арам хачатурян биография семья
Арам Хачатурян
Биография
Арам Хачатурян – советский композитор армянского происхождения, автор балетов «Спартак», «Гаянэ», музыкальной сюиты «Маскарад».
Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.
Композитор Арам Хачатурян
Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.
Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.
Семья Арама Хачатуряна
Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.
Арам Хачатурян в молодости
В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: Станиславским, Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.
Арам Хачатурян в студенческие годы
В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт Владимир Маяковский. Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.
Музыка
Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.
Арам Хачатурян
В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил Сергей Прокофьев, который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».
Арам Хачатурян за фортепиано
Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.
В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.
Дирижер Арам Хачатурян
В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка Шостаковича и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.
Композитор Арам Хачатурян
С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов Андрея Эшпая, Ростислава Бойко, Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.
Портрет Арама Хачатуряна
Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.
Личная жизнь
Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.
Арам Хачатурян с женой и сыном
Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.
Смерть
Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.
Памятник Араму Хачатуряну в Москве
В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.
Интересные факты
Несколько интересных фактов из жизни композитора:
Арам Хачатурян
Его родители были из соседних сел. Отец в 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С матерью, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда Кумаш Саркисовне едва исполнилось 16 лет.
Первым учителем музыки у Арама был композитор, музыковед и революционер Мушег Газаросович Агаян (1883-1966).
В 1911-1913 годах он учился в частном пансионе С. В. Аргутинской-Долгоруковой. В школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе.
Однако родители не не одобряли его увлечение музыкой, поэтому он вынужден был получать профессию коммерсанта.
В 1913-1921 годах обучался в коммерческой школе.
Арам Хачатурян в молодости
Лишь став совершеннолетним и самостоятельным он смог заняться музыкой серьезно.
В 1921 году Арам вместе с группой армянской молодежи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссер. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета.
В 1922 году стал студентом биологического отделения физико-математического факультета МГУ и Третьего показательного государственного музыкального техникума имени Гнесиных (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных), где обучался игре на виолончели (преподаватель С. Ф. Бычков, затем A. A. Борисяк) и фортепиано, брал уроки композиции.
В 1925 году начал заниматься композицией в классе М. Ф. Гнесина, занятия в университете прекратил. Окончил техникум в 1929 году.
Тогда же он впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен музыкой Л. ван Бетховена и С. В. Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
В 1926-1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В 1929 году он поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского. Его педагогами по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского.
Уже в студенческие годы он написал целый ряд значимых произведений: Песня-поэма для скрипки с фортепиано, Сюита для альта и фортепиано, Токката для фортепиано, трио для фортепиано, скрипки и кларнета и др.
В 1934 году, ориентируясь на традиции русской школы, Хачатурян создал Первую симфонию, концерты с оркестром для фортепиано, скрипки, виолончели.
Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года эвакуированным в Пермь Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова. В следующем году балет был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. А «Танец с саблями» из балета «Гаяне» принес композитору всемирную славу.
Член ВКП(б) с 1943 года.
В годы войны работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
В 1944 году он стал автором музыки гимна Армянской ССР.
В 1930-1950-х годах написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958). Широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Е. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.
Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 года, в котором его творчество, наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитору пришлось замолкнуть на несколько лет.
Балет «Спартак» стал величайшей работой композитора после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошел в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили Л. Якобсон, И. Моисеев, Ю. Григорович, Е. Чанга и другие видные балетмейстеры.
С 1950 года часто выступал как дирижер, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом.
Писал статьи для журналов, посвященных творческой деятельности ряда советских музыкантов.
Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва и Верховного Совета Армянской ССР 2-го созыва.
Арам Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса Еревана.
В 1978 году имя композитора было присвоено Большому залу филармонии Еревана.
Портрет композитора запечатлен на банкноте номиналом 50 армянских драмов образца 1998 года.
31 октября 2006 года в Москве (Брюсов переулок, 8/10) открыт памятник Араму Хачатуряну. На здании установлена мемориальная доска.
В центре столицы Республики Армения Ереване на улице Я. Заробяна открыт Дом-музей Арама Хачатуряна (с концертным залом).
Именем композитора назван самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
Личная жизнь Арама Хачатуряна:
В браке родилась дочь Нунэ Арамовна Хачатурян, пианистка.
Брак распался, когда в аспирантуре Московской консерватории, которую он заканчивал у Н.Я. Мясковского, Арам познакомился с Ниной Макаровой.
Первая жена и дочь Арама Хачатуряна
В 1940 году у них родился сын Карен Арамович Хачатурян, искусствовед.
Арам Хачатурян и Нина Макарова
Арам Хачатурян и Нина Макарова с сыном
Произведения Арама Хачатуряна:
Концерт для фортепиано с оркестром (1936);
Концерт для скрипки с оркестром (1940);
Концерт для виолончели с оркестром (1946);
Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961);
Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963);
Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)
Вокальная и хоровая музыка
«Поэма о Сталине (Песня ашуга)» для смешанного хора и оркестра (1938);
Государственный гимн Армянской ССР для смешанного хора и оркестра (1944);
Три концертные арии для сопрано и оркестра (1946);
«Ода радости» для меццо-сопрано, смешанного хора, ансамбля скрипачей, десяти арф и оркестра (1956);
«Баллада о Родине» для баса и оркестра (1961)
Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка
«Элегия» для виолончели и фортепиано (1925);
«Песня странствующего ашуга» для виолончели и фортепиано (1925);
Танец для скрипки и фортепиано (1926);
Пьеса для виолончели и фортепиано (1926);
Сон (1927);
«Пантомима» для гобоя и фортепиано (1927);
Аллегретто для скрипки и фортепиано (1929);
«Песня-поэма (в честь ашугов)» для скрипки и фортепиано (1929);
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1931);
Соната для скрипки и фортепиано (1932);
Массовый танец для баяна (1932);
Трио для кларнета (B), скрипки и фортепиано (1932);
Ноктюрн для скрипки и фортепиано (1941, из музыки к пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова);
Концерт для скрипки с оркестром в переложении автора для скрипки и фортепиано (1941);
Соната-фантазия для виолончели соло (1974);
Соната-монолог для скрипки соло (1975);
Соната-песня для альта соло (1976)
Сочинения для фортепиано
Поэма (1925);
Поэма (1926);
Андантино (1926);
Вальс-этюд (1926);
Детский альбом, часть первая (1926-1947);
Вариации на тему «Сольвейг» (1928);
Семь речитативов и фуг (1928-1966);
Сюита: 1. Токката. 2. Вальс-каприс. 3. Танец (1932);
Танец №3 (1933);
Марш №3 (1934);
Буденовка (массовый танец);
Хореографический вальс (1944);
Три пьесы: 1. Остинато. 2. Романс. 3. Фантастический вальс (1945);
Вальс (1952, из музыки к пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова);
Сонатина (1959);
Соната (1961);
Детский альбом, часть вторая (1965)
Сочинения для духового оркестра
«Армянская застольная» (1948);
«Авиамарш»;
«Аю-Даг»;
«Ах, где она?». Песня (на армянском языке) (1957);
«Баллада о Родине» (1961);
«Будь готов»;
«В бой, камарадос» (1936);
«В завидное время, друзья, мы живем. »;
«Вальс дружбы» (1951);
«Вам, арабские друзья» (1964);
«Весенний карнавал» (1956);
«Встреча с поэтом» (1948);
«Гвардейский марш» (1942);
«Дети Ленина» (1935);
«Джавуз идим» (1931);
«Дифирамб» (1946);
«Дочери Ирана» (1939);
«Жду тебя» (1943);
«Заводская-станковая»;
«Завтра в школу» (1933);
«Игровая» (1931);
«Капитан Гастелло» (1941);
«Ковер счастья» (1950);
«Комсомолец» (1931);
«Комсомолец и комсомолка» (1931);
«Комсомольская песня» (1948);
«Комсомольская-шахтерская» (1931);
Корейская партизанская песня (1952);
«Краснофлотский марш» (1933);
«Легенда» (1946);
«Марш мира» (1962);
«Могучий Урал» (1942);
«Море Балтийское» (1941);
«Моя Родина» (1950);
«Музыкальный памфлет» (1951);
«Мы победим!» (1939);
«На бульваре Гоголя» (1935);
«На нашем лугу» (1931);
«Нам сегодня весело» (1963);
«Начал колос колоситься» (1932);
«Наше будущее» (1931);
«Новая песня» (1931);
«О чем мечтают дети» (слова В. Винникова, 1949);
«О чем мечтают дети» (слова П. Градова, 1949);
«Патриотическая песня»;
«Песня защитниц мира» (1951);
«Песня» (1952);
Песня Зульфии (из к/ф «Сад», 1939);
«Песня о девушке» (1950);
«Песня о дружбе народов» (1968);
«Песня о Ереване» (1948);
«Песня о Красной Армии» (совместно с Д. Шостаковичем, 1943);
«Песня о пограничнике» (1938);
«Песня про иву» (из к/ф «Отелло», 1956);
«Песня Пэпо» (из к/ф «Пэпо», 1934);
«Песня сердца» (1949);
«Песня русских матросов» (из к/ф «Корабли штурмуют бастионы», 1953);
«Песня Черноморского флота» («Краснофлотская») (1931);
«Пионерка Оля» (1933);
«Пионерский барабан» (1933);
«Под дождем» (1937);
«Полевая песня» (1931);
«Походная красноармейская песня ударника обороны. » (1932);
«Походная песня» (1953);
«Поэма» (1946);
«Присяга миру» (1950);
Романс Нины (из драмы М. Лермонтова «Маскарад») (1941);
«Сатирическая» (1932);
«Свет любимых глаз» (1962);
«Слава нашей Отчизне!» (1943);
«Самолет»;
«Товарищ Гасан» (1931);
«Третий заем»;
«Уралочка» (1943);
«Уральцы бьются здорово» (1942)
Музыка к театральным постановкам
Фильмография Арама Хачатуряна:
Награды и звания Арама Хачатуряна:
Образ Арама Хачатуряна в кино:
Амбарцум Кабанян в роли Арама Хачатуряна
Арам Хачатурян мой отец
Мария Григорьянц
Лица России в газете «Ноев Ковчег» в 2016 г.
Арам Хачатурян мой отец
Экономика Армении: робкие ростки надежды
Забытое место Азербайджана в истории человечества
Международная школа UWC Dilijan как драйвер экономического развития региона
Тигран Арутюнян: Армения преодолеет все трудности и превратится в сильное, благосостоятельное государство
Встреча с Патриархом
Памяти Владимира Петровича Ступишина
Экономика Арцаха: в новый год с новыми объемами
«Севан» в Сочи
Могучий талант, яркая индивидуальность, исключительная мелодичность, богатый мир чувств, восточный колорит принесли феноменальную мировую известность творчеству Арама Хачатуряна, крупнейшего композитора XX века, одного из самых известных, по мнению ЮНЕСКО.
В его сочинениях воплотились идеи гуманизма, патриотизма и интернационализма, нашли свое отражение героические события истории и современности. Его музыка глубоко народна, образна, совершенна по форме.
Вклад Арама Хачатуряна в современное музыкальное искусство, значение его творчества для мировой культуры трудно переоценить. Он органично соединил в единое целое музыкальные культуры Востока и Запада, положил начало новому направлению в музыке, создал так называемую хачатуряновскую школу, был верен своим творческим принципам и передал их блестящей плеяде учеников.
Арам Ильич Хачатурян – дирижер, педагог, профессор, общественный деятель, секретарь правления Союза композиторов СССР, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, четырех Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии Армянской ССР, академик АН Армянской ССР, автор государственного гимна Армянской ССР.
Своим творчеством Арам Хачатурян воспел родную Армению, и она воздает должное его таланту и личности. В центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем композитора, установлен памятник Хачатуряну. В армянской столице открыт его Дом-музей. К 100-летию со дня рождения композитора в Ереване в 2003 году был учрежден Международный музыкальный конкурс имени Арама Хачатуряна. Этот конкурс молодых музыкантов наряду с конкурсами имени П.И. Чайковского, королевы Елизаветы и Монреальским вошел во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC), самую престижную организацию мира музыки наших дней.
О своем отце Араме Ильиче Хачатуряне рассказывает «Ноеву Ковчегу» его сын Карен Хачатурян. Карен Арамович – искусствовед, кандидат наук. Окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Работал в Театре киноактера и Театре сатиры. Затем учился на историческом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на искусствоведческом отделении. В настоящее время работает в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств над созданием «Биобиблиографического словаря «Художники Российской Федерации».
– Вспоминать об отце всегда волнующе. Кажется, что что-то значительное упускаешь. Он был неординарным человеком, каким, наверное, и должен быть большой художник. Вместе с тем ничего сверхъестественного в нем не было.
Мы жили втроем – отец, мама (Нина Владимировна Макарова) и я. Но родственников было много как с папиной, так и с маминой стороны. С мамиными родственниками мы жили долгое время рядом. С конца 30-х и до начала 60-х годов прошлого века в доме на 3-й Миусской улице, ныне улица Чаянова, у нас было две квартиры, одна из которых принадлежала маме. Она тоже была композитором, членом Союза композиторов. Мое детство проходило с бабушкой, дедушкой, младшей сестрой мамы Марианной и ее старшей племянницей, моей двоюродной сестрой Маргаритой Макаровой. Мама считала ее своей младшей дочерью, так как отец Маргариты Николай, мамин старший брат, не вернулся с фронта.
Отец относился ко всем домочадцам по-отечески и сердечно. Ему вообще были близки патриархальные отношения в семье, он считал, например, что близкие и друзья должны писать друг другу письма и сожалел, что переписку заменил телефон.
У отца было 4 брата, племянники и племянница и в Москве, и в Ереване. Сегодня, к сожалению, никого не осталось в живых. Папа часто бывал в Ереване, это были сердечные семейные встречи с веселыми застольями. Любовь к семье была его неотъемлемой чертой, как армянина, как восточного человека.
Отец был очень коммуникабельный, общительный человек, с хорошим чувством юмора. Я до сих пор помню его шутки, кстати, злых и колких не было никогда. Когда приходили гости и обстановка располагала, отец садился за рояль. У него был неплохой голос. Когда он приехал в Москву, вместе с братом Левоном пел в хоре армянской церкви в Армянском переулке. Левон Хачатуров стал профессиональным певцом (мой отец первым в семье изменил в студенческие годы фамилию Хачатуров на Хачатурян).
Я всю свою жизнь ощущал внимание и любовь отца, с детства чувствовал его руку и тепло. Но бывали моменты, когда он мне говорил: «А ты сам реши». Многие его слова стали для меня своего рода маяками в жизни.
Отец не любил жесткости, хотя сам мог быть в определенных вопросах суровым. Он очень остро переживал предательство, считая его одним из самых отрицательных качеств. Сам всегда был верен дружбе и слову. Несмотря на то, что был ранимым человеком, стойко выдерживал удары судьбы, хотя они подтачивали его здоровье и, наверное, сокращали жизнь. Мне он часто говорил: «Карен, умей быть твердым».
В 1948 году, когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» Мурадели, в котором его творчество, наряду с творчеством Прокофьева и Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве, отец пережил тяжелое время. Это постановление стало для него ударом, прежде всего, нравственным, моральным, потому что за ним стояли люди, с которыми он работал. Отец говорил: «Я в этом постановлении упоминаюсь дважды, и как «формалист», и как руководитель оргкомитета Союза композиторов». Последовала целая череда собраний, разбирательств, которые отец не мог не посещать как член партии, в которую вступил в 1943 году, и как один из руководителей Союза композиторов. Его коллеги вели себя в этой ситуации по-разному. Про некоторых отец говорил, что, как в театре, «на сцене бьют не по-настоящему, а только делают вид, что бьют». Но были в окружении отца и такие, которые били по-настоящему.
– Отец хотел, чтобы Вы пошли по его стопам?
– Родители хотели, чтобы я занимался музыкой, мама в большей степени. Я учился в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано, но музыка не стала моей профессией. В отличие от мамы, отец более трезво и спокойно отнесся к моему уходу из музыки. Он понимал, хотя открыто не говорил, что сыну будет трудно повторить успех отца. Папа не был приверженцем так называемых музыкальных династий. Он всегда мне говорил, что можно заниматься разными профессиями, разной степени престижности, как сказали бы сегодня. Важно знать свое дело, быть профессионалом, любить и честно выполнять работу.
В 1973 году отец тяжело заболел, перенес сложную операцию, через три года его оперировали повторно, удалили почку. Первые два года мы с мамой тщательно скрывали от него диагноз. Он был жизнерадостный человек, любил жизнь во всех ее проявлениях, и этот импульс у него оставался до конца. Когда ему удалили почку, он стал догадываться о своей болезни. Но мне никогда не говорил об этом, не задавал вопросов и, похоже, подыгрывал мне, потому что жалел меня и не хотел показывать, что знает правду. В Доме-музее отца в Ереване хранится его последнее письмо, которое он написал нашему другу Агаси Дарпеняну в Париж – отец был там в госпитале, и стоял вопрос, чтобы поехать снова. В этом письме без даты, а отец всегда датировал письма, два текста – на русском и на армянском языке. Как выяснилось позже, эти тексты разные. На армянском он написал такие слова: «Я уже не поеду в Париж и останусь здесь до конца». Видимо, отец не хотел, чтобы я это прочел по-русски, армянского языка я не знаю.
– Как работал Арам Ильич?
– Отец любил работать ночью. Эта привычка родилась еще тогда, когда он был полон сил, вел активную жизнь. Вместе с тем, он не принадлежал к числу тех, кому для творчества, по его собственному выражению, был нужен «хрустальный замок», кстати, мама могла работать именно так. Ночью за роялем он что-то намечал, как будто пробовал. Партитура произведения была готова уже в голове, и он только записывал ее, причем сразу для всего оркестра. Он говорил, «у меня в голове уже все сочинение есть, вопрос в том, чтобы это не улетело и я успел записать». У отца практически нет черно-
Когда его спрашивали, какое произведение ему дороже всех, он показывал руку и говорил, что трудно определить, «какой палец из пяти дороже», каждый имеет свое предназначение. Но своим ученикам все же говорил, в том числе Льву Солину. Лев Солин рассказывал, что из трех первых своих концертов на первое место отец ставил фортепианный, на второе – концерт для виолончели, и только на третье – скрипичный, который пользуется наибольшей популярностью. Эти произведения технически очень сложные, как и все партитуры отца.
– Хачатурян создал три знаменитых балета, расскажите об этом.
– С балетами отец намучился. И причиной тому – либретто, которые постоянно переделывались в зависимости от постановок и требовали изменений в музыке.
Первый балет Хачатуряна «Счастье» был представлен на декаде армянского искусства в Москве в 1939 году. В нем уже было заложено либретто «Гаянэ», поэтому отец говорил, что «написал 2,5 балета». И часть музыки из балета «Счастье» перешла потом в «Гаянэ». Балет «Гаянэ» пережил огромное количество постановок, и все они были совершенно разные. Я хорошо помню, как в конце 50-х годов мы приехали в Ленинград на постановку очередной новой версии балета, и отца просили снова и снова что-то изменить, переделать, переписать. Для него это было большим испытанием.
Та же учесть постигла и балет «Спартак». Каждый балетмейстер видел его по-своему, и все изменения и нововведения касались также музыки. Отец, в конце концов, сказал, что есть партитура и на эту музыку и надо ставить балет, а если есть предложения, пусть согласовывают их с автором. Он всегда подчеркивал, что «не должно быть швов, существует драматургия музыки».
Когда Юрий Николаевич Григорович ставил «Спартака», шли настоящие бои. Известны слова отца, что «первая встреча с балетмейстером должна состояться в народном суде». И Григорович потом рассказывал, что, если Арам Ильич начинал «оттягивать подтяжки», значит, нужно было ждать грозы. В период подготовки балета отец был на гастролях в Америке. Я встречал его в аэропорту, и первое, что он мне сказал после 12-часового перелета, «едем в Большой театр». На прогоне сразу заметил изменения, которые были сделаны без него. После премьеры, когда у отца спросили его мнение о спектакле, он сказал: «Победителей не судят». Конечно, он очень хотел видеть балет на сцене Большого театра, и постановка Григоровича имела полный успех.
Отец посещал все спектакли «Спартака» в Большом, многие не понимали, зачем. Но он приходил на спектакль работать, все антракты он проводил с музыкантами, давал советы дирижеру, как исполнять музыку. А дирижировали Геннадий Рождественский и Альгис Жюрайтис. Для отца было важно, чтобы все услышали музыку, «как я ее написал и как я ее чувствую». И на фирме «Мелодия» Альгис Жюрайтис записал с оркестром полную версию балета «Спартак» в его первоначальном варианте. Кстати, отец присутствовал и на этой записи. Затем была осуществлена запись и балета «Гаянэ».
– А о создании оперы он задумывался?
– Отец очень хотел написать оперу. Он выбрал для нее повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат», она вызывала у него какие-то особые чувства. Мне думается, что ему была интересна тема стойкости духа, аллегорически описанная Толстым: рассказчик вспоминает историю Хаджи-Мурата в момент, когда видит на дороге репей, переломанный колесом, но, тем не менее, выстоявший и продолжающий расти. К сожалению, опера осталась только в замыслах.
В 1951 году Александр Васильевич Свешников, известный дирижер, хормейстер и педагог, пригласил отца в Московскую консерваторию преподавать на кафедре композиции. С тех пор у отца был свой класс. Занятия проходили в аудитории №35, классе Николая Яковлевича Мясковского, у которого отец в свое время учился. Так началась его педагогическая деятельность.
– Как он относился к преподаванию?
– Отец говорил, что «преподавание очень затягивает», потому что это особый вид творчества, и относился к нему серьезно. Он считал, что учитель учится тоже, и с учеником надо быть на равных, заниматься совместной творческой деятельностью. Он приводил в пример своего учителя Николая Мясковского, стиль преподавания которого перенял. В этом стиле преобладали тактичность и интеллигентность и не было давления. Иногда отец занимался с учениками дома. Он вместе с ними как бы разбирался в произведении. Я никогда не замечал у него наставнического тона, а манера общения была самая демократичная. После экзаменов в конце учебного года все ученики традиционно собирались у нас дома.
Он переживал за всех и считал себя ответственным за творческую судьбу, а также успехи в жизни каждого. В музыкальной среде даже говорили, что, если это ученик Хачатуряна – значит, станет членом Союза композиторов. Я помню, как отец волновался по поводу того, что ему надо обязательно присутствовать на заседании секретариата Союза композиторов, где должен решаться вопрос о выделении квартиры одному из его учеников. И таких примеров много.
– Он выделял кого-то в своем классе?
– Конечно, но старался не показывать этого. Все ученики были «своими детьми». У отца было два ассистента – Алексей Рыбников и Кирилл Волков, совершенно разные, и отец высоко ценил ярко выраженную индивидуальность каждого. Это качество было ценно для него и в творчестве, и в жизни.
– С кем был дружен Хачатурян?
– Дружба была в студенческие годы, в молодости. Позднее для отца важнее были творческие отношения, когда объединяли общие взгляды, обсуждались общие темы. Все разговоры за дружеским столом вращались вокруг музыки.
Я с детства помню в нашем доме Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. С ним у отца была настоящая творческая дружба. Дружили семьями, все были на «ты». Когда умерла Нина Васильевна, первая жена Шостаковича, помню, мама была в ужасном состоянии, она приехала за мной в школу и первое, что сказала, было, что умерла Нина Васильевна. Мама относилась к Шостаковичу с большой теплотой, бывала вместе с отцом практически на всех его премьерах.
– А с армянскими композиторами?
– Он первым в конце 30-х годов поддержал группу молодых армянских композиторов – Арутюняна, Бабаджаняна, Мирзояна, и Худояна. Они всегда были в поле зрения отца и регулярно бывали в нашем доме. Когда мы с отцом ездили в Ереван, он встречался с молодыми композиторами в Союзе композиторов. С их стороны это было общение с Мастером.
У отца было чутье на таланты, он чувствовал людей и говорил о себе: «Я человек-рентген». Он раньше всех разглядел талант Арно Бабаджаняна и заметил, что «этот мальчик» станет большим музыкантом. Также он первым предугадал творческую судьбу скрипача Леонида Когана, в 1943 году сказав, что он «принесет славу советскому исполнительскому искусству». В 1947 году на Международном конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге Леонид Коган получил первый приз.
– Арам Ильич Хачатурян был красивым видным человеком…
– Все знали, что Хачатурян в небрежном виде никогда и нигде не появляется. Я помню, как он всегда интересовался, подходит ли рубашка или галстук к костюму. Франтом не был, но всегда старался выглядеть элегантным. Он был очень артистичным человеком и говорил, что если бы не стал музыкантом, то был бы актером или театральным режиссером. Театр знал и понимал, его старший брат Сурен Ильич Хачатуров был театральным режиссером и работал во МХАТе.
– Вы занимаетесь музыкальным наследием отца?
– Отец издавал все, что считал нужным, все его произведения в основном изданы. Осталась музыка к театральным спектаклям и кинофильмам, а также ряд ранних камерных сочинений для виолончели, скрипки и альта.
Для театра и кино отец написал много. Он считал, что театральную и киномузыку нельзя публиковать в том виде, в котором она была написана для постановок и фильмов, и надо издавать сюиты, то есть концертные произведения. Отец подготовил к изданию сюиты «Маскарад», «Валенсианская вдова», «Лермонтов» (эта драма Лавренева шла во МХАТе) и «Сталинградская битва». После его смерти все эти сюиты, а также музыка к фильмам «Отелло» и «Адмирал Ушаков» вошли в собрание сочинений, подготовленное издательством «Музыка».
Вообще после смерти папы были планы опубликовать всю театральную музыку. Лев Солин, который этим занимался, хотел подготовить к изданию двухтомник этих сочинений. Но в 1991 году планы рухнули. Позже несколько произведений все же были опубликованы в издательстве «Композитор». Это были три цикла. Первый цикл – «Театральная музыка. «Армянская студия». Миниатюры»», в котором представлена музыка к четырем спектаклям армянских драматургов. Второй цикл – сюита «Король Лир» (музыка к одноименному спектаклю в Театре имени Моссовета). И третий цикл – сюита «Макбет» (музыка к одноименному спектаклю в Малом театре в Москве). Недавно вышло их второе издание. Своего часа ждет еще ряд сочинений.