балаклава подводные лодки история
Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве
Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир — в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.
Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.
В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.
Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией № 825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой № 820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).
Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по крепости Чембало. База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её — уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.
В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.
Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.
В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать Чёрное море, нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»
Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.
В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.
Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.
Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.
Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.
По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.
Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.
Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.
В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.
Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.
Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».
Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.
Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.
Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.
Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.
В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.
В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.
В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.
В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.
Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.
Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.
Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.
В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.
На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.
Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.
В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.
Ядерные заряды для малых ракет перевозили на такой тележке. Её вес — почти 1000 килограмм, грузоподъёмность — 7 тонн. Перемещать её по арсеналу нужно было вручную.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
База подводных лодок холодной войны в Балаклаве (объекты 825 ГТС и 820 РТБ)
Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место — некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс «Балаклава» или попросту музей подводных лодок.
Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.
Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году. На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.
Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи. Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности…
…и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С
Главная галерея, ведущая к сухому доку.
Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем.
Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.
Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для «купания» торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.
В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода. На выходе из МТЧ — участок сдачи торпед на подводные лодки.
На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.
Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.
Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок «Металлист».
В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка «Тритон — 1М» — носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.
Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Сухой док — особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.
В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки — специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, который в среднем составлял 3-4 недели.
Пошли в сторону ядерного арсенала — объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами
Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.
Освещение на случай ЧП. Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.
Выставка, посвященная военным преступления США.
Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.
Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.
Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.
Подводная лодка 690 «Кефаль» в разрезе. Тут видно внешнюю оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполнение баластом.
Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.
А после экскурсии мы еще до вечера гуляли по Балаклаве
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма
Что прятал Сталин в горе Таврос: Балаклавское подземелье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История крымской Балаклавы: генуэзцы, турки, британцы, русские
Много столетий Балаклава представляла собой не просто морской рыбацкий посёлок, а военный порт. Сначала этот регион облюбовали генуэзцы, возведшие здесь древнюю крепость Чембало. Позже на территории современной Балаклавы стоял османский гарнизон. В Крымскую войну здесь базировался английский лагерь. Неподалеку элитная британская «Лёгкая бригада» кавалеристов совершала свою знаменитую, но провальную атаку на Севастополь, но была разбита.
То, что Балаклавская бухта не видна с моря, вовсе не миф. Так что место для укрытия военного флота было выбрано не случайно. Гавань не более 400 метров в ширину надежно защищена как от штормов, так и от лишних глаз. Гора Таврос, под которой размещен подземный комплекс, тоже представляет собой настоящую находку. Толщина ее мраморного известняка достигает 126 м, благодаря чему базе присвоена первая категория противоатомной устойчивости.
Секретное возведение секретной базы
Проект комплекса морской базы-защиты черноморского флота на случай ядерной войны проверял и визировал сам Иосиф Сталин. Строительные работы стартовали в 1953-м. Процесс кипел в круглосуточном режиме. Горнотехнические работы были возложены на московских, харьковских и абаканских метростроевцев. Бурение осуществляли, в основном, взрывным методом. Как только грунт с породами вывозились, устанавливался металлический каркас, после чего отработка заливалась бетоном. Из соображений засекреченности суда заходили в комплекс только с наступлением темноты. Одним из уникальнейших элементов проекта стал Южный батопорт — огромный морской затвор, защищающий бухту от поражающего эффекта ядерного взрыва. Конструктивно он представляет собой полую металлическую конструкцию весом 150 тонн при габаритах 18х14х11 м.
Вход в канал в то время прикрывался специальной маскировочной сеткой в тон скал, которую натягивали посредством лебедки. Общая площадь возводимых сооружений равнялась 15 тысячам квадратных метров, а канал для подлодок по ширине превосходил саму Балаклавскую бухту. Некоторые внутренние помещения достигали уровня трехэтажного жилого дома. Вся база делилась на несколько уровней секретности, для зрительной узнаваемости маркированные разными цветами напольной и настенной краски.
В секретных подземных отсеках находились более 200 человек, обслуживающих док и остальные инженерные системы объекта. Еще до полусотни представителей персонала составляли подразделение водной охраны, неся постоянную службу на нескольких постах: вход и выход из тоннеля, док. Весь штатный персонал балаклавского секретного комплекса давал свое согласие на подписку о неразглашении. На период работы и последующие 5 лет после увольнения работники ограничивались в ряде прав. К примеру, эти граждане лишались возможности выезжать за пределы Советского Союза, в социалистические страны в том числе.
От сверхсекретной базы подлодок к музею
Засекреченная подземная база атомных русских субмарин утратила свою мощь и ценность с распадом Советского Союза. В отличие от подобных военных объектов комплекс в Балаклавской бухте использовался до 1993 года. К 1994-му лодки Черноморского флота Российской Федерации покинули территорию. В процессе раздела советского флота Украине передали одну большую торпедную дизель-электрическую подлодку. Ядерные боеприпасы, разумеется, вывезли на российскую территорию.
Объект быстро забросили, а ценнейшее оборудование стало добычей охотников за бесхозным металлом. Были разворованы все крышки и затворы коммуникационных колодцев, смотровых люков, тоннелей, вырезан силовой электрокабель. Через короткое время мощный военный объект представлял собой довольно жалкое зрелище.
В 2002 году украинские власти спохватились и решили объявить историческим музеем то, что осталось от комплекса. Сегодня музей «холодной войны» притягивает туристов не реже других достопримечательностей Крымского полуострова.
Ну а вообще спрятать под землёй можно не только военную базу. Но и даже город, от современной Москвы до древней Петры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Проект Иосифа Сталина
Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень, оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!».
Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался «Союз нерушимый республик свободных», и демократическая Россия принялась делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с «объектом 825», базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991 года правительственная яхта «Крым» вдруг срочно покинула бухту и на всех парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока умалчивает.
Объект 825 ГТС
Секретный приказ для Берия.
В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты. В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Защита от «пяти Хиросим»
В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома.
Хрущев предпочел бы винные подвалы.
В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под. склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.
Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания этого искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.
Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.
Куда уплыли миллиарды?
Военные «хозяйничали» в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривень.
Некоторое время в бывших помещениях для хранения секретной документации находились «списанные» купоно-карбованцы, которые впоследствии уничтожили. Нынче здесь развлекаются местные мальчишки, «бомбардируя» подземный канал ржавыми гайками.
Крымские каникулы
За эти ворота мечтал попасть не один американский шпион. В глубь выдолбленного в горе туннеля уходят рельсы, на которых стоит пустая тачка с латунными колесами. Еще лет двадцать тому назад на ней перевозили атомные боеголовки, а сейчас она превратилась в музейный экспонат.
Мы в святая святых Краснознаменного Черноморского Флота СССР.
Колеса тачки недаром покрыты латунью. Будь они из другого материала, катясь по рельсам, тачка иногда высекала бы искры.
Боеприпасы доставляли сюда по частям, а собирали уже в подземелье, вход в которое перекрывался гигантской противоатомной заслонкой весом 150 тонн. Она открывалась только для того, чтобы впустить в чрево горы очередную порцию смертоносного груза.
В тени холодной войны
О масштабах сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время строительства превысила 200 тысяч кубометров — говорят, извлеченной породой запросто можно было бы заполнить пирамиду Хеопса.
Подземный зал, в котором когда-то хранились собранные ядерные боеголовки, ныне пуст и не радиоактивен — каких-то десять миллирентген при максимально допустимых четырнадцати.
Стены и потолок арсенала укреплены двухметровым слоем бетона и выложены асбестовым шифером. Штольня могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в пять Хиросим. А асбестовый шифер понадобился для того, чтобы улучшить акустику подземелья.
Тяжеленные двадцатичетырехтонные противоатомные двери из обитого железом бетона открыты, но при желании их может закрыть даже ребенок — так легко они двигаются. Толщина дверей — шестьдесят сантиметров. Именно на грандиозном фоне противоатомных дверей больше всего любят фотографироваться иностранные туристы, с некоторых пор посещающие эти места.
То ли дело было прежде
Дорогу к арсеналу, в котором работали только офицеры, давшие подписку о неразглашении государственной тайны, преграждали три контрольно-пропускных пункта. Документы, рассказывающие о деятельности арсенала и завода по ремонту подводных лодок, предположительно хранятся ныне в Санкт-Петербурге и до сих пор не рассекречены.
После развала СССР балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база подлодок перешла под юрисдикцию Украины и «утратила военное значение». Тем более, что и у Черноморского Флота России, и особенно у Военно-Морских Сил Украины субмарин нынче осталось негусто.
Уникальный подземный комплекс уничтожили не межконтинентальные ракеты потенциального врага, а сами бывшие граждане СССР. Причем, как рассказывают местные жители, во время разграбления контрольно-пропускные пункты еще работали, и посторонних в штольни не допускали. Однако КАМАЗы с порезанными на металлолом станками преодолевали эти преграды так, как не снилось никаким шпионам. Ну а затем, когда подземный комплекс остался вообще без охраны, дело довершили мародеры-любители.
Черная дыра Балаклавы
Арсеналу еще повезло. Он пострадал немного меньше, чем находящийся на другой стороне подземного канала завод по ремонту подводных лодок.
Перед нами зияет мокрая черная пасть.
Музей и фестивальная площадка
С первого июня 2003 года в балаклавских штольнях работает военно-морской музейный комплекс «Балаклава».
Пока все это достаточно скромно, но, как говорят, лиха беда начало. Среди прочего, у музейщиков есть даже задумка купить у России подводную лодку легендарного 641 проекта и доставить ее с Северного флота в Балаклаву. А пока суд да дело в экспозиции музейного комплекса вместо настоящей подводной лодки появились действующие модели боевых кораблей Черноморского флота — уменьшенные копии подводной лодки «Варшавянка», ракетного крейсера на воздушной подушке «Бора», двух сторожевых кораблей, а также модель авианосного крейсера «Киев», проданного Китаю в начале 90-х годов прошлого века. Музей приобрел их у автора и изготовителя — знаменитого севастопольского мастера, капитана I ранга в запасе Владимира Гурова.
Но уж совсем необычное предназначение нашли для бывшей подземной базы подводных лодок российский режиссер Роман Мархолиа и его немецкий коллега Себастьян Кайзер. Их усилиями в августе 2006 года в балаклавских штольнях прошел фестиваль современного искусства «Балаклавская Одиссея», который собрал режиссеров, художников, фотографов, композиторов, хореографов и певцов из России, Украины, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии и других стран.