ария шамаханской царицы ноты
Хрестоматия для саксофона альта. Пьесы и ансамбли
Педагогический репертуар. 4-5 год обучения. Москва, «Музыка», 1987 г.
Клавир и партия саксофона
СОДЕРЖАНИЕ
Пьесы
1. С. Лансен – Саксофониана
2. М. Мусоргский – Старый замок
3. С. Прокофьев – Шествие кузнечиков
4. Д. Смирнов – Две пьесы из сюиты «Меланхолические вальсы»
1. Мечтательница
2. Праздничный вечер
5. А. Дворжак – Юмореска
6. Ф. Куперен – Дилижанс
7. Р. Глиэр – Романс, соч. 45.
8. А. Корелли – Жига
9. Н. Римский-Корсаков – Песнь Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
10. П. Морис – Две картины Прованса
1. Песня для мамы
2. Цыганка
11. Д. Шостакович – Романс из музыки к кинофильму «Овод»
12. Ж. Ф. Рамо – Тамбурин
Произведения крупной формы
Пьесы в джазовом стиле
16. И. Дунаевский – Колыбельная
17. А. Цфасман – Озорная девчонка (Ча-ча-ча)
18. А. Розов – В подражание Бенни Гудмену
19. А. Розов – Вальс
20. Ю. Чугунов – Блюз-марш
21. И. Альбенис – Танго
Ансамбли
Цель урока: расширение представлений о жанре оперы как целостного музыкального произведения
З адачи урока: 1.Практическая: познакомить с особенностями оперы на примере произведения Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» 2.Развивающая : Способствовать развитию ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять, формированию умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность. 3. Воспитательная: создать условия для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра, воспитание культуры слушателя, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки
Формируемые УУД: формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умения моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории», воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Оборудование: компьютер, аудиофрагменты, иллюстративный материал, детские музыкальные инструменты
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, ритмика и хореография
1.Организационный (этап мотивации)
Музыкальное приветствие (по мотивам фрагмента пьесы «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»
-Здравствуйте, дети, я рада вас видеть и снова вас слышать!
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Учитель. И взрослые, и дети очень любят сказки. А какие сказки любите вы? Кто их написал?
3.Постановка учебной проблемы
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Так заканчивается сказка выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. Узнать, что это за сказка и кто ее главный герой, вам поможет загадка:
Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнусь, встрепенусь,
К той сторонке обернусь
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой!
Я Додону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто я, дети? …
(Петушок из «Сказки о Золотом Петушке» )
Сегодня на уроке мы с вами узнаем новую музыкальную историю и познакомимся с оперой « Золотой петушок»
4.Открытие нового знания
Опера – музыкальный спектакль с участием певцов , хора и симфонического оркестра. Сольное выступление в опере называется арией.
Основой оперной выразительности Н.А. Римский-Корсаков считал пение. Важную роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины. Давайте познакомимся с музыкой Н.А. Римского- Корсакова, погрузимся в сказочный мир оперы «Золотой петушок».
Слушание: Увертюра из оперы «Золотой петушок»
Оперу «Золотой петушок» открывает клич того самого петушка. Кукареканье имитируют медные трубы. После под таинственный восточный напев кларнета и перезвон колокольчиков выходит Звездочет и произносит: «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
Слушание: «Ария Звездочёта», «Ария Шамаханской Царицы»
Придумайте танец Шамаханской Царицы
5. Первичная проверка понимания
Устное рисование «Создай костюм героя »
Какими вы представили этих героев?
6.Применение новых знаний.
Игра «Если бы я был композитором»
На доске иллюстрации с изображением Золотого Петушка, Звездочёта, Царя Додона, Шамаханской царицы и картинки с изображением инструментов оркестра
— Какой характер музыки у этих героев? С помощью каких инструментов их можно изобразить? Например:
Золотой Петушок – металлофон – воинственный.
Звездочёт – треугольник – загадочный.
Царь Дадон – фортепиано – сонный, ленивый, старый.
Шамаханская Царица – арфа – красивая, загадочная
Озвучивание теста – импровизация (при наличии музыкальных детских музыкальных инструментов)
Учащиеся изображают с помощью инструментов персонажей по мере их появления при чтении текста.
7.Развитие вокально-хоровых навыков
В народе говорят: «На святой Руси петухи поют,
Будет день на святой Руси». Русский человек привык узнавать время по пению петухов – для него это были самые точные часы.
Исполнение распевки «Петушок» (словами и нотами)
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?
Музыкальная грамота: гамма и звукоряд.
Во многих сказках петушок – замечательный певец или учитель пения. И сегодня он познакомит нас с гаммой и звукорядом
Работа в тетради. Запишите звукоряд от ноты до целыми длительностями и пропойте его.
П о следовател ь но е д вижение зв у ков в в о с х одящем (ввер х ) и нис х одящем (вн и з) поряд к е называется звукорядом.
Зв у коряд от о д ной н о т ы до др у гой т а кой же назы в аетс я гаммой.
Композитор Георгий Струве написал «Песенку о гамме», которую мы сегодня разучим.
Игра «Где спрятались ноты?»
Придумать и написать слова, в которых «прячутся» ноты. Например, раДОсть, РЕмонт,
8. Рефлексия учебной деятельности
Сегодня на уроке мы слушали оперу…
Её написал композитор-сказочник…
Сольное выступление в опере называется…
П о следовател ь но е д вижение зв у ков в в о с х одящем (ввер х ) и нис х одящем (вн и з) поряд к е называется…
Зв у коряд от о д ной н о т ы до др у гой т а кой же назы в аетс я …