нужно ли менять лицевой счет при смене собственника квартиры
Правила переоформления лицевого счета при смене собственника
Получение жилья в наследство, по договору соц. найма, в результате дарения или покупки – дело ответственное и хлопотное. Новые хозяева после всех забот не всегда помнят, что их ожидает обязательный процесс – переоформление (перерегистрация) лицевого счета при смене собственника.
Последовательность перерегистрации коммунального лицевого счета после покупки жилья
Далеко не все понимают, в чем смысл лицевого счета. Чаще всего он представляется, как расчетный. Но, по своей сути, по своему назначению лицевой счет – это средство накопления информации. В нем содержатся сведения о квартире, собственниках, фиксируется история пользования электричеством, водой, газом, мусоропроводом и другими услугами.
Открытие и учет информации – это обязанность организации, предоставляющей хозяйственные услуги. Раньше лицевой счет представлялся в бумажном виде, с помощью карточек, на которых управляющая компания записывала все расходы.
Современный учет ведется с помощью компьютерных программ. При смене владельцев предприятия ЖКХ должны переоформить свой лицевой счет на основании обращения нового хозяина. Он, со своей стороны, должен выполнить определенную законом процедуру.
Алгоритм действий
С точки зрения закона, возможность переписать лицевой счет очередной хозяин получает после оформления документации о праве собственности (сведения из ЕГРН). Право собственности автоматически накладывает на владельца жилья обязательства, ответственность по оплате работы коммунальных служб. Поэтому не стоить медлить, нужно выполнить следующие действия:
Необходимые документы
При открытии счета на квартиру необходима следующая информация:
Сведения берутся из технического паспорта квартиры, свидетельства права собственности, паспортных данных. Следует отметить, что сегодня управляющие компании отслеживают количество проживающих людей только при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Чтобы перерегистрировать хозяйственные расходы на новоявленного собственника, ему нужно предоставить заявление, паспортные данные и документально подтвердить права собственника. Если ТСЖ и УК не установили собственную форму документа, заявление пишется в свободной форме. В нем могут указываться сведения:
Паспорт (копия) подтверждает личность заявителя.
Куда обращаться
Для начала необходимо определить структуру, которая управляет домом. Это может быть ТСЖ или Управляющая компания. Эти сведения можно получить от соседей, от старых владельцев квартиры, но по закону, эта информация должна быть в публичном доступе – на информационных стендах в каждом подъезде (кто, где, контакты).
Следует помнить, что не все услуги оплачиваются через ТСЖ и УК. Существуют прямые договорные отношения между поставщиками услуг и собственниками квартиры. Организации формируют свои внутренние лицевые счета, поэтому следует обращаться напрямую к ним, предоставить тот же пакет документов.
В результате хозяин жилья получает на руки новый документ. Это может быть:
Можно ли переоформить лицевой счет через МФЦ?
У каждого районного многофункционального центра свой набор услуг. Как правило, процесс перерегистрации лицевого счета не входит в этот список. МФЦ может предложить произвести платежи коммунальных услуг или предоставить копии финансово-лицевого счета, выписку из домовой книги, карточки учета.
Такое отношение объясняется тем, что информация не содержится в единых государственных реестрах, но с другой стороны, относится к категории личных данных и нуждается в защите по закону 27 июля 2006 года N 152-ФЗ.
Когда новый владелец жилья оформляет коммунальные платежи на себя?
Переоформить все коммунальные документы следует в короткие сроки, это в интересах новых владельцев. Еще раз повторим, что основанием для переоформления являются такие документы:
Отсчет коммунальных платежей на лицевом счете новоявленного владельца начинается только после их подписания. Обращаться в УК нужно с момента получения хотя бы одного из них.
Перевод задолженности по коммунальным платежам?
Новым собственникам необходимо знать, что при покупке квартиры они, вместе с ответственностью по оплате коммунальных услуг, принимают на себя и все долги, оставшиеся от прежнего хозяина.
Еще до процедуры купли-продажи жилья с прежнего владельца нужно для этого получить полную информацию об отсутствии задолженности (справку от ТСЖ, УК).
Кроме того, необходимо проконтролировать данные приборов учета, которые указываются в передаточном акте на квартиру. Они должны соответствовать сведениям из справки ТСЖ, УК. И сама справка должна быть как можно более поздней даты.
Если новый владелец не проявил бдительность, и стал обладателем квитанции о большой задолженности по ЖКХ, то он будет обязан ее оплачивать согласно ГК РФ. Иначе он будет подвергнут различным штрафным санкциям. Разумеется, такое положение несправедливо. Исправить ситуацию можно только в суде, после погашения задолженности. Подается иск на возврат денежных средств.
Отказ в перезаписи лицевого счета
Отказ всегда должен быть обоснованным, а основанием может служить только непредставление необходимых документов, например, подтверждающих право собственности. Другие причины, в том числе задолженности по ЖКХ, не являются поводом для отказа.
Если управляющая компания не хочет переоформить свои коммунальные расчеты, то владелец квартиры может направиться в суд. В иск по защите прав потребителя может быть включено требование компенсации за причиненный моральный вред. И суд в таких случаях поддерживает собственника квартиры.
Разделение лицевых счетов в квартире
Далеко не редки ситуации, когда в семье со временем настолько остыли чувства, что супруги стали друг другу совершенно чужими людьми. Они вынуждены проживать совместно, но вести общее хозяйство не хотят, вынуждены разделить счета в квартире.
На сегодня в отношении деления лицевого счета сложилась двоякое отношение. Если следовать букве закона, то такое деление на 2 и более счетов невозможно. Лицевой счет открывается на определенную площадь, на которую оформлено право собственности, т. е. произведен раздел квартиры в натуре, на отдельные помещения, с собственным входом, кухней, туалетом и т. д.
Юристы по жилищному праву указывают, что согласно ст. 252 ГК РФ и Постановления пленума Верховного суда РФ № 8 от 24.08.1993 года, решение о разделе счетов не может быть принято, так как общее имущество квартиры (прихожая, ванная комната, туалет, кухня) не может быть поделено из-за несоразмерного ущерба имуществу. В этом случае оплату услуг рекомендуется производить на основании соглашения между собственниками и управляющей компанией. Иначе говоря, лицевой счет один, а оформление счета (платежные документы) раздельное.
Если следовать букве закона (по справедливости), то каждый собственник должен иметь отдельный лицевой счет на свою долю собственности. Регистрация (открытие) нового счета повсеместно практикуется в управляющих компаниях и часто оправдывается решением суда.
Заключение
Звание «собственник» накладывает на человека определенные обязательства по руководству своим имуществом. Только он может и должен организовать ведение лицевого счета. Управляющие компании, ТСЖ не вправе проявлять самостоятельность, переоформлять документы без письменного обращения.
Как правильно сменить собственника при упрощенном варианте учета собственников?
Изменение собственника — операция, без которой не обойтись, если вы работаете в сфере ЖКХ. Рассмотрим две основных ситуации, которые могут возникнуть, если собственник квартиры изменился.
1. Прошлые долги оплачивает старый собственник, но оплатит не скоро (например, мы на него подаем в суд), и этот долг не должен выводиться в квитанцию нового собственника.
В этом случае делаем новый лицевой счет для нового собственника.
2. Если все остатки устраивают нового собственника, и старый все оплатил, то читаем эту инструкцию, как в Лицевом счете сменить собственника.
Откроем лицевой счет, в котором нужно сменить собственника.
Произведем смену собственника на примере лицевого счета 007 — изменим старого собственника на нового.
Смена ответственного собственника
Для смены собственника откроем вкладку Журнал документов.
Нажмем на кнопку Создать и выбираем вид документа Изменение лицевого счета
Перед нами открывается документ.
Устанавливаем дату документа.
Важно! Если собственник сменился в текущем периоде, дата документа будет равна дате смены собственника.
Если собственник сменился в предыдущем месяце, но мы об этом узнали только сейчас, дата документа должна быть установлена первым днем текущего месяца.
После того как мы выбрали нужный нам вид операции, перед нами автоматически заполняется список текущих жильцов и собственников.
Убираем галочки напротив текущих собственников.
Если в общем списке жильцов нового собственника нет, создадим его по кнопке Создать
После того как мы нажали кнопку Создать, перед нами откроется поле для заполнения данных нового жильца.
Вводим Фамилию Имя Отчество и заполняем дополнительную информацию, если такая имеется.
Нажимаем кнопку Далее.
После того как жилец создан, напротив него ставим галочку Собственник и отмечаем, что он ответственный.
ФИО ответственного собственника будет отражено в квитанции.
Видим, что напротив нашего лицевого счета ФИО ответственного собственника сменилось на новое, но при этом контрагент так и остался старым.
Смена данных для взаиморасчетов
Произведем замену контрагента на нового.
Также заходим на вкладку Журнал документа.
По кнопке Создать создаем вид документа Управление сведениями для взаиморасчетов.
В поле контрагент пишем ФИО нашего нового собственника.
Такое может быть, если у человека есть несколько квартир, которые обслуживает ваша управляющая компания, и вы ранее его добавили.
При создании контрагента проверяем вид контрагента.
После того как мы выбрали контрагента, создадим новый договор.
В случае с договором всегда создаем новый договор.
Мы видим, что в списке у нашего контрагента уже есть договор (например, у него несколько квартир), поэтому нам необходимо создать новый договор для данного лицевого счета, для этого нажимаем на плюс.
Номер договора может быть любой удобный для вас.
Мы рекомендуем в номере договора прописывать номер лицевого счета, чтобы в дальнейшем по договорам было проще ориентироваться.
В нашем случае это 007.
Дата договора также может быть любой удобной для Вас. Для заполнения дата не обязательна.
Мы рекомендуем дату договора прописывать, как и дату в документе.
В нашем случае это 01.09.2020.
Проверяем, все ли данные заполнены корректно, и нажимаем на кнопку Провести и закрыть.
Видим, что Контрагент у нашего лицевого счета изменился на нового.
После того как мы сменили собственника, необходимо произвести выравнивание остатков старого и нового договоров, то есть произвести корректировку взаиморасчетов.
Эта операция очень важна для коммунального учета, и ее невыполнение часто приводит к ошибкам.
Более подробно о корректировке взаиморасчетов и ее проведении вы можете прочитать в нашей статье.
Таким образом для корректного изменения собственника необходимо выполнить 3 шага:
Доверить процесс обслуживания следует специалистам, давно работающим на рынке автоматизации, которые несут гарантию за проданный товар, оказанные услуги. Например, нам 🙂
Окажем услуги с оплатой по факту, если результат вас устроит.
Без предоплаты.
Посмотрите другие полезные материалы по теме «1С:ЖКХ»
У нас вот такие Тарифы по обслуживанию 1С для ЖКХ
Автор статьи
Посмотрите другие полезные материалы по теме 1С:ЖКХ
Если вы только собираетесь внедрять 1С для ЖКХ, то почитайте, что мы можем вам предложить
Отзывы
Здравствуйте, уважаемое руководство фирмы ООО «Простые решения Софт»!
В программе Учет в управляющих компаниях, ЖКХ, ТСЖ и ЖСК редакция 3,0 начали работать в 2015 г.
За весь период работы в программе ЖКХ, с 2015 г. по 2019 г., мне не встречался такой специалист, который бы так разбирался в этой программе.
Мордвина Анна — это жемчужина среди всех программистов, к которым мне пришлось обращаться за помощью и которые пробывали настроить в программе бухгалтерский и регламентированный учет, настроить налоговый учет.
Ваша Анна это сделала играючи за 3 часа, да еще попутно исправила все накопившиеся за прошедшие годы ошибки.
Нам бы в город таких специалистов как Анна Мордвина. Очень грамотный специалист и очень приятный и вежливый человек в общении.
Выражаю огромную благодарность Анне Мордвиной за оказанную помощь!
Советую всем бухгалтерам, работающим в программе Учет в управляющих компаниях, ЖКХ, ТСЖ и ЖСК, обращаться в ООО «Простые решения Софт» к Анне Мордвиной, вы значительно сэкономите время и решите любые вопросы!
В квитанциях числится старый собственник – что делать?
– Купили квартиру. При продаже все были выписаны, но в квитанциях числится старый собственник. Ходили в ЖЭК разбираться – говорят, если они выписывались через «Мои документы», это может занять около года, у нас идет уже второй. Это нормально или нужно что-то предпринять?
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
Нет, если бывшие собственники выписаны, то эта процедура занимает несколько дней (до месяца). Если выписывались через МФЦ, то год уж точно занять не может. Обратитесь с письменным запросом в МФЦ по факту прописки у Вас в квартире. Вам должны дать ответ в течение одного месяца.
Отвечает генеральный директор УК «РАДЭКС» Евгений Беляев:
Чтобы сменить собственника в квитанции об оплате ЖКУ, нужно уведомить о смене собственника либо управляющую компанию, если начисления по оплате за ЖКУ производит непосредственно УК, либо расчетно-кассовый центр, если начисления проходят через ЕИРЦ. Для этого необходимо прийти либо в УК, либо в ЕИРЦ с документами на право собственности на квартиру и поставить в известность о том, что в данной квартире сменился собственник. Здесь же Вам должны предоставить необходимый доступ к личному кабинету, чтобы Вы могли оплачивать услуги онлайн. После уведомления сотрудников УК или ЕИРЦ квитанции должны приходить уже на имя нового собственника.
Отвечает начальник отдела АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Николай Яблоков:
Если право собственности зарегистрировано на вас, а все лица, проживавшие ранее в квартире, сняты с регистрационного учета, то вам нужно заключить с управляющей компанией договор на обслуживание. К сожалению, уровень грамотности сотрудников управляющих компаний низкий. В данном случае вы как новый собственник вообще не обязаны ничего платить УК, так как с ним не заключен договор. Договор заключается не с «квартирой», а собственником или с лицами, проживающими в квартире.
Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Кирилл Резник:
В соответствии с административным регламентом ФМС, граждане снимаются с регистрационного учета в течение трех суток. Способов обратиться за этой государственной услугой всего два – либо сразу в подразделение ФМС, либо в «Мои документы». В случае с ФМС все и так понятно: документы поступают к ним напрямую, и задержек при принятии решения не должно быть. В случае с «Моими документами» поданные документы из их офиса в ФМС доставляет курьер. Разумеется, все это не может занять год или более.
Рекомендуем обратиться в подразделение ФМС по Вашему месту жительства, а лучше – записаться на личный прием к его руководителю. Второй вариант более быстрый, поскольку письменные обращения граждан рассматривают до месяца. Записаться можно через канцелярию по телефону или лично. Опишите свою проблему должностному лицу. Так Вы сможете получить информацию о том, поступало ли в ФМС заявление о снятии с регистрационного учета бывших собственников квартиры и что сотрудники ФМС предприняли в связи с этим заявлением.
Отвечает юрисконсульт офиса «Щелковское» департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость» Дарья Аляева:
Из Вашего вопроса непонятно, чем именно подтверждалась «выписка» продавцов из квартиры при ее продаже. Возможно, они не подавали заявление о снятии с регистрационного учета в проданной квартире, а сразу встали на регистрационный учет по новому месту жительства, и информация об этом еще не поступила в Вашу территориальную ФМС (такие сбои, к сожалению, бывают).
В этой ситуации Вам, в первую очередь, необходимо получить в центре «Мои документы» выписку из домовой книги по Вашей квартире. Если в ней окажется информация о бывшем собственнике, то Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ФМС, которая проведет внутреннюю проверку, и в случае подтверждения предоставленных Вами сведений по бывшему владельцу квартиры аннулирует запись о его регистрации. После этого информация в системе формирования платежей по ЖКУ должна автоматически обновиться (либо для ускорения этого процесса Вы можете принести в управляющую компанию обновленную выписку из домовой книги).
Если же проверка ФМС не подтвердит регистрацию бывшего владельца по другому адресу, Вам придется решать данный вопрос с самим бывшим собственником либо через суд.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Скорее всего, в выписке из домовой книги люди сняты с регистрационного учета, а информация о них содержится только в квитанции. Вам необходимо изменить лицевой счет и зарегистрировать себя как правообладателя, а также как лицо, которое ответственно за содержание, ремонт и оплату коммунальных платежей по данному объекту.
Отвечает руководитель офиса «В Крылатском» «МИЭЛЬ – сеть офисов недвижимости» Ирина Бербенева:
Перевод счета не зависит от того, через МФЦ выписывались бывшие собственники или иным образом. МФЦ не отвечает за смену лицевого счета.
Замена финансово-лицевого счета не происходит автоматически, и новым собственникам следует в обязательном порядке самостоятельно его поменять. В зависимости от ситуации это делается следующими способами:
Таким образом, в дальнейшем платежи будут приходить на имя нового собственника.
В данном конкретном случае рекомендуется по возможности незамедлительно сменить финансово-лицевой счет и сохранить все квитанции во избежание дальнейших проблем.
Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:
Такая ситуация никакими проблемами Вам не угрожает. В силу имеющихся правоустанавливающих документов собственником квартиры являетесь Вы. Как следует из ст. 153 ЖК РФ, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на новом собственнике с момента перехода права собственности на него. Но Вы можете переоформить лицевой счет на себя. Для этого Вам нужно обратиться в управляющую компанию с заявлением в произвольной форме и документами.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Как открыть, закрыть или переоформить финансово-лицевой счет
1. Что такое финансово-лицевой счет?
Оформляется на жилое помещение и содержит уникальный код плательщика (КП).
Финансово-лицевой счет открывается на жилое помещение один раз, его номер не меняется, при этом он может быть переоформлен на нового собственника/нанимателя несколько раз.
2. На кого может быть открыт финансово-лицевой счет?
Лицевой счет открывается на жилое помещение, однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения соответствующего договора или на основании другого правоустанавливающего документа несут:
Таким образом, лицевой счет может быть оформлен на кого-то из этих лиц.
3. Как открыть финансово-лицевой счет?
Открыть финансово-лицевой счет необходимо, если вы стали собственником нового объекта, например квартиры в новостройке. В том числе, это необходимо сделать, если вы получили квартиру в новостройке в рамках программы реновации.
Порядок действий перед открытием финансово-лицевого счета:
Для открытия лицевого счета понадобятся следующие документы:
Обратиться с ними вы можете в районный центр госуслуг «Мои документы» или в вашу управляющую компанию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы».
4. Как закрыть финансово-лицевой счет?
Процедура закрытия финансово-лицевого счета может понадобиться вам, если ваш дом сносят в рамках программы реновации. Во всех остальных случаях (купля-продажа вторичного жилья) используется переоформление счета.
По сути, при переезде в рамках реновации закрывается не финансово-лицевой счет, а счета на жилищно-коммунальные (в том числе электроэнергию) и иные услуги. Перед этим вам необходимо совместно с представителями управляющей организации зафиксировать показания счетчиков воды и электроэнергии в акте снятия показаний счетчиков. Для этого нужно лично обратиться в управляющую организацию, чтобы договориться о времени визита специалиста. Найти свою управляющую организацию можно на сайте «Дома Москвы».
Затем вам необходимо передать ключи от квартиры представителю управляющей организации. Согласовать время визита можно через единую диспетчерскую службу по номеру горячей линии: +7 (495) 539-53-53.
Следующими шагами станут передача показаний счетчиков и оплата всех счетов за жилищно-коммунальные услуги. Сразу после этого нужно закрыть счета:
В случае наличия переплаты за жилищно-коммунальные услуги необходимо обратиться в управляющую организацию, а за электричество — к поставщику электроэнергии.
В случае отказа от оплаты задолженность за жилищно-коммунальные услуги может быть взыскана в судебном порядке управляющей организацией, а за электроэнергию — поставщиком электроэнергии.
Для закрытия лицевого счета вам понадобятся:
5. Как переоформить финансово-лицевой счет?
При покупке квартиры на вторичном рынке или в других случаях перехода права собственности, а также при заключении договора пользования жилым помещением вам понадобится процедура переоформления финансово-лицевого счета. Сделать это необходимо, чтобы все коммунальные платежи приходили на имя нового собственника/пользователя, соответственно, на момент переоформления у вас должно быть оформлено право собственности / заключен договор пользования жилым помещением.
Чтобы оформить счет на себя, нужно обратиться в районный центр госуслуг «Мои документы» или в управляющую организацию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы». Вам понадобятся следующие документы: