введение для курсовой работы по истории

Как написать курсовую по истории самому: 7 советов

Каждому студенту нужно знать, как написать курсовую. Однако для разных факультетов существует разница в выборе материала, в написании текста и в оформлении. Поэтому нужно разбираться, какие требования могут быть предъявлены к вашей письменной работе.

В этой статье мы разберем, как написать курсовую по истории самому. Читайте до конца, чтобы узнать все лайфхаки и советы для студентов.

Что такое курсовая и зачем она нужна

Как написать курсовую работу по истории

— Когда начинать писать курсовую работу

— Как подготовиться к написанию курсовой работы

Как написать содержание курсовой работы по истории

Как написать введение курсовой по истории

Как написать основную часть курсовой работы

— Как написать теоретическую часть курсовой по истории

— Как написать практическую часть курсовой по истории

Как написать заключение курсовой работы по истории

Как оформить список используемой литературы

Как написать курсовую работу по истории за 20 минут – ВИДЕО

Как самому проверить уникальность курсовой

Как повысить уникальность курсовой по истории

Что такое курсовая и зачем она нужна

Если вы хотите узнать, как написать курсовую по истории самому, прочитайте, что такое курсовая и для чего она нужна. Давайте начнем с самой основы.

Курсовая – это учебно-исследовательская работа, которая предполагает изучение и рассмотрение актуальной научной проблемы. Если говорить проще, то студенту нужно написать работу по современной научной теме. В курсовой нужно рассмотреть теоретическую часть по теме: историю, развитие, разные взгляды ученых на данную проблему и т.д.; а также выполнить практическую часть: исследовать тему самостоятельно, углубиться в нее и сделать выводы.

В курсовой необязательно решать научную проблему. Достаточно только рассмотреть ее глубже, чем другие исследователи, связать несколько разных взглядов и мнений в одно, обобщить все полученные выводы.

Курсовая очень напоминает реферат, но при этом включается новая часть – это практическое исследование. Методы исследования, которые понадобятся при этом, нужно узнавать от научного руководителя. Вообще помощь научрука понадобится на протяжении всей работы, поэтому нужно заранее подобрать хорошего преподавателя.

Объем курсовой – 25-35 страниц всего + 15-20 источников в списке используемой литературы.

Таким образом, каждому студенту придется с 1 или со 2 курса научится писать курсовые. Дальше мы расскажем, как написать курсовую по истории самому.

Каждая курсовая работа должна быть проверена на плагиат, так можно удостовериться, что студент писал текст сам, а не скопировал его из интернета. Чтобы пройти проверку, закажите на сайте Анти-антиплагиат.рф повышение уникальности до 70-90% за пару минут. Текст не поменяется, а вы сможете проверить повышение без предоплаты.

Также помогаем оформить работу по ГОСТ в кратчайшее время. Работаем круглосуточно

Как написать курсовую работу по истории

Приступим к ответу на вопрос, как написать курсовую работу по истории. На самом деле работа начинается после того, как вы выбрали научного руководителя. Сначала вам нужно вместе придумать актуальную тему и название работы.

Вы можете выбрать название из списка научрука, либо придумать его самостоятельно. Либо подготовьте тему для изучения, а преподаватель придумает название.

Запомните: название главы или параграфа не должно повторять название курсовой работы.

Вы должны соблюдать данный порядок в своей работе, чтобы правильно написать курсовую работу по истории. Дальше мы рассмотрим каждую часть отдельно.

Когда начинать писать курсовую работу

Чтобы начать писать курсовую работу по истории самому, нужно наконец справиться с ленью и с откладыванием дел. Мы рекомендуем начать за полгода до сдачи работы, если вы хотите написать текст абсолютно самостоятельно. Если вы планируете пользоваться интернетом, то самый минимум – это месяц.

Однако существует прием, который поможет написать курсовую за 20 минут. Вы можете посмотреть видео-инструкцию в конце статьи. Сразу предупреждаем, что использовать данный прием можно лишь в критической ситуации.

Как подготовиться к написанию курсовой работы

Чтобы подготовиться к написанию курсовой работы по истории, нужно подобрать материал для изучения (базу исследования) и список литературы, которая вам понадобиться для написания. Это могут быть статьи, учебники, монографии, диссертации и т.д. Очень помогают открытые библиотеки и электронные журналы для студентов исторического факультета.

Поговорите со своим научным руководителем, он должен вам помочь подобрать 10-15 источников для библиографии. Официально можно пользоваться журналами ВАК, выбирать источники из библиотек университетов или городских библиотек, из студенческой базы Scopus, из справочно-правовых сборников, из архивов и сборников диссертаций.

Вы можете сами воспользоваться открытой библиотекой «КиберЛенинка», где можно найти множество современных научных статей по вашей теме. Используйте не только сами статьи, но и их списки используемой литературы, копируйте источники, а также ссылки и сноски. То же самое можно повторить с готовыми курсовыми по похожим темам.

Подготовиться к написанию курсовой работы нужно так, чтобы вы сели за стол, открыли электронные источники (статьи), книги и начали выполнять работу. Либо, если у вас есть время, прочитайте сначала всю литературу. Так вы сможете написать курсовую по истории самостоятельно.

Как написать содержание курсовой работы по истории

Написать содержание курсовой работы по истории нужно обязательно. Причем содержание является одновременно и планом. Добавляется только одно – это номера начальных страниц глав и параграфов. Поэтому заполнять содержание нужно не только до написания основного текста, но и после его завершения.

Самое главное: названия глав и параграфов в содержании должны в точности совпадать с заголовками в основном тексте. Если вы хотите в тексте изменить название главы и параграфа, то не забудьте исправить несоответствие в содержании.

Итак, теперь вы выполнили половину работы и осталось только написать текст. Как написать курсовую по истории самому, расскажем дальше.

Как написать введение курсовой по истории

Итак, как написать введение курсовой по истории самому?

Введение курсовой по истории – это первая часть, где вы должны кратко изложить все свое исследование. Оно имеет упорядоченную структуру и представляет собой короткое описание по разным критериям. Объем данной части должен быть не более 2-3 страниц.

Давайте посмотрим структуру введения.

В 1-2 предложения расскажите о своей теме по пунктам. Только актуальность исследования может достигать объема до половины страницы.

Итак, если вам сложно сформулировать введение, то переходите к написанию основной части. Вы можете вернуться к написанию вводной главы курсовой по истории позже.

Как написать основную часть курсовой работы

Самая большая часть – это основная. Ее объем составляет около 20-25 страниц. Чтобы написать курсовую по истории самому, нужно максимально вложиться в эту часть. Студентам исторического факультета во многом повезло. Они могут написать больше текста в теоретической части. 10-15 страниц должна занимать теория и только 10 страниц практическая часть.

Самый простой способ, как написать основную часть. Всю информацию можно найти в интернете. Вы копируете заголовок параграфа, а затем вставляете его в поисковую строку браузера. Поисковик сам находит вам множество публикаций по ключевому слову, а вы копируете текст и добавляете в свою работу. Только после такого обязательно нужно повысить уникальность работы, иначе преподаватель быстро обнаружит заимствования, благодаря антиплагиату. Как поднять уровень оригинальности, расскажем в конце статьи.

Итак, давайте разберем, что же нужно написать в теоретической и практической части курсовой по истории.

Как написать теоретическую часть курсовой по истории

Итак, как написать теоретическую часть курсовой по истории? Ответим на вопрос с помощью инструкции. Для примера возьмем тему курсовой «Экономические взаимоотношения Руси и Скандинавии в IХ-ХI вв.»

Итак, вы выполните теоретическую часть, когда рассмотрите кратко историю развития не только двух народов, но и исследования данной темы. Не забывайте всегда ссылать на источники, добавляйте 1-2 цитаты или ссылки через страницу. Итак, вы смогли написать теоретическую часть курсовой по истории. Осталось совсем немного.

Как написать практическую часть курсовой по истории

Написать курсовую по истории без практической части невозможно. Поэтому продолжим на нашем примере приводить инструкцию для написания второй главы. При этом вспомним, что нам нужно именно исследовать и использовать методы исследования.

В нашем случае помогут методы: историко-сравнительный (чтобы сравнивать экономические отношения, экспорт и импорт), описательный (чтобы описать взаимодействие между народами и странами), анализ (чтобы рассмотреть взаимодействия).

Таким образом, в каждом параграфе нужно добавлять археологические находки и древние письмена, которые будут подтверждать ваше умозаключение. Не забывайте под каждым параграфом и в конце главы делать выводы. Таким образом, вы сможете написать курсовую по истории самостоятельно. Осталось добавить заключение.

Как написать заключение курсовой работы по истории

Написать курсовую по истории нужно только для того, чтобы вышло заключение с понятной мыслью. Вам остается написать 2-3 страницы, чтобы подвести итог.

Вы можете вначале добавить информацию из введения, например: «Актуальность данной работы определяется тем, что современные экономические отношения России и Скандинавских стран стали напряженными. Поэтому возникает необходимость обратиться в прошлые времена, чтобы проследить становление и развитие первых экономических взаимоотношений и их необходимости».

Затем нужно обязательно кратко рассказать о полученных выводах. Важно не скопировать их, а именно обобщить и сделать итог.

Таким образом, вы можете закончить написание курсовой по истории самостоятельно. Осталось только правильно оформить по ГОСТу весь текст и список используемой литературы.

Источник

Рекомендации по написанию курсовой по истории.

Курсовая работа, в данном случае, по истории, пишется, практически так же, как и любая иная научная работа по предметам гуманитарного цикла. При этом, требования здесь немного выше, нежели просто к рефератам или контрольной. Темы для курсовых работ обычно дают профессора или преподаватели. Но бывает, что приходится самому искать. Этот вариант более сложен, но и интересен, можно рассмотреть те аспекты, которые действительно интересны вам.

введение для курсовой работы по истории. Смотреть фото введение для курсовой работы по истории. Смотреть картинку введение для курсовой работы по истории. Картинка про введение для курсовой работы по истории. Фото введение для курсовой работы по истории

Далее, после того, как вы определились с темой, идёт самый главный этап — сбор материала. Необходимо задействовать максимально большое количество источников. Чем больше материала, тем интереснее и разнообразнее информация. Будут полезны специальные методички, которые составляют преподаватели курса. Для сбора информации можно пойти в библиотеку, или поискать в интернете.

введение для курсовой работы по истории. Смотреть фото введение для курсовой работы по истории. Смотреть картинку введение для курсовой работы по истории. Картинка про введение для курсовой работы по истории. Фото введение для курсовой работы по истории

Готовя материал, нужно внимательно просматривать статьи по вашей теме. Те из них, которые больше всего подходят, обязательно сохраняйте. Если вы используете интернет, сохраняйте ссылки и имя автора статьи. Можно, в целях удобства работы со справочной литературой, сделать небольшие карточки, на которых нужно написать данные о каждом источнике, а так же, важную информацию. Это поможет видеть основную информацию. Разложив карточки перед собой, вам будет удобнее составить план и написать курсовую, так как не придётся искать, где были изданы те или иные книги, год выхода статьи, авторов и так далее.

Введение. Приступая непосредственно к курсовой, нужно написать правильно введение. В этой части пишется основной обзор литературы по теме, делается вывод о степени изученности темы и её актуальности. Здесь же, определяется предмет и объект исследования, ставятся цели и задачи. Для того, чтобы это всё написать, придётся провести не мало времени за поиском информации в читальных залах, библиотеках и интернете. Курсовая по истории требует тщательного изучения фактов.

Материал, изложенный во введении, нужно излагать в хронологическом порядке. Начинайте писать с рассмотрения оценки самых ранних работ и исследований по теме. Обязательно нужно включить в работу и самые новейшие статьи. После указания автора источника, кратко излагайте содержание материала и дайте свою оценку работе. Напишите о своём согласии или несогласии с мнением автора, о том, насколько она полезна для вашего исследования и сравните с другими.

введение для курсовой работы по истории. Смотреть фото введение для курсовой работы по истории. Смотреть картинку введение для курсовой работы по истории. Картинка про введение для курсовой работы по истории. Фото введение для курсовой работы по истории

В конце введения, необходимо написать о том, насколько изучена и актуальна тема и объяснить почему. Обязательно выделите предмет и объект изучения. Напишите о цели работы, она должна вытекать из названия. Помните об этом. Выделите задачи, которые необходимо будет решить для достижения поставленной вами цели.

Работа в основной части должна представлять из себя ваше собственное исследование. Старайтесь как можно меньше использовать плагиат и пишите своими словами. Это будет не сложно, если работать по плану, рассматривая поставленные вами задачи. Не забывайте ссылаться на источники, но мысли излагайте свои и своё личное мнение. Курсовая работа по истории предполагает, что студент будет высказывать свои мысли о том, что происходило. Но только после того, как будут изучены многие факты и материалы. Очень важно при этом, использовать работы авторов, которые противоречат друг другу, имеют различные взгляды на одно и то же событие. Это позволит более глубоко изучить моменты истории и вникнуть в тему.

Заключение. Это своеобразный вывод, подведение итогов всей работы и обобщение. Напишите, достигнута ли цель исследования, ее задачи.

Источник

Жизнь и деятельность А. Н. Радищева

введение для курсовой работы по истории. Смотреть фото введение для курсовой работы по истории. Смотреть картинку введение для курсовой работы по истории. Картинка про введение для курсовой работы по истории. Фото введение для курсовой работы по истории

Жизнь и деятельность А. Н. Радищева

1.Детские и юношеские годы А. Н. Радищева

1.1. Семья и первые годы жизни А. Н. Радищева…..……………………….……. 8

2. Государственная деятельность А. Н. Радищева.

2.1. Служебная деятельность А. Н. Радищева ………………………….………….21

2.2. Общественная деятельность А. Н. Радищева …………………….…………. 27

3. Последние годы жизни А. Н. Радищева ……………………………………. ….35

Список использованной литературы ……………………………………….………41

Тема курсовой работы определена как «Жизнь и деятельность А.Н. Радищева».

История – это деятельность людей. В нашей истории жили, действовали, служили Отечеству люди, которые стали историческими личностями.

По мнению Томаса Карлейля история мира – это биография великих людей. 1 В отечественной истории масштаб исторической личности измерялся степенью влияния на ход исторических событий во времени и пространстве. Авторы словаря-справочника по теории и методике обучения истории, адресованного студентам исторических факультетов, школьным учителям истории, изучение исторической личности является традиционной содержательной линией в школьных курсах истории. 2

Каждый век был богат историческими личностями, в том числе и XVIII век, век «Просвещения». Век «Просвещения» в России представлен большой плеядой просветителей, которые оставили свой след в истории, сделали большой вклад в просвещение, науку, культуру, образование, один из таких людей – Александр Николаевич Радищев.

Он поднял в своей деятельности актуальные для того времени вопросы не просто просвещения, но и вопрос социальной справедливости, вопрос свободы. Радищевым открывается новая эпоха в развитии общественной мысли в России. Он заложил первые камни в фундамент великого здания освободительной мысли. Поэтому не удивительно, что в нормативных документах об образовании применительно к XVIII веку личность Радищева фигурирует.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, перечислим некоторые из них: любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, гражданского общества, патриотизма; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Мы считаем, через изучение жизненного пути А.Н. Радищева, рассмотрения его нравственных, волевых качеств, результатов его деятельности, оценку его роли в истории, оценку с точки зрения норм той эпохи, в которой он жил, мы будем воспитывать в учениках качества личности, которые предъявляет нам Федеральный государственный образовательный стандарт.

Если мы обратимся к школьным учебникам, то видим, что в одних учебниках Радищев упоминается, а в других нет. Но в историко-культурном стандарте, основным документом для учителя истории, фамилия Радищева фигурирует. Поэтому учитель должен быть подготовлен к такой работе с детьми на уроках и во внеурочной деятельности.

Радищев – первый последовательный и мужественный борец с самодержавием и крепостным правом, философ-материалист, один из зачинателей реалистической художественной литературы. Он стоит у истоков прогрессивной русской литературы, занявшей ведущее место в XIX веке. 3

Исследования А.Н. Радищева в России начались еще в XIX веке, и продолжены в минувшем столетии, а также в нашем веке.

Конечно, изначальное внимание публики к Радищеву уже существовало сразу после его смерти. Представление о Радищеве того времени подчас сводилось к тому, что он скорее нравственно-добродетельный общественный деятель, чем писатель.

Оценка Радищеву как образу деятеля-революционера была предметом бесед между Пушкиным и Карамзиным в 1819 г. 4

Наследие А.Н. Радищева привлекло внимание советских исследователей, оно стало в центре всего изучения русской литературы XVIII века. 5

В 20-х и 30-х годах появилось несколько монографических работ о Радищеве, из которых следует обратить внимание на три, принадлежащие крупнейшим советским ученым. Две из них подготовлены исследователями, начавшими свою деятельность еще до революции: книга В.П. Семенникова «А.Н. Радищев» (1923), богатая фактами и наблюдениями; первая критическая биография А.Н. Радищева и ценнейший комментарий к «Путешествию из Петербурга в Москву» в книге «Материалы к изучению «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева» (1935), написанные Я. Л. Барсковым. 6

Третья книга – «Очерки русской литературы XVIII века» (1938) принадлежит историку русской литературы Г.А. Гуковскому. Радищев и его творчество рассматривались ученым как ведущее начало всего демократического движения второй половины века. 7

Рост социалистической культуры и науки определил в послевоенные годы новый подъем в изучении русской литературы XVIII века и Радищева. Радищева изучает широкий фронт ученых – не только литературоведы, но и философы, историки, экономисты, правоведы: Д.Д. Благой, П.Н. Берков, В.Н. Орлов, М.А. Горбунов, А.И. Старцев, Г.В. Приказчикова, Н.И. Громов, М.П. Алексеев, Н.К. Пиксанов, Э. С. Виленская, В.С. Покровский, Л.И. Кулакова, Л.Б. Светлов, Ю.М. Лотман, Д.С. Бабкин, Л.И. Шмаков, И.Я. Щипанов и др.

Достижения советского литературоведения, решение учеными важнейших проблем творчества и мировоззрения первого русского писателя-революционера, восстановление исторической правды о нем, создали условия для дальнейшего плодотворного изучения жизни А.Н. Радищева. 8

В XX веке интерес к Радищеву пробуждается с новой силой: он становится идеологическим символом борьбы против царизма. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года к нему прочно пристал ярлык первого в русской литературе писателя-революционера. А главная его книга – «Путешествие из Петербурга в Москву» из разряда памятников литературы перешла в разряд обязательных произведений школьной программы по литературе.

Несмотря на то, что его произведения написаны более двухсот лет назад, многие его обвинения вновь актуальны. В погоне за наживой люди теряют человеческий облик. Готовы других лишать не только имущества и денег, но и жизни. Сращивание криминала с властью, когда чиновники сотрудничают с теми, кого надо бы судить. События, происходящие в Росси, заставляют обратиться к мировой и отечественной общественно-политичекой мысли классиков, в том числе и Радищеву, первому, в новой истории сказавшему громко о необходимости революционных преобразований в России. В связи с этим, А.Н. Радищев как историческая личность представляет собой интересный и актуальный объект исследования.

Чтобы правильно оценить деятельность Радищева, нужно учесть исторические особенности эпохи, в которую он жил и боролся. 9

Цель: изучить жизненный путь А. Н. Радищева.

— выявить особенности воспитания А. Н. Радищева в семье.

— рассмотреть характер служебной деятельности А. Н. Радищева.

— охарактеризовать общественную деятельность А. Н. Радищева.

— описать последние годы жизни А. Н. Радищева.

Объект исследования: А.Н. Радищев как историческая личность второй половины XVIII века.

Предмет исследования: жизнь и деятельность А.Н. Радищева.

В своей работе мы использовали классификацию исторических источников Л.Н. Пушкарева. Автор, исторические источники делит на письменные, вещественные, этнографические, тип «письменные» источники подразделяет на два рода, документальные и повествовательные.

В своей работе мы используем письменные, повествовательные источники, а именно: книги о русской литературе XVIII века Г.А.Гуковского, Г.П. Макогоненко, В.Н. Орлова; учебник по Истории России с начала XVIII до конца XIX века А.Н. Боханова, М.М. Горинова; биографические исследования Г.П. Макогоненко, Б. С Евгеньева, Н.И. Громова, биография А.Н. Радищева написанная его сыновьями; художественные произведения А.Н. Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву» (вступительное слово Ю.К. Бегунова), «Избранные сочинения А.Н. Радищева» (вступительное слово Г.П. Макогоненко); документальные: Федеральный государственный образовательный стандарт, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерная программа основного общего образования, историко-культурный стандарт.

1.Детские и юношеские годы А. Н. Радищева

1.1.Семья и первые годы жизни А.Н. Радищева

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать, Фекла Степановна Аргамакова, происходила из дворян. 10 Николай Афанасьевич имел 2000 душ и большое семейство – семь сыновей и четыре дочери. Он был довольно образован для своего времени, знал языки французский, латинский и польский. 11

По сравнению с другими помещиками, родители Радищева гуманно относились к своим крепостным: не истязали дворовых, не ссылали в Сибирь провинившихся и не обременяли крестьян продолжительной барщиной. 13

В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, но немало слышал рассказов о жестоких соседях-помещиках. 14 Всего в шести верстах от поместья отца Радищева находилось имение богатого помещика Василия Николаевича Зубова, известного жестокостью в обращении со своими крестьянами. Зубов купил село Анненково с 250 душами и множеством земли и начал с того, что отобрал у мужиков весь хлеб, скотину, лошадей. Он посадил крестьян на «месячину» и в рабочую пору кормил их на барском дворе, наливая в большие корыта щи. Зубов строго наказывал крестьян за малейшую провинность, сажал их в острог, построенный в отдаленной деревне. Одного приказчика он держал на цепи больше года. 15

Александр Николаевич был старший из детей своего отца. Он был любимец своей матери, с которою сходствовал кротостью нрава. 17

Желая дать сыну всестороннее образование, родители отправили мальчика в Москву, в дом дяди Михаила Федоровича Аргамакова, родственника ректора Московского университета – А. М. Аргамакова. 20

1.2. Обучение А. Н. Радищева

Москва была единственным тогда университетским городом, — университет был учрежден в ней в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова. 21 Московский университет, где обучались по программе, составленной Ломоносовым, должен был готовить новое поколение деятелей русской культуры. 22

Радищев учился в Москве в те годы, когда в Московском университете уже работал Д.С. Аничков, когда в нем учился С.Е. Десницкий (в 1759–1760 гг.) и другие будущие ученые-демократы. 23

Дети Аргамакова не ходили в классы, а занимались с преподавателями и профессорами университета и гимназии дома. С ними и учился Радищев. 24

Годы жизни Радищева в Москве были годами довольно бурного брожения умов в среде столичной интеллигенции — в среде передового дворянства и разночинцев. В самых различных слоях общества в самых различных формах проявлялось в эти годы недовольство правительством императрицы Елизаветы, еще более усилившееся при Петре III с его пронемецкой политикой. Всюду — в дворянских салонах, в кабинетах ученых и писателей, на вечеринках молодежи — критиковалось правительство, шли споры о крепостном праве, говорили об образовании, о литературе. Москва жила активной по тем временам общественной жизнью, и круг общественных интересов московской интеллигенции был широк. В Москве имелись литературные и научные общества и кружки, издавались журналы, передовые ученые читали лекции.

Все это вместе взятое, вся эта обстановка становления передовой демократической мысли, была для юного Радищева первой школой жизни — школой, которая дала определенное направление и содержание его мыслям и стремлениям, которая заложила в его сознании основы демократических идей. Это была начальная стадия формирования его мировоззрения, первые ростки которого пробились на родной русской почве. Пройдет еще несколько лет, и эти его первые приобретения не только не заглохнут, но получат новый толчок к дальнейшему развитию и углублению. 26

В ноябре 1762 года при содействии Аргамаковых был пожалован в пажи дворянин Александр Радищев. Для него началась самостоятельная жизнь. В 1763 году Радищев приехал из Москвы в Петербург, где помещался Пажеский корпус – придворное учебное заведение.

Пажеский корпус, основанный Елизаветой в 1759 году, готовил государственных деятелей, надежных защитников престола. Естественно, что Екатерина II с первых дней своего царствования уделяла много внимания воспитанию пажей. 27

Десяток случайных и бессистемно подобранных предметов составлял науку корпуса. Иностранные языки (французский и немецкий) и артиллерия, география и фортификация, механика и танцы, алгебра и фехтование, геральдика (особо важная наука для пажей о гербах и титулах русских дворян) и верховая езда, история дворянских домов в России и «наука составления коротких комплиментов, по вкусу придворному учрежденных».

Преподавать все эти предметы доверили единственному учителю корпуса французу Мораберту. Невежда-учитель был высочайшим указом признан годным для этой должности. 28

Розги, карцер не были забыты и толковались как средство попечения о «даре нрава» пажа, как средство «неогорчительного» воспитания юноши.

Практическая деятельность пажа сводилась к унизительным дежурствам в Зимнем дворце при «особах» императорской фамилии. Быть на посылках, ловко подавать упавший платок, составлять экстракты пьесам, игравшимся в Эрмитажном театре, говорить вовремя изящные комплименты, дежурить у стола – подавать приносимые лакеями кушанья, проявлять ловкость, услужливость, послушание – вот к чему сводилась служба пажа. 29

И все же годы пребывания в Петербурге явились важнейшим этапом в идейном развитии Радищева. Этому содействовали события политической жизни России того времени.

Годы Екатерининского царствования характеризуются небывалым обострением классовых противоречий между дворянством и крестьянством. Уже само вступление Екатерины на престол сопровождалось заревом многочисленных восстаний. «Страдающая вокруг жизнь» (Герцен), с самой ранней юности обступив Радищева, привлекала его внимание, заставляла задумываться над коренными вопросами социального бытия миллионов обездоленных хлебопашцев, над судьбой своей родины. Крепостное право было главным политическим вопросом в России тех лет.

В эти годы крестьянская тема властно вторгается в литературу, именно с этой поры русские писатели начинают писать о положении русских крепостных, начинают борьбу с крепостничеством. 30

Сама по себе жизнь при дворе, конечно, не могла способствовать духовному росту молодого Радищева. Трудно сказать, к чему привела бы его эта жизнь, если бы не его душевные силы и крепость, о которых теперь уже можно говорить с достаточным основанием, поскольку они выдержали такое суровое испытание, как пребывание в пажеском корпусе. 31 Но вот и светлый луч в этой темной и, конечно, безрадостной жизни: дружба — первая юношеская дружба!

Пребывание в пажеском корпусе и служба при дворе обогатили Радищева дружбой с П.И. Челищевым, А.К. Рубановским и особенно с Алексеем Кутузовым. Радищев и Кутузов жили в одной комнате, но не одно это чисто внешнее и случайное обстоятельство сдружило их. Их сблизила общность интересов: оба они любили литературу. В жизни они пошли совершенно различными путями, но эту юношескую свою дружбу Радищев пронес через годы учения за границей и впоследствии, несмотря на разлуку, несмотря на глубокую «разность во мнениях», он сохранил, сберег ее на долгие годы. 32

Интерес молодого Радищева к литературе, пробудившийся еще в Москве, в семье Аргамаковых, не только не угас в Петербурге, но окреп еще сильнее. Содействовала этому не только дружба с Алексеем Кутузовым, но и до известной степени новая «мода» в придворных кругах. Теперь для успеха при дворе и в «обществе» требовалось уже знакомство не с последней парижской модой, а с новейшими произведениями литературы. Прислуживая во дворце, Радищев мог видеть в покоях императрицы новые книги, рукописи, принадлежащие ее перу. Многие вельможи, которые до того не проявляли заметного интереса к науке, литературе и прочим высоким материям, теперь, подражая и угождая «просвещенной монархине», также принялись устраивать в своих дворцах библиотеки и картинные галлереи, чтения новых произведений и постановки модных пьес. 33

В связи с подготовкой созыва Комиссии по Уложению – большого политического события – опять круто изменилась судьба Радищева. По велению Екатерины лучшие из пажей должны были спешно отправиться в Лейпцигский университет для получения юридического образования с тем, чтобы по возвращении немедленно включиться в огромное предприятие – упорядочение старых законодательных сводов, наблюдение за исполнением действующих законов. Радищев оказался среди этих лучших молодых людей – образованных, серьезных, увлеченных идеей служения отечеству. Осенью 1766 года в числе двенадцати лучших учеников он был послан в Германию в Лейпцигский университет. 34

Приехав 11 февраля 1767 года в Лейпциг, Радищев и его товарищи через две недели были зачислены на юридический факультет, но только через месяц приступили к занятиям по выработанной профессорами программе. Радищев стал заниматься не только по программе юридического факультета, но изучал языки, литературу, естественные науки, медицину, брал уроки музыки (пять лет обучался игре на скрипке). 35

Лейпцигский университет – одно из старинных учебных заведений и крупный культурный центр Германии XVIII века. Но в то время, когда учился Радищев, в Лейпцигском университете официально проповедывались рутинерские истины и консервативные политические доктрины, оправдывавшие монархическую форму правления.

Гете, учившийся в эти годы в Лейпцигском университете, отметил в системе преподавания сухой педантизм, лишенный живой мысли и свежих веяний века. Однако среди профессоров были люди передовых убеждений, снискавшие любовь и уважение юношей. Популярностью среди студентов пользовались профессора Геллерт, читавший курс словесных наук, и философ Платнер, последователь Лейбница и Канта. Политические взгляды этих преподавателей были весьма умеренны. Однако русских студентов привлекали их суждения о высоком назначении писателя, призванного служить обществу и проповедовать истину и общественную добродетель. Лейпцигский университет дал Радищеву основу разнообразных научных знаний и навыки исследовательской работы.

Русские студенты с первых дней пребывания в университете отличались прилежанием и поражали профессоров разносторонней образованностью. 36

Лейпцигский университет дал Радищеву и его друзьям научную школу. Но он мало мог дать им в направлении их идейного воспитания. Помимо лекций Радищев и Ушаков воспринимали науку и культуру из книг. Французские просветители, радикалы и демократы, готовившие в умах революцию, разразившуюся в действительности через двадцать лет, были подлинными учителями Радищева в его студенческие годы. Изучение их сочинений оформило тот «заквас» свободной мысли, который был усвоен им с детства на родине. 37

Русские студенты жили дружным коллективом. Руководящую роль играл Федор Ушаков, самый старший и наиболее одаренный юноша. Любимым занятием было чтение и беседы о прочитанных книгах. Собираясь в комнате братьев Ушаковых, юноши вели задушевные беседы о философии, искусстве, обсуждали книги русских и иностранных ученых, затрагивали судьбы горячо любимой родины. Философы-материалисты Франции Дидро, Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Гольбах организовали издание Энциклопедии, объединив выдающихся ученых, писателей, публицистов. Это издание – большое событие в умственной жизни XIII века.

«Энциклопедисты» возглавили идейную борьбу нарождающейся буржуазии против феодальной идеологии, против религиозного мракобесия, горячо отстаивали свободу человеческой личности, восставали против сословного неравенства и работорговли.

Радищев и его друзья внимательно изучали труды Мабли, Руссо, Гольбаха, Рейналя, Гельвеция, Вольтера, Монтескье и других философов-энциклопедистов. 38

Идеи европейского Просвещения они связывали с русским общественным движением. Лучшие люди России, как и европейские просветители, вели борьбу с феодально-абсолютистским режимом, с сословным неравенством. Радищев и Федор Ушаков, как наиболее подготовленные среди своих товарищей, глубже понимали историческую необходимость революционного преобразования всего общественного строя крепостнической России и готовили себя к борьбе за свободу русского народа.

Обстановка в которой пришлось жить студентам, сложилась для них неблагоприятно. 39

Отправляя в Лейпциг двенадцать юношей, Екатерина написала инструкцию обучения, определив правила их жизни и поведения, назначив управителей. Все двенадцать студентов были отданы под единодержавную власть гофмейстера майора Бокума. Для опеки над духом был дан иеромонах отец Павел. Юноши превратились в подчиненных своего жадного до денег, глупого, самодовольного и невежественного начальника. Они должны были жить в специально отведенном для них доме, по двое в маленьких грязных сырых комнатах, жить под вечным надзором, обязаны носить казенное обмундирование, при этом носить долго, даже когда оно становилось ветхим, должны были ходить на молитвы и слушать проповеди глупого иеромонаха Павла.

Ничто, по словам Радищева, «толико не сопрягает людей, как несчастие. Сия истина подкрепляется и нашим примером. Худые с нами поступки нашего гофмейстера сделали нас единомышленными». Изучение книг о естественном праве, знакомство с формами государственного управления подкреплялось у русских студентов опытом жизни в колонии под началом Бокума.

Чем сильнее и наглее были притеснения Бокума, тем неодолимее росло чувство негодования, тем тверже становилась воля. Студенты, доведенные дог крайности, и поднялись на бунт.

Бунт студентов против Бокума дал свои результаты. И выигрыш был не только в том, что улучшились условия материального существования, главное – «с того времени жили мы с ним почти как ему неподвластные). 40

Потерпев поражение в борьбе с воспитанниками, Бокум занялся «округлением» своего состояния, а за поведением студентов поручил следить священнику.

Иеромонах Павел стремился вразумить непокорных юношей и часто давал им уроки нравственности. Проповеди священника обычно превращались студентами в веселый фарс. Отец Павел требовал, чтобы студенты утром и вечером молились и пели псалмы. Воспитанники охотно выполняли приказание наставника, умышленно превращая богослужение в своеобразный концерт, « в шутку и посмеялище».

Таким образом, Бокум своими поступками развивал в юношах ненависть к административному аппарату крепостнической России, а священник – неуважение к церковным обрядам и богословским догматам. 41

Добившись свободы, отстояв свои права и улучшив условия жизни уже в первый год обучения в Лейпциге, русские студенты могли заниматься многими интересующими их науками «по собственному произволению». Верные себе, они слушали те лекции, которые их устраивали, и категорически отказывались слушать неугодные им реакционные курсы. 42

Радищев лишился друга, но завещание его «неизгладимою чертою ознаменовалося на памяти». Ф.В.Ушаков воспитал из Радищева человека «твердых мыслей», имеющего «правила» исполнения должности граджанина, мыслителя, отважного человека. 44

Успешно выдержав экзамен, Радищев осенью 1771 года вместе с двумя своими товарищами, Кутузовым и Рубановским выехал в Россию. Князь Белосельский послал Олсуфьеву письмо, в котором рекомендовал трех студентов, как наиболее отличившхся в науках и потому достойных награждения.

Считая всех трех студентов – А. Н. Радищева, А.М Кутузова и А.К. Рубановского – отличившимися в науках, Белосельский все же особо выделял Радищева. Поэтому одновременно с письмом к Олсуфьеву он нписал другое письмо своему начальнику Н.И. Панину, в котором давал высокую оценку не только знаниям Радищева, но и отмечал его личные дарования. Это письмо показывает, что к концу своего обучения в Лейпциге Радищев зарекомендовал себя у профессоров университета как талантливый ученик. 45

2. Государственная деятельность А.Н.Радищева

2.1. Служебная деятельность А.Н. Радищева

В конце ноября 1771 года А. Н. Радищев вместе с А.М Кутузовым и А.К. Рубановским вернулись из Лейпцига в Петербург.

Екатерининская Россия встретила их неласково. Перепуганная активностью не только дворянской, но и демократической оппозиции, русская императрица распустила Комиссию, закрыла сатирические журналы, стала на путь открытой борьбы с русскими деятелями, не желавшими ве6рить творимой ею легенде, что в России наступил «златый век», что царствует здесь просвещенный монарх. Поэтому прибывшие юристы были не нужны. Они оказались предоставлены сами себе. Лишенный каких-либо средств к существованию, Радищев должен был искать службу. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым поступает в Сенат на должность протоколиста. 46

Должность эта отнимала много времени и была незаметной и «недоходной». Молодые люди взялись за работу в расчете не на доходы, а на то, что она позволит им изучить русское право и даст возможность ознакомиться с судоустройством и судопроизводством. 47

Сенат, являясь высшим административным и судебным учреждением, контролировал доход и приход государства, наблюдал за деятельностью различных ведомств и низших судов. В Сенат поступали самые разнообразные дела со всех концов государства, и перед молодым протоколистом открывалась потрясающая картина жизни народа и произвола господствующего класса.

Большое дело возникло на Олонецких заводах, где крестьян принуждали к сверхурочным работам в самую горячую пору крестьянской страды. Крестьяне взбунтовались. Посланную против них команду они встретили кольями и рогатинами. Полковник князь Урусов вскоре усмирил непокорных «мелким ружьем и пушкой». 50 Эти страшные «дела» раскрывали Радищеву глаза на жизнь народа в России, обогащали его знакомством с правдой жизни. Перед ним представала во всем своем неприкрашенном облике крепостная Россия. Радищев неоднократно убеждался и в том, что высшие чиновники безнаказанно расхищали казну, а мелкие чиновники, «мученики четырнадцатого класса», безжалостно наказывались за малейшее упущение по службе.

Не имея возможности активно вмешиваться в ход событий, Радищевы в 1773 году оставил службу в Сенате и перешел обер-аудитором (прокурором) в штаб главнокомандующего в Петербурге Я.А. Брюса. 51 Роль аудитора в армии значительна. Поскольку судьями назначались офицеры, невежественные в делах судопроизводства, решения их часто были произвольными и беззаконными. От аудиторов, и прежде всего от обер-аудитора, зависело справедливое решение дела, ибо по своему положению в дивизии и по отношению к командиру дивизии он имел реальное право вмешиваться в судебный процесс, контролировать решения судов и определять приговоры в докладе конфирмирующему начальнику. 52

Обер-аудитору вменялось в обязанность подбирать статьи закона, на основании которых военный суд выносил приговор провинившимся. Жертвами «правосудия» чаще были солдаты, за незначительную провинность подвергавшиеся телесным наказаниям и каторжным работам. 53

Крестьянское восстание напугало некоторых дворянских писателей, еще недавно возмущавшихся деспотизмом Екатерины II и зверствами помещиков. «Радищева оно не напугало. Оно заставило только еще глубже вдуматься в смысл современной ему русской действительности, еще бесстрашнее и последовательнее сделать выводы из своих наблюдений и размышлений. 54

Исполнение обязанностей обер-аудитора дивизии, связи с военной коллегии, с кругом старших офицеров армии помогали Радищеву знакомиться с ходом восстания Пугачева. Через штаб Брюса проходили все указы военной коллегии, касающиеся подавления восстания. 55 О «возмутителях» Радищев узнавал из официальных документов, с которыми знакомился по долгу службы. 56

Восставших все больше и больше теснили хорошо вооруженные войска правительства во главе с екатерининскими генералами. В армии же Пугачева начался распад. Его солдаты – вчерашние крестьяне, получив свободу и землю, бросали армию и оставались в своих селах. Крестьянская армия не понимала общегосударственного размаха борьбы, неохотно шла куда-то вперед, прочь от своих земель. Это была исторически неизбежная слабость крестьянства. Этой слабостью воспользовались екатерининские генералы. Силой они расправлялись с восставшими, хитростью и подкупом они пытались заполучить вождя и руководителя восстания – Пугачева. В ноябре 1774 года, выданный царским генералам, Емельян Пугачев был доставлен в Москву и 10 января 1775 года казнен. Еще с полгода гуляли отдельные отряды бывшей могучей армии. Восстание было подавлено.

Именно в этом 1775 году Радищев уходит в отставку. Радищев уходит из штаба петербургского главнокомандующего, уходит в момент начавшейся жестокой расправы над «возмутителями». Несомненно, Радищеву предстояло исполнять волю монархии и карать «мстителей». И он не пожелал быть этим орудием ненавистной Екатерины. 57 Радищев был уволен в отставку с награждением следующим чином секунд-майора. 58

Уйдя в отставку, Радищев два года не служит совсем, несколько раз уезжает на много месяцев из столицы в Москву к родителям. В этот период он женится на племяннице своего товарища Рубановского – Анне Васильевне. В 1777 году, вынуждаемый материальными обстоятельствами, он вернулся на службу – поступил в Коммерц-коллегию, на вакантную должность коллежского асессора, находившуюся под управлением либерально настроенного графа Александра Воронцова. 59

Радищев исполнял обязанность, близкую к современным обязанностям юрисконсульта. Он давал заключения по спорным и тяжебным делам, присутствовал от имени коммерц-коллегии на заседаниях первого департамента Сената и городского магистра, при разборе купеческих жалоб или судебных дел. 60

Коммерц-коллегия ведала внутренней и внешней торговлей. Столкнувшись с мало знакомой отраслью, Радищев, по его словам, «за долг почел приобрести знания, до торговой части вообще касающиеся, и для того, сверх обыкновенного упражнения в делах… читал книги, до коммерции касающиеся, возобновил паки чтения по всей истории и старался приобрести сведения в Российском законоположении, до торгу вообще относящиеся. 61

Воронцов заметил в молодом чиновнике проницательный ум, всестороннюю наблюдательность и неподкупную честность. Сближение президента коммерц-коллегии с Радищевым началось с «дела» о браковщиках пеньки. Чтобы скрыть крупные хищения, видные чиновники Петербургской таможни обвинили в воровстве браковщиков пеньки. Дело поступило к президенту, который встал сначала на сторону чиновников. Браковщикам грозило тяжелое наказание, хотя они и не были виноваты. Радищев один выступил в защиту браковщиков, и Воронцов признал неосновательность обвинения. Между начальником и подчиненным установились дружеские отношения. 62

Будучи помощником начальника Петербургской таможни, Радищев развернул кипучую деятельность и проявил себя как неподкупный служащий, защищающие экономические и политические интересы России. Он объявил беспощадную войну контрабандистам, русским и иностранным купцам, которые всеми способами избегали пошлин на товары, поступавшие в Россию через петербургский порт. Купцы, чтобы избежать пошлины, обычно подкупали таможенных чиновников. 63 Делались попытки подкупить также Радищева. Один из купцов, желая провести контрабандой дорогие материи, явился к нему в кабинет и предложил пакет с ассигнациями, однако был с позором выгнан. 64

Радищев удивлял окружающих своим необычным поведением. Он, находясь среди влиятельных людей, не искал случая получить награды и крепостных крестьян.

В 1779 году Радищев обратился с прошением на высочайшее имя перевести его воинское звание секунд-майора, в связи с решением не служить более в армии, на штатское. Соответствующим указом 22 июля 1779 года Радищеву было присвоено звание коллежского асессора. Асессорскую должность в коммерц-коллегии Радищев занимал до 1780 года, когда он был назначен помощником управляющего столичной таможней. В таможне Радищев работал под начальством Даля почти десять лет – до 1789 года.

В конце 1789 года Даль умер. Указом Сената 5 апреля 1790 года Радищев был назначен советником таможенных дел – управляющим санкт –петербургской таможней. 66

Успехи по службе, энергичная деятельность на государственном поприще, рост авторитета и признание заслуг, не могли удовлетворить Радищева. Он стремился к деятельности общественно-политической, к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Радищев уже знал, что такая деятельность выходила за рамки исполнения обязанностей честного чиновника. 67

2.2 Общественная деятельность А.Н. Радищева

Несмотря на свою занятость служебными делами в таможне, Радищев в эти годы сделал еще один шаг по избранному им пути: занялся активной общественной деятельностью.

Радищев начинает свою литературную деятельность. В частности, для формирования мировоззрения Радищева была важна работа над переводом «Размышлений о греческой истории» французского социалиста-утописта XVIII в. аббата Мабли. Перевод был опубликован Н.И. Новиковым в 1773 г. В «Примечаниях к Мабли» Радищев уже бросил открытый вызов русскому абсолютизму: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Однако поражение Крестьянской войны надолго прерывает его творческую деятельность. Пережить этот своего рода кризис Радищеву помогают события, связанные с Войной за независимость Северной Америки. Размышляя над итогами победоносной американской революции, анализируя политику российского «просвещенного абсолютизма», Радищев постепенно приближается к убеждению в том, что единственный выход для России — революционное низвержение самодержавия. 68

Он стал членом «Общества друзей словесных наук», образовавшегося в Петербурге в середине 80-х годов, и принял участие в журнале общества «Беседующий гражданин». 69 Это была благодатная среда для пропаганды вольнолюбивых идей. Он пользовался в «Обществе» особым авторитетом как в силу своей разносторонней образованности и положения в «свете», так и по своему возрасту: он был старше большинства членов «Общества». Несомненно, Радищев вступил в «Общество», стремясь к созданию группы единомышленников из числа передовой молодежи. Это было его первой (попыткой выступить в роли агитатора и пропагандиста в среде молодежи. 70

Изображая гнет царской власти, Радищев прославляет в оде Кромвеля — одного из крупнейших вождей английской революции XVII столетия, казнившего английского короля Карла I и научившего тем самым «народы мстить за себя». Неудивительно, что Екатерина, называла эти строки оды, включенные Радищевым в «Путешествие из Петербурга в Москву», «криминального намерения, совершенно бунтовскими. » 72

На открытии в августе 1782 года памятника Петру 1 Радищев откликнулся «Письмом к другу, жительствующему в Тобольске». В этой маленькой книжке, вышедшей в свет в 1789 году и отпечатанной им в собственной типографии, тоже ясно слышен голос писателя-борца с самодержавием. Признавая за Петром право называться великим за то, что он «дал первый стремление столь обширной громаде», то есть России, Радищев замечает, что Петр мог быть еще более славен, «вознося отечество свое, утверждая вольность. » «Но, — пишет Радищев, — нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтоб царь уступил добровольно что-либо из своей власти». 73

Вскоре Радищев приступает к написанию своего главного произведения, в котором он дает обоснование своей революционной концепции,— книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор выбрал весьма распространенный тогда жанр «путешествий» исключительно из цензурных соображений, так как различного рода «путешествия» и описания маршрутов в изобилии проходили через руки цензоров. Заведя в своем доме в Петербурге миниатюрную типографию, Радищев решил самостоятельно издавать свой главный политический памфлет. 74

В книге, Радищев выдвинул самый коренной, самый насущный вопрос своего времени – вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия, который был неразрывно связан со всем дальнейшим ходом исторической жизни России, со стремлениями и надеждами русского народа. Вопрос этот не утратил своего значения на протяжении почти всего XIX века. Этим прежде всего и объясняется могучая сила и влияние идей, провозглашенным Радищевым. 75

Без малого десять лет работал Радищев над «Путешествием», собирая, вкладывая в этот свой труд самые заветные мечты и думы, отдавая ему весь пламень своего благородного сердца. Нужна была огромная сила воли и непреклонная убежденность в своем долге перед родиной, чтобы выполнить этот сокровенный до поры, до времени труд в условиях окружавшей Радищева жизни.

Российская действительность все глубже раскрывалась перед ним в уродливом обличии наглого и торжествующего «самодержавства», и он не мог принять ее, эту действительность, не мог не бороться с ней. 76

И вот, в мае 1790 г. книга вышла. Первые 25 экземпляров книги Радищев вручил знакомому книгопродавцу Зотову. Через несколько дней в Гостином дворе началась продажа книги. Несколько книг он разослал знакомым и друзьям. К концу месяца первая партия книг, переданных Зотову, была распродана. По городу пошел слух, что в Гостином дворе продается какое-то сочинение, в котором угрожают царям.

26 июня был арестован книгопродавец Зотов. Вскоре наступил черед Радищева. 30 июня в 9 часов утра к нему прибыл подполковник Горемыкин с ордером на арест. Радищев был передан в руки начальника тайной канцелярии Шешковского, прозванного в обществе за жестокость «кнутобойцем». 80

Замысел Екатерины дальностью и тяжестью пути в Сибирь сломить Радищева не осуществился. И главным образом благодаря вмешательству графа А. Р. Воронцова, глубоко уважавшего и ценившего Радищева. Он добился от Екатерины приказа снять кандалы с Радищева (были сняты в Новгороде), а затем на всем протяжении пути и во время пребывания в Илимске много и сердечно помогал Радищеву. Благодаря этому жизнь в ссылке оказалась сносной. 83

В понимании Радищева жить – значило действовать, работать. Вне деятельности он не мог существовать. Живя в ссылке, он ищет и находит способы и пути многообразной деятельности. Прежде всего, связанный с Воронцовым, благодарный ему за помощь, он выполняет для него целый ряд важнейших государственных поручений. Он изучает Сибирь, её промыслы, экономику, быт крестьян, сочиняет для Воронцова специальный трактат «Письмо о китайском торге» и т.д. В письмах Воронцову он сообщает множество ценных наблюдений над хозяйственным укладом сибирских крестьян, дает советы по поводу административного управления Сибирью, делиться своими соображениями относительно экспедиции по Северному морскому пути, вдоль берегов Сибири, веруя, что северный путь принесет возрождение краю. Но такими делами Радищев не мог удовлетвориться. Исполнение поручений Воронцова означало лишь исполнение долга. Решающее значение имела для Радищева общественная деятельность. 84

Не смирившись, он и здесь начинает единоборство с «самовластительным злодеем». В судебном определении Сената специально были приняты меры для пресечения его литературной работы. Как бы в ответ на приговор Радищев немедленно, черед двенадцать дней по приезде в Илимск, садится за новое большое философское и общественно-политическое сочинение, которое назвал: «О человеке, о его смертности и бессмертии». 85

В Сибири Радищев вновь обратился к русской истории. Радищев обратил внимание на историческую фигуру Ермака. Он стал изучать различные материалы о нем. Итогом большой работы явилось замечательное произведение – «Слово о Ермаке». 86

Пять лет, проведенные Радищевым в Илимске, это годы напряженной и замечательной по результатам творческой работы. Радищев всегда оставался Радищевым; в сочинениях, написанных в Сибири, В Немцово, по возвращении из ссылки – в Петербурге, он неизменно оставался на позициях «Путешествия» и в то же время продолжал двигаться вперед. В этом – самая знаменательная особенность его творчества: воспитываемый обстоятельствами, он рос и мужал как человек и мыслитель, его мировоззрение закалялось в испытаниях и опыте, а революционная мысль, вторгаясь в различные области истории, экономики, философии и поэзии, одерживала все новые и новые победы. 87

Но ссылка продолжалась, надзор не ослабевал. Поединок с самодержавием не кончился. Выйти с сочинениями своими к соотечественникам, сделать свое слово делом, направленным на благо народа мешала жестокая сила царизма. До каких же пор будет он сидеть со связанными руками, доколе будет длиться жизнь погребенного заживо?

Для писателя начинался новый этап жизни. 90

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *