все сочинения по истории

Примеры сочинений ЕГЭ по истории [обновлено 2020]

Здесь вы встретите не только сами примеры сочинений, но и подробный комментарии от экспертов, а также выводы, которым будут сопровождаться все наши сочинения. Все комментарии от экспертов собраны в файле, который расположен в самом низу.

СОЧИНЕНИЕ 1

Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г. и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере образования.

Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата.

Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения. В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.

В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.

Комментарий эксперта:

К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.

К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея. Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра.
К6 снижен из за наличиня фактических ошибок

К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.

Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать 1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца. К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил бы оценить уровень знания автором истории. Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок.

ИТОГО 6 баллов

СОЧИНЕНИЕ 2

Март 1801- май 1812

Данный исторический период связан с началом правления императора Александра I. Александр проявлял себя как гибкий и осторожный политик.

Александр Павлович стремился сильно изменить Россию. В 1801 г. был создан «Негласный комитет», который занимался подготовкой реформ. В 1803 г. был издан «Указ о вольных хлебопашцах», который давал помещикам возможность отпускать крестьян на волю по обоюдному согласию. Результаты оказались не такими, каких ожидали. Но значение указа оказалось велико: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян за выкуп. Были созданы восемь министерств и Комитет министров.

Реформы Александра I сильно повлияли на область просвещения. Стране требовались новые «умы». Для этого нужно было реформировать систему образования. Территория страны была поделена на шесть учебных округов, в каждом из которых было по 4 вида учебных заведений. Император считал, что университет должен быть в каждом округе. В Петербурге был основан педагогический институт. Увеличились казенные ассигнования на нужды просвещения.

Во внешней политики все внимание России было приковано к Европе, в которой расширял свои завоевания император Франции Наполеон Бонапарт. В 1805 г. антифранцузская коалиция вступила в войну с Францией. Наполеон все еще желал видеть Россию в роли своего союзника, однако Александр был категорически против. В 1807 г. у страны не оставалось выбора – мир был необходим. В том же году в Тильзите был заключен мирный договор. Россия признавала все завоевания Франции и была обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии. Данные условия не отвечали интересам страны. Вследствие нарастающего противостояния между империями, война России и Франции была неизбежна.

Период 1801-1812 гг. сильно повлиял на дальнейшее будущее страны. В основном историки оценивают его положительно. При Александре начали более бурно обсуждаться вопросы об ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Россия успешно противостояла столкновению с Францией. Но нарушение условий Тильзитского мирного договора все же приведут империю в войну 1812 г.

Комментарий эксперта:

К2 снижен из за того что роль личности недостаточно указан. Засчитана роль Александра 1. (изложена просто образцово!). Но в остальных случаях указаны не роль а функция. (Роль= влияние, функция=действие)

К3 в реальном экзамене может быть снижен ( и скорее всего будет снижен) из за недостаточно четкого прослеивания ПСС в 1 событии.

Рекомендации:более точно разделять роль и функции, более полно проследивать ПСС, не увлекаться общими фразами, добаить конкретных итогов. В целом работа хорошего уровня, если будут учтены отдельные замечания, возможно выставление выских баллов

ИТОГО: 10 баллов

СОЧИНЕНИЕ 3

Март 1801- май 1812

Период 1801-1812 годов характеризуется либеральным периодом правлением императора Александра 1.

Правление Александра стало результатом очередного дворцового переворота, в ходе которого был убит его отец Павел. При восхождении на престол император обещал править как бабушка его, Екатерина Великая.

Первым преобразованием императора стало создание министерств в 1802 году, которые заменили существовавшие коллегии. Затем в 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, ставший первым шагом на пути к отмене крепостного права в России. В 1808 году М.М. Сперанскому было поручено создание общего проекта государственных преобразований. Однако из большого количества выдвинутых им идей воплощено было всего несколько из них, в том числе Государственный совет, созданный в 1810 году. Все эти события характеризуют внутреннюю политику Александра.

Внешняя политика императора была неоднозначной. В 1804 году Россия вступает в Антифранцузскую коалицию, но в 1805 году терпит вместе с союзниками сокрушительное поражение в битве под Аустерлицом, и коалиция распадается. В 1807 году император заключает Тильзитский мир с Францией на невыгодных условиях. Заключение договора вынудило Александра вступить в континентальную блокаду Англии, которая была союзницей России по коалиции. Император понимал, что этот мир является лишь небольшой передышкой перед грядущей войной, которая была лишь делом времени. В 1809 году по Фридрихсгамскому миру, закончившему Русско-Шведскую войну благодаря содействию французской армии, к России была присоединена Финляндия. Однако расширение территории было встречено недовольством населения империи. Антифранцузская политика резко меняется на профранцузскую, что вызвало еще больше возмущений.
Первый период правления Александра 1 полон противоречивых действий, большинство из которых было встречено недопониманием. И все же либеральные реформы играли важное значение. Император выполнял обещание, данное им при восхождении на престол.

Комментарий эксперта:

К2- роль личностей не раскрыта. Личности указаны но какова их роль в данном событии неясно.

К3 снси жен из-за не совсем корректной формулировки событий внешней политики. В реальном экзамене может быть снижен еще из-за недостаточно четкого проследивания ПСС и во внутренней политике.

К4- историческая оценка событий не засчитана так как предствалена в виде рассуждений общего характера
К6,К7 ставится 0, так как К1-4 менее 4 баллов.

Рекомендации: более точно пролеживать ПСс, уделить внимание отработке именно данного аспекта сочинения. Не увлекаться рассуждениями общего характера, делать упор на конкретные оценки событий, особенно в выводе.

ИТОГО: 4 балла

СОЧИНЕНИЕ 4

Март 1801 – май 1812

Период с марта 1801 года по май 1812 года относится к первой половине царствования Александра 1 и характеризуется, по мнению историков, либеральной политикой.

Данный период оценивается историками неоднозначно. Но в целом, можно сказать, что он был положительным. Были упразднены жестокие реформы Павла, восстановлены статьи Жалованных грамот дворянству и города, что способствовало либерализации общественной жизни. Система государственного управления, сложившаяся при Александре, просуществовала до 1917 года. Создание новых университетов, развитие народного образования и преобразование цензуры способствовало формированию широкого слоя интеллигенции во второй четверти 19 века.

Комментарий эксперта

К2 не засчитан так как роль исторических личностей не раскрыта. Участие личностей в конкретных событиях не является ролью. Под ролью подразумеваетс то влияние, которое историческая личность оказала на то или иное событие, процесс, явление.
К3 в реальном экзамене может быть снижен так как в 1 событии причины указаны недостаточно, во 2 событии итоги не являются очевидными и в приницпе могут быть расценены ошибочными.

К4 –нет оценки с «привязкой» к событиям, упомянутым в тексте сочинения. Автор вводит новые собьытия и не объясняет их. Одно из событий (см приложения) в принципе не говорит о положительном влиянии реформ что может быть расценено как ошибка.
К6 выставлено 2, но в реальном экзамене может быть снижение баллов из за наличия спорных суждений.

Рекомендации: Требуется более глубокая проработка ПСС, работа над формулировками. Именно из-за формулировок автор может потерять баллы, так как количество баллов в К1-4 в адннйо работе критическое. Видно что автор разбирается в контексте исторических событий, но формулирование представляет для него сложность, что может повлечь снижение общего количества баллов.
Сформулированный вывод в реальном экзамене за вычетом ошибочных суждений может быть оценен как рассуждения общего характера, так как реальной оценки периода фактически не содержит.

ИТОГО: 8 баллов

СОЧИНЕНИЕ 5

Тема сочинения март 1801- май 1812

Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.

Безусловно, главной личностью этого периода является сам Александр Павлович. Уже в начале своего правления он объявил амнистию политическим заключённым, преобразовал Сенат в высший судебный орган, заменил коллегии министерствами, провёл реформу образования. В начале 19 века остро стоял крестьянский вопрос. Вследствие этого Александром был принят закон «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с земельными наделами за выкуп. В итоге, к концу царствования Александра 1 стали свободными 47 тысяч крепостных. Эта реформа сдвинула с мёртвой точки крестьянский вопрос и дала почву для следующих реформ в этом направлении.

Другой важной личностью этого периода по праву считается государственный секретарь и реформатор Михаил Сперанский. Он разработал указы о придворных званиях и производстве в чины, план финансовых реформ и др. Сперанский считал, что необходимо модернизировать и подвести к европейскому стандарту государственное управление в России путём введения буржуазных норм и форм. Так им был разработан проект под названием «Введение к уложению государственных законов» по которому вся власть в империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную (абсолютная власть императора оставалась неприкосновенной). В итоге в 1810 году был создан Государственный совет и преобразования министерств.

Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финляндии).

Комментарий эксперта:

К2- см примечания в файле

К6 в реальном экзамене может быть снижен- см примечания в файле

Рекомендации: Автор очень хорошо формулирует те мысли, в которых уверен, но если у автора начинаются сомнения, формулировки начинают страдать, что может повлечь снижение общей оценки сочинения. Выгодным было бы указать также осбытие и из внешней политики, хотя при данном уровне сочинения это сокрее рекомендация. Следует более четко разграничивать роль и функции исторических личностей (см примечния), не бросать на половине ПСС. В целом работа оставляет благоприятное впчатление и в реальном экзамене может быть очень выского оценена.

Источник

Все сочинения по истории

все сочинения по истории. Смотреть фото все сочинения по истории. Смотреть картинку все сочинения по истории. Картинка про все сочинения по истории. Фото все сочинения по истории

Исторические сочинения Решу ЕГЭ

Исторические сочинения для подготовки к единому государственному экзамену по истории. Разработаны в соответствии с требованиями к ответам экзаменуемых, соответствуют критериям проверки экзаменационных работ ФИПИ.

Алгоритм написания сочинения

1. Выберите один из трех хронологических периодов.

2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому периоду.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный исторический период (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).

4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Источник

Готовые исторические сочинения егэ

Правление первых Киевских князей: Ольга, Святослав. После смерти Игоря княгиня Ольга являлась регентом маленького Святослава.Регламентация сбора дани. Причины : восстание древлян при повторной попытке собрать с них дань, которые привело к убийству Игоря. Главную роль в данном событии играет Ольга : после смерти Игоря она становится правительнице Руси, устанавливает уроки(точные размеры дани) и погосты( места сбора дани). Последствие : возникновение новой формы взимания дани – повоз, укрепление финансовой стороны государства.Из внешней политики стоит выделить Восточный поход Святослава в 965г. Причины : подчинение племен, платившим дань хазарам, разногласия между Русью и Хазарами на религиозной почве( у хазар иудаизм). Главную роль в данном событии играет Святослав: собрав сильную дружину, он нанес поражение Волжской Болгарии, разгромил Хазарский Каганат и захватил его столицу – Итиль. Последствия : Хазарский каганат прекратил свое существование, в причерноморской степи начинают главенствовать печенег.Значимость данного периода: установление единой налоговая реформа способствовало укреплению княжеской власти. Принятие Ольг ой христианства улучшило отношений Руси с Византией, однако окончательное сближение двух стран произошло только после принятия христианства Благодаря военным походам Святослава появилась возможность вести широкую торговлю с Востоком, также возрос международный авторитет государства.

К 972 сформирована территория, установлена единая налоговая система. В данный период была проведена религиозная реформа, расширены территории с присоединением новых, введена новая система обороны границ.Принятие христианства в 988. Причины: требовалось укрепление княжескую власти, оправдание социального неравенства, необходимость объединения племен на основе единой идеологии. Главную роль в данном событии несомненно играл Владимир Святославович : именно он выбрал христианство среди других религий, совершил поездку в Херсонес и первый принял крещение(со своей дружиной), после принятия новой веры он низвергнул статую Перуна и начал принудительный процесс крещения всего государства. Последствия : произошло укрепление международного авторитета Руси и улучшения отношений с христианскими странами Запада, развитие материальной и духовной культуры, сакрализация княжеской власти.Начало обособления отдельных земель. Причины: Развитие ремесла и экономической независимости, ослабление связей с Киевом, рост самостоятельности наместников. Главную роль играл несомненно Ярослав Мудрый, который в данный период управлял Новгородом: именно он отказался выплачивать отцу урок с Новгорода, нанял варяжскую дружину для противостояния и способствовал началу чеканки собственных денег. Последствие: начало междоусобной войны за киевский престол после смерти Владимира.Данный период является значимым для истории нашей страны:началось становление русской культуры(письменность, первый каменный храм), продолжилось расширение территории и был выработан новый план обороны границ( строительство городов на юге, заставы богатырские).Началось формирование системы наместничества, что привело к первым попыткам обособления.

это годы правления Ивана Третьего. За этот промежуток времени произошел целый ряд событий, которые оказали очень большую роль на дальнейшее развитие в дальнейшем развитии России. стоянии на реке Угре, которое положило конец зависимости Руси от Орды. Причиной такого решительного шага во взаимоотношениях Руси и Орды являлся тот факт, что к 1480 г. ядро Русского государства практически сформировалось территориально, княжеская власть упрочила свои позиции и распространяла своё влияние на все подвластные территории. Зависимость от Орды затормаживала развитие экономических процессов, снижала авторитет Руси как центра православия, наносила ущерб престижу княжеской власти. В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат, надеясь снова принудить Русь выплачивать дань, собрал огромное войско, договорился о сотрудничестве с Литвой и попытался прорваться вглубь России. Однако ему это не удалось, и потому он расположился возле устья реки Угры. Иван Третий также предпринял решительные шаги: прежде всего он сумел собрать огромное общерусское войско, заручиться поддержкой Крымского ханства, удачно расположить лагерь русских войск таким образом, чтобы помешать ордынцам форсировать реку. После неудачи хан Ахмат предложил русским заключить мир, однако Иван Третий тянул время и не спешил с принятием решения. В результате наступившие холода заставили Ахмата принять решение об отступлении. Иван Третий, последовав следом, разгромил большую часть армии ордынцев. Следствием данной победы русских войск стало прекращение зависимости Руси от Орды, укрепление единства русских земель и власти московского князя, дальнейшая централизация управления. принятие первого свода законов единой России – Судебника 1497 г. Причиной его создания была необходимость упорядочения различных норм, правил, законов, необходимая для создания единого централизованного государства. Судебник обозначал роль монарха, определял порядок судопроизводства, местного самоуправления, различные виды преступлений и наказания за эти преступления. Помимо этого Судебник впервые вводил ограничения в отношении крестьян: теперь они могли переходить от одного помещика к другому только в определенный период времени – за неделю до и неделю после осеннего Юрьего дня, при этом они должны были уплачивать пожилое. Следствием принятия Судебника стало укрепление власти князя, дальнейшая централизация управления, начало формирования крепостного права.Период правления Ивана Третьего оказал большое влияние на дальнейшее развитие Русского государства. Прежде всего потому, что он ознаменовался двумя очень важными процессами: во-первых, после вхождения в состав Москвской Руси Новгорода и Пскова было окончательно сформировано территориальное ядро Русского государства, началась его централизация, во-вторых, Россия наконец смогла избавиться от более чем двухвековой зависимости и стать самостоятельным государством

В данный период Российским государством правил Иван 4, вошедший в историю под прозвищем Грозный, годы правлений 1533-1584. Произошли такие значимые события, как принятие судебника(1550), Стоглавый собор, ведение опричнины; из внешнеполитических – Ливонская война.Ливонская война. Причины: желание выйти к Балтийскому морю. Повод: отказ Ливонского ордена возобновить уплату ежегодной дани за г. Юрьев и заключением ордена союза с Литвой. Значимую роль для данного события играл Стефан Баторий :в союзе со шведами он нанес русским войскам ряд поражений, захватил Полоцк и Великие Луки, так же осаждал Псков, но город захватить не смог, после безуспешной осады заключил с Россией Ям-Запольское перемирие. Последствия: Война закончилась поражением России. По Ям-Запольскому перемирию Россию отдавала Речи Посполитой Ливонию и теряла Полоцк. По Плюсскому перемирию за Швецией оставалась Эстляндия и города Корела, Нарва, Ям, Копорье.

Итог(1565-72)Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в тоже время опричнина стала одним из факторов, вызвавший структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь привел страну к Смуте.

В данный период Российской Империей правила Елизавета Петровна, взошедшая на престол в ходе дворцового переворота.

участие в Семилетней войне. Причины : агрессивная внешняя политика короля Фридриха2, Пруссия стремилась захватить Польшу и часть Прибалтики, что положило бы конец русскому влиянию на эти регионы. Значимую роль в данном событии играл П.А. Румянцев : отличился вв сражении при Гросс-Егерсдорфе(1757). Также он в 1759 года со своей дивизией участвовал в Кунерсдорфском сражении , благодаря внезапной штыковой контратаке, возглавляемой Румянцевым, инициатива перешла к русской армии и войска Фридриха 2 были уничтожены. Последствия: Русские войска вошли в Берлин, ключ от города был передан на хранеие в СПБ, овладела крепостью Колберт. Пруссия оказалась на грани катастрофы.Основание Московского Университета в 1755 . Причины : в Российской Империи активно происходило развитие науки, так как она стремилась догнать ведущие державы. Инициатива основать институт принадлежала Шувалову и Ломоносову. Имя М. Ломоносова неразрывно связано с институтом. Этот русский учёный разработал множество проектов создания МУ и совершил большое количество открытий, давших толчок развитию науки и, как следствие, основанию данного образовательного учреждения. Последствия : в РИ стала зарождаться система образования по европейскому образцу. Институт был внесословным, что способствовало развитию отечественного образования. Итоги: Время правлении Императрицы ознаменовалось возвращением к порядкам Петра Великого: восстановлены прежние функции Сената и Главного магистрата, Берг и мануфактур коллегии. Социальная политика заключалась в расширении прав и привилегий дворянства за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян(винокурение- привилегия дворянства, помещики получили права ссылать крестьян в Сибирь в с зачетом из вместо рекрутов). В.О Ключевский: «С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания»

В данный период Российской Империей правила Екатерина 2, которая взошла на престол в ходе свержения Петра 3.Также к значимым событиям указанного периода относится Крестьянская война 1773-1775г под предводительством донского казака Е.И.Пугачёва. Его зачинщиками были яицкие казаки, но позже к ним присоединились башкиры, уральские рабочие и крепостные крестьяне тех губерний, где разворачивались боевые действия. Причины : недовольство яицкого казачеств правительственной политикой по ликвидации привилегий казачества; усиление крепостного гнета, тяжёлые условия труда и жизни рабочих; национальная политика российского государства. Огромную роль в восстании сыграл его лидер – Е.И. Пугачёв. Он объявил себя «спасшимся» царём Петром III, от его имени обещал отмену крепостного права. Благодаря своим личным качествам именно он смог объединить под собственной властью войска, соразмерные правительственным, и вести боевые действия на протяжении достаточно длительного времени. В успехе и масштабности этого бунта во многом его личная заслуга. Последствия: восстание было подавлено, лидер казнен; река Яик переименована в Урал, а яицкое казачество в уральское; восстание привело к осознанию необходимости реформ в области управления государством (последовала губернская реформа 1775 г = укрепление диктатуры дворянства в центре и на местах.)Русско-турецкой войне (1787-1791) Причины : недовольство Турции утверждением России на Черном море и включение Крыма в состав России. Немалую роль играл Григорий Потемкин : 1788 ему Потемкину удалось осадить крепость Очаков, что стало одним из его главных военных триумфов. Несмотря на то, что Очаков был необычайно хорошо укреплен, Потемкину после длительной осады удалось провести быстро штурм с небольшими потерями. Так же одной из главных заслуг этого государственного деятеля является сооружение военного флота на Черном море. Последствия : по Ясскому миру Крым признавался владением России, в состав РИ вошла территория между Бугом и Днестром, Турция признала условия Георгиевского трактата.Именно в этот период Российская империя достигла своего военного могущества, а также высокого положения на международной арене. Благодаря приобретенным причерноморским плодородным землям, российская экономика получила огромный толчок, став впоследствии крупнейшем экспортером зерна, обеспечив себе крупнейший источник дохода для казны, от состояния которой зависело дальнейшее сохранение военной мощи Российской империи

Мнения историков о правлении Павла I довольно противоречивы. Однако в целом за Павлом I закрепилась репутация самодура, тирана и деспота. Наиболее яркую характеристику дал ему Н. М. Карамзин, в которой он говорит, что не нашел ни одного светлого пятна в мрачной картине его царствования. Период с 1796 по 1801 нельзя назвать яркой страницей в нашей истории из-за противоречивости политики Павла I. Такие явления, как ограничение дворянских привилегий и непоследовательная внешняя политика, до сих пор вызывают неоднозначное отношение.

В данный период Российской Империей правил Александр 1( 1801-1825)усовершенствование государственного аппарата. Причины : кризис коллегиальной системы управления, коллективный принцип решения скрывал безответственность и замедлял ход дел. В 1802 были введены министерства. Значимую роль в вышеуказанном процессе играл М.М. Сперанский : им был разработан план преобразований государственной системы, основанный на разделение властей и введение принципа выборности, однако целиком программа не была реализована из-за дворянской оппозиции. В 1810 году по его инициативе был учреждён Государственный совет. Последствия: централизация управления, повышение ответственности чиновников, появление законосовещательного органа при императоре.заключение Тильзитского мира. Причины : поражение 4 антифранцузской коалиции, победа Наполеона в сражениях под Фридландом. Значимую роль в указанном событии играл Александр 1 : участвовал в переговорах с Наполеоном в г. Тильзите без посредников, благодаря дипломатическому таланту смог спасти Пруссию от полного уничтожения(территории хоть и были урезаны, но она осталась самостоятельным государством), но не смог противостоять созданию герцогства Варшавского. В ходе переговоров Александр 1 добился передачи России Белостокского департамента. Последствия: Россия признавала все завоевания Наполеона, Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии.Итоги: Были упраздены жестокие реформы Павла, восстановлены статьи Жалованных грамот дворянству и города, что способствовало либерализации общественной жизни. Система гос управления, сложившаяся при Александре, просуществовала(с незначительными изменениями) до 1917 года. Создание новых университетов, развитие народного образования и преобразование цензуры способствовало формированию широкого слоя интеллигенции во второй четверти 19 века.

В данный период Российской Империей правил Александр 1(1801-1825) Основание Священного союза 1815 ( изначально вошли в консервативный союз Россия, Пруссия и Австрия). Причины : гарантия выполнения решений Венского Конгресса, укрепление монархических династий в Европе. Значимую в роль в данном событии играл Александр1 : именно он выступил инициатором создания союза, собственноручно написал основные положения договора о создании союза. Он хотел создать такой договор, которой бы устранил возможность военных столкновений между государствам. Следствие: стабилизация политической ситуации в Европе, предотвращении новых революционных переворотов, внесение в европейскую практику новых гуманистических идей.Создание военных поселений. Причины : сокращение расходов на армию, убытки казаны нанесенные войной 1812 года, создание обученных резервов. Значимую роль в данном событии играл А.А. Аркчеев: именно он являлся разработчиком данной реформы. Также жестоко подавлял крестьянские бунты, возникавшие в поселения. Последствия: первые беспорядки произошли уже в 1817 г. в Холынской и Высоцкой волостях Новгородской губ, из-за жестокой и мелочной регламентации крестьянского быта.Итоги: С помощью заграничных походов русской армии произошел окончательных разгром армии Наполеона, его империя прекратила свое существование. Благодаря этому усилился международный авторитет РИ и влияние России на западе. К концу правления Александра во внутренней политике усилились консервативная лини: автономии университетов были ограничены, Казанский и Московский университет подверглись разгрому.

В данный период проходила Восточная(Крымская) война, которая пришлась на царствование двух императоров Николай 1( 1825-1855) и Александр 2 (1855-1881). Причины войны : противоречие между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима черноморских проливов; политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке.ноября 1853- Синопское сражение. Главную роль в этом сражении играл П.С. Нахимов : он блокировал порт Синоп русской эскадрой, чтобы с прибытием из Севастополя подкреплений атаковать неприятеля. Под его командование был уничтожен турецкий флот под командованием Осман паши. Последствия : был сорван планы высадки десанта турок на Кавказе, русский флот получил полное господство в Черном море, послужило поводом для Великобритании и Франции к вступлению в войну (в марте 1854) на стороне Османской империи.оборона Севастополя 1854-1855. Главную роль в обороне города сыграл военный инженер Э.И Тотлебен : он руководил оборонительными работами, почти заново создал оборонительную линию на южной стороне города, усилил позиции уже существующих укреплений. Именно благодаря его самоотверженной работе оборона Севастополя продолжалась 349 дне. Последствия: после захвата господствующего надо городом Малахова кургана Севастополь пал, русские воска потерпели сильный потери(ок.17тыс.)Итоги. По Парижскому миру России запрещалось иметь флот на Черном море, что несомненно ослабило обороноспособность южных рубежей страны(до 1870). Поражение России в Восточной войне сильно подорвало международный престиж страны. Однако поражение Империи в войне показало недостатки существующего социального строя, подтолкнуло правительство к отмене крепостного права. Выявленная военно-техническая отсталость армии способствовала проведению военной реформы и замене рекрутской системы всеобщей воинской повинность.

В данный период Российской Империей правил Никилай 2, годы правления 1894-1917. Был последним российским императором, был коронован в 1896.

Период ХХ века с 1917 по 1922 ознаменован многими событиями. Ключевыми из них являются: Февральская, Октябрьская революции 1917 года, а также Гражданская война.

В данный период первым секретарем( с 1966- генеральными) Л.И Брежнев. Историки называют 1964-1982 периодом застоя и эпохой развитого социализма.Экономическая(Косыгинская) реформа. Причины: попытка повысить производительность труда путем материального стимулирования рабочих и колхозников. Одну из главных ролей в данном событии играл А.Н. Косыгин: являясь одним из разработчиков реформы и находясь на посту председателя Совета Министров СССР Косыгин добивался проведения преобразований в с/х и промышленности. Прежде всего Косыгин отменил хрущевские реформы, упразднил совнархозы и возвратил министерства. В с/х были повышены закупочные цены на сх продукцию, установлен твердый план покупок на 6 лет, увеличено капиталовложение в деревню. В промышленности сократилось число плановых показателей, спускаемы на предприятия, на предприятиях были созданы поощрительные фонды. Последствия: восьмая пятилетка (1966—1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой»: вырос объем пром. производства, построено много новых предприятий( ВАЗ). Так же замечен рост производства с/х продукции, снижена острота продовольственной проблемы.Развитие диссидентского движения. Причины возникноения: отход советского руководства от политики десталинизации(оттепели); подписание Советским Союзом Хельсинских соглашений, зафиксировавшего обязательства соблюдать права человека. Значимую роль в диссидентском движении играл академик А.Д. Сахаров: написал манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», где академик выступил за отмену цензуры, политических судов, против содержания диссидентов в психиатрических больницах. Так же Сахаров вместе с А. Твердохлебовым и В. Чалидзе основал «Московский Комитет прав человека». За свои активные правозащитные действия академик был сослан в Горький. Последствия данного явления: Стало зарождением первых элементов гражданского общества в условиях тоталитарного режима, Расшатывало тоталитарный (коммунистический) режим в СССР, Создавало предпосылки для либерализации советской системы в будущем (в период перестройки).Значение(1964-82) К концу правления Брежнева в экономике начали нарастать кризисные явления, темпы роста экономики упали до уровня стагнации: одиннадцатая пятилетка(1981-5) не была выполнена ни по одному показателю. Большой проблемой по-прежнему оставалось недостаточное обеспечение населения продуктами питания, несмотря на увеличение капиталовложения в сельское хозяйство и постоянно возрастающий импорт продовольствия. Усугубление вышеуказанным явлений инспирировало политику ускорения Горбачева.

Данный период в истории России называется перестройкой и относится к правлению М. С. Горбачева – последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и единственного Президента СССР. курс на ускорение социально-экономического развития. Причины: острые нерешенные социальные задачи(продовольственная, жилищная, здравоохранения, производство товаров народного потребления; угроза слома военно-стратегического паритета(США взялись за новую масштабную программу СОИ); задача прекращения падения темпов развития, сползание экономики к кризису. Одну из главных ролей в этом явлении играет М.С. Горбачев : именно он разработал и выдвинул программу курса в апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. В 1985 на встрече с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных задач . Последствия : Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.Еще одним ярким лидером данного периода является Б. Н. Ельцин – первый Президент РФ, вошел в историю, как первый всенародно избранный глава России, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России. Именно Борис Николаевич подписал Беловежские соглашения вместе с Кравчуком и Шушкевичем, которые провозглашали образование СНГ и прекращение существования СССР . Причинами распада СССР стали: накаливавшиеся национальные противоречия советского периода, неудачи экономических реформ, проводившихся в период правления Горбачева, кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС. Следствием распада СССР явилось нарушение политических и экономических связей между республиками, обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик.

Таким образом, период 1985-1991 сыграл большую роль в истории России: была окончательно разрушена советская коммунистическая система, оформился политический плюрализм, начало зарождаться гражданское общество, одновременно «перестройка» завершилась распадом СССР, в результате чего образовался рад независимых государств. Причины Перестрйки:

-кризисные явления во всех сферах общественной жизни:

1) экономические (отставание по продуктивности сельского хозяйства, большой удельный вес военных расходов, снижение уровня жизни)

2)политические (неэффективность и порочность советской бюрократической системы, деградация номенклатуры – правящей верхушки общества, геронтократия – у власти оказались стареющие, больные лидеры)

3) социальные и духовные (ухудшение качества здравоохранения, деформация морали, падение нравственности, диссидентское движение).

1)омоложение партийно-государственных кадров

2) смягчение цензуры (стали издаваться независимые газеты и журналы)

3)начало предпринимательства в стране

4)ликвидация основ тоталитарной системы

5) разрушение «железного занавеса».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *