берестяные грамоты древней руси тексты и перевод
Берестяные грамоты (перевод)
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
ГРАМОТЫ XI — РУБЕЖА XII—XIII вв.
От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром.
. обвиняет этого человека в ущербе на 40 резан. А замок цел и двери целы, и хозяин по этому поводу иска не предъявляет. Так что накажи штрафом того обвинителя. А у этого смерда епископу надлежит взять смерды избить обвинителя.
. Если будет война и на меня нападут, то проситесь через Гостяту к князю.
Литва пошла войной на карел.
Жизнобуд, новгородский смерд, убит Сычевичами. А в их руках и наследство.
. Несдичу четыре с половиной резаны, а мне ты дал две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город — могу вызваться с тобой на испытание водой.
Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, а теперь меня за это схватила княгиня. Но за меня поручилась дружина. А ты теперь пошли к тому мужу грамоту: есть ли у него рабыня? А я вот хочу, коня купив и посадив княжеского мужа, идти на очные ставки. А ты, если не взял тех денег, не бери у него ничего.
Поклон от Ефрема брату моему Исухии. Ты разгневался, не расспросив: меня игумен не пустил. А я отпрашивался, но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А пришли мы двое, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Ведь я всегда у тебя. А зазорно мне, что ты злое мне говорил. И кланяюсь тебе, братец мой, хоть ты и такое говори. Ты мой, а я твой.
Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дешев хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы.
От Нежки к Завиду. Почему ты не присылаешь то, что я тебе дала выковать? Я дала тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то посылай судебного исполнителя. Ты дал мне полотнишко; если поэтому не отдаешь, то извести меня. А тогда я вам не сестра, если вы так поступаете, не исполняете для меня ничего! Так вкуй же в три колтка; его четыре золотника в тех двух кольцах.
От Братяты к Нежилу. Иди, сын, домой — ты свободен. Если же не пойдешь, я пошлю за тобой судебного исполнителя. Я заплатил 20 гривен, и ты свободен.
От Местяты к Гавше и Сдиле. Поищите для меня коня. А Местята вам кланяется. Если вам что нужно, то шлите ко мне, а дайте грамоту. А денег попросите у Павла. А Местята.
От Павла из Ростова к Братонежку. Если ладья киевлянина прислана, извести об этом князя, чтобы не было дурной славы ни тебе, ни Павлу.
Грамота № 2 из Звенигорода Галицкого
От Говеновой к Неженцу. Дай шестьдесят кун за ладью. Так сказал Говен, идя на суд Божий, а поп записывал. Дай их Луке. Если же не дашь, то я возьму у князя отрока и приеду — это тебе дороже обойдется.
Поклон от Душилы Нясте. Я пошел в Кучков. Хотят ли ждать или не хотят, а я у Федки, отдав ей браслет, свое возьму.
А сельчанам своим князь сам от Волока и от Меты участки дал. Если же, братья, вины люди на мне не ищут и будет дознание, то я сейчас с радостью послал бы грамоту.
От Семка к Кулотке. Что касается тех денег, про которые ты говорил Несде, то когда ты приходил в Русь с Лазовком, тогда взял их у меня Лазовко в Переяславле.
. три гривны не прощай. Если же не отдаст, то веди его к старосте Якуну.
От Якима и Семьюна к Дмитру. Дай этому слуге коня дурковатого сивого и, пожалуйста, помоги ему доставить — даже и до Коростомля.
От Кузьмы к Черню. Выдай слуге моему семнадцать гривен, не откажи, и пошли сюда. Да с берковец соли пошли сюда. А если тебе что-нибудь нужно из товара, то я пришлю.
Поклон от Хритании Софье. Я послала Михалю три резаны на повой, так пусть он отдаст. Да еще прошу тебя, госпожа моя: пусть он поскорее выдаст соленье и рыбок. Приветствую тебя.
От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам, он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость.
От Мирослава к Олисею Гречину. Тут войдет Гавко-полочанин. Спрашивай у него, где он стоит на постое. Если он видел, как я Ивана арестовал, то поставь его перед свидетелями: как он ответит.
Поклон от попа к Гречину. Напиши для меня двух шестокрылых ангелов на двух иконках сверху деисуса. Приветствую тебя. А относительно платы — порукой Бог или же договоримся.
От попа Мины к Гречину. Будь здесь к Петрову дню с иконами.
— о том, как я был бит и закован в кандалы. А я ему ничего не должен. Прошу же вас.
Поклон от Домажира Якову. До моего слуха доходит то, что ты говоришь. Если она тебе не угодна, то отошли сестру ко мне. Я в прошлом году наделил, а теперь я бы послал. А теперь я слышу, что сестра больна. Если ее Бог приберет, то пришли сына ко мне с ее «знатьбой», пусть он побудет у меня за сына и я им утешусь, а потом отошлю его обратно в город. Если же не исполнишь этого, то я тебя предам святой Богородице, перед которой ты приносил клятву.
От. к Спирку. Если Матей не взял у тебя капь воска, то отправь ее с Прусом ко мне. А я олово распродал и свинец и все клепанье. Уже мне не нужно ехать в Суздаль. Воску куплено три капи. А тебе нужно прибыть сюда. Возьми с собой олова примерно четыре безмена и примерно два красных полотенца. А деньги плати сразу же.
От Станимира поклон Михалу Домажировичу. Если хочешь взять половину денег, — я поручитель перед твоим отцом за Иванка. Если же не хочешь, так я больше дать не могу.
Грамота № 10 из Старой Руссы
Это грамота от Ярилы к Онании. В Городище, твоем владении, только воду пить. А рушане скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворян, чтобы не пакостили.
Новое в блогах
«Словарь берестяных грамот XI – XII вв.» Оказывается славяне умели умножать и складывать в 11 веке!
В издательстве «Белые Альвы» вышла новая книга выдающегося исследователя современности Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI – XII веков. Древняя Русь устами жителей XI – XII веков. Словарь берестяных грамот XI – XII вв.». Монография опубликована под рецензией члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук Андрея Николаевича Сахарова. Рецензия заверена печатью Института российской истории РАН. Мы встретились с Андреем Александровичем и задали ему несколько вопросов.
– Андрей Александрович, почему вы обратились к теме берестяных грамот? Чем вызвано это решение?
– Исследованием берестяных грамот я занимаюсь более шести лет. Моей первой работой в этой области стала статья «Берестяные грамоты как документ». Одноимённый доклад я сделал ещё в 2009 году – на Шестой Всероссийской научной конференции «Архивоведение и источниковедение отечественной истории: проблемы взаимодействия на современном этапе», состоявшейся в Российском государственном архиве социально-политической истории в Москве. В том же, 2009 году на международной научной конференции «Румянцевские чтения», в Российской государственной библиотеке, я сделал ещё один доклад на эту тему. Он назывался «Несколько аспектов сходства и различия новгородского и церковнославянского языков в письменных источниках 11 века».
– Уверенно, солидно… Как отнеслось научное общество к вашим исследованиям?
– Нормально, вполне внятно. Об этом, кстати, свидетельствует тот факт, что моя статья «Берестяные грамоты как документ» значится в списке литературы к англоязычному варианту статьи о берестяных грамотах, опубликованной на сайте Президентской библиотеки.
– Но почему вы решились на составление словаря?
– Сначала словарь потребовался мне для проведения более адекватных исследований берестяных грамот. Существующие словари не касались берестяных грамот, а опирались на лексический фонд других письменных источников. На этих источниках, многократно переписанных и не обладающих достоверностью, строить глубокие исследования нельзя.
– А берестяные грамоты – они достоверны?
– Конечно! Ведь, согласно официальной версии, они попали в землю почти сразу после своего написания и прочтения и пролежали в ней до наших времён. То есть берестяные грамоты – это уникальный археологический письменный документ, обладающий исключительной достоверностью. Их невозможно было переписать. Поэтому построенная на их анализе история будет отражать предельно точный ход событий.
– Были ли привлечены вами к исследованию берестяных грамот и составлению словаря другие аспекты ваших исследований?
– К составлению словаря – нет. Зато к его анализу – да. Например, распространение мест находок берестяных грамот я сопоставил с древними торговыми путями. По ним я тоже сделал в 2014 году в Казани доклад «Археологические и антропологические маркеры азиатских маршрутов движения населения эпохи бронзы (мультидисциплинарный подход)», который опубликован в самом значимом археологическом сборнике – «Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани».
– Среди находок были и древние монеты?
– Конечно. Особенно серебряные XI – XII веков. Их распространение в эти времена я подробно рассмотрел в 201 году в своём докладе «Византино-древнерусские торговые связи» на конференции XIX Всероссийской научной сессии византинистов в институте всеобщей истории РАН.
– То есть подход к исследованию берестяных грамот у вас, как всегда вы и говорите, комплексный, системный. Какие интересные факты вы обнаружили в берестяных грамотах? Если они, конечно, есть.
– Есть. Во-первых, материалы берестяных грамот показывают, что XI – XII веков был характерен тот же состав частей речи, что и в современном русском языке. Это двенадцать категорий: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие, причастие, деепричастие, предикатив и модальные слова. Удивительно, но за последующие 1000 лет в русском языке не появилось ни одной новой части речи!
– О чём это говорит?
– С одной стороны, о крайней устойчивости русского языка. С другой – о том, что до XI – XII веков должно было пройти не одно тысячелетие, прежде чем сформировался полный состав частей речи. И это совпадает с традиционным научным взглядом – ведь корень русского языка, как минимум, уходит на глубину VII – VI тысячелетий.
– Знали ли древние русичи математику? Насколько я помню, проценты, например, ввёл Пётр I.
– Сначала о математике. Русские люди того времени знали четыре действия: умножение, деление, вычитание и сложение. Например, в грамоте № 686 1160 года, найденной в Новгороде, записано целое математическое выражение, целая формула: «без довоу три десяте ко стоу», что означает: «3 умножить на 10 вычесть 2 прибавить 100; всё это равно 128». Но знали древние русичи и проценты. И не только знали, проценты были очень важным инструментом тогдашней экономики.
– Экономики?
– Да. Все берестяные грамоты пронизаны только одной темой – экономикой. Идёт буквально повальная переписка о покупках, долгах, процентах, кредитах, уступке требований, о доверии и т.д. В большинстве берестяных грамот стоят суммы и обозначены номиналы денег.
– И это притом, что, как мы помним, XI – XII века приходятся на так называемый «безмонетный» период русской истории?
– Не знаю, где историки нашли «безмонетность», но в берестяных грамотах только деньги и только монеты. Причём суммы немалые. Подчас килограммы серебра!
– Есть ли в грамотах имена людей? Тех, которые тогда жили.
– Есть и много. В составленном мной словаре четыреста имён. Из них 289 имён – чисто русские. Остальные – христианские. Совсем нет никаких имён инородного происхождения. Вообще о других народа нет никаких упоминаний. Я назову несколько русских имён XI – XII веков и также приведу топонимы, образованные от этих имён: Азгута – река Азгай, Бездед – деревня Бездедово, Борз – деревня Борзынь, Боян – село Бояновичи, Борята – село Борятино, Боц – деревня Боцановка, Братила – деревня Братилово и так далее. Все топонимы я нанёс на карту. Это те места, где и сейчас живёт русский народ. Берестяные грамоты подтверждают, что в XI – XII веках на Руси было сильное государство, а вовсе не Киевская Русь. Связи с Киевом в грамотах нет.
Грамоты бают
Новгород не Русь, мамой клянусь
Лудкины Грамоты подтверждают. Бггг
Новгородская берестяная грамота № 105
Много споров ведётся, как раньше так и сейчас, откуда пошла Русь. Много сказок рассказано про то, что она пошла с приходом Рюрика и с Новгородской земли. Оно и понятно, когда закрепилась в Киеве династия Рюриковичей, то каждый раз историю переписывали на свой лад. Но очень странными являются подобные высказывания, если учесть тот факт что Новгород, Ладога, как впрочем и Ростов, были изначально колониями в чудских землях, на северной и северо-восточной окраине Руси.
Позже, после отделения от Киева, Новгород с XII в., так же как и Ростов, стали самостоятельными государствами и взяли приставку «Великий», что означало в те времена «вольный, независимый, равный Киеву» (ср. Новгород Великий, Ростов Великий, а также ср. Великое княжество Литовское). Мало того, новгородцы называли себя не русью, русинами, как в Среднем Поднепровье, т. е. в Киеве и соседних с ним землях, а словенами или новгородцами; Новгород противопоставляли Руси. Об этом было указано не только в древних летописях, но и было подтверждено древними новгородскими берестяными грамотами.Так, например, новгородская берестяная грамота № 105, написанная на древненовгородском наречии, найденная группой советских археологов при раскопках 1953-1954 гг., является красноречивым тому подтверждением:
Грамота №105 — 1160-1180 — Новгород, Грамота с упоминанием Несды — От Семка к Кулотке (о деньгах, отданных во время поездки в Переяславль).
Интересно, что и сами новгородцы не считали свой город частью Руси. К примеру, берестяная грамота 105, от третьей четверти 12 века, найденная в Новгороде, пишет о том, что какой-то Лазовко взял деньги у какого-то Семка, когда ездил «в Роусь», в Переяславль (ныне Переяслав-Хмельницький)
Перевод:
«От Семка к Кулотке. Что [касается того, что] ты говорил Несде про те веверицы (деньги). Когда ты приходил в Русь с Лазовком, тогда взял [их] у меня Лазовко в Переяславле»
Не правда ли странным является то, что если Русь действительно пошла с Новгорода (или хотя бы из Ладоги), Новгородской земли, то Русью именовались не они, а земли располагавшиеся на юге, в Среднем Поднепровье, т. е. на территории современной Украины.
Палеографическая грамота, по словам Арциховского А. В., относится к XI-XIII вв.Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1954 г.). М., 1958, стр. 35.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Mиниатюры из камня и драгоценных металлов (Цветы и Плоды) | Ювелирный Дом «Anna Nova».
Картины из кожи от Андрея Коробейникова. Да, один восторг. Какие же руки золотые у э.
Брошь из кожи «Пион»» Мастер-класс Замиры Расуловой Пион называют королём цветов за его изыскан.
Техника изготовления картин из кожи. Автор Андрей Коробейников. Андре.
Как сделать хризантему из кожи Решила собрать статьи, в которых описывала, как я делала цвет.
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ.БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ.
Что такое берестяная грамота
Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.
Первая берестяная грамота
Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
О чём писали древние новгородцы
Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород.
В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: « Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».
Среди грамот найдены любовные записки и даже приглашение на интимное свидание. Была найдена записка сестры брату, в которой она пишет о том, что ее муж привел домой любовницу, и они, напившись, бьют ее до полусмерти. В этой же записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее.
Берестяные грамоты, как оказалось, использовались не только в качестве писем, но и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.
Ценность берестяных грамот, по мнению историков, состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.
Язык берестяных грамот
Интересным открытием в отношении берестяных грамот стал тот факт, что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки. В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания. Все это привело ученых к выводу о том, что старославянский язык был весьма неоднородным и имел множество наречий, которые порой сильно разнились между собой. Подтвердили эту теорию и дальнейшие открытия в области истории Руси.
Сколько всего грамот
Современные исследования
Поиски берестяных грамот ведутся и сегодня. Каждая из них подвергается доскональному изучению и расшифровке. Последние найденные грамоты содержали не письмена, а рисунки. Только в Новгороде археологами было обнаружено три грамоты-рисунка, на двух из них были изображены, по всей видимости, дружинники князя, а на третьей присутствует изображение женских форм.
Загадкой для ученых остается тот факт, как именно новгородцы обменивались грамотами, и кто доставлял письма адресатам. К сожалению, пока на этот счет существуют лишь теории. Не исключено, что уже в XI веке в Новгороде существовала своя почта или хотя бы «служба курьерской доставки», предназначенная специально для берестяных грамот.
Древнерусский язык IX века до христианизации Руси. Берестяные грамоты.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое берестяная грамота
Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.
Первая берестяная грамота
Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
О чём писали древние новгородцы
Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород.
В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: « Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова ».
Среди грамот найдены любовные записки и даже приглашение на интимное свидание. Была найдена записка сестры брату, в которой она пишет о том, что ее муж привел домой любовницу, и они, напившись, бьют ее до полусмерти. В этой же записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее.
Берестяные грамоты, как оказалось, использовались не только в качестве писем, но и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.
Ценность берестяных грамот, по мнению историков, состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.
Язык берестяных грамот
Интересным открытием в отношении берестяных грамот стал тот факт, что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки. В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания. Все это привело ученых к выводу о том, что старославянский язык был весьма неоднородным и имел множество наречий, которые порой сильно разнились между собой. Подтвердили эту теорию и дальнейшие открытия в области истории Руси.
Сколько всего грамот
Современные исследования
Поиски берестяных грамот ведутся и сегодня. Каждая из них подвергается доскональному изучению и расшифровке. Последние найденные грамоты содержали не письмена, а рисунки. Только в Новгороде археологами было обнаружено три грамоты-рисунка, на двух из них были изображены, по всей видимости, дружинники князя, а на третьей присутствует изображение женских форм.
Загадкой для ученых остается тот факт, как именно новгородцы обменивались грамотами, и кто доставлял письма адресатам. К сожалению, пока на этот счет существуют лишь теории. Не исключено, что уже в XI веке в Новгороде существовала своя почта или хотя бы «служба курьерской доставки», предназначенная специально для берестяных грамот.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: