аптека апрель история развития
Аптека апрель история развития
Строительство административного здания ГК «Апрель»
Аптечная сеть «Апрель» в десятке крупнейших Федеральных аптечных сетей России, руководство которой осуществляет Анисимов Вадим Георгиевич.
Более 1500 аптек в 54 регионах страны заняли 3,5% всего рынка российского аптечного ритейла.
Более 7000 сотрудников работают в аптеках «Апрель» от Мурманска до Махачкалы и от Пскова до Перми. Работоспособность всей сети обеспечивают более 600 сотрудников центрального офиса.
Продолжается активное развитие и осваиваются новые территории.
Формат аптек уникален – «Апрель» управляет нижней ценой рынка на медикаменты, являясь первым неперебиваемым аптечным дискаунтером в России.
Все ТОП-менеджеры – кубанцы, местные сотрудники, которые прошли становление до уровня лучших управленцев аптечного ритейла России.
Большая часть налогов компании уплачивается в бюджет Краснодара и Краснодарского края.
На сегодня, в нашем городе самая большая концентрация аптек «Апрель» в сравнении с любым другим населённым пунктом страны. Этому способствует благоприятная среда для развития конкурентного социального бизнеса в городе и желание быть полезными горожанам. «Апрель» продолжает открывать аптеки в Краснодаре, чтобы у всех жителей была возможность пользоваться лучшими ценами на медикаменты в стране.
В 2019 году, при поддержке администрации города, компания «Апрель» построила крупнейший на Юге России фармацевтический склад площадью 24 000 м2.
В 2020 году между Администрацией города и компанией «Апрель» было подписано инвестиционное соглашение о строительстве центрального офиса Федеральной аптечной сети на 3 000 рабочих мест.
Владелец аптек «Апрель» за год открыл почти 100 точек «Аптечного склада»
В последнее время в Краснодарском крае бешеными темпами расширяться сеть «Аптечный склад». По свидетельству очевидцев, несмотря на рост количества аптек этой сети в них продолжают толкаться в очередях, которые возникают из–за низких цен.
Судя по сайту сети, в 2016 г. она открыла 95 новых аптек в Краснодарском, Ставропольском краях и Республике Адыгея. Сейчас их количество составляет 114. В частности, количество аптек в самом Краснодаре за год выросло с 5 до 18.
«Аптечный склад» работает под началом юрлица ООО «Фармацевтическая компания «Апрель»» бизнесмена Вадима Анисимова. До сих пор он был известен как владелец сети «Апрель», которая насчитывает 462 аптеки на юге России. Сотрудники компании отказались связать корреспондента «ДГ» с Анисимовым, а его помощники попросили прислать вопросы на почту, которые на момент публикации материала оставались без ответа.
Антикризисный проект
Как можно сделать вывод по каналу «Аптечного склада» на «Ютубе», сеть задумана как антикризисный проект, направленный на обслуживание бедных населения. В одном из видеороликов сотрудница компании рассказывает, что фармацевтический рынок очень гибкий и позволяет закупать более дешевые товары, а значит, и отпускать их по более низкой цене. По ее словам, в «Аптечном складе» цены ниже на 10–15% среднерыночных. За счет чего компании удается держать низкие цены, остается неясным. На канале большое количество опросов клиентов, в основном, пожилого возраста, которые подтверждают, что цены действительно низкие, а сотрудники аптек — «добрые и отзывчивые». Кроме того, добавляет заведующая одной из аптек, клиенты могут заказать редкие лекарства, которых нет в наличии.
На фоне расширения «Аптечного склада», набирала обороты и сама сеть «Апрель». За год количество магазинов с лекарствами выросло с 403 до 462. При этом несмотря на общий рост, в некоторых южных городах число аптек «Апрель» сократилось. В Ставрополе, например, их количество уменьшилось с 12 до 9, в Адыгее — с 6 до 4, в станице Кущевской — с 4 до 3, в станице Выселки — с 3 до 2, в Абинске — с 2 до 1. Причем есть случаи, когда «Аптечный склад» открывался в бывшем помещении «Апреля». Например, в Ставрополе на улице Тухачевского, 17А, в начале 2016 г. работала аптека «Апрель», а в конце — уже «Аптечный склад». Не исключено, что, трансформируя бизнес под более бедного покупателя, владелец сети пытается подстроиться под падение реальных доходов населения.
Расширение предсказывали
Кризисные явления на аптечном рынке наблюдались еще в 2015 г. По итогам года цены на медикаменты в стране выросли на 22,8%. Рост связан с тем, что 70% фармацевтической продукции — либо чистый импорт, либо российские товары, произведенные на основе импортной субстанции, поясняла тогда министр здравоохраненния России Вероника Скворцова. В начале 2016 г. специалисты предрекали, что крупные аптечные сети будут укреплять позиции, расширять свои сети. Об этом заявил учредитель группы компаний «Здоровье» Юрий Слепов.
Вслед за этими событиями строительная компания «Девелопмент–Юг» продала свою краснодарскую аптечную сеть «Санфарма», состоящую из 18 точек. Покупатель тогда не раскрывался, однако сейчас имя нового собственника можно увидеть в учредительных документах. Покупателем стала Маргарита Лерман, бывшая владелица тульской аптечной сети «Твой доктор» (несколько аптек с таким названием, кстати, есть и в Краснодаре). Что она сделала с сетью «Санфарма», не известно, но сайт этой компании больше не работает.
Факты
⇢ Несколько лет назад свое место под солнцем пыталась занять сеть «Аптеки Кубани», принадлежащая администрации Краснодара. Но впоследствии эти аптеки растворились в общей массе, и их количество осталось небольшим — 23 аптеки и 14 аптечных пункта. Как можно судить по документам компании, ежегодно она поставляет лекарства в огромное количество городских больниц и поликлиник. Другие участники рынка практически не участвуют в этих закупках. Возможно, правительственная сеть развивалась для того, чтобы забрать себе госзаказ.
⇢ В 2013 г. компания «Унифарм», которая выпускает ветеринарные препараты, хотела построить завод за 2,8 млрд завод по выпуску медикаментов и создать собственную аптечную сети в Краснодарском крае. Было даже подписано специальное соглашение на инвестиционном форуме «Сочи–2013». Однако аптечной сети у этой компании до сих пор нет, и она продолжает продавать свои товары (в основном ветеринарные препараты) через сеть посредников.
700 аптек работает сейчас в Краснодаре, по данным системы «2ГИС».
Торговая сеть Апрель
Основные характеристики
в планах открыть 10 объектов
Развитие ритейлера Апрель
Условия сотрудничества
Аптека (аренда),Помещение (покупка),Земельный участок
Для просмотра контактов необходимо войти на сайт под своими учетными данными или зарегистрироваться
Вы можете получить больше выгоды
используя PRO-аккаунт
Обнаружили в тексте ошибку! Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
«Апрель» — самая крупная аптечная сеть Краснодарского края, заботящаяся о здоровье жителей региона, обеспечивая население товарами в сфере здоровья и красоты. Компания соединяет в себе прочные традиции, мощный экономический потенциал, активную динамику развития и высокий профессионализм персонала.
История аптечной сети «Апрель» начинается с 2000 года. Именно тогда было принято решение о создании сети аптек нового формата, которые должны быть максимально ориентированы на все группы потребителей. В конце 2011 г. аптечная сеть объединяла 47 аптек.
В настоящий момент аптечная сеть «Апрель» это более 400 аптек для всей семьи, которые представлены практически во всех районах Краснодарского края и Республики Адыгея, а так же в Ставропольском крае, Воронежской и Ростовской областях, Республике Крым. Аптеки полностью автоматизированны и оснащены современной техникой, программным обеспечением и торговым оборудованием. Цены, как и везде в «Апрельских аптеках» доступны на самый широкий ассортимент лекарственных средств. Чтобы было приятно и удобно совершать покупки, наши аптеки организованы по принципу фарммаркета, и товары в них находятся в свободном доступе.
Одним из направлений развития сети является программа социальная аптека «Апрель». Деятельность таких аптек направлена на обеспечение качественными фармацевтическими товарами по доступным низким ценам, что свидетельствует также о серьезности намерений оказать поддержку пенсионерам и другим социальным слоям населения.
Мы создаем новые стандарты ритейла, внедряем новые технологии, стремимся удовлетворить запросы всех групп потребителей.
Мы рады рассмотреть ваши предложения о сотрудничестве с нашей сетью.
Мы горды тем, что за многие годы работы десятки наших партнеров производителей, дистрибуторов и других компаний, помогающие нам развивать наш бизнес, признают нас, как надежного делового партнера. Высокий темп роста сети аптек «Апрель» связан в первую очередь с нашим подходом к договорным и партнерским отношениям, основной целью которого является направление к созданию взаимовыгодного сотрудничества.
Региональная аптечная сеть «Апрель» предлагает производителям товаров аптечного ассортимента новые возможности для сотрудничества:
согласованная выкладка во всех аптеках сети;
контроль отсутствия дефектуры;
предоставление данных о движении товаров;
совместное составление ассортиментного плана и плана продаж;
ускорение ввода в ассортимент новых позиций;
совместное планирование активности работы мед-представителей в аптеках сети;
проведение тренингов и презентаций и прочее.
Мы готовы рассмотреть предлагаемые вами условия по поставки товаров аптечного ассортимента.
Уважаемые представители компаний, желающих сотрудничать с сетю аптек «Апрель”!
В целях обеспечения максимальной прозрачности в работе с вами наша компания разработала ряд критериев, которые призваны сделать понятными принципы отбора новых партнеров и мотивы принятия решений о продолжении сотрудничества со старыми партнерами.
Динамично развивающаяся аптечная сеть рассмотрит аренду на длительный срок, а также покупку помещения в г.Краснодаре и Краснодарском крае.
Коронавирус вывел из тени «Апрель». Один человек стал аптечным ретейлером России
Распространение коронавируса привлекла внимание к аптекам, в ряде которых жители просто не могли найти антисептики или же медицинские маски. О причинах такой ситуации рассказал директор сети аптек «Апрель» Вадим Анисимов, став одним из самых упоминаемых по вызывавшему споры у жителей направлению персон.«ФедералПресс» в рамках рубрики компания недели разобрался в деятельности внезапно появившегося в информационном поле персоны Вадима Анисимова, истории «Апреля», в том числе в кризисное время.
Поисковые системы показывают, что руководитель сети аптек «Апрель», присутствующих в значительной части регионов России, Вадим Анисимов не частый гость в информационных лентах.
Привлек к себе внимание Вадим Анисимов, когда рассказал, почему в аптеках не было медицинских масок. Вопрос был актуален в период распространения коронавируса.
«Мы не имеем права продавать маски дороже 10 рублей. Есть соответствующие документы из Минздрава и ФАС. Сейчас происходит коллизия: маски раньше мы закупали по цене от рубля до двух; на данный момент есть документы, которые запрещают аптекам реализовывать маски дороже 10 рублей; а производителей не ограничили. Им выгодно продавать не аптекам, а парикмахерским и интернет-магазинам. Маски производитель продает от 13 рублей оптом, а мы вынуждены продавать не дороже 10 рублей. Поэтому они в парикмахерских и на каждом углу, только не в аптеках. У меня в сети сейчас – 5,6 тыс. масок, месяц назад было 1,5 млн. Взять я их даже за 9,9 рублей не могу нигде», – рассказал Вадим Анисимов в администрации Краснодара. Впрочем, на заседании обсуждался и вопрос строительства нового офиса для «Апреля».
Фирма одного человека?
По индивидуальному налоговому номеру руководителя «Апреля», можно увидеть значительный список созданных им организаций. Отдельно обратим внимание, что в нижеперчисленных компаниях у Владимира Анисимова 100 % уставного капитала – он единственный собственник.
Название | Выручка | Прибыль |
«ЛЕТА-ФАРМ» | 320 млн | 396 тыс |
«АПРЕЛЬ ВОРОНЕЖ» | 800 млн | 2,06 млн |
«АПРЕЛЬ КАВКАЗ» | 1,25 млрд | 31,12 млн |
«Бережная аптека «Апрель» | 2,05 млрд | 21,13 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ ВОЛГОГРАД» | 858 млн | – 3,6 млн |
«Апрель Брянск» | 645 млн | –7,8 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ПЕНЗА» | 217,5 млн | 20,7 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ТВЕРЬ» | 234 млн | 4,54 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ БЕЛГОРОД» | 657,4 млн | 15,1 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «АСТРАХАНЬ» | 268 млн | 10,74 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ИВАНОВО» | 103,2 млн | – 3,11 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «УЛЬЯНОВСК» | 255,3 млн | – 3,9 млн |
«Управляющая компания «Апрель» | 80,9 млн | 45,6 млн |
«Банатовское» | 978 тыс | – 561 тыс |
«АПТЕКА ЛЕНФАРМ» | 708 млн | 124,5 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ЯРОСЛАВЛЬ» | 224 млн | – 30 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «КАЗАНЬ» | 1,03 млрд | – 56 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «САМАРА» | 312,4 млн | – 27,4 млн |
«ФК «АПРЕЛЬ» | 501,5 млн | 130,5 млн |
«Апрель 2012» | 374,2 млн | 5,6 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ТУЛА» | 262 млн | – 28,5 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ПОДМОСКОВЬЕ» | 182,4 млн | – 17,33 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «КРЫМ» | 294 млн | – 4,3 млн |
«ДК «Апрель» | 1,98 млрд | 20,2 млн |
«Апрельфарм» | 328,6 млн | – 4,6 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ АСТРАХАНЬ» | 295 млн | 21,21 млн |
«АПРЕЛЬ СЕВАСТОПОЛЬ» | 1,16 млрд | 19,1 млн |
«АПРЕЛЬ 2014» | 1,6 млрд | 15 млн |
«ЛИБЕРТИ» | 514,5 млн | – 22,9 млн |
«АПРЕЛЬ САРАТОВ» | 439,2 млн | – 38,4 млн |
«АПРЕЛЬ РЯЗАНЬ» | 151 млн | – 13,4 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «СМОЛЕНСК» | 188,5 млн | – 25 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ВЛАДИМИР» | 119,4 млн | 10 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «МАРИЙ ЭЛ» | 90,5 млн | – 230 тыс |
«СЕМЕЙНАЯ АПТЕКА «АПРЕЛЬ» | 1,82 млрд | 15,8 млн |
«АПРЕЛЬ ПЛЮС» | 484 млн | 5,4 млн |
«Апрель 2013» | 617 млн | 4,6 млн |
«АПРЕЛЬФАРМИКА» | 720 млн | 14 млн |
«АПРЕЛЬ КУБАНЬ» | 1,73 млрд | 42,8 млн |
«АПРЕЛЬ ЮГ» | 695 млн | 6,18 млн |
Таким образом, с учетом 100 % долей в указанных фирмах, в руках Вадима Анисимова группа компаний с выручкой почти 24 миллиарда рублей.
Непубличный аптечный кардинал?
Стоит отметить, что Вадим Анисимов, несмотря на возведенную им структуру компаний, не является публичным человеком.
Из десяти сообщений в «Яндекс. Новостях», шесть касаются выступления на планерке в администрации Краснодара, проводившейся уже при коронавирусе в 2020 году. Напомним, затрагивались вопросы наличия медицинских масок в аптеках, а также строительства нового офисного здания для «Апреля».
В 2019 году компания и руководитель упоминались в новостях после покупки «Апрелем» «Эскулапа» из Набережных Челнов. Еще одно сообщение было связано с выходом краснодарского ретейлера на пензинский рынок.
Отдельное сообщение касалось взаимных претензий «Апреля» и «Катрена», они затрагивали работу между партнерами, но стали достоянием общественности. Стоит отметить, что продолжения этой истории в публичном поле найти не удалось.
Обратим внимание, что такое отсутствие публичности и фактический принцип построения бизнеса по принципу «один человек – одна компания» схожа с еще одним краснодарским ретейлером – «Магнит», созданным Сергеем Галицким. «Тандер», по комментариям экспертов, также считался фирмой одного человека, несмотря на значительное количество работников.
Политический подтекст?
Впрочем, как и Сергей Галицкий, Вадим Анисимов далеко не публичный человек, как не нашлось следов его политических предпочтений или же действий.
Борьба с коронавирусом вносит свои коррективы в электоральные предпочтения россиян. По неофициальной оценке, именно представителям медицинского сектора избиратели могут отдать свой голос, фактически отвернувшись от застройщиков и банкиров.
На такое смещение вектора предпочтений оказывает множество факторов, в том числе и активная поддержка сектора президента и главами регионов, общественная кампания, развернутая на подчеркивание героизма медиков и фирм, осуществляющих производство и поставку профильных товаров.
К слову сказать, именно внезапное появление в администрации и информационной повестке Вадима Анисимова стало поводом для обсуждения его в качестве возможного кандидата на предстоящих выборах.
«Когда коронавирусная эпидемия закончится – многое в политической жизни страны может измениться. В отдельных регионах, городах – жители будут недовольны несвоевременной реакцией властей на распространение болезни и отсутствие мер, которые могли бы предотвратить развитие эпидемии. Где-то – будет наоборот. Но велика вероятность, что во многих регионах России появятся новые политики – люди, которые активно помогали решать проблемы, связанные с вирусом и те, кто значительно повлиял на ситуацию. У них может быть действительно широкая электоральная поддержка – люди остро запоминают кризисы и тех, кто помогает эти кризисы сгладить. Соответственно, у бизнесменов, подобных Анисимову действительно есть широкие возможности в этом плане. Но говорить об этом конкретно – пока рано, нужно дождаться окончания эпидемии», – прокомментировал руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев.
Перспективы «Апреля»
Как сообщил Вадим Анисимов на планерке в администрации города, компания планирует построить большое офисное здание на въезде в Юбилейный микрорайон. За три года инвестиции составят порядка 700 млн рублей. Здесь, по предварительным оценкам, будут трудиться две тысячи человек.
«Отлично, что компания, основанная в нашем городе и уже ставшая крупным федеральным игроком на этом рынке, открывает аптеки по всей стране, а налоги платит здесь, в Краснодаре», – прокомментировал развитие компании глава кубанской столицы Евгений Первышов.
Участок под строительство находится в частной собственности, «Апрель» планирует выкупить его у собственника в ближайшее время.
«Нам необходимо новое здание – компания растет, мы собираемся открыть еще 1,5 тысячи аптек. Наша цель – войти в тройку лидеров фармретейла в России. Главный офис находится в Краснодаре, мы платим налоги в бюджет города, и сохраним это в дальнейшем. То есть главную выгоду от работы всей федеральной сети в плане налогов будет получать именно Краснодар, мой родной город», – рассказал Вадим Анисимов.
Пришел «Апрель»: Миннахметовы продали «Казанские Аптеки» кубанцам
Вслед за «36.6» продана еще одна крупная аптечная сеть Татарстана — «Казанские Аптеки», 17 лет снабжавшая лекарствами население республики. Новый владелец — жесткий дискаунтер ГК «Апрель» краснодарского бизнесмена Вадима Анисимова. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что продажа даже несколько запоздала — настолько мрачные времена наступают для фармы. По их мнению, теперь в республике развернется ценовая война за выживание, а все местные игроки — только «фон, который скоро превратится в пыль».
Крупная аптечная сеть Татарстана — «Казанские Аптеки» — продана краснодарской ГК «Апрель». Сумма сделки не раскрывается, но, по сведениям неофициальных источников, речь идет примерно о 400–600 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»
«КРУПНЫЕ СЕТИ ПЛАНОМЕРНО СКУПАЮТ МЕЛКИЕ»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», на фармацевтическом рынке Татарстана произошла крупная сделка — холдинг «Казанские Аптеки» продал всю свою сеть аптек краснодарской ГК «Апрель». Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил руководитель холдинга «Казанские Аптеки» Владимир Рубцов. Сделка совершилась в конце прошлой недели — вечером 11 апреля были подписаны первые документы. Сумма не раскрывается, но, по сведениям неофициальных источников, речь идет примерно о 400–600 млн рублей.
Неизвестно, сохранит ли владелец ГК «Апрель» название «Казанские Аптеки». По словам представителя татарстанской сети, коллеги с Кубани пока в раздумьях. Вероятно, какие-то аптеки останутся под существующим брендом, а какие-то будут переделаны под «Аптечный склад». Интересно, что по условиям сделки все помещения «Казанских Аптек» останутся в собственности Миннахметовых, новые владельцы бизнеса будут использовать их на правах аренды.
Сеть «Казанские Аптеки» была создана в 2001 году командой, которая до этого работала в одной из фармацевтических компаний. Инвестором выступила известная в Татарстане семья Миннахметовых, которая и владела сетью до последнего времени. Напомним, династию Джаудата Миннахметова, главы фонда газификации Татарстана, продолжают его сыновья Ирек Миннахметов, ныне директор «Татспиртпрома», и Радик Миннахметов, директор стадиона «Казань Арена».
Сеть «Казанские Аптеки» до последнего времени принадлежала известной в Татарстане семье Миннахметовых (на фото — Джаудат Миннахметов, глава фонда газификации РТ) Фото: «БИЗНЕС Online»
Сегодня «Казанские Аптеки» — одна из крупнейших региональных сетей, насчитывающая 112 точек в Татарстане (присутствует практически во всех районах республики). Есть также по одной аптеке в Йошкар-Оле, Ульяновске и Башкортостане. Согласно информации «Фармацевтического вестника», по итогам 2017 года «Казанские Аптеки» опустились в рейтинге аптечных сетей (по данным рейтинга аналитической компании AlphaRM) на одну строчку — с 63-го на 64-е место — и закончили год с объемом продаж 1,8 млрд рублей. Прирост выручки составил 3%, а доля рынка в России — 0,17%. Численность персонала — порядка 900 человек.
О том, что казанский игрок вполне может быть продан крупному федеральному, Рубцов говорил еще в 2016 году. «Я не открою большого секрета, если скажу, что любая сеть создается, скорее всего, для дальнейшей продажи. Поэтому в сложившейся на фармрынке ситуации любая сеть, работающая в Татарстане, будет готова продаться мультирегиональной сети, если будут предложены адекватные деньги», — отмечал он.
В нынешнем же разговоре с «БИЗНЕС Online» Рубцов объяснил, какие причины подвигли собственников зафиксировать прибыль. «Во-первых, возрастающая конкуренция и уменьшение доходности бизнеса. Укрупнение аптечных сетей лежит в общей логике рынка. Все идет к тому, что крупные сети планомерно скупают мелкие. Благодаря этому растут их объемы закупок, крупные компании получают лучшие условия от поставщиков и производителей, поэтому конкурировать небольшим сетям с ними становится все сложнее. Кроме того, зарплаты сотрудникам нужно индексировать, а выручка не растет. Очевидно, что на этом фоне доходность бизнеса с каждым годом только падает».
Он считает, что ситуация идет к тому, что в пятилетней перспективе на фармрынке останется примерно 100 крупных игроков, которые будут держать весь российский аптечный рынок. Ситуацию сильно осложняет и то, что на это поле выходят продуктовые ретейлеры: в конце прошлого года минпромторг РФ вынес на публичное обсуждение законопроект о продаже лекарств в магазинах. В последней редакции документ позволяет торговым организациям продавать определенные группы безрецептурных препаратов даже без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. В министерстве считают, что это позволит «развить внутренний рынок фармацевтических товаров», а также повысить доступность (в том числе ценовую) лекарств за счет увеличения конкуренции. Однако специализированным аптекам такой поворот ничего хорошего не сулит.
«Конечно, если данный закон будет принят, рынок очень сильно трансформируется, — прогнозирует Рубцов. — Думаю, количество аптек будет уменьшаться, потому что даже крупные сети не смогут конкурировать с продуктовыми гигантами. Я считаю, что закон совершенно несправедливый с точки зрения аптечного ретейла. Качество услуг, мне кажется, будет резко падать, потому что в продуктовом ретейле вряд ли за лекарствами будет такой же контроль, как в аптеках. В лицензированных фармацевтических организациях контроль гораздо жестче, шанс приобрести фальсификат гораздо ниже, чем в неспециализированном учреждении».
«Казанские Аптеки» закончили 2017 год с объемом продаж 1,8 млрд рублей. Прирост выручки составил 3%, а доля рынка в России — 0,17% Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»
«АПРЕЛЬ» ВЗЯЛ КЛИЕНТА «ПАРАФАРМОЙ» И ЦЕНАМИ
Единственный владелец сети «Апрель» — Вадим Анисимов. В базе данных «Контур.Фокус» он числится учредителем нескольких десятков компаний, основная деятельность которых — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). В каждом городе присутствия юрлицо имеет в названии и город. Например, ООО «Аптечный Склад „Казань“» с уставным капиталом 10 тыс. рублей было образовано в августе прошлого года.
По данным «Фармацевтического вестника», сеть «Апрель» закончила 2017-й с приростом выручки 107% по отношению к предыдущему году и вышла на 7-е место в рейтинге федеральных сетей с долей рынка в 1,94%. Она представлена в 26 регионах России, насчитывает около тысячи аптечных учреждений, а общий объем продаж в прошлом году составил 21 млрд рублей.
«Апрель» — жесткий дискаунтер. Рубцов отмечает, что в условиях падения платежеспособности населения покупателям становится менее важно визуальное оформление аптеки — ее площадь, раскладка, светлые помещения и т. д., на первое место выходит цена. «Мы заметили, что если рядом с нашей аптекой открывается дискаунтер — маленькая, неприметная, захудалая на вид аптека, часть людей из нашей аптеки уходит в ту „забегаловку“, потому что там препараты дешевле. Люди начали считать деньги. Цена стала определяющим фактором для большой части населения», — говорит Рубцов. Но на вопрос, не было ли желания превратить «Казанские Аптеки» в дискаунтера, он отвечает отрицательно.
«Мы никогда не планировали превращаться в дискаунтера, так как изначально заходили на рынок для клиентов, которые ценят удобство, комфорт, качество и высокий сервис. Такой аудитории сейчас становится все меньше, — отмечает собеседник. — Конечно, мы потеряли в выручке. Но даже при открытии рядом с „Казанскими Аптеками“ третьего или даже пятого дискаунтера есть те клиенты, которые так и остались с нами».
К тому же у дискаунтера есть «смертельный прием», который позволяет победить конкурента. «Специфика работы дискаунтеров заключается в том, что часть ассортимента — от 10 до 30 процентов — составляют товары под их собственной торговой маркой или выпускаемые исключительно для этих дискаунтеров, — объяснил Рубцов. — И наценка, которую делают дискаунтеры на эти препараты, в разы больше, чем наценка, которую может сделать, например, наша сеть, покупая общеизвестные препараты у федеральных дистрибьюторов. У каждого дискаунтера есть свой пул препаратов. Как правило, это дженерики — разные препараты с одинаковым действующим веществом, но более низкой ценой. На известные брендовые позиции, которые есть во всех сетях, дискаунтеры делают нулевую наценку, а иногда даже минусовую. В итоге за счет этого растет товарооборот. „Поднимается“ и вся сеть, а это не дает развиваться местным сетям, у которых нет такого преимущества, как собственная торговая марка. Сделать ее можно исключительно при больших размерах сети — под тысячу аптек».
В интервью журналу «Эксперт» Анисимов еще в 2015 году раскрывал и другие секреты успеха — правильно уловленный формат и сопутствующие товары. Он рассказывал, что направление аптек начал активно развивать в 2009 году. «До этого у нас было 12 аптек, это был не основной бизнес. Когда мы собрали команду и приняли решение развиваться, стали изучать лучшие мировые практики. Поехали в Лондон, в Америку, увидели, что там даже маленькие аптеки использовали свободный доступ. И мы поняли, что этой дополнительной преграды перед посетителем не надо вообще. Европа в ретейле, конечно, впереди нас. В России же аптека никогда не была местом для общения, только как пункт выдачи чего-то крайне необходимого, — объяснял Анисимов. — В России аптеки заточены только под лекарства. Но посмотрите, сколько есть еще товаров, которые там можно продавать! БАДы, косметика, детские товары, гигиена — все это называется словом „парафарма“. Она, как правило, идет с большей наценкой — мы на ней и зарабатываем. В ассортименте у нас 45 процентов парафармы, а по рынку — до 20 процентов».
По словам представителя «Казанских Аптек», локомотивом продаж аптечного бизнеса, конечно, остаются лекарственные препараты. «То, что у нас в аптеках есть широкий ассортимент сопутствующих товаров и парафармацевтической продукции, — это бонус для покупателя. Зайдя в наши аптеки, он получает широчайший ассортимент, в том числе косметические средства, — говорит Рубцов. — Но у нас падают продажи и некоторых групп сопутствующих товаров, которые не являются специфическим аптечным ассортиментом и продаются в любом супермаркете».
В самой сети «Апрель» на запрос нашей газеты, отправленный по адресам, указанным на сайте компании, не ответили. Трубки по указанным телефонным номерам никто не взял.
Рубцов отметил, что сеть «Корд Оптика» получит новые инвестиции, причем речь идет не о количественном расширении, а о развитии бренда в совершенном новом направлении — медицинском Фото: «БИЗНЕС Online»
ПРОЕКТ «КОРД ОПТИКА» БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ И ПРИРАСТЕТ СОБСТВЕННОЙ ГЛАЗНОЙ КЛИНИКОЙ
В конце 2016 года стало известно о том, что «Казанские Аптеки» приобрели регионального лидера на рынке оптики — казанскую сеть «Корд Оптика». На вопрос, что станет с этим активом теперь, Рубцов сообщил, что сеть оптик не входит в аптечный бизнес и, соответственно, не продается. Наоборот, этот проект получит новые инвестиции, причем речь идет не о количественном расширении, а о развитии бренда в совершенном новом направлении — медицинском.
«В мае мы открываем „Корд Клинику“, которая располагается на улице Аделя Кутуя, — рассказывает Рубцов. — Это полнофункциональная офтальмологическая клиника, которая будет специализироваться не только на офтальмологических операциях, но и на некоторых косметических. В Казани большое количество клиник со схожим профилем, но мы строим самую современную и передовую клинику с новейшими образцами лазеров, которые заказываем в Германии. Наша клиника будет одной из лучших не только в Татарстане, но и в России. Сегмент — средний и средний плюс, ближе к премиуму».
По его словам, площадь клиники составит более 1 тыс. кв. метров. Она будет многофункциональной — со стационаром, чем не могут похвастаться остальные похожие клиники в Казани. Так что после операций можно будет провести несколько дней под наблюдением специалистов.
Чтобы открыть, нажмите
ИТОГИ-2017: ФАРМРЫНОК ВЫРОС НА 10%, А ТАТАРСТАНЦЫ СХОДИЛИ В АПТЕКУ НА 19,6 МЛРД РУБЛЕЙ
Согласно исследованию компании Alpharm, объем фармацевтического рынка России в 2017 году составил 572 млрд рублей: рост по сравнению с 2016-м — 10%. По итогам 9 месяцев 2017 года в стране работало почти 63 тыс. аптечных точек.
В топ-20 аптечных сетей входят компании как из Москвы, так и из регионов, но татарстанских сетей в их числе нет. В топ-5 — московские «Ригла» (1923 аптеки на октябрь 2017-го), «36,6» (1932), ГК «Эркафарм» (1575), самарская «Имплозия» (2311) и пермская «Планета здоровья». Объем продаж у лидера — естественно, это Москва — 115,3 млрд рублей. Что касается прироста по объему продаж, Татарстан в рейтинге расположился на 8-м месте с объемом продаж в 19,6 млрд рублей на сентябрь 2017 года. Получается, что в среднем каждый житель республики сходил в аптеку на 5,5 тыс. рублей в течение года. Компания DSM Group, специализирующаяся на мониторинге фармацевтического рынка, дает несколько иные данные, объединяя коммерческие и государственные аптечные сети. По оценкам ее экспертов, в 2015 году оборот составил 26,6 млрд, в 2016-м просел до 24,5 млрд, а в 2017-м немного подрос до 25,9 млрд рублей.
Долю «Казанских Аптек» на местном рынке Рубцов оценивает примерно в 10%. Основными игроками из федеральных сетей он называет «Имплозию», «Виту». Из местных — государственную сеть «Таттехмедфарм», а также коммерческие «Сакуру», «Саулык», ООО «Ривьера», ООО «Аптека Столетник». Есть также крупные федеральные сети-дискаунтеры — «Планета здоровья», ижевский «Фармаимпекс». Также присутствует башкирский «Фармленд», уже поглотивший в прошлом году местную сеть «36,6» (по оценкам, она была куплена за 1 млрд, хотя сам экс-владелец Артур Уразманов в разговоре с «БИЗНЕС Online» сумму не подтвердил). По словам собеседника газеты, с прихода «Фармаимпекса» в республику в 2006 году и началось серьезное усиление конкуренции. О наступлении федеральных игроков говорят и следующие цифры: 44% аптечных продаж фармпрепаратов в ПФО приходится именно на федеральные аптечные сети.
«На самом деле это [приход нового игрока] только на руку покупателю. Цена будет постоянно снижаться, если, конечно, не поменяется соотношение доллара и евро к рублю» Фото: Геодакян Артем/TASS
«НАЧНЕТСЯ ВОЙНА, ЦЕНА БУДЕТ ПОСТОЯННО СНИЖАТЬСЯ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить произошедшую сделку и состояние аптечного рынка в Татарстане.
Артур Уразманов — экс-владелец сети «36.6»:
— Я еще год назад, как только мы реализовали свой актив, говорил о том, что республиканский рынок исчезнет. Теперь практически он и исчез, остались мелкие игроки. Я даже не считаю, что они являются игроками. Это, скажем так, фон, который в ближайшее время либо превратится в пыль, либо будет выкуплен федеральными игроками. Я думаю, что в Татарстане есть четыре основных игрока на этом рынке: «Имплозия», «Вита», ГК «Фармаимпекс» («Бережная аптека», «Аптека от склада») и «Фармленд».
Сейчас начнется «война», потому что «Апрель» — очень выраженный дискаунтер. Рынок Казани опять уйдет в зону глубокого дискаунта. Посмотрим, насколько «Апрель» сможет составить жесткую конкуренцию уже существующим федеральным игрокам. Но я думаю, что они выдержат данную конкуренцию. На самом деле это только на руку покупателю. Цена будет постоянно снижаться, если, конечно, не поменяется соотношение доллара и евро к рублю.
Что касается продажи лекарств в магазинах, Госдума пока не поддержала данный законопроект, он только рассматривается. Говорить об этом еще рано. Сейчас это вторично. Еще одна опасность для игроков — легализация продажи в интернете, когда люди смогут не только заказывать, но и получать фармацевтические продукты с доставкой на дом. Вот это существенно повлияет на рынок — этого игрокам нужно бояться в первую очередь!
Мы ушли вовремя. Сложно говорить о том, как повезло Миннахметовым, не зная суммы сделки, но они уходили уже вторым или даже третьим эшелоном. Узнав сумму, мы могли бы оценить, поздно или нет была продана сеть. В любом случае «Казанским Аптекам» нужно было уходить, потому что они были приверженцами открытой формы торговли, а данный формат в России умирает. Это большие издержки, большие площади, большие налоги.
Алексей Коренев — аналитик ГК «Финам»:
— В соответствии с данными системы «СПАРК» по состоянию на конец 2016 года (более свежих данных система пока не дает), компания «Казанские Аптеки» показала выручку в размере 417,815 миллиона рублей, валовую прибыль в размере 96,676 миллиона рублей, чистую прибыль в размере 15,637 миллиона рублей. Точным подсчетам возможной стоимости сделки несколько мешает тот факт, что мы не можем оценить стоимость помещений, оставшихся в собственности «Казанских Аптек». Общая стоимость основных средств в соответствии с балансом компании составляет 76,893 миллиона рублей. Но основные средства могут включать в себя не только недвижимость, но и значительное количество иного имущества, которое также было продано. Так что подсчеты наши будут весьма приблизительными. Исходя из имеющихся данных, примерную стоимость сделки можно оценить в 316–410 миллионов рублей.
Активная экспансия федеральных сетей происходит сейчас не только в аптечном бизнесе, но и во всем розничном ретейле, включая продуктовый, электронику, бытовую технику и т. д. Многим региональным игрокам удается, конечно, выжить, но в условиях усиливающейся конкуренции им приходится быть более гибкими в своих подходах к операционной деятельности, тщательнее относиться к планированию расходов, снижать цены и т. д.
Аптечный бизнес в России, в принципе, достаточно выгодный. При этом динамика доходности в нем в целом соответствует общей ситуации в экономике государства — по мере снижения доходов населения падают и доходы розничных сетей, включая аптечные. Но сказать, что там наблюдаются какие-то особенные процессы, отличные от тех, что характерны для розницы в целом, мы не можем.
Дискаунтеры в последнее время стали действительно приобретать все большую популярность. Неважно, касается это продуктового ретейла, DIY или аптек. Многие сети вполне осознанно сокращают свое присутствие в других сегментах торговли, сосредотачивая внимание именно на развитии дискаунтеров (наиболее яркий пример — сеть «О’Кей», продавшая супермаркеты и увеличившая вложения в дискаунтеры). Причина все так же — снижающиеся доходы россиян вынуждают их искать магазины, где те же самые товары можно купить дешевле. Однако утверждать, что дискаунтеры окончательно «убьют» классическую розницу, мы бы не стали. У обоих этих видов торговли есть свои приверженцы, и в итоге соотношение дискаунтеров и классических магазинов, в том числе и в аптечном бизнесе, остановится на некоем равновесном уровне, продиктованном самим потребителем.
ООО «Казанские Аптеки»
Учредители — Миннахметов Заудат Мидехатович (51%), Миннахметов Ирек Заудатович (49%).
Уставный капитал: 10 000 рублей.
Финансы на конец 2016 года:
ООО «Фармацевтическая компания (ФК) „Апрель“»
Учредитель и генеральный директор — Анисимов Вадим Георгиевич (100%).
Уставный капитал: 22 265 рублей.
Финансы на конец 2016 года: