брат царицы ирины по венчанного на царство
Мнихоцарица Ирина Годунова
Был ли Борис Годунов узурпатором? Что бы ни писали историки, раз брошенный эпитет «царя Ирода» сопровождал его постоянно. С молвой спорить бессмысленно, и потому, чтобы приблизиться к пониманию действительных планов Годунова, нам предстоит ближе познакомиться с его сестрой.
Ирина Федоровна Годунова прожила около сорока пяти лет и скончалась в октябре 1603 года. Детство и юность она провела при дворе царя Ивана IV Васильевича, где привлекла внимание Федора Ивановича, младшего сына монарха от первой жены, Анастасии Романовой. За него и вышла замуж в 1575 году. Спустя девять лет, весной 1584-го, стала царицей, а ещё через два года оказалась в центре политического кризиса. Именно он серьезно повлиял на её судьбу.
Царь Федор Иванович. Парсуна
До мая 1586 года царица Ирина была просто супругой царя, главная задача которой – родить наследника, лучше наследников. Но, к сожалению, за одиннадцать лет в браке она так и не порадовала ни мужа, ни страну долгожданным царевичем или хотя бы царевной. Беременности заканчивались либо выкидышами, либо мертворожденными младенцами.
Понятно, какая проблема волновала царскую чету весной 1586-го – к тому моменту, когда умер боярин Никита Романов. То был самый значительный и популярный из четырех опекунов Федора Ивановича, приставленных к нему Иваном Грозным. Тремя другими являлись царский шурин Б.Ф. Годунов и два князя – И.Ф. Мстиславский и И.П. Шуйский. Летом 1585-го Москву покинул, а затем постригся в монахи Мстиславский. Со смертью Романова исчезла последняя преграда, сдерживавшая открытое соперничество двух оставшихся «регентов» за власть, точнее, за расположение молодого набожного царя.
В середине мая 1586 года Шуйский попытался избавиться от Годунова, натравив на него московский посад. Мужики осадили Кремль и едва не расправились с царским шурином. Штурм остановил сам князь, выйдя к толпе и объявив, что «они з Борисом Федоровичем помирилися и впредь враждовать не хотят». Почему Иван Петрович не довел дело до конца, загадка. Скорее всего, Годунова спасло упрямство Федора Ивановича, пригрозившего Шуйскому неким шагом, который начисто обессмыслил бы гибель брата царицы – например, отречением в пользу царевича Димитрия.
Отсюда и отчаянная импровизация Шуйского – сочинение народной челобитной с настоятельным призывом к государю развестись с бесплодной Ириной Годуновой, чтобы взять в жены юную дочь И.Ф. Мстиславского Агриппину. Князь даже заручился содействием митрополита московского Дионисия. Разумеется, царь боярину отказал, а в октябре того же года наказал инициаторов развода с любимой супругой. Шуйского сослали в деревню, после на Белоозеро, где и убили. Дионисия лишили сана и заточили в Хутынском монастыре. Новым митрополитом Московским поставили человека Годуновых архиепископа Ростовского Иова. Вожаков «посадских людей» казнили. Княжну Агриппину постригли в монашество под именем Ирины.
Святой патриарх Иов. Икона XX века.
Однако проблему преемника репрессии не решили. Кто взойдет на престол после Федора Ивановича? Младший брат Дмитрий? Ближайший родственник Федора по материнской линии? Польский король, как мечтали многие магнаты, друзья Шуйского? Другой иноземный принц, о чем подумывал сам Борис Годунов? Или…
В течение 1587 года созрела необычная для Руси идея. Наследницей царя Федора будет царица Ирина! Её права, как жены царя, вполне могли потягаться с правами царевича Дмитрия, сводного брата царя, рожденного в седьмом, незаконном браке Ивана Грозного. Оставалось к этой идее подготовить, приучить подданных, что и началось на исходе 1587 года.
Во-первых, в жалованных грамотах появилась новая формула: «яз, царь и великий князь Федор Иванович всея Русии, с своею царицею и великою княгинею Ириною, пожаловал…» или «пожаловали» (первая известная от 25 декабря 1587-го).
Во-вторых, в печатных изданиях стали добавлять, что государь правит «благоверной и христолюбивой царицы и великой княгини Ирины советом».
В-третьих, согласно англичанину Флетчеру, Ирина Федоровна обрела привилегию «прощать преступников от. собственного имени» наравне с мужем и помимо него.
В-четвертых, при учреждении патриаршества в Москве в январе 1589 года два патриарха – константинопольский Иеремия II и московский Иов – имели публичную аудиенцию у царицы и выслушали её благодарственную речь.
В-пятых, Ирина Федоровна сопровождала супруга в нарвском походе зимой 1589-1590 годов, ожидая возвращения армии в Новгороде.
Наконец, в мае 1592 года у царской четы появился живой младенец – девочка, царевна Феодосия. И пусть она прожила всего полтора года, однако рождение ребенка дополнительно укрепило авторитет «первосоветницы» царя Федора.
Таким образом, запасным вариантом Бориса Годунова было воцарение не свое, а родной сестры, при которой он бы оставался таким же первым министром, как при её муже. Десяти лет «порядочного» правления хватило, чтобы подданные оценили все преимущества «жития» под Борисом Годуновым и не захотели бы расставаться с ним и после смерти благочестивого и болезненного царя Федора. И тогда признание вдовствующей сестры боярина следующим монархом становилось оптимальным вариантом, сохраняющим привычный статус-кво и не задевающим ни чьих самолюбий
Что и подтвердила единодушная и поголовная присяга москвичей разных сословий на верность царице Ирине днем 7 января 1598 года, сразу после кончины августейшего мужа. Однако всеобщая идиллия рухнула ровно через сутки. Днем 8 января Ирина Годунова объявила, что царицей не будет, а пострижется в монахини во исполнение… воли супруга. Да, богобоязненный Федор Иванович в последние часы жизни связал любимую жену клятвой: она должна, отказавшись от престола, уйти в монастырь, а судьбу московского государства предать «в руце бога». Ирина Годунова, несмотря на мольбы и уговоры «многого множества московского народу», осталась верной данному слову: 15 января переселилась в Новодевичью обитель и в тот же день приняла постриг под именем инокини Александры.
Разразился династический кризис. Боярская дума пыталась найти царице замену – не получилось. Не подошел даже проверенный кандидат на «должность» формального царя – касимовский хан Симеон Бекбулатович. При Иване Грозном в 1575-76 годах он уже побывал фиктивным государем. Однако этого человека, женатого к тому же на дочери князя И.Ф. Мстиславского Анастасии, сильно обидел Годунов. В итоге, брату Ирины 21 февраля выпало самому венчаться на царство.
Царь Борис Годунов. Портрет из «Титулярника»
Стремился ли он к этому сам или был вынесен наверх волею обстоятельств? Очевидно, ключ к этой загадке скрывается в тех причинах, которые вызвали резкий поворот в позиции Федора Ивановича и в запрете жене царствовать. Перечисленные мероприятия, готовившие «московский народ» к воцарению Ирины Федоровны, проводились, конечно же, с его ведома. И вдруг…
Решил ли Борис, что имя Годуновых уже достаточно популярно в народе, чтобы самому занять трон? Вряд ли он решился бы перечеркнуть все прежние усилия по воцарению сестры. Гораздо более вероятно, что кто-то из его родовитых завистников повлиял на государя в самый последний момент, чтобы выставить Годунова «узурпатором». И, кажется, в том преуспел – не только в молве современников, но и во мнении потомков.
Литература:
1. Володихин Д.М. Царь Федор Иванович. М., 2011.
2. Зимин А. А. В канун грозных потрясений: предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986.
3. Панова Т. «Благоверная и любезная в царицах Ирина» // Наука и жизнь. 2004. № 8.
4. Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI – начала XVII в. М., 1986 (о кризисе 1586 года).
5. Ананьев.В.Г. Боярин шести царей: князь Федор Иванович Мстиславский // Санкт-Петербургский университет. Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Т. 2. СПб., 2008 (о дочерях И.Ф. Мстиславского).
Брат царицы ирины по венчанного на царство
«БЛАГОВЕРНАЯ И ЛЮБЕЗНАЯ В ЦАРИЦАХ ИРИНА»
Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.
Активно изучать уникальный некрополь начали в середине 1980-х, а наибольшего размаха работы достигли в 2001-2003 годах. В руках историков оказался интереснейший источник, исследование его раскрывает ценнейшие сведения о погребальном обряде и материальной стороне жизни средневекового общества. Много нового удается узнать и о людях, оставивших заметный след в отечественной истории, о женщинах, чьи судьбы, в силу традиции, почти не отражены в письменных источниках.
Исследование захоронения царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, открыло новые детали в жизни этой женщины.
Прежде чем перейти к рассказу о том, что же удалось узнать о царице Ирине во время исследований погребального комплекса, коротко проследим ее судьбу.
Ирина Федоровна Годунова и ее брат Борис происходили из рода не отличавшихся знатностью костромских дворян (родителями были боярин Федор Иванович Кривой Годунов и Степанида Ивановна). Но начиная с середины XVI века дядья Бориса и Ирины занимали достаточно высокое положение при московских государях. Потому-то брат с сестрой еще в детские годы оказались при царском дворе, где воспитывались вместе с детьми Ивана IV. Этим в значительной степени объясняются крепкие связи Бориса и Ирины с царевичем Федором, унаследовавшим от отца в 1584 году русскую корону.
В 1580 году Ирина становится женой царевича Федора, а ее брат достаточно рано, в 28 лет, получает боярство (он родился 6 октября 1552 года). Год рождения Ирины неизвестен, хотя некоторые историки указывают на 1557-й (правда, без ссылок на источники). Однако исследование скелета царицы Ирины подтверждает эту дату, показывая, что она прожила на свете около 45 лет, не более.
Патриарх Иеремия пришел к царице вместе с ее мужем, Федором Ивановичем, и с духовенством. Епископ записал: «Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: «Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!»
Затем патриарх московский, митрополиты, архиепископы, епископы, каждый по чину, благословляли царицу и говорили ей подобные же приветственные речи. Ирина Федоровна выступила, как принято говорить сегодня, с ответной речью:
«Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский, старейший между патриарха ми! Многое благодарение приношу святыне твоей за подвиг, какой подъял на пути странствия в нашу державу, дабы и нам даровать утешение видеть священную главу твою, уважаемую паче всех в христианстве православном, от коей и мы восприяли благодать ныне, и за сие воздаем хвалу Всемогущему Богу и Пресвятой Его Матери и всем святым, молитвами коих сподобились такой неизреченной радости. Воистину ничто не могло быть честнее и достохвальнее пришествия твоего, которое принесло столь великое украшение церкви Российской, ибо отныне возвеличением достоинства ея митрополитов в сан потриарший, умножилась слава всего царства по вселенной. Сего искони усердно желали прародители наши, христолюбивые государи, великие князья и цари, и не сподобились видеть исполнения своих благочестивых желаний; и ныне на сей их вожделенный конец, чрез многие подвиги дальнаго странствия, привел во дни нашей державы твою святыню Всемогущий Бог».
После такой речи, «прекрасной и складной», по отзыву епископа Арсения, царица, отступив немного, стала между своим мужем, царем Федором, и братом Борисом. То был первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам.
Арсения Елассонского и всех присутствовавших на приеме иноземцев потряс великолепный и богатый наряд царицы. Арсений в восторге отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: «И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Не менее сильное впечатление произвело на иностранных гостей и убранство самой палаты, в которой проходил прием гостей.
Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей «царского наследия плода». Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приема (в том числе и епископу Арсению), царица, «печальная о своем неплодии», вновь обратилась к патриарху и сопровождавше му его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника: «О великий господин, святейший Иеремия вселенский, отец отцов, и ты, святейший Иов, патриарх московский и всея Руси, и вы все, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор! Бога Всемогущаго блаженные служители, сподобившиеся большой милости и благодати у Господа и Его Пречистой Матери и всех святых от века угодивших Богу, и к ним непрестанно возсылающие молитвы! Молю вас и заклинаю, из глубины души моей и с стенанием сокрушеннаго сердца, всеми силами усердно молите Господа за великого государя и за меня, меньшую из дочерей ваших, дабы благоприятно внял молитву вашу и даровал нам чадородие, и благословеннаго наследника сего великаго царства, владимирскаго и московскаго и всея России».
Трогательная речь царицы Ирины произвела впечатление. Как пишет Арсений Елассонский, все «плакали и единодушно молили об исполнении ее заветного желания».
Государь Федор Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них еще благословение.
Но наследника престола в этой семье так и не дождались. Активнее стали попытки боярской верхушки развести царя Федора с Ириной Годуновой: отсутствие наследника престола считалось в прошлом серьезной государственной проблемой. Ситуация обострялась неприязнью к Борису Годунову, представителю рядового дворянства, занявшему первое место при царской особе. Усилились стремления устранить его от власти. Однако после смерти царя Федора в 1598 году претензии Бориса Годунова на русский трон явно обозначились.
Сначала Борис Федорович попытался закрепить бразды правления государством за своей сестрой Ириной. И до середины января 1598 года статус «государыни» подтверждает целый ряд документов, составленных от ее имени. Так «по приказу государыни царицы и великой княгини Ирины Федоровны всеа Руси» после смерти царя Федора были разосланы воеводы «по городом на Литовскую и на Немецкую Украину для укрепления Московского государствия от пограничных государств».
Но уже 15 января 1598 года «. Ирина Федоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь». Хотя некоторые источники отмечают, что Ирина Федоровна, «с погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя отвести простым обычаем в пречестный монастырь еже зовется Новый девич монастырь», где ее постригли и нарекли «во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше». В монастыре вдовствующая царица прожила пять лет и скончалась 29 октября 1603 года. Похоронили Ирину Годунову в усыпальнице русских цариц в Кремле. Надписи на ее саркофаге, как уже сказано, нет, в чем, возможно, проявился акт смирения и уничижения, свойственный монашеству. Эту точку зрения подтверждают и археологические раскопки в некоторых монастырских некрополях древнерусского времени. Но место погребения царицы в Вознесенском соборе зафиксировано документально, включая и записи, сделанные во время переноса всех саркофагов из некрополя в подземную палату возле Архангельского собора.
Известны богатые вклады, сделанные в Троице-Сергиев монастырь по царской дочери Феодосии, по самой царице Ирине (Александре). Так, в 1593 году «сентября в 26 день государь же царь и великий князь Федор Иванович всея Руси пожаловал по своей царевне и великой княжне Феодосье вкладу 500 рублев». В 1603 году «октября в 31 день блаженные памяти по государыне царице и великой княгине Ирине, во иноцех Александре, пожаловал прислал вкладу государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси денег 1000 рублев». Зафиксировали документы и вклад самой царицы Ирины от 1598 года: «Преставися государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси и по нем пожаловала его благоверная царица и великая княгиня инока Александра прислала на сорокоусты и на церковное строение денег 3000 рублев».
Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нем участвовала большая группа исследователей. Сегодня в лабораторных условиях изучают останки царицы, остатки ее погребальных одежд и проводят их реставрацию. Что было изъято из белокаменного саркофага? Каковы первые результаты работы?
Краткий очерк, посвященный Ирине Годуновой, убедительно показывает, как представители разных областей науки, работая сообща и опираясь на современные методы, смогли «оживить» историю начала XVII столетия, показать лицо женщины, имя которой всем известно со школьной скамьи, понять хотя бы некоторые стороны ее недолгой и нелегкой жизни, прошедшей в высших властных слоях средневековой России рубежа XVI-XVII веков.
Царица Ирина Фёдоровна была супругой царя Фёдора I Ивановича, сына Ивана Грозного, и сестрой Бориса Годунова. Будущая царица родилась предположительно в 1557 году в семье небогатого вяземского дворянина Фёдора Ивановича, потомка костромских бояр. Когда его жена Стефанида Ивановна после смерти мужа приняла постриг с именем Снандулия, то осиротевших Ирину и её брата Бориса взял к себе дядя, Дмитрий Иванович Годунов, служивший при дворе Ивана Грозного в высоком чине главы Постельного приказа. 1 Дмитрий Иванович был человек образованный, страстный книгочей, имевший обширную библиотеку. Будучи бездетным, много внимания уделил образованию племянников. Благодаря дяде Ирина рано попала в среду Государева двора.
В 1575 году по воле царя Ивана Грозного «прекрасная молодая девица» Ирина Годунова была публично объявлена невестой царевича Федора. Девушка славилась не только красотой, но и умом; любила читать, выказывала успехи в математике. Без традиционного царского смотра невест состоялся брак 17-летнего царевича Фёдора Ивановича с Ириной Годуновой. Брак оказался счастливым: супруги Федор и Ирина относились друг к другу с любовью и уважением.
В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде её народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до неё никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах.
Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской Думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У неё был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от её имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец.
Благоверная царица регулярно посещала службы в храмах и практически каждую неделю вместе с венценосным супругом ездила на богомолье в один из близлежащих монастырей. Каждый год в сопровождении четырех тысяч телохранителей она шла пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру поклониться преп.Сергию. Делала она щедрые пожертвования на храмовые нужды и в монастыри жертвовала немалые средства.
Царь самозабвенно любил и ценил свою супругу. Он много времени проводил в её обществе. Каждое утро посылал к царице спросить, хорошо ли она почивала, а через некоторое время сам шел здороваться с ней; затем они вместе шли в церковь к заутрене. До обеда Федор Иванович занимался государственными делами. Отдохнув после обеда, царь до ужина проводил время с женой, развлекаясь представлениями скоморохов и шутов. Супруги были неразлучны. Так, например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-93гг. Ирина сопровождала мужа до Новгорода и там ждала его возвращения из «Немецкой земли». Царь прислушивался к её советам, а потому влияние Ирины на государственную жизнь было велико.
В декабре 1597 года сорокалетний Федор Иванович заболел и 7 (20) января 1598 года скончался. Убитая горем, Ирина шла за гробом, «скорбью великой охваченная, с кровавой пеной на губах от судорожных стенаний и всхлипываний». Согласно Карамзину, перед смертью «Федор вручал Державу Ирине, а душу свою приказывал великому Святителю Иову. » По другой версии, прощаясь наедине с Ириной, царь, опасаясь боярских козней, не велел ей царствовать, а велел уйти в монастырь. Царица решила исполнить завет мужа.
Между тем, опасаясь бедствий междуцарствия, Патриарх Иов вместе с боярами присягнул на верность новой государыне Ирине. Крест целовал вдовствующей царице и народ. 8 января 1598 года, в день похорон Федора Ивановича, царица одним из первых своих указов объявила амнистию по всему государству; из тюрем были выпущены «тюремные сидельцы». В этот день вдова «повеле патриарху и всему освященному собору давати милостыню доволну; такоже и нищих безчисленно множество собрав, насытив доволна. » Щедрые поминальные вклады Ирины в монастыри составили огромную по тем временам сумму в 3 тысячи рублей.
В Новодевичьем монастыре она в течение 5 лет вела постническую и затворническую жизнь. Благодаря заботам брата-царя имела особую келью с пристроенной к ней церковью. Но холодные каменные кельи и аскетизм монашеского бытия не способствовали укреплению слабого здоровья инокини. Скончалась первая единоличная государыня-царица 29 октября 1603 года на 46-ом году жизни. Была погребена в белокаменном саркофаге в Вознесенском монастыре московского Кремля.
В 1929 году захоронение было перенесено в подземную палату Архангельского собора. Повторное вскрытие захоронения Годуновой, в котором участвовала большая группа ученых, было произведено в 2001 году. Исследование показало, что какое-то заболевание царицы, возможно наследственное, привело к патологии костных тканей, которая повлияла на способность вынашивать детей. Внешний облик Ирины Годуновой восстановлен экспертом-криминалистом С.А. Никитиным по её черепу. Имена царицы и её супруга увековечены в памятной надписи на Царь-пушке, отлитой в 1586 году.
Царица Ирина Фёдоровна
Ирина Годунова родилась в 1557 году. О дате и месте её рождения сведений нет.
Согласно родовой легенды, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годуновых были боярами при московском дворе.
Первые известия об Ирине появляются, когда ей было 7 лет. Тогда она была взята в царские палаты и воспитывалась там до брака. Вероятно, во дворец Ирина попала в 1571 году, когда её дядя Дмитрий Иванович Годунов был пожалован в думу в чине постельничего.
До совершеннолетия Ирина воспитывалась в царских покоях вместе с братом Борисом.
Личная жизнь Ирины Годуновой:
В 1575 году Ирина стала женой царевича Фёдора Иоанновича без традиционного царского смотра невест, а её брат получил боярство. Брак с Фёдором совершился по воле царя Ивана IV Грозного и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, дальнейшее влияние которого на Фёдора в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Свадьбе способствовал дядя Дмитрий Иванович Годунов, постельничий царя.
Ирина ухаживала за больным Иваном IV перед его смертью и позаботилась о том, чтобы Годунов, несмотря на жестокие нападки со стороны бояр, не впал в глазах умирающего в немилость.
По завещанию Ивана ІV Грозного, княжна Ирина Мстиславская назначалась женой царя Фёдора в случае бездетства Годуновой. Однако в результате интриг Бориса Годунова она была похищена из дома отца и насильно пострижена в монахини.
Во время своего замужества царица часто бывала беременна, но каждый раз неудачно разрешалась от бремени.
В 1585 году англичанин Джером Горсей по поручению Бориса Годунова прислал из Англии на Русь акушерку для помощи Ирине. Горсей консультировался с лучшими врачами в Оксфорде, Кембридже и Лондоне.
Но Фёдор решительно воспротивился. 13 (23) октября 1586 года митрополит Дионисий был лишен сана и сослан в Хутынский монастырь в Новгороде. Крутицкого архиепископа Варлаама Пушкина заточили в новгородский Антониев монастырь, Василий Шуйский сослан в Буйгород.
Известно, что 14 июня 1592 года состоялся крестный обед царевны Феодосии, где всем званым к столу указано было сидеть «без мест» (и дворянин Фёдор Иванович Шереметев «сидел в скамье» вместе с четырьмя Годуновыми, родственниками правителя, и со своим будущим тестем, Борисом Черкасским).
Феодосия Фёдоровна стала единственной внучкой Ивана Грозного, последним отпрыском царского рода московской линии Рюриковичей (представителей династии Ивана Калиты на российском престоле).
Умерла, не дожив до 2-летнего возраста.
Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас. Надпись на надгробии гласит: «Лета 7102 месяца генваря 25 день преставися раба божия благоверная царевна Феодосия».
Царь Фёдор І Иванович умер 7 января 1598, не оставив после себя завещания. В ходе избирательной борьбы на Земском соборе возникли различные версии насчёт его последней воли. После смерти Фёдора І бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине. Этим путём они собирались воспрепятствовать вступлению на трон Бориса Годунова.
Однако самостоятельное правление царицы не заладилось с первых дней. Уже через неделю после кончины мужа она объявила о решении постричься. В день её отречения в Кремле собрался народ. Официальные источники позже писали, будто толпа, переполненная верноподданническими чувствами, слезно просила вдову остаться на царстве.
Перед выборами нового царя шествие просителей от населения отправилось к Новодевичьему монастырю, где находился Борис, сопровождавший Ирину. Перед выборами Ирина вела агитацию за брата среди духовенства, бояр, купечества, простого люда. Есть свидетельства о том, что Годуновы нередко прибегали к подкупу.
Ирина благословила брата на царство 21 февраля 1598 г. Земский собор 17 (27) февраля 1598 года избрал Бориса.
Умерла в 1603 году в монастыре, за 2 года до смерти брата.
Как и все царицы, была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля.
Остатки погребального инвентаря из саркофага, относятся к монашескому облачению, как и фрагменты чёрной шерстяной схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы, который хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба ещё в 1929 году.
Образ Ирины Годуновой в кино: