брэд питт загадочная история бенджамина баттона
Брэд Питт запутался в возрасте
Поведению Бенджамина Баттона актер учился в домах престарелых.
Премьера фильма Дэвида ФИНЧЕРА «Загадочная история Бенджамина Баттона» в Америке состоялась 25 декабря. В России же показ начнется с 5 февраля. Сценарий Эрика РОТА («Форрест Гамп») основан на книге Ф.Скотта ФИЦДЖЕРАЛЬДА и рассказывает удивительную историю человека, живущего «наоборот». Герой родился старичком и с каждым годом становится моложе, встречает любовь. Брэд ПИТТ, сыгравший в фильме главную роль, говорит, что для него было очень сложно соотнести внешний вид персонажа и его фактический возраст. Воспоминаниями о съемках актер поделился с французским изданием.
— Брэд, что было для вас самым тяжелым в работе над образом Баттона?
— Не запутаться. На площадке постоянно присутствовал человек, который напоминал, сколько в данном эпизоде мне лет. Я как мантру повторял про себя: «В этой сцене я выгляжу на 67 лет, но на самом деле мне 14». Это сбивало с толку. Приходилось менять не только внешность, но и голос, тембр, манеру говорить. Я будто реально «жил» в обратном направлении.
— Вам очень точно удалось передать «старость».
— Один из моих друзей работает в доме престарелых. Он поделился со мной наблюдением: в конце жизни люди перестают хвастаться своими успехами и победами. Они говорят только о тех, кого любят, о своих больших огорчениях, разочарованиях и сожалениях, случившихся в течение жизни. Многое из рассказов приятеля я использовал в фильме.
— Сейчас малыши стали лучше спать по ночам. Уже не так с ними хлопотно. Вообще, они достаточно самостоятельные. В нашей семье царит негласное правило: каждый уважает личное пространство другого.
— Почему вы выбрали дом именно на юге Франции? Кстати, вы владеете французским? Анджелина на днях поразила журналистов безупречным знанием языка.
Дом на Лазурном берегу мы выбрали потому, что нам понравилась местность. Здесь дети смогут свободно себя чувствовать и играть, где им захочется, чтобы никто их не донимал. Соседи не проявили к нам никакого интереса, и это приятно. Я думаю, мы тут надолго осядем.
Кадр из фильма Дэвида ФИНЧЕРА «Загадочная история Бенджамина Баттона»
— Да. Продукты этой марки изготавливаются из 100 %-го «живого» сырья. Я недавно узнал, что в обычных духах содержится только три натуральных ароматизатора, а все остальные созданы на токсичной основе. При использовании пульверизатора, вредные выбросы попадают в атмосферу.
— Как еще ваша семья борется с загрязнением природы?
Кадр из фильма Дэвида ФИНЧЕРА «Загадочная история Бенджамина Баттона»
— Около шести месяцев назад в одном из интервью Анджелина обмолвилась, что хочет пополнить семейство. Это правда?
Загадочная история Бенджамина Баттона
Загадочная история Бенджамина Баттона
Загадочная история Бенджамина Баттона | |
The Curious Case of Benjamin Button | |
Жанр | |
---|---|
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (англ. The Curious Case of Benjamin Button ) — фильм Дэвида Финчера, премьера которого состоялась 25 декабря 2008 года в США (в России — 5 февраля 2009 года), снят по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Так как рассказ был небольшим, сценарист Эрик Рот превратил его «в 200-страничный сценарий, описывающий 80 лет жизни этого необычного человека».
Содержание
Сюжет
В начале XX века, в восьмидесятилетнем возрасте рождается Бенджамин Баттон (Брэд Питт) и начинает жить задом наперёд (то есть он рождается стариком и молодеет с каждым днём). Он сталкивается со сложностями, когда влюбляется в десятилетнюю девочку (героиня Кейт Бланшетт). События фильма начинаются во время Первой мировой войны (по сюжету Баттон родился в 1918 году в день её окончания) и продолжаются до 2005 года. Фильм явно демонстрирует черты стилистики магического реализма.
В ролях
Релиз
Изначально релиз фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» был назначен на май 2008 года, но позже дату премьеры перенесли на 26 ноября 2008 года. [2] Несмотря на это, премьерный показ фильма состоялся в США 25 декабря 2008, В Мексике 16 января 2009, в Англии 6 февраля 2009. [3]
Капкан времени — «Загадочная история Бенджамина Баттона»
В нашей коллекционной серии «Сеанс. Лица» обновление — сборник, посвященный Дэвиду Финчеру (купить его можно здесь). Публикуем одну из вошедших в книгу статей: Максим Семеляк рассуждает о «Загадочной истории Бенджамина Баттона» в контексте финчеровской фильмографии.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» с отчаянным всхлипом разрушает одну из хрустальных фантазий человечества — о прелестях обратной перспективы и течения времени вспять. Безумный часовщик, потерявший на Первой мировой сына, с горя конструирует брегет‑оксюморон, где стрелки идут справа налево. В день окончания войны в Новом Орлеане на свет появляется ребенок‑старец с артритом и катарактой. Отец сдает его в дом престарелых, где новорожденный начинает жить задом‑наперед, как пела остроумная французская рок‑группа Stinky Toys — getting younger every day, — с тем, чтобы спустя 85 лет умереть младенцем с деменцией.
Фильм формально снят по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, но сценаристы Эрик Рот и Робин Сквайрод сделали все, для того чтобы перевести стрелки с достаточного язвительного первоисточника на куда более трепетные и мучительные переживания (в конце концов, не зря же у Рота за спиной была экранизация «Форреста Гампа»).
Оригинальный текст по настроению больше напоминает историю про Вечного Жида из «Золотого теленка», а если говорить о невольной метафорической (и при этом весьма точной) экранизации, то таковой может послужить знаменитая сцена, где Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (из фильма «Безопасность прениже всего!», он был снят в 1923‑м, рассказ Фицджеральда опубликован за год до). Фицджеральд написал обычный ехидный рассказ о нравах своей (да и всякой другой) эпохи. Вот характерная цитата:
Одно лишь тревожило Бенджамина Баттона: он больше уже не испытывал влечения к своей жене. К этому времени Хильдегарде исполнилось 35 и у нее был 14‑летний сын Роско. […] «Подумать только! — говорили вокруг. — Какая жалость! Такой молодой человек, а женат на 45‑летней старухе! Да ведь он лет на двадцать ее моложе».
Рот и Финчер перенесли действие из сталелитейного Балтимора в чувствительный Новый Орлеан. Возлюбленная Баттона из Хильдегард превратилась в Дэйзи (тоже в общем фицджеральдовское имя, но из куда более душещипательного текста). Осмеянное же Фицджеральдом «влечение» обернулось одной из самых пронзительных любовных историй, когда‑либо показанных на экране: «Я была так молода, а ты был так стар».
«Загадочную историю Бенджамина Баттона» можно включить в своеобразную идеологическую трилогию, затрагивающую различные аспекты хронореальности. В нее также войдут «Необратимость» (2002) Гаспара Ноэ с его приведенным в исполнение приговором «время разрушает все» и «Довод» Кристофера Нолана (2020) с его идеей инвертированного времени. Эти три режиссера — ключевые поп‑культурные герои 2000‑х (Финчер, впрочем, раскрылся еще в 1990‑х, но многие отмечали, что ранние его фильмы как раз опережали свое время, ненамного, лет на десять).
Если же говорить о высоком градусе чувства, то ближайший фильм‑побратим «Баттона» — это снятые за десять лет до него «Любовники полярного круга» (1998) Хулио Медема. Как и Финчер, Медем тестирует идею палиндромичности жизни, где даже имена героев читаются в обе стороны: Ана, Отто, наконец, сам Медем. Как и Финчер, он понимает, что любая сконструированная обратимость лишний раз свидетельствует о том, что никто не придет назад.
В «Загадочной истории» за кадром сказано: «Взросление — странная вещь: смотришь на человека, и вдруг кто‑то другой занимает его место». Общее время к нам абсолютно безразлично, оно занимается подменой вплоть до полного уничтожения субъекта. Однако внутри этого линейного исторического времени у нас остается шанс нащупать собственную темпоральность. Финчер здесь как будто вторит Витгенштейну, для которого реальность — понятие более сложное, нежели мир как таковой. Реальность может включать в себя вымысел и различные потенциальные возможности — словом, все то, чего не может быть. Другой его ориентир — теоретик времени Джулиус Фрейзер, как раз писавший о том, что у каждого человека может быть своя темпоральная особенность, и в этом смысле каждый из нас — Баттон, потому что наше личное время не обязано совпадать с временем историческим.
Общее время губительно. В «Загадочной истории» есть не только античасы, запущенные вспять и тонущие в финале в реке времен, но и куда более скромный, но не менее фатальный будильник, который забыли поставить вовремя, в результате чего из‑за нашей неизбежной чувствительности к начальным условиям Дэйзи попадает под машину и больше не может танцевать. (Кстати, в финчеровской «Игре» герой Майкла Дугласа делает один из последних шагов к своей подлинной человеческой сути, избавившись наконец в Мексике от золотых часов).
Голос Баттона‑рассказчика здесь странным образом напоминает советский документальный фильм «Стрела времени» (1986): там за кадром Смоктуновский каменным голосом зачитывал из книги Экклезиаста про время обнимать и время избегать объятий. Финчер, по сути, предлагает то же самое утешение — на выбор. Как говорит в «Загадочной истории» капитан судна, на котором служит Баттон: «Когда понимаешь, что конец, надо смириться». Однако смириться можно только после того, как почувствуешь себя кем‑то. Умирает не просто забитый татуировками капитан буксира — в своем автономном времени он был художник. Чтобы обрести этот отрезок автономного времени, нужно воплотить в себе некое свойство или просто создать конфигурацию события. Об этом и говорит в финале Баттон‑Питт: «В некоторых ударяют молнии, у кого‑то есть музыкальный слух, некоторые плавают, некоторые знают толк в пуговицах, некоторые матери, а некоторые танцуют». Смирение, о котором говорил капитан, по всей видимости, и заключается в формировании своей единичности и связанной с этим внутренней длительностью.
Когда непристойно омолодившийся Бенджамин приходит в школу танцев к постаревшей Дэйзи (у Юрия Трифонова в романе «Время и место» есть выражение «нестерпимо старый» — так вот Питт в этой сцене именно что нестерпимо молодой), это своего рода пародия на появление того же Питта в виде Тайлера Дердена в мехах в соответствующем эпизоде «Бойцовского клуба», да и финальная реплика оттуда («Ты встретила меня в очень странное время моей жизни») очень подходит герою «Баттона».
Дэйзи объясняет Баттону: «Вся суть танца в равновесии: рано или поздно ты это равновесие потеряешь и больше никогда его не вернешь». Равновесие — это основа любви, которая в свою очередь есть высшая форма хронологического совпадения. Его в фильме описывают словами: «Мы догнали друг друга». Сломанные часы показывают правильное время дважды, а те, что на ходу, то есть часы биологические, — без разницы, в какую сторону они идут, — только один раз.
Что касается того внутреннего времени, которое не отражается на часах, о нем лучше всего сказано у Филипа Рота в позднем романе «Людское клеймо»: «Ничто не длится — и ничто не проходит. Не проходит именно потому, что не длится».
Загадочная история Бенджамина Баттона | ||
---|---|---|
166 минут | ||
Страна | Соединенные Штаты | |
Язык | английский | |
Бюджет | 150–167 млн. Долл. США | |
Театральная касса | 335,8 млн. Долл. США |
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Вечером 11 ноября 1918 года родился мальчик с внешностью и болезнями пожилого человека. В то время как мать ребенка, Кэролайн, умирает вскоре после родов, отец, Томас Баттон, бросает младенца на крыльце дома престарелых. Куини и мистер «Тиззи» Уэзерс находят ребенка, и Куини решает воспитать его как своего собственного, назвав его Бенджамином.
В мае 1945 года Бенджамин возвращается в Новый Орлеан, воссоединяется с Куини и узнает, что Тиззи умерла некоторое время назад. Несколько недель спустя он воссоединяется с Дейзи; они идут ужинать. Не сумев впоследствии соблазнить его, она уходит. Позже Бенджамин воссоединяется с неизлечимо больным Томасом, который показывает, что является отцом Бенджамина, и оставляет Бенджамину свою компанию и его имущество.
В 1962 году Дейзи возвращается в Новый Орлеан и воссоединяется с Бенджамином. Теперь, имея сопоставимый физический возраст, они влюбляются и вместе отправляются в плавание. Они возвращаются, чтобы узнать, что Куини умерла, а затем переезжают вместе. В 1967 году Дейзи, открывшая балетную студию, сообщает Бенджамину, что беременна; весной 1968 года она родила девочку Кэролайн. Полагая, что он не может быть полноценным отцом для своей дочери из-за обратного старения, Бенджамин продает свои активы, оставляет вырученные деньги Дейзи и Кэролайн и уезжает следующей весной. ; он путешествует один в течение 1970-х годов.
Бенджамин возвращается к Дейзи в 1980 году. Теперь, когда Дейзи замужем, она знакомит его как друга семьи со своими мужем и дочерью. Дейзи признает, что он был прав, уходя; иначе она бы не справилась. Позже она навещает Бенджамина в его отеле, где они снова расстаются.
Бенджамин рассказывает о том, для чего люди были призваны в этот мир, а монтаж представляет самых значимых людей на протяжении всей его жизни. Фильм заканчивается сигналом тревоги, когда Катрина наводняет складское помещение, в котором хранятся часы мистера Гато, которые продолжают идти назад.
Бросать
Производство
Разработка
Кастинг
Как создавался фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)
В основе фильма лежит короткий рассказ Фрэнсиса Фицджеральда. Примечательно, что от рассказа сценарий отличается буквально во всём.
Рассказ собирались экранизировать ещё в середине 90-х годов. Над этим в разные периоды трудились Рон Ховард, Спайк Джонс, а также Стивен Спилберг.
В 1994 году Стивен Спилберг уже хотел приступить к экранизации рассказа. Он пригласил для съёмок в фильме Тома Круза.
А в 1998 году Рон Ховард собирался пригласить на съёмки Джона Траволту.
Актриса, которая могла бы сняться в фильме
Для съёмок в фильме была приглашена Рэйчел Вайс. Но она была вынуждена отказаться из-за занятости в других проектах.
Съёмки
Съёмочный процесс сильно затянулся (снимали фильм в течение полугода). Но продолжительный процесс съёмок можно объяснить сложностями, с которыми столкнулись специалисты по спецэффектам.
Брэд Питт позже вспоминал, что иногда ему приходилось проводить по 5 часов в кресле гримёра.
Некоторые эпизоды показывают Мурманск времён Великой Отечественной войны. Но на самом деле герои фильма не могли бы так просто гулять по Мурманску, поскольку 90% всех зданий города было уничтожено налётами Люфтваффе.
Примерно так выглядел Мурманск в те годы:
В фильме есть отсылка на ленту «Бойцовский клуб», когда отец Бенджамина спрашивает о «доме на Бумажной улице».
Кинематографисты тесно сотрудничали с Levi’s, чтобы получить предметы одежды из коллекции винтажной одежды Levi’s для разных периодов времени.
Фильм стали снимать в Новом Орлеане из-за налоговых льгот, предоставленных компаниям после разрушительного наводнения, уничтожившего экономику города.
Кадры со съёмок
Порция занимательного
Оказывается, что это первый фильм Дэвида Финчера, который получил рейтинг PG-13.
Фильм запрещен к показу в Бутане из-за религиозных вопросов. Значительная часть бутанцев исповедует буддизм.
Лента входит в список Стивена Шнайдера «1001 фильм, который вы должны увидеть перед смертью».
Дэвид Финчер признал, что причина, по которой Брэд Питт перестал изображать Бенджамина для его финальных сцен как мальчика и младенца заключается в том, что бюджет на спецэффекты был исчерпан.