратный отход, город не взят Тимуром. Спрашиваем у студентов, почему этот грозный правитель не взял Москвы, а отошел от нее? Студенты отвечают, что не знают причины такого поспешного отхода. Гостям из России причина была известна, она описана нами выше и связана с явлением Божией Матери. Конечно, это было чудо, имеющее под собой исторический факт. Очень жаль, что современной молодежи Узбекистана не освещают такие факты и события, явно связанные с их национальным героем, а именно так сегодня в современном Узбекистане преподносят этого завоевателя. Дай Бог нам, православным, не забывать страницы истории и ее стороны, где явно проявлялось чудное попечение нашего Господа, Божией Матери и святых.
Хочется сказать несколько слов о культуре этой страны.

Культура Узбекистана яркая и самобытная, как и вообще национальная культура в Средней Азии. Она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию этого государства. Свой вклад внесли древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, славянские народы. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители этой страны, особенно население сельских районов, чтят традиции, корнями, уходящие глубоко в историю этого края.

Особое влияние на культуру оказал Великий Шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое — в Фергану и казахские степи; а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей в первую очередь религиозных. Так распространялся буддизм на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Андижана-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и другие памятники.

Приезжающие в эту страну гости даже в городской местности могут стать свидетелями свадебных или иных праздничных мероприятий и видеть, как местные жители любят свою национальную музыку и танцы. Музыка и музыкальные инструменты путешествовали вместе с бродячими музыкантами, шедшими с караванами, — так было в старину. Кроме этого, знания по изготовлению бумаги, чеканке железных и ювелирных изделий из драгоценных металлов также кочевали из одной страны в другу. И в настоящее время в стране бурно развиваются народные ремесла.

Источник

История Узбекистана

В центральной части Средней Азии в окружении песков и гор находится прекрасная страна воспетая поэтами жемчужина Востока – республика Узбекистан с удивительной историей. Немногочисленные города, расположенные на прибрежных землях величественных рек Амударьи и Сырдарьи, поражают приезжих великолепием своих садов, уникальными архитектурными памятниками, но больше всего эта засушливая, пустынная и малопригодная для жизни территория славится поразительным добродушием и гостеприимством узбекского народа.

До нашей эры

Следы присутствия первых людей относятся к концу эпохи плиоцена – раннему или нижнему палеолиту, что подтверждают найденные в районах Бухары и Ферганы каменные орудия. Также на юго-западном отроге Гиссарского хребта было обнаружено древнейшее захоронение, а найденные жилища первобытных людей относятся к среднему палеолиту.

Интересный факт – «В районе Гиссарского хребта найдены чистые окаменелые следы динозавров. Возраст окаменелостей превышает 75 миллионов лет».

Климат этих мест 2,5 миллиона лет (антропоген) назад был мягче, температура воздуха ниже среднего значения последних лет примерно на три градуса. В то время земли Узбекистана были не такие засушливые, здесь процветала животная жизнь. Это способствовало сколько это возможно быстрому распространению людей по близлежащим территориям сегодняшних пустынь Каракумы и Кызылкум.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

Советскими археологами в Южной части Узбекистана было найдено древнейшее захоронение ребенка-неандертальца – свидетельствующее (по наличию ритуальных признаков) о зарождении культуры.

Также в окрестностях Самарканда найдена стоянка первобытного узбекского племени, обустроенная приблизительно 15000 лет назад. При более подробном изучении ученые обнаружили несколько каменных очагов и жилище в виде землянки. Следы использования инструментов указывают на происхождение первых технологий обработки сырья. Здесь же найдены древнее охотничье снаряжение и рыболовные снасти.

Добытые в ходе раскопок бронзовые предметы принадлежат майкопской культуре характерной для племен обитающих на равнинах и предгорьях Северного Кавказа. Однако этот период недостаточно изучен. Имеющиеся материалы не позволяют установить когда зародилась металлургия в происхождении узбекского народа, но довольно часто встречаются следы горнодобывающей деятельности.

Древние времена

Кратко характеризуя эпоху бронзового века можно отметить несколько цивилизаций: Бактрийско-Маргианскую, Индскую, Джирофтскую. Узбекский народ развивает скотоводство и земледелие, что стало возможным при использовании систем искусственного орошения. Появляется примитивная технология обработки металлов. Найденная на местах стоянок глиняная посуда свидетельствует о зарождении гончарного ремесла. Заметны первейшие признаки социального расслоения. Населяющие земли современного Узбекистана народы разделились по образу жизни. Произошло рождение кочевников и рождение оседлых жителей.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

Появилось Древнебактрийское царство – считающееся первым государством в Средней Азии и объединившее четыре области разместившихся на территориях современных Таджикистана, Узбекистана, Восточной Туркмении, Афганистана. Позже Древнебактрийское царство преобразуется в Хорезмское царство, первые упоминания о котором датируются VII веком до н.э.

После вторжения древнеперсидского царя Кира II Великого (родился в 593 г. до н.э.) из династии Ахаменидов Хорезмское царство входит в состав Персии. Однако после победоносного «посещения» Средней Азии Александром Македонским Хорезм получил независимость, а этот узбекский регион был переименован в «Трансаксиану» или «Трансоксанию» – возникновение названия означает землю между реками «Окс» (Амударья) и «Яксарт» (Сырдарья).

Интересный факт – «Сырдарья – самая длинная река в Средней Азии, её протяженность превышает 2200 км».

После смерти Александра Македонского империя распалась. Согд (современный Узбекистан) оказался в составе царства созданного одним из военачальников Александра Македонского – Селевком (откуда возникновение династии Селевкидов). Период когда в истории Узбекистана произошел расцвет сельского хозяйства, ремёсел, искусства, строительством новых и укреплением старых городов, облагораживанием новых земель. На плодородных полях узбекский народ выращивал рис, пшеницу, виноград – возникает виноделие.

Однако, в середине II века до н.э. царство Селевкидов распалось. Вторгаются кочевники – племя Кушан, подчинившее себе Согд и Хорезмское царство. Активно развивается торговля и откуда прокладывается «Великий шелковый путь» связующий Восточную Азию и Средиземноморье. На жизни узбекской нации, её этногенезе, сказываются преобладающие направления религии – зороастризм, буддизм, а также заметно влияние эллинизма, что отражается в ремесленничестве, искусстве, архитектуре.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

С приходом в IV веке эфталитов (белых гуннов) Кушанское царство распадается на небольшие княжества, но кочевники предпочитали не вмешиваться во внутренние вопросы Согда. В V веке создается государство гуннов.

Узбекистан в средние века

В VI веке гунны разгромлены Тюркским каганатом (чистой победой), а в Северной Фергане обосновалась династия тюркских правителей. Но, как и прежде этногенез по большей степени развивается самостоятельно, занимаясь металлургией и сельским хозяйством. Товары производимые местными узбекскими ремесленниками получили широкое распространение, так как пользовались популярностью во многих странах. Тюркское государство не просуществовало долго, а вместо него появились Западный и Восточный каганаты.

Хотя вторжение арабов в истории Узбекистана сопровождалось рядом восстаний в завоеванных ими регионах, но все же Узбекистан вошел в состав Арабского халифата принесшего религию – ислам, что не лучшим образом отразилось на культурном наследии и на первом этапе уничтожались многие памятники архитектуры, искусства, а статус арабского языка вводится как государственный. Но впоследствии власти уделяют большое внимание экономическому развитию этого региона, впервые здесь образовалось бумажное производство.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

В начале XI века Хорезм был разгромлен и разграблен жестким правителем Афганистана Махмудом Газневи (родился в 921 г.). Но это практически не отразилось на территории современного Узбекистана, вошедшего в состав государства сельджуков, здесь процветала торговля, ремесленничество, сельское хозяйство.

В начале XIII века на территорию современного Узбекистана приходят монгольские захватчики, принеся в историю узбекского народа упадок и разорение, продлившееся до второй половины XIV века.

Экономический подъем нации возродился с приходом к власти Тамерлана, сделавшего Самарканд столицей огромной империи. По личному указанию Тимура в окрестные земли переселялись лучшие мастера практически всех сфер деятельности, превратив узбекскую столицу империи не только в главный город, но и в промышленный и культурный центр новообразованного государства.

После распада Золотой Орды образовалось Узбекское ханство, преобразованное впоследствии в Бухарское ханство (эмират).

В составе России

В 1709г. в западной части Ферганской долины образовано Кокандское ханство, а в 1865 г. произошло официальное присоединение этих территорий к Российской империи под названием Туркестанское генерал-губернаторство.

С приходом революции часть населения бывшего Кокандского ханства, ущемленное в правах столыпинскими реформами, поддержало Красную Армию, но оставшаяся часть была организована в национальное движение за независимость – «басмачество» (кратко).

В 1922г. основные противостоящие Красной Армии силы басмачей были разбиты. Позже, указом РСФСР Узбекистану присвоили статус республики. Находясь в составе Советского Союза Узбекистан частично восстановил когда утраченное процветание, здесь активно развивались наука, искусство, экономика и многие отрасли металлургии и сельского хозяйства, изучался русский язык (в рамках среднего образования), но после распада СССР 31 августа 1991 года руководством Узбекистана объявлено о независимости и вновь в стране произошел упадок. Сегодня правительство Узбекистана отчаянно предпринимает попытки (сколько это возможно) возродить былое благополучие республики.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

Интересный факт – «Узбекистан находится на третьем месте по численности населения среди стран СНГ, уступив России и Украине».

Современный Узбекистан это молодая республика, но с богатейшей насыщенной событиями историей становления национальных традиций, местного уклада жизни, образования государственности. И по сей день интерес исследователей не угасает к тайнам прошлого, что в свою очередь подогревается серьезными научными открытиями.

Источник

История узбекской империи

История Узбекистана уходит своими корнями в тысячелетия. Обилие тепла и наличие источников воды делали этот край пригодным для обитания древнего человека. Археологи находят здесь места стоянок людей каменного века, наиболее известные из них это Тешикташ и Аманкутан.

История Бухары и Самарканда до нашествия Золотой Орды

Первые государства возникли на этой территории в VII – VIII веке до н. э. Это были Согдиана, Бактрия, Хорезм, Маргиана и несколько более мелких. Богатства этого края привлекали внимание многих чужеземных захватчиков. Так в VI веке до н. э. с приходом Ахеменидской династии царей вся территория нынешнего Узбекистана вошла в состав Персидского царства.

В начале IV века, когда Персидская империя стала приходить в упадок, путём многочисленных завоеваний на эти земли вступил Александр Македонский. Более трёх лет местное население поднимало восстания, пока Александр не женился на дочери знатного согдийца Роксане. Далее была эпоха расцвета ремёсел, культуры и искусства греко-бактрийского народа.

После распада Македонской империи территория Узбекистана перешла в Селевкидскую империю. Позже были эпохи Греко-бактрийского царства, Кушанской державы, Эфталитского государства, Тюркского каганата, но наиболее важная эпоха в истории узбекского народа начинается с XIII века, с момента завоевания этой территории Чингисханом.

История Узбекской империи

Вслед за Чингисханом на территорию Бухары и Самарканда переселилось множество кочевых племён таких как канглы, уйсуны, крыпчаки, маджары, уртачи и многие другие, носившие обобщённое название «узбеки». Местные жители были большею частью порабощены, но с течением времени кочевники ассимилировались с местным населением и стали прародителями «современных» узбеков.

В XIV веке по смерти Чингисхана, воспользовавшись распадом владений его наследников, власть получил Амир Темур (более известный как Тамерлан). Он создал огромную империю, простиравшуюся от Китая до Малой Азии, и столицей этого государства был Самарканд.

В первой половине XV века после «великой замятни» восточная часть Золотой Орды раскололась на Ногайскую орду и Узбекское ханство, столицей которого стал Чинги-Тур (современная Тюмень). Правителем узбекского государства стал хан Абулхайр.

все об истории узбекистана. Смотреть фото все об истории узбекистана. Смотреть картинку все об истории узбекистана. Картинка про все об истории узбекистана. Фото все об истории узбекистана

Новообразованному ханству пришлось воевать за свою независимость с потомками Джучи, которые претендовали на власть в Узбекском улусе. Однако Абулхайр в результате многочисленных кровопролитных сражений отстоял свою власть, а также завоевал большую территорию на реке Сырдарье. В 1446 году столицу Узбекского ханства перенесли в город Сыгнак (неподалеку от современной Кызылорды).

Абулхайр хан проводил довольно жестокую политику, которая не устроила чингисидов Жанибека и Керея. В 1460 году они отправились на восток и основали Казахское ханство. Племена, откочевавшие в новое ханство стали называться узбек-казаками, что в переводе означало свободные узбеки. Задавшись целью наказать Жанибека и Керея, Абулхайр в 1468 году вышел в военный поход и пал в бою неподалеку от города Алматы.

После смерти хана Абулхайра Узбекское ханство распалось. Его потомство и частично племена Дешт-и-Кипчак перекочёвывают в Астрахань. В начале XVI века, используя силу, они вступают на территорию Маверанахра и переносят туда название «узбек». Основную территорию Узбекского ханства захватывает Ногайская орда.

Бухарское ханство и современный Узбекистан

В 1500 – 1501 годах кочевые племена узбеков, возглавляемые ханом Шейбани захватывают Самарканд, вытесняя оттуда Бабура, последнего потомка Тамерлана. В 1533 году племянник Шейбани хана, наследовавший власть, переносит столицу в Бухару.

Бухарское ханство просуществовало до конца XVIII века, когда Шахмурад, отказавшись от ханского титула, остался эмиром, а его ханство образовало эмират.

В 1840 – 1850-ых годах начался захват Бухарского эмирата Российской империей. 2 мая 1868 года генерал Кауфман разбил войска эмира Музафара, и Бухара признала себя вассалом России. По договору 1873 года эмират стал называться протекторатом Российской империи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *