Работал на бадогах что это
Литература. 6 класс
Тезаурус
Автор – создатель литературного произведения, реальный человек.
Рассказчик – персонаж, от чьего лица ведётся повествование
Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета
Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.
Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.
Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.
Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий
Заполошная – неспокойная, взбалмошная.
Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.
Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.
Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.
Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.
Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.
Список литературы
Дополнительные материалы с портала «КУЛЬТУРА.РФ»
Тяжёлое детство, сиротский приют, война – на долю Виктора Астафьева выпало много испытаний.
Год за годом. История с. Анненский Мост
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
История села Анненский Мост насчитывает уже более 5 столетий. Шли века, сменилось не одно поколение жителей Анненского Моста, но память и воспоминания народа, архивные материалы донесли до нас разрозненные, а порой и противоречивые материалы о событиях прошлых лет.
1613 – Тогда Бадоги – Белозерская волость, весь край белозерский был занят шайками; паны разбойничали здесь, по крайней мере, до 1618 года. Кирилло-Белозерский монастырь в нескольких местах Белозерского края держал своих людей «в засеках». Так, монастырские слуги Козма Гладкой да князь Михайло Ухтомский стояли на земской службе на Череповецкой засеке в 1612 году; другая засека была в противоположном конце в Бадогах, что ныне в Олонецкой губернии.
1613 – В первой половине августа в Бадожской волости Белозерского у. появились 300 беглых белозерских стрельцов, организованных по казацкому образцу, во главе с атаманами Степаном Артемьевым и Матвеем Сергеевым, с крестьянами они обращались как «настоящие» казаки. (За́сека или засе́ка — оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника. Ветви деревьев засекались в острые колы).
1613 – В отписных белозерских записках впервые упоминается слово Бадоги «. пошли они (польско-литовские отряды) в Бадожскую волость и стоят ныне в Бадогах».
1626-27 – Писцовая книга сообщает: «Да Бадожской волости крестьяне платят с волоку, что возят гостей от Вытегорского рубежа через Бадожскую волость до Ковжи. » Издавна местные жители Бадожской волости занимались выплавкой железа, в том числе было развито кузнечное производство.
1677 – белозерский торговец Иван Ширяев, подряжал крестьян Бадожской волости выплавлять для него железо, которое затем перепродавал.
1778 – в Бадожском погосте рядом с Успенской была построена вторая церковь – деревянная Христо-Рождественская. Служила она зимним храмом прихода. Четверик перекрывался купольной кровлей с малым восьмериком и четырьмя малыми главками по углам, с широкой пятигранной апсидой и трапезной.
Христо-Рождественская церковь в Бадогах
Каменная Успенская церковь (1829 г.) и деревянная Христо-Рождественская церковь (1778 г.)
1810 – После сооружения Мариинской системы одним из главных занятий жителей Бадожской волости становится тяга судов и плотов по р.Ковже и Мариинскому каналу. Бадожане имели и свои суда, на которых вывозили в г. Белозерск пассажиров, преимущественно бурлаков. Зимой занимались вывозкой бревен к лесопильному заводу. Некогда был в Бадогах и стеклянный завод, на котором изготовляли стаканы, графины и др. посуду. Занимались жители Бадожской волости и торговлей. В Бадогах дважды в год в августе и декабре проходили крупные ярмарки.
1810 – открыто судоходство по Мариинской водной системе.
Пристань Мариинской водной системы в с. Анненский мост
1868 – купцом 2-й гильдии Иваном Тырановым на левом берегу р. Ковжи была устроена Бадожская трешкоутная пристань. Трешкоуты вывозили в г. Белозерск и обратно пассажиров, преимущественно путинных (бурлаков). Работали они на конной тяге. Зимой же жители занимались рубкой леса и вывозкой бревен к лесопильному заводу.
1898 – Бадожская школа стала министерской.
1901 – В старинном селе Анненский Мост открывается двухклассная церковно-приходская школа, где обучались одни мальчики. Школа располагалась в двухэтажном деревянном здании рядом с церковью. Учили грамоте, счету, основным предметом было Слово Божье. Дети наряду с обучением выполняли посильную работу по самообслуживанию. При школе был огород, где выращивались овощи для школьной кухни. Педагоги жили при школе. Им были выделены комнаты для жилья, для облегчения их нелегкого труда были назначены помощники, которые топили печи, выполняли разные работы в быту. Основным спонсором открытия и содержания Ковжинской церковно-приходской школы был купец второй гильдии Иван Михайлович Тыранов. «Попечитель Аннинской двухклассной церковно-приходской школы, Вытегорскаго уѣзда, Иванъ Михайловичъ Тырановъ пожертвовал для сей школы 20 желѣзныхъ кроватей и постельныя принадлежности къ нимъ на сумму 255 рублей. Олонецкій Епархіальный Училищный Совѣть считаетъ долгомъ выразитъ почтенному жертвователю глубокую благодарность за его жертву».
1904 – Аннинская школа: Заведывающий, священник Иоанн Николаевич Исполатов, он же учитель и законоучитель II класса. Учитель I-го класса Михаил Максимович Подгорний (он же преподает и Закон Божий в I-м классе). Попечитель школы купец Иван Михайлович Тыранов. Учитель I-го класса Михаил Максимович Подгорний (он же преподает и Закон Божий в I-м классе).
1918 – образован Бадожский волостной военный комиссариат по военным делам Вытегорского уезда Олонецкой губернии. Вытегорский уезд Олонецкой губернии. (1918-1922)
1919 – образован 12 апреля Бадожский сельсовет деревенской бедноты.
Деревня Бадожский погост Бадожской волости Вытегорского уезда со всеми волостями и сельсоветами был передан Петроградской губернии, переименованной на 2 съезде Советов СССР 26 января 1924 года в Ленинградскую.
1919 – на территории сельсовета находилось 11 деревень: Борисова, Кононова, Бадожский Погост, Пронина, Котельникова, Демина, Кокорина, Васютина, Великий Двор, Амбросова, Зимник.
1921 – После ликвидации Олонецкой губернии по постановлению ВЦИК в феврале 1921 года Вытегорский уезд со всеми волостями и сельсоветами был передан Петроградской губернии.
1927 – Ковжинский район — административно-территориальная единица в составе Ленинградской и Вологодской областей РСФСР с центром в селе Анненский Мост, существовавшая в 1927—1959 годах. Ковжинский район в составе Лодейнопольского округа Ленинградской области был образован в августе 1927 года из 5 сельсоветов Девятинской волости, 7 с/с Чернослободской волости (обе волости входили в Лодейнопольский уезд Ленинградской губернии) и 3 с/с Белозерского уезда Череповецкой губернии.
1927 – образован Ковжинский райпотребсоюз.
1927 – образован районный отдел народного образования (РОНО) исполнительного комитета Ковжинского районного Совета депутатов трудящихся. Село Анненский Мост Ковжинского района Вологодской области. В 1929 г. сеть подведомственных Ковжинскому РОНО учреждений включала 20 школ, 12 пунктов ликвидации безграмотности, 3 избы-читальни, 16 красных уголков, 3 профклуба, районную библиотеку, кружки, районную кинопередвижку и 4 радиоустановки. (1927-1959)
1927 – Во время районирования по постановлению ВЦИК от 01 августа 1927 года Бадожский сельсовет вошел в состав Ковжинского района Лодейнопольского округа Ленинградской области.
1927 – образован Анненский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
1928 – открыта больница в январе в связи с образованием Ковжинского района, тогда Ленинградской области Лодейнопольского округа, в селе Анненский Мост, в бывшем доме купца И.М. Тыранова.
Больница
1928 – Е. М. Спиркова главный врач Ковжинской больницы до выхода на пенсию в 1951 г.
1928 – открыта первая изба-читальня.
В настоящее время она находится в аварийном состоянии, нет крыши на паперти, обрушился центральный барабан с куполом. Красивая кованая ограда частично перевезена в село Анненский Мост.
Купол Бадожской церкви
1931 – образована сельскохозяйственная артель (колхоз) «Новая жизнь» Анненского сельсовета Ковжинского района Ленинградской области. (1931-1937)
1935 – образована сельскохозяйственная артель (колхоз) «Стахановец» Бадожского сельского Совета Ковжинского района Ленинградской области. (1935-1940)
Тракторист МТС Богданов Г. К.
1931-1932 – организован Ковжинский ЛПХ на основании Постановления президиума Ленинградского Облисполкома от 17 июня 1931 года, приказ по тресту «Севзаплеспром» от 27 июня 1931 года.
Здание конторы ЛПХ с. Анненский Мост
1933 – образован Ковжинский лесхоз.
Работники типографии
1939 – Ковжинская школа стала средней.
1941-1945 – в годы Великой Отечественной войны в Анненском Мосту размещался штаб 20-й линии обороны, где проходила мобилизация населения, школ, строительство наблюдательных пунктов. В селе было создано несколько пунктов лечебного центра РЭП—95 для обогрева, отдыха и лечения раненых.
1948 – реорганизован Ковжинский лесхоз.
1949 – открыто Белоручейское месторождение флюсовых известняков.
Севрина А. С. на уборке урожая. 1951 г.
До 1959 – село Анненский Мост являлось административным центром Ковжинского района.
1959 – В период укрупнения сельсоветов Бадожский сельсовет объединился с Анненским сельсоветом (протокол № 4 заседания организационной сессии Анненского и Бадожского сельских Советов от 26 июня 1959 года). В 1959 году на бюджете сельсовета состояли следующие учреждения: Васютинская, Порожская, Бадожская начальные школы, Бадожская сельская библиотека, Бадожский сельский клуб, Порожский, Ужельский, Бадожский медпункты.
Работники колхоза «Родина»
1964 – открытие Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина.
1967 – открыт памятник земляку Герою Советского Союза Сергееву Алексею Маркеловичу, погибшему в Великой Отечественной войне. Рядом с памятником установлен обелиск с именами павших солдат-земляков.
Памятник Герою Советского Союза Сергееву А. М.
1977 – введено в эксплуатацию новое кирпичное трёхэтажное здание Ковжинской средней школы.
1978 – БРУ вошло в состав ЧерМК компании «Северсталь», отправлена первая партия известняка.
Карьер БРУ
1984 – Население сельсовета на 1 января состояло 3596 человек. На территории сельсовета имелось 12 населенных пунктов: с. Анненский Мост, Александровское, д. Бадожский Погост, Бессоново, Конецкая, Костручей, Кябелево, Лоза, Морозово, Рюмино, Ужла, Якшино. На бюджете сельсовета состояли следующие учреждения и организации: Анненский, Ужельский, Бурковский, Костручейский медпункты, Ужельская восьмилетняя школа, Анненский деткомбинат, Анненский дом культуры, Бурковский, Бадожский клубы, Ковжинская библиотека.
1984 – введено в эксплуатацию новое здание Ковжинской библиотеки.
Открытие библиотеки
1993 – Ковжинский лесхоз образован 1 января 1993 года на основании приказа Вологодского управления лесами от 26 декабря 1992 года № 157 «Об организации Вытегорского, Ковжинского, Чагодощенского лесхозов». Ковжинский лесхоз был создан на базе лесного фонда, принятого от Ковжинского КЛПХ и Белоручейского КЛПХ, общая площадь лесфонда составляла 312,9 т. га, в состав входило 4 лесничества. Приказом Вологодского управления лесами от 15 января 1993 года № 8-к директором Ковжинского лесхоза назначена Черкасова Галина Владимировна.
2010 – На месте Успенской церкви 14 августа Юрием Василевским поставлен памятный крест. В 30-х годах XX века Успенская церковь была разобрана на кирпичи.
Поклонный крест
2021 – юбилей села Анненский Мост – 525-летие.
Памятный камень в с. Анненский Мост
Информация предоставлена Крыловой С. Н.
Урок по литературе в 6 классе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению
В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»
Тип урока : урок объяснения нового материала.
Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Анализировать героев произведения.
Развивать навыки осмысленного чтения.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.
1. Литература 6 кл. Под редакцией В. И. Коровина Москва «Просвещение» 2012.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того
дивного коня с розовой гривой.
Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».
«Все мы родом из детства…»
— Как вы их понимаете?
Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.
-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»
Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)
Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».
— Какое слово можно назвать здесь ключевым?
— Какие слова являются однокоренными к этому слову?
— Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?
Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим.
II. Изучение нового материала
Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)
— Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
— Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )
– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)
– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)
– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)
— Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)
3. Словарная работа
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
Двое учащихся читают отрывок по ролям
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
5. Беседа + работа с текстом
— Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
— Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. ( Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
— Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения квещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценятчужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
6. Составление таблицы
С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?
Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа.
Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?
Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.
Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.
Что еще можно сравнить в этих двух домах?
1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.
Было свое хозяйство.
Чистота, порядок в доме.
«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.
«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».
Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.
О чём нам говорит обстановка в этих домах?
Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.
В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.
2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.
Дед аккуратно одет.
Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.
Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.
Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.
3. Отношение к деньгам.
Запас на черный день.
Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.
Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.
Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.
Вывод : таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.
Как же Виктор относится к этим двум мирам?
Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.
В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?
Что же там происходит?
Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?
Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
V. Домашнее задание
Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».