броненосец победа альтернативная история
Как в 1903 году одержать победу над Японией без единого выстрела или иной броненосец «Победа»
Напало как-то недавно на меня пацифистское настроение. И родилась мирная такая альтернатива про РЯВ, без выстрелов и крови.
Основной тезис такой — надо создать во второй половине 1903 года такие условия, при которых Японии не выгодно нападать на Россию. Что же могло удержать Японию от начала давно готовившейся войны? Только одно, — весомое превосходство русского флота, при отсутствии сухопутной границы с Российской империей, Кореей и Манчжурией. Причём превосходство РИФа должно быть серъёзным, но конечно в рамках отпущенных в РИ средств на постройку военных кораблей. Кроме того, все корабли должны вступить в строй до осени 1903г, т.е. на год раньше, чем в РИ. Попробуем достич заявленных целей не слишком отдаляясь от действительности того времени.
Итак на дворе начало 1898г. Флотское начальство на распутье: стапеля освобождаются, а отечественных проектов броненосцев нет, точнее есть- типа «Пересвет», но как-то строить его не хочется, другой проект — «Потёмкин», вообще почему-то не рассматривается, одна надежда, — на иностранцев. И они тут как тут, — нате вам проекты «Цесаревича» и «Ретвизана»!
По инерции всё же закладывается «Победа» и собирались строить ещё один ЭБР с 10″ артиллерией. Теперь смешаем в кучу инерцию и проект «Цесаревича», так понравившийся г.-а. в.к. Алексею Александровичу. При этом постройку во Франции «Цесаревича» трогать не будем, ну любил г.-а. строить корабли в прекрасной Франции, не будем отказывать ему в этом, в конце концов Франции занимала России немаленькие суммы, почему бы части кредита не быть связанным.
И вот в июне 1898г балтийский завод, имея на руках эскизный проект «Цесаревича», предлагает «адскую смесь» трёх броненосных судов,- «Адмирала Нахимова», «Победы» и «Цесаревича» в одном флаконе. От «Цесаревича», относительно лёгкие и компактные котлы и машины, от «Адм. Нахимова» — схема расположения башен главного калибра, от «Победы»- корпус, орудия и всё остальное.
Кратко ТТХ проекта такие:
ВИ — 12674т(пр.), 13300т(факт.)
Мощность механизмов — 16300 лс
Скорость- 19 узл(кратковременно при искусственной тяге до 20узл)
Вооружение- 8-10″/45, 12-6″, 22-75мм, 4-37мм, 2-63,5мм, 3 ТА
Запас угля норм./полн. — 1100т/3100т
Дальность плавания 10 узл ходом факт./расч. — 6800 миль/8000 миль
Корпус в основном повторял корпус ЭБР «Победа» РИ, с несколько иными межпалубными расстояниями, без меднодеревянной обшивки и был ниже на 2 фута 4″, учитывая размещение дополнительных 10″ башен на навесной палубе. Бронирование почти повторяло «Цесаревич», — главный пояс, высотой 4,06м, между двух бронепалуб. Противоминная переборка отсутствовала. Подробнее бронирование представлено на схемах.
Для того, чтобы не увеличивать экипаж отказались от установки 47мм пушек и сократили кол-во 37мм орудий. Отсутствовали также бортовые надводные ТА. Из нормальной нагрузки исключили 50 мин заграждения, а погреб для них перенесли в корму.
Постатейно нагрузка выглядела так :
Артиллерия и б/з с броней башен и барбетов — 2052т
Вертикальное бронирование — 1770т
Горизонтальное бронирование — 1000т
Минное вооружение — 100т
Норм. запас угля — 1100т
Снабжение и др. — 502т.
При обсуждении проекта указывались положительные его стороны: возможность немедленной закладки, меньшая стоимость по сравнению с таковой «Цесаревича» на 2,5 млн. руб., окончание строительства серии из 5 кораблей в 1903г, что позволяло не сильно отстать от Японии по срокам. Кроме того, предлагавшийся проект был несколько быстроходнее «Цесаревича», превосходил его по весу выпускаемого металла в минуту и обладал несравнимо большей автономностью, что было особенно важно при действии на Тихом Океане.
Относительную маломощность 10″ орудий оправдывало то, что данные ЭБР строились в противовес Японским броненосцам 2-ого класса, противостоять же японским ЭБР 1-ого класса должны были ЭБР с 12″ орудиями, коих намечалось иметь не менее 6 штук к 1903г(вкл. «Сисой Великий»). При этом бой с японскими ЭБР 1-ого класса был вполне возможен, учитывая защиту 1-ого класса и примерно равную массу минутного залпа. Т.е. предлагался относительно простой, дешёвый и мощныё ЭБР, состоявший из освоенных промышленностью элементов (кроме МКУ).
Посетившая в конце ноября 1901г Петербург, японская делегация во главе с бывшем главой кабинета министров Х. Ито застала 4 ЭБР спущенными на воду и энергично достраиваемыми. В большей степени готовности находились ещё два ЭБР, — «Ослябя» и «Пересвет». Ещё два ЭБР находились на стапелях Балтийского завода. Но на тот момент политика конфронтпции с Россией не претерпела измений, зная русское долгостроительство.
В Токио подсчитали силы: против 6 броненосцев 2-ого класса с 24-8″ орудиями русские будут иметь столько же кораблей с 34-10″ пушками на борт, да плюс ещё 4 БРК с 8-8″ орудиями. Из телеграммы следовало, что через 3-4 месяца новые русские ЭБР придут на ДВ. Надо или начинать войну немедленно, или ждать вступления в строй ЭБР «Касима» и «Катори». К немедленной войне Япония готова не была(1-2 месяца), к тому же Россия сделала ряд непринцыпиальных уступок на переговорах по Корее и Манчжурии. Японцы, скрипя зубами, были вынуждены также сделать временную(как им казалось) уступку по Корее.
1903 год закончился подписанием русско-японского договора по разграничению сфер влияния в Манчжурии и Корее. В этот момент 6 новых русских ЭБР уже как две недели стояли в Порт-Артуре.
Р.S. ЭБР типа «Победа» были заложены в 1898-1900 годах, спущены на воду в 1900-1901 годах. Несмотря на многочисленные экстренные работы на верфях, пять кораблей серии были достроены только к сентябрю 1903 года, что объяснялось задержками в поставках брони и орудий. Так например, на ЭБР «Князь Суворов» 6″ орудия весной 1903 г установили предназначавшиеся ранее на черноморский ЭБР «Кн. Потёмкин-Таврический». Неофициально эскадру часто называли «экстренной» и говорили — «служу на экстре», «ушёл на экстре»(не путать слово «экстра» с названием хорошей водки эпохи застоя).
Альтернативный броненосец «Победа», или как в 1903 году победить Японию без единого выстрела
По инерции всё же закладывается «Победа» и собирались строить ещё один ЭБР с 10″ артиллерией. Теперь смешаем в кучу инерцию и проект «Цесаревича», так понравившийся г.-а. в.к. Алексею Александровичу. При этом постройку во Франции «Цесаревича» трогать не будем, ну любил г.-а. строить корабли в прекрасной Франции, не будем отказывать ему в этом, в конце концов Франции занимала России немаленькие суммы, почему бы части кредита не быть связанным.
Кратко ТТХ проекта такие:
Скорость- 19 узл(кратковременно при искусственной тяге до 20узл)
Вооружение- 8-10″/45, 12-6″, 22-75мм, 4-37мм, 2-63,5мм, 3 ТА
Для того, чтобы не увеличивать экипаж отказались от установки 47мм пушек и сократили кол-во 37мм орудий. Отсутствовали также бортовые надводные ТА. Из нормальной нагрузки исключили 50 мин заграждения, а погреб для них перенесли в корму.
Постатейно нагрузка выглядела так :
При обсуждении проекта указывались положительные его стороны: возможность немедленной закладки, меньшая стоимость по сравнению с таковой «Цесаревича» на 2,5 млн. руб., окончание строительства серии из 5 кораблей в 1903г, что позволяло не сильно отстать от Японии по срокам. Кроме того, предлагавшийся проект был несколько быстроходнее «Цесаревича», превосходил его по весу выпускаемого металла в минуту и обладал несравнимо большей автономностью, что было особенно важно при действии на Тихом Океане.
Относительную маломощность 10″ орудий оправдывало то, что данные ЭБР строились в противовес Японским броненосцам 2-ого класса, противостоять же японским ЭБР 1-ого класса должны были ЭБР с 12″ орудиями, коих намечалось иметь не менее 6 штук к 1903г(вкл. «Сисой Великий»). При этом бой с японскими ЭБР 1-ого класса был вполне возможен, учитывая защиту 1-ого класса и примерно равную массу минутного залпа. Т.е. предлагался относительно простой, дешёвый и мощныё ЭБР, состоявший из освоенных промышленностью элементов (кроме МКУ).
В Токио подсчитали силы: против 6 броненосцев 2-ого класса с 24-8″ орудиями русские будут иметь столько же кораблей с 34-10″ пушками на борт, да плюс ещё 4 БРК с 8-8″ орудиями. Из телеграммы следовало, что через 3-4 месяца новые русские ЭБР придут на ДВ. Надо или начинать войну немедленно, или ждать вступления в строй ЭБР «Касима» и «Катори». К немедленной войне Япония готова не была(1-2 месяца), к тому же Россия сделала ряд непринцыпиальных уступок на переговорах по Корее и Манчжурии. Японцы, скрипя зубами, были вынуждены также сделать временную(как им казалось) уступку по Корее.
1903 год закончился подписанием русско-японского договора по разграничению сфер влияния в Манчжурии и Корее. В этот момент 6 новых русских ЭБР уже как две недели стояли в Порт-Артуре.
Эскадренные броненосцы типа «Победа» (Орлы Отечества)
Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю потихоньку публиковать эскадренные броненосцы «Орлов Отечества», и сегодня очередь 2-й серии кораблей для Тихоокеанского флота. Статья, скажем так – не шибко выдающаяся, ибо пишется «на коленке» и в процессе решения других дел, да и корабли, описанные в ней, мне хоть и нравятся, но не настолько, чтобы обильно растекаться мыслию по древу. Хотя кто его знает, сколько текста получится в результате… В общем, поехали.
Вступление
В «Орлах Отечества» я этот момент решил исправить. Я уже говорил об этом – общие черты кораблей для различных ТВД будут различаться, причем довольно сильно. На Тихом океане будут самые лучшие броненосцы – большие, мореходные, с мощной артиллерией СК в казематах и по возможности скоростные, на Балтике – хорошо защищенные «мамонты» вроде «Наварина», с постепенным развитием в полностью башенный ЭБР вроде «Бородина» через «Полтаву» (у меня «Полтавами» будут другие корабли), на Черном море будут «экономичные» броненосцы с ограниченной дальностью хода, но мощной бронезащитой. Это все как бы было и в реальности – но эту тему я разовью еще больше.
К чему я это все пишу? А к тому, что очень многие «эксперименты» реального РИФ вписываются так или иначе в концепцию какого-то флота, но при этом реально эти корабли могут реально принадлежать совершенно другому флоту. Так случилось и с этими кораблями, в которых вы без труда узнаете «Двенадцать Апостолов», который сильно потолстел и стал более серьезным зверем. Да, я знаю, что это корабль Черноморского флота, как и знаю, что это была скромная эконом-версия «Екатерин», и частично их развитие. Несмотря на это, я увидел в этом корабле потенциал именно океанского корабля для Тихоокеанского флота – надо было всего лишь убрать «экономические» решения и сделать его размером и водоизмещением не меньше, чем у меня получился «Император Александр II». И все! Без реального «Двенадцати Апостолов» Черноморский флот проживет, а вот альтернативному броненосцу на Черном море будет тесно, да и мореходность (высота борта не меньше чем у «Александра») позволяет его отправлять в дальние плавания без опасений – тем более если вспомнить, сколько раз и как далеко заплывал куда более низкобортный «Наварин».
Короче, отправляется «Двенадцать Апостолов» у меня на Тихий океан. Но такое дело – это название у меня напрочь ассоциируется с черноморскими кораблями, потому оставить его кораблю я не могу. Так что называться этот броненосец у меня будет иначе. И среди прочих доступных названий я выбрал три, для трех кораблей серии – «Победа», «Россия» и «Император Александр I».
Проектирование и постройка
«Двенадцать Апостолов» «Победа» на Дальнем Востоке, середина 1890-х годов. Реальные барбетные установки броненосца мне люто не нравятся, потому свои отрисовывал на базе «Александровских».
Проектирование следующих после серии типа «Император Александр II» броненосцев началось еще в 1881 году. Первоначально не планировалось вносить в проект какие-то серьезные изменения – машины чуть мощнее, брони чуть больше (за счет полноценной защиты казематов), немного больше автономность. Тем не менее, когда стало ясно, что достройка головного корабля предыдущей серии задерживается, проект отложили в долгий ящик, предпочтя на временно свободных мощностях Балтийского завода и Соломбальской верфи построить очередную пару броненосных крейсеров, на сей раз – типа «Адмирал Нахимов» [1]. Эта задержка в перспективе сыграла положительную роль в истории проекта.
К чертежному столу и расчетам вернулись в 1884 году, когда близилось время спуска на воду «Александра II». К тому моменту ситуация немного изменилась – Обуховский завод уже приступил к разработке нового «комплекта» 35-калиберной артиллерии, и вполне здравым было рассчитывать корабль под ее размещение. Вместе с тем часть инженеров МТК, участвовавших в проекте, выступили за то, чтобы обеспечить полноценную бронезащиту всем 152-мм орудиям – на случай «боя с многочисленным и слабовооруженным противником, который может нанести небронированной батарее серьезный урон». В результате проект пережил перекомпоновку – вместо гладкой верхней палубы появился спардек, четыре крайние 152-мм пушки перенесли в него, всю компоновку артиллерии «обжали» и защитили получившийся каземат 127-мм броней. Кроме того, было решено добавить короткий 254-мм верхний пояс, который защитил бы пространство между казематом и главным поясом на всем его протяжении. В результате броненосец получил бронезащиту хорошей площади, которая позволит ему в будущем чувствовать себя более или менее уверенно под огнем скорострельных среднекалиберных пушек. Усилили и противоминную артиллерию, которая отныне состояла из 30 орудий трех типов калибром 37 и 47 мм. Остальные характеристики, за исключением мощности машин и калиберности орудий, остались без изменений.
«Россия» во время визита в Австралию, 1893 год
После закладки трех кораблей, получивших названия «Победа», «Россия» и «Император Александр I», некоторое время сохранялись опасения по поводу скорости их постройки из-за проблем, которые возникали при постройке предыдущих кораблей. Затруднения могли возникнуть и из-за главного поставщика артиллерии, Обуховского завода, который в 1885-1886 переживал крупномасштабную модернизацию мощностей и испытывал сложности со своевременным производством орудий. По контракту корабли следовало предъявить к испытаниям спустя 52 месяца после закладки, по факту же броненосец «Россия» был закончен за 48 месяцев, «Император Александр I» – за 53, а «Победа» – за 58. При этом Соломбальские верфи отстали от графика из-за независящих от них условий, а подрядчик Адмиралтейского завода поставил негодные машины, из-за чего их пришлось перезаказывать с соответствующей потерей времени. В результате МГШ признал все условия контрактов выполненными, и не наложил никаких штрафов на верфи.
«Двенадцать Апостолов» «Россия» во время визита в Николаев Нагасаки.
«Победа» (ТФ), Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 18.05.1885/29.09.1887/03.02.1890
«Россия» (ТФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург – 18.05.1885/04.08.1887/12.05.1889
«Император Александр I» (ТФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 21.05.1885/20.09.1887/ 18.10.1889
Водоизмещение: нормальное 10 900 тонн, полное 11 500 тонн
Размерения: 106,5×21,2×8,4 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 16 цилиндрических котлов, 12 500 л.с. = 16 узлов
Запас топлива: 500/1000 тонн угля
Дальность: 5000 миль (9 узлов)
Броня (сталежелез.): нижний пояс 203-356 мм, верхний пояс 254 мм, траверзы 229 мм, каземат 127 мм, барбеты 254-305 мм, колпаки на барбетах 64 мм, рубка 254 мм, палуба 51-64 мм
Вооружение: 4 305/35-мм, 12 152/35-мм, 14 47/45-мм и 6 47-мм револьверных, 8 37-мм орудий, 5 381-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 773 человека
В 1902 году сняты все 47-мм орудия, вместо них установлены 12 87/45-мм пушек.
История службы
«Двенадцать Апостолов» «Император Александр I» собственной персоной
Примечания
1) Скорее всего, это будет не реальный «Адмирал Нахимов». Ну т.е. совсем – реальный корабль в концепцию флота, несмотря на свои преимущества, не вписывается вообще. Как бы ни странно это звучало, но весьма вероятно, что альт-«Нахимов» будет скорее немного уменьшенным «Рюриком» – так как «Рюрику» в начале 90-х места во флоте нет, но в начале 80-х он вполне себе смотрится как финал развития броненосных крейсеров-рейдеров.
2) Принадлежит к типу «Полтава», но повторюсь опять – это будут совершенно не те «Полтавы», которых можно ожидать. От собственно реальных «Полтав» там нет ничего, не считая названий.
3) В случае с моей альтернативной 1-я эскадра – это корабли, которые базируются в Порт-Артуре, а 2-я — это собственно отряд кораблей Владивостока.
4) Выделить-то я выделил, а вот подробностей пока не будет. Вообще, вся историческая часть, пока не будут написаны соответствующие исторические посты, пока что «неофициальна» и не утверждена окончательно.
Непобедимая «Победа» или линейный крейсер для 1-й Тихоокеанской эскадры
Я иногда, не комментирую интересные материалы. Просто ставлю «плюс» и внимательно слежу за дискуссией. И вот буквально на днях, я внимательно следил за обменом мнением двух уважаемых коллег, по поводу, что считать линейным крейсером применительно к русско-японской войне. Или точнее быстроходным крылом эскадры. И вот следя за дискуссией я поймал себя на мысли, а действительно ли можно получить практически полноценный линейный крейсер к русско-японской войне.
Итак, я прекрасно понимаю, что все коллеги имеют представление, что такое линейный крейсер. В чем главные отличия линейного крейсера от линкора. Калибр орудий у линейных крейсеров и линкоров совпадает, но у линейного крейсера орудий меньше. Мощность энергетической установки и соответственно скорость больше. Соответственно показатели скорости, достигаются за счет ослабления бронирования или за счет дальности хода. Итак, параметры заданы, остается погрузиться в мир отвязной альтернативы. Сразу оговорюсь это ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ несерьезная альтернатива скорее шутка не более того. Я не вкладывал в эту альтернативу никаких глобальных планов и лишь частично в некоторых местах она перекликается с «Мы наш, мы новый, флот построим…». Так, что уважаемые коллеги, просто расслабьтесь и наслаждайтесь. Приятного чтения.
Начало нового 1894 года в Адмиралтействе походило на пожар в курятнике. Адмиралы и прочая адмиралтейская шушера заполошено метались по кабинетам. В воздухе витало страшное слово «Ринаун». Кто-то произносил его с восторгом, кто-то с ужасом. Те, кто произносил с восторгом, со всей ответственностью считали, что «Ринаун» это та волшебная палочка с помощью которой можно решить все проблемы Российского флота. В их сладких мечтах уже виделись орды относительно дешевых русских «Ринаунов», сметающих все на своем пути. Те же кто всуе поминал «Ринаун» с ужасом, истошно крестились. «Дак, как же это, да что же это. И как нам сирым и убогим этого супостата одолеть. Он же гад, один, весь наш крейсерский флот, враз секвестирует. Ой, лышенько православные». Срочно был объявлен конкурс – «на истребителя, гада заморского». Т.е. проект «сильного современного броненосца, скорее охарактеризованного броненосным крейсером».
Несомненным победителем конкурса стал проект, разработанный МТК и Балтийским заводом. И вот в процессе обсуждения проекта, из задних рядов, какой-то капитанишка I ранга, имя которого история не сохранила, тихо пискнул – «А может быть главный калибр двенадцать дюймов». На него тотчас зашикали маститые теоретики морского дела, капитанишка стушевался и исчез.
Капитан, то исчез, а вот слово, брошенное им осталось. По адмиральским кабинетам зашелестело – «Ну, конечно, же православный 12-дюймовый. Как мы сами не додумались. Гады заморские 12-дюймового дюже как боятся. Прямо таки не выносят» — «Ага и скорость, скорость побольше. Потому, что если, что пойдет не так, то тактическое отступление, наше все. Ведь тактическое отступление, это никакое не бегство, это такой важный элемент ведения морского боя» — «А дальность?» — «Дальность, конечно побольше, чтоб тактически отступать куда было» — «Господа, господа, а за счет всего этот банкет?» — «Конечно за счет брони. Как там нам завещали великие предки – Лучшей броней наших кораблей является мужество русских моряков – Вот пущай мужество и доказывают, а то привыкли за казенный счет, ряхи отъедать» — «Ага, точно. Мужество русских моряков и тактическое отступление, наше все».
Так как Николай II, дал разрешение, только на два броненосца «Пересвет» и «Ослябю» решено было вместо задуманного третьего броненосца «Победа» заложить броненосец с 305-мм орудиями.
Вызванные в Адмиралтейство корабельные конструкторы, готовы были взяться за проект. За основу был взят тот же «Пересвет» но 2х2х305-мм орудиями, увеличенным до 20 улов скоростью и ослабленным бронирование. Однако когда посчитали водоизмещение с учетом всех хотелок адмиралов, то прослезились. Водоизмещение новоявленного «Пересвета» приближалось к 16 000 тонн. Соответственно возрастала и цена. Адмиралы мудро обозвав, скопом всех кораблестроителей – «Дураками» и натужно пукая с жутким скрипом проворачивающихся ржавых шестеренок, принялись рожать новое техническое задание.
Как ни стремились адмиралы к отечественному производителю, но все же с горечью пришлось констатировать, что без зарубежного опыта, никак не обойтись. Конкурс перешел в разряд международных. Но и здесь русские адмиралы понимания не нашли. На словах иностранные верфи готовы были на, все что угодно, но как дело доходило до цифр, начинали неприлично хихикать, роняя авторитет русского адмиралитета.
Два года проект висел в воздухе. Пока в поле зрения русских адмиралов не попала итальянская верфь «Орландо». Основные судостроительные мощности итальянского военного кораблестроения были сосредоточены на «Ансальдо». А «Орландо» было падчерицей итальянского флота. Пока на «Ансальдо» сыпался щедрый дождь военно-морских заказов, «Орландо» довольствовалась крошками с барского стола. И поэтому она находилась в непрерывном поиска заказов на стороне. Русский заказ мог оживить орландовские верфи. Наивные итальянцы полагали, что легко очаруют суровых и дубоватых русских адмиралов. Главным соблазнителем должен быть стать проект броненосного крейсера типа «Гарибальди» с установкой двух 305-мм орудий. Ага. Как бы, не так. За свои деньги адмиралы хотели получить ВСЕ.
Практически насмерть адмиралы стояли за 2х2х305-мм. Но, в конце концов, после трудных и долгих переговоров был принят компромисс, вместо четырех орудий ГК, было решено установить три. Носовая башня должна была стать двухорудийной, а кормовая одноорудийной. Проект менялся на глазах. Водоизмещение выросло почти на 2 тыс. тонн. Изначальная проектируемая длина корабля с 111,8 м, увеличилась до 138,5 м. А потом еще возросла до 142,0 метра. Ширина с 18,2 увеличилась до 21,2 метра. Правда осадка уменьшилась с 7,3 м, до 7,0 метра. А коме этого корабль обзавелся протяженным полубаком. От прежнего проекта «Гарибальди» не осталось НИЧЕГО. В результате сотрудничества «Орландо» и русского адмиралитета появился совсем новый корабль. Впрочем, «Орландо» это вполне устраивало. Если новый крейсер превзойдет проект «Гарибальди», то у итальянцев на руках окажутся солидные козыри, для получения заказов. И все это за счет русской казны.
Наряду с изменением артиллерии и размерений, изменилось бронирование. Как ни хотели русские адмиралы – «пояс хотя бы толщиной 203 мм», пришлось ограничится 152 мм. Пояс простирался на 60% длинны корпуса корабля, еще на 30% пояс истончался до 114-мм, а к оконечностям толщина пояса была представлена 60 мм.
Полная катастрофа была с башнями, мало того, что бронирование башен ГК составляло всего 127 мм, да к тому же стремясь уменьшить площадь бронирования и соответственно вес, итальянцы чрезвычайно переобжали башни. И если одноорудийная кормовая башня, была еще ничего, то носовая двухорудийная, была сущим адом. Невероятно тесная, в русском флоте даже существовал негласный приказ – «комендоров на «Победу» выше 170 см не назначать», к тому же с плохой вентиляцией. Точнее с вентиляцией не приспособленной для стрельбы из двух орудий. После многочисленных отравлений орудийной прислуги дымовыми газами и даже смерти двух матросов, башню иначе как «душегубкой для карликов» или просто «убивицей» не называли. Пришлось нарушая конструктивную целостность башни пробивать в ней дополнительные вентиляционные отверстия. Только после этого, стала возможна более или менее устойчивая стрельба из башни.
Впрочем, не все так было грустно. По расчету выходило, что крейсер при применении 18 котлов Ярроу и четырехцилиндровой, паровой машины тройного расширения, не только достигнет скорости 23 узла, но и возможно превысит её. В качестве среднего калибра, по тем же причинам экономии был выбран 120-мм калибр. Уменьшение калибра, решили компенсировать числом орудий. Их запроектировали их, аж 16 шт.
Только к началу 1899 года проект полностью был согласован. В середине 1902 года броненосный крейсер «Победа» вышел на сдаточные испытания. На испытаниях крейсер развил невиданную для своего класса кораблей, скорость – 24,2 узла. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что рекомендованная скорость была – 23,5 узла. В ноябре 1902 года крейсер «Победа» благополучно перешел на Балтику.
Броненосный крейсер «Победа»
Характеристики:
Летом 1903 года в светлую голову кого-то из руководства адмиралтейства пришла идея отправить «Победу» для усиления Тихоокеанской эскадры. Командиром на крейсер был назначен К.А. Грамматчиков. 25 января (7 февраля) 1904 года, крейсер «Победа» снимался с якоря в Шанхае. Перед самым отплытием на крейсер прибыл русский посланник в Шанхае и просил передать дипломатические документы для русского консула в Чемульпо. Больше об эскадре Сотокити Уриу никто ничего не слышал. Только 30 января (12 февраля) 1904 года в храме Ясукуни произошла торжественная церемония о приравнивании Сотокито Уриу и всех матросов к лику святых. Причем тел, как адмирала Уриу, так и капитана 1 ранга – Р. Ясиро, так и не нашли. Заодно к лику святых приравняли команды 6 японских транспортов и 1500 чел. десанта мирно закопанных в Чемульпинский песок. Впрочем, добрые жители Чемульпо еще долго любовались торчащими из воды мачтами кораблей отряда адмирала Уриу.
28 января (10 февраля) 1904 года, Того решил повторить попытку обстрела русской эскадры в Порт-Артуре, явившись в составе 4 ЭБР и 4 БрКр. Бой проходил безрезультатно, эскадры лениво перестреливались, надеясь нащупать слабое место друг друга, пока вблизи Порт-Артура не появилась небольшая эскадра в составе броненосного крейсера «Победа», бронепалубного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Того выделил на захват русского крейсера броненосец «Фудзи» и броненосный крейсер «Адзума». В задачу «Адзумы» было связать «Победу» боем, до подхода «Фудзи» который должен был закончит дело. Но, что-то пошло не так. «Победа» окрасилась цепочкой выстрелов и уже через 15 минут боя на «Адзуме», начало, что-то взрываться, повалили клубы дыма и пара, «Адзума» существенно потеряла скорость и появился небольшой, но заметный крен на левый борт. Спас «Адзуму» подошедший «Фудзи». «Победа» просемафорив, что-то вроде – «Адье, ма шери, наша встреча была ошибкой» и вильнув кормой удалилась в светлые гавани Порт-Артура, вслед за прошмыгнувшими ранее «Варягом» и «Корейцем». Того вместо того, чтобы заниматься любимым делом, т.е. обстрелом русской эскадры, пришлось заниматься эвакуацией «Адзумы». Японцы совершили контрзатопление отсеков правого борта, выровняли крен, потушили пожары, а броненосец «Фудзи» взял крейсер на буксир. «Адзума» простояла на ремонте до самого конца войны.
В сражении в Желтом море «Победа» ни особого рвения, ни особой отваги не проявила. Прикрывала бронепалубные крейсера, пугая до икоты не только жалкие и слабые эльсвики, а и более солидные броненосные крейсера, командиры которых помнили печальную судьбу «Асамы».
23 ноября (6 декабря) 1904 года, началась агония Порт-Артура. Командиры кораблей Порт-Артурской эскадры начали готовить свои корабли к затоплению. Первым от японских снарядов погиб «Ретвизан». Снаряды рвались и вокруг «Победы». Но вместо того, чтобы готовить корабль к затоплению Константин Алексеевич Грамматчиков, приказал своим матросам искать уголь. Дело в том, что запасы угля на «Победе» составляли всего 400 тонн, а что бы дотянуть до Владивостока требовалось хотя бы 600 тонн. Всю ночь матросы с «Победы» собирали уголь со всей эскадры. В предрассветных сумерках «Победа» снялась с якоря и вышла из Порт-Артура. Напрасно Грамматчиков наделся уйти незаметно. Японцы, подозревая, что какие либо корабли русских попытаются прорваться во Владивосток, караулили Порт-Артур. Щедро рассыпая 305-мм «чемоданы» русский крейсер несся мимо японской эскадры. Кочегары с ужасом смотрели на манометры, стрелка которых уже миновала красную черту. В машинном отделении бледные механики истово молились Николаю Угоднику, глядя на машины готовые вот-вот пойти вразнос. Но заветная, недостижимая в мирное время, скорость в 24,5 узла была достигнута. И только комендорам орудий было все по фигу. Они вываливались из своих задымленных башен, чтобы глотнуть свежего воздуха и ныряли в них обратно, что бы продолжить свою нелегкую службу.
Что помогло Николай Угодник или итальянские кораблестроители, но крейсер вырвал таки у японской эскадры, тот самый необходимый час. 27 ноября (10 декабря) 1904 года крейсер «Победа» благополучно добрался до Владивостока.
После окончания РЯВ, «Победа» сначала стала флагманом отряда судов охраны Уссурийского края, а затем с 1906 года, флагманом Сибирской флотилии.
Первую мировую войну «Победа» встретила с новым командиром на Дальнем Востоке. В августе 1914 года крейсер, совместно с союзниками вышел на поиски германских крейсеров в Тихом океане. В ноябре 1914 года в Индийском океане, вместе с кораблями союзников участвовал в охоте на «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в качестве корабля завесы.
Весь 1915 год по просьбе союзников крейсер сопровождал английские конвои в Северную и Южную Америку и нес патрульную службу. В 1916 году «Победа» встала на ремонт в Глазго. В 1917 году крейсер был переведен на Север и стал флагманом флотилии Северного Ледовитого океана. В 1918 году англичане попытались увести «Победу» в Великобританию, но команда не дала это сделать. В 1922 году крейсер перевели на Балтику для ремонта. Однако комиссия обследовавшая «Победу» пришла к выводу о «непригодности корабля к дальнейшей эксплуатации». Тем не менее, до начала 30-х годов крейсер служил в качестве учебного корабля. Окончательно он был выведен из состава флота в 1934 году и продан на металлом в Германию.