всеобщая история новейшая история 9 класс сороко цюпа учебник читать
Всеобщая история новейшая история 9 класс сороко цюпа учебник читать
О. С. Сороко-Цюпа А. О. Сороко-Цюпа
9 класс
Учебник
для общеобразовательных учреждений
Министерством образования и науки Российской Федерации 13-е издание
Москва
« Просвещение » 2010
УДК 373.167.1:94(100)«05/. » ББК 63.3(0)6я72 С65
Учебник имеет положительные заключения Российской академии наук (№ 2-10106-5215/1534 от 01.11.2006 г.) и Российской академии образования (№ 01-296/5/7д от 30.10.2006 г.).
Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : С65 У че б. Для общеобразоват, учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 303 с. : ил. — ISBN 978-5-09022242-6.
Данное издание учебника доработано по замечаниям учителей. Большое внимание уделено процессу глобализации в конце XX — начале XXI в.
Учебно-методический комплект к учебнику включает рабочую тетрадь для учащихся (авторы О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа), а также методические рекомендации для учителей (авторы А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова).
ISBN 978-5-09-022242-6 © Издательство «Просвещение», 2008
Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены
Наступил XXI век. Ветер будущего, ветер перемен охватил весь мир. Едва угадываются контуры нового, но ощущение новизны переживаемого времени непреодолимо. Каким далеким кажется XX век! В прошлом осталась грандиозная и трагическая эпоха индустриального общества с его достижениями и утратами, надеждами и разочарованиями.
Новейшая история — период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.) и этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.— настоящее время).
1890—1960-е годы в экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров. В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио. В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъема борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления. В политике — период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества. В сфере идеологии — период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм — социализм. В культуре — период модернизма, в рамках которого на первом месте оказывается в искусстве авторское видение мира и попытки его художественного конструирования. В науке — период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.
1970-е годы — настоящее время в экономике — этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний. В научнотехнической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нанотехнологии и др.
В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы. В политике — период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества. В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации. В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса. В науке — период формирования постнеклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом. Так в рамках Новейшего времени произошла смена эпох.
Учебник-хрестоматия для учащихся 6 класса входит в учебно-методический комплекс по литературе для 5—11 классов, созданный по единой программе литературного образования, составленной Т. Ф. Курдюмовой.
Учебник-хрестоматия «Литература. 6 класс» продолжает процесс литературного образования школьников. Автор обращает внимание учащихся на образ их ровесника в художественной литературе.
Учебник-хрестоматия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Учебник-хрестоматия для учащихся 7 класса входит в линию учебников, создаваемых по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Для каждого класса будут выпущены учебник или учебник-хрестоматия для учащихся и методическое пособие для учителя.
Программа и создаваемые учебные книги направлены на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В учебнике-хрестоматии «Литература. 7 класс» раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Данный учебник-хрестоматия входит в УМК по литературе для 5—11 классов, созданный по единой программе литературного образования, составленной Т. Ф. Курдюмовой, и завершает этап литературного образования школьников.
Учебник-хрестоматия соответствует ФГОС основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.
Данный учебник-хрестоматия входит в УМК по литературе для 5—11 классов, созданный по единой программе литературного образования, составленной Т. Ф. Курдюмовой, и завершает этап литературного образования школьников.
Учебник-хрестоматия соответствует ФГОС основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.
Данный учебник-хрестоматия для учащихся 9 класса входит в линию учебников, созданных по единой программе (5—11 классы), составленной Т. Ф. Курдюмовой, и завершает этап литературного образования школьников. Авторы-составители обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы, обобщая приобретенный девятиклассниками читательский опыт и раскрывая перед ними новые горизонты познания.
К учебнику-хрестоматии выпущены методические рекомендации для учителя.
Данный учебник для учащихся 11 класса завершает линию учебников, созданных по единой программе (5—11 классы), составленной Т. Ф. Курдюмовой, и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Учебник охватывает период русской литературы с конца XIX до начала XXI столетия.
Учебное пособие посвящено истории немецкой литературы XVIII века в контексте европейской культуры и литературы. Преимущественное внимание уделяется немецкому Просвещению, его философским, эстетическим, литературным поискам, его наиболее репрезентативным фигурам. Материал изложен в ракурсе жанрово-стилевой динамики немецкой литературы не только в соответствии с хронологическим принципом, но и с логикой развития основных родов литературы. По-новому, с учетом последних научных данных, представлены основные художественные направления XVIII века (просветительский классицизм, рококо, сентиментализм) и их преломление в немецкой литературе этой эпохи.
Предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям «Культурология» и «Романо-германская филология».
Учебник-хрестоматия для учащихся 8 класса входит в серию учебных пособий, создаваемых по единой программе литературного образования (5—11 классы), составленной Т. Ф. Курдюмовой.
В основу учебника-хрестоматии «Литература. 8 класс» поставлена проблема литературы и времени, исторического прошлого и его осмысления в художественном произведении.
СЕРИЯ: «САГА О САМОДИВЕ». КНИГА 1
Оригинальное название : Wildalone (Wildalone Sagas #1) by Krassi Zourkova 2015
Переведенное: Красси Зуркова – Самодива (Серия Сага о Самодиве #1) 2016
Эта повесть (первоначальное название «Обжалованию не подлежит») написана в 1963 году. Тогда же предлагалась писателем в некоторые московские журналы. Одобрительные оценки рукопись получила, в частности, в «Новом мире» и «Юности». Однако публикация не состоялась.
Божественный Дух Крайон поздравляет всех нас – переход в Новую Реальность уже совершился! Однако работы еще много – вокруг нас пока отнюдь не рай земной, хотя уже близко. Для того чтобы научиться справляться со всеми испытаниями, которым подвергает нас окружающая реальность, нужно хорошо понимать законы Нового Времени и следовать им. Только так мы сможем ускорить победу Света над Тьмой и выйти на путь, ведущий всех, живущих на Земле, к счастью и процветанию! Послания Крайона – Светлого Божественного Духа – открывают нам эти законы, законы обновленной реальности, законы нового, поистине волшебного мира! Узнайте, как превратить энергию кризисов в созидательную силу, как противостоять Тьме, пытающейся превратить людей во врагов, откройте свое истинное предназначение – быть Творцом, и обретите подлинное могущество менять мир!
Всеобщая история новейшая история 9 класс сороко цюпа учебник читать
Только несколько передовых стран на рубеже XIX— XX вв. вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путем ускоренной индустриализации, для других эти задачи оставались актуальными почти весь XX век. Освоение в условиях традиционного общества опыта индустриального развития, считавшегося многими передовым, получило название модернизация, что буквально означает «быть современным, быть на уровне передовых стран и эпохи». С этим связано понятие «догоняющее развитие». Трудности модернизации, разрушение традиционного уклада жизни в странах «догоняющего развития» рождали у части населения стремление возвратиться к традициям или к поиску спасительных идей.
В последние три десятилетия XX в. отдельные страны осуществили прорыв, для них начался этап становления постиндустриального общества и информационной экономики, в других только наметилось движение к формированию нового постиндустриального общества. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы. Для них переплетение задач первой модернизации (построение индустриального общества) с задачами второй модернизации (становление постиндустриального общества) создает как дополнительные возможности, так и дополнительные сложности. На рубеже XX—XXI вв. обозначились культурно-цивилизационные противоречия, которые свидетельствуют о том, что модернизация — это не просто копирование опыта развитых стран.
Модернизация невозможна без учета традиций и опоры на национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя. Традиции многогранны, одни становятся тормозом, другие высвобождают энергию людей.
Авторы считали важным обратить внимание также на способы осуществления исторических задач, в том числе и модернизации. В этой борьбе выступает на первый план дилемма: реформа или революция? В Новейшее время в большинстве стран мира идет борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур.
История — это смена эпох. Такое понимание истории разрабатывалось в рамках разных концепций. Первоначально в науке господствовал подход о линейном, поступательном развитии истории как о продвижении к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения). Затем стало складываться понимание истории как истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби). Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей). Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории. Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.). Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.). Третьи подчеркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.) В современной науке учитывается все разнообразие концепций. Считается, что каждый из подходов делает акцент на том или ином срезе исторической реальности.
Не противостоят друг другу и наиболее востребованные концепции — теория модернизации и цивилизационный подход. Теория модернизации делает акцент на общих тенденциях развития, пытается осмыслить исторический процесс как движение. Цивилизационный подход подчеркивает историческое разнообразие, самобытность и уникальность исторических явлений, особую роль традиций и религий как хранителей основ цивилизаций. Возможность тех ли иных стран ответить на новые вызовы времени и вызовы со стороны других заключается в способности как преодолеть тормозящее воздействие одних традиций, так и использовать традиции, отвечающие духу времени и эпохи, актуальным задачам модернизации.
Всеобщая история новейшая история 9 класс сороко цюпа учебник читать
Невиданной на рубеже веков и в начале XX в. была массовая миграция населения. За период с 1870 по 1914 г. из Европы выехало около 26 млн человек. Уезжали главным образом из Италии, Австро-Венгрии, Балканских земель и Российской империи. Люди бежали от нищеты и национальных притеснений.
Неравномерность экономического развития. Бурное экономическое развитие породило новое соотношение сил между великими державами.
Прорыв в экономическом развитии в конце XIX — начале XX в. совершили США. Перед Первой мировой войной Соединенные Штаты уже производили почти треть всей мировой промышленной продукции. Объем промышленного производства с 1900 по 1914 г. удвоился. США вышли также на первое место в мире по объему сельскохозяйственной продукции и ее экспорту.
Бурное экономическое развитие США в начале века объясняется многими причинами. Прежде всего эта страна имела большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров. Этому способствовали и бум рождаемости, и огромный приток людей из-за океана.
В первые полтора десятилетия XX в. в США переселилось около 15 млн
человек. В Америку прибывали люди в большинстве своем энергичные, самостоятельные, которые рассчитывали прежде всего на самих себя. Главный фактор динамичного развития американской экономики — отсутствие традиций всевластия чиновников и жесткой регламентации экономической и общественной жизни, характерной для многих европейских стран.
В Америке сформировалась другая традиция — традиция причастности населения ко всему, что происходит,— от строительства дорог и жилья до формирования структур местной власти и их полномочий. Главную роль в этом сыграли формировавшиеся исключительно снизу различные независимые от власти организации и сообщества людей — гражданское общество как совокупность таких структур, которые обеспечивают возможность реализации частных и общих интересов, вовлеченность граждан в решение различных общественных задач.
Накануне Первой мировой войны Германия вышла на второе место в мире после США по объему промышленного производства, опередив Великобританию.
В основе бурного подъема Германии лежало несколько важных причин. После объединения страны появился значительный внутренний рынок. В отличие от Великобритании и Франции, население Германии росло быстрыми темпами. После присоединения Эльзаса и Лотарингии с запасами железорудных месторождений германская тяжелая промышленность получила благоприятные условия для ускоренного развития.
Если в США важным фактором экономического развития была экономическая свобода, то в Германии важную роль в индустриальном рывке страны сыграло государство. Государственные заказы на производство вооружений и курс на милитаризацию страны стимулировали развитие промышленности, и прежде всего тяжелой. Отсутствие большой колониальной империи также заставляло концентрироваться преимущественно на внутреннем развитии.
Патриотический подъем после объединения страны, а также известное немецкое трудолюбие, дисциплинированность, педантичность были не последними факторами, обеспечившими динамизм экономического развития Германии в начале XX в.
Несмотря на снижение доли в общемировом промышленном производстве, Великобритания в начале XX в. оставалась ведущей финансовой и крупнейшей колониальной державой мира. Британский фунт стерлингов был главной мировой валютой, и страна обеспечивала около половины мировых капиталовложений (44% в 1914 г.).
Более четверти земной поверхности (территория Британской империи) гордо закрашивалось в британских атласах красным цветом. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками. Недостижимой для других европейцев была морская мощь Великобритании. По тоннажу британский торговый флот превосходил флоты всех других европейских государств, вместе взятых.
Силу и слабость Великобритании составляла ее империя — она обеспечивала ее мощь и она же истощала страну. Вызов британскому могуществу бросила Германия.
Растущая мощь Германии вызывала опасения со стороны Франции. Франция несколько отставала от темпов индустриализации, характерных для Германии. Доля Франции в мировом промышленном производстве снизилась до 6% к 1914 г. Нельзя не вспомнить, что Франция после поражения в 1871 г. выплатила огромные репарации и потеряла Эльзас и Лотарингию.
Всеобщая история новейшая история 9 класс сороко цюпа учебник читать
§ 2. Политическое развитие в начале XX в.
Вспомним ранее изученное: монархии и республики, революции и реформы, развитие парламентаризма, партийно-политические течения и господствующие идеологии, правление консерваторов, основные линии политической борьбы, появление рабочего и социалистического движения, национализм.
Демократизация. Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных отношений затрагивало различные слои общества, которые требовали расширения представительства своих интересов на разных уровнях государственной власти. За демократизацию выступали различные политические силы: либеральные, социалистические, рабочие партии, женские организации и др. Под влиянием широкого общественного движения демократизация стала общемировой тенденцией на рубеже веков и в начале XX в.
Демократизация развивалась по трем главным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти — парламентов, расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов, снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.
В XX век вошли республики и вековые монархии. В отличие от республиканских демократий, сложившихся во Франции (парламентская республика) и в США (президентская республика), другие великие державы Европы, а также Япония были в начале века парламентскими монархиями, в рамках которых сосуществовали представительная власть и власть монарха. Но и парламентские монархии отличались друг от друга. Если в Великобритании полномочия королевы были серьезно ограничены уже к началу века, то в Германии и Японии глава правительства назначался и отправлялся в отставку императором и не зависел непосредственно от парламентского большинства.
Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановку политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат — верхняя палата конгресса — с 1913 г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти — палаты общин — и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты — рейхстага, которые были весьма ограничены.
Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах.
Эти реформы были определены современниками как введение всеобщего избирательного права, хотя его получили лишь мужчины. Собственники недвижимости, домов, владельцы предприятий, люди с высшим образованием имели во многих странах дополнительные голоса. Неграмотные и неимущие не могли голосовать. В результате право голоса приобрели примерно 30—40% населения, что было огромным шагом по пути демократизации, учитывая, что до этих реформ, например, только несколько процентов итальянцев имели право участвовать в выборах. Женщины получили право голоса лишь после Первой мировой войны, во Франции в 1946 г.
Стремление ограничить круг избирателей отражало страх перед вовлечением широких народных масс в политику. Опасения вызывал рост влияния социалистов. Они подвергались преследованиям. В Германии в период канцлерства Бисмарка 12 лет действовал «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов». В Италии правительство Криспи также запрещало деятельность социалистов. Но в начале века остановить рост влияния социалистов запретами было уже нельзя.