акбар великий биография кратко
Акбар — биография, факты из жизни, фото
Акбар (Akbar) был одним из самых могущественных императоров династии Великих Моголов и величайшим мусульманским правителем, который построил большую империю, которая занимала большую часть Индийского субконтинента. С 13 лет, взяв на себя бразды правления Империи Великих Моголов, он завоевал и покорил территории и государства в северных, западных и восточных районах, особенно в Пенджабе, Дели, Агре, Раджпутане, Гуджарате, Бенгалии, Кабуле, Кандагаре и Белуджистане. Таким образом, под его контролем находилась большая часть Индии. Несмотря на неграмотность, Акбар обладал исключительными знаниями почти по всем предметам. Этот правитель заслужил большое уважение со стороны подданных, главным образом из-за его политики, создававшей мирную атмосферу в его такой разной империи. Он также реорганизовал налогообложение, разделил свою армию в соответствии с системой мансабдари и установил внешние отношения с Западом. Будучи покровителем искусства и культуры, он получил ряд литературных книг, написанных на разных языках. Во время его правления были построены многочисленные архитектурные шедевры, такие как: Форт Агра, ворота Буланд-Дарваза, Фатехпур-Сикри, Мавзолей Хумаюна, Форт Аллахабад, Форт Лахор и его собственный мавзолей в Сикандре.
Акбар родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости Умеркот в Синде (в настоящее время это территория Пакистана). Его полное имя звучит как: Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар. Его отцом был император Мухаммад Хумаюн, а мать звали Хамида Бану Бегум. Поскольку Хумаюн находился в изгнании, Акбара воспитывал в Кабуле его дядя по отцовской линии, благодаря чему мальчик большую часть времени проводил на охоте, занимался верховой ездой, играл с мечом и бегал, что помогло ему стать подготовленным и умелым воином. Он не учился читать и писать, а изучал тексты по истории, религии, науке, философии и другим темам. Вскоре после смерти Хумаюна в 1556 году Акбар взошел на трон Моголов в возрасте 13 лет. Перед смертью отец Акбара сумел восстановить контроль над некоторыми известными районами, такими как: Дели, Пенджаб и Агра. 5 ноября 1556 года в битве при Панипате армия Моголов под руководством Байрам-хана разгромила армию Сури. Затем Акбар захватил Агру и Дели, где он пробыл месяц, прежде чем отправился в Пенджаб. В 1560 году Акбар отстранил от службы Байрам-хана, поскольку хотел утвердить свою власть и положение. После завоевания Аджмера и Нагара в Раджпутане Акбар установил свой контроль над всей этой областью.
Чтобы торговать с Азией, Африкой и Европой через Аравийское море, этот правитель совершил набег на Ахмадабад, Сурат и другие города в 1573 году, таким образом, ознаменовав свою решительную победу над Гуджаратом. В этом же году был подписан договор с португальцами, в соответствии с которым они имели власть на западном побережье в Индийском океане, в то время как Моголам было разрешено отправлять паломнические корабли для хаджа в Мекку и Медину. В 1582 году Акбар ввел новую секту Дин-и иллахи, в которой сочетались практики ислама, индуизма, джайнизма, христианства и зороастризма. Власть Империи Великих Моголов распространилась на большую часть Индийского Субконтинента, который простирался от Гималаев на севере до Виндхья на юге и от Гиндукуша на северо-западе до реки Брахмапутры на востоке. Акбар аннулировал специальный налог, который платили индусы за совершение паломничества в 1563 году и полностью отменил ежегодный налог, который платили немусульмане в 1564 году. Таким образом, он заслужил уважения со стороны его подчиненных.
Первой женой Акбара стала его двоюродная сестра Рукийа Султан-бегум в 1551 году. Говорят, что у него было еще 12 жен из разных этнических и религиозных групп. В 1569 году у Акбара родился сын, Салим, позже известный как Джахангир. В октябре 1605 года Акбар тяжело заболел дизентерией и через три недели умер.
Акбар Великий Биография
Император (1542 – c. 1605)
Акбар Великий, мусульманский император Индии, основал обширное королевство посредством военных завоеваний, но известен своей политикой религиозной терпимости.
Синопсис
Ранняя жизнь
Условия рождения Акбара в Умаркоте, штат Синд, Индия, 15 октября 1542 года, не указывали на то, что он будет Великий лидер. Хотя Акбар был прямым потомком Чингисхана, а его дедушка Бабур был первым императором династии Моголов, его отец Хумаюн был изгнан с трона Шер Шах Сури.Когда Акбар родился, он был обнищал и находился в изгнании.
Хумаюн сумел восстановить власть в 1555 году, но правил только за несколько месяцев до своей смерти, оставив Акбара преемником его в 14 лет. Унаследованное Акбаром королевство представляло собой не что иное, как собрание хрупких феодальных владений. Однако под руководством Байрам-хана Акбар добился относительной стабильности в регионе. В частности, Хан получил контроль над северной Индией от афганцев и успешно возглавил армию против индуистского короля Хему во Второй битве при Панипате. Несмотря на эту преданную службу, когда Акбар достиг совершеннолетия в марте 1560 года, он уволил Байрам-хана и взял на себя полный контроль над правительством.
Расширение империи
Акбар был хитрым генерал, и он продолжал свою военную экспансию на протяжении всего своего правления. К тому времени, когда он умер,его империя простиралась на Афганистан на севере, Синд на западе, Бенгалию на востоке и реку Годавари на юге. Успех Акбара в создании его империи был в значительной степени результатом его способности заслужить преданность его побежденные люди, поскольку это было его способностью победить их. Он вступил в союз с побежденными правителями раджпутов и вместо того, чтобы требовать высокий «налог на дань» и оставив их управлять своими территориями без присмотра, он создал систему центрального правительства, интегрировав их в свою администрацию. Акбар был известен за вознаграждение таланта, лояльности и интеллекта, независимо от этнического происхождения или религиозной практики. В дополнение к составлению способной администрации,эта практика принесла стабильность его династии, установив базу лояльности к Акбару, которая была выше, чем у какой-либо одной религии.
Помимо военного примирения, он обратился к раджпутскому народу, руководствуясь духом сотрудничества и толерантность. Он не заставлял индусское большинство населения Индии принять ислам; вместо этого он разместил их, отменив налог на участие в опросе немусульман, переводя индуистскую литературу и участвуя в индуистских фестивалях.
Акбар также сформировал мощные супружеские альянсы. Когда он женился на индуистских принцессах, в том числе на Джодхе Бай, старшей дочери дома Джайпур, а также на принцессах Биканер и Джайсалмер их отцы и братья стали членами его двора и получили тот же статус, что и его мусульманские отцы и зятя. Хотя женитьба на дочерях побежденных индуистских лидеров и мусульманских королях не была новой практикой, она всегда рассматривалась как унижение. Подняв статус принцесс. В семьях Акбар удалил это клеймо среди всех, кроме самых ортодоксальных индуистских сект.
Администрация
В 1574 году Акбар пересмотрел свою налоговую систему, отделив сбор доходов от военной администрации. Каждый субах или губернатор отвечал за поддержание порядка в своем регионе, в то время как отдельный сборщик налогов собирал налоги на имущество и отправлял их в столицу. Это создало сдержки и противовесы в каждом регионе, так как у людей с деньгами не было войск,и у войск не было денег, и все были зависимы от центрального правительства. Затем центральное правительство распределяло фиксированную зарплату как военному, так и гражданскому персоналу в зависимости от ранга.
Религия
Акбар был религиозно любопытен. Он регулярно участвовал в фестивалях других конфессий, а в 1575 году в Фатехпур-Сикри — городе-крепости, который Акбар спроектировал в персидском стиле — он построил храм (ибадат-хана), где он часто принимал ученых из других религий в том числе индуисты, зороастрийцы, христиане, йоги и мусульмане других сект. Он позволил иезуитам построить церковь в Агре и препятствовал резне скота из уважения к индуистскому обычаю. Однако не все оценили эти набеги на мультикультурализм, и многие назвали его еретиком.
В 1579 году был издан мажар, или декларация, которая дала Акбару право толковать религиозный закон, заменяя власть мулл. Это стало известно как. Указ об непогрешимости, и это способствовало способности Акбар создать межрелигиозное и многокультурное государство. В 1582 году он основал новый культ, Дин-и-Илахи («Божественная вера»), который объединил элементы многих религий, включая ислам, индуизм и зороастризм. Вера была сосредоточена вокруг Акбара как пророка или духовного лидера, но она не принесла много новообращенных и умерла вместе с Акбаром.
Меценатство
В отличие от его отца, Хумаюна и деда Бабур, Акбар не был поэтом или дневником, и многие предполагали, что он был неграмотным. Тем не менее, он ценил искусство,культура и интеллектуальный дискурс, и культивировали их по всей империи. Акбар известен своим появлением в стиле архитектуры Моголов, который сочетал в себе элементы исламского, персидского и индуистского дизайна и спонсировал одни из лучших и самых ярких умов эпохи, включая поэтов, музыкантов, художников, философов и инженеров в его судах в Дели, Агре и Фатехпур-Сикри.
Некоторые из более известных придворных Акбара — его наваратна, или «девять драгоценных камней». Они служили как для консультирования, так и для развлечения Акбара, и среди них был Абул Фазл, биограф Акбара, который описал свое правление в трехтомной книге «Акбарнама»; Абул Файзи, поэт и ученый, а также брат Абула Фазла; Миян Тансен, певец и музыкант; Раджа Бирбал, придворный шут; Раджа Тодар Мал, Акбар &министр финансов; Раджа Ман Сингх, знаменитый лейтенант; Абдул Рахим Хан-и-Хана, поэт; Фагир Азиао-Дин и мулла До Пиаза, которые оба были советниками.
Смерть и наследство
Акбар умер в 1605 году. Некоторые источники говорят, что Акбар смертельно заболел дизентерией, в то время как другие цитируют возможное отравление, вероятно, связано с сыном Акбара Джахангиром. Многие предпочитали, чтобы старший сын Джахангира, Хусрау, сменил Акбара на посту императора, но Джахангир силой вознесся через несколько дней после смерти Акбара.
Некоторые источники сообщают, что Акбар смертельно заболел дизентерией, в то время как другие ссылаются на возможное отравление, которое, вероятно, связано с сыном Акбара Джахангиром. Многие предпочитали, чтобы старший сын Джахангира, Хусрау, сменил Акбара на посту императора, но Джахангир силой вознесся через несколько дней после смерти Акбара.
АКБАР I ВЕЛИКИЙ
Полководец, третий падишах Империи Великих Моголов, укрепивший могущество Могольской династии и значительно расширивший территорию империи
Наследовал Фелийский трон вскоре после своего отца Хумаюна в 1556 г.
Первые четыре года Акбар управлял под властным присмотром своего визиря, туркмена Берам-хана, но уже в 1560 г. объявил себя самостоятельным.
Получив в наследие от своего отца небольшую территорию, состоявшую лишь из земель, ближайших к городам Акре и Дели, Акбар значительно увеличил ее и настолько укрепил могущество Моголов, что их власть над Индостаном была неоспоримой в течение двух последующих столетий.
В 1592 г. Акбар вторгся в Синд.
К 1594 г. войска Акбара дошли до Кандагара. Все страны от хребта Виндия до Гиндукуша образовали теперь одну мощную Могольскую империю.
В 1595 г. Акбар послал войска под командованием своего сына Мурада для покорения Декана. Однако этот поход кончился неудачно, и войска Акбара, разбитые у Ахмеднагара армией ахмеднагарской королевы Чанд-Биби, возвратились обратно.
В 1589 г. Акбар лично возглавил второй поход к Ахмеднагару. Он овладел этим городом, нанеся сокрушительное поражение Чанд-Биби, но не смог привести к покорности население.
Единственным действительным результатом деканского похода стало присоединение небольшого княжества Хандеш.
В 1593 году Акбар начал военные действия против деканских султанов, не подчинявшихся его власти. Он осадил форт Ахмеднагар (в 1595 году), занял Бурханпур и осадил форт Асиргарх (в 1599 году), который взял 17 января 1601 года.
Последние годы своей жизни Акбар провел, занимаясь внутренними делами государства. За свое царствование он сумел примирить и слить воедино различные этнические и религиозные группы. Он одинаково относился к индусам и мусульманам и даже персам и христианам разрешал свободное вероисповедание.
Акбар поощрял земледелие и торговлю, он начал торговать с европейцами, покровительствовал наукам и искусствам.
Акбар I Великий
Акбар I Великий جلال الدین محمد اکبر | ||
| ||
---|---|---|
1556 — 1605 | ||
Предшественник: | Хумаюн | |
Преемник: | Джахангир | |
Вероисповедание: | Ислам, проповедовал Дин-и иллахи | |
Рождение: | 14 октября 1542 ( 1542-10-14 ) Амаракот, Синд Пакистан | |
Смерть: | 17 октября 1605 ( 1605-10-17 ) (63 года) Агра Индия | |
Похоронен: | Мавзолей Акбара в Сикандре | |
Род: | Великие Моголы | |
Отец: | Хумаюн | |
Супруга: | 36 жён | |
Дети: | 3 сына: Джахангир, Мурад и Даниял, 6 дочерей. | |
Акба́р, Джелал-ад-Дин Мухаммад (Акбар Великий) (14 октября 1542 — 17 октября 1605) — третий падишах из династии Великих Моголов, тимурид, внук Бабура, прямой потомок Тамерлана. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. СодержаниеБиографияАкбар Великий был сыном императора Хумаюна. Родился 14 октября 1542 года в городе Амаракоте, расположенном в долине Инда в Синде (ныне провинция Пакистана), где провёл первые 12 лет своей жизни. В 1555 году он вместе со своим отцом Хумаюном переехал, вернулся в Дели, который превратился в центр литературного и художественного возрождения. В 1556 году Хумаюн умер, и Акбар в возрасте 14 лет стал правителем. Через четыре года он изгнал регента Байрам-хана и, подавив ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году, приступил к расширению границ доставшейся ему в наследство империи. Акбар объединил Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир. Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий. С 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор». В 1580—82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира. РеформыЦелью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на не-мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии. Смерть и наследие3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра). Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализации повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак. Акбар в культуреВ кинематографеВ компьютерных играхСм. такжеЛитератураПримечанияСсылки | Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице. |
Полезное
Смотреть что такое «Акбар I Великий» в других словарях:
Акбар — император (великий могол) Индостана, из последнеймохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526г., назывался собственно Джель аль еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Великий (прозвище) — Основная статья: Великий Великий (лат. Magnus (Магнус), греч. Μέγας, болг. Велики, исп. Magno, фр. le Grand польск. Wielki) распространенное прозвище выдающихся лиц в истории, как правило, монархов … Википедия
Акбар Великий — Запрос «Акбар» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акбар Великий جلال الدین محمد اکبر … Википедия
Великий Могол (фильм) — Великий Могол मुग़ल ए आज़म / Mughal e Azam … Википедия
АКБАР — Великий Император Моголов Индии, выдающийся покровитель религий, искусств и наук, самый либеральный из всех мусульманских монархов. Никогда не было более терпимого или просвещенного владыки, чем император Акбар, как в Индии, так и в любой другой… … Теософский словарь
АКБАР Джелаль-ад-дин — (1542 1605), больше известный как Акбар Великий, третий император из династии Великих Моголов, правившей на п ове Индостан. Родился в 1542 в Синде (ныне провинция Пакистана), где провел первые 12 лет своей жизни. В 1555 его отец император Хумаюн … Энциклопедия Кольера
Акбар — Священное предание шиитов, которое начало формироваться в противовес Сунне. Акбар не является противоположностью Сунны, в основном это разные редакции одних и тех же текстов. Источник: Религиозный словарь Великий Император Моголов Индии,… … Религиозные термины
Акбар — император (Великий Могол) Индостана из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель аль еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Акбар Великий — АКБАРЪ ВЕЛИКІЙ (1542 1605), знаменитый индійскій императоръ изъ династіи Великихъ Моголовъ. Наслѣдовалъ делійскій престолъ послѣ своего отца Гамаша въ 1556 г., въ годъ сраж. при Панипатѣ, въ которомъ полководецъ Гамаюна Байрамъ ханъ нанесъ… … Военная энциклопедия
Пришедших с Бабуром завоевателей местное население именовало мухгалами или мугулами, а европейцы называли новое, созданное Бабуром государство Империей Великих Моголов («Могол» — это исковерканное слово «монгол»). И именно это искаженное название прочно вошло в историческую литературу.
Хроника царствования Моголов напоминает некоторые повести из «Сказок тысячи и одной ночи» и является одной изАкбар Великий самых своеобразнейших в мировой истории. Среди восточной роскоши, окружённые прекрасными наложницами и падающими ниц подданными, под охраной многочисленной стражи и в сопровождении суетливой свиты царедворцев Моголы царствовали в империи, не сравнимой по величине и народонаселению ни с одной страной в мире, за исключением, пожалуй, только Китая. Бабур был талантливым военачальником, который помимо воинской доблести и смекалки обладал также незаурядным поэтическим талантом. После его смерти в 1530 году у него нашли рукописи мемуаров и множество стихов, которые, по мнению современных искусствоведов, принадлежат к числу лучших поэтических творений того времени.
Три Великих Могола. Бабур, Акбар, Джахангир
Детству Акбара сопутствовали необычные знамения, предвещавшие ему великое будущее. Говорят, что, будучи еще грудным младенцем, он заговорил со своей кормилицей, утешая ее в трудную минуту; что в трехлетнем возрасте он поднял и перебросил через плечо пятилетнего мальчугана. О зрелом возрасте Акбара также рассказывают много поразительного: как он предсказал рождение сына у отчаявшейся матери, как одним словом исцелял больных и прикосновением укрощал животных. Узнавая о том, что где-то собираются совершить жестокий обряд сати, правитель огромного государства вскакивал на коня и мчался, чтобы лично предотвратить жестокость и спасти жизнь женщин.
Несмотря на все усилия учителей, он так и не освоил арабской письменности. Советник и друг Акбара, придворный историк Абу-л Фазл писал:
« Его святое сердце и священная душа никогда не поворачивались в сторону внешнего обучения, и его владение наиболее прекрасными знаниями вместе с его нежеланием учит буквы было методом показать человечеству. что высшее понимание заключалось не в обучении или овладении (знанием), но было даром Бога, в котором человеческие усилия не играют роли.» (2)
Днем и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всем, что его интересовало. Но, будучи даже очень занятым, он обязательно находил толику своего времени для ежедневного размышления и сосредоточения. Его тайный недоброжилатель, историк Бадауни сосбщает:
«Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погруженный в молитву или грустное раздумье. сидел возле дворца (в Фатехпур-Сикри) в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов». (3)
В «Рассказах об Акбаре и Бирбале. » можно проследить, как глубоко, масштабно и остро мыслит этот просвещенный правитель о государстве, о мире и месте человека в нем.
В пору юности с ним случилось необычное событие. Как утверждает предание, ему явился вестник из Мира Высшего, который определил его миссию и судьбу, сказав: «Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий.
Поистине, долго ты пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса Моего не услышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь идти путем Божеским.
Но когда придет час открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук Мой и скажет: «Он у ворот». Ты же увидишь Меня, лишь перейдя черту. Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе Моем.
Ты же будь земной царь и землевладелец потом».
Говардан. Портрет Акбара с теленком и львом. 1630
Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году, оставившего империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.
Акбар на слоне. Индийская миниатюра.
Так он проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.
Акбар отменил мусульманский лунный календарь и применял местный — солнечный, он запретил мусульманам убивать и есть священных индуистских коров, отменил смертную казнь за вероотступничество и финансировал содержание самых разных религиозных учреждений вне зависимости от их направлений. Он ставил на первый план справедливость и человеческое достоинство, отодвигая на второй те или иные религиозные предписания. Это сказывалось, в частности, в том, что он боролся против рабства, принятого у некоторых групп мусульман, а приверженцам высших индуистских каст запретил сжигать вдов после смерти их мужей.
Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Военное искусство Акбара было столь велико, что он не проиграл ни одной битвы. Заметим, что Акбар лично проверял, как идет литье пушек, сам разрабатывал новую военную технику, придумал устройство для одновременного залпа. Вообще, Акбар представлял собой тип идеального правителя того времени: обладая огромной физической силой, был мужественен, умен и очень осторожен. Он предотвратил несколько обычных для той эпохи дворцовых заговоров и окружил себя преданными и надежными царедворцами.
В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.
Акбар с женой Джодой, миниатюра 16-го века.
В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности. Этими реформами он снискал себе поддержку индийской знати и в дальнейшем, опираясь на её военную мощь и используя её в качестве противовеса мусульманским царедворцам, в значительной степени укрепил свои позиции.
16 мая 1562 года его единокровный брат Адхам Хан предпринял попытку покушения на жизнь Акбара и это событие оказало значительное влияние на процесс формирования его личности: из беззаботного юноши он превратился в целеустремленного, волевого мужа. Интересно, что 1562 год стал определяющим не только для становления личности Акбара, но и для его мировоззрения, что было вызвано глубоким духовным кризисом. Он почувствовал, что его жизнь до сих пор была бесцельной и напрасной, поскольку вся его деятельность не приносила блага ни ему, ни окружающим. Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, – это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.
В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ, подобно мудрому строителю, который возведя стены и крышу, спокойно обустраивает дом изнутри. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.
Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. Именно тогда укоренилось представление об Индии как о сказочной стране. Знавшие свои обязанности крестьяне собирали несколько урожаев в год, купцы получали хорошую прибыль от торговли пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.
Постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков.
Охота Акбара на львов, миниатюра 16в.
Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину.
«. не унижение других верований, не беспричинное обесценивание других, но надлежит воздание почитания всем верованиям за все, что в них достойно почитания». Великий Акбар с мудрой Джод-бай, создавая храм Единой Религии, мыслили о том же великом вмещении. » (Н. Рерих.)
«С самого раннего детства и до полного возмужания, от расцвета и до старости, Его Величество прошел через самые различные ступени, познал всякого рода религиозные обычаи и сектанские верования и собрал все, что можно найти в книгах, проделав все это с присущим ему талантом выбирать и духом исследования, противоречащим всем принципам (ислама). Таким образом, в его сердце постепенно, подобно рисунку на камне, выросло убеждение, что благоразумные люди есть во всех религиях, как мыслители, избегающие крайностей, а также люди, одаренные чудодейственной силой, имеются во всех нациях. Таким образом, если подлинные знания можно найти повсюду, то почему истина должна быть достоянием только одной из религий. » (7)
Для того, чтобы как следует разобраться в сути ислама и других религий, в 1575 году Акбар строит «Молитвенный дом» для религиозных дискуссий, что само по себе было неслыханным новшеством. Это было прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов на богословские темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие.
В начале 1582 года Акбар заболел – его начали одолевать внутренние боли; в этот период он принимал лишь те лекарства, которые ему советовали или прописывали лишь проверенные, преданные друзья и врачи. Затем в течение трёх дней он постился и мало-помалу через месяц выздоровел.
В марте того же года Акбар пытается утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («Божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем, соединявшее наиболее нравственные идеи из разных вероучений: индуизма, зороастризма, ислама, суфизма (который оказал на него большое влияние) и отчасти христианства. Однако, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь на разум и свободную волю человека. Примечательно, что приверженцы дин-и иллахи обменивались приветствием: «Аллаху акбар!«, что одновременно означало «Акбар и Бог!» и «Велик Господь!», всякий раз при встрече напоминая друг другу о Высшем. Терпимость была его отличительной чертой.
Хумаюн и Акбар с приближенными, середина 16 в.