всемирная история для чайников
15 каналов, по которым можно учить всемирную и российскую историю
«Россия на крови», Первая мировая день за днем и территориальные конфликты в картах — «Афиша Daily» собрала лучшие ютьюб-каналы об истории.
Всеобщая история
Simple History
258 000 подписчиков
Один из самых популярных исторических каналов англоязычного YouTube. По подборкам коротких видеороликов Simple History можно познакомиться с ключевыми событиями любого периода, узнать больше об известных деятелях прошлого или проследить, как развивались технологии. Тематическое разнообразие материала позволит найти что-то интересное любому, кто хоть немного интересуется предметом.
CrashCourse
6 360 000 подписчиков
Suibhne
147 000 подписчиков
Анимированный ликбез по истории отдельных стран. Сейчас на канале есть 10 роликов, каждый длится не больше 15 минут: можно узнать, что на протяжении веков происходило в Германии, Испании — или в России и на Украине. Новые видео появляются в среднем раз в два месяца.
RedRoom Studio
32 000 подписчиков
Русскоязычное интернет-шоу «Лимб»: в каждом выпуске ведущий рассказывает о каком-то историческом событии. Тут можно узнать о чем угодно — от клана Борджиа до Гражданской войны в США. Для систематического изучения вопроса канал не подойдет, но точно убедит вас, что история — это очень интересно.
Itʼs History
134 000 подписчиков
Еще один исторический канал с предельно широким диапазоном: есть видео о промышленной революции, холодной войне или пиратстве — коллекция регулярно обновляется. Последний сезон Itʼs History посвящен истории секса.
Timeline — World History Documentaries
103 000 подписчиков
Создатели Timeline собирают лучшие документальные исторические фильмы от BBC, Discovery, PBS и других известных медиакомпаний. Есть несколько тематических плейлистов (Средневековье, история евреев и прочие), которые помогут сориентироваться в огромном объеме информации, выложенной на канале.
Igor Aleynikov
14 000 подписчиков
Канал украинского учителя Игоря Алейникова — сборник уроков по мировой истории — подойдет тем, кто привык к серьезной подаче информации: тут нет забавных комментариев и веселых видеовставок, зато есть перекрестные ссылки на упоминаемые события. Ролики на русском языке охватывают большую часть школьной программы по мировой истории — а на украинском, соответственно, украинской.
История России
Artyom Sayfutdinov
40 700 подписчиков
На канале выходят две серии видео — оригинальная «История России для чайников» и переводы англоязычных видео «Мировая история с Джоном Грином» от CrashCourse. Оба цикла рассчитаны на неподготовленного слушателя, который хочет освежить в памяти знания из детства. Про Россию пока вышел 31 ролик — от расселения славян до бунташного века. Автор держится непринужденно и сопровождает рассказ занятными иллюстрациями. В сентябре у «Истории России для чайников» должен стартовать новый сезон.
Как нужно изучать историю
Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным. А вообще мой блог для тех кто интересуется сметным делом. Вы можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Так что милости просим 🙂 Ну а сейчас, немного истории …
Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.
“Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.”
Подробный ответ как нужно изучать историю
Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю “авторитетное мнение”:
Черная пятница до 3 декабря // Скидки на товары для сметчиков от 50 до 80%
Все советы данные выше – неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.
На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).
Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. – Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.
Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.
Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)
В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.
Этапов всего четыре:
Этап I. Элементарный.
Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.
1) Отечественная история:
Надо брать серию “МГУ-школе”. Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они – настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.
Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. “Продвинутый уровень” других авторов!)
2) Всемирная история:
Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.
Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия “Академия”. Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂
Этап II. Продвинутый
“Всемирная история. В 6 т.”. Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂
Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)
Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)
Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих “Гойко Митичей”, сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что “все понял и все знает”, короче “аналитег”. Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂
Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.
1) Отечественная история
История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде “Великорусский пахарь”, за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и “чеченских адвокатов”, в результате чего третий том был фактически запрещен.
Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.
2) Всемирная история, из требуемых периодов:
Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через “не могу”. Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов – 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.
Есть отличная серия книг французской “школы анналов”. Ряд книг вроде “Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.
Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя “Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах”.
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)
Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3
А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и “порассуждать о конце истории и закате Европы”, т.е заняться историософией.
Черная пятница до 3 декабря // Скидки на товары для сметчиков от 50 до 80%
После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.
ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.
Черный список литературы по истории
1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле “русы-арии”, “русы-шумеры”
12. Любые книги на тему “антинорманнизма”
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с “Вся правда о…”
14. Все книги издательства “Центрполиграф”, кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂
Серый список литературы по истории
1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны – у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина “Историю Российского Государства”. Этот уважаемый мною человек – не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать “синих учебников” по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг
Белый список литературы по истории
1. Спокойно читайте все, что издает издательство “Евразия/Клио” по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства “Молодая гвардия”. Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия “Повседневная жизнь” того же издательства тоже гуд.
4. Издательство “Новое литературное обозрение” и “Кучково поле” выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. “Новый хроногроф” тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер
Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.
Ну, а если Вы устанете от изучения истории и все же захотите потом изучить сметное дело, можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Это бесплатный курс и он не потребует от вас ни каких вложений.
Мировая история: точки входа
Партнёр: Страдающее Средневековье
Вы познакомитесь с ключевыми событиями мировой истории и её персонажами: от Сократа до Мэрилин Монро. Научитесь критически анализировать информацию о прошлом.
Курс записан совместно с проектом «Страдающее Средневековье»
«Страдающее Средневековье» самый большой российский медиапроект об истории, созданный в 2014 году. Аудитория больше 1 000 000 человек. Под брендом «Страдающее Средневековье» выходят научно-популярная книжная серия, настольные игры и одноимённый подкаст с учёными.
Кому подойдёт курс
Тем, кто хочет заполнить пробелы в знании истории
Сформируете для себя цельную картину истории человечества. Сможете лучше понимать культурную, политическую и религиозную ситуацию в мире.
Тем, кто хочет прокачать аналитическое мышление
Сможете работать с историческими источниками, определять достоверность знаний, быстро и эффективно искать информацию.
Чему вы научитесь
Понимать историю, а не заучивать даты
Поймёте, как шло развитие восточных и западных цивилизаций от Античности до Новейшего времени.
Ориентироваться в хронологии истории
Научитесь рассматривать исторические события с разных точек зрения, находить в них причинно-следственные связи.
Отстаивать свои взгляды
Разовьёте аналитическое мышление. Научитесь последовательно аргументировать свою позицию по историческим вопросам.
Ориентироваться в политическом контексте
Поймёте, как формировались идеологии. Разберётесь в причинах конфликтов, которые до сих пор влияют на нашу жизнь.
Работать с информацией
Узнаете, где и как искать достоверные источники. Сможете сами изучать историю после курса.
Как пользоваться платформой
Изучаете тему
В курсе практические видеоролики.
Выполняете практические работы
В том темпе, в котором вам удобно.
Работаете с куратором
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
Выполняете итоговую работу
И получаете сертификат о прохождении курса.
Содержание курса
Вас ждут онлайн-занятия и практические задания с проверкой преподавателя.
Введение в историю
Узнаете, почему история — это наука. Разберётесь в видах исторических источников. Познакомитесь с основными моделями периодизации истории. Поймёте, почему нет единой точки зрения на вопрос о том, когда началась история человечества.
Древний Восток: основные черты
Изучите особенности ранних цивилизаций. Познакомитесь с первыми моделями письменности и летосчисления. Узнаете, какую роль в истории человечества сыграли Тигр, Инд, Нил и другие великие реки. Поймёте, почему некорректно называть общества Древнего Востока рабовладельческими.
Древняя Греция
Познакомитесь с главными героями и событиями древнегреческой истории. Узнаете, чем древнегреческие полисы отличались от других античных политических систем. Поймёте, какую роль сыграла империя Александра Македонского в распространении греческой культуры по миру.
Древний Рим
Разберёте особенности древнеримского общества. Проследите развитие Древнего Рима по четырём периодам его существования: царскому Риму, республике, принципату и доминату.
Средние века
Узнаете, что такое феодализм и как была устроена политическая система средневековой Европы. Поймёте, как и чем жил средневековый город. Изучите роль церкви в жизни общества.
Средневековый восток
Узнаете, что происходило в эпоху европейского средневековья на Ближнем Востоке, в Китае и Японии. Разберёте крестовые походы с точки зрения мусульман. Поймёте, как пала Византийская империя.
Раннее Новое время
Разберётесь, что такое «реформация» и «контрреформация». Узнаете, как эти процессы повлияли на историю мира. Познакомитесь с основными персонажами и датами эпохи Великих географических открытий. Поймёте, как испанцы и португальцы завоевывали Новый Свет, а Османская империя — Северную Африку и юго-восток Европы. Узнаете, что в это время происходило в Китае и Японии.
Атлантические революции
Разберёте особенности революций в Англии и Нидерландах. Узнаете, как жила Англия в эпоху Стюартов. Рассмотрите, как появлялись первые колонии в Северной Америке.
Американская и Французская революции
Разберётесь в причинах Американской и Французской революций. Попробуете ответить на вопрос «можно ли было их избежать?». Узнаете, как возникла американская политическая система. Изучите эпоху правления Наполеона Бонапарта. Поймёте, почему его фигура столь важна для мировой истории.
Европа XIX века
Узнаете, что такое Венский Конгресс, Священный союз и почему Россию называли «жандармом Европы». Изучите революции в Европейских странах XIX века. Рассмотрите процесс объединения государства в Германии и Италии.
США и Латинская Америка в XIX веке
Разберётесь, почему в США XVIII-XIX веков сложилась система рабовладения, и почему от неё удалось избавиться только в середине XIX века. Изучите причины и основные события Гражданской войны в США. Узнаете, чем жила Северная Америка во второй половине XIX века. Поймёте, как латиноамериканские страны боролись за независимость и выстраивали свою государственность.
Китай, Япония и Индия в Новое время
Познакомитесь с важными героями и событиями истории Китая, Японии и Индии XVII-XIX веков. Поймёте, кем были самураи на самом деле, к чему привела Китай политика самоизоляции и что такое Империя Великих Моголов.
Колониальная система
Узнаете, почему перестала работать Венская система. Разберётесь в причинах Крымской войны. Рассмотрите главные события промышленной революции и её последствия для мировой экономики. Поймёте, как колониализм и борьба за сферы влияния в мире привели к Первой мировой войне.
Первая мировая война
Узнаете, в каком состоянии находились экономика и социальное устройство мира накануне Первой мировой. Рассмотрите главные события войны. Поймёте, почему она вызвала крушение важнейших империй того времени.
Мир между войнами
Изучите основные черты социально-экономического развития мировых держав в 1918-1928 годах. Узнаете, что такое «Великая депрессия». Поймёте, как правительства Сталина, Гитлера и Рузвельта пытались преодолеть мировой финансовый кризис и почему начало Второй мировой войны было вопросом времени. Рассмотрите объединение Китая.
Вторая мировая и послевоенный мир
Разберётесь в международных отношениях накануне Второй мировой. Рассмотрите главные события войны. Узнаете, как мировые державы пытались переустроить послевоенный мир.
Человек и личность в истории
В заключительной лекции вы узнаете, как сегодня историки изучают роль индивида, личности в истории. Поймёте, как специалисты осмысляют коллективное и индивидуальное участие человека в собственной истории. Изучите движущие силы исторического процесса.
Итоговый проект
Напишете эссе об исторической фигуре. Разберёте поступки этого человека и вынесете свой вердикт о его роли в конкретном историческом контексте.
Получить презентацию курса и консультацию специалиста
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.