фото квартиры дом на котельнической набережной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хрущев называл дом неудачным
Главный корпус высотки начали возводить в 1938 году и строили два года. Завершить этот масштабный проект полностью помешала война. Только в 1947-м строительство возобновилось в рамках постановления о возведении в городе высотных зданий, подписанного Сталиным. Так что официальной датой заложения этого дома (как и других знаменитых сталинских высоток) все-таки считается 7 сентября 1947-го, день празднования 800-летия столицы.
Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.
Пришлось пожертвовать переулками
Грандиозная Г-образная высотка «подмяла» под себя располагавшиеся ранее на этом месте старинные переулки (Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов), а также визуально загородило вид на Швивую Горку со стороны набережной. Этот исторический окраинный район города был заселен еще с XV века, и поначалу жили здесь ремесленники огнеопасных специальностей. Местность позднее стали называть Вшивой горкой, а сама набережная получила свое название в честь стоявшей здесь небольшой слободы Котельников.
У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.
Гранита и мрамора не пожалели
Высотка на Котельнической – это трехкорпусное здание с 32 этажами в центральной части и 8-10 – в боковых. Спроектировано оно в виде звезды из трех лучей. Шпиль сталинки венчает герб, установленный на 176-метровой высоте.
Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.
Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.
Стройка: факты и слухи
Смелый проект по возведению сталинских высоток с самого начала натолкнулся на отсутствие у строителей необходимых зданий и технических возможностей. Учиться им приходилось порой прямо в процессе работы, а решать технические проблемы – в режиме реального времени. Так, по причине слабых московских грунтов (песок, суглинок и т.д.), для возведения таких тяжелых монолитов потребовался сверхпрочный фундамент. Были специально созданы заводы в Люберцах и Кучине. Стали выпускаться особые башенные краны и особые кирпичи. Так что можно сказать, что строительство сталинок ускорило развитие строительной промышленности в СССР в целом.
При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.
Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.
В чем была элитарность
Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же, были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.
В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.
Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.
Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.
Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»
Высотка в наши дни
В главном здании дома на Котельнической расположены три корпуса, и каждый из них имеет свою консьержку. Кроме того, в здании, конечно же, есть охранники, которые всех постоянных жителей знают чуть ли не поименно, а также в курсе всех новостей, происходящих в доме.
В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.
Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Царь-квартира Игоря Шувалова в высотке на Котельнической набережной
Мы в ФБК за Шуваловым следим давно, он один из самых давнишних наших героев. Материалов за несколько лет накопилась куча, и среди них очень удачно нашелся ответ на то, почему Шувалову нет сил, как весело.
Вот дом, который в представлении не нуждается. Сталинская высотка на Котельнической набережной. Одно из самых грандиозных жилых зданий в Москве — пятиметровые потолки в подъезде, мрамор, панорамные виды на Кремль, богатая история.
Окна смежных квартир на 14-м этаже
Квартиры в таком доме, сами понимаете, удовольствие не из дешевых. На сайтах предложения в районе 45 миллионов за одну стандартную для дома квартиру в 60м2. Но есть и значительно дороже.
Значит то, что делает таинственный скупщик — очень дорого. Тут нужен миллиардер.
Вернемся на Котельническую. Вот как выглядит сейчас парад квартир, купленных Котляренко.
Немного истории, чтобы вы прочувствовали.
Началось все с самой большой квартиры по центру. Ее купили в апреле 2014 года. Только-только Крым присоединили к России, на Востоке Украины начиналась война. Рубль рушился на глазах, а люди встали в очередь за телевизорами и микроволновками. Но кое-кого все это не касается. Первая квартира приличного размера, 142 м2, но масштаб негосударственный, конечно. В следующем месяце куплена небольшая квартира справа, еще через месяц соседняя. В обоих случаях предыдущие жильцы переехали в квартиры на других этажах этого же здания. В октябре 2014 купили квартиру слева от самой большой. В 2015 году еще 3 квартиры в этом же крыле и недостающая в правом. Таким образом вся центральная часть здания и прилегающие квартиры выкуплены до конца 2015 года.
Мы думали, что на этом все, полный комплект, можно соединять. Но нет. Буквально недавно, в мае 2016 года Котляренко покупает еще одну квартиру, на этом же этаже, но другой лифтовой площадке (самая левая на рисунке). Судя по всему, скупка не окончена, и в ближайшее время скупщикам удастся собрать роял флэш из 17 квартир на этаже.
Почти в каждом случае (8 из 10) старые жильцы просто переезжали в такие же квартиры на других этажах высотки. Как нам писали сами жильцы и соседи, переезжали все более чем добровольно. Новые квартиры предлагались с ремонтом и доплатой. Торга никакого не требовалось, покупатель соглашался на любые условия.
Тем, чьи квартиры приглянулись Шувалову, несомненно крупно повезло. Это как в лотерею выиграть. Живешь себе в квартире, которая и так неслабо стоит, а потом к тебе приходит некий юрист и предлагает за твое жилье «любые деньги».
Судя по всему, 10 квартир будут объединять в одну огромную. Или больше, чем десять, процесс скупки еще явно не завершен. Объединенная квартира под 1000 м2, учитывая историю дома, панорамные виды, мраморные подъезды и свежий ремонт всего здания, станет, наверное, самой дорогой и впечатляющей квартирой в столице.
У нас нет никаких сомнений, что Котляренко скупает без торга квартиры в высотки именно для Шувалова. За деньги Шувалова.
В открытую наш «самый честный и прозрачный чиновник» скупать десять квартир общей площадью 720 м2 постеснялся. Негоже вице-премьеру произносить фразу «куплю за любые деньги». Управляющий старается, а потом переоформит уже только одну суперквартиру.
Дом расположен в самом начале ул. Косыгина, достаточно известный и называется «домом Косыгина», так как последний в нем и жил. Какие-то родственники до сих пор, кстати, живут. Тоже с провенансом дом, в общем.
История как под копирку только три года назад. За один месяц покупаются три квартиры. Две соседние общей площадью 322 м2 и одна несколькими этажами ниже в 152м2. Вот квартира в собственности сначала Котляренко, а вот переходит в собственность семейной фирмы Шуваловых «Сова Недвижимость» (на нее же оформлена лондонская квартира).
Одну из квартир (151 м2) переоформили в собственность Котляренко, за что он получил право возглавить местное ТСЖ. Мы поспрашивали местных, говорят, что живет там не Котляренко никакой, а «прислуга». Не знаем, правда ли Шуваловы там прислугу поселили, или это они о Котляренко так отзываются.
Сколько стоят квартиры в сталинских высотках
Сталинские высотки — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, позже получившие название «сталинский ампир» или «советский монументальный классицизм».
«Семь сестер» — это главное здание МГУ, Министерство иностранных дел на Смоленской площади, гостиница «Ленинградская», дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», дом на Кудринской площади и здание на площади у Красных Ворот. Из них только в пяти есть жилые помещения. В боковых флигелях университета расположены общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Однако этот фонд не выводится на рынок, поэтому мы не рассматриваем его в материале.
Особый статус
В советское время сталинские высотки были «закрытыми» домами — они принадлежали ведомствам, и поселиться там могли только высокопоставленные чиновники, служащие министерств, деятели науки и искусства или заслуженные работники образования и т. д. Эти дома отличались уникальным, очень удобным расположением, высокими потолками и хорошо продуманной планировкой квартир.
После распада Советского Союза высотки также считались самыми престижными и дорогими домами. Квартиры в них на рынок выходили крайне редко, покупатели были готовы заплатить любые деньги за возможность жить там. До середины 1990-х гг. статус элитных за высотками сохранялся очень прочно. Сдавать свои позиции они стали тогда, когда в Москве началось строительство современного высококачественного жилья.
В связи с обилием качественного предложения на первичном рынке бизнес- и премиум-класса в Москве сталинские высотки ушли на второй план. Но все равно это знаковые дома для Москвы. По мнению риэлторов, из них пока самым статусным остается дом на Котельнической набережной из-за нескольких факторов — первая береговая линия, близость Кремля, состав жильцов.
«Покупатели начали предъявлять повышенные требования к недвижимости, и старые сталинские дома со временем уступили место современным элитным новостройкам. Инфраструктура советских высоток также стала уступать требованиям современных покупателей, то же самое можно сказать об охране и обслуживании домов», — рассказал Алексей Шленов, исполнительный директор «Миэль-Сеть офисов недвижимости».
Однако, безусловно, у этого формата жилья есть свои поклонники, которые по личным причинам стремятся приобрести квартиру именно в таком доме, и спрос сохраняется.
Предложение квартир в высотках
По состоянию на ноябрь 2014 г. на продажу представлено порядка 35 квартир различной площади в рассматриваемых сталинских высотках.
Предложение в сталинских высотках на вторичном рынке жилья по состоянию на ноябрь 2014 г.
Жилой дом на Котельнической набережной
Котельническая набережная, 1/15
1-комн. квартира, площадь 51 кв. м
5-комн. квартира, площадь 165 кв. м.
Кутузовский проспект, 2/1
2-комн. квартира, площадь 64 кв. м
5-комн. квартира, площадь 172 кв. м.
Цена за кв. м — 1073тыс. руб.
Жилой дом на Кудринской площади
Кудринская площадь, 1
1-комн. квартира, площадь 56 кв. м
3-комн. квартира, площадь 77 кв. м
3-комн. квартира, площадь 68 кв. м.
5-комн. квартира, площадь 113 кв. м
Что касается стоимости покупки, то здесь многое зависит и от этажности, и от отделки, типа ремонта и так далее. Но стоимость квадратного метра в сталинских высотках ненамного отличается от общей картины по стоимости дорогих проектов в данной локации. Цена «квадрата» в рассматриваемых домах составляет порядка 367-1073 тыс. руб. за 1 кв. м в зависимости от здания, размера квартиры, числа комнат, расположения на этаже, качества отделки, видов, которые открываются из окон, подсчитали в компании Blackwood.
В данный момент недостатка предложения в этих домах нет. Учитывая серьезный отток экспатов с рынка аренды, в ближайшее время эта тенденция будет нарастать, прогнозирует Ольга Тараканова.
Аренда квартир в сталинских высотках по состоянию на ноябрь 2014 г.
Жилой дом на Котельнической набережной
Котельническая набережная, 1/15
2-комн. квартира с мебелью, 2-й этаж, площадь 73 кв. м, аренда — 67 тыс. руб. в месяц
4-комн. квартира с террасой, площадь 145 кв. м, аренда — 530 тыс. руб. в месяц
Кутузовский проспект, 2/1
2-комн. квартира, 5-й этаж, площадь 65 кв. м, аренда — 75 тыс. руб. в месяц
3-комн. квартира, площадь 130 кв. м, 6-й этаж, аренда — 300 тыс. руб. в месяц
Жилой дом на Кудринской площади
Кудринская площадь, 1
4-комн. квартира, площадь 140 кв. м, 8-й этаж, с машино-местом, аренда — 300 тыс. руб. в месяц
2-комн. квартира, площадь 70 кв.м, 8-й этаж, аренда — 70 тыс. руб. в месяц
3-комн. квартира, 6-й этаж, площадь 85 кв. м, аренда — 6500 долл. в месяц
Источник: «Ника Эстейт»
Кто живет в «сталинках»
В этих домах в основном проживают наследники профессоров, академиков, советской номенклатурной, научной и культурной элиты. Покупателей же можно назвать ценителями Москвы, это и чиновники, и политики, и бизнесмены, но в основном в возрасте за 50, так как более молодая категория покупателей предпочитает квартиры в новом фонде, отмечают в компании Blackwood.
У этого жилья есть свои поклонники. Среди покупателей и арендаторов не встретишь представителей так называемой золотой молодежи, но зато много чиновников и бизнесменов среднего возраста, любители старой Москвы, той неповторимой, частично утраченной ауры советской столицы. «Это те люди, для которых дом на Котельнической не пустой звук, а определенный стиль жизни, определенный социум. Среди поклонников сталинок есть и представители творческой интеллигенции — дизайнеры, артисты, архитекторы. Арендаторами в основном являются люди из других регионов — опять же зрелого возраста, ценящие, я бы так сформулировал, «скромную роскошь». И, конечно, иностранцы, которым интересно прикоснуться к истории нашего города советского периода», — рассказал Виктор Садыгов.
Денис Попов, управляющий партнера Contact Real Estate отмечает, что высотки пользуются спросом у иностранцев, которые редко бывают покупателями, зато часто арендуют квартиры в подобных домах. По его мнению, наибольшую ценность для арендаторов представляют следующие факторы: центральное расположение, хорошие виды, знаковость и историческая ценность сооружения.
«Элитка» или бизнес
Единой и принятой всеми участниками рынка методологии классифицирования жилой недвижимости сейчас не существует, поэтому критерии потребительских классов у разных компаний могут отличаться. Классификации по историческим зданиям в Москве, в отличие, скажем, от Лондона, не существует. Именно поэтому по данным объектам происходит определенная путаница при позиционировании, поясняет Виктор Садыгов, управляющий партнер компании «Ника Эстейт».
Специалисты компании Blackwood причисляют данное жилье к элитному, поскольку сталинские высотки с архитектурной точки зрения относятся к индивидуальным проектам высокого класса, имеют высокие потолки и характеризуются хорошим местоположением.
По мнению Виктора Садыгова, сталинские высотки можно уже отнести к историческим зданиям — вокруг этих домов сложились легенды, во многом здесь сохранился исключительный состав жильцов, реализованы уникальные конструктивные и архитектурные решения. «Мы обычно говорим о «сталинках» «старый фонд», высотки так и называем. Это отдельный сегмент, ни к чему не причисляемый. Мы не используем в отношении сталинских домов определений типа «элитный», «премиальный» или «бизнес». Эти названия все-таки дань современности, поэтому относим их только к новостройкам», — отмечает Ольга Тараканова, директор по развитию бизнеса департамента жилой недвижимости Knight Frank.
Элитная высотка внутри и снаружи (много фото)
Есть репортажи, возможность сделать которые ждешь годами. Сегодня именно такой случай. Пять лет я искал способ подробно изучить высотку на Котельнической набережной, а также провести съемку города с ее шпиля. Сегодня напротив еще одной сбывшейся мечты я ставлю жирную галочку! Запасайтесь чашечкой кофе и смотрите большой репортаж про большое и знаковое здание в Москве.
Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился как город в городе. Авторы грандиозного проекта — Чечулин и Ростковский. Дмитрий Николаевич Чечулин вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Гостиница «Пекин», Белый дом, гостиница «Россия», станции метро «Комсомольская» (радиальная), «Охотный Ряд», «Киевская» (радиальная), «Динамо» и многие другие объекты Москвы — проекты Чечулина.
Все началось с того, что в 1940 году был построен 9-этажный жилой корпус, как самостоятельное здание, выходящее на Москву-реку.
На цветной открытке конца 50х годов показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено только то самое крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки.
Вот оно поближе, снятое с Большого Устьинского моста. Да, когда-то прямо по набережной проходили линии электропередачи.
После войны, к 1952 году был возведен центральный объём высотой 176 метров, а 9-этажный корпус был включен в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада.
Спустя 60 лет высотку на Котельнической по-прежнему видно с многих точек Москвы. По праву это здание является одной из визитных карточек города.
Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте». Это бывший концлагерь на Таганке. Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на выборе площадки для строительства.
Списки жильцов утверждал сам Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты и писатели.
Список будущих жильцов начали составлять еще на этапе строительства. «В нашем доме будут жить наши люди», — сказал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства.
Квартиры жильцам сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками и импортной сантехникой.
Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой.
Всего в здании находятся около 700 квартир, магазины, библиотека, школа, детский сад и почтовое отделение. Есть и свой кинотеатр, москвичи его прекрасно знают. В старое время народ ломился сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же стоял в очередях на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.
Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты, их роскошь поражала воображение, а сам дом казался недосягаемым оплотом жизни «класса люкс». Хрустальные люстры, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. В этом доме жила советская элита с самой высокой плотностью населения «звезд» на квадратный метр.
Здание не раз фигурировало в отечественном кинематографе: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги» и многих других.
Сначала я очень опечалился, когда заметил, что здание покрылось строительными лесами и лифтами. Это означало, что часть красивых ракурсов Москвы попадало под списание по причине неприглядного вида одного из знаковых объектов города.
До этого я несколько раз пытался официально согласовать с управляющей компанией съемку интерьеров здания и, конечно, выход к шпилю для панорамной съемки Москвы. Но, увы, безуспешно. Из-за бесконечного потока руферов, ломающих на своем пути замки и двери, посылающих на три буквы консьержек, из-за десятков уволенных сотрудников безопасности и управляющих, все было тщетно. При одном слове фотограф у людей менялось настроение и резко заканчивалось время, отведенное на беседу.
«Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Настал тот день, когда меня пригласили как фотографа снять процесс реконструкции здания и провели по всем местам, куда раньше говорили «и даже думать забудьте».
С момента сдачи дома прошло более 60 лет. Это внушительная цифра. За все годы в здании ни разу не проводился капитальный ремонт (кроме купленных квартир). На фотографии виден фрагмент ограждения крыши подземных гаражей. Примерно так, а то и хуже, выглядела большая часть благоустройства дома. Да, звучит невероятно, но при проектировании здания полвека назад архитектор думал о том, куда жильцы будут ставить свои автомобили!
По словам подрядчиков в состав работы входит ремонт фундамента, ремонт подвальных и чердачных помещений, систем канализации, вентиляции, отопления и электрификации. Также осуществлялась реставрация скульптурных групп и горельефов, наружных торшеров у парадного входа и шпиля со звездой, заново производилось благоустройство прилегающей территории. Еще не все задачи выполнены, но основной фронт работ подходит к концу.
Так неделю назад выглядел центральный подъезд высотки.
Для реставрации фасадов были смонтированы внешние технические лифты. Жаль, что не нашлось никакого решения для маскировки блоков кондиционеров.
Вид со двора на корпус с Иллюзионом.
Вид высотки со двора.
Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь. Все архитектурные элементы, скульптурные группы и обелиски проходят процесс реставрации.
В одном советском журнале, посвященному советской архитектуре, был написан абзац про жильцов элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди — рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»
На самом деле в этом доме жил высший свет той эпохи. Здесь проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим». Где это видано, чтобы на домах обычных советских людей делали такие горельефы и орнаменты. Учитывалось множество деталей в проработке скульптур, у всех людей есть зрачки, для большей выразительности. При этом они одеты в простую одежду рабочих.
Процесс реставрации скульптур на правом крыле здания. Они стояли 60 лет под открытым небом, некоторые фрагменты фигур потрескались и раскрошились. Скульптуры были разобраны на части (в той последовательности, как и создавались), и перевезены для восстановления в мастерскую.
Для работы в зимнее время весь участок скульптурной группы закрыли в «теплый контур», где поддерживается необходимая для работы плюсовая температура.
Голова почти метровой высоты. Хорошо видны участки 60-летней давности, и новые, восстановленные. В любом случае, это только промежуточный вариант.
Скульптуры на главном корпусе уже готовы.
Для масштаба в левом нижнем углу сидит человечек.
И тут слева тоже есть высотник. Фотографией непросто передать размеры и монументальность данного здания и его элементов. С земли все выглядит куда менее серьезно.
Высотка уникальна и оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого, кто проходит или проезжает мимо нее, она по-прежнему удивляет своей величиной и воплощением мощи. Три низкие башни и боковые крылья здания органично вписываются в общую архитектуру улицы и вливаются в сложный ландшафт на слиянии Москва-реки и Яузы.
Работа с видом на Кремль.
Переместимся в подъезды с пятиметровыми потолками…
Парадная дверь корпуса Б.
Не просто здание, а целый музей эпохи. Как станции московской подземки.
История под ногами.
Сейчас работают не все лифты. Часть лифтовых шахт полностью перестраивают.
Вот так раньше выглядел холл центрального подъезда. Интересно, так же ли он будет выглядеть после реконструкции…
Один из лестничных пролетов.
Это подъезд в боковых корпусах. Здесь все скромнее, чем в центральном.
Перила и ограждения за десятилетия покрылись бесконечными слоями краски. Все это было счищено и восстановлено.
Гастроном в корпусе А. Когда-то вся Москвы ездила сюда за колбасой. После реконструкции здесь снова будет магазин. Также в доме была легендарная булочная, о которой так любят вспоминать местные жители.
Несмотря на тяжелые времена девяностых, когда в подъездах не было консьержей, и народ свинчивал и снимал все, что под руку попадало, до наших дней дожили некоторые родные детали и фрагменты декора.
Список квартир у одного из лифтов.
Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток.
В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре рассказывала историю ее заселения. Как то раз, к актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.
В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и что единственным препятствием на этом поприще являлся тот факт, что она проживала в коммуналке и разговаривала во сне. Спустя месяц после этого разговора, Фаина Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.
Через месяц в органы государственной безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. — «Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ».
После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы.
Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.
Часть входных дверей в квартиры сохранились в первоначальном виде. В девяностые и двухтысячные современные жильцы старались заменить двери на что-то более тяжелое и непроходимое. Сейчас же, наоборот, пошла мода восстанавливать родные двери.
Мы встретились с Валентиной Александровной Кибальниковой, которая большую часть своей жизни прожила в этом доме. Валентина Александровна — внучка знаменитого советского скульптора Александра Павловича Кибальникова.
— Мы жили в центральной секции на 7 этаже. Это были удивительные времена. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле малышня каталась на велосипеде и играла в догонялки. Всюду стоял детский гомон и смех.
— Бывало, что по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная на весь мир дрессировщица львов). Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди…
— После очередной поездки приходим домой, а в стеночку уже стучат — приглашают на ужин.
— В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. Сейчас этого, конечно, нет. Многие жильцы не знают даже, кто в соседней квартире живет.
А вот и герой этих историй Валентина Александровна Кибальникова. Большое ей спасибо, здоровья и долгих лет жизни!
В корпусе «Б» на 6-ом этаже двенадцать лет жила великая балерина Галина Уланова. Как-то раз она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула себе ногу. Страшно представить, что такое больная нога для балерины. Она договорилась с управляющей компанией, и та заменила на 6 этаже плитку на нескользящую. Собственно, эта плитка на фотографии на переднем плане, а родная, более серая, по центру (к боковой квартире).
В 2004 году в квартире № 185 был открыт музей Галины Улановой, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи.
Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой. Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина, несмотря на возраст и состояние здоровья, каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки. В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.
Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие — с дарственными надписями.
Согласно первоначальному плану новоиспеченные жители должны были своим примером показать современный рациональный образ жизни: об этом, в частности, говорят такие детали, как удивляющая многих гостей планировка кухонь: мало квартир, где их площадь превышает 6–8 м2. Дело в том, что по плану создателей проекта в доме должна была существовать общая столовая-ресторан гостиничного типа — для экономии сил и времени жителей, а собственная кухня в квартирах подразумевалась, например, для приготовления чая или кофе или для спокойных кулинарных опытов. Однако данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь.
Шикарный вид из окна. И это только 6 этаж!
Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова соседствует с актером, музыкантом и шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».
Цены на квартиры в высотке находятся на недосягаемом для рядового гражданина уровне и исчисляются десятками миллионов рублей. Но бывает и так, что некоторые квартиры годами простаивают без жильцов — порой богатые люди покупают недвижимость в этом здании в качестве инвестиции.
Последнее время внимание к высотке привлекла новость о том, что несколько квартир выкуплены Игорем Шуваловым. Местные конечно это тоже обсуждают, но их-то таким событием не удивить: есть человек, заработавший огромное состояние ещё в 90-х в бизнесе, может позволить купить себе эти квартиры. Сколько таких жильцов было в Котельниках… Но сегодняшняя должность Шувалова и политические баталии выносят вполне рядовое событие на другой уровень обсуждения.
Уже поговаривают, что и вся реконструкция исторического здания затеяна по этому случаю. Наверное у Шувалова есть квартиры и в МИДе — вон его уже пару лет реконструируют, даже шпиль разобрали. Да и другие высотки планово ремонтировались, но интернет-экспертам в реальности видимо жить скучно.
Кстати о шпиле. Так выглядит лестница на площадку с основанием шпиля. Стены этой узкой лестницы перекрашивались несколько раз. Это хорошо видно по разноцветным следам. Но на этот раз красят не поверх того, что было, а специальной химией снимают все слои старой краски, и красят заново. На фото результат очередной очистки.
Винтовая лестница на шпиль.
И вот он, долгожданный бонус. Давно я мечтал сюда забраться.
Городские виды я разбавлю историями про это здание, уж больно они хорошие )
Жил в высотке композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.
Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине для высотных работ. Тот за десятку договорился с оператором повалять дурака.
В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили.
Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство.
Однажды Богословский придумал фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?»
Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий.
Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше.
Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», — как шутила сама Раневская.
Приглашая в гости соседей, Раневская говорила:
— Если звонок не работает, стучите ногами.
— Почему ногами, Фаина Георгиевна?
— Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!
Дом по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, что для тех времен было явлением скорее уникальным, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.
— Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!
Дежурная разрешила. Незваные гости долго не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.
Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет — якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Стойкость подобных легенд связана с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», коряво выцарапанные гвоздем.
«Строили зэки» — утверждают, что такая надпись есть в квартире писателя Василия Аксенова.
При строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей.
Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра — все было одинаковым. Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.
Архитектор Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля (справа в кадре). Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия». Сегодня на ее месте строится парк Зарядье.
Хорошо, что Чечулин за свою позицию поплатился не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а лишь на первом этаже. В любом случае, он спроектировал великолепное здание!
Невероятно, если вы дочитали этот пост до конца…
Отдельно хочется поблагодарить Анатолия Рябова за несколько дней съемок, экскурсий и сопровождения, Валентину Александровну Кибальникову за уделенное время и интересные истории. Ну и нельзя не отметить труд комплекса городского хозяйства и капитального ремонта. Все таки это здание — достояние нашего города, наша история. И ее нужно беречь.