xviii век в европейской и мировой истории

Книги по истории для студентов

ГЛАВА 5

§ 1. XVIII век в европейской и мировой истории

Проблема перехода в «царство разума»

XVIII в. называют веком Разума, а также веком Просвещения. В этом веке складывается само понятие «цивилизация». С позиций разума, рационального подхода изучается весь окружающий мир.

Ученые пытаются систематизировать свои представления о природе, видя в ней определенное разумное начало. Швед Карл Линней в «Системе природы» (1735) дал классификацию растительного и животного мира. Он использовал так называемую бинарную номенклатуру, обозначая каждый вид двумя латинскими названиями — родовым и видовым. Он описал свыше 1500 новых видов растений. Он первым определил высший класс животных — млекопитающих. К этому классу К. Линней отнес и человека, включив его в отряд приматов. Француз Жозеф Лаланд обнародовал каталог (1801), в котором числилось 47 390 звезд.

Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англичанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736, Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина — Екатерина II — провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. В 1780 г. француз Николя Аппер установил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.

Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства

После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 г. началось завоевание и колонизация западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки и Мексика в конце XV — первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означал нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.

Состав населения Латинской Америки в течение трех веков колонизации существенно изменился. В конечном счете возникло несколько расово-этнических групп. Европейские колонисты и их потомки стали называться креолами. От браков представителей европеоидной расы с индейцами произошли метисы. От браков представителей европеоидной расы с неграми-рабами, которых в больших количествах завозили в Новый Свет из Африки, возникла группа мулатов.

В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.

В последние десятилетия усилился интерес к изучению доколумбовых цивилизаций в Америке, обнаруживаются сохранившиеся индейские традиции, ведется речь не об «открытии Америки», а о «встрече культур». В рамках цивилизационного подхода многое говорится о приобщении Нового Света к достижениям передовой для своего времени европейской цивилизации и культуры. Однако рассуждения о межцивилизационном обмене, о последующем синтезе индоамериканской и европейской цивилизации выглядят несколько натянутыми.

В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами перевозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.

Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.

1 Письма написаны в 1739-1768 гг. и опубликованы в 1774 г. посмертно. См.: Очерки по истории мировой культуры: Учеб, пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М.: Языки мировой культуры, 1997. С. 260-261.

В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала», размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 г., но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. Под покровительством папы Римского Александра IV было подписано в 1494 г. Тардесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании — Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII в.

Европейская и арабская работорговля нанесла Африке невосполнимый урон. Нарушился демографический баланс, так как вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн человек.

Роль международной торговли

С XVI в. начинается формирование мирового рынка. В международные хозяйственные связи включаются все населенные континенты, исключая Австралию.

Первой самую большую выгоду благодаря участию в международной торговле получила Португалия. Так, центнер (100 килограммов) гвоздики, который покупался на Молуккских островах в Индийском океане за 2 дуката, в Лондоне продавался за 336 дукатов. На вес золота в Европе ценился перец, который во многих странах Азии был общедоступным продуктом. Португалии не хватало собственных сил для снабжения Европы. В дело включились Нидерланды. Вскоре Антверпен с более выгодным географическим положением превратился в главный пункт сбыта индийских товаров.

В «атлантическом треугольнике» сложился следующий алгоритм торговли. Корабли загружались мануфактурой (ткани, парики, ружья, одежда, обувь). Затем двигались в район Гвинейского залива, где привезенные товары менялись на невольников. Приблизительная стоимость грузов, обмениваемых на одного невольника, составляла 8-12 гульденов. От западного берега Африки суда следовали в Карибское море, где средняя цена одного раба уже равнялась 300-400 гульденам. На американских рынках купцы закупали колониальные товары и продавали их с десятикратной выручкой. Ситуация была такова, что одного удачного рейса на сравнительно небольшом судне было достаточно для того, чтобы стать весьма богатым человеком.

В Европу стало попадать много новых продуктов для повседневного потребления: картофель, кукуруза, томаты, рис, сахар, кофе, какао и др. Пищевой рацион стал более разнообразным и полезным. Начался процесс интродукции растений, то есть введение (культурных сортов) растений в места, где они раньше не произрастали, или введение в культуру дикорастущих растений. Различают две формы интродукции: натурализацию и акклиматизацию. Интродукция растений поднимала уровень европейской земледельческой культуры. Стала развиваться специализация и расти производительность сельского хозяйства.

В течение нескольких десятилетий после открытия и освоения европейцами морских путей в Индию и Америку наметился настоящий переворот в хозяйственной жизни Старого и Нового Света.

Источники первоначального накопления капитала

Основным орудием первоначального накопления капитала на протяжении XVI-XVIII вв. являлись монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская ост-индские компании были созданы под покровительством своих правительств, от которых получали практически неограниченные полномочия (карт-бланш) для действий на огромных пространствах.

Руководство компаний стравливало между собой местных правителей, навязывало им под разными предлогами выгодные для себя договоры, стремилось взять под свой контроль хозяйственную и социальную жизнь местного населения. Установление монополии на заготовку, доставку и продажу «колониальных товаров» приносило компаниям огромные прибыли.

С течением времени интересы монопольных купеческих компаний и стоявших за ними европейских государств начали сталкиваться. Началась борьба за сферы влияния, за колониальный передел мира. Ареной многочисленных колониальных войн стали все континенты, весь земной шар.

Лидерами колониального грабежа первоначально являлись Испания и Португалия. Однако несметные сокровища, вывозимые десятилетиями из Нового Света, сыграли с этими государствами злую шутку. Завоз в Европу большого количества золота и серебра привел к его обесценению, к европейской «революции цен». В то же время в экономике Португалии и Испании наметился застой.

К концу XVI в. колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано Голландией и Англией. В 1588 г. в крупном морском сражении англичанами была разгромлена испанская «великая армада». Нидерландская буржуазная революция открыла путь быстрому развитию Объединенных провинций (Голландии).

С начала XVII в. Голландия захватила торговое и колониальное первенство среди государств Западной Европы. Этой сравнительно небольшой стране принадлежали обширные территории в Северной и Южной Америке, в Индонезии и на Цейлоне.

После Английской буржуазной революции 40-х гг. XVII в. английская буржуазия начала ожесточенную борьбу против Голландии за колониальное, морское и торговое первенство. Уже в войнах второй половины XVII в. Англии удалось разгромить Голландию, подорвать ее могущество, но борьба с Францией не позволила англичанам захватить главные колониальные владения голландцев.

Трудно понять современный мир, соотношение в нем различных сил, сложные клубки противоречий без обращения к той эпохе, когда происходило открытие и разработка золотых и серебряных приисков в Америке, где происходило массовое истребление туземного населения, взамен которого завозились темнокожие рабы из Африки. Америка, Азия, Африка стали континентами, на которые была направлена жесткая, целеустремленная колониальная экспансия европейских наций. Европа быстро развивалась, богатела, могла многое себе позволить за счет жесточайшего колониального грабежа в заморских землях.

Жестокая эксплуатация природных и трудовых ресурсов колонизируемых стран стала главным источником обогащения европейской буржуазии.

Роль городов и цеховых структур

В социальной сфере наиболее характерной чертой стала урбанизация. Под урбанизацией понимается процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации стали: рост промышленности в городах, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из ближайших сельских регионов и малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В начале XIX в. в городах мира проживало 20,3 млн человек (3% населения Земли), к 1900 г. — 224,4 млн (13,6%), к 1950 — 729 млн (28,8%), к 1990 — 2261 млн (41,3%).

Развитие мануфактурного производства

Впервые мануфактуры возникли в XIV в. в городах Италии. Во Флоренции появились шерстоткацкие и сукнодельческие мануфактуры, на которых работали чомпи — чесальщики шерсти и другие наемные рабочие. В 1345 г. во Флоренции произошла первая в истории забастовка наемных рабочих, которая была подавлена. В Венеции и Генуе работали судостроительные мануфактуры. Мануфактурное производство было свободно от ограничений и регламентов, характерных для цеховой организации.

В мануфактурах объединялись ремесленники различных специальностей, благодаря чему продукт полностью изготавливался в одном месте. В рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжая их сырьем, орудиями производства. Ремесленники фактически получали заработную плату и из мелких производителей превращались в наемных работников. В централизованной мануфактуре наемные работники находились в одной мастерской, специализировались на определенных операциях, что повышало общую производительность труда. В смешанной мануфактуре некоторые операции выполнялись в домашних кустарных мастерских, но сочетались с работой в централизованной мастерской.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 761.

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Мануфактура. Слово «мануфактура» можно перевести как «сделанное руками». В европейской и российской истории мануфактура — это форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике. Мануфактура предшествовала крупной машинной индустрии.

В России при Петре I число мануфактур выросло с 30 до 200, а при Екатерине II — до 2 тыс. Но наемных работников было мало. Основными работниками были крепостные крестьяне. В зависимости от статуса владельца мануфактуры в России были казенными (государственными), купеческими или помещичьими (вотчинными).

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное

Огромную роль в развитии отдельных стран и Европы в целом сыграл промышленный переворот.

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Промышленный переворот (промышленная революция, великая индустриальная революция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству. В результате промышленного переворота происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно. Он начался во второй половине XVIII в. в Англии и постепенно охватил многие страны. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Считается, что термин «промышленная революция» ввел в научный оборот французский экономист Жером Бланки.

Промышленная революция не означала просто начало массового применения машин. Промышленная революция вызвала изменения, обновление во всех сферах жизни общества, что стали определять как модернизацию.

В политической сфере модернизация проявляется в последовательной демократизации политических структур. Речь идет о приобщении населения к политической жизни, о появлении у простого народа возможностей влиять на принятие решений, действия властей. Разворачивается борьба за всеобщее избирательное право. Постепенно формируется каталог прав и свобод. Возникают политические партии и разнообразные общественные организации. Неуклонно создаются предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере ключевым для процесса модернизации является секуляризация (обмирщение) сознания. Освобождение духовной сферы от засилья церкви было трудным и противоречивым процессом. Решающую роль сыграл стремительный рост знаний о природе и обществе, на фоне которых религиозные представления выглядели анахронизмом.

Все обозначенные сложные исторические процессы — индустриализация, урбанизация, демократизация и секуляризация — каждый сам по себе и их совокупность в виде модернизации оказали колоссальное влияние на самого человека, его систему ценностей. В прежние времена человек был уверен в неизменности природы и общества. В Новое время человек осознает, что может и должен видоизменять природу и общество, влиять на их развитие. Если раньше государственную власть, власть коронованных правителей считали данной свыше, раз и навсегда, то в Новое время к правителям и власти в целом стали относиться критически.

Важной чертой людей нового времени становится мобильность. Это прежде всего социальная мобильность — возможность покинуть свое сословие, корпорацию, родной город, деревню, повысить свой статус. Этому способствовало распространение грамотности, что позволяло многим простым людям преодолевать пропасть между рядовыми людьми и социальной элитой.

Следует учесть, что модернизация происходила на протяжении достаточно длительного периода времени. Модернизационные процессы различались по скорости и глубине. Города росли быстро, но ведущие позиции в экономике многих стран долгое время занимало сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Аграрный сектор, как правило, тормозил модернизацию, так как в нем, в отличие от промышленной сферы экономики, долго сохранялись техническая отсталость и мелкое производство, медленно развивались товарно-денежные отношения.

Модернизация своим результатом имела утверждение капитализма, который было невозможно построить в традиционном обществе. В то же время настоящая, последовательная модернизация могла быть осуществлена только при победе капиталистических отношений.

Капитализм утверждался в сложной борьбе. Нового времени, новых порядков, новых форм жизни боялись не только правящие династии, большая часть дворянства и духовенства (первого и второго сословий в Западной Европе, да и во многих других странах). Новая жизнь пугала и достаточно широкие массы простого народа. До Нового времени революций не переживала ни одна цивилизация. Социальные революции появились на заре Нового времени и составили естественный элемент модернизации традиционного общества. Социальные революции представляли собой радикальные и относительно быстрые насильственные изменения политических и общественных институтов, основных систем ценностей. В Новое время социальные революции происходили во многих странах, но не во всех. Революционное преобразование общества не исключало возможностей эволюционного, реформаторского пути развития. Многое зависело от «человеческого фактора», от способности властвующей элиты ответить на «вызовы» времени.

Источник

XVIII век в европейской и мировой истории

XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана сурбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии ицеркви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов — Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794); Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX веках.

XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами: Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей Просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанским королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм—форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается— значит перестает им быть.

Источник

XVIII век в европейской и мировой истории

XVIII век как век Просвещения, его роль в развитии Российского государства. Внешняя политика Петра I, рождение Российской империи. Эпоха Просвещения в Западной Европе, путь модернизации общественной и духовной жизни, политика просвещенного абсолютизма.

РубрикаИстория и исторические личности
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления14.11.2014
Размер файла25,3 K

xviii век в европейской и мировой истории. Смотреть фото xviii век в европейской и мировой истории. Смотреть картинку xviii век в европейской и мировой истории. Картинка про xviii век в европейской и мировой истории. Фото xviii век в европейской и мировой истории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. XVIII век в европейской и мировой истории

просвещение империя российский европа модернизация

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу. модернизация просвещение абсолютизм внешняя политика

2. Эпоха просвещения в Западной Европе

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

3. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689-1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.

В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в..

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794); Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX веках.

XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами: Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

ХУП1 век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX век позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII веке.

4. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи

Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превращение России в империю, евроазиатскую военную державу.

Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внимание проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военного потенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были успешно решены.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Таким образом, внешняя политика России эволюционизировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформировалось имперское мышление, которые сохранялись почти в течение трех веков.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Начало новой эры в развитии России. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Эпоха дворцовых переворотов второй четверти XVIII века. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, и изменения в политике после ее смерти. Россия на рубеже XVIII и XIX веков.

реферат [32,5 K], добавлен 07.06.2008

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России и ее окончательного вступления на путь структурной модернизации. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Расцвет фаворитизма.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 12.07.2015

Семилетняя война, ее причины и последствия для истории, основные предпосылки поражения. Золотой век Екатерины II, сущность и значение ее реформ для Российской империи. Ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Политика «просвещенного абсолютизма».

реферат [31,5 K], добавлен 10.11.2010

контрольная работа [21,6 K], добавлен 03.12.2010

Биография императрицы Елизаветы Петровны. Внутренняя политика Елизаветы. Внешняя политика Елизаветы. Эпоха «просвещенного абсолютизма» как один из этапов российской государственности. Влияние на развитие русской культуры и науки.

реферат [28,4 K], добавлен 06.09.2007

презентация [260,1 K], добавлен 16.12.2011

Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма. Век Екатерины II. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Генезис и особенности русского самодержавия как национального, самобытного явления.

реферат [32,8 K], добавлен 28.04.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *