бакунин анархист краткая биография
Краткий курс истории. Михаил Бакунин
30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма, революционер, народник.
Свободный сын консерватора
Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой – детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина – Любовью.
Автопортрет М. А. Бакунина
Человек действия
Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.
Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала
Идеи
Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма – необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.
М.А. Бакунин в 1872 году
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма — пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.
Александр Блок писал: «Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. Мы уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее искупительного огня. Займем огня у Бакунина». Главное душевное качество Мишеля (так Бакунина называли и подростком — в кругу семьи — и стариком — в кругу швейцарских рабочих) — это, по собственному признанию выдающегося анархиста, «любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого. Я считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной жизни»[14].
Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были Н.В. Станкевич, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, Г. Гервег, Р. Вагнер, Ж. Санд, А. Мицкевич, П.Ж. Прудон, А. Руге, В. Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.
В юности — увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в родном доме в селе Прямухине. Затем — переход к практической революционной деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и Шлиссельбурга, где в результате «человеколюбивого обращения», Бакунин лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в «Колоколе» Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса.
Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье), организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии, сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с «Землей и Волей» 1860-х гг., участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление созданных им организаций, написанных программ и уставов заняло бы несколько страниц. В конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне (эта победа, как пророчески предвидел Бакунин, наряду с оппортунизацией части рабочего движения, предвещала длительное и повсеместное торжество реакции, бюрократии и милитаризма в Европе) — М.А.Бакунин не был морально сломлен, хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.
Конечно, Бакунин не был «рыцарем без страха и упрека», непогрешимым во всех своих поступках. В своей поистине фантастической деятельности он допускал немало ошибок, которые могут быть поставлены ему в вину. Большинство из них, впрочем, связаны с его способностью чрезмерно увлекаться и увлекать других открывающимися перспективами, порой идеализируя эти перспективы и, по выражению Герцена, «путая второй месяц беременности с девятым». Бакунин нередко принимал желаемое за действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал неразборчивые поступки — блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-заговорщической стороной революционной работы. Бакунин, безусловно, несет моральную ответственность за отдельные националистические (антинемецкие и антиеврейские) выпады, встречающиеся в его работах, и за деятельность С.Г.Нечаева.
Но — не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Бакунин в своей жизни сумел сделать бесконечно много. П.А.Кропоткин, общавшийся со швейцарскими рабочими-анархистами, знавшими Бакунина, особо отмечает: «Поразило меня больше всего то, что нравственное влияние Бакунина чувствовалось даже сильнее, чем влияние его как умственного авторитета»[15].
Будучи крупнейшим знатоком философии Гегеля, Бакунин предпочел жизнь и борьбу философским абстракциям, сумел воплотить в жизнь то, что проповедовал на словах. Личность Бакунина представляла собой сплав огромной энергии, воли к жизни и борьбе, пророческого, проповеднического, ораторского и философского дара, способности зажигать людей и вести их за собой, личного обаяния, организаторских талантов, самоотверженности, искренности и бескорыстия. Говоря о Бакунине-теоретике, назовем его главные работы: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Следуя своему знаменитому принципу: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!», М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию. Вообще, Бакунин отдавал жизни примат перед наукой, полагая, что мысль, наука никогда не способна охватить и постичь жизнь во всей ее полноте, все предвидеть и управлять человеческими действиями. Отсюда, кстати, вытекали и горячие возражения великого бунтаря против идеи позитивистов и марксистов об управлении обществом учеными, которые, по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать живых людей на прокрустовом ложе своих доктрин и теорий.
Не имея возможности детально излагать здесь бакунинские идеи, отметим лишь, что их краткой формулой можно считать название одной из программных речей анархиста: «Федерализм, социализм и антитеологизм». Богу и религии он противопоставлял «антитеологизм», новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации — федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации — социализм и коллективную собственность трудящихся («Коллективизм» — таково одно из самоназваний бакунизма).
Бакунин был воинствующим богоборцем, считавшим Бога персонифицированным тираном, а религию — обоснованием земного деспотизма и вечного человеческого несовершенства и конформизма.
Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование управляемыми массами. Проблемы государства и социальной революции Бакунин анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма, милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов, чьи народные идеалы пронизаны стремлением к свободе и самоуправлению. Надо признать, что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение получило наибольший размах в 1860-1870-е гг. и позднее.
В своих произведениях Бакунин дает блестящую, последовательную критику государственного социализма (прежде всего марксистского), которая оказалась во многом пророческой. Не веря во временный характер предлагавшейся Марксом «диктатуры пролетариата» (поскольку всякая диктатура стремится себя увековечить), отрицая марксистскую идею правления «научных социалистов» и возможность введения социализма через тотальное огосударствление общественной жизни и производства, Бакунин показывал: поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом, уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению нового класса — «красной бюрократии», идущей на смену старым эксплуататорским классам.
Бакунин призывал к Социальной Революции, разрушающей классово-государственные институты современного общества и заменяющей их безгосударственно-социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. Главной силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат («чернорабочий люд»), а в России — крестьянство.
Таким образом, Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развил его и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось широкое распространение анархизма — прежде всего в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции и в некоторых других странах. Наиболее заметным проявлением этого процесса явилось возникновение анархистского крыла в Международном товариществе рабочих (Первом интернационале) и Парижская Коммуна, в которой анархисты сыграли одну из главных ролей.
Бакунин Михаил Александрович
Русский мыслитель. Революционер. Являлся одним из первых теоретиков анархизма и народничества. Выходец из дворянского рода Бакуниных. Основатель традиций «социального анархизма». Автор множества сочинений и научных работ, среди которых книга «Революционный Катехизис» и собственный перевод труда Карла Маркса «Манифест коммунистической партии».
Михаил Бакунин родился 30 мая 1814 года в селе Прямухино, Тверская область. Воспитывался в многодетной семье. В возрасте пятнадцати лет стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, откуда его отчислили за нерадивость, дерзость и направили на службу в армию.
В 1835 году молодой человек вышел в отставку и переехал жить в Москву, где играл видную роль в кружке Николая Станкевича. Был близок с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огаревым. В эти годы Михаил Александрович увлекался философией Иоганна Фихте и Георга Гегеля. В 1840 году уехал за границу. Жил в Германии, Швейцарии, Бельгии и Франции.
Обучался в Берлинском университете, где слушал лекции Карла Вердера по логике и Фридриха Шеллинга по «философии откровения». Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в статье «Реакция в Германии», которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Бакунин познакомился с Вильгельмом Вейтлингом и увлекся коммунистическими идеями. Вскоре познакомился с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Деятельность мыслителя за границей обратила на себя внимание Российских царских властей, которые потребовали его возвращения на родину. Однако Бакунин не подчинился и в 1844 году заочно был приговорен Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. Не смотря ни на что, революционер продолжил свою активную политическую деятельность за границей.
В 1847 году в Париже, на собрании в память Польского восстания Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. Позднее принимал непосредственное участие в восстании в Праге, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию, а в мае 1849 года являлся одним из основных руководителей восстания в Дрездене, после подавления которого оказался арестован и выдан Николаю I.
Оказавшись в России, Бакунин был заключен в Петропавловскую крепость, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своем участии в них. В 1857 году Михаила Александровича отправили на поселение в Сибирь, но через четыре года анархист бежал, и через Японию и США добрался в Лондон.
На протяжении 1862 года, философ сотрудничал с Александром Герценом и Николаем Огаревым. Затем несколько лет жил в Италии и Швейцарии.
Во время франко-прусской войны, в 1874 году участвовал в Лионском восстании, в выступлении анархистов в Болонье. Являлся своего рода русским Че Геварой, человеком, которому все хотелось перевернуть с ног на голову. В любой стране, где бы он ни оказывался, то призывал людей к восстанию, свержению власти, пытался развязывать войны, и часто все это ему удавалось. Соответственно своими, чересчур агрессивными действиями, направлял против себя власть, а нередко и соратников-революционеров, потому как своими выходками вредил их репутации.
За всю свою революционную карьеру Бакунин так и не пришел к какой-то единой программе и не определил, чего именно хочет добиться путем революции. Революционер метался от славянофильства к западничеству, от гегельянства к социализму. Одно для него было ясно: текущая ситуация требует срочных мер насильственного характера. В конце жизни Бакунин посвящал много времени написанию теоретических трудов о революционной деятельности. Его книга «Революционный Катехизис» стала библией русских анархистов.
Михаил Александрович Бакунин скончался 1 июля 1876 года в больнице для Чернорабочих в швейцарском Берне. Похоронен там же на Бремгартенском кладбище. На траурном мероприятии присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы и ни одного русского.
Сочинения Михаила Бакунина
Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)
Реакция в Германии (1842)
Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
Государственность и анархия (1873)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)
Бог и государство (не закончена)
М. А. Бакунин. Революционный катехизис «Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) в либертарной библиотеке
М. А. Бакунин. Письмо интернационалам Болоньи
М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом
М. А. Бакунин Собрание сочинений и писем. 1828-1876 / под ред. и с примеч. Ю. М.
Память о Михаиле Бакунине
В 1918 году имя Бакунина выбито на Романовском обелиске, установленном в 1914 году у входа в Верхний сад в честь 300-летия дома Романовых, и после переделки ставшим первым монументальным памятником Советской России.
В память о Бакунине Покровская улица в Москве переименована в Бакунинскую улицу.
В 1919 году в Москве на Тургеневской площади по ленинскому плану монументальной пропаганды установлен памятник Бакунину (скульптор Б. Королев). Из-за своего странного вида он не был воспринят населением, и в итоге его демонтировали.
Улица Бакунина есть в ряде городов бывшего СССР, в том числе улица Бакунина в Томске и проспект Бакунина в Санкт-Петербурге.
Семья Михаила Бакунина
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин родился в дворянской семье тверского помещика (18) 30 мая 1814 года. В семье было 10 детей. Пятнадцати лет от роду он стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, откуда его отчислили за нерадивость, дерзость и направили на службу в армию.
В 1835 году Бакунин вышел в отставку и переехал жить в Москву, где играл видную роль в кружке Н.Станкевича, был близок с В.Белинским, А.Герценом и Н.Огаревым. В эти годы Михаил Александрович увлекался философией И.Фихте и Г.Гегеля. В 1840 году он уехал за границу, жил в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции.
В Берлинском университете Бакунин слушал лекции К.Вердера по логике и Ф.Шеллинга по «философии откровения». Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в статье «Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Бакунин познакомился с В.Вейтлингом и увлекся коммунистическими идеями. А вскоре познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Его деятельность за границей обратила на себя внимание царских властей, которые потребовали его возвращения на родину. Но Бакунин не подчинился и в 1844 году заочно был приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.
В России он был заключён в Петропавловскую крепость, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. В 1857 году Михаил Александрович был отправлен на поселение в Сибирь, но через четыре года бежал через Японию и США в Лондон.
Бакунин был «бунтарем». В любой стране, где бы он ни оказывался, он призывал людей к восстанию, свержению власти, пытался развязывать войны, и часто всё это ему удавалось. А ещё чаще своими чересчур агрессивными действиями он восстанавливал против себя власть, а нередко и своих соратников-революционеров, потому как своими выходками вредил их репутации.
За всю свою революционную карьеру Бакунин так и не пришел к какой-то единой программе. Вернее не определил, чего именно он хочет добиться путем революции. Он метался от славянофильства к западничеству, от гегельянства к социализму. Одно было ясно – текущая ситуация требует срочных мер насильственного характера.
В конце жизни Бакунин посвящал много времени написанию теоретических трудов о революционной деятельности. Он оставил богатое литературное наследие, а его книга «Революционный Катехизис» стала библией русских анархистов.
Умер Михаил Бакунин (19 июня) 1 июля 1876 года в больнице для Чернорабочих в Берне (Швейцария), даже при смерти оставаясь анархистом.
«… мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. »
Автор выставки И.В. Смирнова
«Анархизм в истории России, – как подчеркивают во введении составители одноименного словаря-справочника, – занимает особое место», «интерес к истории, философии и практики российского анархизма существует …с того момента как только зародилось это социальное явление. Стремление к свободе, к раскрепощению, критика государства и его властных институтов, угнетающих личность и общество в целом, – в основе своей имеют природное начало, а потому практически невозможно их «преодоление» с помощью каких бы то ни было силовых или идеологических приемов». Анархическое учение, сложившееся к середине XIX века, прошедшее через весь XX век, не потеряло своих сторонников и в начале XXI века. Интерес к изучению истории и теории анархизма, попытки применить социально-философское учение анархизма в практике идеологической и политической деятельности являются реалиями начала XXI века.
В 2014 году отмечалось 200-летие со дня рождения Михаила Александровича Бакунина, крупнейшего русского революционера и мыслителя, «апостола анархизма», который, наряду с Прудоном и Штирнером, явился основоположником анархистского учения. Его общественная и революционная деятельность прямо или косвенно оказала значительное влияние на изменения социально-экономической и политической обстановки в мире во второй половине XIX века.
Пятидесятилетие со дня смерти Бакунина, широко отмечавшееся в нашей стране в 1926 году, было, по существу последним его юбилеем. Когда в 1964 году во всем мире отмечалось 150-летие Бакунина, а у нас не завершился период «оттепели», газета «Известия» и журнал «Вопросы истории» попытались объективно представить его жизнь и деятельность. Но уже следующая дата – столетие со дня смерти в 1976 году, ознаменовавшаяся многими книгами, статьями и научными конференциями за рубежом, в нашей стране осталась незамеченной. 200-летний юбилей революционера также не привлек к себе особого внимания исследователей.
И все-таки прав был Александр Блок, когда в 1906 году в своей юбилейной статье, посвященной 30-летию со дня смерти Бакунина, писал: «Чиновники плюются и корчатся, а мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. Имя «Бакунин» – не потухающий, может быть еще не распылавшийся, костер. Страстные споры вокруг этого костра – да будут они так же пламенны и высоки, чтобы сгорела мелкая рознь!»
Михаил Александрович родился в старинной дворянской семье 8(20) мая 1814 г. в Прямухине Тверской губернии. Его мать, Варвара Александровна, принадлежала к широко известному в России роду Муравьевых.
Отец, Александр Михайлович, губернский предводитель дворянства Тверской губернии был представителем старинного дворянского рода, владевшего обширными вотчинами в Новоторжском уезде. Он, дипломат, профессор философии Падуанского университета, был европейски образованным, свободомыслящим человеком, знакомым со многими знаменитыми представителями европейской науки и философии. Уйдя в отставку, Александр Михайлович посвятил себя воспитанию детей. Старшему из них – Михаилу, по дворянским обычаям была определена военная карьера. В 1829 г. М.А. Бакунин поступает в Петербургское артиллерийское училище, после окончания которого, в 1833 г. уезжает в глухой военный гарнизон в Литве. Но уже в 1835 г. он уходит в отставку, поселяется в Москве и становится вольным слушателем историко-филологического факультета Московского университета.
Под влиянием близкого знакомого семейства Бакуниных общественного деятеля и философа Н.В. Станкевича он входит в литературно-философское объединение – кружок Станкевича.
Участников кружка объединяли интерес к немецкой философии, особо к трудам Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, литературе и истории, отвращение к крепостничеству, пропаганда гуманистических идеалов и личное обаяние Станкевича. Ближе всего в кружке Бакунин сошелся с В.Г. Белинским, вместе с которым он изучал философию Гегеля. Белинский в 1836 – 1838 гг. одно время жил вместе с Бакуниным в Москве и дважды проводил лето в Новоторжском имении Бакуниных. Белинский называл Бакунина своим «философским другом», отмечая его «дикую мощь, беспокойное, тревожное и глубокое движение духа, беспрестанное стремление вдаль, без удовлетворения настоящим», «вечно движущееся начало его духа».
В середине 1840 г. Бакунин уезжает заграницу и поселяется в Берлине, тогдашнем центре «германского любомудрия», где в Берлинском университете с увлечением изучает политическую экономию, историю, физику, но, прежде всего, философию, слушает лекции Вердера, знакомится с Шеллингом.
После знакомства с левогегельянцами, в том числе с их лидером А. Руге, Бакунин переходит на радикальные, революционно-демократические позиции. Радикализация мировоззрения этого периода жизни Бакунина нашла отражение в известном афоризме: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!», которым он закончил свою статью «Реакция в Германии», опубликованную в 1842 г. под псевдонимом Жюль Элизар в журнале А. Руге «Немецкие ежегодники». Эта статья принесла М.А. Бакунину широкую известность. Высоко оценил революционный пафос этой статьи А.И. Герцен, назвав ее «открытым, торжественным возгласом демократической партии».
В этот же период Бакунин знакомится с философией Л. Фейербаха и проникается идеями его антропологического материализма. Сближение Бакунина с немецкими радикалами и социалистическими кружками заставило саксонское правительство в 1843 г. выслать его из Дрездена за пределы Германии. В 1844 г. М.А. Бакунин обосновывается в Париже, где близко сходится с Прудоном, Марксом, Энгельсом, Мицкевичем, Бланом, Беранже, Жорж Санд, сближается с представителями радикальных журналов, знакомится с жизнью рабочих мастерских, участвует в работе польского эмиграционного комитета.
Царское правительство, III отделение следили за все возрастающей радикализацией взглядов Бакунина. В декабре 1843 г. шеф жандармов приказал ему вернуться в Россию, но Бакунин игнорировал этот приказ, решив навсегда остаться политическим эмигрантом. Николай I подписал указ, лишающий Бакунина всех прав, приговаривающий его, в случае возвращения к ссылке в Сибирь. Когда в январе 1845 г. этот указ напечатали парижские газеты, русский эмигрант в газете «Реформа» публикует открытое письмо, в котором дает резкую отповедь царизму.
Жизнь показала, что не наука, не философия, а действие, политическая борьба составили основу его деятельности. Начиная со второй половины сороковых годов, М.А. Бакунин до конца своей жизни постоянно находится в центре революционной борьбы.
Он участвовал в панславистском движении, в революционных событиях 1848 – 1849 гг. в Париже, Праге, Дрездене. В 29 ноября 1847 г. в годовщину польского восстания 1830 г. Бакунин выступил с речью, в которой призывал поляков и русских патриотов к совместному действию в интересах освобождения Польши и образованию общеславянской федерации. Его активная деятельность повлекла за собой высылку из Парижа по распоряжению премьер-министра Ф. Гизо, признавшего, что такая «необузданная» личность даже во Франции нетерпима. Перед революцией 1848 г. Бакунин возвращается в Париж, где поселяется в казарме рабочих, охраняющих революционного префекта полиции. Его зажигательные речи, хаотичная деятельность и вмешательство во внутренние дела Франции, заставило французское революционное правительство удалить его страны под предлогом политической миссии в славянские земли.
Бакунин со свойственным ему жаром и горячностью принимает участие в чешском революционном движении 1848 г., а затем в дрезденском восстании весной 1849 г. после подавления которого, он был арестован и приговорен властями Саксонии к смертной казни, заменой пожизненным заключением. Когда в Австрии началось следствие по делу о пражском восстании, он в 1850 г. был выдан австрийским властям, в свою очередь, также приговорившим его к смертной казни. Приговор не был приведен в исполнение и Бакунина, как русского подданного, передали русским властям. Он был заключен сначала в один из казематов Алексеевского равелина Петропавловской крепости (1851 – 1854), затем в Шлиссельбургскую крепость (1854 – 1857).
12 марта 1854 г. Бакунин был доставлен в Шлиссельбургскую крепость с предписанием коменданту: «Так как Бакунин есть один из важнейших арестантов, то соблюдать в отношении к нему всевозможную осторожность, иметь за ним бдительнейшее и строжайшее наблюдение, содержать его совершенно отдельно, не допускать к нему никого из посторонних и удалять от него известия обо всем, что происходит вне его помещения так, чтобы самая бытность его в замке была сохранена в величайшей тайне».
Бакунин тяжело переносил одиночное заточение. Он заболел цингой, в результате которой потерял все зубы. Впоследствии он говорил Герцену об этом времени: «Страшная вещь – пожизненное заключение. Влачить жизнь без цели, без надежды, без интереса! Со страшной зубной болью, продолжавшейся по неделям… не спать ни дней, ни ночей, – что бы ни делал, чтобы ни читал, даже во время сна чувствовать… я раб, я мертвец, я труп…».
В Шлиссельбургской крепости М.А. Бакунин написал свою «Исповедь», в которой проклинал свои «грехи», «преступления» и благодарил Бога, что его гибельные «предприятия» остались неосуществленными. В «Исповеди» Бакунин достаточно искренне, обстоятельно и точно описал свою эмигрантскую деятельность, изложил основы своего мировоззрения, взгляды на положение дел в России и славянских странах. В ней отразился кризис левогегельянских взглядов Бакунина. В «Исповеди» он часто и явно отступает от своих прежних идей и высказывает верноподданнические чувства в духе просвещенного абсолютизма. Но его просьба заменить заключение в крепости каторгой осталась без последствий, и только новый царь – Александр II после еще одного покаянного письма Бакунина отправляет его на поселение в Сибирь.
С 1857 г. Бакунин живет в Томске, а затем переселяется в Иркутск. Здесь в 1858 г. он женится на дочери ссыльного поляка Антонии Квятковской.
Получив разрешение на путешествие с научной целью по Амуру, Бакунин совершает побег в Европу. 1 января 1862 г. он уже в Лондоне у Герцена и Огарёва, которые знали его еще по Москве, и активно включается в революционную пропаганду, печатается в «Колоколе». В 1863 г. он принимает участие в поддержке польского восстания. Бакунин думал о создании польского легиона, который помог бы польским повстанцам, и с этой целью направился в Швецию. Попытка организации морской экспедиции для помощи восставшим потерпела неудачу. После подавления польского восстания Бакунин окончательно переходит на позиции анархизма. Отрицая любую форму государственной власти, он считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх», в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов. Будущее общество он рассматривал как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей.
Когда в 1864 г. в Лондоне Марксом и Энгельсом было создано Международное товарищество рабочих – I Интернационал, Бакунин встречается с Марксом, вступает в Интернационал и предлагает свои услуги для пропаганды его документов в Италии, где жил в это время. Там же он знакомится с итальянскими масонами и Гарибальди и создает тайное «Интернациональное братство», для которого пишет «Революционный катехизис». Разглядев в масонах буржуазную по своей сущности структуру и убедившись в бесплодности своих попыток использовать «братство» в революционных целях, Бакунин переезжает в Швейцарию. В 1867 г. вступает в пацифистскую организацию «Лига мира и свободы» и выступает с речью на ее 1-м конгрессе, пытается превратить ее в анархическое общество. В 1868 г. он порывает с Лигой, вступает в Женевскую секцию Первого интернационала, и в то же время организует «Альянс социалистической демократии», мало чем отличающийся от анархического «Интернационального братства». Бакунин прилагает колоссальные усилия, чтобы «Альянс» был принят в I Интернационал, и это ему удается при условии, что «Альянс» как союз будет распущен. Но он сохраняет внутри Интернационала тайную организацию и ведет с Марсом и Энгельсом ожесточенную борьбу по важнейшим политическим и теоретическим вопросам, выдвигая в качестве основных положений равенство классов, отмену наследования как исходную точку социального прогресса, воздержание от участия в политическом движении.
В 1869 г. Бакунин знакомится с С.Г. Нечаевым и попадает под влияние этого авантюриста от революции. Бакунин надеялся через Нечаева распространить идеи «Альянса» в России, где своего эмиссара представил как представителя несуществующего «Европейского Революционного Союза». Но вскоре разошелся с Нечаевым в вопросе о методах революционной борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера», так как считал недопустимыми мистификации, шантаж провокации, предательство по отношению к товарищам.
Раскольническая деятельность «Альянса» вызывала резкую критику со стороны членов I Интернационала и в 1872 г. на Гаагском конгрессе Международного товарищества рабочих Бакунин был исключен из его рядов. Исключение из рядов Интернационала не охладило анархических претензий Бакунина на теоретическое обоснование стратегии и тактики революционной борьбы. Он создает Анархический интернационал под названием «Международное товарищество рабочих». Активизация анархического движения в Европе и Америке вызывает ожесточенную борьбу К. Маркса и Ф. Энгельса с идеологией и практикой бакунизма.
В 1874 г. Бакунин отправился в Болонью, где предполагалось крестьянское восстание, но попытка не удалась, и он вынужден был бежать. Последние два года Бакунин живет в Лугано, его материальное положение было довольно печально. Главным образом он жил на различные пожертвования, кроме того, ему помогали А.И. Герцен, И.С. Тургенев, А. Фогт и А. Рейхель, кое-что присылали братья.
1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин умер в Берне в больнице для бедных. Похоронен на бернском кладбище, над могилой возвышается простая, грубо обработанная гранитная стела, на которой выбиты два слова – MICHEL BAKUNINE и даты – 1814 – 1876.