баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история

Баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история

Археология церкви Вознесения в Коломенском

и проблемы изучения русско-итальянской архитектуры Московии

Библиотека Золотой Корабль.RU 2014

Много лет назад, в сборнике к юбилею М. К. Каргера, Вал. А. Булкин обосновал целым рядом архитектурных наблюдений вероятность участия итальянского строителя в возведении храма Вознесения в Коломенском — прославленного шедевра русского зодчества, исходной точки для развития традиции шатровых храмов и колоколен Московии. К этой точке зрения присоединились многие, хотя в литературе по-прежнему можно встретить и отсылки к «псковским мастерам» Ю. П. Спегальского, и трактовки, восходящие к теории «деревянных прототипов» времен И. Е. Забелина, поддержанной в середине ХХ в. М. А. Ильиным.

Однако то здание, с которого, в сущности, началась успешная ре-интерпретация русско-итальянского периода, с тех пор сколько-нибудь серьезно не рассматривалось. Данные, полученные при реставрации 1970-х гг. (Н. Н. Свешников и его группа), остались неопубликованными, а новая реставра

ция (2000-х гг.) оказалась в основном инженерно-косметической и новых данных для истории памятника почти не дала. Автор доклада изловчился принять скромное участие в обеих «реставрационных сессиях», а также провести ряд инициативных работ в промежутке между ними. В силу этого появилась необходимость систематизировать накопленный материал в области археологии, так сказать, «pro domo suo». Эта работа, в свою очередь, заставила задуматься над стилевой интерпретацией памятника, еще раз соотнести его с зодчеством Италии XV-XVI вв. и памятниками архитектурной мысли Ренессанса.

Постройку церкви Вознесения следует осознать как решительный (пусть и не окончательный) шаг к разрыву с традиционной формой и литургическим устройством православного храма, а также с практикой строительства. Ее план — квадрат с четырьмя «ризалитами» в форме греческого креста; к этой общей схеме нельзя прийти путем сколь угодно резкого изменения «девятидольного» плана и его дериватов. План строго геометричен, что само по себе необычно для Руси. Уже метод разбивки и построения на плоскости правильных, выверенных геометрических фигур заставляет задуматься — разбивка плана в натуре была проблемой для Византии, которую унаследовала и Русь. Зато геометрия плана храма Вознесения позволяет включить его в группу планов в форме греческого креста типа Сан Себастиано в Мантуе (Л.-Б. Альберти, 1470) или Санта Мария делле Карчери (Джулиано де Сангало, 1485). Архитекторов Ренессанса постоянно интересовала идея центричного храма, что подтверждают хорошо известные наброски и проекты Перуцци и Микеланджело для собора св. Петра в Риме, рисунки к трактату Себастиано Серлио и иные источники.

В этой связи информативны и наблюдения над археологией церкви: удалось выяснить, что в основании храма лежит рукотворный монолит с общим объемом камня около 4000 кубометров (площадь платформы 600-650 кв. м, глубина от 4,5 до 7,8 м), своего рода искусственная скала, вынесенная над склоном берега и прикрытая с этой стороны насыпным задернованным «стилобатом». Удалось выявить постепенную «подгонку» плана (от котлована к формам монолита, а от него — к «черным цоколям» и собственно стенам), что в целом будет типично для всей архитектуры центричных храмов Московии XVI столетия; также был зафиксирован ряд приемов «регулярной» разбивки плана и, возможно, выведения горизонтального уровня площадки с помощью системы канавок, параллельных стенам. Удалось получить новую информацию о декоре церкви. Раскопки доказали, что фундамент и план церкви в Коломенском — не плод трудов обученного в византийском стиле строителя-ремесленника. Это творение инженера, хорошо знакомого с геометрией и архитектурной теорией.

В композиции объема «Мастер церкви в Коломенском» как будто специально следует замыслам церкви-монумента в духе Альберти, сознательно отвечает требованиям его теории. Храм свободно стоит в пространстве, он виден (и во многом одинаков) со всех сторон. Интерьер и внешний облик получили равное значение во всех элементах, включая открытый изнутри шатер. Храм резко поднят над землей (подклет стоит прямо на платформе) и окружен наземной аркадой с тремя маршами лестниц, ведущих на второй (главный) уровень галереи. Подчеркну наличие у наземной субструкции (т. е. у под-клета) своего рода «нартекса»: о нем часто забывают, а это одна из характерных, необходимых черт центричных храмов и на Руси, и в Италии (ц. Сан Себастиано в Мантуе и множество храмов позднего XVI и XVII вв.) — эти церкви мало подходили для правильного богослужения («нормального культа»), служа обычно храмами ex voto.

Тут много общего и с «архитектурными грезами» Ренессанса: высокие арочные галереи, на которые поднимаются марши лестниц, и высокий центричный объем посредине. Коническое перекрытие характерно и для Ренессанса (оно ассоциировалось с античной традицией памятника-обелиска, что наблюдается в многопирамидальных композициях де Сангалло), но замена купола многогранной «пирамидой» (шатром) достаточно объяснима и как архитектурная цитата, отсылающая к христианским паломническим архетипам, ориентированным на ротонду храма Гроба Господня и многочисленным в Европе XII-XIV вв.

Появление храма Вознесения в Коломенском в ряду русско-итальянских построек логично с точки зрения хронологии развития передовой европейской архитектурной школы. Но оно объяснимо и внутренней логикой событий в Москве — это самое позднее из датированных русско-итальянских зданий. К 1530-м гг. москвичи уже почти полвека впитывали новые формы архитектуры, немного привыкли к ним, потянулись к европейскому государственному и дворцовому быту. Кроме того, для постройки был выбран великокняжеский двор, удаленный от центра города, Кремля, с его

Источник

Археология церкви Вознесения в Коломенском [Леонид Беляев] (fb2) читать постранично

Археология церкви Вознесения в Коломенском

и проблемы изучения русско-итальянской архитектуры Московии

Библиотека Золотой Корабль.RU 2014

Много лет назад, в сборнике к юбилею М. К. Каргера, Вал. А. Булкин обосновал целым рядом архитектурных наблюдений вероятность участия итальянского строителя в возведении храма Вознесения в Коломенском — прославленного шедевра русского зодчества, исходной точки для развития традиции шатровых храмов и колоколен Московии. К этой точке зрения присоединились многие, хотя в литературе по-прежнему можно встретить и отсылки к «псковским мастерам» Ю. П. Спегальского, и трактовки, восходящие к теории «деревянных прототипов» времен И. Е. Забелина, поддержанной в середине ХХ в. М. А. Ильиным.

Однако то здание, с которого, в сущности, началась успешная ре-интерпретация русско-итальянского периода, с тех пор сколько-нибудь серьезно не рассматривалось. Данные, полученные при реставрации 1970-х гг. (Н. Н. Свешников и его группа), остались неопубликованными, а новая реставра

ция (2000-х гг.) оказалась в основном инженерно-косметической и новых данных для истории памятника почти не дала. Автор доклада изловчился принять скромное участие в обеих «реставрационных сессиях», а также провести ряд инициативных работ в промежутке между ними. В силу этого появилась необходимость систематизировать накопленный материал в области археологии, так сказать, «pro domo suo». Эта работа, в свою очередь, заставила задуматься над стилевой интерпретацией памятника, еще раз соотнести его с зодчеством Италии XV-XVI вв. и памятниками архитектурной мысли Ренессанса.

Постройку церкви Вознесения следует осознать как решительный (пусть и не окончательный) шаг к разрыву с традиционной формой и литургическим устройством православного храма, а также с практикой строительства. Ее план — квадрат с четырьмя «ризалитами» в форме греческого креста; к этой общей схеме нельзя прийти путем сколь угодно резкого изменения «девятидольного» плана и его дериватов. План строго геометричен, что само по себе необычно для Руси. Уже метод разбивки и построения на плоскости правильных, выверенных геометрических фигур заставляет задуматься — разбивка плана в натуре была проблемой для Византии, которую унаследовала и Русь. Зато геометрия плана храма Вознесения позволяет включить его в группу планов в форме греческого креста типа Сан Себастиано в Мантуе (Л.-Б. Альберти, 1470) или Санта Мария делле Карчери (Джулиано де Сангало, 1485). Архитекторов Ренессанса постоянно интересовала идея центричного храма, что подтверждают хорошо известные наброски и проекты Перуцци и Микеланджело для собора св. Петра в Риме, рисунки к трактату Себастиано Серлио и иные источники.

В этой связи информативны и наблюдения над археологией церкви: удалось выяснить, что в основании храма лежит рукотворный монолит с общим объемом камня около 4000 кубометров (площадь платформы 600-650 кв. м, глубина от 4,5 до 7,8 м), своего рода искусственная скала, вынесенная над склоном берега и прикрытая с этой стороны насыпным задернованным «стилобатом». Удалось выявить постепенную «подгонку» плана (от котлована к формам монолита, а от него — к «черным цоколям» и собственно стенам), что в целом будет типично для всей архитектуры центричных храмов Московии XVI столетия; также был зафиксирован ряд приемов «регулярной» разбивки плана и, возможно, выведения горизонтального уровня площадки с помощью системы канавок, параллельных стенам. Удалось получить новую информацию о декоре церкви. Раскопки доказали, что фундамент и план церкви в Коломенском — не плод трудов обученного в византийском стиле строителя-ремесленника. Это творение инженера, хорошо знакомого с геометрией и архитектурной теорией.

В композиции объема «Мастер церкви в Коломенском» как будто специально следует замыслам церкви-монумента в духе Альберти, сознательно отвечает требованиям его теории. Храм свободно стоит в пространстве, он виден (и во многом одинаков) со всех сторон. Интерьер и внешний облик получили равное значение во всех элементах, включая открытый изнутри шатер. Храм

Источник

Археология церкви Вознесения в Коломенском [Леонид Беляев] (fb2) читать онлайн

Археология церкви Вознесения в Коломенском

и проблемы изучения русско-итальянской архитектуры Московии

Библиотека Золотой Корабль.RU 2014

Много лет назад, в сборнике к юбилею М. К. Каргера, Вал. А. Булкин обосновал целым рядом архитектурных наблюдений вероятность участия итальянского строителя в возведении храма Вознесения в Коломенском — прославленного шедевра русского зодчества, исходной точки для развития традиции шатровых храмов и колоколен Московии. К этой точке зрения присоединились многие, хотя в литературе по-прежнему можно встретить и отсылки к «псковским мастерам» Ю. П. Спегальского, и трактовки, восходящие к теории «деревянных прототипов» времен И. Е. Забелина, поддержанной в середине ХХ в. М. А. Ильиным.

Однако то здание, с которого, в сущности, началась успешная ре-интерпретация русско-итальянского периода, с тех пор сколько-нибудь серьезно не рассматривалось. Данные, полученные при реставрации 1970-х гг. (Н. Н. Свешников и его группа), остались неопубликованными, а новая реставра

ция (2000-х гг.) оказалась в основном инженерно-косметической и новых данных для истории памятника почти не дала. Автор доклада изловчился принять скромное участие в обеих «реставрационных сессиях», а также провести ряд инициативных работ в промежутке между ними. В силу этого появилась необходимость систематизировать накопленный материал в области археологии, так сказать, «pro domo suo». Эта работа, в свою очередь, заставила задуматься над стилевой интерпретацией памятника, еще раз соотнести его с зодчеством Италии XV-XVI вв. и памятниками архитектурной мысли Ренессанса.

Постройку церкви Вознесения следует осознать как решительный (пусть и не окончательный) шаг к разрыву с традиционной формой и литургическим устройством православного храма, а также с практикой строительства. Ее план — квадрат с четырьмя «ризалитами» в форме греческого креста; к этой общей схеме нельзя прийти путем сколь угодно резкого изменения «девятидольного» плана и его дериватов. План строго геометричен, что само по себе необычно для Руси. Уже метод разбивки и построения на плоскости правильных, выверенных геометрических фигур заставляет задуматься — разбивка плана в натуре была проблемой для Византии, которую унаследовала и Русь. Зато геометрия плана храма Вознесения позволяет включить его в группу планов в форме греческого креста типа Сан Себастиано в Мантуе (Л.-Б. Альберти, 1470) или Санта Мария делле Карчери (Джулиано де Сангало, 1485). Архитекторов Ренессанса постоянно интересовала идея центричного храма, что подтверждают хорошо известные наброски и проекты Перуцци и Микеланджело для собора св. Петра в Риме, рисунки к трактату Себастиано Серлио и иные источники.

В этой связи информативны и наблюдения над археологией церкви: удалось выяснить, что в основании храма лежит рукотворный монолит с общим объемом камня около 4000 кубометров (площадь платформы 600-650 кв. м, глубина от 4,5 до 7,8 м), своего рода искусственная скала, вынесенная над склоном берега и прикрытая с этой стороны насыпным задернованным «стилобатом». Удалось выявить постепенную «подгонку» плана (от котлована к формам монолита, а от него — к «черным цоколям» и собственно стенам), что в целом будет типично для всей архитектуры центричных храмов Московии XVI столетия; также был зафиксирован ряд приемов «регулярной» разбивки плана и, возможно, выведения горизонтального уровня площадки с помощью системы канавок, параллельных стенам. Удалось получить новую информацию о декоре церкви. Раскопки доказали, что фундамент и план церкви в Коломенском — не плод трудов обученного в византийском стиле строителя-ремесленника. Это творение инженера, хорошо знакомого с геометрией и архитектурной теорией.

В композиции объема «Мастер церкви в Коломенском» как будто специально следует замыслам церкви-монумента в духе Альберти, сознательно отвечает требованиям его теории. Храм свободно стоит в пространстве, он виден (и во многом одинаков) со всех сторон. Интерьер и внешний облик получили равное значение во всех элементах, включая открытый изнутри шатер. Храм резко поднят над землей (подклет стоит прямо на платформе) и окружен наземной аркадой с тремя маршами лестниц, ведущих на второй (главный) уровень галереи. Подчеркну наличие у наземной субструкции (т. е. у под-клета) своего рода «нартекса»: о нем часто забывают, а это одна из характерных, необходимых черт центричных храмов и на Руси, и в Италии (ц. Сан Себастиано в Мантуе и множество храмов позднего XVI и XVII вв.) — эти церкви мало подходили для правильного богослужения («нормального культа»), служа обычно храмами ex voto.

Тут много общего и с «архитектурными грезами» Ренессанса: высокие арочные галереи, на которые поднимаются марши лестниц, и высокий центричный объем посредине. Коническое перекрытие характерно и для Ренессанса (оно ассоциировалось с античной традицией памятника-обелиска, что наблюдается в многопирамидальных композициях де Сангалло), но замена купола многогранной «пирамидой» (шатром) достаточно объяснима и как архитектурная цитата, отсылающая к христианским паломническим архетипам, ориентированным на ротонду храма Гроба Господня и многочисленным в Европе XII-XIV вв.

Появление храма Вознесения в Коломенском в ряду русско-итальянских построек логично с точки зрения хронологии развития передовой европейской архитектурной школы. Но оно объяснимо и внутренней логикой событий в Москве — это самое позднее из датированных русско-итальянских зданий. К 1530-м гг. москвичи уже почти полвека впитывали новые формы архитектуры, немного привыкли к ним, потянулись к европейскому государственному и дворцовому быту. Кроме того, для постройки был выбран великокняжеский двор, удаленный от центра города, Кремля, с его соборами и митрополичьим двором (подобно тому, как первые христианские базилики Рима возводились в императорских владениях за стенами города) — в собственной усадьбе великий князь мог чувствовать себя свободнее. И в этом смысле храм Вознесения в Коломенском — важный ключ к пониманию метода работы итальянских архитекторов на Руси, их способа отвечать на местные запросы.

Источник

Книга: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев «Церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура, археология, история»

Издательство: «МГОМЗ» (2013)

Формат: 70×100/8, 204 стр.

См. также в других словарях:

Иоанно-Предтеченская церковь (Коломна) — Православный храм Иоанно Предтеченская церковь Церковь Иоанна Предтечи … Википедия

Троице-Сергиева лавра — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Троице Сергиева Лавра Свято Троицкая Сергиева Лавра … Википедия

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — Координаты: 56°18′37″ с. ш. 38°07′46″ в. д. / 56.310278° с. ш … Википедия

Свято-Троицкая Сергиева лавра — Координаты: 56°18′37″ с. ш. 38°07′46″ в. д. / 56.310278° с. ш … Википедия

Сергиево-Посадская лавра — Координаты: 56°18′37″ с. ш. 38°07′46″ в. д. / 56.310278° с. ш … Википедия

Новгородский кремль — Координаты: 58°31′18″ с. ш. 31°16′34″ в. д. / 58.521667° с. ш … Википедия

Казанский Кремль — Координаты: 55°47′55″ с. ш. 49°06′23″ в. д. / 55.798611° с. ш. 49.106389° … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Первый шатровый

Репортаж с презентации новой книги о церкви Вознесения в Коломенском, в которой она, не то чтобы в первый раз, но впервые во всеуслышание, названа первым шатровым храмом в истории русской архитектуры.

баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Смотреть фото баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Смотреть картинку баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Картинка про баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Фото баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история

по решению научно-методического совета которого книга и вышла в печать, напомнил собравшимся, что в 1994 году храм был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Выход книги, написанной известными учеными Леонидом Беляевым и Андреем Баталовым, по словам Худякова, как раз и был приурочен к 20-летию этой даты и 90-летию музея. Многие годы различные ученые исследовали территорию музея-заповедника Коломенское, где находятся 36 памятников архитектуры и еще 18 объектов культурного наследия. В этом ряду церковь Вознесения всегда занимала главенствующее место, вызывая при этом массу вопросов у исследователей.

Новая книга – первая научная монография, полностью посвященная церкви Вознесения в Коломенском. Она подводит итог двухсотлетним исследованиям загадочного шедевра, приоткрывает завесу тайны над именем архитектора, построившего столь необычное для Москвы сооружение, разрушает мифы, связанные с эволюционным развитием русского зодчества, раскрывает секреты знаменитого «каменного трона» и древних коломенских кладбищ XIV–XVI веков, – уверен директор музея.

рассказал, что работать на территории музея он начал еще в начале 1970-х годов. Памятники Коломенского всегда были более доступны для изучения, чем, скажем, памятники московского Кремля. Именно Коломенское и, в частности, церковь Вознесения позволили составить довольно целостную археологическую картину Москвы. Например, благодаря тому, что культурный слой вокруг церкви был перекрыт строительными остатками 1530-х, появилась уверенность, что под ними располагаются слои XIV-XV столетий. Археологические находки пролили свет и на саму церковь. Изучение ее фундаментов, которые представляют собой совершенно незаурядное инженерное сооружение, убедило исследователей в уникальности здания. Было очевидно, что архитектура церкви Вознесения с ее уходящим в небо шатром в виде многогранной пирамиды, была новаторской для своего времени.

Позднее, когда появилась возможность посетить знаменитые памятники Европы, взойти по ступеням баптистерия во Флоренции или заглянуть под кровлю баптистерия в Пизе, стали отчетливо видны объединяющие черты между итальянской архитектурой с ее романо-готическими традициями в период раннего Ренессанса и архитектурой церкви в Коломенском. «О том, что автор мог быть итальянцем, говорилось и в более ранних исследованиях, так или иначе затрагивающих церковь Вознесения в Коломенском, – рассказывает Леонид Беляев, – Но сама идея близости церкви к паломнической архитектуре Европы, берущей свое начало от храма Гроба Господня в Иерусалиме, – это абсолютно новая научная концепция».

пояснил, что в своей книге они постарались «обрушить достаточно ветхое строение мифа о русской архитектуре. Главный миф об эволюционном развитии архитектуры, о происхождении сложных форм из простейших, а всех каменных форм – из деревянных сформировался еще в 1830-е годы. Известный ученый Иван Забелин, создавший огромную базу для изучения московской истории, написал статью о самобытности русской архитектуры и тем самым навсегда заключил русское зодчество в тесные объятия теории происхождения каменных шатровых храмов из деревянных. После Великой Отечественной войны, на патриотической волне эта теория стала жесткой идеологической схемой. Все несоответствия данной теории пришлось устранить, вплоть до того, что были передатированы некоторые деревянные храмы – притом, что самые ранние шатровые деревянные храмы относятся лишь к XVII веку».

Материалы исследования, представленные в книге, доказывают, что церковь Вознесения – это первый каменный шатровый храм. Все прочие шатровые храмы были построены после победы над Казанью – то есть спустя десятилетия после завершения строительства церкви Вознесения в Коломенском. У самой этой церкви прообразов не было.

Что касается мастера, построившего церковь Вознесения, то авторы книги пришли к выводу, что им мог быть Пьетро Анибале, в русской историографии более известный как Петрок Малой – архитектор родом из Ломбардии, попавший на службу Московского князя. Его же считают автором церкви Вознесения в московском Кремле, взорванной в 1812 году, цитадели Китай-Города и церкви Георгия. Пьетро Анибале перенес на берега Москвы-реки реалии Тосканы, объединив самостоятельный творческий замысел с исконно русскими традициями, – заключил профессор Баталов.

назвал представленную книгу «выдающейся, поскольку она не только является образцом уникального междисциплинарного исследования, объединившего усилия архитекторов, археологов, историков и искусствоведов, но, кроме того, определяет место русской архитектуры XVI века в мировой культуре».

Добавим: предположение о том, что церковь Вознесения в Коломенском была построена итальянским архитектором, и стала начальной точкой развития типологии русских шатровых храмов, было впервые высказано в одной из статей историка и реставратора Сергея Сергеевича Подъяпольского. Книга развивает эту в версию и доводит ее до логического конца. Кроме того, она суммирует результаты раскопок и все исторические сведения о храме. Так что эта книга, при достаточной ее популярности у читателей, может стать причиной окончательного закрепления итальянской версии происхождения русских шатров – в противовес «аутентичной-почвенной», в которой до сих пор уверены многие. Неудивительно, что на презентации было столько народу.

Книга уже поступила в продажу, приобрести ее можно в музее-заповеднике «Коломенское».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Смотреть фото баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Смотреть картинку баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Картинка про баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история. Фото баталов а л беляев л а церковь вознесения в коломенском архитектура археология история