босх и брейгель биография

Иероним Босх

Биография

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияПортрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияГравюра Иеронима Босха

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов. » в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияКартина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияПортрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биографияПамятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

Источник

Босх и Брейгель: загадки картин нидерландских художников

П осле пандемии коронавируса культурная жизнь Москвы начинает возвращаться в свой привычный режим и радовать жителей возможностью оценить редкие полотна произведений искусства. Городское пространство «Хлебозавод» приглашает окунуться в мистический и таинственный мир выставки Босх и Брейгель «Мистические образы и тайны», которая продлится до 30 августа.

В экспозиции представлены 60 репродукций художников Северного Возрождения, которые собраны со всех частей света и частных коллекций. Даже несмотря на то, что перед нами произведения искусства, которым насчитывается уже пять веков, они все равно по-прежнему не теряют своей актуальности.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография

“Современное общество любит всматриваться в символы, детали, таким образом, люди хотят найти ответы на свои вопросы, а картины Босха и Брейгеля Старшего идеально под это подходят, ведь на них можно смотреть часами”, — рассказывает сооснователь выставочной компании Арт Экспо и онлайн-лектория VEKARTA Анна Павельева. В основе картин двух художников лежат мрачные сюжеты о грехопадении, недостатках человеческого общества, и призыв задуматься о собственном поведении и характере, чтобы не стать похожими на героев, которые изображены на полотнах авторов.

Организатор добавляет, что раньше произведения Босха и Брейгеля не ценились так высоко, как сейчас. “Читая” картины видно: художники обладали удивительными и странными мыслями, которые они передавали с помощью кисти.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Триумф смерти” Питер Брейгель Старший

Они изображали Рай и Ад, сцены из Ветхого и Нового завета, библейские притчи и иллюстрации к народным пословицам, которые обличали пороки человека. В Средневековье такие произведения искусства осуждали и не признавали, так как они больше пугали, чем услаждали смотревшего. Сейчас же у общества есть возможность открыто говорить о недостатках и даже полюбоваться ими на полотнах.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография (Источник: https://bosch-bruegel.ru/)

Экспозиция поделена на две части. На первый взгляд может показаться, что все картины написаны одним человеком. Оба художника демонстрируют свое мастерство выстраиванием сложной композиции из более ста фигур, сосчитать которые составляет серьезную проблему. Герои, изображенные на полотнах, создают настоящую суматоху: люди ходят между домами, высовываются из окон, что-то тащат, толкают, держат предметы в руках, — из-за чего складывается впечатление постоянного движения. Если некоторое время рассматривать их, то появляется ощущение, будто они начинают оживать. Однако, подойдя к картине поближе и “прочитав” замысел автора, можно найти кардинальное отличие в творчестве нидерландских живописцев.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Святой Иероним за молитвой” Иероним Босх

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Проповедь святого Ионна Крестителя” Питер Брейгель Старший

Образ Христа изображен в центре картин и одновременно затерян среди других человеческих фигур. Можно догадаться, что Брейгель специально использует такой прием, чтобы показать отношение людей ко Христу (“Поклонение волхвов в зимнем пейзаже”). Художник словно хочет сказать зрителям картины: посмотрите на свою жизнь со стороны, в каком отношении вы находитесь со Христом? В центре ли он вашего духовного “полотна” или на периферии вашей жизни?

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Поклонение волхвов в зимнем пейзаже” Питер Брейгель Старший

Каждая картина очень тонко написана, виртуозно и неприхотливо. В мазках брейгелевской кисти чувствуется, что автор был вдохновлен культурными традициями Нидерландов, фольклором (“Двенадцать нидерландских пословиц”), греческой философией (“Возвращение стада”) и народными пословицами. Также отличительной особенностью экспозиции выставки являются произведения, написанные в технике гризайль. Питер Брейгель использовал данный вид живописи, чтобы выполнить картины (“Три солдата”, “Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии”) тоновыми градациями одного цвета, чаще всего в оттенках сепии и серого.

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии” Питер Брейгель Старший

В некоторых работах герои изображены в несвойственных Брейгелю масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы. Фигуры словно вырастают, увеличиваются, и у зрителя складывается впечатление, будто он подошел к ним вплотную.

Экспозиция плавно перетекает из одной части в другую, и зритель даже может не заметить, как перед ним уже находятся произведения искусства Иеронима Босха. Глядя на полотна художника, можно предположить, что жизнь его была наполнена страхами и горестями. Нидерландский живописец изображал на полотнах уродливых людей, чудовищ, монстров, химер, животных, собранных из разных стран – жирафы, северные медведи, слоны, тюлени, разнообразные птицы. Данные персонажи являются скрытой аллегорией, которая показывает жизнь, лишенную присутствия Бога (“Святой Иероним за молитвой”), внутренне противоборство между демоном и Иисусом, и падение нравов церкви (“Корабль дураков”).

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Корабль дураков” Иероним Босх

Повсюду садистская жестокость и сладострастие людей, буквально погрязших в своих грехах. Такие картины представляют собой полиптих – складень из четырёх одинаковых по размеру панелей, отличающийся от более привычных для творчества Босха триптихов (“Видение загробного мира”).

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Видение загробного мира” Иероним Босх

На них отчетливо видно, как границы между царством живых и мертвых исчезают, даже у зрителя может возникнуть страх перед выглядывающей из-за двери смерти с косой (“Смерть скупца»). Босх создал мир кошмарных сновидений, которые полон феерий ужаса, он сумел наглядно передать атмосферу духовного климата Средневековья, а именно страх людей перед часом расплаты за свои грехи (“Семь смертных грехов”, “Сад земных наслаждений”).

босх и брейгель биография. Смотреть фото босх и брейгель биография. Смотреть картинку босх и брейгель биография. Картинка про босх и брейгель биография. Фото босх и брейгель биография “Сад земных наслаждений” Иероним Босх

И в то же время на картинах виднеются роскошнейшие пейзажи некоей невиданной утонченной природы (“Искушение святого Антония»), просматриваются чудесные города, греховные порочные женщины Босха внешне так чисты, так утонченны, словно мальчики-подростки. Отчего это? Быть может, художник хочет сказать: посмотрите, мир прекрасен, он создан Богом для Человека, но человек принес в него Зло и теперь сам же страдает от него. Он сам создал для себя трагическую неустроенность Мира.

Источник

Босх и брейгель биография

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется «а ля прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *