биография майора черкасова реальная
«Он перестал быть человеком» Маньяк по кличке Мосгаз стал кошмаром столицы. Его хотели казнить на Красной площади
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о маньяках, вписавших свое имя в криминальную историю СССР и новой России. Их преступления заставили содрогнуться страну. В предыдущей статье мы рассказывали о Филиппе Тюрине по прозвищу Филипп Кровавый, который орудовал в послевоенном Ленинграде. Сегодня наш рассказ — о Владимире Ионесяне по кличке Мосгаз. Слухи о жестоком убийце, проникающем в квартиры под видом газовщика, наводили ужас на москвичей, и, пожалуй, только Чикатило смог забрать у Ионесяна звание самого известного маньяка Советского Союза. Всего за 20 дней зимой 1963 года Ионесян совершил пять убийств и одно покушение, причем четырьмя жертвами маньяка стали дети. Горожане перестали пускать на порог сотрудников газовой службы, а когда убийцу удалось задержать, москвичи потребовали четвертовать его на Красной площади.
Юный талант
Владимир Ионесян родился 27 августа 1937 года в армянской семье, жившей в Тбилиси. Родители гордились сыном: он с детства проявлял незаурядные музыкальные способности, сулившие ему большие перспективы. Именно благодаря им, Ионесян вначале поступил в музыкальное училище, а затем и в Государственную Тбилисскую консерваторию, причем безо всяких экзаменов.
Материалы по теме
Однорукий стрелок
Филипп кровавый
Способности студента преподаватели оценили высоко, но сам юноша учебу не потянул. Что случилось с подающим надежды Ионесяном на втором курсе, так и осталось тайной: сам он ссылался на нервное расстройство. Как бы то ни было, в итоге Владимир бросил консерваторию и отправился работать в местный театр, с труппой которого вскоре исколесил всю Грузию.
Но гастроли и творчество не освобождали Ионесяна от воинской обязанности — и однажды он получил повестку о призыве в ряды Советской армии. Правда, служить Владимир не собирался: он заявил о проблемах с психикой и был направлен на освидетельствование в больницу. По воспоминаниям Ионесяна, врачи выдали ему справку о непригодности к службе — но в военкомате якобы уничтожили документ и выставили молодого человека обычным «уклонистом».
В итоге в 1959 году 22-летний Ионесян оказался на скамье подсудимых. Его приговорили к году лишения свободы с отбыванием наказания в лагере облегченного типа. Отбывать срок осужденного направили в город Гори. Но оказавшись в лагере, Ионесян не забросил творчество и занял в исправительном учреждении должность культорга. За свою работу и хорошее поведение осужденный мог пользоваться привилегией — ненадолго покидать лагерь и гулять по городу. Но после одной из прогулок по Гори Ионесян так и не вернулся обратно: он сбежал и уехал домой.
Побег из Тбилиси
Впрочем, долго скрываться беглецу не удалось: Ионесяна поймали и за побег добавили к сроку еще год принудительных работ. Это окончательно сломило осужденного — после выхода на свободу его вновь попытались призвать в армию, но врачи были единогласны: Ионесян не пригоден к службе из-за проблем с психикой. Однако это не помешало Ионесяну жениться: со своей избранницей Медеей — выпускницей Тбилисcкой консерватории — он познакомился, вернувшись на работу в театр.
Между тем черная полоса в семье Ионесянов продолжалась: за решетку попал отец Владимира, осужденный за торговые махинации. А у Ионесяна-младшего и Медеи родился первенец, но денег не хватало — и нужда толкнула молодого родителя на преступление. Он связался с дурной компанией и пошел на кражу, но почти сразу угодил в руки милиции. От нового срока Ионесяна спасла жена: на суде Медея так умоляла дать ее мужу второй шанс и не лишать семью единственного кормильца, что приговор оказался весьма мягким — пять лет лишения свободы условно.
Чтобы оградить супруга от общения с бывшими подельниками, в 1963 году Медея настояла на переезде семьи в Оренбург. Впрочем, есть и другая версия: якобы покинуть Тбилиси молодых родителей заставил инцидент, произошедший во время очередных гастролей Ионесяна. Он вступил в интимную связь со своей несовершеннолетней поклонницей, родственники которой пообещали сурово расправиться с артистом. Спасаясь от возможной мести, Ионесяны перебрались в Оренбург.
Освоившись в городе, Владимир устроился тенором, а Медея — концертмейстером в Оренбургский театр музыкальной комедии. А вскоре в том же театре по распределению из Казани оказалась 21-летняя балерина Алевтина Дмитриева вместе со своими друзьями. Девушка поселилась рядом с семьей Ионесянов и быстро приглянулась Владимиру, которого Медея постепенно стала раздражать своей нервозностью.
На тайной службе КГБ
Ухаживания Ионесяна поначалу оставались без ответа: избалованная мужским вниманием Дмитриева не желала связываться с нищим, да еще и женатым артистом. Но месяц спустя руководство театра сочло девушку недостаточно подготовленной для сложных партий в кордебалете и поспешило с ней распрощаться. Тогда-то у Ионесяна и появился шанс помочь Дмитриевой и завоевать ее сердце.
Амбициозный по натуре артист не был доволен своим второстепенным положением в театре: он предложил девушке бросить все и переехать в Иваново, где у него якобы были связи. А чтобы Дмитриева точно поддалась на его уговоры, Ионесян приврал, что работает тайным агентом КГБ и легко поможет ей устроить головокружительную карьеру танцовщицы. Работа на чекистов стала решающим аргументом: Дмитриева согласилась на авантюру с Иваново.
Правда, в городе невест с работой у влюбленных почему-то не заладилось — и пара решила попытать счастья в Москве. Прибыв в столицу, Ионесян и Дмитриева прямо на вокзале познакомились с пенсионеркой, которая предложила сдать им комнату в районе Марьиной рощи по весьма невысокой цене. Те с радостью согласились — и в тот же день стали жить на 2-й Мещанской улице. Чтобы обезопасить себя от проблем с законом, пенсионерка сообщила соседям: мол, в ее квартиру переехали племянница с мужем.
Обретя временное жилье, Дмитриева стала требовать у своего любовника обещанное устройство в Большой театр. Но тот объяснил: из-за особого задания КГБ некоторое время им нельзя привлекать к себе внимание. Так Ионесян получил отсрочку от вопросов о Большом театре — но по-прежнему оставалась проблема, где взять деньги на жизнь. Внезапно артисту пришли хорошие вести из Иваново: знакомый обещал помочь там с работой.
Но когда Ионесян вместе с Дмитриевой отправились на вокзал за билетами, ему открылся неприятный факт: оставшихся у него денег хватает только на проезд для одного пассажира. Привычно соврав подруге про тайное задание от КГБ, требующее ненадолго задержаться в Москве, Ионесян отвез ее обратно на съемную квартиру. Вскоре после этого он отправился добывать деньги, причем о легальном заработке речь не шла — Ионесян решил вернуться на преступный путь.
Первая кровь
Раздобыв туристический топорик, утром 20 декабря 1963 года Ионесян поехал в московский район Сокол: там, на Балтийской улице, полным ходом шло заселение новых пятиэтажек. Расчет будущего маньяка был прост — он полагал, что жильцы новостроек еще не знакомы друг с другом, и он не вызовет подозрений, как чужак. Ионесян решил представляться сотрудником Мосгаза — Московской газовой службы — и говорить вполголоса, чтобы не акцентировать внимание на своем южном акценте.
Войдя в один из подъездов дома №4, он начал обход квартир. Первую дверь, в которую позвонил Ионесян, открыл 9-летний Володя Теплов. На вопрос «Есть кто дома?» мальчик ответил «Все». Возможно, он растерялся и на минуту забыл, что его отец и мать на работе — а может, почуял опасность, исходившую от незнакомца.
Как бы то ни было, Ионесян вошел в квартиру Тепловых, проверил плиту и трубы, а затем быстро попрощался с Володей и ушел — связываться со взрослыми, способными дать отпор, трусливый по натуре Ионесян не рискнул. Но не успел мальчик вернуться к своим делам, как в дверь снова позвонил «сотрудник Мосгаза», который якобы забыл спички. Возможно, Ионесян заподозрил, что Володя сказал неправду насчет родителей, и решил перепроверить — но и во второй раз на преступление он не решился. А когда Мосгаз в третий раз позвонил в квартиру Тепловых, Володя лишь приоткрыл перед ним дверь на цепочке и не впустил странного посетителя. Ионесян двинулся вверх по этажам.
Он безуспешно позвонил в несколько квартир, пока не добрался до квартиры №95. Там Ионесяна встретил 12-летний Костя Соболев: он учился во вторую смену, а его мать в то утро уехала заказывать мебель. Об этом доверчивый шестиклассник сообщил «дяде из газовой службы» и впустил его.
…Тело сына с многочисленными ранами головы и тела в перевернутой вверх дном квартире обнаружила вернувшаяся домой мать. Из квартиры пропали 60 рублей, одеколон, детский свитер, шаровары и солнечные очки.
Маленький свидетель
Составить фоторобот предполагаемого убийцы милиционерам помог видевший его Володя Теплов. Испуганный мальчик долго сидел с криминалистами на кухне в своей квартире, подбирая фото-трафареты черт лица Мосгаза — бровей, глаз и носа. Для изготовления частей для «аппликации» эксперт-криминалист Софья Фанштейн «одолжила» у своих коллег с Петровки около 500 фотографий, которые потом разрезала на фрагменты.
Из-за возраста юного свидетеля работа шла сложно: мальчик все время сомневался в результате. Но тут в комнату вошел оперативник, поразительно похожий на убийцу — и Теплов сразу сказал об этом. Внешность сотрудника милиции в итоге и послужила образцом для создания фоторобота Ионесяна.
Скандальные тайны сериала «Мосгаз»
«Первый канал» завершил показ многосерийной картины о «первом советском маньяке» – «Мосгаз». Лента основана на исторических событиях. Убийца с топором Ионесян действительно существовал, его расстреляли в 64-м году
«Первый канал» завершил показ многосерийной картины о «первом советском маньяке» – «Мосгаз». Лента основана на исторических событиях. Убийца с топором Ионесян действительно существовал, его расстреляли в 64-м году.
Прототип следователя Черкасова, сыгранного Андреем Смоляковым, тоже был – работал в органах. Звали его Владимир Чванов.
История его жизни, кстати, легла в основу повести братьев Вайнеров, а впоследствии и легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя».
Правда, там с легкой руки авторов Чванов превратился в Володю Шарапова. Ну а в «Мосгазе» Чванов стал Черкасовым.
Чванов был активнее Смолякова
О Чванове в Москве 60-х слагали легенды. В прошлом фронтовик, в мирные будни стал лучшим сотрудником уголовного розыска.
Ему удавалось раскрыть самые громкие и, казалось бы, безнадежные преступления. Чванова боялись и уважали. Ходила история, как однажды Владимиру Федоровичу назначил встречу вор в законе. По важному для обоих вопросу.
– С Владимиром Федоровичем я был близко знаком, – рассказал нам психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. – Первое знакомство произошло таким образом: я был внештатным корреспондентом в одной центральной газете, вел рубрику «Патруль идет по городу».
А Владимир Федорович курировал комсомольские отряды, о которых я тогда писал. Очень сдержанный, доброжелательный человек с интересными рассуждениями и взглядами на жизнь. Очень любил хорошую литературу.
Мягкий в повседневной жизни, но в то же время жесткий сыщик. Когда ушел на пенсию из органов, трудился в Научно-исследовательском институте МВД.
Конечно, таких семейных бурь в жизни Чванова, как показали в картине, не было. Жена (ее сыграла Екатерина Климова) не устраивала бурных сцен, приревновав к симпатичной свидетельнице по делу.
А вот молодая сотрудница Софья Файнштейн (ее сыграла Марина Александрова) в следственном управлении работала. И легендарный следователь действительно помогал ей делать первые шаги в профессии и относился, как к младшей сестре.
Профессор МГУ, заслуженный юрист России Николай Яблоков также был знаком с Владимиром Чвановым. И отмечает: он был крайне активным и энергичным.
В отличие от персонажа Андрея Смолякова. Последний выглядит апатичным мямлей. И как сумел поймать неуловимого «Мосгаза»?
Много и других ляпов
Картина не вызвала особых восторгов ни у зрителей, ни у профессионалов. Хотя играли настоящие звезды кино: Светлана Ходченкова, Юрий Чурсин, Максим Матвеев, Анатолий Кузнецов, Алексей Бардуков, Вадим Андреев, Раиса Рязанова…
– Набор штампов и смешение жанров, очень странный сленг, – считает Михаил Виноградов. – При более серьезном подходе могло получиться хорошее кино. Но не на 8 серий, а на одну-две – чтобы динамично и интересно.
С ним трудно не согласиться. В 60-е годы сотрудники следственного отдела, так же как и рядовые граждане, даже в бреду не могли сказать: «ну, блин», «бляха-муха», «что ты до меня докопался?», «я не в теме»»… Это уже «речевые придумки» XXI века. Но в картине, хотя идет речь о 60-х годах прошлого века, говорят так.
Ионесяна расстреляли, хотя он был психически болен
«Дело Ионесяна» было действительно громким и резонансным. Но не потому, что это был первый серийный маньяк – были и до него.
А потому, что в одном районе в центре Москвы за незначительный промежуток времени случилось несколько жестоких убийств.
– Подонок убивал детей и стариков и воровал из квартир какую-то мелочь – банный халат, очки, 70 копеек… Безусловно, Ионесян был психически болен.
Также была больна его подруга (сыграла Агния Кузнецова. – Авт.). Но действовала установка: особо опасных преступников не признавать невменяемыми. Ионесяна расстреляли, его подруге дали 15 лет.
В тюрьме она родила ребенка, ребенка отобрали. После освобождения из тюрьмы женщина, насколько мне известно, была отправлена в психиатрическую больницу, – резюмировал Михаил Виноградов.
Владимира Федоровича Чванова не стало в 2008 году.
В одном из своих последних интервью он с горечью отмечал, что раньше правоохранительная система была гораздо справедливее, чем сейчас: «Очень много людей сейчас попадает за решетку в силу тяжелых жизненных обстоятельств. Но им за малозначительное преступление наматывают срок на полную катушку.
А настоящие бандиты гуляют на свободе. Я помню, когда ко мне приходили рецидивисты после отсидки: «Дядя Володя, помоги: жить негде, на работу не берут, баба бросила…» И мы старались помочь. И помогали. А сегодня что…»
Майор Черкасов
История персонажа
Майор Черкасов — герой популярной серии детективных фильмов, расследующий громкие преступления советского времени. Персонаж привлекает зрителей волевым характером, остротой ума, умением разбираться в психологии людей, в частности маньяков и убийц. Следователь Московского уголовного розыска честен, справедлив и требователен — поэтому среди подчиненных майора показательная дисциплина.
История создания персонажа
Зоя Кудря, сценарист сериала, в интервью рассказала интересный факт: создавая образ Ивана Петровича Черкасова, она вдохновлялась личностью героя многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя» Глеба Жеглова. В то же время в интернете встречается информация, что майор имеет реального прототипа, который также работал в МУРе, — Владимира Чванова.
Чванов отличался мягким характером в быту и в то же время был жестким профессиональным сыщиком. После службы в органах работал в НИИ при МВД. В фильме с личной жизнью реального сыщика совпадает немногое. У Владимира Чванова любящая жена, которая, в отличие от супруги сериального майора, не устраивала бурных сцен ревности.
На то, что сотрудник МУРа мог оказаться прототипом персонажа, выведенного в фильме, указывает и следующий факт. Молодая помощница майора Соня Тимофеева «списана» с Софьи Файнштейн, которая работала в следственном управлении, а Владимир Чванов помогал девушке изучать мастерство сыска.
Образ майора Черкасова
О биографии главного героя сериала известно мало. Этот человек, обладая аналитическим складом ума, умеет найти зацепки к самым сложным и запутанным преступлениям. Годы работы в розыске дали Ивану Петровичу большой опыт в раскрытии дел. Но убийцы становятся более изощренными, майору приходится искать новые методы в расследованиях. Черкасов уже не молод, при своей мужественности и брутальности пользуется повышенным вниманием дам, хотя сам остается верен жене.
Роль работника МУРа мастерски сыграл актер Андрей Смоляков. Исполнитель сумел ярко передать характер героя, глубину и драматизм образа. Особенно зрители оценили актерскую игру Смолякова в части «Операция “Сатана”». Здесь Черкасов предстает перед публикой разжалованным до участкового. Черная полоса жизни вгоняет персонажа в депрессию, Иван Петрович погружен в пессимистическое настроение и не пренебрегает алкоголем. Однако профессиональный долг довлеет над героем — и он вновь возвращается в строй.
Сюжет и части сериала
Детективный цикл о майоре Черкасове включает в себя 6 сезонов. Хронология событий, изображаемых в них, последовательна. Первый сезон вышел на экраны в 2012 году под названием «Мосгаз». Режиссером проекта выступил Андрей Малюков. В основу первого сезона сериала легла история одного из первых советских серийных убийц, Владимира Ионесяна. Сценаристы изменили имена реальных участников страшных событий, хронологию, детали, оставив фабулу. Расследуется убийство мальчика Сережи, произошедшее в 1962 году.
Благодаря описанию друга погибшего, Славика, живущего в том же подъезде, удается установить след, ведущий к убийце, а также составить его портрет. Оказывается, что маньяк проникает в квартиры жильцов, представляясь сотрудником «Мосгаза». Но найти мнимого работника не так просто — до открытия личности преступника от его руки погибнут еще 8 человек. Вместе с Андреем Смоляковым в ролях сотрудников МУРа выступили Марина Александрова (Соня Тимофеева), Алексей Бардуков (Алексей Гаркуша) и другие.
Во второй части «Палач», снятой в 2014 году, Черкасов с помощниками занимается раскрытием убийства выпускника школы, Пети Яковлева. Юноша найден с простреленными глазами. Эта деталь напоминает Ивану Петровичу о деле «Тоньки-пулеметчицы», девушки, которая в период Великой Отечественной войны сотрудничала с немцами. Причем не просто сотрудничала, а проводила массовые расстрелы, добивая жертв выстрелами в глаза.
Фильмы и Сериалы 12+
О чем фильм
Новое дело майора Черкасова, известного зрителям по сериалу «Мосгаз». В 1965 году на окраине Москвы жестоко убит семнадцатилетний юноша. Подозрение падает на друга убитого, с которым они спорили за внимание девушки. Черкасова настораживает особая жестокость преступления и серия убийств, последовавших за ним. Кроме того, майор узнает, что молодой человек готовил материалы о героях Великой Отечественной войны. Это наводит Черкасова на мысль, что следы преступления нужно искать в военном прошлом.
«Палач» — сиквел награжденного премией «Золотой орел» сериала «Мосгаз». Следствие вновь ведут те же герои, майор Иван Черкасов и лейтенант Соня Тимофеева, возвращаются и другие герои.
Сюжет сериала основан на реальных событиях — истории Антонины Макаровой, которая во время войны поступила на службу к немецким оккупационным властям и расстреляла более 1500 человек.
Вячеслав Никифоров режиссер События фильма разворачиваются в 1965 году, на самом деле Тонька скрывалась до 1978 года. В центре сюжета — история разоблачения женщины-палача, которая во время войны по указке немцев расстреливала пленных, партизан и мирных жителей. Для меня важно создать ощущение полноты и многообразия жизни. Чем страшнее обстоятельства, тем больше надо создавать оснований для оптимизма, а если нет, то можно сфокусироваться и сделать такой страшный фильм, что жить не захочется.
О команде
Режиссер сериала, Вячеслав Никифоров, работал над такими сериалами как «Побег 2», «Убойная сила», «Отцы и дети».
Главные роли, как и в «Мосгазе», исполнили Андрей Смоляков (сериалы «Штрафбат», «Пепел», «Григорий Р.», фильмы «Звезда», «Игры мотыльков», «Вий») и Марина Александрова (фильмы «Азазель», «Высоцкий. Спасибо, что живой», сериалы «Екатерина», «Котовский»).
Вячеслав Никифоров «Палача» можно считать продолжением сериала «Мосгаз», расследование ведут те же герои майор Иван Черкасов и криминалист Соня Тимофеева. В отделе также остаются герои Алексея Бардукова и Юрия Тарасова. Появляется и новые персонажи, например журналистка, которая активно участвует в расследовании Оксана. Основные герои «Палача»: Юлия Пересильд, Виктория Толстоганова, Анатолий Журавлев, Виталий Кищенко, Людмила Полякова. Художник Стас Шелест и только что вышедшая из тюрьмы актриса Ирина появятся в небольших эпизодах.
Андрей Смоляков Ни в какой другой стране мира не родилась еще женщина, лично убившая полторы тысячи человек. В конце Великой Отечественной войны группа «Смерш» — Черкасов, Чудовский, Тимофеев — разыскивала военную преступницу Тоньку-пулеметчицу. Единственное, что удалось найти — списки и фотографии расстрелянных. Душа содрогалась у «смершевцев», когда они видели эти трупы: женщины, дети, старики, солдаты. И практически у всех вместо глаз — черные воронки. Тонька добивала всех выстрелами из пистолета в глаза. Боялась, что в глазах убитых останется ее лицо. Опрошены местные жители — сотни свидетелей этих зверств. Но поиски быстро прекратились. Узнали, что Тонька-пулеметчица попала в лагерь и там умерла. Дело закрыто. Но судьба дает моему герою — Черкасову — шанс возмездия и он начинает расследование.
Одну из главных героинь, Раису, сыграла Виктория Толстоганова, известная работами в таких фильмах как «Я не я», «На безымянной высоте», «Снежный ангел» и сериалах «Обнимая небо» и «Баллада о бомбере».
Среди новичков в актерском составе — Мария Андреева. Она играет одну из основных героинь — журналистку Оксану. Андреева запомнилась главной ролью в фильме «Духless» и участием в таких сериалах как «Сын отца народов» и «Обрыв».
Моя героиня появляется в фильме «Палач» и ее роль в расследовании будет достаточно существенной. Она постоянно влезает куда надо и куда не надо. Иногда именно ее сумбурные сообщения, переполненные юношеским максимализмом, пускают расследование Черкасова по правильному следу. Кроме того, моя героиня без ума влюбляется в сыщика. И это тоже один из двигателей сюжета.
В эпизодических ролях появились Светлана Ходченкова («Благословите женщину», «Метро», «Не хлебом единым») и Юрий Чурсин («Изображая жертву», «Молодая гвардия»). Кроме того, в фильме в одной из своих последних ролей снялся Анатолий Кузнецов («Горячий снег», «Белое солнце пустыни», «Дайте жалобную книгу»).
О съемках
Съемки в основном проходили в Ярославле, причем к работе активно привлекались местные жители и жители близлежащих городов — Рыбинска, Ростова, Мышкина. Несколько сцен снимали в поселке Старожилово Рязанской области, на местном конезаводе.
Парад Победы снимали, как и положено, на Красной площади. Для участия в массовке режиссер охотно привлекал актеров-непрофессионалов.
Некоторые из участников массовки пошли дальше — коллекционеры ретро-автомобилей из Мышкина предоставили для съемок несколько экспонатов. В числе прочего в кадр попали два немецких мотоцикла BMW-R71, вручную собранные энтузиастами, и экспонат местного музея — тележка для мороженого.