Пожарный автомобиль ац 40 163
Пожарные автомобили ЗИЛ
Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:
Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б
Насос | ПН-40УА |
Производительность, л/сек | 40 |
Напор при номинальном числе оборотов, м | 100 |
Всасывающий насос | Газоструйный |
Высота всасывания, max, м | 7.5 |
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. | 40 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м 3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м 3 | 250 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 ) | 42…28 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 ) | 83 |
Пожарные автомобили ЗИЛ 131
Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.
Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.
Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.
ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А
Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.
Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР)
Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического оборудования, вооружения и проведения боевых действий по тушению пожара.
Основные сведения об АНР
Автомобиль насосно-рукавный АНР-40 на базе ЗИЛ-130
Наряду с автоцистернами (АЦ), насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.
АНР, так же как и АЦ относятся по классификации к основным пожарным автомобилям общего применения. Основное отличие между этими двумя типами ПА заключатся в том, что на АНР отсутствует емкость для воды (и иных огнетушащих веществ). Высвободившееся в результате этого решения место используется для увеличения числа боевого расчета выезжающего на автомобиле, а так же запаса пожарно-технического вооружения.
Задачи АНР
Устройство АНР
Схема автомобиля пожарного АНР-40(130)127
1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3 – всасывающие рукава; 4 – кузов; 5 – отсеки с ПТВ; 6 – рукавная катушка; 7 – запасное колесо; 8 – опорный патрубок; 9 – патрубок для подачи пенообразователя; 10 – всасывающий патрубок
Автомобили насосно-рукавные пожарные (АНР) принципиально отличаются от АЦ тем, что на них не имеется цистерны с водой. Поэтому они могут подавать воду в очаг пожара или из открытого водоема, или от водопроводной сети. Подачу в очаг пожара воздушно-механической пены возможно производить с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости.
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
Все АНР укомплектованы воздушно-пенными стволами, стволами РС-70 и СРК-50, генераторами пены ГПС-600 и комплектом ручных лестниц.
Достаточно высокие ходовые качества, большой запас напорных рукавов и необходимый запас ПТВ, а также возможность прокладывать рукавные линии на ходу машины позволяют успешно тушить пожары.
Пожарные насосы
Ввиду очевидно конструктивной близости АНР и пожарных автоцистерн, пожарные насосы на них устанавливаются одних серий. сейчас, это чаще всего НЦПН-40/100, а ранее это были насосы серии ПН-40.
ТТХ выпускаемых АНР
В данной таблице можно увидеть ТТХ АНР когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и Российской Федерации.
Модель АНР | Число мест для боевого расчета | Вывозимый запас напорных рукавов, м | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Подача насоса, л/с | Напор насоса, м | Максимальная скорость, км/ч | Тип лафетного ствола |
АНР-60-800(433112) | 7 | 800 | 500 | ПН-60 | 60 | 100 | 80 | |
АН-25(150)10М | 8 | 450 | ПН-25 | 25 | 90 | 65 | ||
АН-30(130)63А | 10 | 500 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 85 | ||
АН-30(164)18 | 10 | 465 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 75 | ||
АН-30(164)62 | 10 | 400 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 75 | ||
АН-40(130Е)127 | 9 | 350 | ПН-40К | 40 | 90 | 75 | ||
АНР 40-1,4(43118) | 6 | 1400 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 90 | |
АНР 1,4-40(433112) | 7 | 1400 | 1000 | ПН-40 | 40 | 80 | ||
АНР 40-1,4(4320) | 6 | 1400 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 80 | ЛС-С40У |
АНР-40(130)127А | 9 | 350 | ПН-40У | 40 | 100 | 90 | ||
АНР-40(431412)127Б | 9 | 350 | ПН-40УВ | 40 | 100 | 90 | ||
АНР-40-1400(433112)584пм | 1000 | ПН-40У | 40 | 100 | ||||
АНР-40-1500(43206) | 6 | 1500 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | |||
АНР-40-800(4325) | 9 | 800 | 1000 | ПН-40 | 40 | |||
АНР 40-800(43253) | 7 | 800 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 90 | ЛС-С40У |
АНР-40-800(4331) | 9 | 800 | 500 | ПН-40 | 40 | |||
АНР 100-2,0(43118) | 6 | 0 | 0 | НЦПН-100/100 | 100 | 100 | 90 | |
АНР-100-2000(5350) | 3 | 2000 | НЦПН-100/100М | 100 | 100 | 90 | ||
АНР-125/100-1600(6339104)005-ЧС | 6 | 16000 | 2000 | 120 | 100 | |||
АНР-150/3(ML210E28W)012Г-ЧС | 3 | 0 | ПНУ-150 | 150 | 170 | |||
ПАБР-2,0-20/200(43118)-31ВР | 7 | 1000 | НЦПВ-20/200 | 20 | 200 | 90 |
Видео об АНР
Условное обозначение АНР
Условное обозначение пожарного автомобиля насосно-рукавного (АНР)
Источники: