аксуек это история казахстана

Происхождение и статус «Ақ сүйек» у казахов

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Казахское общество в прошлом четко делилось на «ақ сүйек» («белую кость») и три жуза. Эти группы существенно отличались друг от друга в статусно-правовом, политическом, социокультурном и функциональном отношениях. Белая кость занимала самое высокое положение и была социально изолирована: ее пополняли лишь в силу происхождения, а не благодаря каким-то личным достоинствам и заслугам.

Первая социальная группа «ақ сүйек» («белая кость») представляла собой закрытую привилегированную группу людей. В силу ее особого династического происхождения, они были сословно замкнуты и изолированны от генеалогической структуры трех жузов. В свою очередь, аристократическая белая кость делилась на два сословия: торе и ходжа. Их представители приобретали высокий социальный статус и вместе с ним все особые права, потомственно принадлежащие этой сословно-кастовой группе, по праву рождения независимо от своего экономического положения и личных интеллектуальных, физических и нравственных качеств.

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Торе представляли собою основу белой кости. Они являлись потомками Чингиз-хана, сына его Джучи. Торе играли верховенствующую роль в политике, экономической и общественной жизни. Из числа торе избирался хан, наделенный верховной властью и руководивший казахским обществом. Хан правил всеми племенами и родами в своем ханстве. Кроме хана, в число торе входили султаны, выдвигавшие его наверх из своих рядов. В отличие от верховного правителя — хана, просто правитель — султан правил несколькими племенами и родами. При необходимости тот или иной султан передвигался ступенью выше и, будучи поднятым на белой кошме знатными людьми из большинства племен и родов, признавался ханом. Служилые люди — толенгуты послушно и беспрекословно исполняли все повеления высших аристократов как в обыденное, мирное время, так и на войне.

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Другое элитное сословие казахского общества — ходжи являлись высшими служителями мусульманского культа. Считалось, что ходжи ведут свое происхождение от Пророка Магомета или правильно — Мухаммеда. Как и торе, ходжи находились на самом верху общества, пользуясь большими наследственными привилегиями и активно воздействуя на духовную жизнь степняков. Правда, политическое влияние ходжей было не столь велико, как у торе. Это вытекало, видимо, из того, что Ислам не пустил глубоких корней в казахской среде. Во всяком случае, так принято считать.

Благодарим Национальную академическую библиотеку Республики Казахстан в предоставлении архивных материалов.

Фотографии взяты из книги «Казахские ханы и их потомки». Кокшетау, 2013 год.

Источник

Аксуек, Казахстан

Мы еще раз убедились, что нашу газету внимательно читают чиновники различных рангов. Не прошло и двух недель после публикации статьи “Аксуек: зона риска и выживания” (“Республика”, №1 от 13 августа), в которой корреспондент рассказал о бедах жителей поселка Аксуек, как на нее последовала реакция. В забытый богом и властями городок в степи зачастило большое начальство.

Первым Аксуек посетил аким Жамбылской области Борабай ЖЕКСЕМБИН. Правда, природа неласково встретила недавно назначенного акима. Мало того, что температура воздуха поднялась до 42 градусов в тени, разыгралась небывалая ранее пылевая буря. Затем Аксуек посетило руководство Моиынкумского района. На этих встречах жителям было обещано, что в связи со сворачиванием баритового производства, они не будут брошены на произвол судьбы: без воды, света и тепла.

С тревогой и надеждой

Правда, такое решение не вызвало особого энтузиазма у топ-менеджмента предприятия, не так давно прикупившего партию большегрузных карьерных самосвалов. Тем не менее этот вопрос будет вынесен на совет директоров, хотя никто, в том числе и аким, не вправе заставить частную фирму сознательно идти на убытки.

Как заметил по этому поводу президент ОАО “Восточное рудоуправление” Зият ЖАНГОЗИЕВ: “Строительство новой фабрики вблизи Чиганакского баритового карьера будет начато однозначно. Сейчас, в связи со значительным повышением железнодорожных тарифов, мы терпим огромные убытки. Поэтому в одиночку нам не по силам решить социальные проблемы жителей, хотя мы помогаем школе, детсаду, больнице и т.д. В этом плане мы очень надеемся на правительство страны, которое в рамках программы жилищного строительства могло бы помочь людям с переездом на новое место жительства. ”.

Есть ли будущее у Аксуека?

Николай КОВАЛЬЧУК, кавалер орденов “Шахтерская слава” и Трудового Красного знамени, инвалид труда:

— Я вот передвигаюсь с трудом, а меня, как узника концлагеря, томят отсутствием воды, разве мы могли раньше подумать, что доживем до такого позора? Я правительству Казахстана хочу дать совет: собрать нас всех стариков здесь доживающих, а это около 400 человек, и засыпать землей в карьере, чтобы не мучились здесь.

Виктор НИКУЛОВ, председатель совета ветеранов ВОВ:

— Если производство уйдет из Аксуека, то реанимировать поселок никто не станет. Так и разберут все оставшиеся дома по кирпичику. Мы-то свое отжили, да вот только детей и внуков жалко, в чем их-то вина? Кому мы вообще в этой стране нужны, старые да малые? Мне 80 лет и я дважды был ранен на фронте. Недавно в госпитале Алматы вырезали бесплатно грыжу, а она в другом месте вновь выскочила, так врачи делать еще одну операцию отказались, мол, у меня квоты нет. А мне кажется, у нас у всех нет квоты на достойную старость и жизнь.

Фаина ИГНАТЬЕВА, ветеран уранового производства:

— За жизнь в этом поселке я заплатила слишком дорогую цену. От саркомы легких умер мой муж, а лейкемия забрала мою дочь. Поэтому когда заболела моя соседка, я сама дала разрешение разобрать часть моего дома на кирпичи, чтобы продать их и добыть деньги на ее лечение. Будущее поселка? А какое может быть у него будущее, если вся страна в аналогичном положении?

Куаныш ОРАКБАЕВ, врач п. Аксуек:

— Сегодня я являюсь хирургом, терапевтом, стоматологом, акушером и т.д. Словом, опровергаю пословицу, что один в поле не воин. Из-за уранового производства в поселке очень много больных с раковыми заболеваниями, но здесь я бессилен. Да и потом, разве это дело, когда родственники больного вынуждены нанимать за 5-6 тысяч тенге такси, чтобы отвезти его за триста километров в Алматы? Откровенно говоря, много раз хотел все бросить и уехать, но людей жалко. Я понимаю, что рано или поздно фабрику закроют, и начнется исход людей, но сделать ничего не могу.

Кто в ответе за это?

Как ясно из слов самих жителей, они и сами уже понимают, что Аксуек обречен. Во времена СССР на обустройство этого городка и превращение его в степной оазис были затрачены сотни миллионов рублей. Теперь же у власти нет денег на такие элементарные вещи, как обеспечение жителей питьевой водой.

Хотя в стране деньги есть, и немалые. Но они тратятся на возведение роскошных дворцов в Астане, на проведение различных юбилеев и партийных съездов. А полторы тысячи жителей Аксуека чувствуют себя чужими на этом празднике жизни, как, впрочем, и сотни тысяч других жителей, выживающих в аналогичных аулах и городках в степи.

Аким поселка Бахытжан КАЛЫМБЕТОВ сетует, что не в его силах изменить ситуацию. Недалеко от поселка, помимо урана, есть залежи свинца, молибдена и других редкоземельных элементов. Говорят, что к ним проявило интерес ОАО “Казцинк”. Ходят слухи и о скором начале строительства Балхашской АЭС, на которой был бы востребован Аксуекский уран и жители поселка.

. А пока исполнительная власть и предприятие спорят, кто должен решить проблему воды, в буквальном смысле томятся жаждой сотни людей. Они и рады бы покинуть эти места, но у них нет денег на переезд.

к — бывший посёлок в Мойынкумском районе Джамбулской области Казахстана.

Был основан 1956 году на месте уранового месторождения, найденного в 1951 году. Посёлок был образцовым примером оазиса советского типа в безлюдной пустыне. За несколько лет были построены жилые дома, магазины, школы, больницы, различные предприятия. Градообразующим предприятием был урановый рудник, в котором добывали урановую руду с дальнейшим обогащением. С распадом СССР в 1991 году было принято решение о закрытии рудника, вследствие чего в течение нескольких лет посёлок полностью пришёл в упадок. В связи с отсутствием водных ресурсов строительство новых предприятий было нерентабельно. В настоящее время из 11 тысяч населения в поселке осталось 1,5 тысячи, в основном пенсионеры с малым уровнем достатка, которым некуда и не на что оттуда уехать.

Источник

Аксуек. Отголоски СССР

Ездили как-то в Астану и заезжали в поселок, где часто бывала моя жена в детстве. Тут жили ее бабушка и дедушка, которые пол жизни проработали на урановых рудниках.

Информация с Википедии:

Аксуек — посёлок городского типа в Мойынкумском районе Джамбульской области Казахстана.

Был основан 1956 году на месте уранового месторождения, найденного в 1951 году. Посёлок был образцовым примером оазиса советского типа в безлюдной пустыне. За несколько лет были построены жилые дома, магазины, школы, больницы, различные предприятия. Градообразующим предприятием был урановый рудник, в котором добывали урановую руду с дальнейшим обогащением. С распадом СССР в 1991 году было принято решение о закрытии рудника вследствие чего в течение нескольких лет посёлок полностью пришёл в упадок. В связи с отсутствием водных ресурсов строительство новых предприятий было нерентабельно. В настоящее время из 11 тысяч населения в поселке осталось 1,5 тысячи, в основном пенсионеры с малым уровнем достатка.

Ну и несколько картинок того, что осталось от оазиса в пустыне

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Ранее был дом культуры вроде, щас некое подобие акимата

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Дом образцового содержания

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Прдовольственный магазин (зайти побоялся)

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

А это дом родной, точнее то, что от него осталось.

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Четырехэтажки (да, они тут стояли)

аксуек это история казахстана. Смотреть фото аксуек это история казахстана. Смотреть картинку аксуек это история казахстана. Картинка про аксуек это история казахстана. Фото аксуек это история казахстана

Источник

Положение на юге Казахстана в начале XIX в. Гнет Кокандских и Хивинских ханов на юге Казахстана.

После смерти Мухаммед Рахима на хивинский престол вступил его сын Алла-Кул, при котором возобновились длительные войны с казахами юго- запада присырдарьинских степей. В своей политике хивинские правители умело использовали межродовую рознь и вражду и натравливая одни роды на другие, осуществляли свое господство. Для закрепления своего присутствия хивинцами было построено несколько крепостей в низовьях Сырдарьи.

Кокандское ханство появилось в начале XVIH в., когда ряд полукочевых узбекских племен Ферганской долины объединился и создал новое политическое объединение. В 1799 г. к власти пришел Алим, который принял титул хана, и с этого момента Фергана стала называться Кокандским ханством. При Алиме территория Кокандского ханства значительно расширяется за счет захвата кочевий Старшего жуза. Им были завоеваны города Ташкент, Чимкент, Сайрам и т.д. Не ограничиваясь этим, Алим хан разорял окрестности Туркестана и Аулие Аты. При Омар- хане в начале XIX в. на юге Казахстана были построены ряд укреплений: Жана-корган, Ак мечеть, Чим-корган и др. В основном эти укрепления охватывали южное кольцо, но самые северные доходили до Улытау. Попавшие в зависимость от Коканда казахи, платили ряд налогов: зекет- скотоводы, харадж-земледельцы (кеусен) и выполняли ряд повинностей, в том числе и воинскую. Непомерный налоговый гнет, грабежи и разбои, творимые хивинскими и кокандскими чиновниками, вызвали 90лротивление казахов.

Локальные, стихийные выступления казахов вылились в 1858 г. во всеобщее открытое восстание. В марте 1858 г. в районе Аулие Аты, затем от Чимкента до крепостей Мерке и Пишпек недовольство казахских и киргизских крестьян переросло в вооруженное восстание. Восставшие разогнали кокандских налогосборщиков и других чиновников. Высланное из Ташкента войско сняло осаду Аулие Аты, но подавить восстание не смогло. Через некоторое время восставшие снова осадили Аулие Ату, были заняты горные перевалы и дороги. Летом повстанцы контролировали всю территорию Южного Казахстана.

В этих условиях кокандцы были вынуждены пойти на уступки казахам и сменили правителя Ташкента. Продолжающееся наступление русских войск также толкало кокандцев на примирение с повстанцами.

Осенью 1860 г. казахи в союзе с Кокандом предприняли попытку освободить от русских отрядов Семиречье. Кокандекий хан направил против Верного 12-тысячное войско, к которому присоединились казахи и кыргызы. Многие бии и старшины, присягну в шиера нее России, стали переходить на сторону кокандцев. Во главе отдельных казахских отрядов встали бии Суранши, Дикамбай, султаны Кенесарины. Объединенное войско, насчитывавшее до 22 тысяч человек, 20 октября вышло к реке Кара-Кастек в урочище Узына-гаш, где встретилось с русскими отрядами. Ожесточенная кровопролитная битва закончилась поражением союзников. Кокандекий военачальник был убит, узбеки начали беспорядочно отступать, многие замерзли при переходе через Чу.-Казахи и кыргызы некоторое время продолжали нападать на разъезды и укрепления русских войск.

Царское правительство решило окончательно расправиться с Кокандским ханством и непокорными казахами, и нескольких

разведывательных походов весной 1864 года направило войска против них. Русские отряды заняли

потерпели поражение и были вынуждены отступить. В сентябре 1864 года наступление возобновилось с двух сторон: из Туркестана под командованием полковника Черняева, из Аулие-Аты — подполковника Лерха. После непродолжительной осады Шымкент был взят штурмом. Так, вся территория Казахстана оказалась под властью России.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник

Социальная организация казахского общества в XV XVII вв.

По своему социальному содержанию казахское общество было далеко неоднородным. Суть родовой организации кочевников не имеет ничего общего с родовыми устоями первобытных кровнородственных союзов. Влиятельные баи имели большое количество скота. Богатство способствовало повышению социального статуса людей, им открывалось широкое поле общественной деятельности. Значение баев в обществе определялось ролью сословия, к которому они принадлежали. Баи могли быть выходцами из султанов, из знатных родов, из среды «кара суйек», т.е. они не были однородным сословием. В то же время в обществе встречались неимущие, но очень знатные султаны, бедные, но очень авторитетные бии, батыры.

Таким образом, основу социальной организации казахов составляет племенная организация. Каждое сословие имеет свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе является ведущим, и социальное положение в подобном обществе определяется не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.

Казахское ханство состояло из нескольких улусов во главе с чингизидами ханствующего рода. По свидетельству Рузбихана, в начале

XVI в., крупных улусов было около десятка. Каждый улус состоял из определенного количества родов. Улус мог выставлять десять тысяч воинов. Во время военных походов общее руководство вели султаны и ханы. В принципе, основная функция ханов заключалась как раз во внешней деятельности, в военном предводительстве.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *