все периоды в истории человечества
Периоды развития истории человечества
Для удобства понимания истории, ученые придумали периодизацию: разделение на определенные этапы. Каждый такой период имеет свои характерные политические, социальные и экономические характеристики и особенности.
Классическая периодизация
Школьная программа, а также большинство учебников по истории, а также книг, в которых используется длительное повествование, используют классическую периодизацию. Согласно ей история человечества состоит из пяти этапов.
Самое начало человечества: от появления человекоподобного существа – архантропа до его эволюции в Homo sapiens. В этот период также входит каменный, меднокаменный и бронзовый века.
Каменный век состоит из трех этапов:
Именно в первобытный период появились первые формы искусства и религии, а также появилась письменность.
Начало древнего мира – расцвет цивилизаций в Египте и Месопотамии (3-2 тысячелетия до нашей эры). Именно на этом этапе формируют первые развитые государства Европы: полисы Греции, империи Александра Македонского и Древнего Рима. Завоевания Александра и вовсе породили первое глобальное проникновение культур – эллинизм. На этом этапе были заложены основы политического устройства, правовой системы, социальных отношений, появились первые религии, впоследствии ставшие мировыми (буддизм и христианство). Конец этому периоду положили варвары и Великое переселение народов.
Средние века (с V по XV века)
Формируются государства варваров, а затем феодальная социально-экономическая система. Латынь становится языком Западной Европы, а у восточных славян развивается свое письмо на основе кириллицы. Христианство раскалывается на католицизм и православие. Появляется третья мировая религия – ислам. Папа Римский объявляет Крестовые походы, инквизиция – борьбу с еретиками. Падение Византии от рук турок-османов и начало Великих географических открытий считается концом Средневековья.
Новое время (от XVI и до конца XVIII века)
Великие географические открытия стимулировали развитие торговли. С одной стороны это подтолкнуло империи к созданию колоний, с другой – хозяйства стали носить товарный, а не натуральный характер. Все поняли, что с помощью земли или предприятия можно заработать. После появления протестантизма, церковь перестала быть препятствием к заработку денег. В селах возникают фермы, а в городах на смену цехам приходят мануфактуры. В культуре эпоха Ренессанса доказывает, что человек и изображение его качеств в культуре – это нормально.
Конец этому этапу положили две революции: в США и Франции. Это начало падения «старого режима».
Новейшее время (1789 по 1945 или 1991)
Промышленная революция создает экономические и социальные предпосылки формирования нового типа общества и государства.
Новейшее время обычно разделяют на два этапа:
Несправедливость итогов Первой мировой войны подтолкнуло некоторые страны к ультраправым и ультралевым идеологиям. Началась Вторая мировая война. Окончательно новая эпоха наступает после 1991 года, когда распался СССР и закончилась Холодная война.
Последние 50 лет не считаются историей. Нужно время для осмысления и анализа прошлого. Именно поэтому сегодня историки пытаются дать понятие периоду, в котором мы живём.
Так как это универсальная схема периодизации, в различных регионах она имеет свои особенности. Кроме того, многие историки не согласны с таким разделом на периоды. Именно поэтому существуют другие варианты периодизации.
Альтернативные периодизации
Вариант периодизации зависит от выбранных критериев. Некоторые устаревают, другие – получают второе дыхание из-за изменения социально-политической обстановки.
Исторические эпохи по порядку
Содержание статьи
Что такое исторические эпохи, и в каком порядке они расположены? По какому принципу выстраивалась именно такая хронология? Какие признаки характерны для каждой из эпох, и почему тот или иной вид искусства, технологий развивался в определенный промежуток времени? Современные историки готовы дать ответы на все эти вопросы.
Что такое историческая эпоха
Эпоха в истории – это временной промежуток. Его длительность определяется событиями, характерными признаками, особенностями развития промышленности, искусства, человечества в целом.
Само слово-определение «эпоха» имеет греческие, а точнее – древнегреческие корни, переводится буквально как «значимый момент». Не все исторические периоды стали эпохами. К примеру, в тот или иной промежуток времени не происходило никаких значительных событий, и они остались в так называемом безвременьи.
В качестве примера можно привести литературные факты. Своеобразными эпохальными событиями можно назвать появление в литературе таких произведений, как «Война и мир» или «Тихий Дон».
Критериями периодизации исторических процессов стали общественные формации и формации в искусстве. На их основании были выделены:
И если рассматривать эти временные периоды через «призму» событий, особенности развития искусства, литературы, промышленности, то можно разобраться детально в том, что такое исторические эпохи.
Каждый из перечисленных временных промежутков развития человечества можно разделить на дополнительные эпохи, для которых характерны те или иные события. Яркий тому пример – эпоха древнего мира. Именно в этот промежуток истории человек сделал колоссальный рывок в освоении недр земли, введении пусть и самых простых, но инноваций в свою жизнь.
Древний мир как эпоха в развитии человечества
Эпоху Древнего мира многие исторические источники позиционируют, как Доисторическое время, включающее в себя первобытные период развития человечества и Древний мир. Временной промежуток делят на несколько эпох:
Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э. до 6 000 лет до н.э.) отмечена не только достижениями человека, но и природным явлением – окончился последний ледниковый период и повысился уровень мирового океана. Люди начали образовывать первые сообщества – родовые общины, усовершенствовали каменные орудия и расширили область их использования.
Эпоха неолита в период Древнего мира не имеет четких временных границ. Но именно на этом этапе своего развития человек перешел от собирательства к производству, обнаружил железо, изучил его свойства и научился применять его в быту, на охоте и других областях жизни.
На последних этапах эпохи Древний мир у человека появилась письменность, зародились империи и государства, где началось разделение на высшее и низшее сословие. На фоне освоения новых земель разгорались войны, ставшие своеобразным толчком к инновациям в развитии промышленности и военного дела.
Средневековье и его значение в истории человечества
Средневековье стало первой яркой вехой в истории развития человечества. Для этой эпохи характерны значимые события и кардинальные изменения в искусстве, промышленности. Историки считают именно этот временной период началом зарождения цивилизации в Европе.
В начале эпохи широко развивалась аграрная сфера, но на основе феодализма. Государственный строй стран уже представлял собой некую систему, в которую входили
Во второй половине Средневековья началась ускоренная эволюция человеческого сообщества, появились денежные отношения и товарное производство, то есть образовались мануфактуры, выпускающие определенный вид товара.
Обществом фактически правила религия. Сообщества этого плана оказывали огромное влияние и на государственный строй, и на производство. Началась эпоха в эпохе, когда церковь стремилась не просто поделить с государством сферы влияния на общество, а взять все бразды правления в свои руки. Религия тормозила развитие науки, боясь, что новые знания станут причиной, своеобразным катализатором к ее падению.
Новое время в истории
Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.
В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах
В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.
Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.
Эпоха Новейшего времени в истории человечества
Эпоха Новейшего времени, согласно большинству исторических источников и трудов, начинается в 1918 году. Она является самой противоречивой и самой переломной одновременно. Колониальные империи начинают распадаться, вспыхивают революции, происходят значимые изменения и в правовом, и в общественном плане, интеграция религиозных направлений и сообществ.
Несмотря на то, что в этот исторический период происходили и происходят большое количество военных столкновений и экономических кризисов, стремительно развивается промышленность, вводятся все новые и новые инновационные технологии, а во многих отраслях происходят стремительные технологические прорывы.
Меняется и искусство, появляются его новые направления, на передний план выходит авангардизм, необычные музыкальные направления, в литературе появляются новые веяния.
Историки считают, что для потомков наиболее интересной эпохой будет именно Новейшее время в истории человечества. Насколько длинна и значима будет эта эпоха, судить будут те, кому выпадет на долю ее анализ и подведение итогов сделанного.
История человечества. Основные даты.
790 000 лет назад огонь уже использовали на Ближнем Востоке.
Через 5 млрд лет Солнце взорвется и превратится в Красный гигант, который вберет в себя Землю.
с неграми понятно, тема эволюции белых людей не раскрыта
заметим как аккуратно обойдены 1957 с первым искусственным спутником и 1961 с первым полетом человека в космос, зато МИССИЯ АППОЛЛОННННН, бдыщь, бдыщь, фанфары!
Лол. Этот календарь научных достижений мне напоминает результаты игры в цивилизацию 1 =)
огонь во франции отличается от огня в африке?
Хммм точно авсралопитеки?)
Про паровую энергию по моему мнению неверно. Пенициллин успешно применили только в 1942 году, и правильно отталкиваться от этой даты.
Не землю уже взорвут земляне.
машина тьюринга это всего лишь дешифровальная машина и без операторов не работала сама
Начало высшего пилотажа
9 сентября 1913 года Пётр Николаевич Нестеров над Сырецким полем в Киеве впервые выполнил на моноплане Ньюпор-4 (Nieuport IV.G) замкнутую петлю в вертикальной плоскости.
Эта фигура пилотажа называлась «мёртвой петлей», поскольку теоритическую возможность ее выполнения обосновал Николай Егорович Жуковский еще в 1890 году, а на практике самолеты разваливались в воздухе от возникавших перегрузок, приводя к гибели летчиков.
Впоследствии мертвая петля стала известна также как «петля Нестерова».
А сам Нестеров, выполнением этого маневра открыл новую веху в развитии авиации, став таким образом пионером высшего пилотажа.
3 Сентября 1945: День победы над Японией и окончания 2ой Мировой Войны
А не только «я календарь переверну»
Ровно семь лет назад ракета «Ангара-1.2ПП» открыла лётные испытания ракет-носителей «Ангара»
9 июля 2014 года, ракета космического назначения лёгкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» стартовала с универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» космодрома Плесецк. Первый испытательный пуск с неотделяемым макетом полезной нагрузки осуществили боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны и предприятий российской ракетно-космической промышленности. С тех пор был осуществлен запуск «Ангара-А5» 23 декабря того же года с макетом и 14 декабря 2020 с макетом. Следующий испытательный запуск в этом году также пока планируется провести с макетом.
Суборбитальная миссия ракеты «Ангара-1.2ПП», предусматривала проверку стартового комплекса, блоков и конструкций всего семейства ракет перед началом эксплуатации. Ракета космического назначения состояла из двух ступеней, созданных на основе универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2), макета полезной нагрузки с массой 1,43 тонны и головного обтекателя.
Прототип первой ступени «Ангара-1.2ПП», универсальный ракетный модуль УРМ-1, трижды прошёл лётные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя лёгкого класса KSLV-1. Первая ступень ракеты-носителя была создана в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (входит в состав Госкорпорации « Роскосмос») для космического ракетного комплекса KSLV.
Первая лётная ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2» штатной конфигурации находится на завершающей стадии изготовления. Создание космического ракетного комплекса «Ангара» является одним из приоритетных направлений развития национальной системы средств выведения, основанной на использовании исключительно российского научно-промышленного потенциала, а также является задачей особой государственной важности. Его ввод в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.
Космический ракетный комплекс «Ангара» создаётся на основе унифицированного ряда ракет легкого и тяжелого классов и будет способен выводить практически весь спектр полезных нагрузок в широком диапазоне высот и наклонений орбит. В двигательных установках новых ракет-носителей семейства «Ангара» используются экологически чистые компоненты топлива — кислород и керосин.
«11 сентября 1973 года, Чили, 60 тысяч убито»
24 ноября 1941 неожиданный контрудар кавалерии Доватора на Солнечногорск сорвал план немцев к вечеру быть в Москве
Это было направление главного удара противника. Наступавшая здесь, из района Волоколамска на Истру и Солнечногорск, 4-я танковая группа вермахта ближе всех подошла к Москве.
Отмеченная Рокоссовским «вдумчивость» Доватора проявилась и здесь. Если командир соседней 44-й кавдивизии 15 ноября бросил свои полки на врага в конном строю, без выстрела, в лоб (и быстро потерял их под артогнем), то Доватор, нанося 24 ноября контрудар в районе Солнечногорска, сочетал действия спешенных конников и танков, применял маневр, обход с фланга.
Жизнерадостный (как вспоминал Рокоссовский) Лев Михайлович не терял присутствия духа и в самые тяжелые дни.
На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться.
Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».
На этой записке, полученной от Рокоссовского 25 ноября, Доватор написал: «Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять. Доватор».
В тот день немцы были в 30 километрах от северной окраины Москвы.
Доватор слово сдержал.
Фармацевт, окулист, офицер Армии конфедерации, изобретатель, стартапер, не миллиардер.
Боевому дебюту РСЗО «Град» — пятьдесят лет.
15 марта 1969 года небо над островом Даманским прорезали огненные стрелы, они пересекли реку Уссури и обрушились на китайский берег, покрыв территорию, на которой располагались китайские части, морем огня. Так в приграничном вооруженном конфликте вокруг острова Даманского была поставлена жирная точка. Залпы РСЗО «Град» из состава 135-й мотострелковой дивизии перевели данный конфликт в затухающую стадию. После 15 марта на этом участке государственной границы с Советским Союзом китайские пограничники и войска НОАК больше не предпринимали активных враждебных действий.
РЗСО «Град», которые впервые использовались в реальных боевых условиях 15 марта 1969 года, входили в состав 13-го отдельного реактивного артиллерийского дивизиона 135-й мотострелковой дивизии и были составной частью ее штатной артиллерии. Именно 15 марта произошла кульминация вооруженного конфликта вокруг приграничного острова Даманский, а первый по-настоящему серьезный бой на острове произошел 2 марта 1969 года. Уже после первого серьезного обострения ситуации на границе в тылу усиленных пограничных нарядов началось развертывание 135-й мотострелковой дивизии с приданной ей артиллерией, в том числе боевыми машинами БМ-21 «Град». Дивизион был неполного состава, в нем не было 3-й батареи, поэтому в составе имелось 12 боевых машин БМ-21 «Град» вместо штатных 18 установок. Помимо этого в распоряжении дивизии имелся 378-й артполк, в составе которого имелись 152-мм гаубицы Д-1 в количестве 12 штук и 122-мм гаубицы М-30 в количестве 24 штук.
По воспоминаниям командира 13-го отдельного реактивного артиллерийского дивизиона майора Михаила Тихоновича Ващенко, к 16:20 в результате воздействия огня ствольной артиллерии по огневым средствам и позициям китайцев, а также активных действий бойцов-пограничников, продвижение китайских войск вглубь острова Даманского удалось остановить. Китайские военные перешли к обороне на позициях, расположенных в западной части острова. При этом китайцы продолжали подтягивать к острову свои резервы, рассчитывая массированной атакой выбить советские пограничные части с восточной части острова и захватить его целиком. К этому моменту огневые позиции РСЗО «Град» находились примерно в 9 километрах восточнее Даманского, а командно-наблюдательный пункт дивизиона был оборудован на горе Кафыла, на её юго-западных скатах.
Огневой налет, который производился одновременно с использованием развернутой ствольной артиллерии и продолжался 10 минут, имел катастрофические последствия для китайской стороны. Под раздачу попали артиллерийские орудия, минометы и китайские резервы, которые выдвигались к острову. Огневой налет позволил за короткое время уничтожить большую часть имеющихся в распоряжении китайской военной группировки материально-технических ресурсов, в том числе открыто расположенных штабелей снарядов. Последовавшая после огневого налета атака советских пограничников и солдат из состава 2-го мотострелкового батальона 199-го мотострелкового полка позволила выбить китайские силы с острова Даманского.
Сам же остров Даманский, который стал ареной самого крупного вооруженного конфликта между КНР и СССР, был передан китайской стороне 19 мая 1991 года и сейчас носит название Чжэньбао дао (дословно переводится «Драгоценный остров»).
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Реформация (XVI век— начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
XIX век
Новейшая история
1918 — наши дни
Основные периоды мировой истории, традиционно выделяемые в рамках школьной программы (Россия)
Период
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Предыстория
Эпоха первобытных отношений
2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э.
1. Появление и становление человека
2. Создание орудий труда
3. Зарождение скотоводства и земледелия
4. Начало выплавки металлов
5. Переход к производящему хозяйству
Древний мир
Расцвет локальных (местных) цивилизаций
3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.
1. Переход от родовой к соседской общине
2. Образование государств
3. Отделение ремесла от сельского хозяйства
4. Появление городов и возникновение письменности
5.Зарождение мировых религий
6. Существование рабовладения
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Эпоха господства феодальных отношений
V – конец XV века
1. Великое переселение народов
2. Образование европейских государств
3. Складывание иерархической структуры общества
4. Рыцари и крестовые походы
5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха становления и развития капиталистических отношений
XVI – начало XX в.
1.Великие Географические открытия
2. Эпоха Возрождения
3. Колонизация Америки, Африки, Азии
4. Реформация
5. Буржуазные революции в Европе
6. Возникновение идеологии Просвещения
7. Промышленный переворот и становление индустриального общества
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Современная эпоха XX – начало XXI века
1 Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу
2. Мировые войны
3. Революции в России
3. Противостояние двух мировых систем
4. Ликвидация колониализма
5. Распад СССР
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют «новая эра») — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия
Века
До нашей эры (до н. э.)
12-е тысячелетие до н. э.
11-е тысячелетие до н. э.
10-е тысячелетие до н. э.
9-е тысячелетие до н. э.
8-е тысячелетие до н. э.
7-е тысячелетие до н. э.
6-е тысячелетие до н. э.
5-е тысячелетие до н. э.
4-е тысячелетие до н. э.
3-е тысячелетие до н. э.
2-е тысячелетие до н. э.
1-е тысячелетие до н. э.
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.
2-е тысячелетие н.э.
3-е тысячелетие н.э.
Какие годы относятся к каким векам
Какие годы относятся к каким векам
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов
Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык
TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн
Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов)
Смотрите также
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.
ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников