все персонажи шекспира список
Все персонажи шекспира список
Адам В комедии У. Шекспира «Как вам это понравится» (1599) преданный слуга семейства сэра Роланда де Буа
Пена В комедии Уильяма Шекспира «Мера за меру» (1604) гуляка, которого наряду со сводником Помпеем приводит на суд к венскому наместнику констебль Локоть
Абрам В трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595) слуга Монтекки
Артур В хронике Уильяма Шекспира «Король Иоанн» (1596) юный племянник Иоанна, сын его старшего брата Готфрида, имеющий законные права на английский престол
Банко В трагедии Шекспира «Макбет» (1606) полководец короля Дункана, убитый по распоряжению Макбета, которому не давало покоя предсказание ведьм о том, что потомки Банко будут править Шотландией
Дюмен В комедии Уильяма Шекспира «Бесплодные усилия любви» (1594) один из приближенных короля Наварры Фердинанда, согласившийся провести вместе с ним три года в ученых занятиях вдали от всех мирских соблазнов и тотчас же, забыв об обещании, влюбившийся в Катерину, фрейлину французской принцессы.
Луцио Персонаж комедии Уильяма Шекспира «Мера за меру» (1604), история которого составляет побочную сюжетную линию пьесы; молодой повеса, щеголь, болтун и враль, завсегдатай борделей и пивнушек
Тубал В комедии У. Шекспира «Венецианский купец» (1596) друг Шейлока, который отправляется на поиски сбежавшей из дома дочери Джессики
Анжело В комедии Уильяма Шекспира «Мера за меру» (1604) венский наместник в отсутствие герцога Винченцио
Бьянка В комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» (1593) нежная и кроткая девушка, по характеру прямая потивоположность своей старшей сестре Катарине
Локоть В комедии Уильяма Шекспира «Мера за меру» (1604) бестолковый и безграмотный венский констебль, один из нередких полицейских чинов в шекспировских пьесах, наделенных этими личными качествами
Офелия В трагедии Шекспира «Гамлет» (1601) дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная заглавного героя
Пароль Персонаж комедии Уильяма Шекспира «Конец — делу венец» (1603), приближенный графа Бертрама, благородный дворянин и лихой рубака на словах, щеголеватый парвеню, хвастун и трус на деле
Публий В трагедии У. Шекспира «Тит Андроник» (1594) сын Марка Андроника и племянник Тита, который участвует в сцене расстрела из луков статуй богов в императорском дворце, а затем помогает захватить врагов своей семьи Деметрия и Хирона
Фабиан В комедии Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» (1600) приближенный графини Оливии, социальный статус которого не совсем ясен: он может быть простым слугой или же бедным дворянином, живущим при дворе аристократа, на что намекает его довольно фамильярное обращение с родственником Оливии сэром Тоби Белчем
Алексас в трагедии Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1607).
Апемант В трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский» (1608) сварливый философ, который постоянно обличает окружающих
Имогена Героиня трагикомедии У. Шекспира «Цимбелин» (около 1610), дочь короля Цимбелина и жена Постума Леоната, вышедшая за него по любви, но против отцовской воли
Нерисса В комедии У. Шекспира «Венецианский купец» (1596) прислужница и подруга Порции
Пантино В комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» (1594) слуга Антонио, который советует последнему отправить своего сына Протея в Милан для того, чтобы тот обтесался при герцогском дворе, а затем пытается ускорить действие, то и дело поторапливая Протея и его слугу Ланса, которые без малейшей охоты готовятся к отъезду.
Валентин Один из главных героев комедии У. Шекспира «Два веронца» (1594)
Догберри В комедии У. Шекспира «Много шума из ничего» (1598) глуповатый офицер
Корнелий В трагедии У. Шекспира «Цимбелин» (около 1610) врач королевы Британии, по приказу которой Корнелий снабжает ее сильнодействующими ядами якобы для проведения научных опытов на зверушках
Бальтазар В произведених Уильяма Шекспира: 1) Имя купца в «Комедии ошибок» (1592)
Гонерилья В трагедии Шекспира «Король Лир» (1605) старшая дочь Лира, жена герцога Альбанского
Маргарита В комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» (1598) камеристка Геро, которая под видом своей госпожи участвует в ночной инсценировке тайной встречи Геро с любовником, что приводит к скандальному разрыву брака Геро и Клавдио
Хельсингер в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»
Все персонажи шекспира список
Data: 06.02.2011 05:38 | Автор: Administrator
Гамлет (англ. Hamlet) — центральный персонаж пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе он является принцем Дании племянником короля Клавдия и сыном прежнего короля — Гамлета.
Лаэрт (англ. Laertes) — вымышленный персонаж пьесы Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Его имя предположительно взято из произведения Гомера Одиссея. Лаэрт является сыном Полония, братом Офелии. Лаэрт — оригинальный шекспировский персонаж, до него подобного персонажа в повествованиях о Гамлете не было.
Призрак отца Гамлета (англ. Ghost of Hamlet’s father; Король Гамлет, англ. King Hamlet) — персонаж трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе является призраком убитого короля Дании Гамлета, отца принца Гамлета.
Офелия (англ. Ophelia) — вымышленный персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета.
Фортинбрас (англ. Fortinbras) — имя вымышленного второстепенного персонажа трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Он — наследный принц Норвегии.
Джон Фальстаф – добродушный, полный и немного трусливый пьяница, проводящий все свое время в кругу таких же как он гуляк и развратных девиц из произведений «Виндзорские насмешницы», «Генрих IV, часть 1» и «Генрих IV, часть 2»
Король Лир – герой трагедии Уильяма Шекспира с одноименным названием. Трагедия основана на реальных событиях, она опирается на древнейшие предания Британии о короле Лире и его дочерях.
Тибальт (Тибальд, англ. Tybalt, Тибальдо, итал. Tebaldo) — персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Он является двоюродным братом Джульетты Капулетти. Убит Ромео, мстившим ему за убийство своего друга Меркуцио.
Отелло (англ. Othello, итал. Otello) — герой трагедии Вильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр», написанной в 1603 г., а также ряда вторичных произведений по тому же сюжету, в частности опер, кинофильмов и игровых программ.
Яго — поручик, помощник полководца Отелло из драмы «Отелло». Он ненавидит мавра и, желая занять его место, с помощью интриг внушает ему, что его любимая девушка, Дездемона, изменяет ему с Кассио.
Миранда — героиня пьесы Уильяма Шекспира «Буря», наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и ее отец стали отшельниками на острове по вине ее дяди Антонио, который хотел занять престол.
Калибан (англ. Caliban) — один из главных персонажей романтической трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря». Калибан — антагонист мудреца Просперо, восстающий против хозяина слуга, грубый, злой, невежественный дикарь.
Макбет и его жена леди Макбет из трагедии «Макбет». Военачальник Макбет, победив восставшего Макдональда, встречает ведьм, одна из которых, предрекает ему быть королем Шотландии. Поверив предсказанью, Макбет рассказывает все жене и они подло убивают короля Дункана, свалив все на прислугу. Став королем, Макбет преследует сыновей Дункана и убивает своего товарища, военачальника Банко, который, согласно пророчеству ведьм, должен стать родоначальником королевской династии. Затем Макбет убивает всех близких тана Макдуфа (ведьмы предсказали, что его нужно опасаться).
Характеры героев Шекспира
Поройков С.Ю.
Характеры героев Шекспира. — М.: ИНФРА-М (Научная мысль), 2014.
Рецензенты:
доктор филологических наук, проф. Т.Е. Владимирова;
доктор психологических наук, проф. Л.А. Григорович
Рассмотрены характеры персонажей Уильяма Шекспира. Разобраны общие принципы построения сюжетов его трагедий и комедий. Проведен сравнительный анализ сюжетов шекспировских пьес и драматических произведений А.С. Пушкина, вобравших в себя принципы драматургической системы Шекспира.
2.2. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА
Характерологический анализ героев Шекспира показывает, что им присущи определенные наборы стремлений. Можно выделить семь типов персонажей, которым свойственны потребности определенного рода. В каждом из данных типов выделяется определенное многообразие характеров, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.
Галерея сходных психологических портретов отражена в циклах пушкинских драм и сказок, включающих по семь произведений. Подобные типы также изображены Пушкиным в цикле «Повестей Белкина» [20]. Сходные типы характеров представлены в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя в лице главного героя Чичикова, пяти помещиков, а также капитана Копейкина [17]. Тем самым характерологический анализ литературных героев целого ряда классических авторов выявляет определенную традицию изображения психологических типов. Заметим, что действующие лица многих пушкинских сказок и драм заимствованы, равно как и герои большинства пьес Шекспира. Указанное дает основания говорить о том, что подобные образы характерны для мировой литературы в целом, а потому являются типическими [18].
Сравнительный анализ пьес Шекспира и циклов произведений Пушкина показывает, что героям обоих авторов присущи характерные сценарии поведения. Сходным образом ведут себя персонажи «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Это указывает на типичность соответствующих сценариев поведения. Данные принципы поведения раскрываются посредством известных философских принципов и законов, что указывает на их универсальный характер [21].
2.2.1. Типичность стремлений персонажей
Анализ произведений Шекспира показывает, что персонажам каждой из его пьес присущ определенный набор стремлений. Так, например, ранее было показано, что героям трагедии «Отелло» свойственны потребности в статусе, признании, доверии. Подобного рода потребности относят к глорическому [6, с. 308], или статусному типу [17, с. 26]. Названные потребности присущи статусному типу личности [17, с. 127-131]. Помимо этого ряду персонажей «Отелло» свойственно стремление к поиску смысла.
Упомянутые стремления также движут персонажами пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». К примеру, Сальери стремится достичь высокого социального статуса. Благодаря трудолюбию он «в искусстве безграничном достигнул степени высокой». Между тем Сальери не удовлетворяется статусом обычного, пусть и выдающегося композитора. Музыканту кажется, что он «избран» для высшего предназначения. Он считает себя «жрецом», «служителем музыки».
Сальери с юности стремится к успеху и славе. В итоге ему удается добиться признания. Он становится признанным композитором:
«Слава мне улыбнулась… Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой», – добился желаемого музыкант.
Добившись людского признания, Сальери жаждет признания от самих небес. Он требует себе вдохновения «в награду». Честолюбец обижен на небеса за то, что «бессмертный гений» озаряет не его, а «гуляку праздного» – Моцарта.
Моцарт испытывает доверие по отношению к Сальери. Музыканту и в голову не приходит, что его приятель способен что-то тайно злоумышлять против него. За дружеской беседой Моцарт поверяет Сальери самые сокровенные свои переживания. Он даже поднимает бокал «за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери». Отметим, что именно такой чертой характера Моцарта как доверие людям, в конечном итоге, коварно пользуется Сальери.
Пушкинскому Моцарту дано постигать сокровенный смысл вещей. По ходу действия он неоднократно высказывает глубокие суждения. Среди прочего, музыкант постигает, отчего творчество – удел немногих «избранных, счастливцев праздных». Ибо «тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни». Моцарт вникает в суть нравственных вопросов, поднимая тему добра и зла в контексте соотнесения «гения и злодейства».
Тем самым Сальери стремится к достижению высокого статуса и получению признания. Моцарту также не чужды подобные склонности. Однако они не достигают в нем того экзальтированного состояния, как это проявляется в личности Сальери. Моцарта отличает доверие к людям, а также способность схватывать суть вещей.
Для сравнения, подобные потребности присущи пушкинским героям из повести «Станционный смотритель» и «Сказки о мертвой царевне…» [20].
Сходными стремлениями наделен Манилов, персонаж «Мертвых душ» Гоголя. Беседу с Чичиковым Манилов начинает с хвалебных отзывов о высокопоставленных городских чиновниках, подчеркивая свое почтение к обладателям высокого социального статуса. Попрощавшись с гостем, Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова отметили генеральским чином за беспримерный образчик дружбы:
«Будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами».
Манилов «прочит» своему сыну карьеру «по дипломатической части». Значимость социального статуса подчеркнута при описании окружения помещика. Например, по ходу повествования говорится, что приказчик Манилова сделал неплохую карьеру:
«Он совершил свое поприще, как совершают все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом … сделался сам ключником, а там и приказчиком».
Для Манилова характерно признание достоинств окружающих людей. Он чрезвычайно лестно отзывается как о своем госте, так и обо всех известных ему чиновниках. Так, помещик почтительно характеризует губернатора – «препочтеннейший и прелюбезный человек». Манилов признает достоинства едва не всех своих знакомых:
«О, это одна из достойнейших женщин, каких я только знаю», – восхваляет помещик жену полицмейстера.
Манилов испытывает доверие к Чичикову, несмотря на то, что едва с ним знаком. Помещику и в голову не приходит, что его гость мошенник. Сходным образом Манилов полностью доверяет ведение хозяйственных дел приказчику, запустившему поместье. Манилов выказывает доверие Чичикову даже после того, как тот озвучивает весьма сомнительное предложение:
«О! Помилуйте, ничуть. Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть критическое предосуждение о вас», – заверяет он гостя.
Манилов ценит доверительность в отношениях между людьми. Он ищет «друга, с которым бы можно было поделиться». Именно такой чертой персонажа как доверие людям и пользуется Чичиков, получая задаром то, что он был готов купить за деньги.
Следует заметить, что Манилов любит «пофилософствовать» и «углубиться» в некие высокие материи, пытаясь постичь их потаенный смысл. Помещику кажется, что в неожиданном предложении Чичикова скрыт весьма глубокий смысл, который сложно постичь. Пытаясь вникнуть «в толк самого дела», Манилов принимает «умный» вид. Его лицо изображает «глубокое выражение», словно он разбирает «самое головоломное дело».
Тем самым Манилов ценит социальный статус человека. Он охотно признает достоинства людей и испытывает доверие к окружающим. При этом персонаж неоднократно предпринимает попытки вникнуть в смысл происходящего.
Сходство рассмотренных персонажей Шекспира Пушкина и Гоголя подчеркивает также то обстоятельство, что у героев произведений названных авторов нередко совпадает даже род деятельности. Так, многие действующие лица шекспировской трагедии «Отелло» – военные и гражданские чиновники. Значительная часть героев пушкинской повести «Станционный смотритель» имеет гражданские, либо воинские звания и чины. Гоголевский Манилов надеется, что на государственную службу поступит один из его детей, которого тот «прочит по дипломатической части». При этом сам Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова «пожаловали генералами». Указанное подтверждает типичность подобных героев.
Героями комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» движут стремления к исследованию, познанию, пониманию и смыслу. Данную группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) [5, с. 147-148] или гностическому типу [6, с. 310]. Названные потребности присущи гностическому типу личности [17, с. 168-171].
Соответствующего рода потребности свойственны пушкинским персонажам из трагедии «Русалка», повести «Гробовщик» и «Сказки о попе и о работнике его Балде», а также гоголевскому Плюшкину. Подобные герои типичны для мировой литературы в целом [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов ряду персонажей отведены сходные роли. Основные действующие лица шекспировской комедии «Бесплодные усилия любви» – резонеры, любящие давать наставления друг другу. Среди подобных персонажей школьный учитель Олоферн, богослов отец Натаниэль. Есть и подчеркнуто недалекие персонажи, такие как констебль Тупица и шут Башка. Для сравнения, в пушкинской «Русалке» присутствуют образы мамки, наставницы молодой княгини, а также свахи, разъясняющей гостям, как следует проводить свадьбу. Недалекость ряда героев подчеркивают прозвища главных действующих лиц «Сказки о попе и о работнике его Балде»: Балда и «поп, толоконный лоб». Заметим, что единственный из персонажей гоголевских «Мертвых душ», кто принимает Чичикова за глупца, является Плюшкин. Не сумев распознать хитроумные замыслы гостя, Плюшкин заключает, что тот «совершенно глуп».
Героям трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу [17, с. 25], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 143-147].
Упомянутые стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Пир во время чумы». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Барышня-крестьянка» и «Сказки о золотом петушке», а также гоголевская Коробочка. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов персонажи играют схожие роли. Среди действующих лиц шекспировской «Ромео и Джульетты» немало людей, связанных кровными узами, либо близких друзей. Немаловажная роль в трагедии отведена кормилице Джульетты, фактически ставшей членом семьи Капулетти. Заметную роль в пьесе играет монах брат Лоренцо. Сходные роли отведены персонажам пушкинских произведений. «Барышня-крестьянка» повествует о жизни двух семей. В одной из семей живет мисс Жаксон – воспитательница главной героини Лизы. При этом за Лизой «ходила» ее старшая подруга Настя. Образ священника присутствует в «Пире во время чумы».
Героями комедии Шекспира «Два веронца» движут стремления к привлечению внимания (заметности), общению, привязанности. Данные влечения сопряжены с коммуникативными потребностями [6, с. 308], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 156-159]. Главные герои пьесы также испытывают потребность к любви.
Подобного рода стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Каменный гость». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Метель» и «Сказки о царе Салтане…», а также гоголевский Ноздрев. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что персонажи произведений обоих авторов ведут сходный образ жизни. Так, все основные действующие лица пьесы Шекспира «Два веронца» отправляются в путешествие. Для сравнения, герои пушкинской «Метели» переезжают из одного места в другое. Владимир отправляется на войну. Марья Гавриловна переезжает в другую усадьбу. Бурмин посещает главную героиню проездом, направляясь к месту службы, а затем возвращаясь обратно. Дон Гуан из «Каменного гостя» отправлен в ссылку в дальние «северные» края. Однако герою не сидится на месте. Он бежит с места ссылки, чтобы навестить своих возлюбленных. Царь из «Сказки о царе Салтане…» отправляется «далеко» на войну. Его жену и сына пускают в бочке по морю. После Гвидон навещает отца на корабле купцов, которые «объехали весь свет». Для сравнения, гоголевский Ноздрев «дома больше дня никак не мог усидеть». Так, он встречает Чичикова, возвращаясь с ярмарки.
Герои пьесы Шекспира «Венецианский купец» стремятся к удовольствию, комфорту, свободе. Подобные потребности относятся к гедонистическим [6, с. 311], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 182-185]. Помимо этого ряду персонажей пьесы свойственно стремление к власти.
Названные стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Скупой рыцарь». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Выстрел» и «Сказки о рыбаке и рыбке», а также гоголевский Собакевич. Это свидетельствует о типичности подобных героев для мировой литературы [20].
В упомянутых произведениях Шекспира и Пушкина совпадает род деятельности и образ жизни ряда персонажей, что подчеркивает их сходство. Одним из основных действующих лиц «Венецианского купца» является ростовщик Шейлок. В «Скупом рыцаре» присутствует фигура ростовщика Соломона, да и сам барон занимается ростовщичеством. Шекспировский Бассанио любит повеселиться с друзьями, проводя время «весело и пышно», а потому проматывает все свое состояние. Пушкинский Альбер развлекается на пирах и рыцарских турнирах, из-за чего постоянно нуждается в деньгах. Для сравнения, гоголевский Собакевич любит насладиться едой, что подчеркивает грузное телосложение помещика. Так, во время обеда с Чичиковым Собакевич «съел все, обгрыз, обсосал до косточки». Что касается денег, то помещик весьма прижимист и отчаянно торгуется с гостем.
Героям трагедии Шекспира «Макбет» движут стремления к безопасности, порядку, уважению и власти. Названные потребности относятся к организующему типу [17, с. 28], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 195-199].
Подобного рода стремления присущи пушкинским персонажам из трагедии «Сцены из рыцарских времен», повести «История села Горюхина» и «Сказки о медведихе». Сходные стремления движут гоголевским капитаном Копейкиным. Это свидетельствует о типичности подобных героев для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в упомянутых произведениях персонажи ведут сходный образ жизни. Большинство действующих лиц шекспировского «Макбета» состоит на службе у короля. Среди главных героев трагедии немало полководцев. Среди персонажей присутствуют как знатные вельможи, офицеры, дворяне, так и их слуги, рядовые солдаты. В свою очередь, большинство действующих лиц пушкинской трагедии «Сцены из рыцарских времен» делятся на рыцарей и их вассалов. Рассказчик повести «История села Горюхина» одно время служил юнкером. Для сравнения, гоголевский капитан Копейкин, всю жизнь прослужив в армии, обращается к чиновникам военного ведомства.
Сопоставляя стремления героев Шекспира, Пушкина и Гоголя можно заметить следующее. Шести из семи типов персонажей названных авторов присущи три вида специфических, только им свойственных стремлений. Кроме того, героям шести произведений свойственны три сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. На этом основании персонажи могут быть разделены на три группы, в зависимости от выраженности соответствующих стремлений. Так, потребность в поиске смысла является общей для двух типов: статусного и гностического. Потребность в любви соотносится с консолидирующим и коммуникативным типом. Стремление к власти характерно для организующего и гедонистического типов.
Отметим, что потребность в поиске смысла, а также стремления к власти и любви соотносятся с тремя высшими психическими функциями, соответствующими общепринятой в психологии понятийной триаде: «разум – воля – чувства». Данной триаде психических функций отвечают известные психологические типы: интеллектуальный, волевой и эмоциональный [17, с. 355].
Героям шекспировского «Гамлета» свойственны все три вышеупомянутых стремления: к власти, любви и поиску смысла. Героям трагедии также присущи творческие потребности: в самовыражении, игре, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности относят к экспрессивному (творческому) типу [14, с. 126-127], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 248-250].
Сходный набор стремлений движет персонажами пушкинской трагедии «Борис Годунов», «Сцены из Фауста» и сказки «Жених» (относящихся к 1825 году). Подобные стремления также отличают Чичикова, главного героя гоголевских «Мертвых душ». Подобные герои типичны для произведений мировой литературы, изображающих творческие, ищущие натуры [20].
Подчеркнем, что изображенные в пьесах Шекспира характеры персонажей, обладающих определенными стремлениями, в целом соответствуют известным классификациям потребностей [6] и психологических типов [17].
При систематизации потребностей традиционно используются два подхода: деление на виды, а также принцип иерархичности. Принцип иерархичности сопряжен с выделением нескольких уровней потребностей. В психологии наиболее часто используются такие обозначения уровней потребностей, как природный, социальный, культурный, духовный (нравственный) [7, с. 41-42]; [17, с. 22, 43]. Потребность каждого вида, преломляясь на очередном уровне, предстает в своем новом качестве. Так, на примере «познавательной» потребности «социального культурного субъекта» В.А. Иванников поясняет, что «на уровне природного субъекта подобная когнитивная потребность представлена исследовательской активностью, … на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни» [5, с. 147-148].
Проведенный в настоящей работе анализ пьес Шекспира показывает, что в произведениях британского драматурга поднята важная философская и психологическая проблематика, остающаяся актуальной и в наши дни. Поистине, Шекспир предстает как один из величайших мыслителей своей эпохи.
Созданные британским драматургом образы персонажей отличаются исключительным психологизмом. Психологическую реалистичность шекспировских героев, в частности, отмечает выдающийся немецкий психолог К. Леонгард: «У Шекспира опять-таки немало художественного преувеличения, и все же он создает впечатляющую картину психики людей, каких в действительности есть немало» [10, с. 350]. Действительно, характерологический анализ шекспировских персонажей показывает, что их образы психологически четко выверены. Психические состояния героев Шекспира, ярко раскрывающиеся в их репликах и монологах, переданы вплоть до тончайших нюансов. Подобный уровень мастерства автора объясним его умением «вживаться» в образ другого человека. Известно, что драматург участвовал в постановках собственных пьес в качестве актера.
Психологическая достоверность героев Шекспира столь глубока, что порой поражает воображение. Достаточно упомянуть тот факт, что поведение ряда шекспировских героев соответствует известным паттернам, характерным для личностей невротического склада. Примечательно, что Шекспир описал подобные типы за три с лишним столетия до того, как это было сделано в рамках психоанализа.
В произведениях Шекспира представлено значительное разнообразие образов. В каждой его пьесе, как правило, присутствует от двух до трех десятков действующих лиц. При этом характеры героев Шекспира раскрываются не только в своем многообразии, но и во всей своей глубине и многогранности. Каждому шекспировскому персонажу присущ определенный набор характерных черт, отличающий его среди прочих героев. Подобный подход позволяет создать реалистичный облик живого человека, а не схематичный образ. К примеру, в наиболее сложном в психологическом плане характере Гамлета, главного героя одноименной трагедии, проявляется нескольких десятков черт.
Анализ персонажей Шекспира показывает, что героями его пьес движут определенные мотивы (потребности). Персонажи испытывают характерные эмоции и переживания. Характеры действующих лиц, особенно главных героев, разработаны столь детально, что прослеживаются даже их стили мышления, философия жизненных стратегий. Особенности поведения героев переданы столь живо и натуралистично, что это позволяет соотнести некоторые поведенческие реакции персонажей с характерными защитными реакциями, описанными в рамках психоанализа лишь в двадцатом столетии [17].
Учитывая многообразие и полноту описания человеческих характеров, созданных Шекспиром, его пьесы представляют собой своего рода «атлас» человеческой души. При всей детальности психологического описания героев достигается целостность созданных образов. Характерологический анализ шекспировских персонажей вскрывает не только разнообразные психические феномены, но и демонстрирует существующие между ними взаимосвязи и сопряжения. В многоплановых характерах героев Шекспира отражен сплав различных аспектов человеческой природы. При этом достигается удивительная натуралистичность созданных образов. Поразителен тот факт, что в описании шекспировских персонажей нашли свое отражение многие известные теории личности, от теории Фрейда до современных концепций, включая экзистенциальный анализ.
Сравнительный анализ пьес Шекспира и драматических произведений Пушкина, а также «Мертвых душ» Гоголя выявляет характерные черты персонажей, являющиеся типическими. На типичность подобных образов указывает факт заимствования Шекспиром большинства героев своих пьес. Психологические типы в их чистом виде в жизни едва ли встречаются. Типы как таковые скорее являются некой абстракцией, своего рода системой координат, удобной для анализа реальных человеческих характеров. Между тем характеры большинства героев Шекспира переданы с таким мастерством, что они воспринимаются как реальные лица, вызывающие живой отклик и сопереживание их судьбе. Можно предположить, что при работе над характерами героев Шекспир использовал конкретные прототипы, описывая известных ему людей, своих современников.
Созданный Шекспиром мир населен вымышленными литературными персонажами. Этот мир столь же умозрителен и иллюзорен, как и мир театра. В этом смысле Шекспиру уподобляется Гамлет, ставящий театральную постановку «мышеловки». В сцене «убийства Гонзаго» принц доступными ему художественными средствами воспроизводит реально произошедшие события. Реализуя постановку спектакля в спектакле, Гамлет сам становится творцом воображаемой действительности, подобно своему создателю Шекспиру. В данном случае автор постановки предстает в качестве субъективного наблюдателя, созерцающего им же самим созданную реальность.
Вместе с тем действие пьес Шекспира развивается в соответствии с определенными законами, отвечающими естественной природе вещей, а потому эти законы объективны. Судьбы персонажей словно зависят не столько от субъективной воли сотворившего их создателя, сколько от их собственных действий. Поступив определенным образом, герои приходят к закономерному финалу. Столь же закономерно и развитие сюжетов пьес, в которых судьбы отдельных героев складываются в общую мозаику происходящего действа.
Диапазон проявлений человеческой природы в пьесах Шекспира чрезвычайно широк. Подчас его герои позволяют себе низкопробный юмор, едва не площадную брань. И в то же время шекспировские персонажи способны произносить удивительно глубокие по содержанию, возвышенные монологи. К примеру, трагедия «Ромео и Джульетта» начинается с диалога слуг Капулетти, отпускающих скабрезные шутки в адрес друг друга. Столь же откровенно они насмехаются над прислугой враждебной им семьи Монтекки. Между тем финал пьесы имеет совершенно иную тональность, трагичную и возвышенную. Гибель Ромео и Джульетты предстает как жертва, принесенная небесам во имя примирения глав враждующих кланов.
Тем самым в структуре шекспировской трагедии заложен переход от низкого к возвышенному, от сиюминутного к вечному. Кто составлял основную часть публики, посещавшей театр во времена Шекспира? Простые ремесленники, горожане, отдавшие несколько пенсов за то, чтобы на какое-то время вырваться из плена повседневных забот, рутины обыденной жизни. Придя поглазеть на театрализованную постановку, они видят знакомые им сцены обычной уличной жизни. Благодаря этому контакт со зрителем быстро устанавливается. Между тем последующее действо вовлекает зрителя в поток иных ощущений и переживаний, позволяющих подняться над рутиной обыденности и задуматься о непреходящих ценностях.
Через пьесы Шекспира красной нитью проходит тема борьбы добра и зла. В его произведениях нашла свое отражение система общечеловеческих ценностей и идеалов, лежащая в основе любого цивилизованного общества. Следование общечеловеческим ценностям, в конечном итоге, и делает человека человеком. Достаточно упомянуть образ Гамлета, отстаивающего право на свободу мысли, свободу воли, исповедующего гуманистические идеалы. В этом контексте творения британского драматурга обретают особое нравственное звучание.
Открытым остается вопрос об авторстве драматургический системы, реализованной в шекспировских пьесах. В качестве основной рассматриваемой нами версии ее разработчиком является сам Шекспир. Логично предположить, что в основу своей системы британский драматург мог положить принципы построения античной драмы. При этом в произведениях Шекспира нашел свое отражение широчайший спектр архетипических феноменов, лежащих в основе человеческой природы. В шекспировских пьесах описаны как исторические, так и мифологические герои, а также сюжеты, характерные для народного творчества. Подчеркнем, что вскрытие глубинного пласта архетипов, присущих народному творчеству, свидетельствует о том, что творчество Шекспира является подлинно народным.
По другой версии Шекспир воплотил в своих пьесах систему, подсказанную ему другим лицом. Подобно тому, как впоследствии Пушкин передал Гоголю замысел «Мертвых душ». В пользу подобной версии говорят утверждения ряда исследователей, что Шекспир мог быть связан с членами тайных обществ, являвшихся носителями сакральных знаний. Известны предположения, что в создании шекспировских пьес участвовал философ Фрэнсис Бэкон. Так, Пушкин, согласно записям в его дневнике, в молодости был членом одной из масонских лож. Впоследствии Пушкин отошел от идеологии масонства. Однако полностью избежать влияния масонов Пушкину не удалось. Об этом, среди прочего, свидетельствует роковая роль в судьбе писателя Жоржа Дантеса, тесно связанного с масонами [19, с. 11-13].
Символично, что к шекспировскому Гамлету были приставлены для слежки его бывшие школьные друзья Розенкранц и Гильденстерн. Имя Розенкранц созвучно названию ордена розенкрейцеров (розы и креста), оказавшему влияние на развитие масонства. Любопытно, что «Гамлет» увидел свет в 1600 году, а манифест розенкрейцеров был опубликован не ранее 1606 года. Манифест использует философский ключ Джона Ди, известного ученого и мистика, современника Шекспира. Шекспир создал свои первые пьесы в начале 1590-х годов, после своего переезда в Лондон. В те годы Джон Ди проживал там же. Лондон того времени ограничивался размерами современного сити, а его население составляло лишь около двух процентов от нынешнего. Более того, театр, в котором служил Шекспир, располагался неподалеку от Тауэр Уард, где приживал Ди. Потому они вполне могли быть знакомы. Считается, что Джон Ди послужил прототипом волшебника Просперо, главного героя шекспировской трагикомедии «Буря».
Имя Гильденстерн в переводе с немецкого (язык датского королевства относится к германской языковой ветви) означает «гильдия звезд». Известно, что влиятельные тайные общества, не исключая масонов, стремились вовлечь в свои ряды наиболее выдающихся людей своего времени. Шекспир же, вне всякого сомнения, являлся выдающейся личностью. Театр «Глобус», в котором шли его пьесы, в те годы был самым популярным в Лондоне, если не во всей Англии.
В проведенном в настоящей работе исследовании можно выделить ряд основных положений.
1. Анализ пьес Шекспира вскрывает актуальную философскую и психологическую проблематику. Данное обстоятельство позволяет говорить о Шекспире не только как о великом писателе и драматурге, но и как о выдающемся мыслителе.
2. В пьесах Шекспира представлены семь типов сюжетов, не сводимых друг к другу. Сходные сюжеты нашли свое отражение в творчестве других классических авторов, таких как Пушкин. Подобные сюжеты традиционны для фольклорных традиций различных народов и эпох, что указывает на их архетипическую природу. Отражение Шекспиром архетипов свидетельствует о том, что творчество великого британского драматурга является подлинно народным.
3. Структура сюжетов пьес Шекспира вскрывается посредством основных принципов и законов философии. Указанное, в частности, позволяет предложить независимый способ систематизации философских категорий, основанный на архетипическом подходе.
4. Героями Шекспира движут определенные стремления, выступающие в качестве мотивирующего их фактора. При достижении своих целей персонажи используют характерные стратегии поведения, как универсальные, успешные в большинстве случаев, так и не всегда успешные, конъюнктурные. При этом способы реализации намерений персонажей сопряжены с чертами их характера.
5. Характерологический анализ героев Шекспира выявляет классификацию человеческих характеров, включающую семь психологических типов. На типичность подобных образов указывает их отражение в циклах пушкинских произведений, в «Мертвых душах» Гоголя. Об этом также свидетельствует факт заимствования Шекспиром многих своих пьес. В качестве производных от соответствующих типов предстают известные типы личностей невротического склада.
6. Анализ шекспировских пьес показывает, что они подчинены определенной системе. Данная система предусматривает раскрытие характерных тем, отбор типических сюжетов, описание соответствующих типов характеров героев и способов их поведения. Все это указывает на наличие единого замысла при создании пьес. Неповторимый авторский почерк и художественный стиль пьес также указывают на то, что они написаны (либо отредактированы) одним человеком. Наличие многочисленных заимствований согласуется с той версией, что Шекспир отбирал сюжеты пьес, следуя определенной системе. Аналогичный прием использовал Пушкин, следуя шекспировской драматургической системе при написании циклов трагедий и сказок.
7. Персонажи Шекспира отличаются чрезвычайной психологической реалистичностью. Это свидетельствует об исключительно высоком уровне психологического мастерства автора. В условиях средневековой Европы подобный факт объясним тем, что автор пьес обладал опытом участия в театральных постановках. Работа в театре способствует развитию актерского дарования, предполагающему умение вживаться в образ. Данное обстоятельство согласуется с биографией исторического Уильяма Шекспира, участвовавшего в театральных постановках своих пьес в качестве актера.
8. Нельзя исключать того, что драматургическая система, реализованная в шекспировских пьесах, основывалась на более ранних традициях, в том числе, философско-религиозных. Вместе с тем, сопоставление всех исследованных в настоящей работе факторов позволяет сделать тот вывод, что рассмотренные произведения, приписываемые Шекспиру, действительно ему принадлежат.
Введение….…………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА ……………………..…….11
1.1. Отелло……………..………………………….……………………..11
1.2. Ромео и Джульетта………………………….……………….……..25
1.3. Венецианский купец………………….……………………. ……..37
1.4. Бесплодные усилия любви………………….……………….……..49
1.5. Два веронца………………….……………………………….……..60
1.6. Макбет……………..………………………….…………………….72
1.7. Гамлет……………..………………………….……………………..83
1.8. Выводы…. …………………………………………………. …. 100
Глава II. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ И СЮЖЕТОВ ПЬЕС ШЕКСПИРА..101
2.1. Типичность сюжетов пьес Шекспира………………………..…..102
2.2. Типичность героев Шекспира.…………………………. ………..126
2.2.1. Типичность стремлений персонажей…………………………..127
2.2.2. Типичность поведения персонажей …………………………. 133
2.2.3. Архетипичность героев Шекспира.…………………. 232
2.3. Выводы…. …………………………………………………….….242
Заключение……………………………………………………………..244
Литература………………………………………………………. 249