Поворот колес автомобиля при рулении
Про про руление, как же входить в повороты.
С покупкой нового авто с гидроуселителем стал замечать, что жена, назовем ее начинающий водитель, абсолютно перестала правильно рулить. Часто перекручивает руль, делает слишком резкие маневры. Я долго думал, что же мне помогает чувствовать дорогу, как я быстро научился ездить и поворачивать колеса на нужный угол. Так же пересмотрел множество разных видеоуроков и всевозможных курсов.
Первоначально руки покоятся на руле в положении 10:2 это если рассматривать руль, как циферблат часов. Почему покоятся? Потому что это точки равновесия, вес рук как бы является грузиками позволяющие не напрягать мышцы рук при прямолинейном движении автомобиля. И если нужно скорректировать движение достаточно просто небольшое движение рук, как правило, это просто ослабление хвата руля руки противоположной от поворота. То есть если в пределах своей полосы необходимо прижаться к обочине достаточно ослабить хват левой руки, и далее руль выходит из равновесия, правая рука тянет вниз, и авто поворачивает вправо.
Если убираем руку, то под весом остававшейся руки руль вращается и авто поворачивает.
Но, если необходимо совершить поворот, или зайти в затяжной быстрый поворот? Как понять насколько необходимо повернуть руль? Я долго прислушивался к ощущениям, понятно, что они у меня уже на автоматизме, но все же как то я начинал, как то быстро стал понимать как и куда поворачивать руль, чтоб управлять авто. Разберем поворот направо, есть руль и две руки, правая в этом случае у нас силовая рука, резкий рывок вниз и руль у нас очень быстро повернется направо, но здесь очень велика вероятность перекрутить руль. Поэтому поворот выполняют двумя руками.
И левая рука здесь получается чуть главнее, именно она задает правильный угол. Дело в том, что при таких движениях в левой руке будут задействовано гораздо больше мышц, в том числе и плечевые мышцы, а когда вы прикладывайте столько усилий, то легче контролировать эти усилия. До этого у меня был автомобиль без гидро или электро усилителя, и приходилось чуть ли не весом тела доводить руль до нужного угла.
Получается, что при повороте направо, правой рукой мы начинаем вращение, а левой корректируем. Доводим руль до нужного угла. И обратите внимание на хват, руль прочно, но не сильно зажат в руке. никаких ладоний и тд. Информация о сцеплении коле мы получаем через большой палец, если у нас камни, щебень или что то не то, то мы это почувствуем второй фалангой большого пальца. Или же моно класть палец, прям подушечкой на руль.
Опять же если мы видим, что поворот большой (крутой) можно использовать пред захват, то есть заранее перенести руки в дургое положение на руле, чтоб как можно дольше не отрывать руку от руля. Для чего это делать? Чтоб было меньше движений руками, осоебено есть будет перехват. Именно в момент перехвата руль может выбить ямкой или камнем.
7 предзахват при повороте налево.
Например нам предстоит выполнить левый крутой поворот. Мы делаем предзахват в точке 5 правой рукой и в точке 12 левой рукой. И как только мы вернули руки в нормальное положение 10:2 у нас рулевое колесо уже повернуто почти на 90 градусов.
Продолжаем вращение как при описано выше. Рука в чью сторону поворачивает авто(левая) силовая, Другая (правая) корректирующая. Но бывает, что и этого не достаточно. Тогда происходит перехват рук. Но это уже лучше объяснят в автошколе. Или на автодроме.
10 перехват при повороте
И самое главное, руление должно быть прогрессивным, начинаем с маленького угла и маленькой скорости постепенно ускоряя скорость вращения рулевого колеса и соответственно угла поворота. в Идеале, если руль не будет вращаться с одной скоростью при повороте.
А теперь о том как, правильно проходить повороты.
Один из самых отличных роликов, где специалист подробно все рассказывает.
А у меня пока все, надеюсь моя жена быстро научится управлять автомобилем безопасно, а мои советы пригодятся другим. Если есть какие то несогласия и замечания пишите, я не специалист и рассказываю о своих наблюдениях, хотелось бы услышать мнение профи.
Рулите уверенно.
Этот нехитрый эксперимент показал, что автомобиль управляется не только с помощью руля, но и педалью газа.
Вы узнаете из этой главы, что существует разные способы вращения рулевого колеса, но только в совершенстве освоив правильное руление (раллий-ный способ вращения рулевого колеса), вы сможете использовать остальные.
Надо четко понимать, что ваши воздействия на руль влияют на поведение автомобиля и что сознательное владение и постоянное применение правильных способов руления обеспечат вам невероятную степень контроля над автомобилем. Запомните, что успешный объезд препятствия или победа в соревнованиях большей частью зависят от того, насколько грамотно и правильно вы пользовались рулевым колесом. Остальные способы его вращения следует рассматривать как дополнения к первому, лишь улучшающие его. Это тонкости, но, чем лучше вы управляете автомобилем, тем больше понимаете, что все дело именно в них. Изначально научитесь правильно и грамотно вращать рулевое колесо.
Чем выше скорость, тем больше гироскопический эффект и тем автомобиль устойчивее при прямолинейном движении. Вы знаете, чтобы повернуть на скорости 60 километров в час, необходимо приложить к рулю больше силы, чем на скорости 30 километров в час. Неспешное прохождение поворотов требует настолько небольших усилий, что большинство водителей даже не осознают их. Именно поэтому так много ответов на вопрос «как вы поворачиваете?».
Не вцепляйтесь в руль без необходимости мертвой хваткой. Конечно, для поворота рулевого колеса в поворот и выхода из него нужно прикладывать усилие к рулю, но хватка должна быть мягкой. Приучайтесь мгновенно расслаблять руки после того, как собственно руление закончено. Ходите в спортзал, бассейн, работайте над собой. Постоянно напоминайте себе, что нужно расслабиться, автомобилю станет легче вас понимать, а вы сможете получать больше информации от шин, лучше чувствовать дорогу и тем самым улучшить все составляющие безопасного управления автомобилем. Если же вы вцепитесь в руль, вы никогда не сможете понять, что пытается сказать вам автомобиль, и никогда с ним не подружитесь.
Это как если бы волейболист во время удара сосредоточился только на руках. Конечно, нужно оттачивать каждое движение, но только владение всем телом позволяет совершать идеальные удары и выигрывать международные соревнования. Это относится и к автомобилистам: правильное руление поможет вам ездить лучше, но чтобы ездить по-настоящему хорошо, нужно освоить еще несколько тонкостей.
ТОНКОСТЬ 1: РУЛЕНИЕ ГАЗОМ.
Мы подробнее рассмотрим работу газом в разделе «Под газом», здесь же остановимся на самом главном: нажатие на педаль газа влияет не только на скорость автомобиля, но и на угол поворота рулевого колеса. Вы помните, что после того как собственно руление закончено, нужно ослабить хватку на руле? Правильное размещение рук на дуге поворота (руки показывают, куда повернуты колеса автомобиля) и грамотная работа педалью (в зависимости от привода автомобиля ведущие колеса либо тянут, либо толкают) помогут вам контролировать автомобиль, в результате вы скорее поймете, что существует прямая связь между поворотом рулевого колеса и педалью газа. Скольжение передних колес в повороте создает легкость на рулевом колесе, что говорит вам о плохом сцеплении с дорогой. В этой ситуации необходимо чуть снизить усилие на педали газа или убрать лишний угол поворота передних колес. Благодаря четкому пониманию взаимосвязи между углом поворота рулевого колеса и нажатию на педаль газа возрастет ваша скорость, а главное безопасность и уверенность при управлении автомобилем. Автомобиль ввинчивается в поворот, когда вы закрываете газ, пытается распрямить траекторию при добавлении газа и сохраняет заданную геометрию движения на ровном газу. Определимся в терминах. «Открытый газ» означает такое положение педали газа, при котором автомобиль ускоряется. «Ровный газ» означает такое добавление газа, при котором заслонки карбюратора или инжектора остаются неподвижными в каком-то определенном положении. На самом деле реальная скорость автомобиля может падать даже на ровном газу. Существует огромная разница между открытым и ровным газом. Именно благодаря этой разнице одни выигрывают соревнования, а другие на себе испытывают, что такое ритмический занос.
Давайте подробнее рассмотрим, как газ влияет на поведение автомобиля в повороте.
Закрытый газ перемещает вес автомобиля вперед. Передние пружины подвески сжимаются, изменяя распределение веса автомобиля по осям и колесам, и он охотнее поворачивает. Как только вы переходите к ровному газу, вес перемещается назад, пружины чуть-чуть распрямляются. Стоит вам перейти к открытому газу, большая часть веса перемещается назад, пружины передней подвески распрямляются, уменьшая тем самым коэффициент сцепления передних колес с дорогой.
Сосредоточьтесь на правильном переходе от закрытого к ровному газу. Если открыть газ слишком рано или слишком резко, перескочив фазу ровного газа сразу к открытому, вы промахнетесь мимо апекса (внутренней вершины поворота) и пройдете поворот шире, чем планировали. Чтобы избежать ошибок, необходимо хорошо знать конструктивные особенности автомобиля, которым управляете. Не добавляйте газ, пока автомобиль не войдет в поворот, а потом действуйте предельно аккуратно, чтобы он точно прописал задуманную траекторию. Итак, когда же открывать газ? Сразу, как только автомобиль вошел в поворот. Но чем раньше вы начнете это делать, тем плавнее вы должны нажимать на педаль газа.
Плавность особенно важна, если вы управляете мощным автомобилем, потому что в этом случае даже небольшое нажатие на педаль газа мгновенно подключает целый табун лошадиных сил. Я усвоил этот урок, когда впервые знакомился с Маздой RX 7. Автомобиль мгновенно откликался на газ, поэтому в повороте мне приходилось держать его закрытым дольше, чем обычно. Стоило мне чуть ошибиться с усилием на педали газа, автомобиль мгновенно распрямлял траекторию или его задняя часть пыталась обогнать переднюю. Я навсегда запомнил, что чем мощнее автомобиль, тем более грамотной должна быть работа с педалью газа.
ТОНКОСТЬ 2: РУЛЕНИЕ НОГАМИ.
Главная ошибка при рулении заключается в нежелательных воздействиях на руль, когда вы либо переносите на него вес тела, либо вцепляетесь в руль слишком сильно. Чтобы этого избежать, необходимо уметь подбирать правильную посадку. Следует научиться использовать для опоры левую ногу, благодаря этому ваши руки расслабляются (у вас есть опора) и вы не давите на руль своим весом. Этот прием поможет многим избавиться от привычки висеть на руле.
ТОНКОСТЬ 3: РУЛЕНИЕ ВЕСОМ.
Автомобиль весит примерно две тонны, а водитель примерно семьдесят килограммов, в данном примере вес человека составляет небольшую часть системы автомобиль-человек, в данном случае 3,5 %. Движения вашего тела никак не влияют на законы физики при движении, ускорении и замедлении автомобиля.
Давайте обсудим, как перемещение тела водителя влияет на процесс управления автомобилем.
1. Для начала поэкспериментируйте. Сначала медленно, затем быстро и т.д. Скорость может быть любой, но обратите внимание, насколько больше усилий требуется на скорости 60 километров в час по сравнению с 30 километрами в час.
2. Попробуйте одновременно поворачивать рулевое колесо и тормозить. Как ощущения?
3. Максимально расслабьте руки, перестаньте висеть на руле, поддерживайте правильное положение туловища с помощью опоры на левую ногу. Следите, чтобы вес тела не вмешивался в ваши движения, а работа ногами на педалях не сказывалась на работе руками на руле.
4. Используйте разные приемы вращения рулевого колеса и их комбинации.
5. При перестроениях постарайтесь понять, как автомобиль реагирует на те или иные ваши управляющие действия. Попробуйте сменить полосу движения медленно, потом быстро.
6. Попробуйте на второй передаче пройти поворот с нажатием на педаль газа и накатом. Обратите внимание, как охотно автомобиль двигается в заданный поворот, стоит вам добавить газ, и как неуютно он себя чувствует на дуге поворота при движении накатом.
Потом начинайте постепенно добавлять другие приемы. Со временем вы почувствуете, насколько быстрее и безопаснее стали ездить. Вы поймете, почему опытные гонщики так любят повороты. Внезапно вы осознаете, что способны прописать задуманную траекторию с точностью до сантиметра. Автомобиль ввинчивается в поворот или напротив увеличивает радиус, повинуясь вашей воле. Связки сложных поворотов перестали быть пугающей проблемой, они стали интереснейшей задачей. Когда из-под едущего впереди автомобиля появится яма, вы объедете ее как по волшебству. А когда вы окажетесь на дороге, где крутые повороты следуют один за другим, вы не сдадитесь и не выскочите на встречную полосу, а станете снова и снова мечтать, чтобы повороты никогда не кончались.
Уроки гоночной трассы.
Это устройство нужно для облегчения поворота рулевого колеса. Правильно настроенный усилитель руля практически не влияет на поведение автомобиля в штатных ситуациях, но при нарастании скорости движения на некоторых автомобилях приходится прикладывать большее усилие для поворота рулевого колеса.
Врезка 1. Руление и задний тормоз.
Врезка 2. Руление и передний тормоз.
Загрузка передней оси автомобиля педалью тормоза помогает повернуть автомобиль. Этот прием позволяет повернуть рулевое колесо достаточно резко и на большой угол.
Вы сбрасываете газ, вес автомобиля переходит на переднюю ось и он охотнее поедет в поворот. Если же при этом чуть-чуть прижать педаль тормоза, то на опорном колесе возрастет усилие. У вас, наверное, готово возражение, что на дуге поворота нежелательно нажатие на педаль тормоза и что торможение может привести к срыву передней оси. Да, это так, но только если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно, отпускайте педаль тормоза медленно. Мы подробнее обсудим этот прием в разделе «Тормоза», там же вы получите объяснения, как загрузка в повороте спасает жизнь при вождении автомобиля на улицах и помогает выигрывать соревнования.
Поворот колес автомобиля при рулении
Безопасность любого водителя в критических ситуациях во многом зависит от скорости руления. Управление автомобилем в обычных условиях не требует особой быстроты движений. Даже малоопытный водитель может распознать явно критические ситуации и отреагировать на них снижением скорости или другими действиями, уменьшающими опасность. В арсенале опытных водителей имеются опережающие приемы, позволяющие сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при экстренных маневрах.
Однако любой водитель, опытный или новичок, может допустить ошибку в прогнозе и тогда в большинстве случаев требуется предельная скорость руления, чтобы стабилизировать автомобиль или быстрым маневром сгладить критическую ситуацию. Притом имеется много примеров, когда даже высококвалифицированные водители не сумели преодолеть последствия допущенных ошибок. Так, один из лучших автогонщиков России, мастер спорта международного класса, одиннадцатикратный чемпион страны и призер раллимарафонов В. Гольцов имел на тренировках и соревнованиях несколько тяжелых аварий, в одной из которых его спортивный автомобиль перевернулся 8 или 10 раз (очевидцы несколько расходятся во мнениях). Сам В. Гольцов, анализируя эту ситуацию на спортивной трассе в Тбилиси, считает, что привела к ней ошибка в прогнозе крутизны поворота, а острота ситуации была связана с явно недостаточной скоростью руления. В то же время многие опытные водители не видят и не хотят признавать своих ошибок. Однако экспериментальное обследование более 10 тыс. профессиональных водителей показало, что большинство из них (около 89%) имеют неудовлетворительные показатели в скорости руления. О чем говорит этот факт? О том, что при попадании в сложную критическую ситуацию, например в критический занос или вращение, эти водители имеют минимальные возможности избежать ДТП.
Наверное, из-за отсутствия в арсенале мастерства необходимых навыков многие водители пытаются заменить скоростные действия рулевым колесом рефлекторным торможением. Однако это еще больше снижает безопасность. Автомобиль из-за заноса переходит в боковое неуправляемое скольжение, которое чаще всего оканчивается либо на обочине, либо на встречной полосе.
Кроме быстроты, другим важным компонентом является точность руления. Передние управляемые колеса серийного автомобиля скрыты от зрительного контроля водителя. Многих критических ситуаций можно было избежать, если бы водитель точно знал их положение. Например, если на повороте начинается снос передних колес, нельзя доворачивать колеса на больший угол. Мы знаем об этом хорошо, однако «рефлекс страха» заставляет нас делать это многократно, отчего полностью теряется управляемость автомобиля. Для опытных водителей «мышечная память» рук дает очень точную информацию о положении колес автомобиля. Руки профессионала тонко ощущают реакцию автомобиля на дорогу и в ряде ситуаций затормаживают скоростные реакции водителя при рулении, предотвращая потерю управляемости во время скоростных маневров.
О быстроте и точности руления можно говорить очень много важного, но никакие беседы и лекции не смогут заменить необходимых навыков, которые приобретаются только на практических занятиях. Самый короткий путь к мастерству можно преодолеть всего за 10 практических занятий, но при одном условии: за один цикл подготовки нужно выполнить не менее 10 тыс. (!) различных скоростных движений. Это позволяет добиться такой степени автоматизма, чтобы обеспечить безопасность в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля, и скомпенсировать ошибки в управлении.
Для более легкого усвоения техники скоростного руления основные действия по управлению автомобилем объяснены в приложении к книге.
Техника скоростного и силового руления
Скоростные способы
К скоростному способу руления прибегают в сложных и опасных ситуациях, чащевсего для экстренной компенсации ошибки в управлении автомобилем. Применяются следующие варианты действий: одной рукой, поочередно обеими руками, одной-двумя или двумя-одной руками. Во всех случаях для обеспечения высокой скорости поворота РК более чем на 18О° следует пользоваться перекрестными перехватами. Правда, это противоречит обычному представлению о рулении как об управлении без перекрещивания. Однако перекрестные движения являются важными элементами скоростного руления. Они сокращают время самих действий, позволяют использовать преобладающую силу мышц-сгибателей и поэтому эффективны. Существует несколько схем последовательных, действий водителя при повороте РК.
Поворот РК направо одной рукой (рис. 1)
Рис. 1. Скоростные действия одной рукой
Рис. 2. Скоростные действия двумя руками
Важно отметить, что захват обода РК в верхней точке ни в коем случае не долженсопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, если кисть правой руки в момент захвата уже двигалась по дуге со скоростью движения обода. Выглядит это так. Водитель, перенося руку по прямой из положения «5» в положение «12», одновременно приближает пальцы к ободу и начинает движение руки в направлении вращения РК. Полный захват завершается где-то между цифрами 1 и 2. Правая рука в полную силу включается в работу, а левая начинает перекрестный перехват: стремительно движется вверх из положения «5» в положение «12» и мягко захватывает РК. Все руление происходит на боковом секторе от «1» до «5». И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих силовых движений.
Умея точно прогнозировать свои действия на повороте с учетом его крутизны искорости прохождения, можно допустить изменение стандартного положения рук на РК. Заранее зная предстоящий угол, на который надо повернуть РК, необходимо предварительно захватить его с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуются максимальное напряжение и точность руления, действовали обе руки. Схематичная последовательность действий следующая.
Предварительный захват РК при подготовке к повороту налево (рис. 3)
Рис. 3. Подготовительные действия
Силовой способ
Рис. 4. Силовое руление
показан один из вариантов поворота РК направо силовым способом, выполняемым поочередно двумя руками с перехватами.
Схема последовательных действий при силовом способе руления следующая.
Возвращение РК после поворота автомобиля может осуществляться и силовым, искоростным способами. Однако на практике водитель часто отпускает РК и ждет, пока оно само возвратится в нейтральное положение (раскрутится). С точки зрения безопасности, это недопустимо. При неправильной регулировке углов установки колес или чрезмерной затяжке рулевого механизма руль после его отпускания может остаться на месте, и даже применение скоростного руления не поправит ситуацию. Неожиданность ситуации зачастую парализует волю водителя, он не может понять, что происходит и не успевает вовремя предпринять нужные действия.
Задачи методики тренажерной контраварийной подготовки
Подготовительные упражнения
(1) «Маятник» левой рукой на два счета
(2) «Маятник» правой рукой на два счета
Задача: отработка координации движения рук при перекрестном перехвате.
Содержание упражнения 1 (рис. 5)
Рис. 5. «Маятник» левой рукой
Содержание упражнения 2 (рис. 6):
Рис. 6. «Маятник» правой рукой
Прежде чем приступить к обучению, необходимо убедиться в точности исимметричности положения рук водителя и полном захвате обода РК. В ходе обучения последовательно достигаются: точность выполнения перекрестного перехвата (хваты только в точках «10» и «2»); экономичность действий (перенос рук по кратчайшему пути); непрерывность руления (отсутствие пауз между поворотом и выравниванием).
Если у обучаемого возникают трудности с освоением координации движений,вводится дополнительное подводящее упражнение, при котором координация изучается расчлененным методом: вначале отрабатывают действия руки, выполняющей тягу, а затем руки, выполняющей перекрестный перехват.
(3) «Маятник» каждой рукой попеременно на четыре счета
Задача: отработка взаимодействия рук при ритмичных поворотах РК вправо и влево.
Рис. 7. «Маятник» обеими руками
Базой для обучения являются упражнения 1 и 2, в которых заложена элементарнаякоординация действий поворот-выравнивание отдельно для правой и левой рук. Таким образом, упражнение 3 представляет собой как бы сумму упражнений 1 и 2, выполняемых непрерывно. При обучении последовательно достигаются: объединение действий, изученных в упражнениях 1 и 2, в общую структуру; непрерывность и плавность руления за счет опережающих действий по перехвату; последовательное повышение скорости руления до максимальной на каждом этапе обучения и совершенствования.
Упражнение считается изученным при такой скорости руления, когда визуально становится трудно проследить за движением рук.
Примечание. После изучения упражнения необходимо выполнять его в качестве разминки перед каждым последующим днем обучения.
(4) Поворот-выравнивание на восемь счетов
Задача: формирование «мышечных чувств» для контроля положения РК.
Многие критические ситуации возникают из-за того, что водитель не представляетточно положение управляемых колес. Например, резкий поворот РК на повороте приводит к сносу колес и потере управляемости. Даже в такой простейшей ситуации, как выезд задним ходом из сугроба, повернутые колеса приводят к пробуксовке ведущих колес и остановке автомобиля.
Развить «мышечную память», позволяющую контролировать положениеколес, помогает простейшее упражнение, в котором с помощью серии стандартных (одинаковых по амплитуде) поворотов и выравниваний управляемых колес автомобиля можно научиться точно определять их положение.
Структура действий в упражнении следующая: поворот РК влево на 120° правойрукой + поворот РК влево на 120° левой рукой; возврат (выравнивание) РК на 120° левой рукой + возврат (выравнивание) РК на 120° правой рукой.
Если упражнение выполнено правильно, то после полного цикла руления РК должновозвратиться точно в ИП. Для зрительного контроля на ободе в точке, соответствующей положению 12, должен быть ориентир (лента лейкопластыря или цветной изоляции).
После того как водитель освоит координацию упражнения, можно переходить крулению с закрытыми глазами. Открывать их нужно после выполнения счета 8.
Основные упражнения
(5) Круговое руление с перекрестными перехватами на боковом секторе рулевого колеса
Задача: изучение техники скоростного руления двумя руками.
Рис. 9. Круговое руление с перехватом
(6) Перекат (перехват) рулевого колеса правой рукой через тыльную сторону кисти
Рис. 10. Перехват правой рукой
Примечание. Желательно выполнять упражнения в тонкой кожаной перчатке, чтобы устранить проскальзывание кисти по ободу РК.
(7) Круговое руление одной рукой
Задача: освоение техники скоростного руления одной рукой.
Содержание (рис. 11):
Рис. 11. Круговое руление одной рукой
(8) Руление одной рукой с рывком другой
Задача освоить технику рывка при рулении одной рукой.
Содержание (рис. 12);
Рис. 12. Руление с рывком
Дополнительные упражнения
(9) Круг одной рукой, выравнивание другой
Задача: совершенствование техники комбинированного руления одной рукой.
Содержание (рис. 13):
Рис. 13. Круг одной рукой с выравниванием
(10) Круг двумя руками, выравнивание одной рукой
Задача: совершенствование техники комбинированного руления.
Содержание (рис. 14):
Рис. 14. Круг двумя руками с выравниванием
(11) Круг одной рукой, доворот двумя руками
Задача: изучить технику комбинированного скоростного руления одной-двумя руками.
Содержание (рис. 15);
Рис. 15. Круг с доворотом
Имитационные упражнения ( контраварийные действия)
(12) Реакция водителя на занос вправо
(13) Реакция водителя на занос влево
Задача: формирование начальных навыков стабилизации автомобиля при заносе малой амплитуды.
Содержание упражнения 12 (рис. 16):
Рис. 16. Реакция на занос вправо
Рис. 17. Реакция на занос влево
(14) Стабилизация автомобиля при заносе
Задача: формирование навыков стабилизации автомобиля при заносе средней амплитуды.
Содержание (рис. 18):
Рис. 18. Стабилизация при заносе
(15) Стабилизация автомобиля при критическом заносе
Задача: формирование навыков скоростного руления для действий в реальных критических ситуациях.
Вариант 1. Комбинированное скоростное руление одной и двумя руками влево (рис. 19).
Рис. 19. Стабилизация при критическом заносе
(16) Стабилизация автомобиля при экстренном торможении
Задачи: разрушить ранее сформированный рефлекс блокирования колес при экстренном торможении; обучить действиям по стабилизации автомобиля в периоды растормаживания при экстренном прерывистом и ступенчатом торможении.
Содержание (рис. 20):
Рис. 20. Стабилизация при экстренном торможении
(17) Стабилизация автомобиля при ритмическом заносе
Задача: обучение приемам скоростного руления для действий в критической ситуации «ритмический занос».
Содержание (рис. 21):
Рис. 21. Стабилизация при ритмическом заносе
(18) Реакция водителя на опрокидывание
Задача: формирование навыков по стабилизации автомобиля при угрозе опрокидывания.
Содержание (рис. 22):
Рис. 22. Реакция на опрокидывание
Контрольные упражнения
(19) Скоростное руление двумя руками
Задача: оценка профессионального мастерства при скоростном рулении двумя руками.
Содержание (рис. 23):
Рис. 23. Руление двумя руками
Оценка скорости руления для водителей транспортных средств различных категорий
Категория транспортного средства
Базовые модели автомобилей и их модификации
Число оборотов РК (угол поворота, град) в полуцикле
Оценка и время выполнения, с, пяти циклов* упражнения