бармин в п биография
Бармин, Владимир Павлович
Влади́мир Па́влович Барми́н (4 (17) марта 1909 года, Москва — 17 июля 1993 года, Москва) — советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.
Содержание
Биография
Родился в 1909 году Москве, закончил реальное училище, а затем Московский механико-машиностроительный институт (в будущем МВТУ им. Баумана).
Работал инженером, занимался разработкой компрессоров и холодильных установок. В 1936 году посещал США. С конца 1940 — главный конструктор завода «Компрессор», который через несколько дней после начала Великой Отечественной войны был переориентирован на производство реактивных снарядов и пусковых установок БМ-8, БМ-13 («Катюши»).
После войны возглавил ГСКБ «Спецмаш» — предприятие по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов, и вошел в Совет главных конструкторов, созданный С. П. Королевым для координации работ по созданию ракетной техники.
С 1947 года под руководством Бармина были разработаны стартовые комплексы для многих ракет конструкции Королева: Р-1, Р-2, Р-11, Р-5, Р-5М — первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом Р-5М. В 1957 году завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.
В ГСКБ «Спецмаш» при участии Бармина созданы шахтные комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под его руководством были разработаны и созданы стартовые комплексы для ракет-носителей «Протон» и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
Основатель и первый заведующий кафедрой «Стартовые ракетные комплексы» МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Руководил конструкторским бюро по разработке стартовых комплексов (Главный конструктор).
Бармин руководил созданием автоматических грунтозаборных устройств для исследования Луны и Венеры. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе.
КБ Бармина разработало оставшийся нереализованным первый в мире детальный проект лунной базы «Звезда».
Награды и премии
Память
См. также
Примечания
Ссылки
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои •
Трижды Герои
Владимир Павлович Бармин. Биографическая справка
17 марта 2011 года академику АН СССР Владимиру Павловичу Бармину исполняется 102 года.
Выдающийся советский ученый в области механики, машиностроения и ракетно‑космической техники, главный конструктор наземных стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин родился 17 марта (4 марта по ст.ст.) 1909 года в Москве.
В 1917 году он поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступил на механический факультет Московского высшего технического училища (в 1930-1943 гг. ‑ Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана, ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), который окончил в 1930 году по специальности «инженер‑механик по холодильным машинам и аппаратам».
После окончания института Владимир Бармин был направлен на работу на московский завод «Котлоаппарат» (с 1931 года ‑ завод «Компрессор») инженером-конструктором.
В 1935-1936 годах Владимир Бармин находился в производственной командировке в США, где изучал производство и эксплуатацию компрессоров и холодильного оборудования.
С 1936 по 1940 год он был руководителем конструкторской группы завода «Компрессор» и занимался разработкой первых отечественных судовых фреоновых холодильных машин.
С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года Владимир Бармин одновременно был и главным конструктором завода «Компрессор» и главным конструктором специального конструкторского бюро (СКБ) при этом заводе. СКБ и завод стали головными организациями по разработке и производству серийных образцов многозарядных пусковых установок реактивной артиллерии, широко известных как «катюша»: БМ‑13, БМ‑8, БМ‑8‑36, БМ‑8‑48, БМ‑31‑12 и другие. Всего за годы войны под руководством Бармина было разработано 78 типов пусковых установок реактивных снарядов и их модификаций, из них 36 приняты на вооружение Сухопутных войск и ВМФ. Под руководством Бармина созданы многочисленные боевые установки для применения на автомобилях, гусеничных тягачах, бронепоездах, железнодорожных платформах, морских и речных катерах, и даже на санях и лыжах, а также рамные стационарные установки.
В 1945-1946 годах он входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении.
С 1947 года под руководством Бармина были разработаны передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет Р‑1 (1948), Р‑2 (1952), Р‑11, Р‑5 и Р‑5М (1954‑1956). В 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р‑7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Бармин участвовал в создании ракетно-ядерного щита СССР: в ГСКБ «Спецмаш» создавались шахтные комплексы для боевых ракет Р‑12, Р‑14, Р‑9А, УР‑100. Под его руководством были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракетоносителей «Протон» и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия‑Буран».
Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина были сконструированы автоматические грунтозаборные устройства. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе.
Наряду с конструкторской деятельностью Владимир Бармин принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в Московском Механико‑машиностроительный институте им. Н.Э.Баумана (МВТУ им. Н.Э.Баумана), с 1959 по 1989 год возглавлял кафедру «Автоматические установки» в МВТУ им. Н.Э.Баумана.
В 1937‑1941 годах он преподавал в Военно‑инженерной академии им. В.Куйбышева; с 1945 года ‑ в Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского.
Владимир Бармин ‑ автор многих публикаций, основные труды его посвящены разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно‑космических и боевых стартовых комплексов.
Бармин – доктор технических наук (1959), профессор (1960), академик АН СССР (1966), академик РАН (1991), член Международной академии астронавтики, член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН.
С 1973 года был бессменным председателем Комиссии Академии наук СССР (РАН) по использованию энергоаккумулирующих веществ в машиностроении, механике и экологии, а также в ракетно-космической технике.
За свою работу Бармин был удостоен Ленинской премии (1957), четырех Государственных премий СССР (1943, 1967, 1977, 1985), звания Герой Социалистического труда (1956), был награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Кутузова 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Владимир Бармин скончался 17 июля 1993 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Владимир Павлович Бармин (1909 — 1993) — советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Предлагаем вам ознакомиться со статьёй «Дело жизни академика Бармина» Александра Железнякова, рассказывающей о биографии конструктора. Первоначально текст опубликован в газете «Секретные материалы» (N1, декабрь 2012 г.).
В первом семестре он посещает лекции в обоих институтах. Как ему это удается, история умалчивает. Но Бармин использовал это время для окончательного определения своей дальнейшей инженерной специализации.
Со второго семестра он становится студентом только «Бауманки». В 1930 году блестяще защитил дипломную работу на тему «Пермский городской холодильник», став инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам.
В те годы по окончании высших учебных заведений молодым специалистам вместо дипломов выдавались справки о завершении учебы в институте. С такой справкой Бармин и был направлен на московский завод «Котлоаппарат», занимавшийся производством холодильного оборудования. В 1931 году завод, занимавшийся выпуском громоздких малопроизводительных горизонтальных компрессоров для холодильного оборудования, был переименован в «Компрессор».
Начав свою трудовую биографию на заводе инженером-конструктором, Бармин сразу же включился в деятельность КБ предприятия. Первой его работой стало проектирование нового, современного вертикального компрессора. Молодость, знания, умение работать с людьми позволили молодому инженеру в рекордно короткий срок (всего за полгода) выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, изготовить и провести на заводе контрольные испытания нового компрессора ВП-230. Завод начал переход от производства тихоходных аммиачных горизонтальных к новым быстроходным вертикальным компрессорам.
Впоследствии, уже став Главным конструктором стартовых комплексов для баллистических ракет, Владимир Павлович с удовольствием вспоминал эту свою первую конструкторскую победу. Во многом благодаря этой работе он смог достигнуть тех высот, которые навечно вписали его имя в историю освоения космоса.
Уже через два года руководство завода, удовлетворенное успехами молодого инженера, поручило ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В 1930-е под его руководством был разработан ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности, первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов, первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.
Как вспоминали те, кому довелось работать с Владимиром Павловичем, уже тогда стали проявляться основные черты его характера. Он нормально, без обид, воспринимал замечания и критику, делал для себя необходимые выводы. На первом месте у Бармина всегда стояло дело.
В конце 1935 года Бармин в составе группы специалистов Главмашпрома был командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. Помимо общей задачи Владимир Павлович получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Одно из них касалось изучения производства домашних холодильников, которые за рубежом начали широко применяться в быту. А вторым поручением Бармин должен был разобраться в весьма «щекотливом» вопросе: как американцы делают прозрачный лед. У нас при его искусственном производстве он в то время (да и много лет спустя) получался только мутным.
В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.
Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.
На радикальные изменения повлияло решение, принятое правительством нашей страны буквально за день до начала войны, 21 июня 1941 года. Тогда было подписано постановление о развертывании серийного производства реактивных снарядов PC-132 (или М-13), пусковых установок для них и о начале формирования специализированных воинских частей для их использования. На девятый день войны директор завода «Компрессор» и Бармин, как главный конструктор, были вызваны к наркому общего машиностроения Петру Паршину, где перед ними была поставлена задача полностью перестроить завод, переключив его на серийное производство нового вида вооружения, будущих легендарных катюш.
Но вернемся к военным годам.
Одновременно с приказом наркома о перепрофилировании завода «Компрессор» было создано специальное конструкторское бюро (СКБ). Главным конструктором разработок по реактивному вооружению был назначен Андрей Костиков, который одновременно был начальником и главным конструктором НИИ-3 (бывший РНИИ). Начальником СКБ и заместителем главного конструктора был назначен Владимир Бармин.
Пусковые установки, созданные в мастерских РНИИ, были выполнены на кустарном уровне и не могли в таком исполнении быть приняты заводом для серийного изготовления. Требовалась конструктивная переработка многих узлов установки, обеспечивающая возможность применения при серийном производстве иных технологий. Например, сварных или литых элементов конструкций, отработанных серийно выпускаемых комплектующих элементов и так далее. Эта работа и была развернута Барминым в СКБ.
Тогда же между Костиковым и Барминым возникли первые трения, которые в иной ситуации могли бы для Владимира Павловича закончиться весьма печально. Если бы не его правота в принятых решениях. И необходимость того, что он делал для страны.
А суть конфликта состояла в следующем. Костиков, не имеющий знаний и опыта работы на заводах, в штыки встречал любые изменения, предлагавшиеся сотрудниками СКБ. Более того, настойчивость Бармина в какой-то момент стала раздражать главного конструктора. И когда Бармин, после консультации с разработчиками реактивного снаряда и согласования с ответственным представителем наркома, курирующего работу, самостоятельно принял решение переработанные чертежи запустить в производство на «Компрессоре», Костиков написал письмо в Секретариат ЦК ВКП(б) с требованием снять с работы своего заместителя.
В результате решением секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова Костиков от дальнейшего руководства работами СКБ был отстранен и ему было поручено свою работу сосредоточить в НИИ-3. Главным конструктором СКБ при заводе «Компрессор» был назначен Бармин.
Всего за годы войны под руководством Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок БМ-13, БМ-8, БМ-8-36, БМ- 8-48, БМ-31-12 и других, из которых 36 типов находились на вооружении. Эти установки монтировались на всех ведах наземных и водных транспортных средств, способных их перевозить, в том числе и на железнодорожных платформах, морских и речных катерах, санях и лыжах. К концу войны на всех фронтах было задействовано около 3000 реактивных установок.
Руководство страны высоко оценило труд СКБ при заводе «Компрессор».
Многие его сотрудники были награждены орденами и медалями. Заслуги Владимира Павловича Бармина были отмечены орденами Ленина, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы» и «За освобождение Варшавы», ему присвоено звание лауреата Сталинской премии I степени.
Тот опыт, который приобрел Бармин во время работы в СКБ при заводе «Компрессор», оказался крайне необходим в период, когда возникла необходимость ознакомиться к «ракетным наследием» фашистов. Сразу же после капитуляции Германии высшим руководством СССР было принято решение о направлении в советскую зону оккупации нескольких групп советских специалистов для изучения этой техники и средств ее производства. Среди них был и Бармин, получивший по этому случаю воинское звание полковника.
Когда стал ясен масштаб работы, который предстояло выполнить, было решено создать на оккупированной территории ряд институтов, где предполагалось собрать прибывших из СССР специалистов и немецких ракетчиков, готовых сотрудничать с новыми властями. Техническим руководителем одного из таких институтов, получивших название «Берлин», стал Бармин. Под его руководством специалисты занимались поисками и восстановлением технической документации и готовых образцов наземного оборудования немецких ракет «Фау-2», «Вассерфель», «Шметерлинг» и других.
В Германии Бармин познакомился с Сергеем Королевым, Валентином Глушко, Николаем Пилюгиным и другими будущими создателями ракетной техники в нашей стране. Там же они впервые начали взаимодействовать. Эта, казавшаяся тогда временной, кооперация сложилась на долгие годы и дала поразительные по своим историческим последствиям результаты.
Прообразом первого отечественного ракетного комплекса Р-1 стал немецкий «Фау-2», воссоздаваемый в нашей стране с учетом изменения климатических условий эксплуатации и возможностей промышленности страны. Эта работа, помимо выполнения основной задачи, одновременно стала первым этапом освоения новой техники предприятиями промышленности и приобретения опыта эксплуатации этой техники частями Советской армии.
Почти одновременно с работами по зданию наземного оборудования и стартовой позиции для ракеты Р-1 были развернуты работы по созданию наземного оборудования для ракеты Р-2. В 1951 году руководимое Барминым КБ успешно справилось с работой по созданию стартовых комплексов для ракетно-зенитной системы С-25 с ракетами «земля-воздух» В-300. После проведения полигонных и летно-конструкторских испытаний Р-1 в 1950 году и Р-2 в конце 1951 года в составе ракетного комплекса они были приняты на вооружение Советской армии.
В 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. За выполнение этого важного правительственного задания Бармин в числе других главных конструкторов стал лауреатом Ленинской премии. В дальнейшем на базе «семёрки» было создано целое семейство ракет-носителей космического назначения: «Спутник», «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз». С их помощью в космос были запущены первый в мире искусственный спутник Земли, первые лунники, первые автоматические межпланетные станции к Венере и Марсу, первый человек.
Но, пожалуй, самой яркой работой Бармина стал впервые в мире детально проработанный проект долговременной обитаемой базы на Луне. В литературе его часто именуют «Барминградом», хотя в официальных документах он проходит под обозначением «ДЛБ» (Долговременная лунная база), а в ОКБ-1 (заказчиком работ выступал коллектив руководимого Королевым конструкторского бюро) его знали под названием «Звезда».
Предполагалось, что место для будущей базы будет выбрано с использованием автоматических аппаратов. С орбитального спутника Луны будет произведено картографирование участка, затем беспилотная станция возьмет пробы фунта и доставит их на Землю, после этого район будущего строительства обследуют луноходы. По окончании этапа дистанционного изучения предполагаемой территории базы на Луну должна была отправиться экспедиция из четырех человек на «лунном поезде».
Опытный образец одного из таких блоков использовался в 1967 году во время эксперимента по годичному пребыванию группы исследователей в замкнутой среде, проводившемуся в Институте медико-биологических проблем.
Программа «Звезда» рассматривалась как продолжение советской пилотируемой Лунной программы. Поэтому, когда специалистам не удалось опередить американцев в лунной гонке и программа была закрыта, свернули и работы по «Барминграду».
До начала 1990-х годов программа хранилась в архивах под грифом «совершенно секретно». Отрицался сам факт ее существования. Впрочем, как и всех других проектов по отправке советского человека на Луну. И лишь в современной России рассказать широкой общественности о «лунном городе» было «разрешено».
Кроме своей основой работы, Владимир Павлович много внимания уделял научной и педагогической деятельности. С 1931 года он преподавал в МВТУ имени Баумана, с 1934 года руководил курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми студентами, в 1938 году разработал и читал курс «Расчёт и конструкция поршневых компрессоров». А в 1959 году создал в этом вузе кафедру «Стартовые ракетные комплексы» и в течение 30 лет руководил ею.
В начале 1970-х годов из двух с половиной тысяч человек, работавших в то время у Бармина в КБОМ, около 800 сотрудников были выпускниками этой кафедры.
Владимир Павлович являлся почетным президентом Академии космонавтики имени Циолковского, действительный членом Международной академии астронавтики, почетным президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона.
До последних своих дней Бармин жил в Москве. Скончался он 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван астероид основного пояса (22254) Vladbarmin. В городе Байконур есть улица Академика Бармина. В1999 году на пересечении улиц Бармина и Абая была открыта мемориальная доска, а в 2001 году на этом месте разбили сквер, где ему был установлен памятник. А стелу с памятной доской перенесли на пересечение улиц Бармина и Гагарина.
Бармин в п биография
Родился 4 (17) марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном после Октябрьской революции в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924).
В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина.
С 1946 года Бармин — главный, затем генеральный конструктор государственного конструкторского бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш», с 1967 года — КБ общего машиностроения) Министерства общего машиностроения СССР по разработке ракетно-космических стартовых комплексов. Это ГСКБ было организовано на базе СКБ «Компрессор». С 1947 года под руководством Бармина в короткие сроки были разработаны надёжные передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет Р-1 (1948), Р-2 (1952), Р-11, Р-5 и Р-5М (1954-1956). Одновременно в его КБ были начаты работы по решению проблемы запуска ракет из шахт. Сконструированная для этих целей шахтная пусковая установка «Маяк» (1960) позволила провести серию научно-исследовательских испытаний, в результате чего в период 1958-1963 годов разработана большая группа шахтных ПУ, что стало важным звеном в создании ракетного щита страны.
За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года Бармину Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1957 году под руководством В.П. Бармина были завершены работы по созданию стартового комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Со стартовых комплексов «Восток» и «Союз» осуществлён запуск ракет с первым в мире искусственным спутником Земли (1957), с первым космонавтом мира Ю.А. Гагариным (1961), всех советских космических кораблей и спутников. Бармин возглавлял разработку стартового комплекса для ракеты «Протон» (1965) и универсальной космической системы «Энергия»—«Буран» (1987-1988), а также универсального стенда-старта, который позволяет не только проводить наземную отработку двигателей и ракеты, но и пуск ракеты (1988). Всего под его руководством создано свыше 20 стартовых ракетных комплексов.
Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники.
Доктор технических наук (1958), профессор (1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).
Полковник (1945). Награждён шестью орденами Ленина (15.03.1943, 20.04.1956, 17.03.1959, 17.06.1961, 17.03.1969, 16.03.1979), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (29.03.1944, 17.09.1975), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Золотая мадель имени В.Г. Шухова (посмертно).
Имя выдающегося ученого присвоено Федеральному государственному унитарному предприятию «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина» и малой планете. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Байконур установлены бюст и мемориальная доска (1999) в честь Героя.