Раблезианство что это такое простыми словами
раблезианство
Смотреть что такое «раблезианство» в других словарях:
раблезианство — сущ., кол во синонимов: 2 • скабрез (2) • скабрезность (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
раблезианство — раблези анство, а … Русский орфографический словарь
КАРНАВАЛ — культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим ‘типом образности’ (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный… … История Философии: Энциклопедия
КАРНАВАЛ — культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим типом образности (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный… … История Философии: Энциклопедия
Кондрашов, Александр Иванович — Александр Иванович Кондрашов Дата рождения: 12 … Википедия
скабрезность — неблагопристойность, скоромность, непристойность, неприличие, грязь, клубничка, похабень, похабство, похабщина, сальность, жеребятина, циничность, неприличность, клюковка, цинизм Словарь русских синонимов. скабрёзность см. непристойность … Словарь синонимов
Срамной Рок — название, которым в начале 1990 х годов рок критика обозначила ряд довольно разных групп, активно использующих в своих текстах ненормативную лексику. Наиболее известные срамные рокеры прошедшего десятилетия московские группы «Хуй забей» и… … Альтернативная культура. Энциклопедия
скабрез — сущ., кол во синонимов: 2 • раблезианство (2) • скабрезность (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Раблезианство и карнавальная смехокультура как средство подрыва человека изнутри.
Прошли годы.. И недавно, мне явился ответ, на вопрос, который я прямо себе не задавала, но который волновал меня, только не в прямом смысле – почему мы всё сводили к смеху, а почему многое обесценилось, почему например, у поколения наших родителей более крепкие семьи, почему сейчас люди (не все, но большинство) разучились дружить, любить. Ответ я обнаружила, прочитав цикл статей А.Е. Кудиновой автора рубрики в газете «Суть Времени» «Информационно-психологическая война».
Бахтин считает смех очень полезным средством в деле обновления утраченного значения слов и предметов. И что Рабле погружая предмет (слово, смысл), в бурлящую смеховую стихию, заставляет его засверкать первозданными красками или даже стать краше, чем прежде.
Существует такой термин травестия – комическая имитация первоначального, когда автор заимствует сюжет и образы и подает их в пародийном, «снижающем» ключе. Бахтин восхищается тем, как мастерски использовал Рабле этот прием, как блестяще описывал он предметы, в том числе предметы высокие, снижающим языком, подвергая их осмеянию.
Обратим внимание на эпизод, которому Бахтин придавал особое значение, полагая, что именно в нем наиболее ярко раскрывается смысл «движения вниз всех образов Рабле». Маленький Гаргантюа подробно рассказывает своему отцу, какие подтирки он испробовал, прежде чем найти оптимальный вариант. Начинается рассказ Гаргантюа так:
«Как-то раз я подтерся бархатной полумаской одной из ваших притворных, то бишь придворных, дам и нашел, что это недурно, — прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое. В другой раз — шапочкой одной из помянутых дам, — ощущение было то же самое. Затем шейным платком. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, заодно и придворной даме, которая их носила! Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер».
Бархатная полумаска, шапочка, шейный платок. — все перечисленные предметы связаны с лицом и головой, то есть тем, что у человека находится вверху. Перевертыш, когда место головы занимает зад (в который погружаются, так сказать, все эти предметы), — типичный прием смеховой народной культуры, поясняет Бахтин.
Бахтин анализирует: «Превращение вещи в подтирку есть прежде всего ее снижение, развенчание, уничтожение».. «Вещи буквально возрождаются в свете нового развенчивающего применения их; они как бы заново возрождаются для нашего восприятия их; мягкость шелка, атлас наушников, «уйма этих золотых поганых шариков» на них выступают во всей конкретности и ощутимости, осязательности. В новой сфере унижения прощупываются все особенности их материала и формы. Образ вещи обновляется».
Читая это, Вы согласитесь с автором или же испытаете неприязнь, отвращение, омерзение?
Бахтин отмечает, что Рабле имеет «далеко идущую цель»: «Развеять атмосферу мрачной и лживой серьезности, окружающую мир и все его явления, сделать так, чтобы мир выглядел бы по-иному — материальнее, ближе к человеку и его телу, телесно-понятнее, доступнее, легче и чтобы слово о нем звучало по-иному — фамильярно-весело и бесстрашно».
Именно эта программа, не случайным образом, стала реализовываться в период перестройки. Давайте вспомним!
Первое, что произошло – это растабуирование сексуальной проблематики, т.е. прямая адресация к Низу. Все помнят тот показательный пример превращения темы любви в хохму, когда наша русская женщина в программе Познера-Донахью, сказала, что в СССР секса нет, а есть любовь, в эфир же вышло высказывание в урезанном варианте. Над фразой «В СССР секса нет», вырванной из контекста, покатывались со смеху: «Что же это за уродская, ханжеская система, где даже слово «секс» табуировано! Стыдно перед цивилизованным человечеством за собственную дикость!»
«Раскрепощение» советского общества привело к тому, что, участвуя в анонимном анкетировании в мае 1989 года, старшие школьники Риги и Ленинграда включили валютную проституцию в десятку наиболее престижных профессий. Дальше, больше – сейчас уже никого не удивляют сцены секса на телеэкране, тиражирование и муссирование в СМИ, интернете темы секса. И уже мы, будучи студентами, подхватили эту идеологию, применяя ее в своей жизни, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И уже психологи, успокаивая женщин, чьи мужья сорвались из семьи реализовывать свою полигамию, говорят, вам нужно быть готовой к измене мужа, относитесь к этому спокойнее, вы тоже можете завести себе любовника. А вот тут, мне хочется спросить, неужели мы хотим, чтобы наши дети так жили? Мы ведь видим, что всё это не ограничивается разводами и сексуальной вседозволенностью, процесс идет дальше – происходят попытки легализации гомосексуализма, педофилии, инцеста. Все это и есть карнавал. Истоки его раскрываются, механизм становится виден, а значит, должно быть противостояние, отпор.
Тема, которую я затрагиваю, гораздо шире, в следующих публикациях попробую рассказать, как карнавальная смехокультура ломает русскую социокультурную традицию.
Французский романтизм и раблезианство
Французский романтизм и раблезианство: проблемы интерпретации
Романтическая Франция, в отличие от Франции просветительской, трепетно относилась к культуре Возрождения, его идеям, открытиям, литературному новаторству, развивая, однако, лишь те мысли, образы и мотивы, которые могли служить основой и подтверждением романтических концепций. Те же творческие принципы определили отношение романтиков к деятельности Ф. Рабле и раблезианству. Позаимствовав у Рабле скепсис, сатирический и пародийный пафос, приемы гротеска и маскарадности, наследуя симпатии к устной народной традиции, французские романтики так и не нашли ключ «к мало изученным и почти вовсе не понятым грандиозным сокровищницам народного смехового творчества» [М. Бахтин].
Заслуга нового открытия Ф. Рабле во Франции эпохи романтизма принадлежала Шарлю Нодье – филологу и библиофилу, писателю-фантасту, теоретику романтизма и «беспощадному критику несправедливых общественных устоев». В. Гюго, провозгласив Рабле «величайшим поэтом «плоти» и «чрева»», создал теорию романтического гротеска. В романах «Ган-Исландец», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», в образах «парижской клоаки» и «жемчужины в грязи» в «Отверженных» глава французских романтиков трансформировал средневековое «смешное» в некрасивое, уродливое и дисгармоничное. В гротескных образах, созданных Гюго, «ужасное» и «безобразное» вызывало смешанное чувство страха, жалости и сострадания. Дух Средневековья и Ренессанса, образы «низа» – чертовщина, дьявольские и фантасмагорические сюжеты, подобные тем, что запечатлелись на полотнах И. Босха и старинных гравюрах, нашли воплощение в творчестве «неистовых» – в образах волкочеловека в «Шампавере» Петрюса Бореля и в сборнике загадочных миниатюр «Гаспар из тьмы» Алоизиуса Бертрана.
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.
2. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / пер. с франц. – М.: РОССПЭН, 2004. – 376 с. (Серия «Книга света»).
3. Виньи А. де. Избранное; пер. с фр. Ю. Б. Корнеева / А. де Виньи. – М.: Искусство, 1987. – 606 с.
4. Dupuy E. Alfred de Vigny. La vie et l’oeuvre / E. Dupuy. – P.: Hachete, 1913.
5. Hugo V. Notre Dame de Paris / V. Hugo / chronologie et pr;face par L. Cellier. – P.: Garnier – Flammarion, 1967. – 525 р.
Прошу использовать материал со ссылкой на источник.
Впервые опубликовано: Жужгина-Аллахвердян Т. Н. Французский романтизм и раблезианство: проблемы интерпретации // Классика и современность: дискурс диалога. ХІІІ Шрейдеровские чтения. Межвузовская научная конференция, Днепропетровск, 5 – 6 февраля 2015. – Дн-вск: изд-во ДНУ, 2015. – С. 18 – 20.
раблезианство
Смотреть что такое «раблезианство» в других словарях:
раблезианство — а, ср. Rablais. Следование духу Рабле. Знай, что рассказчик, а по нашему трекало, мужик богатый и мог бы изложить все иначе, допустим, в гастрономическом раблезианстве, со жратвой и выпивкой. В. Передельский Перцев Дом. // Нева 1992 5 6 8. Уйдя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
раблезианство — раблези анство, а … Русский орфографический словарь
КАРНАВАЛ — культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим ‘типом образности’ (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный… … История Философии: Энциклопедия
КАРНАВАЛ — культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим типом образности (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный… … История Философии: Энциклопедия
Кондрашов, Александр Иванович — Александр Иванович Кондрашов Дата рождения: 12 … Википедия
скабрезность — неблагопристойность, скоромность, непристойность, неприличие, грязь, клубничка, похабень, похабство, похабщина, сальность, жеребятина, циничность, неприличность, клюковка, цинизм Словарь русских синонимов. скабрёзность см. непристойность … Словарь синонимов
Срамной Рок — название, которым в начале 1990 х годов рок критика обозначила ряд довольно разных групп, активно использующих в своих текстах ненормативную лексику. Наиболее известные срамные рокеры прошедшего десятилетия московские группы «Хуй забей» и… … Альтернативная культура. Энциклопедия
скабрез — сущ., кол во синонимов: 2 • раблезианство (2) • скабрезность (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Франсуа Рабле: Задерните занавес, фарс сыгран
9 апреля — день памяти писателя, доктора медицины и священника, чье имя стало нарицательным, а сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» манифестом философского направления. Раблезианство — это веселое мировоззрение с не очень пристойными натуралистическими шутками и любовью к плотской стороне жизни, доведенной в литературе до гротеска.
Год рождения Франсуа Рабле точно неизвестен: одни биографы называют 1483, другие 1494 или 1495. Точно известно только то, что он родился в Шиноне в семье адвоката. Всего детей в семье было четверо, когда Франсуа исполнилось девять, его отдали на обучение во францисканский монастырь. В монастыре будущий писатель показал себя с хорошей стороны и даже добился поддержки епископа, который способствовал его вступлению в бенедиктинский орден. Однако столь аскетичный образ жизни, который царил в ордене, был Франсуа не по душе: монахи должны были позабыть о любых мирских желаниях, умерщвлять свою плоть, предавая своё тело всяческих физическим испытаниям.
Вскоре Рабле в качестве секретаря переехал в дом своего покровителя — епископа, в то же время он стал вхож в круг знаменитых людей того времени, среди которых был поэт К. Маро и богослов Ж. Кальвин.
Следующие два года Рабле посвятил изучению медицины в университете Монпелье, где получил звание бакалавра. По окончании учёбы Франсуа переезжает в Лион, где начинает работать врачом в городском госпитале. В то время Рабле переписывался с известным мыслителем Эразмом Роттердамским, который, как принято считать, способствовал тому, что тот всерьёз занялся сочинительством, к тому же Рабле был прекрасно образован, он знал по меньшей мере четыре иностранных языка, в том числе греческий и латынь. В 1532 году выходит в свет первая книга о приключениях Гаргантюа, подписанный Алькофрибасом Назье, что являлось анаграммой, составленной из букв имени Франсуа Рабле. Книга стала популярной, причём слава её распространилась далеко за пределы Лиона. Через год Рабле выпустил продолжение книги, не оставляя при этом занятий медициной. К слову сказать, первым иллюстратором книг Рабле был Гюстав Доре, который после публикации книги тоже стал известным художником. На сегодняшний день его рисунки и гравюры к роману считаются лучшими, несмотря на то, что книги Рабле переиздавались бесчисленное количество раз.
Произведение Рабле стало зеркалом эпохи Возрождения, иллюстрирующее различные стороны жизни человека 16 века. Основной художественный прием — гротеск и гипербола. В нём много иронии, насмешки над устоявшимися ценностями, государственным строем, церковью и традициями. Кроме того, произведение пестрит физиологическими подробностями, из-за которых его запрещали, считали неприличным, а, издавая, вырезали целые куски, не подходящие для детского чтения.
Книгу о Пантагрюэле Франсуа задумывает во время своей поездки в Рим, куда Рабле был отправлен в составе посольства короля Франциска. Находясь в Риме, Рабле внимательно изучал папский двор, о чём и написал в своём новом произведении. Кстати, истинное имя автора приключений Гаргантюа к тому времени уже было раскрыто, и когда о его новом произведении стало известно французской инквизиции, которая отнеслась к новой книге Рабле враждебно, автор поспешил скрыться от неё в Риме, а его книги попали во Франции под запрет. В Риме Рабле провел три года.
В итальянской столице Франсуа состоял на службе у кардинала дю Белле, благодаря которому смог спастись от французской инквизиции. Однако на службе Рабле числился лишь официально, на самом же деле он продолжал заниматься медициной, а затем и вовсе занялся археологией и даже написал книгу о древних достопримечательностях Рима.
Спустя несколько лет Рабле возвращается во Францию, где получает звание доктора медицины. В том же, 1537 году, французская инквизиция отменила запрет на выпуск книг Рабле.
В 1542 году издается полное собрание сочинений Рабле, включающее сцены, показывающие в ироническом свете жизнь при дворе французского короля. Спустя четыре года выходит следующая, третья, часть приключений Гаргантюа и Пантагрюэля, подписанная настоящим именем автора. И снова Рабле не угодил официальной власти, из-за чего был вынужден уехать в Германию. Вернуться во Францию он смог лишь через три года, в течение которых благодаря своим влиятельным покровителям писатель жил достаточно спокойно, чего нельзя было сказать о его произведениях, которые из-за нападок на государственное устройство Франции и Италии снова стали запрещены.
В 1551 году Рабле получил приход во французском городе Медоне. Рабле умер в 1553 году в Париже, по легенде он облачился в рясу и сказал: «Задёрните занавес, фарс сыгран».
Произведения Франсуа Рабле даже писатели оценивают неоднозначно: кто-то называет их порочными, нездоровыми, кто-то прекрасно написанными, однако никто не может умалить вклада Рабле в копилку мировой литературы.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.