Оттенки серебристого металлика для авто
«Серебристый металлик». Особенности нанесения
28 января 2021, Иван СОКОЛОВ
Особенностью цвета автомобиля «серебристый металлик» является содержание в составе алюминиевых частиц в базовом покрытии различной формы и размера, которые создают эффект стали, красиво переливаясь на солнце, придают своеобразную эстетику внешнему виду. На данный момент это не самое сложное в применении покрытие, однако не стоит недооценивать даже простой на первый взгляд «серебристый металлик». Для успешного и качественного нанесения требуется не только профессиональный навык, знание технологических процессов, наличие качественных материалов, но и оборудование. О собенности нанесения серебристой базы и лака разберет Роман Подколзин, технолог-демонстратор демонстратор подразделения авторемонтных покрытий ООО «ППГ Индастриз».
Подготовка поверхности к окраске
Частым дефектом, который может повлечь за собой «перекрас», является некачественная подготовка, а именно просадка абразивной риски или различного рода дефект ЛКП (скол, царапина и т. д.), поверхность которых «повторяет» базовое покрытие в связи с содержанием в составе большого количества эффектных частиц. Преимущественно шлифование осуществляется машинками с ходом эксцентрика 2,5–3 мм. Не стоит выбирать для данной операции машинки с ходом 5 и более миллиметров. Чем больше ход эксцентрика, тем более грубая и глубокая риска будет получаться на поверхности с одной и той же градацией абразива. Условием выполнения качественной подготовки является исправное состояние оборудования, наличие пылеотвода, а также мягкого диска (оправки), на который крепится абразивный круг.
Рекомендуемым является абразив с градацией абразивного круга Р500, который создает оптимальную глубину риски для адгезии. Глубина риски определяется при помощи профилометра за счет измерения множества значений, основное из них — Rz (в зависимости от типа и плотности покрытия данное значение может варьироваться от 1,5 до 4 единиц). Абразивы многих брендов различаются основой (пластик/бумага), продуктивностью и степенью агрессивности обработки, поэтому результаты измерения глубины риски и наличия просадки могут отличаться.
Не следует совершать подготовку слишком мелким абразивом, например с градацией менее Р1000: глубины риски для адгезии может быть недостаточно и в процессе эксплуатации автомобиля и воздействия на ЛКП различных внешних факторов может произойти отслоение. Допустимо также совершать подготовку водостойкими абразивными материалами, так как они уступают в скорости и качестве обработки по очевидным причинам, подготовку следует совершать локально, с небольшим количеством воды. Оптимальная градация абразива — Р800–Р1000.
Краскопульты
Сейчас на выбор предлагается огромная масса окрасочного оборудования, отличающегося формой, размерами, системой распыления и стоимостью. Для профессиональных кузовных автосервисов первостепенно рекомендуется как колористу, так и маляру использовать одинаковое оборудование с идентичными размерами дюз и настройками. Это позволит максимально близко и точно продублировать нанесение и покрасить автомобиль «в цвет». Оптимальной системой краскопульта для нанесения эффектных базовых покрытий является HVLP (High Volume Low Pressure), то есть большой объем потребляемого воздуха и низкое давление распыления. Система обладает рядом преимуществ: низкое давление распыления, высокий коэффициент переноса материала (не менее 65 %), корректное и экономное нанесение материала, минимальные завихрения и поток воздуха на выходе при работе. Наиболее распространенный размер дюзы — 1,3.
В случае панельного ремонта (окраска деталей целиком) необходимо учитывать рекомендации производителя окрасочного оборудования и особенности краскопульта:
Следует также выделить нюансы системы HVLP. Большой объем потребления воздуха связан с необходимостью наличия мощного компрессора. В случае неисправного или слабого компрессора при использовании краскопульта данной системы работа будет осуществляться нестабильно. Давление на входе и концентрация распыления материала начнут «плавать», периодически то подниматься, то понижаться. Особенно это заметно будет при окраске больших панелей: капота, крыши. Пример: в начале окраски детали давление на манометре держится 2 бара, к середине — 1,5 и менее, через определенное время — свыше 2,5 бара. Подобные скачки приводят к неравномерному распределению базового покрытия (полосы, пятна) и отклонению цветовой позиции.
Системы RP/TE потребляют меньшее количество воздуха, соответственно, не склонны к вышеуказанным «провалам» в рабочем давлении и распылении ЛКМ. Перенос материала у данных краскопультов осуществляется с большей скоростью, капля распыления более крупная, поэтому они оптимально подходят для нанесения грунтов, наполнителей и лаков.
Оптимальные размеры дюз:
Подбор цвета
Очень важно на первом этапе процесса цветоподбора принять правильное решение, а именно выбрать оптимальный вариант или рецептуру цвета. Для этого существует несколько вариантов: персональный код краски автомобиля, собственные наработки, варианты программы по цветоподбору или применение специального прибора, спектрофотометра. В любом случае необходимо произвести тест-выкрас на специальную металлическую пластину, если такового нет в наличии, и сравнить с окрашиваемым авто. Сравнение тест-пластины следует производить в светлое время суток с чистым автомобилем, под разными углами. Кузовную панель, по которой производится подбор, рекомендуется частично отполировать, так как старое и затертое лакокрасочное покрытие может искажать истинный оттенок цвета. Далее принимается решение о готовности краски или ее корректировке с последующим нанесением на тест-пластину. Также может быть рассмотрен вариант окраски методом плавного перехода как в рамках ремонтной детали, так и на сопряженные кузовные элементы.
Особенности нанесения. Основные параметры и рекомендации
Цвет подложки/грунта. Базовое покрытие может иметь различную степень укрывистости, поэтому при нанесении базы на темную и светлую подложки можно получить два разных оттенка. Как правило, серебристые металлики рекомендуется наносить на светло-серую подложку.
Количество и плотность слоев. Данные параметры задаются программой цветоподбора или колористом, который разработал или откорректировал данный рецепт краски. Слои базового покрытия не должны быть слишком плотными или сухими. Оптимальный слой — полумокрый или стандартный.
Задача данного покрытия сугубо эстетическая, толщина слоя незначительная: 15–25 мкм.
Количество основных слоев, как правило, 2–3, далее в зависимости от рекомендаций может понадобиться «эффектный» или «выравнивающий» слой, который по плотности нанесения составляет 20–50 % от основного. Не стоит забывать про межслойные выдержки, перед нанесением следующего слоя из предыдущего должен выйти разбавитель, покрытие должно стать матовым. При необходимости окрашиваемую поверхность можно обрабатывать липкой салфеткой для удаления пылевых вкраплений.
Перед окраской автомобиля необходимо убедиться в том, что базовое покрытие готово к применению, а именно разбавлено рекомендуемым количеством разбавителя. Выбор разбавителя также имеет большое значение, так как от типа и соответствия определенному температурному режиму применения зависит качество нанесения и цветосовпадения.
Разбавитель следует применять согласно рекомендациям производителя базового покрытия. Смешивание можно производить как по объему, так и по весу, согласно техническим предписаниям. Для проверки вязкости готовой к нанесению смеси применяется специальный прибор — вискозиметр с диаметром выходного отверстия 4 мм.
Соответствие температуры разбавителя и температуры поверхности окрашиваемых деталей также необходимо соблюдать. Именно деталей, а не воздуха в окрасочно-сушильной камере, так как именно их мы окрашиваем и непосредственно на детали происходит перенос материала, последующее распределение, розлив, испарение разбавителя. Показатели температуры окрашиваемой поверхности проверяются инфракрасным пирометром. Лакокрасочные материалы также следует хранить и использовать в комфортных условиях, исключать перегрев и охлаждение во избежание сокращения сроков годности продуктов и возникновения различных дефектов и отклонений в процессе применения.
Оптимальные условия для окраски: температура 20–22 °С, разбавитель стандартный, температурный рабочий диапазон нанесения в среднем составляет 20–25°С. В случае применения быстрого разбавителя при высоких температурах базовое покрытие наносить проблематичнее, становится сложнее равномерно распределить слои, увеличивается расход, структура покрытия становится более грубой (сухое распыление), что, в свою очередь, приводит к отклонению цветовой позиции (в данном случае получится светлее), просадке прозрачного лака, снижению его блеска.
И напротив, применение медленного разбавителя при низкой температуре приводит к увеличению времени выдержки, избыточному розливу, разбавитель слишком долго испаряется, консервируется в пленке базового покрытия, не выходя полностью, что часто приводит впоследствии к отслоению прозрачного лака в связи с недостаточными адгезионными свойствами двух различных по функционалу материалов.
Окраска методом плавного перехода
В сравнении с панельным ремонтом для окраски переходом необходимо обладать дополнительными навыками и знаниями. Даже если базовое покрытие отлично подходит по цвету к автомобилю, при некорректном нанесении методом плавного перехода может образоваться граница перепыла, визуально это выглядит как ореол темного или светлого цвета в зависимости от освещения и угла осмотра. Чтобы этого избежать, рекомендуется применять специальные добавки («блендеры») или разбавители, которые применяются как отдельно, так и в смеси с базовым покрытием. Данные продукты в зависимости от лакокрасочной системы имеют разные наименования, форму выпуска и пропорции смешивания, но задача у них одна — помощь при окраске переходом в поглощении перепыла, а также в корректировке распределения частиц базового покрытия относительно окрашиваемой поверхности. Нанесение производится непосредственно на участок перехода по завершению нанесения базового покрытия. Довольно популярным вариантом является применение добавок в чистом виде, а именно нанесение перед базовым слоем «блендера» практически на всю деталь.
Данный способ не во всех случаях эффективен по следующим причинам:
Оптимальным вариантом служит применение смеси добавки с готовым базовым покрытием.
Окрашивание транспортного средства своими руками в серебристый металлик
Светло-серый, серебристо-желтый или серебристый металлик традиционно лидируют среди цветовых предпочтений автовладельцев. Это иногда является решающим доводом в пользу той или иной модели, хотя современный рынок предлагает бесконечное множество цветовых вариантов готовых автомобилей или автомобильных красок.
В чем же секрет такой популярности? На это есть множество причин.
Серебряный цвет автомобиля – стильность и практичность
Несомненными фаворитами среди продающихся автомобилей были и остаются черные и серые (особенно светло-серебристые) колера, независимо от функциональности модели и престижности бренда. Эта тенденция справедлива как для первоначального выбора автомобиля, так и для последующей его продажи.
Основной причиной выбора стального авто является практичность. Его можно реже мыть. Любая пыль или брызги грязи, высыхая, становятся серыми, практически сливаясь с колером кузова.
Полезное! Машина, имеющая серебряный, светло-серый или серо-желтый окрас, не выгорает, не перегревается под лучами солнца. Царапины или небольшие дефекты на светло-сером слабозаметны.
Эффект «металлик» завоевал сердца автовладельцев более десятка лет назад и с тех пор не сдает позиции. Обладающее исключительно эстетичным внешним видом, переливающееся на солнце покрытие смотрится богато на базе любого колера. Дополнительным бонусом становится и усиленная защищенность кузова от неблагоприятных воздействий.
Серый (или серебристый) – это цвет высоких технологий, прогресса и инноваций. Подсознательно водитель ожидает от машины стального окраса высокотехничного наполнения, технологических новинок и бесперебойной работы. Этот колер ассоциируется с техничностью, скоростью, стремительностью.
Солидно и престижно – по мнению большинства водителей так выглядит автомобиль светло-серо-серебряных оттенков. Если потребителю не нравится консервативный черный цвет, его достойно заменит серый. Кроме того, стальной цвет – нейтральный.
Модель цвета серебристый leaf металлик подойдет и для семейного авто, и машине респектабельного мужчины или бизнес-леди, молодого парня или девушки. Это благородный серебристо-желтый оттенок.
Предпочитающие серебристо-серую гамму автомобильного экстерьера уверены в себе, спокойны, осторожны и практичны. Им не хочется выделяться, совсем наоборот: лишнее внимание абсолютно не нужно. Они считают автомобили обычным транспортом, а не объектом самовыражения.
Информация! На трассе машина серебристых оттенков заметна, ее владельцы ведут себя осторожно и рассудительно, поэтому и аварийность среди транспорта светло-серых, стальных или серебряных колеров – одна из самых низких.
Подготовка материалов и инструментов для окрашивания в цвет серебро
Перед тем как самостоятельно покрасить свое авто, необходимо подготовиться. Приобрести необходимые для покраски материалы и инструменты лучше заранее. Поэтому готовим для покраски все, что нужно:
Необходимо выбрать, а также приобрести, при их отсутствии в наличии, качественные компрессор и пневматический краскопульт. Некоторые специалисты окрашивают неплохо авто бытовым электрокраскопультом, однако для этого нужен значительный опыт. Можно попросить требующееся оборудование у знакомых.
Шлиф-машина (болгарка) будет нужна для очищения от слоя старой краски, имеющихся небольших очагов коррозии, а также для завершающей полировки кузова. Необходимо подобрать этот инструмент с небольшой массой и возможностью регулировки скорости вращения.
Ситуация | Работы |
Если повреждения коррозией неглубокие. | На тщательно вымытом кузове автомобиля шлифовальной машиной полностью удаляется имеющееся лакокрасочное покрытие. В случае необходимости очищаются участки, поврежденные коррозией. На этом подготовка авто к окрашиванию и заканчивается. |
Если поверхность сильно повреждена гнилью, ржавчиной. | В этом случае приступают к следующему этапу подготовительных работ. От крупных повреждений избавляются сваркой с завариванием (привариванием заплаток) поврежденных участков. Можно для ликвидации поврежденных участков использовать нанесение специальной шпатлевки со стеклянными волокнами. |
Если имеются следы небольших столкновений. | Мелкие повреждения кузова устраняются обыкновенной шпатлевкой, а дальше шлифовкой возвращается изначальная форма кузова. |
Результатом должен стать идеально отшлифованный кузов автомобиля без каких-либо дефектов поверхности.
Нанесение краски на поверхность авто
Если транспортное средство окрашивается в светло-серый, серебристо-желтый или другие варианты серебристого колера, особое внимание уделите выбору оттенка базовой эмали. На подготовленный кузов транспортного средства наноситься базовое покрытие.
От выбранного колера базы зависит, какой основной цвет будет у машины. Популярны у автовладельцев серебристый металлик, серебристо-желтый лиф или reflex металлик. Благодаря способности меняться от светло- к темно-стальному в разном освещении reflex выглядит очень интересно.
Окрашивание требует тщательного соблюдения всех нюансов нанесения эмали металлик, рекомендованных производителем.
Непосредственное окрашивание в требуемый цвет состоит из нескольких слоев. Слойность нанесения зависит от колера, подготовленности кузова и умения маляра. Автоэмали бывают одно-, двух- и трехслойными. В цвет металлик красят чаще двухслойной. Первоначальное нанесение допускает огрехи и дефекты, следующее должно быть максимально аккуратным, без потеков, чтобы цвет был ровным.
Подсушивание после первоначального окрашивания не следует затягивать дольше получаса (иное время может быть оговорено в инструкции к эмали). Ускорять время сушки нельзя, иначе металлические кусочки неправильно распределятся в слое краски. Могут образоваться пятна.
Важно! Покраску проводят в определенной температурной среде. Одинаковой должна быть температура растворителя, автомобильного кузова и внешняя температура в помещении для окрашивания. Чем холоднее, тем более быстросохнущим должен быть растворитель.
Покрытие лаком и полировка транспортного средства
После высыхания последнего слоя эмали начинают предпоследний этап окраски – нанесение лака. В процессе окрашивания транспортного средства металликом не рекомендуется до нанесения лака пересушивать эмаль. Это может привести к отсутствию или недостаточному сцеплению между краской и лаком.
Нанесение лака на металлик – более легкий процесс, чем покраска, но к нему стоит отнестись ответственно.
Интересное! Металлик чаще покрывают экономичным, стойким, но трудно шлифующимся лаком с маркировкой HS. Реже – более затратным мягким лаком MS, который намного проще впоследствии отшлифовать.
Перед использованием лак разбавляют растворителем и добавляют к нему закрепитель. Для нанесения первого слоя лак разводят несильно, а для последующих делают более жидким.
Высыхание лака должно происходить естественным путем. Проверять степень высыхания лакового слоя можно вручную. Для этого слегка прикоснуться пальцем к покрытию в малозаметном месте, и если палец чуть-чуть прилипает, а лак не размазывается – приступают к нанесению еще одного слоя.
Важно! Если в лаковом покрытии присутствует серьезные изъяны (потеки, смазывания, пятна), последний слой снимают и наносят лак заново.
Завершающий этап окрашивания транспортного средства – полировка получившегося лакокрасочного покрытия. Он может осуществляться двумя методами.
Первый – бумагой с абразивным слоем с зернистостью от 2000 единиц (проводится вручную или шлифмашиной), второй – с использованием специальных шлифовочных паст (жидкостей). Последние нужно использовать очень аккуратно, так как они могут разъедать верхнее лаковое покрытие.
После завершения всех этапов окрашивания и нанесения на поверхность транспортного средства лакового покрытия с последующей полировкой автомобиль полностью готов к дальнейшей его эксплуатации.
Полезное видео
Обратите внимание на следующее видео про покраску детали авто в серебристый металлик:
Какие разновидности серого металлика?
Найти такого владельца автотранспортного средства, которого хотя бы единожды за период эксплуатации не интересовал вопрос окрашивания корпусных или декоративных элементов кузова, достаточно сложно.
Одной из наиболее популярных красок в этом случае является светло- и темно-серый металлик. О том, почему возникает такая необходимость, в чем особенность именно этого типа краски и как правильно организовать этот процесс, когда все делается своими руками, и пойдет речь далее.
Серый металлик: разновидности оттенков краски по металлу, тонкости нанесения на кузов автомобиля
Причины и виды покрасочных работ
Исходя из существующих реалий нашего времени, рассматривать автомобиль исключительно как средство передвижения является в корне неправильным. Внедрение передовых технологий и дизайнерских мыслей сделало железного коня не только практичным и функциональным, но и также позволило использовать его для самовыражения в обществе и в среде таких же автомобилистов.
Лакокрасочное покрытие (ЛКП) автомобиля, имеющее матовый или глянцевый цвет, играет в этом огромную роль, выполняя одновременно декоративную и защитную функции. Исходя из этого, можно назвать как минимум две основные причины, побуждающие владельцев задумываться о покраске личного транспорта.
Видовая классификация покраски формируется в зависимости от ее объемов. Локальная. Выполняется, если причиной окрашивания становится восстановление ЛКП на каком-нибудь участке кузова (например, царапина или небольшая вмятина на крыле, бампере и т. п.).
В этом случае нет необходимости затрагивать большие площади или полностью перекрашивать элемент. Фрагмент кузова подготавливается (зачищается, шпаклюется, грунтуется), а при окрашивании остальная часть авто защищается пленкой.
Частичная. Проводится, если повреждение ЛКП не позволяет восстановить его по месту. В этом случае поврежденный элемент кузова (например, бампер, крыло, дверь) демонтируется, полностью зачищается от старого покрытия, восстанавливается его геометрия. Только после этого производится его окрашивание в светло- или темно-серый матовый цвет либо в металлик.
Информация! Полная покраска выполняется чаще всего тогда, когда целью процесса становится создание принципиально нового дизайна.
Кто выбирает машины серый металлик?
Серый металлик выглядит современно и стильно в любом оттенке. Отлично подходит для жаркого климата. Хорошо заметен на дороге. Неслучайно ежегодно занимает первые места в новых каталогах автопроизводителей во всем мире.
Авто в данном цвете выбирают рассудительные люди, для которых индивидуальность важнее соответствия нормам общества. Они легко сохраняют спокойствие в условиях стресса и отличаются спокойной манерой вождения.
Основная мотивация выбора — оставаться уникальным, одновременно не выделяясь в потоке.
Владельцы машин цвета металлик — успешные, уравновешенные и рассудительные люди.
Отличия металлизированной автомобильной краски
Анализируя краски для авто и их характеристики, можно условно разделить их по структуре поверхностного слоя на те, которые имеют матовый или глянцевый цвет.
Если рассматривать вопрос в срезе массового производства, то абсолютное большинство моделей будут иметь покрытие типа металлик. Особый эффект блеска поверхности авто достигается за счет отдельных присадок краски.
Среди главных действующих компонентов числятся цинковые, медные, алюминиевые, латунные пигменты.
Интересное! Солнечный свет, попадая на такую краску, отражается от металлических частиц, создавая ощущение блеска (матовый оттенок таким эффектом не обладает).
Как в массовом, так и кустарном производстве покрытие светло-серым и любым другим металликом может быть разделено на три типа в зависимости от толщины и количества слоев.
Покрытие | Особенности |
Однослойное. | В состав такой краски входит лак. Это самый простой вариант, но часто в процессе окрашивания возникают видимые дефекты (потеки, пузыри и т. п.). |
Двухслойное. | Краска наносится в два слоя с паузой на высыхание после каждого из них. Это наиболее распространенный вариант, дающий механически стойкое глянцевое покрытие. |
Трехслойное. | Не слишком распространенный вид покраски в связи с технической сложностью. Может давать интересный перламутровый оттенок. |
Количество пигментных элементов, а также их форма и взаимное расположение в общей массе краски влияют на степень блеска.
Например, светло-серебристый оттенок получается, если частицы располагаются под определенным углом к горизонту (угол отражения другой).
Плюсы и минусы
Эксплуатационные характеристики кухонь МДФ, окрашенных эмалью с добавлением алюминиевой пудры не имеют никаких отличий от фасадов, которые покрыты обычной эмалью. По этой причине преимущества и недостатки такой мебели ничем не отличаются. Различия наблюдаются в декоративных свойствах.
Достоинства
Мебель с пленкой ПВХ цвета металлик обладает большим количеством преимуществ:
Недостатки
Наряду с многочисленными достоинствами ПВХ имеет и некоторые значимые недостатки:
Производители мебели с пленочным фасадом рекомендуют использовать в интерьере кухни вытяжку, которая поможет продлить срок эксплуатации мебели.
Популярные серые цвета и способы подбора
Гораздо более широкой является классификация по цветовому принципу. Проблема выбора цвета и оттенка краски задевает каждого автомобилиста, который вынужденно или по собственному желанию решается на покраску кузовных деталей.
Очевидно, что больше всего проблем возникает тогда, когда предстоит локальное либо частичное окрашивание. В этом случае краску приходится подбирать под уже существующее лакокрасочное покрытие, а это довольно сложная задача.
На практике используются три основных способа определить цвет:
Светло- или темно-серый цвет является наиболее проблематичным для подбора, поэтому здесь не обойтись без компьютерной программы.
Серебристый оттенок статистически является наиболее востребованным. Он сочетает в себе не только аккуратность и привлекательность, но и довольно хорош в практическом отношении, поскольку лучше других скрывает царапины.
Кухня цвета металлик – как добиться нужного эффекта
Получить подобный эффект на фасадах кухонной мебели можно несколькими способами.
Например, если сверху двухслойного покрытия нанести прозрачный перламутр, получают самый гламурный вариант кухни – жемчужный. Такой блеск особенно эффектен в сочетании со сложным цветом – лиловым, сиреневым, розовым. Перламутровым бывает и белый, и шампань – настолько светлый оттенок создает хороший фон жемчужному блеску.
Трехслойное окрашивание позволяет получить эффект хамелеон: при изменении угла освещения цвет фасада меняется. Для этого используют более темные, насыщенные цвета – бордо, синий, брусничный, корица.
Исключительное впечатление такой эффект производит на радиусных фасадах, где изменение поверхности даже без смены освещения создает многогранную игру света и тени.
Белый, шампань, серебристый, светлый розовый совершенно не годятся для трехслойного окрашивания: оттенки слишком светлые, поэтому игра цвета будет бедной. Черный тоже не подходит: здесь нет оттенков.
Тонкости нанесения двухслойного металлического оттенка
Самостоятельная покраска авто светло-серым или любым другим металликом – достаточно ответственное мероприятие. Чтобы добиться желаемого результата необходимо в точности соблюдать все рекомендации и очередность работ.
В первую очередь следует подготовить к окрашиванию необходимую поверхность. Здесь все зависит от того, каков объем проблем или какие цели преследуются. Если это локальная или частичная покраска, то поверхность нужно зачистить от старого покрытия до основного металла.
Важно! Это обязательное условие, поскольку в шпатлевке, грунтовке, краске содержатся растворители, что в итоге может привести к отслоению нового покрытия вместе со старым.
Далее производится рихтовка и шпатлевание поверхности, чтобы восстановить первоначальную геометрию. Следующим наносится слой грунтовки, обеспечивающий необходимую адгезию с краской.
После этого приступают к непосредственному окрашиванию авто. В случае двухслойного металлика первым наносится база, а спустя некоторое время – финишный лак. Базовая серая краска наносится в 2–3 слоя.
Между слоями выдерживается пауза, чтобы покрытие могло подсохнуть. Дополнительным индикатором готовности может служить матовый цвет – это означает, что растворитель испарился. Лак также наносят в 2–3 подхода, что позволяет каждому слою высохнуть. После окончательной просушки окрашенной поверхности автомобиль готов к эксплуатации.