бондарное ремесло на руси
Использование деревянных бочек
К 1900 году бондарным промыслом в России было занято 24000 крестьянских семейств.
Центром производства считалась Казанская губерния, преимущественно Козьмодемянский уезд, где почти половина деревень занималась изготовлением деревянной посуды. Затем следуют Вятская, Тверская, Новгородская, Рязанская губернии. На бондарные изделия в этих местностях шел преимущественно еловый лес, хотя посуда из красной сосны ценилась дороже. В Спасском уезде Рязанской губернии особенно славились ижевские бондари. Здесь выделывали маслянки, кадочки, по 5 коп. за штуку, бочонки по 8-10 коп., баклажки, всевозможные лоханки, лукошки и т. п.
Деревянная посуда, изготовляемая в большом количестве в деревне Валтыреве Боровичского уезда Новгородской губернии отличалась особой прочностью и чистотой отделки.
Бочарный промысел был весьма сильно развит в Астрахани, куда клепки переплавлялись с верховья Волги и других мест. Здесь более 1000 мастеров ежегодно заготовляли разных бочарных изделий на сумму свыше 1000000 руб.
Лучшим бочарным лесом, шедшим на бочки под спирт, вино, пиво и другие подобные жидкости, считался дуб. Сосну употребляли на бочки под смолу, деготь и отчасти сахар-рафинад, липу под сахарный песок и другие сыпучие продукты; из ольхи изготовляли различную посуду, например кадки для коровьего масла.
В торговлю шел бочарный лес весьма разнообразных размеров. Причем он делился на лес для заграничного отпуска и лес для внутреннего местного потребления.
Для потребления внутри России клепки заготовлялись весьма различных размеров, на основе чего и подразделялись на различные сорта. Здесь будут приведены только главные.
4. Сосновое и осиновое днище: безымянка (в Курской губ.) длиной 497-639 см, шириной 18 см, толщиной 1,7 см.
Бондарное дело. От теории к практике
Бондарство – это очень древнее ремесло, представляющее собой умение изготавливать деревянную посуду из клепок – длинных трапециевидных или округлых дощечек. Делали такую посуду бондари – ремесленники, мастера по изготовлению бочек, кадок, дежей, дубовок, жбанов, ендов, кружек, квасников и других изделий. В книге рассказывается об истории бондарного ремесла. На основе обобщения опыта бондарей прошлого и настоящего, предлагается научиться умению изготавливать бондарные изделия.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бондарное дело. От теории к практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Немного из истории бондарного ремесла
Бондарное ремесло имеет богатую историю и давние производственные традиции во многих странах мира. В России, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органически связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться сугубо самостоятельно, то есть изолированно от культур соседних народов — белорусского, украинского и др. Изучение бондарного ремесла очень актуально и помогает выявить многие конкретные моменты этой связи, живого контакта, взаимовлияния культур, кроме того, оно имеет большое научно-познавательное и прикладное значение.
Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.
Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х — ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям — клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Некоторые найденные археологами древние бондарные изделия дошли до нас почти без изменений.
Вероятно, первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы, затем предшественницей бондарной посуды стала посуда, выдолбленная из целого ствола. Дупляная и долбленая посуда стала применяться для хранения масла, меда, зерна. Так как на дуплянках от времени начинали появляться глубокие трещины, то чтобы предотвратить разрушение, их стали стягивать жгутами, веревками — так, вероятно, появились первые обручи. Затем обручами, деревянными и железными, стали стягивать изготовленные из деревянных дощечек различные сосуды. В бондарных мастерских стали изготавливать не только бочки и жбаны, но и огромные чаны для кузнечных и кожевенных предприятий. На некоторых литейных заводах бондарные опалубки применяли при литье пушек.
В мастерских, на фабриках и заводах для хранения воды использовали деревянные чаны. Чтобы вода в них была постоянно холодной чаны почти полностью зарывали в землю. Влияние бондарной техники сказалось и при изготовлении колес. Так, в тележном колесе обод собирали из косяков. Каждый косяк прижимали к другому, подобно клепкам, скошенными кромками с помощью металлической шины, подобно обручу. Ступица (средняя часть колеса) стягивалась четырьмя обручами, как стягивалась бондарная посуда.
В бондарном ремесле всегда ценилась красота бондарного изделия. Остроумная и рациональная конструкция изделий не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность. Деревянные обручи, основное назначение которых связывать воедино клепки, в любом бондарном изделии играют роль простейшего рельефа в виде валика, выступающего над фоном. При увеличении количества обручей орнаментальный пояс становится более широким. Красоту изделия подчеркивает и ритмичное расположение обручей на боковой поверхности бондарной посуды.
Совершенные формы бочки и кадушки на протяжении многих веков развития художественных ремесел служили образцом для подражания. Широко известны токарные изделия в форме бочонка, кухонные коробки для продуктов, подставки для ложек, копилки и др. Формы бондарной посуды привлекали и мастеров — стеклодувов, гончаров, кузнецов. В наше время красивые сосуды в форме бочонков с обручами и донышками и красивой ручкой изготовляют из керамики. Довольно часто к этой форме обращались и мастера, работающие с металлом. В XVI веке в распоряжении царского двора было много серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами. Знаменитые тульские самовары до середины XIX века выпускались в виде бочонка.
Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысли в жизни населения. В некоторых губерниях бондари среди других ремесленников в сельской местности занимали второе место, уступая по количеству лишь плотникам. Бондарный промысел не утратил своего значения и последующие годы, несмотря на войны, разруху и нищету. Бондарные изделия: бочки, бочонки, ушаты, дежи, ведра, кубельцы, баклаги — все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалось в больших количествах.
Уходящая профессия: потомственный бондарь рассказал о своём редком ремесле
Приходилось ли вам читать книги писателя Юрия Бондарева? Или, быть может, у вас есть друзья и знакомые с такой фамилией? Или даже просто с фамилией Бондарь или Бочаров? На севере Нижегородской области они очень распространены. А вот профессия, от названия которой и произошли все эти фамилии, сейчас практически исчезла.
Инструмент в наследство
А ведь ещё в прошлом веке мастера, которые искусно делали бочки, были в большом почёте. Ещё бы! Чего только не хранили в бочках – от круп до солений и мёда. Да и по размеру они были самые разные – от маленьких бочонков до гигантских бочек. Теперь настоящие бочки – раритет. А к мастерам, которые их делают, выстраиваются целые очереди из желающих получить настоящую, сделанную вручную бочку. Наш сегодняшний герой Павел Кульпин – единственный на всю округу бондарь. Коренной семёновец, житель Зубовской стороны, он рассказал, что его предки с незапамятных времён делали бочки – и отец, и дед, и прадед.
– Бочарному ремеслу меня учил отец, лет с десяти. Он – участник войны, дошёл до Берлина, был отличным мастером и прожил долгую жизнь: когда он ушёл, ему было 92 года. Я не собирался быть бондарем, но так случилось, что в родной деревне вместе с заботой о доме получил бондарный инструмент в наследство. Так всё и началось, – вспоминает Павел.
В итоге он продолжил династию бондарей и почти полвека делает бочки всевозможных размеров и предназначений. Многие стремятся увидеть его на сельских праздниках, он мгновенно собирает вокруг себя покупателей – ведь таких бочонков и тяжёлых досок для разделки мяса, как делает он, не купишь во всей области!
– Да, меня на все праздники приглашают. Всё потому, что сейчас купить бочку ручной сборки практически невозможно. Бондарное ремесло почти исчезло. Я – единственный бондарь на Семёновский, Краснобаковский. Воскресенский, Борский, Городецкий и Ковернинский районы. Печально, что профессия моих предков вымирает, – вздыхает наш герой.
Гарантия качества
– А вы кому-то передали секреты своего мастерства?
– Да как сказать… Мой сын делает корыта, а на бочку у него не хватает терпения.
– Сколько же времени уходит на бочку?
– Неделя. Самое сложное – сделать деревянный обруч. Его нужно запаривать, мочить, резать. Это долгий и сложный процесс. Да и дерево нужное найти не всегда просто. Бочки и кадки делаются из разных сортов дерева. Из липы делаются под мёд и медовуху. А для засолки или банные – из ёлки. Еловая бочка не темнеет, она надёжная и долговечная. Еловые кадки по 50 лет живут, а дубовые – больше чем по 100. Но для этого необходим погреб и постоянная температура, – рассказывает мастер.
– А почему у этой бочки видны просветы? Она ещё не доделана?
– Это бочка под вино. Сейчас многие не доверяют магазинам, там продают много подделок. В магазинной бочке внутри может быть пластмасса или металл. В итоге она не потечёт, но и настоящей бочкой её назвать уже нельзя. Да и той пользы, что даёт дерево, в ней не будет. Поэтому многие заказчики хотят увидеть весь процесс изготовления, и я доделываю и опрессовываю бочку прямо при них. И они тут же в неё заливают вино. Я даю на свои бочки, да и на всю продукцию, стопроцентную гарантию! – горд своими изделиями Павел Кульпин.
А главное – дубовая бочка из магазина благородным напиток не сделает. Нельзя вернуть все силы высохшему магазинному дереву. Такую бочку Павел называет «одноразовой» – запаха дуба в ней совсем нет, а потому не будет и винного букета, ради которого бочку и покупают! Идеальным напиток сделает только бочка, сделанная вручную опытным мастером.
Оказывается, даже обыкновенную банную кадушку надо выбирать, зная секреты. Вроде бы простая вещь, а сделать её трудно. Всё дело в высоких температурах и влажности в бане. А если кадушки или бочки лежат долго, особенно в магазине, то пересыхают и уже не годятся для употребления. Их приходится замачивать, а потом проверять, нет ли протечек. И не всегда это помогает. Поэтому и выстраиваются к Павлу Кульпину покупатели, мечтая о бочке, которая на долгие годы станет помощником и верным хранителем. А уж что в ней хранить – каждый решает сам.
Бондарное ремесло на руси
※ ※ ※ РУКОМЕСЛИЦА ※ ※ ※ запись закреплена
Расскажем о таком древнем ремесле как бондарное дело.
Бондарь – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли еще бочар, обручник. Бондарь – ремесленник, изготавливающий бочки, кадки или другую обручную или вязаную посуду.
Свое широкое распространение оно получило благодаря доступности древесины, пригодной для изготовления посуды
Бондари делают деревянные кадки и бочки из специально заготовленных дощечек, которые называют клепками или ладами. Клепки могут быть пилеными или колотыми. Пиленые клепки менее прочны, чем колотые. Изготовление колотых клепок требует от бондаря мастерства и чувства дерева, клепки должны получиться ровными и чистыми. Замечено, что лучше колется сырая древесина, сразу после валки дерева, поэтому раньше клепки зачастую заготавливали прямо в лесу. Заготовленные клепки нужно хорошо просушить на открытом воздухе.
Клепки стягиваются обручами – деревянными или металлическими. Деревянные обручи делают из ветвей ели, побегов сирени и черемухи. Хороши для обручей дуб, ясень, вяз, клен, орешник. Из коры липы делают обручи для небольших бондарных изделий. Железные обручи применяют для придания посуде большей прочности, но раньше их применяли с большой осторожностью, поскольку железо оставляет на посуде ржавые следы.
В этом деле очень много тонкостей, которые может знать только опытный мастер. Хороший бондарь вкладывает в свое дело не только мастерство, но и душу. Вот потому любое изделие получается у него не только прочным, но и красивым.
В наше время посуда из дерева по-прежнему имеет свою популярность. Красивые кружки, лагуны, жбаны никогда не потеряют свою цену.
Понимая необходимость бондарного ремесла, можно совершенно точно сказать, что у этого дела есть перспективное будущее.
Дерево придаёт вину уникальный вкус и аромат!
Натуральное дерево не вступает в химические реакции с жидкостями, а также такими специфическими продуктами, как рыба, мёд, квашеная капуста и прочее — на случай, если в бочонок вы решили поместить что-то иное.
Чаще всего создание первой бочки приписывают Спевсиппу Афинскому (племяннику Платона). Идею подхватили галлы, и первые мастера-бондари появились именно у них. Впрочем, на территории России и Европы археологи находят клёпки, обручи и донцы, датируемые более ранними периодами — III-II тысячелетиями до нашей эры.
В бочках хранили и перевозили не только вино, но и сыпучие продукты, масла и жидкости. Когда во времена Ришельё и Бекингема началась очередная англофранцузская война, британцы блокировали вражеские порты. А предназначенное к отправке французское вино только хорошело и расцветало неповторимыми вкусовыми гаммами.
Откуда пришли Бондаревы
Хотя Россия — страна лесная, профессия бондаря — мастера по изготовлению бочек — появилась здесь достаточно поздно, примерно в X веке, и была она широко распространена до середины XX столетия. «Профессиональные» фамилии Бондарев, Бочаров и Бочкарёв встречаются не ранее XVIII века.
Центром кустарного производства считалась Казанская губерния с Космодемьянским уездом, где почти в половине деревень население занималось бондарным промыслом. Специфика местного производства заключалась в объёме изготавливавшейся тары — до XVII века почти повсеместно бочка употреблялась в качестве хлебной меры.
Ремесло бочкарей было востребовано и в России XIX века. Мастер за несколько лет работы без особого напряжения мог накопить денег на собственный домик с участком.
Но и умений от него требовалось немало. Он контролировал все этапы изготовления тары, должен был «понимать» дерево, уметь подобрать качественное сырьё, выполнить сборку бочки или ремонт в случае, если бочка протекала — «плакала», как говорили профессионалы. Для того чтобы ворочать полуметровые деревянные заготовки, требовалась немалая физическая сила. Именно поэтому за всю историю не было ни одной женщины-бондаря.
Для работы выбирали чистое, здоровое дерево, не поражённое грибком и другими болезнями, с высотой ствола от земли до нижних веток не менее 2 метров. Поскольку внешние, более горькие части ствола и внутренние, более трещиноватые не могли использоваться в производстве, минимальный возраст дерева, с которым работал бондарь, начинался от 80-100 лет.
Абсолютная экологичность
Наилучшим материалом считался дуб из горных местностей. Упругий, гибкий, он быстро сушится и не растрескивается, не гниёт при контакте с водой, а наоборот, становится крепче. В работу также могли пойти осина, липа или ель. Липа легко режется, не рассыхается и не трескается. Осина хорошо хранит продукты, а ель меньше всего впитывает влагу, и из неё чаще всего изготавливали банные шайки.
Из деревянных заготовок делали колотые клёпки, то есть дощечки. 2-3 года их держали под открытым небом. Солнце сушило древесину, дождь вымывал жёсткие танины, полисахариды и глюкозу. Позднее, когда появились специальные печи, значительная часть древесины стала высушиваться искусственно.
Из клёпок изготавливали полуфабрикат. Его словно лепили, с усилием сгибая и соединяя дощечки под действием высокой температуры. Огонь разводили прямо внутри ёмкости, используя древнюю технологию выгибания деревянных деталей под воздействием жара или пара.
Распаренные клёпки стягивали тросом, чтобы придать бочке округлую форму, крепили обруч. И вуаля — бочка готова! Мастер заполнял её водой, чтобы проверить на герметичность, и только после такой проверки тару отправляли на продажу.
Технология собирания стенок будущей ёмкости из отдельных деревянных планок, стянутых обручами, подходила для производства и других бондарных изделий — кадушек для засолки капусты, деревянных вёдер и шаек, а также особой мебели. Среди последней — круглые и овальные столы, табуреты, пуфики, банкетки, тумбочки и та, стопроцентно экологичные, изготовленные без гвоздей и клея.
В наше время бондарное ремесло по-прежнему остаётся востребованным, хотя занимаются им в основном только частные мастера и небольшие артели. Никакие современные технологии так и не смогли заменить уникального вкуса и аромата хорошего вина из хорошо сделанной бочки.
Журнал: Загадки истории №52, декабрь 2019 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Ольга Патренкина