все унии в истории беларуси
Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год
События. Список — унии, войны, битвы, конфедерации
Восстания
Войны
Унии и конфедерации
Битвы
1596 Брестская церковная уния наследие Флорентийской Унии 1439 года
Уния церковная (лат. соединение) — слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой — допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 :
» Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.
Главное препятствие к введению Унии заключалось в том, что западно-русская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью.
Около 1414 г. в Литве были очень недовольны московским митрополитом Фотием. Управлявший в то время Литвой Витовт решил учредить самостоятельную литовскую митрополию. В 1415 г. в Новогрудке был собран собор западно-русских православных епископов, и митрополитом был избран болгарин Григорий Цамбалак.
При Александре Ягеллоне была сделана новая попытка ввести в Литве Унию. В 1498 на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф Болгаринович, сразу начавший действовать в пользу Унии с Римом. Он обратился к папе Александру VI с письмом, в котором исповедовал веру по образцу латинскому, признавал флорентийский собор и отдавал себя и свою церковь под покровительство папы.
Преемник Александра Сигизмунд I относился к иноверцам, протестантам и православным вполне миролюбиво: одним из наиболее влиятельных людей при нем был известный защитник православия в Литовской Руси, князь Константин Иванович Острожский. «
1569 Люблинская Уния — создание Речи Посполитой
1573 Акт Варшавской конфедерации — провозглашение равенства всех религий.
1596 Брестская церковная Уния — принята для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела государства — переход православных приходов в греко-католические (униатские). Как и в 1439 году были недовольные. Мученической смертью погиб св. Иосафат Кунцевич — «апостол единения», архиепископ Полоцкий, проповедник Унии.
Униатство — «белоруская вера»
В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли
40% населения, католики
Переход в униатство — «Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако, влияние Московского патриархата, жившего по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывало давления на внутренние дела ВКЛ.
[ Интересно сравнить первую статью московского Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1566 по 1840). «Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають» ( арт. 1, разд. 1,: «О персоне нашой Господарской»). ]
О прогрессивном характере Унии говорит жизнеописание Мелетия Смотрицкого (1577-1633) — публициста, филилога, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского, ярого защитника православия, ярого противника Унии, создателя «Грамматики» — основы церковнославянской грамматической науки на последующие 200 лет. В 50-летнем возрасте он принимает Униатство.
Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование — по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора «Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье» 1882 и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.
После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.
В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)
1 вопрос
В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные верующие признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.
Уния насаждалась насильственными методами. Это вызывало сопротивление православного населения (крестьян, мещан, шляхты), которое проявлялось в разных формах: письменных протестах и жалобах, бойкотах богослужений, изгнании священников-униатов, физических расправах над ними, восстаниях. Одной из форм сопротивления унии стали православные братства, созданные в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Минске. Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси были униатами.
В XVI в. в Западной Европе получило распространение широкое общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и ее роли в политической системе общества. Это движение получило название Реформация. Ее сторонники выступали за то, чтобы католическая церковь стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.
Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Представителем реформационного движения, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Всего во второй половине XVI в. в ВКЛ действовало 180-200 кальвинистских или «гельветских» (швейцарских) сборов. Один из них в Сморгони.
Из кальвинизма выделилось арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Они отрицали триединую сущность Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Их представителем был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»). Наибольшее распространение арианство получило в Новогрудском и Брестском воеводствах. Всего на белорусских землях ВКЛ насчитывалось около 20 общин.
Во второй половине XVI в. Ватикан развернул активное религиозно-политическое движение, направленное на восстановление позиций католической церкви. Это движение получило название Контрреформация. Орудием контрреформации являлся орден иезуитов, созданный в 1534 г. Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией. 13 представителей ордена иезуитов были приглашены в ВКЛ виленским епископом Валерианом Протасевичем в 1569 г. Через год количество иезуитов в ВКЛ достигло 300 человек. Главным идеологом Контрреформацйи в ВКЛ был иезуит Петр Скарга. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы, под их руководством проводились погромы и сжигались книги. Католическая церковь контролировала сферу образования, науку, художественную культуру, духовную жизнь.
Ликвидация унии: история победы православия в Беларуси
В нынешнем году исполнилось 180 лет Полоцкому собору, на котором униатское духовенство во главе с митрополитом Иосифом Семашко воссоединилось с Русской православной церковью. Решение, принятое в Полоцке 180 лет назад, определило развитие белорусских земель на десятилетия вперед. Эпохальность произошедшего объясняется тем, что на момент воссоединения большинство населения белорусско-литовских губерний принадлежало к униатской церкви.
В современной Беларуси об этом событии практически не вспоминают. 25 марта в центре внимания большинства белорусских СМИ оказались немногочисленные акции оппозиции, посвященные сто первой годовщине провозглашения Белорусской народной республики (БНР). При этом никто не вспомнил, что именно в этот день 180 лет назад император Николай I одобрил постановления Полоцкого собора. Таким образом, воссоединение униатов стало официальным фактом.
БНР так и осталась эфемерным декларативным образованием, провозглашенным горсткой авантюристов на волне революционного безвременья. А дело Иосифа Семашко и его соратников живо и поныне: большинство белорусских верующих — православные.
Тем удивительнее выглядит эта фигура умолчания вокруг Полоцкого собора и его деяний.
Более того, о воссоединении униатов если и вспоминают, то обычно в негативном ключе.
С подачи белорусских националистов в обществе формируется негативное восприятие Полоцкого собора как насильственного акта, лишившего белорусов их национальной веры — унии — и способствовавшего русификации.
Несмотря на то, что, в отличие от Украины, в Беларуси не удалось осуществить церковный раскол под предлогом создания «национальной» церкви, Белорусская православная церковь также подвергается постоянным информационным атакам со стороны националистов.
Это неслучайно. Современное белорусское общество сложно назвать религиозным, что неудивительно после 70 лет политики «воинствующего атеизма».
Тем не менее культурные и бытовые привычки, сформировавшиеся под влиянием православной традиции, здесь по-прежнему сильны. А самое главное, с православием так или иначе связан дискурс о «братстве» с Россией: конфессиональная и культурная общность белорусов и русских выступает важным идеологическим основанием интеграции Беларуси и России.
Понятно, что для противников союза с Россией важно разрушить эти представления, показав белорусов и русских как не просто разные, но чуждые друг другу народы.
Миф об унии как о «национальной вере» белорусов играет в этом деле далеко не последнюю роль. Пик увлечения «возрождением унии» пришелся на рубеж 1980–1990-х годов, когда практически вся белорусская «национально сознательная» интеллигенция, включая вчерашних членов КПСС, принялась пропагандировать «истинную веру». Особого отклика в обществе это не нашло.
Похоже, в возрождение унии в Беларуси не особо верят и в Ватикане, отдав Троицкий монастырь в Вильнюсе, который мог бы стать главным центром пропаганды униатства для Беларуси, украинской греко-католической общине. В самой Беларуси униатские приходы слабы и малозаметны и теряются на фоне не только православных и католиков, но даже протестантов.
Но миф об унии как о «национальной вере» белорусов продолжает жить, занимая свое почетное место в белорусском националистическом каноне.
Уния западнорусской православной церкви с Римом на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой была оформлена на Брестском соборе в 1596 году. Сама по себе идея соединения двух христианских конфессий возникла практически сразу же после Великого Раскола, окончательно разделившего христианский мир. Реализовать ее, однако, оказалось затруднительным как из-за непреодолимых богословских расхождений, так и по сугубо политическим причинам.
Впрочем, в Средние века политика и религия представляли собой туго сплетенный клубок. В частности, католики видели унию как безоговорочное подчинение православных церквей власти Римского Папы и признания католической догматики, что было неприемлемо для православных.
Однако в позднем Средневековье возникли предпосылки для частичной реализации униатских идей, что было вызвано общим кризисом и ослаблением православного мира, подвергшегося нашествию полчищ завоевателей из Евразии.
Первая крупная попытка заключения унии — Ферраро-Флорентийская — была обусловлена стремлением гибнущей Византии заручиться европейской поддержкой против турок. Уния, однако, в итоге не прижилась, лишь стала источником дополнительных смут и расколов и так и не предотвратила окончательной гибели Византии.
Предыстория Брестской унии также была связана с долговременными кризисными процессами, но уже на Руси. Древняя Русь представляла собой рыхлую конфедерацию княжеств с центром в Киеве. Помимо политической, эти княжества связывала и религиозная общность — единая Русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату.
Монгольское нашествие обрушило хрупкую политическую конструкцию Руси, а русские земли, пройдя период хаоса и раздробленности, оказались объединены в рамках трех разных государств — Московского княжества, Литвы и Польши. Два последних со временем объединились в Речь Посполитую.
Центр Русской церкви со временем перекочевал из разоренного татарами Киева в Москву, что не могло понравиться литовским князьям, которые в итоге добились учреждения отдельной митрополии на подконтрольных им территориях. Так единая Русская церковь оказалась разделена.
Московская митрополия со временем превратилась в самостоятельный патриархат, а Киевская митрополия на территории ВКЛ и Речи Посполитой продолжала подчиняться Константинополю.
Ситуация для православных ВКЛ и Речи Посполитой осложнялась тем, что элиты этих государств были католическими, и давний религиозный антагонизм не замедлил сказаться на политических процессах. Дискриминация православия вела к тому, что западнорусская аристократия, стремившаяся занять место в польско-литовском правящем классе, постепенно переходила в католицизм и полонизировалась.
Начал колебаться и православный клир, который также желал получить права и привилегии католического духовенства. На это наложился конфликт западнорусского епископата с братствами — объединениями православных мещан, стремившихся участвовать в управлении церковью и контролировать коррумпированный клир.
Таким образом, этот конфликт с братствами на фоне желания стать вровень с католическим духовенством привел часть западнорусской церковной иерархии к Брестской унии.
Уния мыслилась как своеобразный компромисс. Западнорусская церковь признавала католическую догматику и верховенство Римского Папы, при этом сохраняя православные обряды.
Однако, как и в случае с предыдущими попытками унии, Брестская уния приживалась с трудом, став источником многочисленных конфликтов.
Возник масштабный раскол. Он привел к появлению двух церквей, которые называли себя «русскими», апеллировали к духовной традиции Киевской Руси и претендовали на одно и то же имущество. Богословская полемика между униатами и православными, а также многочисленные тяжбы за храмы и земельные угодья стали, пожалуй, основным содержанием общественно-политической жизни восточных земель Речи Посполитой XVII века.
В конце концов под административным нажимом властей, вставших на сторону униатов, новая религия постепенно брала верх. Особо несговорчивые православные уходили в казаки, бежали в Москву или были вынуждены жить во внутренней эмиграции. К моменту разделов Речи Посполитой на территории Беларуси осталась единственная православная епархия — Могилевская, влачившая жалкое существование.
Но победа униатства оказалась на поверку пирровой. Политические цели унии достигнуты не были. Католический правящий класс Речи Посполитой так и не принял униатов как равных, рассматривая унию лишь как ступень к окончательному переходу в католицизм.
Поэтому не было сдержано обещание сохранить православную обрядность, которая все больше трансформировалась в польско-католическом духе, а униатские храмы по внешнему облику практически перестали отличаться от костелов. Все это в совокупности вело к недовольству и брожению в униатской среде.
Это брожение породило движение за чистоту обрядов, в рамках которого многие униаты начинали приходить к мысли о разрыве унии и возвращении в православие.
После раздела Речи Посполитой сложились благоприятные условия для такого развития событий.
Поначалу российские власти не вмешивались в религиозные дела присоединенных территорий. Более того, желая понравиться местной католической знати и духовенству, императоры Павел и Александр I санкционировали фактическое подчинение униатской церкви костелу. Позиция Петербурга в этом вопросе начала меняться только после наполеоновских войн и восстания 1830 года, когда нелояльность польских элит стала очевидна.
Но даже в этих условиях основная инициатива по ликвидации унии исходила не из Петербурга, а от самого униатского духовенства в лице Иосифа Семашко и его сподвижников. Именно они составили план действий и взвалили на себя тяжесть организационной работы по воссоединению, преодолевая сопротивление и интриги как польской знати, так и значительной части российского чиновничества, симпатизировавшего полякам.
В отличие от насаждения, ликвидация унии прошла практически бесконфликтно, а через четверть века после Полоцкого собора Иосиф Семашко имел возможность убедиться в успешности своего начинания.
Восстание 1863 года, распространившееся по Польше и Литве, практически не затронуло территорию Беларуси, ограничившись здесь локальными стычками. Народ не только не поддержал польских повстанцев, но и остался глух к униатской пропаганде, которую вел Кастусь Калиновский, канонизированный современными националистами в качестве белорусского героя.
Учитывая, что на тот момент все еще жило много людей, помнивших времена унии, это красноречиво свидетельствует о том, что по-настоящему народной эта религия так и не стала, оставшись лишь верхушечным политическим проектом.
Фигура Иосифа Семашко наглядно свидетельствует о том, насколько тесно переплетены исторические судьбы Беларуси и России, связанных глубинной культурно-исторической общностью, пережившей века политического разделения.
Однако исторической памяти об Иосифе Семашко и Полоцком соборе не повезло. После Октябрьской революции все, что связано с церковью, было объявлено реакционным и классово чуждым. Но сегодня память о подобных исторических фигурах важна как никогда.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
История Беларуси
В данной статье представлена хронология важных исторических событий, происходивших на территории Беларуси.
Эпоха каменного века (100 000 – нач. 3 000 до н.э.)
100–35 тыс. лет до н.э. – появление на территории Беларуси первобытного человека. Самые древние поселения людей обнаружены в Гомельской области (у деревень Юровичи и Бердыж), они датируются 26-23 тысячелетиями до н.э. В других областях также были найдены следы доисторических культур.
Эпоха бронзового века (рубеж 3 и 2 тысячелетий – VIII – VI вв. до н.э.)
Археологические находки, относящиеся к бронзовому веку, имеют место на всей территории Беларуси.
Железный век и в раннее средневековье ( VIII – VII вв. до н.э. – VIII в. н.э.)
В этот период на территории, которую занимает современная Беларусь в бассейнах крупнейших рек: Днепр, Двина, Припять существовали поселения археологических культур: Милоградской, Поморской, Днепро-Двинской, культуры штрихованной керамики.
Первые политические объединения на территории Беларуси (VI – XIII вв.)
В начале первого тысячелетия нашей эры территорию современной Беларуси начали заселять славянские племена. За несколько столетий они распространились на весь регион, постепенно ассимилируя племена балтов, живших на этих землях.
VI-IX вв. – формирование у восточных славян первых политических объединений – союзов племен. На территории Беларуси: Кривичи, Дреговичи, Радимичи.
Кон. X в. – краткий период объединения большинства восточно-славянских земель при главенстве Киева, а затем до рубежа XIII – XIV вв. – период феодальной раздробленности. Это же время ознаменовалось принятием христианства православного толка как государственной религии и постепенного вытеснения им язычества.
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (XIII–XVI вв.)
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) начало создаваться во второй половине XIII в. при князе Миндовге и за полтора века превратилось в очень мощную державу, которая включала земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины, а также запада России. Границы государства простирались от Балтийского моря до Черного.
В течение нескольких веков ВКЛ играло важную роль в политике Европы, его влияние ослабело только после разорительных войн XVI века.
В 1569 г. между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским была подписана Люблинская уния: два государства объединялись в федерацию – Речь Посполитую.
Речь Посполитая (1569–1795 гг.)
Страна, постоянно раздираемая внутренними противоречиями, постоянно втягивалась в войны, самые разрушительные из которых для белорусских земель: 1654–1667 гг. – война с Московским царством, 1700–1721 гг. – Северная война. В результате Речь Посполитая утратила самостоятельную политику и перестала существовать как государство во время трех разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) между Россией, Австрией и Пруссией.
Российская империя (1772–1917)
Почти все белорусские земли оказались в составе Российской империи к 1793 г.
С конца XVIII в. и до середины XIX в. по территории Беларуси прошла волна больших военных конфликтов: восстание под предводительством Тадеуша Костюшко в 1794 г., вторжение армии Наполеона в 1812 г., польское восстание в 1830–1831 гг., восстание под руководством Кастуся Калиновского в 1863–1864 гг.
Затем последовал продолжительный период мира, прерванный Первой Мировой войной (1914–1918 гг.), во время которой на землях Беларуси надолго установилась линия фронта между германскими и российскими войсками, произошли кровавые сражения. 3 марта 1918 г. после подписания Брест-Литовского мирного договора, Советская Россия вышла из Первой мировой войны. Беларусь находилась в германской оккупации до декабря 1918 г.
От Революций до Второй Мировой войны (1917–1941)
март 1917 г. – революция в России, отречение императора Николая II от престола.
март 1918 г. – провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР). Просуществовала менее года до окончания немецкой оккупации.
1 января 1919 г. – провозглашение Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).
1919–1921 гг. – Война между Советской Россией и Польшей.
1921 г. – подписание Рижского мирного договора, по итогам которого западная территория Беларуси вошла в состав Польши.
1922 г. – БССР входит в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
1921–1928 гг. – проводится Новая Экономическая Политика (НЭП).
1921–1939 гг. – польская власть в Западной Беларуси активно проводит политику полонизации.
1932–1933 гг. – организация коллективного сельского хозяйства (колхозов).
Вторая мировая война и Великая Отечественная война (1939–1945 гг.)
17 сентября 1939 г. – после ликвидации Польского государства, Западная Беларусь вошла в состав БССР.
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
С сентября 1941 г. – Беларусь полностью под оккупацией германской армии. Начало установления нового порядка, основанного на терроре.
конец 1941 г. – начинает развертываться активное партизанское движение, которое к 1944 г. стало самым массовым во всей Европе.
конец июня – июль 1944 г. – операция «Багратион», в ходе которой войска Красной Армии полностью освободили территорию Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
9 мая 1945 г. – окончание Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Послевоенное время ознаменовало собой бурное развитие Беларуси как промышленно-аграрной страны.
1945 г. – принятие Беларуси в состав членов-основателей Организации Объединенных Наций (ООН).
1954 г. – вступление Беларуси в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
апрель 1986 г. – авария на Чернобыльской атомной электростанции, часть территории Беларуси подверглась радиоактивному заражению.
27 июля 1990 г. – Верховный Совет БССР принимает Декларацию о государственном суверенитете БССР, которой был придан статус конституционного закона 25 августа 1991 г., фактически провозглашавшего независимость БССР.
19 сентября 1991 г. – принятие название государства – Республика Беларусь.
15 марта 1994 г. – принятие Верховным Советом Республики Беларусь новой Конституции Республики Беларусь, посредством которой был введен институт президентства.
1994 г. – выборы президента Республики Беларусь. На этот пост избран Александр Григорьевич Лукашенко. Инаугурация главы государства состоялась 20 июля 1994 г.
14 мая 1995 г. – проведение парламентских выборов и референдума, на котором решены вопросы о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, экономической интеграции с Российской Федерацией.
2 апреля 1996 г. – президентами Беларуси и России Александром Лукашенко и Борисом Ельциным подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. Договор о Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
8 декабря 1999 г. – подписание Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, принятие Программы действий по реализации его положений.
10 октября 2000 г. – Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан подписали договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
27 ноября 2009 г. – руководителями России, Беларуси и Казахстана подписаны документы о создании с 1 января 2010 года Таможенного Союза.
11 октября 2015 г. – состоялись очередные президентские выборы, на которых действующий глава государства набрал рекордные 82,49% в первом туре и в пятый раз подряд занял высший государственный пост.