все в истории и судьбах людей предопределено волей бога утверждает
Ответы Философия (Исайкина). Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога, утверждает провиденциализм
«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает/ провиденциализм/
«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» /Низменное/
«Четыре благородные истины» лежат в основе /Буддизма/
I
Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель ____________ считал историю общества результатом борьбы царства Церкви («града Божьего») и царства («града земного»)./ Аврелий Августин/
Автором книги «Иметь или быть» является / Э. Фромм/
Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является. /Н. Макиавелли
Автором работы «Диалектика природы» является /Ф. Энгельс/
Активность, избирательность являются свойствами /Сознания/
Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/
Аналитическая философия включает в себя /Позитивизм/
Античная философия включает в себя _______ философию / древнегреческую и древнеримскую/
Б
Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К. Юнгом названы /Архетипами/
Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе в основе жизнедеятельности человека с точки зрения /Фрейдистов/
Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод / моделирования/
Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал. /А. Камю/
В
В античной философии возникло течение _______, оно выражало сомнение в достоверности знания /Скептицизм/
В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и /Искусство/
Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается/ индуизм/
В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы /Динамические/
В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют / материалисты/
В основе конфуцианской этики лежит принцип. /Человеколюбия/
В основе натурфилософии Возрождения лежит / пантеизм/
В основе философии В. Соловьева лежит идея /Всеединства/
В основе философии Дж. Бруно лежит /Пантеизм/
В основе философской картины мира лежит /Вопрос об отношении мышления к бытию/
В отличие от Древней Греции, становление философии на Востоке проходило в условиях/ деспотии/
В понимании пространства и времени существуют концепции /Субстанциальная и реляционная/
В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с /Соборностью/
В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется /Метафизикой/
Все знание опытно, – заявляют сторонники / эмпиризма/
В__________ свободы больше, чем в школе, но свободой надо научиться пользоваться/ вузе/
В современной философии учение о научном познании называется /Эпистемологней/
В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял. /Базис и надстройку/
Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть / знание/
В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/
В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /Технологической революции/
Важнейшей для средневековой философии была тема. /Веры и знания/
Важнейшей среди глобальных проблем является: /Проблема войны и мира/
Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является…/ теоцентризм/
Важнейшим в процессе творчества является: /Выдвижение идеи/
Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь /Не убий!/
Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает: /Брахманы/
Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается /Фрейдизмом/
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: /Реалистов и номиналистов/
Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху /Просвещения/
Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой: /Диалектики/
Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается /Буддизм/
Вершиной европейской рационалистической философии является. /Немецкий идеализм/
Взгляд личности на что-либо есть /Мнение/
Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является /Искусство/
В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о / свободе воли человека/
В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как / регресс/
В неопозитивизме истина понимается как / согласованность предложений науки с чувственным опытом/
Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/
Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы / первоначала бытия/
Возникновение психоанализа связано с именем.. /3. Фрейда/
Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями / Пиррона /
Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/
Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О. Тоффлер/
Воплощение эстетического идеала называется /Прекрасным/
Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе/ ранней классики/
Вопрос о первоначале мира был центральным в философии _______ периода / досократического /
Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в /Гносеологии/
Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек… / смертен/
Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом /Философии/
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались /Н. Макиавелли/
В отличие от науки, философия / постигает мир в его универсальной целостности/
Впервые термин «ценность» в собственно философском смысле употребил /И. Кант/
В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что / 2)человек ответственен не только за себя, но и за других людей / 3)существование человека предшествует сущности/
В статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _________ теория происхождения человека, сознания, языка / трудовая/
В структуру современных производительных сил общества не входит (-ят) /отношения распределения продуктов производства/
Вся совокупность сведении о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть /Знание/
Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой /Движение/
Вторая половина XX века – это время развертывания _______ революции / биотехнологической/
В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как / 3)художник 5)творец/
В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /социальной революции /
Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука» /Философия выступает методологией науки/
Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» /Э Роттердамский/
Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» /Аристотель/
Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке /Проблемных ситуаций/
Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Возникновением проблемных ситуаций/
Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Необходимостью нового видения проблемы/
Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено: /К. Марсом/
Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит /Аристотелю/
Высшая степень ценного, значимого для человека /Счастье/
Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется /Счастьем/
В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во) / выходе экономики за национальные рамки/
В эпоху________ формируется образец развитой личности, много и хорошо знающей и умеющей
В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в / философии Просвещения/
Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р. Декарта выступает / Бог/
Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/
Главной целью научной деятельности является производство / знаний/
Главной целью Реформации XVI века являлось (-ась) / преобразование католической церкви/
Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум – утверждали представители рационализма XVII века / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/
Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему / борьбы со злом/
Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/
Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во) / второй половине XX в./
Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/
Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/
Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого / герменевтикой/
Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/
Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/
Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/
Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами / Т. Мора и Т. Кампанеллы/
Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/
Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Г. Гегеля/
Диалектический закон отрицания выражает /Направленность развития/
Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как / Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо/
Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _____ знания /Научного/
До середины XIX века царило общее убеждение, что философия / царица наук/
Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/
Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/
Е
Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется / понятием/
Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/
Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как /Рационалистическая/
Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/
Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/
Если интеллект считать «отцом» философии, то роль «матери» по праву принадлежит / мифологии/
Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительности/
Есть люди, склонные верить, а есть люди, склонные / знать/
З
Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время / «психологическое» /
(может быть и «биологическое», вопрос должен быть сформулирован корректнее)/
Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _____ диалектики /Субъективной/
Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее, оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статистические/
Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/
Знание, не подтвержденное на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется / гипотетическим /
Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/
Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть /Относительная истина/
Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/
Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как. /Донаучное/
Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию /Обыденно-практическому/
Знания человека о себе – это обширная область так называемого / самосознания/
Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии /Просвещения/
И
Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности относятся к /Паранауке/
Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к /Паранауке/
Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями /Франции/
Идейное течение, возникшее в эмиграции, связанное с осмыслением своеобразия российской цивилизации: /Евразийство/
Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется /Гуманизм/
Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является /Феноменология/
Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/
Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/
Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/
Идея развития бытия утверждается в /XIX в./
Идея развития утверждается в философии в / конце XVIII- середине XIX вв./
Идея Сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута /Т.де Шарденом/
Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для /Экзистенциализма/
Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит /Достоевскому Ф.М./
Известный немецкий философ _______ «бесформенный материал, который нуждается в резчике». /Ницше Ф./
Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как / прогресс/
Из перечисленных ниже признаков средневековую философию характеризовал (характеризовали) / 2)признание веры способом постижения истины / 4)религиозный догматизм/
Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название /Атман/
Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимания, называется /Картиной мира/
Интуитивные способности человека относятся к сфере /Бессознательного/
Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию. /Паранаучному/
Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – /Интуиция/
Искусство во всякого рода производстве в Античности обозначалось понятием / «техника»/
Использование методов является характерной чертой /Науки/
Исследование феномена техники в целом является задачей /Философии техники/
Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/
Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается /Этика/
Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как / эстетика/
История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенгпера/
Источником содержания сознания для материалистов выступает / объективный мир/
Исходной формой рационального познания является: /Понятие/
И эмпирический, и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и / чувственного/
Каждая относительная истина / содержит в себе долю абсолютной/
Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами/ античности/
Как искусство истолкования герменевтика зародилась /В Средние века/
Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве /Науки/
Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла /В Древней Греции/
Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве /Мировоззрения/
Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является / время /
К древнеиндийской философии относятся философские школы /4)веданта/5)локаята/
Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано /Аристотелем/
Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с функцией /Критической/
Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется______ познания/ субъектом/
Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Г. Гегелю/
Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/
Конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического прогрессивного развития, основу которого составляет способ материального производства, назван / формацией/
Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали/ Т. Кун и И. Лакатос/
Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/
Концепция «человека играющего» была разработана /И. Хейзинга/
Концепция, согласно которой во все времена у всех народов историю делают творческие индивиды или творческие меньшинства, получила наименование теории /Элиты/
Концепция, согласно которой под истиной понимается соответствие знаний действительности, называется /Корреспондентской/
Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются_________ революцией/ научной/
К производственным отношениям не относятся отношения/ распределения продуктов производства/
К разряду глобальных проблем относится / исчерпание природных ресурсов/
Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США утверждает /3. Бжезинский/
Креативность сознания выражается в / способности создавать нечто новое/
К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся /Неотомизм и персонализм/
Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи / Просвещения/
Культура XX в. характеризуется как культура /Постмодернистская/
Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется /Субкультурой/
Культура становится предметом философского изучения в / немецкой классической философии/
К числу людей, угадавших на рубеже XX в. общие тенденции развития природы и общества, следует отнести /В. Вернадского/
К числу представителей анархизма относились / 3)П. А. Кропоткин/ 5)М. А. Бакунин/
К числу представителей античного атомизма относят / 3)Эпикура / 4)Демокрита/
К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему /1)спасения 3)соотношения души и тела/
К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа /Эпикурейцев/
Лао Цзы является основателем. /Даосизма/
Либерализм основной ценностью провозглашает /Свободу/
Личность проявляет себя в /Поступках/
Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана /немецкой классической философией/
М
Марксистское учение об обществе – /Исторический материализм/
Материалистическую позицию в отечественной философии XIX-XX вв. представляют / А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев /
Международная общественная организация, созданная в 1968г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название. /Римский клуб/
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется / метафизическим /
Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется /Анализом/
Методологическая процедура, устанавливающая гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется. /Верификацией/
Механизм сопереживания, постижения эмоционального состояния другого человека, вчувствование в его переживания называют / эмпатией /
Минимальный, неразложимый далее компонент системы именуется /элементом/
Мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия характеризуется как /Волюнтаризм/
Мировоззренческая установка, выражающая критическое отношение к способности науки и техники обеспечить социальный прогресс характеризуется как: /Антисциентизм/
Мировоззренческая установка, отрицающая разумность мира, возможность его познания и совершенствования /Иррационализм/
Мировоззренческая установка, согласно которой естественно-математические и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуется как / сциентизм/
Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как /Сциентизм/
Мировоззренческая установка, утверждающая разумность мира, его совершенствования на основе познания его законов характеризуется как /Рационализм/
Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах / К. Маркса /
Мыслитель эпохи Возрождения, разработавший учение о фортуне: /Н. Макиавелли/
Мысль, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как /понятие/
Н
На Западе задача предвидения будущего человеческого общества осуществляется в рамках специальной области /Футурологии/
Наиболее общие вопросы бытия в философии исследует / онтология /
Наиболее ранней формой духовно-практического освоения мира человечеством считается /Мифология/
Направление в философии, основателем которого является Э. Гуссерль и рассматривающее сознание с точки зрения его смысловой данности /Феноменология/
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания есть /Герменевтика/
Направленные, необратимые, качественные изменения называются /Развитием/
Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие /Духовное/
Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является /Речь/
Настиками или отрицателями называли в Древней Индии представителей /Материализма/
Настоятельная необходимость подготовки инженеров в профессиональных школах возникает в эпоху революции /Промышленной/
Натуралистическое понимание общества, как возникающее из естественного состояния развивалось в /17-18 веках/
Наука начинает определять развитие техники в /20 в. /
Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем /Философией/
Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический /Теоретический/
Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных /Концепций/
Начало материалистической традиции в русской философии положил /Ломоносов М.В./
Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название – /Бессознательное/
Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира: /Н. Кузанскнй/
Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает _________ знание / обыденное/
Низвержение механической картины мира началось на рубеже / XIX-XX вв. /
Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан в середине XIX века /Марксизмом/
Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит /Период научной революции/
Носителем сознания, формой его существования называют /Интеллект/
Носителем социального движения является / класс /
Нравственное обоснование бытия Бога выдвинул /И. Кант/
Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов есть /Справедливость/
О
Обожествление природы характерно для мировоззрения /Религиозного/
Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская /Онтология/
Обоснование материального единства мира в 19 в. было дано с точки зрения идеи. /Развития/
Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем: /И. Ньютона/
Обоснованием независимости науки от философии занимается /Позитивизм/
Обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к ситуациям, событиям и существующую в форме переживаний, составляют /Эмоции и чувства/
Общественный прогресс, по К. Марксу, есть / последовательная смена общественно-экономических формаций /
Общественный прогресс связывает с достижениями науки… / сциентизм /
Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются /Законом/
Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует функцию /Интегрирующую/
Объективная причинная обусловленность явлений и процессов называется /Детерминизмом/
Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется /Материей/
Объективность, доказательность, системность, проверяемость характеризуют /Научную истину/
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является / структурализм /
Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание /Ж.-Ж. Руссо/
Одним из первых представителей марксизма в русской философии является /Плеханов Г.В./
Одним из первых проповедников утопического социализма был / А. Герцен/
Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является /Дж. Белл/
Онтологией в философии называется учение о / бытии /
Онтология – это раздел философии о / сущем в мире/
Осмысление противоречий действительности, поиск путей их разрешения, связано с функцией философии. /Критической/
Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в /Объективности/
Основное положение первоначально не было в чувствах» /Сенсуализма/
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными /Г. Гегелем/
Основные законы и формы мышления изучаются /Логикой/
Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви», т.е. /Патристики/
Основой древнекитайской философии стала: /Книга перемен/
Основой преемственности истин является / относительность истины/
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными / Г. Гегелем /
Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит /частная собственность на средства производства /
Основоположниками синергетики являются /Г. Хакен и И. Пригожин/
Основоположником формационного подхода к истории был / К. Маркс/
Основу философии Конфуция составляет (-ют) / проблемы человека, семьи и государства /
Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется / самосознанием /
Осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания называется /Интроспекцией/
Отдельно взятый человек как единичный представитель человеческого рода характеризуется понятием / «индивид» /
Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют /Обществом/
Отождествление личности с сознанием и самосознанием человека характерно для /Персонализма/
Отождествление личности с сознанием и самосознанием человека характерно для /Экзистенциализма/
Отрицание возможности достижения объективного истинного знания о мире – позиция /Агностицизма/
Ошибочное знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки относится к /Лженаучному/
П
Пантеизм, основы которого были заложены философом-кардиналом Н. Кузанским, объединяет и отождествляет…/ Бога и природу/
Первая посыпка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний – /Ощущения/
Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является / семья/
Первоначально понятие культуры связывалось с /Обработкой земли/
Первые представления о философии на Руси сложились после /Принятия христианства/
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ /Фалес/
Первым древнерусским философом считается / Иларион/
Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира, является: /Фалес/
Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется /Сансарой/
Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем./Сократа/
Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность /Диалектики мышления/
Переход от классической к неклассической философии связан с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/
Платон полагал, что задача философии заключается в познании _______истины / вечной и абсолютной /
Под заблуждением принято понимать. /Ограниченность знаний/
Под коэволюцией понимается / совместное взаимосогласованное развитие природы и человека/
Позитивизм – это /Философия науки/
Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта стало рассматриваться в /Немецкой классике/
Познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития дает /Относительную истину/
Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называют…/ творчеством/
Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов есть. /Польза/
По мнению _______, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие. / Пифагора/
Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии /Экзистенциализма/
Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем / Сократа /
Понимание искусства как творческой деятельности, имеющей место во всех областях общественной жизни, характерно для философии / идеализма/
Понимание как метод познания обосновывалось по отношению: /Гуманитарному знанию/
Понимание познания как отражения в сознании человека свойств предметов объективной реальности характерно для /Диалектического материализма/
Понимание свободы как условия успеха, основанного на разуме, было предложено: /К.Марксом/
Понимание человека как микрокосма характерно для философии /Античности/
Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для / Ф. Энгельса/
Понятие ________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания / субстанция /
Понятия «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ / Парменид /
Понятие «мера» связано с законом /Взаимного перехода количественных и качественных изменений/
Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено /К. Юнгом/
Понятие невротической личности разрабатывалось в /Неврологии/
Понятие обозначает источник единства и многообразия /Субстанция/
Понятие осевое время как период, связанный с возникновением великих культур в истории человечества ввел /К. Ясперс/
Понятие пассионарной личности связано с творчеством /Л. Гумилёва/
Постижение смысла и значения объекта, размещение его в своем мировосприятии, сознании принято обозначать /Пониманием/
Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой /Познание/
Поступок как отличительная черта личности это /Свободное действие/
Появление светского типа философствования в России происходит в /18 в./
Постижением закономерностей процесса развития общества во времени занимается/ философия истории/
Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории/ «бытие»/
Предметом философии является /Всеобщее/
Предметом философии не являются вопросы / частного, конкретного характера/
Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как /Ложь/
Представитель неофрейдизма, обосновывавший влияние социальных факторов на формирование личности – /Э. Фромм/
Представителем антропологического материализма в русской философии является/ Н. Г. Чернышевский/
Представители либерального направления в русской философии / 3)К. Д. Кавелин / 4)Т.Н. Грановский/
Представители рационализма в философии XVII века были / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/
Представители революционно-демократической идеологии /2)А. И. Герцен, /3)В. Г. Белинский /
Представителями эмпиризма в философии XVII века являются /Ф. Бэкон Т. Гоббс, Д. Локк/
Представление о том, что мысль есть продукт деятельности мозга, характерно для /Вульгарного материализма/
Представления древних об изменчивости мира характеризуются как /Стихийная диалектика/
Представления человека о добре и зле, счастье, долге и т. п. воплощаются в нормах / морали /
Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путем событий, составляет необходимый компонент ________ мировоззрения /Религиозного/
Признание ведущей роли в развитии общества промышленного производства и технического прогресса специфично для так называемого детерминизма. /Технологического/
Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как: /Психофизический параллелизм/
Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями /Исторического материализма/
Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как /Доказательность/
Принцип воздаяния в индийской философии называется… /Карма/
Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает: /Научные концепции возникают хаотично/
Принято считать, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете…/ Фалес, Анаксимен, Анаксимандр/
Природные жизненные силы человека проявляются в…/ задатках/
Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием /Сознание/
Проблема бытия была сформулирована в философии. /Античности/
Проблема метода научного познания была поставлена в философии /Нового времени/
Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в /Неопозитивизме/
Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в… /Постпозитивизме/
Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии /Шопенгауэра А./
Проблемы, решаемые философией, носят_____ характер / всеобщий, предельный /
Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в /Аналитической философии/
Пространство и время – это _____ бытия /Формы/
Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и взаимодействия тел представителями материализма /Диалектического/
Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем. /Тертуллиана/
Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной жизни называется /Прогрессом/
Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называют / модернизацией/
Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как /Восприятие/
Процесс трансформации биологического начала в социальное, в психоанализе называется: /Сублимацией/
Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название. /Антропогенеза/
Путем взаимодействия эксперимента и теории наука совершает поступательное движение к… / истине/
Пять рациональных доказательств существования Бога были даны. /Фомой Аквинским/
Р
Развитие и совершенствование современной техники в неизмеримо большей степени, чем в предыдущие эпохи, обусловлено состоянием и развитием / науки /
Развитие личности предполагает формирование: /Самосознания/
Развитие наук как смену парадигм, обосновал /Т. Кун/
Развитие _____ физики в 20 в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов /Квантовой/