асса история создания фильма
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма жених!
История «Трёх богатырей»: как создаются знаменитые мультфильмы
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Дмитрия Нагиева?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»?
Журнал
Как снимали фильм «Асса»
Ко дню рождения Виктора Цоя!
Фильм «Асса» легализовал русский рок и стал символом эпохи перемен…
К 1986 году режиссёр Сергей Соловьёв снял уже около десяти фильмов, которые получали призы на кинофестивалях и комплименты от коллег, но слабо шли в прокате. Соловьёв же мечтал снять кино, которое взорвёт кинотеатры. Он начал высчитывать «формулу успеха» и понял, что в последнее время лучше всего идут индийские фильмы… Значит, надо снимать музыкальную мелодраму! С этим открытием он пришёл к молодому сценаристу Сергею Ливневу, и вместе они выстроили «индийский» треугольник: романтичная девушка — пожилой богатый развратник — смелый юноша. Здесь была не только любовная линия, но и конфликты поколений и социальных слоёв, что в 80-х было гораздо актуальнее.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Романтичную девушку назвали Аликой — Сергей Ливнев был женат на актрисе Алике Смеховой и хотел сделать ей приятное. На её роль Соловьев без проб утвердил свою жену и музу Татьяну Друбич. Остальных актёров стали искать среди непрофессиональных актёров… Для роли «пожилого богатого развратника» бандита Крымова режиссёру нужен был властный типаж хозяина жизни. Такой, как у его друга по ВГИКу, режиссёра Станислава Говорухина. Говорухин от роли сначала отказывался, говоря, что за свои 50 лет четыре раза снимался и четыре раза понял, что не актёр. Упорный Соловьёв каждый день повторял свое предложение, пока однажды не услышал: «Ну, ладно, давай попробуем…»
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
«Смелого юношу» Бананана искали дольше всех. Он должен был отвечать за музыкальную сторону фильма, а человек с таким именем просто не мог увлекаться «официальной» музыкой. Соловьёв начал с поиска музыкального материала и, прослушав целый мешок кассет андеграундных исполнителей, остановился на Борисе Гребенщикове и группе «Аквариум». Он предложил Гребенщикову роль Бананана, но музыкант отказался, сказав, что каждый должен заниматься своим делом. Он познакомил режиссёра с художником и музыкантом Сергеем «Африкой» Бугаевым, а тот чуть позже привёл Соловьёва на концерт группы «Кино» — и фильм сложился…
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Группу «Кино» Сергей Соловьёв сначала рассматривал как актёров массовки, но увидев, как зрители реагируют на песни Виктора Цоя, придумал финал фильма. Снимали эту сцену в Зелёном театре, массовку даже собирать не пришлось — достаточно было пустить слух, что будет бесплатный концерт Цоя… Помимо «Аквариума» и «Кино» в фильме звучали песни групп «Союз композиторов», «Отряд имени Валерия Чкалова» и «Браво». В эпизодах снялись известные андеграундные музыканты и художники — Юрий Каспарян, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Сергей Рыженко, Андрей Кирсанов, Игорь Тихомиров и Дмитрий Шумилов в роли «негра» Вити. Можно сказать, что благодаря этому фильму многие узнали, что в стране есть и другая музыка…
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Сценарий фильма назывался «Здравствуй, мальчик Бананан», но Сергей Бугаев придумал новое название. Он пришел к Соловьёву и попросил назвать фильм «Асса», а почему именно так — завтра скажет… На следующий день заинтригованный режиссёр услышал историю про ветхозаветного Ноя, который, якобы, воскликнул «Асса!», сойдя на землю с ковчега. Заметив, что режиссёра это не убедило, Бугаев сказал, что пусть это будет аббревиатурой от «автор Соловьёв Сергей Александрович». На самом деле это было название неформальной художественной галереи, к которой имели отношение Африка и Виктор Цой.
«Асса», к/ст. «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Оказалось, что Бугаев лишен вокальных талантов и петь в кадре не сможет. Соловьёв хотел, чтобы все песни за него исполнил их автор — Борис Гребенщиков, но его отговорили. Один из мэтров рок-тусовки — музыкант Сергей Рыженко — сказал, что для знающих это будет выглядеть так же нелепо, как если бы за героя вдруг запел Кобзон… В результате все вокальные партии Бананана исполнил сам Рыженко. Голос Гребенщикова прозвучал только на песне «Город золотой», которая после выхода фильм стала бешено популярной и на какое-то время превратилась для музыканта в настоящие проклятие.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
В фильме было две побочные сюжетные линии — историческая и фантасмагорическая. За историческую часть отвечали экранизированные эпизоды из книги Натана Эйдельмана «Грань веков», которую читает Крымов. Закадровый текст этих сцен читал сам автор. Фантазийные «Сны Бананана» частично сделал сам Африка, а частично это были кадры из фильмов радикально артхаусного режиссёра Евгения Кондратьева. Так же в «Ассе» использовались инсталляции подпольных художников — «Железный занавес», «Коммьюникейшн тьюб» и «Пальма в снегу». Обстановка комнаты Бананана была скопирована с настоящей комнаты в коммуналке, где жил Сергей Бугаев.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Эпизодическую роль в фильме сыграл Александр Баширов, который тогда был студентом режиссёрского факультета ВГИКа. Соловьёв уже снимал его в драме «Чужая белая и рябой» и знал, что эксцентричный актёр не запоминает тексты. В «Ассе» ему досталась роль лже-майора и ресторанного дебошира Бабакина со всего одним монологом. Сцену допроса Бабакина снимали в Бутырской тюрьме, куда группу согласились пустить на полтора часа. Баширову за месяц до съёмок выдали текст, но на площадке выяснилось, что актёр ни слова не помнит. Чтобы его не выгнали со съёмок, Баширов пообещал сделать импровизацию не хуже текста. Соловьёв махнул рукой и сказал оператору снять хоть что-то. Получилась очень трагичная и бредовая история, над которой хохотала вся съёмочная группа.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Съёмки проходили в Ялте, Ленинграде и Москве. В Ялте снимали сцены в ресторане «Таврида», гостинице «Ореанда», Никитском ботаническом саду и на канатной дороге «Ялта — Горка». В ленинградском Михайловском замке проходили съёмки исторических сцен, а в Москве снимали эпизод на ипподроме, допрос в Бутырской тюрьме и финальный концерт в Парке Горького. Сергей Соловьёв впервые услышал песню «Хочу перемен» в камерной обстановке и сказал Цою, что в фильме эта песня станет знаковой, но музыкант должен пообещать, что до премьеры он не будет её исполнять на концертах.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Стихийная массовка, которая собралась послушать Цоя, доставила массу проблем. Толпа ещё до начала съёмок сломала ворота и заняла места. Людей набилось гораздо больше, чем вмещал театр — лавки ломались, народ требовал концерт и не хотел ничего слышать о съёмках. Охрана из дружинников и милиционеров оказалась абсолютно не готова к такому скоплению буйных рокеров. Дружинники посрывали повязки и слились с толпой, где-то начинались драки, зажигали дымовые шашки. Администратор в панике пытался как-то усмирить зрителей, но Зелёный театр медленно разносили до тех пор, пока не вышел Цой. После песни «Хочу перемен» администратор попытался закончить концерт и разобрать технику, но музыкант сказал, что он никуда не пойдёт, так как обещал людям допеть… Через пару песен концерт закончился и толпа, перевернув напоследок пожарную машину, покинула парк.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Съёмки в «Ассе» изменили несколько судеб. Помощником режиссёра работала переводчица Наталья Разлогова, которая была «своей» в кинотусовке. На съёмках девушка познакомилась с Виктором Цоем, и вскоре музыкант ушёл к ней от жены с сыном… На съёмочной площадке встретил свою любовь и Сергей Бугаев — через пару лет он женился на модели и актрисе Ирэне Куксенайте, которая снималась в эпизоде «Ассы» и на тот момент была замужем. После свадьбы она оставила кино, занялась организацией художественных галерей и воспитанием детей.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Премьера фильма превратилась в большой перфоманс «Арт-рок-парад». «Ассу» собирались показать в ноябре 1987 года в кинотеатре «Ударник», но незадолго до премьеры директор кинотеатра сказал, что не хочет неформальной шумихи «прямо под боком Кремля» и отказался от проката. Показ пришлось перенести на март 1988 года в ДК МЭЛЗ. Впервые киносеанс сопровождался выставкой авангардных художников, рок-концертами, продажей календарей, значков, маек и пластинок с саундтреком из фильма. «Асса» легализовала русский рок, собрала более 80 млн. рублей в прокате и стала символом больших перемен.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
«Асса» Сергея Соловьева
С названием фильма связано несколько забавных историй. Какая больше претендует на правду решать зрителю. Версия Соловьева звучит так: «Здравствуй, мальчик Бананан» (навеяно из названия музыкального альбома Юрия Чернавского — Банановые острова) было изначальным названием картины, до того момента как Сергей Бугаев («Африка») не предложил переименовать фильм в «Асса», отметив, что это название станет культовым. После непродолжительных дискуссионных споров Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьёв Сергей Александрович»».
По версии Сергея Бугаева на съемках в Ялте они со съемочной группой выпивали Массандровские вина и однажды в слове «Массандра» вычеркнули первые две и последние четыре буквы, получилось звучное «Асса». А еще аббревиатура «АССА» использовалась в кругу питерской богемы, придумал ее известный авангардный художник Олег Коломейчук, который был больше известен под псевдонимами Гарик Асса или Гарик Горилла. Он начинал свою творческую карьеру в Ленинграде в компании «АССА» Тимура Новикова и группы «Новые художники». Так состоялся уникальный творческий симбиоз нон-конформистского искусства и режиссерского таланта Сергея Соловьева в создании культовой картины «Асса».
Действие фильма происходит в Ялте в 1980 году, зимой. Необремененная ничем девушка Алика (Татьяна Друбич) оказывается в заснеженной Ялте и в ожидании своего влиятельного любовника Крымова (Станислав Говорухин) снимает комнату у незнакомого парня по кличке Бананан (Сергей Бугаев). Постепенно, Алика сближается с Банананом, а в расчетливых отношениях с Крымовым, наоборот, отдаляется, чем вызывает у последнего приступы ревности. Открытый и честный Бананан покоряет Алику своей харизмой и артистичностью, выступая с другом «Витей Негром» в ресторане, где он подрабатывает сторожем. Девушка оказывается в положении сложного выбора: любовь с себе равным и близким по-духу Банананом, а потому — свобода, или статус птицы в золотой клетке с Крымовым. На весах совести балансировали деньги и любовь — долго так продолжаться не могло, что для всех участников любовного треугольника оказалось в итоге роковым фактором. Крымов даже пытался показать силу своей власти Бананану: дал тому возможность выиграть большую сумму денег и отказаться от претензий на Алику, но юный поэт остался непреклонен и в итоге был убит. Но как только Алика узнает о трагической смерти Банана, она сама убивает Крымова из его собственного пистолета.
Герой Крымова предстает перед нами, как человек, который уже добился в жизни многого, другой вопрос как это было достигнуто? Он выстроил свою подпольную империю, мастерски манипулируя людьми, используя и выкидывая их из «системы» за ненадобностью. Так вышло с его подельниками: давним приятелем лилипутом Альбертом, которого он впутал в очередную темную историю, взамен обещав покрыть старые долги. Тот не справляется с психологическим давлением и совершает самоубийство. Другой подельник, Шурик Бабакин (Александр Баширов) в отличии от Альберта попался в лапы правосудия исключительно по своей глупости, но тоже был использован Крымовым в своих махинациях. Интересный факт — у героя Крымова был реальный прототип в лице «цеховика» и криминального авторитета, отбывавшего срок. Он рассказал Соловьеву свою историю, связанную с убийством любовника подруги, а тот взял да и закрутил вокруг этого интригу, совсем позабыв о своем обещании поменять герою фамилию. После премьеры фильма реальный Крымов вспоминал, как подшучивала над ним братва после сцены расправы над «киношным» Крымовым.
С другой стороны, Бананан — символ молодости и непосредственности, который погибает во имя любви и чистых идеалов. У его прототипа и актера Сергея Бугаева («Африка») довольно интересная судьба, которая отчасти пересекается с сюжетом «Ассы». В бурные годы расцвета ленинградского подпольного искусства Сергей был одним из самых востребованных художников-перформансистов того времени, он был частью этой волны. Но после перестройки и свободных 90-х он неожиданно примкнул к официальному номенклатурному искусству, забыв о протестной молодости. Если снова вернуться к сюжету «Ассы», Сергей «Африка» в реальной жизни становится тем самым консерватором Крымовым, который в дедушкиных тапочках почитывал о последних днях императора Павла.
Чарующие виды Ялты завораживают своей необыкновенной зимней красотой, аккуратно вписывая, не спеша, разворачивающиеся события. Под песни Бориса Гребенщикова молодые влюбленные тихо плывут по канатной дороге, их мысли молча растворяются в томных взглядах и погружают зрителя в те моменты, когда они сами испытывали невероятно искреннее чувство. Сергею Соловьеву удалось собрать очень творческую команду из разных направлений современного искусства, для некоторых из них фильм вообще стал дебютным. Благодаря нарочитой художественной небрежности, присущей фильму и некоторым актерам, режиссер смог выйти за рамки стандартных художественных приемов. «Асса» одновременно получилась серьезной — с лихим драматическим сюжетом и трагическим концом, и озорной, сентиментальной, где-то даже комедийной. Картина стала первым фильмом из «постсоветской» трилогии Сергея Соловьева, в которую вошли также «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1990) и «Дом под звездным небом» (1991).
Напрашивается мысль о том, что «Асса» — продукт совместного творчества той артистической компании, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке такое было возможно. И так уж сложилось, что культовое произведение Сергея Соловьева на фоне этого сумасшедшего драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным.
«Бананан: Все дело в том, что ты без очков. Надень.
Алика: Так они ж без стекол.
Бананан: Главное не стекла. Главное — ощущать себя зрячим человеком».
«Коммуникативная труба. Садись. Допустим, тебе хочется поделиться со мной какими-нибудь своими душевными переживаниями. Приводим трубу в позишн намба ван. Ты туда говори, а я сюда ухом».
«Первый космонавт погиб! Гагарина нет! Я плакал. Я плакал, но я знал, что первым космонавтом я не хотел быть. Я не идиот!».
«АССА»: Интересные факты о фильме.
В сентябре 1988 года в прокат вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», премьера которого прошла еще 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение.
Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов».
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Киноляпы
На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз. При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей.
Интересные факты
* Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.
* Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил увековечить память о возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
* По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)
* В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
* Крымов цитирует «Песню о друге» Высоцкого:
* Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
* В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа-минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И.С. Баха.
* Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме).
* Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии.
* Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
* Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
* Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в стиле ска в середине 1980-х годов.
Фильмы и Сериалы 12+
Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием
Существует несколько версий появления названия «Асса», ни одно из них нельзя считать стопроцентно достоверным, потому что в показаниях расходятся даже непосредственные участники создания фильма. Исполнитель роли Бананана Алексей «Африка» Бугаев утверждал, что «Асса» — часть названия крымской «Массандры», вина, которое в изобилии употребляли на съемках. Сергей Соловьев вспоминает, что тот же Африка убеждал его назвать фильм именно «Асса», потому что это слово выкрикнул Ной, выйдя из ковчега. А отчаявшись убедить режиссера, предложил ему воспринимать название, как аббревиатуру «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Рабочее название картины, под которым проходили пробы и часть съемок, — «Здравствуй, мальчик Бананан!». Имя героя и название картины позаимствовали из песни Юрия Чернавского, Сергея Рыжова и Владимира Матецкого с альбома «Банановые острова» 1983 года. Композиция вошла в саундтрек фильма.
Станислав Говорухин сыграл свою лучшую роль
К моменту, когда Сергей Соловьев задумал снимать Станислава Говорухина в главной роли в своей новой картине, тот успел выпустить такие культовые фильмы как «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», написать сценарий к «Пиратам XX века» и получить звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». В кадре Говорухин появлялся редко и актером себя не видел совершенно, поэтому Соловьеву пришлось долго и мучительно уговаривать друга сыграть предпринимателя Крымова.
В итоге Говорухин создал точный и запоминающийся образ беспощадного дельца, человека новой формации, погибшего за любовь. Андрей Валентинович казался героем скорее отрицательным, но его защищали многие, в том числе и сам актер, считавший Крымова «великолепной, мощной, трагической фигурой, значительнейшим человеком, которого отвергла минувшая эпоха».
Именно «Асса» сделала музыку рок-клуба культовой
Борис Гребенщиков изначально должен был появиться в «Ассе» в роли мальчика Бананана. Но это предложение Сергея Соловьева лидер «Аквариума» отмел сразу — по возрасту он был слишком далек от героя и актером себя не считал, — зато договорился с режиссером о том, что будет отвечать за музыку к фильму. Кстати, именно БГ «Асса» обязана одним из главных героев: он не только отказался играть Бананана сам, но и привел на замену Сергея Бугаева, которому фильм принес широкую известность.
Пластинка «Асса» была одним из первых официальных релизов независимой рок-музыки в СССР. В итоговый саундтрек вошли пять песен «Аквариума», «Здравствуй, мальчик Бананан» Чернавского, «ВВС» Александра Синицына, «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой и «Браво». Но самым запоминающимся — не только на пластинке, но и в фильме — стало выступление группы «Кино» с песней «Хочу перемен». Впервые появившийся на экране Виктор Цой исполнил гимн поколения и сам стал его героем.
Впервые в советском кино на экране появились объекты нонконформистского искусства
Другу Бориса Гребенщикова, «Африке», на момент съемок фильма едва исполнилось 20 лет. Но он уже тогда был видным участником групп «Поп-механика», «Новые художники» и «Клуба друзей В. В. Маяковского». Вместе с Бугаевым в фильме появился и лидер «Новых художников» Тимур Новиков, а в оформлении картины использованы работы группы московских концептуалистов «Гнездо» — Communication tube и Iron curtain из комнаты Бананана создал Михаил Рошаль. Специально для съемок местные крымские художники нарисовали огромный портрет Брежнева. Инсталляции, кадры картин Евгения Кондратьева и фантазии самого Бугаева появляются и в снах Бананана, которые тоже можно считать полноценными арт-объектами.
Выставка неформальных художников сопровождала и премьерный показ фильма в московском ДК МЭЛЗ. «Асса», таким образом, была единственной легальной возможностью для советского зрителя увидеть работы запрещенных художников.
Бананан (Сергей «Африка» Бугаев) и Алика (Татьяна Друбич) с Communication tube
Сергей Соловьев использовал свою «обойму» актеров, но кардинально поменялся сам
Сергей Соловьев в 1987 году — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей и обладатель Государственной премии. В «Ассу» режиссер позвал команду, с которой работал на предыдущих картинах. Татьяна Друбич впервые сыграла у Соловьева всего в 14 лет, а на момент съемок «Ассы» была его женой и музой. Александр Баширов исполнил у Соловьева свою первую роль (в драме «Чужая Белая и Рябой»), а из «Ассы» едва не вылетел за неспособность выучить текст (известный монолог о Гагарине, полностью сымпровизированный Башировым, спас его от увольнения из картины). Оператор фильмов «Белорусский вокзал», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» Павел Лебешев работал с Соловьевым уже на третьей картине.
Будучи настоящим мэтром и опираясь на проверенную команду, Соловьев в то же время открыл для широкого зрителя музыкантов, художников и артистов, вдвое моложе себя и снял совершенно несвойственный ему постмодернистский фильм, ставший манифестом новой эпохи.