аксуек это история казахстана
Происхождение и статус «Ақ сүйек» у казахов
Казахское общество в прошлом четко делилось на «ақ сүйек» («белую кость») и три жуза. Эти группы существенно отличались друг от друга в статусно-правовом, политическом, социокультурном и функциональном отношениях. Белая кость занимала самое высокое положение и была социально изолирована: ее пополняли лишь в силу происхождения, а не благодаря каким-то личным достоинствам и заслугам.
Первая социальная группа «ақ сүйек» («белая кость») представляла собой закрытую привилегированную группу людей. В силу ее особого династического происхождения, они были сословно замкнуты и изолированны от генеалогической структуры трех жузов. В свою очередь, аристократическая белая кость делилась на два сословия: торе и ходжа. Их представители приобретали высокий социальный статус и вместе с ним все особые права, потомственно принадлежащие этой сословно-кастовой группе, по праву рождения независимо от своего экономического положения и личных интеллектуальных, физических и нравственных качеств.
Торе представляли собою основу белой кости. Они являлись потомками Чингиз-хана, сына его Джучи. Торе играли верховенствующую роль в политике, экономической и общественной жизни. Из числа торе избирался хан, наделенный верховной властью и руководивший казахским обществом. Хан правил всеми племенами и родами в своем ханстве. Кроме хана, в число торе входили султаны, выдвигавшие его наверх из своих рядов. В отличие от верховного правителя — хана, просто правитель — султан правил несколькими племенами и родами. При необходимости тот или иной султан передвигался ступенью выше и, будучи поднятым на белой кошме знатными людьми из большинства племен и родов, признавался ханом. Служилые люди — толенгуты послушно и беспрекословно исполняли все повеления высших аристократов как в обыденное, мирное время, так и на войне.
Другое элитное сословие казахского общества — ходжи являлись высшими служителями мусульманского культа. Считалось, что ходжи ведут свое происхождение от Пророка Магомета или правильно — Мухаммеда. Как и торе, ходжи находились на самом верху общества, пользуясь большими наследственными привилегиями и активно воздействуя на духовную жизнь степняков. Правда, политическое влияние ходжей было не столь велико, как у торе. Это вытекало, видимо, из того, что Ислам не пустил глубоких корней в казахской среде. Во всяком случае, так принято считать.
Благодарим Национальную академическую библиотеку Республики Казахстан в предоставлении архивных материалов.
Фотографии взяты из книги «Казахские ханы и их потомки». Кокшетау, 2013 год.
Аксуек, Казахстан
Мы еще раз убедились, что нашу газету внимательно читают чиновники различных рангов. Не прошло и двух недель после публикации статьи “Аксуек: зона риска и выживания” (“Республика”, №1 от 13 августа), в которой корреспондент рассказал о бедах жителей поселка Аксуек, как на нее последовала реакция. В забытый богом и властями городок в степи зачастило большое начальство.
Первым Аксуек посетил аким Жамбылской области Борабай ЖЕКСЕМБИН. Правда, природа неласково встретила недавно назначенного акима. Мало того, что температура воздуха поднялась до 42 градусов в тени, разыгралась небывалая ранее пылевая буря. Затем Аксуек посетило руководство Моиынкумского района. На этих встречах жителям было обещано, что в связи со сворачиванием баритового производства, они не будут брошены на произвол судьбы: без воды, света и тепла.
С тревогой и надеждой
Правда, такое решение не вызвало особого энтузиазма у топ-менеджмента предприятия, не так давно прикупившего партию большегрузных карьерных самосвалов. Тем не менее этот вопрос будет вынесен на совет директоров, хотя никто, в том числе и аким, не вправе заставить частную фирму сознательно идти на убытки.
Как заметил по этому поводу президент ОАО “Восточное рудоуправление” Зият ЖАНГОЗИЕВ: “Строительство новой фабрики вблизи Чиганакского баритового карьера будет начато однозначно. Сейчас, в связи со значительным повышением железнодорожных тарифов, мы терпим огромные убытки. Поэтому в одиночку нам не по силам решить социальные проблемы жителей, хотя мы помогаем школе, детсаду, больнице и т.д. В этом плане мы очень надеемся на правительство страны, которое в рамках программы жилищного строительства могло бы помочь людям с переездом на новое место жительства. ”.
Есть ли будущее у Аксуека?
Николай КОВАЛЬЧУК, кавалер орденов “Шахтерская слава” и Трудового Красного знамени, инвалид труда:
— Я вот передвигаюсь с трудом, а меня, как узника концлагеря, томят отсутствием воды, разве мы могли раньше подумать, что доживем до такого позора? Я правительству Казахстана хочу дать совет: собрать нас всех стариков здесь доживающих, а это около 400 человек, и засыпать землей в карьере, чтобы не мучились здесь.
Виктор НИКУЛОВ, председатель совета ветеранов ВОВ:
— Если производство уйдет из Аксуека, то реанимировать поселок никто не станет. Так и разберут все оставшиеся дома по кирпичику. Мы-то свое отжили, да вот только детей и внуков жалко, в чем их-то вина? Кому мы вообще в этой стране нужны, старые да малые? Мне 80 лет и я дважды был ранен на фронте. Недавно в госпитале Алматы вырезали бесплатно грыжу, а она в другом месте вновь выскочила, так врачи делать еще одну операцию отказались, мол, у меня квоты нет. А мне кажется, у нас у всех нет квоты на достойную старость и жизнь.
Фаина ИГНАТЬЕВА, ветеран уранового производства:
— За жизнь в этом поселке я заплатила слишком дорогую цену. От саркомы легких умер мой муж, а лейкемия забрала мою дочь. Поэтому когда заболела моя соседка, я сама дала разрешение разобрать часть моего дома на кирпичи, чтобы продать их и добыть деньги на ее лечение. Будущее поселка? А какое может быть у него будущее, если вся страна в аналогичном положении?
Куаныш ОРАКБАЕВ, врач п. Аксуек:
— Сегодня я являюсь хирургом, терапевтом, стоматологом, акушером и т.д. Словом, опровергаю пословицу, что один в поле не воин. Из-за уранового производства в поселке очень много больных с раковыми заболеваниями, но здесь я бессилен. Да и потом, разве это дело, когда родственники больного вынуждены нанимать за 5-6 тысяч тенге такси, чтобы отвезти его за триста километров в Алматы? Откровенно говоря, много раз хотел все бросить и уехать, но людей жалко. Я понимаю, что рано или поздно фабрику закроют, и начнется исход людей, но сделать ничего не могу.
Кто в ответе за это?
Как ясно из слов самих жителей, они и сами уже понимают, что Аксуек обречен. Во времена СССР на обустройство этого городка и превращение его в степной оазис были затрачены сотни миллионов рублей. Теперь же у власти нет денег на такие элементарные вещи, как обеспечение жителей питьевой водой.
Хотя в стране деньги есть, и немалые. Но они тратятся на возведение роскошных дворцов в Астане, на проведение различных юбилеев и партийных съездов. А полторы тысячи жителей Аксуека чувствуют себя чужими на этом празднике жизни, как, впрочем, и сотни тысяч других жителей, выживающих в аналогичных аулах и городках в степи.
Аким поселка Бахытжан КАЛЫМБЕТОВ сетует, что не в его силах изменить ситуацию. Недалеко от поселка, помимо урана, есть залежи свинца, молибдена и других редкоземельных элементов. Говорят, что к ним проявило интерес ОАО “Казцинк”. Ходят слухи и о скором начале строительства Балхашской АЭС, на которой был бы востребован Аксуекский уран и жители поселка.
. А пока исполнительная власть и предприятие спорят, кто должен решить проблему воды, в буквальном смысле томятся жаждой сотни людей. Они и рады бы покинуть эти места, но у них нет денег на переезд.
к — бывший посёлок в Мойынкумском районе Джамбулской области Казахстана.
Был основан 1956 году на месте уранового месторождения, найденного в 1951 году. Посёлок был образцовым примером оазиса советского типа в безлюдной пустыне. За несколько лет были построены жилые дома, магазины, школы, больницы, различные предприятия. Градообразующим предприятием был урановый рудник, в котором добывали урановую руду с дальнейшим обогащением. С распадом СССР в 1991 году было принято решение о закрытии рудника, вследствие чего в течение нескольких лет посёлок полностью пришёл в упадок. В связи с отсутствием водных ресурсов строительство новых предприятий было нерентабельно. В настоящее время из 11 тысяч населения в поселке осталось 1,5 тысячи, в основном пенсионеры с малым уровнем достатка, которым некуда и не на что оттуда уехать.
Аксуек. Отголоски СССР
Ездили как-то в Астану и заезжали в поселок, где часто бывала моя жена в детстве. Тут жили ее бабушка и дедушка, которые пол жизни проработали на урановых рудниках.
Информация с Википедии:
Аксуек — посёлок городского типа в Мойынкумском районе Джамбульской области Казахстана.
Был основан 1956 году на месте уранового месторождения, найденного в 1951 году. Посёлок был образцовым примером оазиса советского типа в безлюдной пустыне. За несколько лет были построены жилые дома, магазины, школы, больницы, различные предприятия. Градообразующим предприятием был урановый рудник, в котором добывали урановую руду с дальнейшим обогащением. С распадом СССР в 1991 году было принято решение о закрытии рудника вследствие чего в течение нескольких лет посёлок полностью пришёл в упадок. В связи с отсутствием водных ресурсов строительство новых предприятий было нерентабельно. В настоящее время из 11 тысяч населения в поселке осталось 1,5 тысячи, в основном пенсионеры с малым уровнем достатка.
Ну и несколько картинок того, что осталось от оазиса в пустыне
Ранее был дом культуры вроде, щас некое подобие акимата
Дом образцового содержания
Прдовольственный магазин (зайти побоялся)
А это дом родной, точнее то, что от него осталось.
Четырехэтажки (да, они тут стояли)
Положение на юге Казахстана в начале XIX в. Гнет Кокандских и Хивинских ханов на юге Казахстана.
После смерти Мухаммед Рахима на хивинский престол вступил его сын Алла-Кул, при котором возобновились длительные войны с казахами юго- запада присырдарьинских степей. В своей политике хивинские правители умело использовали межродовую рознь и вражду и натравливая одни роды на другие, осуществляли свое господство. Для закрепления своего присутствия хивинцами было построено несколько крепостей в низовьях Сырдарьи.
Кокандское ханство появилось в начале XVIH в., когда ряд полукочевых узбекских племен Ферганской долины объединился и создал новое политическое объединение. В 1799 г. к власти пришел Алим, который принял титул хана, и с этого момента Фергана стала называться Кокандским ханством. При Алиме территория Кокандского ханства значительно расширяется за счет захвата кочевий Старшего жуза. Им были завоеваны города Ташкент, Чимкент, Сайрам и т.д. Не ограничиваясь этим, Алим хан разорял окрестности Туркестана и Аулие Аты. При Омар- хане в начале XIX в. на юге Казахстана были построены ряд укреплений: Жана-корган, Ак мечеть, Чим-корган и др. В основном эти укрепления охватывали южное кольцо, но самые северные доходили до Улытау. Попавшие в зависимость от Коканда казахи, платили ряд налогов: зекет- скотоводы, харадж-земледельцы (кеусен) и выполняли ряд повинностей, в том числе и воинскую. Непомерный налоговый гнет, грабежи и разбои, творимые хивинскими и кокандскими чиновниками, вызвали 90лротивление казахов.
Локальные, стихийные выступления казахов вылились в 1858 г. во всеобщее открытое восстание. В марте 1858 г. в районе Аулие Аты, затем от Чимкента до крепостей Мерке и Пишпек недовольство казахских и киргизских крестьян переросло в вооруженное восстание. Восставшие разогнали кокандских налогосборщиков и других чиновников. Высланное из Ташкента войско сняло осаду Аулие Аты, но подавить восстание не смогло. Через некоторое время восставшие снова осадили Аулие Ату, были заняты горные перевалы и дороги. Летом повстанцы контролировали всю территорию Южного Казахстана.
В этих условиях кокандцы были вынуждены пойти на уступки казахам и сменили правителя Ташкента. Продолжающееся наступление русских войск также толкало кокандцев на примирение с повстанцами.
Осенью 1860 г. казахи в союзе с Кокандом предприняли попытку освободить от русских отрядов Семиречье. Кокандекий хан направил против Верного 12-тысячное войско, к которому присоединились казахи и кыргызы. Многие бии и старшины, присягну в шиера нее России, стали переходить на сторону кокандцев. Во главе отдельных казахских отрядов встали бии Суранши, Дикамбай, султаны Кенесарины. Объединенное войско, насчитывавшее до 22 тысяч человек, 20 октября вышло к реке Кара-Кастек в урочище Узына-гаш, где встретилось с русскими отрядами. Ожесточенная кровопролитная битва закончилась поражением союзников. Кокандекий военачальник был убит, узбеки начали беспорядочно отступать, многие замерзли при переходе через Чу.-Казахи и кыргызы некоторое время продолжали нападать на разъезды и укрепления русских войск.
Царское правительство решило окончательно расправиться с Кокандским ханством и непокорными казахами, и нескольких
разведывательных походов весной 1864 года направило войска против них. Русские отряды заняли
потерпели поражение и были вынуждены отступить. В сентябре 1864 года наступление возобновилось с двух сторон: из Туркестана под командованием полковника Черняева, из Аулие-Аты — подполковника Лерха. После непродолжительной осады Шымкент был взят штурмом. Так, вся территория Казахстана оказалась под властью России.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.
Социальная организация казахского общества в XV XVII вв.
По своему социальному содержанию казахское общество было далеко неоднородным. Суть родовой организации кочевников не имеет ничего общего с родовыми устоями первобытных кровнородственных союзов. Влиятельные баи имели большое количество скота. Богатство способствовало повышению социального статуса людей, им открывалось широкое поле общественной деятельности. Значение баев в обществе определялось ролью сословия, к которому они принадлежали. Баи могли быть выходцами из султанов, из знатных родов, из среды «кара суйек», т.е. они не были однородным сословием. В то же время в обществе встречались неимущие, но очень знатные султаны, бедные, но очень авторитетные бии, батыры.
Таким образом, основу социальной организации казахов составляет племенная организация. Каждое сословие имеет свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе является ведущим, и социальное положение в подобном обществе определяется не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.
Казахское ханство состояло из нескольких улусов во главе с чингизидами ханствующего рода. По свидетельству Рузбихана, в начале
XVI в., крупных улусов было около десятка. Каждый улус состоял из определенного количества родов. Улус мог выставлять десять тысяч воинов. Во время военных походов общее руководство вели султаны и ханы. В принципе, основная функция ханов заключалась как раз во внешней деятельности, в военном предводительстве.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.