биография чайковского для детей начальной школы
П.И. Чайковский — великий русский композитор
Пётр Чайковский — один из самых известных создателей музыки в мире. Он прожил 53 года и стал автором величайших произведений. Его биография полна интересных событий. Он внёс огромный вклад не только в российскую, но и мировую культуру.
Детство
Пётр Ильич Чайковский родился в посёлке Воткинске Вятской губернии (Удмуртия) в 1840 году. Он рос в большой семье инженера: кроме него было ещё трое детей — два брата и одна сестра. Родители мальчика увлекались музыкой, они умели играть на флейте и пианино. Так маленький Чайковский уже с раннего детства полюбил мелодичное звучание музыкальных инструментов. В 5 лет мальчик уже освоил фортепиано, и ещё через 2 года играл по нотам. В 1850 году вся семья переехала в Санкт-Петербург. В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора. Дети остались на попечении своего отца, который тоже заболел, но сумел выздороветь.
Картина художника А. Пархоменко «Петя Чайковский».
Учёба и начало музыкальной деятельности
Пётр Ильич сначала учился дома, где ему помогала гувернантка. Обучение продолжалось в пансионе, а затем юноша поступил в училище, где преподавали право. Музыкальным творчеством в это время Чайковский занимался на факультативе. Он всерьёз начал интересоваться оперой и балетом, ходил в театры. Некоторое время молодой человек работает юристом, но потом поступает в консерваторию. Во время учёбы композитор создаёт первые великие музыкальные произведения. Некоторые из них вошли в состав балета «Лебединое озеро».
Расцвет творчества
После завершения своего образования Чайковский переезжает в Москву, где становится учителем в консерватории. В 1878 он уезжает из России в Италию, а потом в Швейцарию. Там он создаёт свои знаменитые оперы «Евгений Онегин» и «Опричник», пишет пьесы, которые вошли в сборник «Детский альбом», сочиняет цикл «Времена года» и многие другие. Он постоянно путешествует по разным странам, где его концерты вызывают восторг у зрителей.
Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор.
Поздние годы и смерть
Под конец своей жизни П.И Чайковский возвращается в Москву. Позже селится в маленьком городке Клин, где после его смерти откроется музей композитора. В городе он создаёт школу для крестьян и сочиняет композиции, пишет музыку к балету «Щелкунчик», оперы «Иоланта» и «Пиковая дама». В 1893 году в Петербурге он умер от холеры. Здесь же его и похоронили.
Дом-музей в городе Клин.
Интересные факты из жизни
О жизни Чайковского известно много, но о некоторых фактах знают далеко не все.
Памятник композитору в городе, названном его именем.
Наследие великого композитора
Пётр Ильич Чайковский внёс огромный вклад в российскую и мировую культуру. Его произведения исполняют и любят во всех странах. Творчество великого композитора изменило стиль симфонической музыки и концертов для скрипки с оркестром. В честь создателя бессмертных опер и балетов названы улицы, консерватории, музыкальные училища и колледжи и школы, театры и симфонический оркестр, ему установлены памятники. В домике Чайковского под Москвой обустроен музей его имени.
Презентация к уроку
Слайд 2: Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале.
Слайд 3:город Воткинск, памятная табличка в комнате, где родился Чайковский.
Слайд 5: Чайковский рос в музыкальной семье. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Здесь музыку любили и почитали. В доме, как было принято в дворянских семьях, часто устраивались балы и музыкальные вечера. Мама играла на фортепиано, папа – на флейте. Дети с раннего возраста обучались музыке.
Слайд 6: Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме также стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал оперу великого Моцарта «Дон Жуана»
Слайд 7: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал мне первый толчок, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете!» говорил о своём жизненном выборе композитор.
Слайд 8: Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт. С детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине, впитал в себя народные песни. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления
Слайд 9: Но сначала, по настоянию родителей юный подросток поступает в 1852 году (12 лет) в Императорское училище правоведения, чтобы стать юристом и в этом учебном заведении он начинает серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. И добивается успехов, Чайковский известен как неплохой пианист и хороший импровизатор. А 16 лет начал уделять бОльшее внимание музыке, занимаясь у известных педагогов. Окончив училище в 1859 году, Чайковский начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
Слайд 10: Кюндингер, пианист, учитель Чайковского не очень лестно отзывался о способностях будущего композитора. Ах, если бы он знал какое блестящие будущие ждёт его ученика, ведь музыка Чайковского и посей день самая исполняемая и известная во всём мире.
Слайд 11: Лишь в 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества. По настоянию учителя Антона Рубинштейна, бросил службу и целиком занялся музыкой, и 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью!
Слайд 13: Пётр Чайковский во время учёбы в консерватории.
Слайд 14: В 1866 году Чайковский приглашён в Московскую консерваторию в качестве преподавателя теории музыки.
Слайд 16: После одного из концертов в Европе, композитор в своём дневнике пишет «Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России»», а дальше уже была триумфальная концертная поездка в США.
Слайд 18: Сейчас мы послушаем музыку которую сочинил Петр Чайковский к балету «Лебединое озеро», номер называется «Танец маленьких лебедей»
исп. Суворова Даша
Слайд 19: (Аудиозапись) «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Слайд 20: Слушаем танец пастушков из балета « Щелкунчик»
исп. Фёдорова Алина
Слайд 21: (Аудиозапись) Танец пастушков из балета « Щелкунчик»
Слайд 22: Сочинение «Детского альбома»- первое обращение композитора к детской теме. Этому предшествовала история. Его маленький племянник Володя как-то осваивал премудрости игры на фортепиано, Пётр Ильич слышал как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды Володя. Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Так Чайковский стал первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
Слайд 25: «Утренняя молитва» Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура (словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя. (Аудиозапись) «Утренняя молитва»
исп. Илларионов Даниил.
Слайд 26: Все дети играют в игрушки и у каждого из вас я уверена, есть игрушки, с которыми вы очень любите играть. Вот и дети, которые жили в то далёкое время, ни чем не отличались от вас, они тоже любили играть с игрушками. И сейчас мы послушаем цикл пьес которые можно назвать «детские игрушки». У мальчиков любимыми игрушками были солдатики. (Аудиозапись) «Марш деревянных солдатиков»
исп. Бормусов Никита.
исп. Кириллова Маша
Слайд 28: Кукла наша умерла… у нас же всё по настоящему!Ну так бывает ручка, ножка поломалась, а починить ни как… (Аудиозапись) «Похороны куклы» Пьеса эта грустного, печального характера и прозвучит она в
исп. Пановой Вари.
исп. Михайлова Соня.
Слайд 30: Пьесы которые сейчас услышите, помогут вам побывать на балу. Балы были очень распространены во времена Чайковского. На них публика общалась, вела беседу, заводились знакомства и конечно танцевала. Мазурка- это польский танец; впервые появился в воеводстве Мазовии; называется тоже мазуре, мазурек. Танец скорый, в трехдольном размере; мелодия имеет акцент на третьей или второй четверти. (Аудиозапись) «Мазурка»
исп. Воронкова Маша
Слайд 31: Любим разные танцы бальные! Есть в них строгость, а есть в них и смех, только полечку карнавальную всё же любим мы больше все! Весёлая задорная «Полька» прозвучит в исп. Осокиной Даши.
Слайд 32: И какой бал без вальса. Без этого короля всех танцев, так иногда называют этот танец не обходиться ни один бал! (Аудиозапись) «Вальс»
исп. Маракасова Саша.
Слайд 33: С помощью следующих пьес мы имеем возможность совершить путешествия в разные страны и познакомиться с характерными ритмами, интонациями той страны, в которую мы попадаем.
И так, мы отправляемся в Италию в город Неаполь. Живя какое-то время в Италии Чайковский имел удовольствие слышать много как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. (Аудиозапись) «Неаполитанская песенка»
исп. Воронова Алёна
Слайд 34: А во Франции мы побываем с помощью (Аудиозапись) «Старинной французской песенке» и прозвучит она в
исп. Сардаряна Левона.
Слайд 35: Следующая пьеса называется (Аудиозапись) «Немецкая песенка», она нас познакомит с народными тирольскими интонациями и мотивами. Исп. Рядова Саша.
Слайд 36: После долгого путешествия пора и возвращаться на родную русскую сторону. (Аудиозапись) Звучит «Русская песня»
в исп. Красильниковой Полины
Слайд 37: А как же русская душа без пляски, да ещё какой лихой, удалой, залихватской! Русская пляска под названием (Аудиозапись) «Камаринская»
прозвучит в исп. Серебровой Оксаны.
Слайд 38: Так незаметно, не торопясь день в жизни ребёнка подошёл к концу. Наступает вечер. Пьеса которую вы услышите называется «Сладкая грёза» и означает «сладкий сон». Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень хорошее, ласковое и приятное, тогда и сны будут сниться хорошие и волшебные. (Аудиозапись)
«Сладкая грёза» исп. Бирюков Кирилл.
Слайд 39: Завершается сборник пьесой «В церкви». Ведь жизнь людей в то, время когда сочинялся альбом, очень тесно связана была с верой, православием». Тем самым, первый и последний номера соединяются и замыкаются. Наш «альбом детских пьес» подошел к концу (Аудиозапись) «В церкви»
исп. Мельникова Ксюша.
Слайд 40: Чайковский не только сочинял музыку, но и дирижировал оркестром, преподавал. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору.
Слайд 41: В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора
Слайд 42: Композитор скончался в 1893 году в Санкт-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Слайд 43: Интернет-ресурсы, используемые в презентации.
Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»
Елена Щербакова
Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»
Петр Ильич Чайковский
Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городке родился мальчик и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру и уходил куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри его. И вот музыка все больше стала захватывать Петю. Теперь он садился за фортепиано и подбирал разные мелодии и даже сам пробовал сочинять музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль и долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах, и наконец, сочинил песенку, которую так и назвал «Наша мама уехала в Петербург». Еще Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. Все же музыка занимала его больше всего. Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к Родине, к родной природе. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле. Имя этого доброго и умного человека известно всем, зовут его Петр Ильич Чайковский.
У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб. Ему и посвятил П. И. Чайковский собрание детских музыкальных пьес, объединенный одним названием – «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, а так как он умел играть на пианино, то и исполнить эти пьесы.
В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно найти сказки и игры, узнать новые истории о кукле и многое-многое другое.
П. И. Чайковский «Детский альбом»
«Марш деревянных солдатиков»
«Баба-Яга»
Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела?
«Итальянская песенка»
П. И. Чайковский любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта – Италия и песенка, которую он написал – итальянская. Красивая песенка, потому люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, которые любят петь и слушать музыку – красивые люди.
«Полька»
А вот и полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом и косичкой и надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним поспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.
«Болезнь куклы»
У девочки Тани заболела любимая кукла, может она простудилась во время дождя? Таня, как настоящая мама переживает за куклу, заботится о ней, не спит, когда у куклы температура, качает ее, успокаивает, переживает.
«Новая кукла»
Девочке купили новую куклу, какая радость, какое счастье, кукла красива, ну просто очаровательна. Ее можно взять за ручки и весело кружиться по комнате.
П. И. Чайковский «Камаринская»
1 занятие. Цель: вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.
Ход: Дети, вы сегодня услышите новое музыкальное произведение: пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского. Попробуйте сами разобраться, что это за музыка, какая она по характеру, жанру. (Слушание).
2 занятие. Цель: определить замысел композитора: показать веселую, жизненную, народную пляску, научить детей находить зерно – интонацию в музыке, дать представление о народности, основной мелодии пьесы.
Ход: Дети, послушайте музыку и постарайтесь вспомнить ее название и имя композитора. Определите характер, жанр. (Слушание). Музыка веселая, быстрая, под нее можно плясать. Чайковский изобразил в этой музыке пляску. Полюбилась ему незатейливая русская мелодия. Вот она. (Слушание неполных 7 тактов). Он создал на основе мелодии большую музыкальную пьесу. Так часто делают композиторы и тогда народная мелодия становится большим произведением. А называется это – обработка. Послушайте русскую народную мелодию, обработанную композитором. (Слушание пьесы).
3 занятие. Цель: учить детей различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение.
Ход: Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте знакомую пьесу. Скажите, подходит ли эта иллюстрация к музыке. (Слушание 1 части пьесы). А почему вы так думаете? Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинает он свою пляску легко, спокойно, но постепенно расходится, движения его становится шире, быстрее, громче звучит музыка. Но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску. (Слушание сей пьесы).
4 занятие. Цель: учить детей находить в произведении средства музыкальной выразительности: устанавливать связи вариаций с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса. Использовать музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки (на каждую вариацию свой инструмент).
Ход: (Напоминание мелодии). Как называется эта пьеса? Кто ее сочинил? (Исполняется вся пьеса). Что сделал композитор с мелодией? Он сумел создать образ пляски, слышаться разные народные музыкальные инструменты: дудочка, балалайка, гармонь.
Сыграем на инструментах каждую вариацию.
Беседа «Как и что рассказать детям о космосе» Как и что рассказать детям о космосе? Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей.
Конспект НОД «Детям о Петре Ильиче Чайковском» Занятия с детьми. Детям о Чайковском. (старшая, подготовительная группы) о детстве Чайковского. Имя этого доброго и умного человека известно.
Как рассказать детям о Пасхе Как рассказать детям о ПАСХЕ Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать.
Как рассказать детям об истории праздников 23 февраля и 8 Марта День защитника Отечества – 23 февраля 23 февраля – это государственный праздник в РФ, особый праздник для нашей страны, его отмечают повсеместно,.
Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о сексе» Родителям так хочется, чтобы их дети как можно дольше росли в прекрасном сказочном мире, чистом и невинном! И по этой причине откладывают.
Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах нравственного и гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников. Содержание:.
Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?» В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т. к. является частью многих слов.
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.
Пришла весна. О чём рассказать детям Потеплело, день заметно прибавился. Весной природа оживает, наступает цветение плодовых деревьев и кустарников. На клумбах появляются первые.
«Вечная» музыка для детей: знакомство с миром П. И. Чайковского
Один из самых известных композиторов «вечной» музыки – Петр Ильич Чайковский. Для детей его творчество близкое и понятное. Яркие образы природы, сказочных персонажей и сюжетов детской жизни находят отклик в юных сердцах. Интересна и биография Чайковского. Музыкальный талант у него проявился очень рано. Ему было всего 4 года – примерно столько же, сколько и маленьким слушателям.
Рассказ о Чайковском для детей
Чайковский Петр Ильич – величайший композитор России и мира. Он жил и творил больше века назад. Но его произведения продолжают звучать и сегодня. Вряд ли найдется человек, который не знает новогоднюю сказку «Щелкунчик» или балет «Лебединое озеро». Музыка Чайковского удивительно мелодичная. Кажется, что она наполнена волшебством.
Портрет гения:
Краткая биография:
Говоря о Петре Ильиче кратко, невозможно понять, что это за человек, и почему стал великим. Ближе познакомиться с ним помогут интересные факты из жизни.
Счастливое детство в глубинке
Маленький Петр родился в Воткинске в далеком 1840 году. Это маленький город-завод на Урале, который стоит посреди бескрайних заснеженных просторов России. Собственно, им и посвятил маленький автор свою Первую симфонию – «Зимние грезы». Слушая ее, невольно представляешь себе настроение путника, едущего на санях и любующегося зимней сказкой.
Музыка с пеленок
Родители Петра Чайковского очень любили музыку, хотя и не были профессиональными музыкантами. В доме часто проходили концерты – мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец предпочитал флейту. С 4 лет матушка обучала Петра игре. Музыка его очень захватывала.
«Фарфоровый мальчик»
Так маленького Чайковского называла няня Фанни Дюрбах. Петр с детства был очень чутким. Чего только стоит его восторг новорожденными близнецами-братьями: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Острое восприятие жизни сохранилось у него до конца дней.
Трагедия всей жизни
В семье Петра Чайковского с детства царила любовь. Родители относились друг к другу с большой нежностью. Они писали друг другу трогательные письма, которые дети позже вклеили в альбом. Когда в 14 лет мать Петра умерла, он испытал сильнейшее потрясение, которое наложило отпечаток на всю его жизнь. Он писал, что только забота о братьях, которым было всего 4 года, помогла ему пережить страшное горе. Он стал для них ласковой матерью, старшим братом, лучшим другом.
Петр Чайковский композитор
«Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Петра Чайковского не готовили к судьбе великого композитора. Скорее наоборот. Боясь за хрупкую психику ребенка, родители в 10 лет отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Мальчик должен был стать юристом. И он им стал. Но занятий музыкой не бросал. В то время в училищах попутно учились музыке. Отдав 13 лет правоведению, он все же принял решение полностью посвятить себя музыке. Когда дядя узнал, что Петр бросил службу в Министерстве юстиции и учится в консерватории, то сказал «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Музыка – мое призвание!
В 22 года Петр Ильич наконец всецело посвятил себя любимому делу. Он называл это служением Музыке. Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский сразу же начал преподавать в Москве. Он помог стать музыкантами многим талантливым людям. Но при этом уделял много времени сочинению собственных композиций. К 30 годам Петр Ильич написал несколько серьезных произведений.
Все лучшее – детям
Вместе с «взрослыми» произведениями, композитор писал сочинения, понятные для детей. На создание первого детского творения «Детский альбом» его вдохновил глухонемой воспитанник младшего брата Коля Конради.
Он также посвятил его маленькому племяннику Володе, который питал страсть к музыке.
Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями». И у него это получилось.
Эти, и последующие его детские произведения написаны простым языком. Они мелодически выразительные, волшебные, увлекательные.
Признанный гений
Чайковский – один из немногих композиторов, чем талант был оценен по достоинству еще при жизни. Ему удалось завоевать признание публики, коллег и критиков. Примерно с 40 лет он гастролировал по миру. Его оперы ставились в театрах. Их продолжают ставить до сих пор. Музыка Петра Чайковского используется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламных роликах.
Произведения Чайковского для детей
Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Сначала он растил своих братьев, рано потерявших мать, а затем проводил много времени с племянниками. Его натура сама была по-детски трепетной и чуткой. Поэтому сочинения для детей давались легко.
Детские пьесы
Фортепианные пьесы – первое, что начал писать Чайковский для детей. «Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составителей «Школ игры на фортепиано»? Ими только можно отбить у детей охоту заниматься» – возмущался он.
Одним из самых популярных сочинений Чайковского является сборник «Времена года». Он писал эти пьесы для всех – для взрослых, юношей, учащихся, подростков, детей. Для каждого месяца есть свое описание и мелодия. Ноябрь звучит первым снегом и предвкушением зимы, ездой на тройке, октябрь – багровеющим листьями. Июль не зря назван «Песнью косаря».
Июль:
Октябрь:
Ноябрь:
16 песен для детей
Сборник детских песенок стал вторым подарком Петра Ильича для детей. В отличие от «Детского альбома» он предназначался целиком для слушания, а не исполнения. Получив в подарок книгу стихов А. Н. Плещеева «Подснежник», он был в восторге от описанных в ней сюжетов из жизни детей.
Находясь со своими племянниками в Каменке, осенью 1883 года композитор пишет песни одну за другой.
Сказки для детей
Чайковский часто обращается к жанру сказки. Причем они не всегда милые и добрые.
Музыка Чайковского вдохновляла и продолжает вдохновлять на написание детских сказок.
Детские стихи Чайковского
Мало кто знает, что до того, как писать музыкальные произведения, Петр Ильич сочинял стихи. Он записывал их в тетрадку наспех, для себя. Стихотворения чередовались с выписками из газет, отдельными словами, рисунками. Сочинения 7-летнего мальчика сложно назвать талантливыми. Они поражают другим – чрезвычайной эмоциональностью, ценностями и глубокой духовностью.
Сегодня во дворе Московской консерватории Петру Ильичу Чайковскому возведен памятник – символ творческого вдохновения. Личность и музыка композитора вдохновляет студентов на создание новых шедевров. У многих из них тяга к прекрасному появилась еще в дошкольном возрасте. Любовь к музыке начинается с детских произведений Чайковского и других великих классиков.