Рабство классического типа основывается на убеждении что
Рабство классического типа
Социально-политическая основа классического периода
Полисная структура
Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI-V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались вархаическую эпоху
, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.
Афина Промахос. Бронза. 450 г. до н.э.
Обычно полис определяют как гражданскую общину, тем самым подчеркивая два его элемента: общинный характер данного социального организма и своеобразие этой общины, отличающейся от других типов общин (родовой, семейной, территориальной и т. д.). Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности. Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю. Существует и обратная зависимость, хотя она и не столь ярко выражена: во многих полисах утрата участка земли означала и потерю политических прав. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Умирающий воин. Деталь западного храма Афины на Эгине. Около 500-480 гг. до н.э.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством. Основной экономический принцип полиса — идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого. В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни. Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.
Рабство классического типа
Для данной эпохи характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства:
· рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей,
· и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах.
При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами. Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.
Борьба с Персией
Голова божества. Римская копия с оригинала V в. до н.э.
Уже в самом начале полисной цивилизации пришлось отстаивать свою самобытность и право на свое существование в борьбе с «мировой» Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад. Поводом для войны послужило восстание греческих городов Малой Азии против власти персов в 500 г. до н.э. Продолжавшаяся пять лет неравная борьба закончилась поражением греков. Использовав в качестве предлога помощь восставшим со стороны некоторых полисов Балканского полуострова, персы усилили свое давление на Запад. В 490 г. до н.э. персидская армия высадилась в Аттике, у Марафона, но в происшедшей здесь битве была разбита. В 480 г. до н.э. огромная персидская армия и флот под водительством царя Ксеркса вновь вторглись в Грецию. Часть греков признала персидскую власть, другие остались нейтральны, и только небольшое число полисов во главе со Спартой и Афинами твердо решили бороться до конца за свою свободу. Несмотря на героическое сопротивление отряда спартанцев во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье, персы прорвались в Центральную Грецию. Население Афин бежало, завоеватели захватили город и разграбили его. Но дальнейшее продвижение персов было остановлено благодаря победе греческого флота у острова Саламин. Решающую роль в этом сражении сыграл афинский флот, построенный между 490 и 480 гг. до н.э. по инициативе выдающегося афинского политического деятеля Фемистокла. Главные события произошли в 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения — и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались еще 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.
1. Характеристика классического рабства
1. Характеристика классического рабства
Для торгово-ремесленных полисов V–IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы — мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.
Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.
Основной контингент греческих рабов V–IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V–IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.
Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.) победители — сицилийские греки — произвели раздел военнопленных — карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек. Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные; 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.
Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.
В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.
Правда, рабов на оброке было немного, их юридическое положение от этого не менялось, они по-прежнему находились в полной власти господина. В любой момент господин мог закрыть мастерскую раба, однако это было не в его интересах. За счет своего старания, экономии, напряженного труда раб на оброке мог скопить известную сумму и выкупиться на свободу. Но и в этом случае рабовладелец ничего не терял, он назначал высокую цену выкупа и с лихвой восполнял свои затраты на данного раба.
Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола можно было прокормить семью в 3–4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами, — показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников.
В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по сравнению с предшествующей эпохой. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди. «Природа устроила так, — писал Аристотель, — что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни… Одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».
Повышение степени эксплуатации рабов в товарных хозяйствах, ухудшение общего социального положения рабов, вплоть до низведения раба до уровня получеловека — все это вело к обострению антагонизма между рабами и их владельцами. Раб — потенциальный враг господину — таково было общепринятое мнение. Разрабатывалась система мер, чтобы предотвратить вспышки недовольства. Господам рекомендовали тщательно охранять рабов, регулировать число представителей одной народности, сеять рознь в рабском коллективе, выделять доверенных рабов, излишне не озлоблять их. Однако далеко не всегда эти меры оказывались действенными. При серьезных затруднениях, военных неудачах, столкновениях политических группировок и переворотах рабы принимали участие в событиях, выражая тем самым свой социальный протест. Так, в 494 г. до н. э. рабы в г. Аргосе воспользовались поражением аргосского ополчения от Спарты, захватили город и на короткое время организовали там свое собственное управление. В 464 г. до н. э. воспользовались тяжелым положением спартиатов (Спарта была разрушена землетрясением) мессенские илоты и подняли восстание, которое продолжалось целых 10 лет.
Во время разорительной Пелопоннесской войны в 413 г. до н. э. около 20 тыс. афинских рабов (в основном ремесленники) перебежали к спартиатам, поставив афинян в крайне трудное положение. В 412 г. до н. э. во время военных действий на острове Хиосе к афинянам перебежало множество хиосских рабов, что помогло захватить этот остров.
Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы — горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Разобщенные, находящиеся под строгим присмотром своих господ, рабы не имели возможностей к объединению даже в пределах небольших полисов, и потому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.
Существовали и другие категории зависимых работников. В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других, основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень немного), а работники иного социального и юридического статуса. В Спарте они назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите — войкеями, или кларотами, в Гераклее — мариандинами. Общественное положение этих категорий работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. Но вместе с тем эти работники находились в двойной зависимости — от государства и частных лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов. Так, например, в Спарте каждый спартиат получал от государства участок земли (клер) с несколькими хозяйствами илотов. По сведениям Плутарха, на содержание спартиата поступало 70 медимнов, а на спартанку — 12 медимнов ячменя и определенное количество вина, масла, смокв, сыра и других продуктов. Илоты хозяйствовали на своих участках самостоятельно, спартиаты не вмешивались в процесс производства. Во время военных походов илоты сопровождали своих спартиатов, использовались в качестве слуг и в трудных ситуациях в качестве легковооруженных воинов. Илоты вели натуральное хозяйство, жили в сельских поселках обособленно. Их быт отличался от быта сельскохозяйственных рабов, занятых в поместьях. Отдельный спартиат — хозяин переданных под его власть илотов и членов их семей — не имел права наказывать, тем более убивать своих илотов. Но в Спарте само государство проводило против илотов так называемые криптии. Отряд спартиатов получал задание тайно совершить нападение на тот или иной поселок илотов и уничтожить наиболее сильных из них. Эти тайные убийства, санкционированные властью, так же как право распределения земельных участков с сидящими на них илотами, позволяют рассматривать спартанское государство как собственника илотов, закрепленных за земельными участками и предоставленных во владение спартиатов.
Читайте также
На закате классического пиратства
На закате классического пиратства Ни по характеру, ни по жизненным принципам Эдвард Сигер (получивший кличку Ингленд) не походил на свирепого моряка-разбойника. Это был спокойный добродушный моряк, служивший вторым штурманом на торговом корабле. Пиратом он стал, можно
Глава XX. Культура Греции классического периода
Глава XX. Культура Греции классического периода 1. Особенности формирования греческой культуры В V–IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и
§ 8. Англия как страна классического капитализма
§ 8. Англия как страна классического капитализма В сфере «Человек и Человек» Англия вошла в мировую историю как страна классического капитализма. Здесь возникло фабрично-заводское промышленное производство, сформировались классы капиталистов, промышленной буржуазии и
ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса
ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР С окончанием Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая
КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА
КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в
Ниспровергатели классического учения о происхождении человека
Ниспровергатели классического учения о происхождении человека Антидарвин Уже в наше время нашлось множество ученых, которые отказались признавать общепринятую теорию происхождения человека и весьма преуспели в этом. Наука пока слишком мало знает о происхождении
КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой
§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов
§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов Публичное и частное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному
Становление немецкого «классического» университета
Становление немецкого «классического» университета XIX век открыл новую эпоху в истории европейских университетов. С утверждением в Германии нового типа высшей школы – немецкого «классического» университета – кардинально изменились не только внутреннее содержание,
Кризис греческого классического полиса
Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной
6. Формирование классического вассалитета
6. Формирование классического вассалитета Государство Каролингов закончило свое существование: горстка людей, которая неумело и с помощью устаревших учреждений, но с неиссякаемой доброй волей стремилась уберечь все, что осталось от порядка и культуры, потерпела крах
III. Технические предпосылки классического греческого храма
III. Технические предпосылки классического греческого храма Колонны, анты и покрытие микенского мегарона были из дерева. С другой стороны, формы дорического ордера настолько живо напоминают деревянные конструкции, что трудно отделаться от предположения, что первые
V. Анализ архитектурного стиля классического периптера
V. Анализ архитектурного стиля классического периптера Главная и самая трудная задача при объяснении классического греческого храма V века состоит в том, чтобы проследить те связующие нити, которые соединяют образ монументализированного человека-героя с периптером,
VI. Композиция классического греческого ансамбля
VI. Композиция классического греческого ансамбля Мы рассмотрели периптер, взятый в отдельности. Теперь нам предстоит познакомиться с тем, как разрешили греки проблему архитектурного ансамбля в архаическую и классическую эпохи, и особо рассмотреть принципы композиции
Всемирная история
Мир Античности
§ 4. Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса
1. Понятие «Античность» происходит от латинского слова antiquus — древний, но означает оно не любую древность, а греко-римскую, имевшую особый характер экономической жизни и политических структур. Важнейшими их чертами являлись неразрывная связь частной собственности и гражданского статуса человека и роль гражданской общины, как основы и формы государства (полиса). Существует даже краткая, но очень ёмкая формула: «Античность — это полис».
Античность создала богатейшую культуру, в которой человек представал «мерой всех вещей». Политическое, правовое, культурное наследие Античности жило во всех последующих исторических эпохах, включая и современность. Античность — это фундамент европейской цивилизации и арсенал средств её развития.
Хронологически Античность охватывает период с рубежа III— II тыс. до н. э., когда на острове Крит образуются первые государства, до конца V в. н. э. — падения Западной Римской империи. Она включает историю Древней Греции, эллинизма, Древнего Рима. Все они имеют собственную периодизацию. Своеобразным центром античной цивилизации является Средиземное море, заключённое между Европой, Азией и Африкой, имеющее множество островов, удобных для жизни. Море не разделяло, а соединяло народы Античности. Через него пролегали торговые пути, колонизационные потоки, распространялись культурные достижения. Любимыми героями мифов были мореплаватели.
2. Периодизация истории Древней Греции. Древнегреческая цивилизация в отличие от многих цивилизаций Древнего Востока, возникших в результате взаимодействия разных народов, была создана одним этносом — греками, или эллинами (самоназвание Греции — Эллада). Этот этнос включал четыре племенные группы индоевропейского происхождения — ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Наиболее древней группой были ахейцы, появившиеся в южной части Балканского полуострова на рубеже III—II тыс. до н. э.
Хронология истории Древней Греции выглядит следующим образом:
I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. — XII в. до н. э.
II. «Тёмные века»: XI—IX вв. до н. э.
III. Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э.
IV. Классическая Греция: V в. — 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания).
V. Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом).
3. Крито-микенская эпоха. На рубеже III—II тыс. до н. э. на острове Крит возникли первые очаги государственности, цивилизации бронзового века. Около 1700 г. до н. э. они погибли в результате природного катаклизма. Новый подъём цивилизации на Крите приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. Города Крита были объединены под властью правителей Кносса; этот период называется минойским (по имени царя Миноса). Критяне господствовали на Средиземном море, совершали военные высадки на его южном и восточном побережьях.
Центрами экономической, социальной и культурной жизни Крита были города-дворцы. Дворцовое хозяйство доминировало в экономике, оно включало ремесленные мастерские. Здесь же перерабатывались продукты сельскохозяйственного производства. Во главе ранних государственных образований стояли цари, они являлись верховными владельцами земли. Система землевладения во многом напоминала древневосточную.
Критяне создали изысканную культуру. Они построили великолепные дворцы, украшенные замечательными фресками, высокого уровня достигло искусство мелкой пластики. На Крите существовала своя письменность, до конца не расшифрованная до сих пор. Память о Крите многие века хранили греки. Об этом свидетельствует древнейшая греческая мифология. Греки считали Крит островом Зевса.
В середине XV в. до н. э. вторая критская цивилизация погибла. Центр развития древнейшей греческой культуры переместился на Пелопоннес. Здесь греками-ахейцами были возведены города-крепости Микены, Тиринф, Пилос и др. Гомер называл Микены «златообильными», а Тиринф — «крепкостенным». События микенской эпохи, поход греков во главе с микенским царём Агамемноном против Трои, составили основу гомеровского повествования в «Илиаде».
В конце XIII в. до н. э. ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев. Они разрушили города, население уничтожили (остатки его сохранились в Аттике), частично ахейцы рассредоточились по островам Эгейского моря. В XII в. до н. э. дорийцы повсеместно утвердились на территории Греции.
Дорийцы находились на более низкой стадии развития материальной культуры и общества, чем ахейцы. В XI в. до н. э. древнегреческая цивилизация вступила в полосу «тёмных веков», продолжавшуюся три столетия. XI—IX вв. до н. э. также называют гомеровским периодом. К концу его Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-землевладельцев.
4. Архаическая Греция. VIII—VI века до н. э. — время динамичного развития древнегреческого общества. В начале VIII в. до н. э. греки занимали небольшую территорию юга Балканского полуострова, островов Эгейского моря и отдельных участков Западного побережья Малой Азии (см. карту на с. 38). В результате бурно развивавшейся греческой колонизации к V в. до н. э. греки расселились по всему Средиземноморью — от Испании до Ближнего Востока и от Африки до Северного Причерноморья. Греция превратилась в страну городов. Греческая торговля распространилась на всё Средиземноморье, был совершён резкий скачок от простого обмена к товарно-денежным отношениям.
В начале архаического периода в Греции существовала довольно примитивная социальная структура. Основной массой населения были крестьяне, аристократия уже выделилась, но вела образ жизни, мало чем отличавшийся от образа жизни основной массы населения. Рабство носило патриархальный характер, рабов было очень мало. И только к V в. до н. э. аристократия стала особым, узким слоем, занимавшим высшее положение в обществе. Аристократия выработала систему ценностей, отражающую особый, состязательный дух греческой цивилизации, побуждавший аристократов во всём стремиться к первенству. В социальной сфере это выразилось в стремлении аристократов поставить под контроль остальных членов общности. Главной формой общественного устройства становится полис — город-государство.
Боксирующие дети. Фреска с острова Тира. XVI в. до н. э.
Кора. Древнегреческая скульптура. Около 540 г. до н. э.
5. Культура архаической Греции. Греки упростили слоговое финикийское письмо и создали новый, более простой в употреблении алфавит. Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков стало повсеместным. В VIII в. до н. э. были созданы и, возможно, впервые записаны эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, положившие начало не только древнегреческой, но и всей европейской литературе. В 776 г. до н. э. впервые были проведены Олимпийские игры, воплотившие состязательные начала греческой культуры.
К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческого мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совершившего переход от местных культов к оформлению единого греческого пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизированный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщённости и отсутствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олимпии — Зевса, царя богов; в Дельфах — бога покровителя муз Аполлона. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром богов и людей царила Ананке — судьба, рок, неизбежность, уйти от неё не мог никто. Духом Ананке были пронизаны греческие трагедии; в конце VI в. до н. э. в Греции получил распространение театр.
На исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры, развивается монументальное зодчество. В центре городов воздвигаются храмы богам-покровителям. Храм стал основным типом общественного здания.
В VI в. до н. э. древнегреческие архитекторы создали строго продуманную систему соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, между колоннами и перекрытием, покоящимся на них. Эта система получила название «ордер». Первый греческий ордер возник в Спарте. Он назывался дорическим. Затем появился ионический ордер, распространившийся на малоазийском побережье. Самым поздним типом ордера был коринфский.
VII—VI века до н. э. — время появления монументальной скульптуры, в которой господствуют два типа изображений: обнажённая фигура юноши (курос) и задрапированная — девушки (кора).
В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлён грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». Первые греческие философы сделали успешную попытку преодолеть религиозное сознание, одушевлявшее космос, отойти от преимущественно эмоционально-эстетического восприятия, связи с культовой практикой.
Появление философии обусловлено целым рядом причин, среди которых важнейшими являются накопление позитивных знаний, сформировавшееся признание разума основой познания в отличие от чувственного восприятия, открытие логических методов поиска истины.
Возникновению философии способствовало и накопление социального опыта гражданина, порождавшего всеобщность сознания при понимании законов, возможность установления объективных причин и следствий. Это подтверждается и тем фактом, что философия возникла в наиболее развитых полисах Ионии. Философы из Милета стали основоположниками древнегреческой натурфилософии — умозрительного толкования мира, природы в их самой общей форме. Они искали ответ на вопрос, что является первоосновой всего существующего, из которой всё рождается и в которую всё возвращается.
Возникновение философии, развитие рационального мышления привело к зарождению начальных форм науки как особой сферы познания и человеческой деятельности, главной задачей которой является целенаправленное исследование природы, мира и человека, открытие закономерностей явлений, систематизация знаний о действительности, их теоретическое обобщение.
6. Греческий полис. Греция никогда не имела единого государства. Греков объединяла языковая общность. У них сформировался общий пантеон богов и единый свод древних мифов. Для них характерны общий строй мировосприятия, сходство образа жизни в различных частях страны. Гористая, изрезанная долинами территория Пелопоннеса, разделённость морских островов способствовали тому, что ещё в гомеровский период начала складываться не имевшая аналогов греческая система государственного устройства — система полисов (городов-государств).
На развалинах микенской монархии возникла примитивная сельская община — демос, занимавшая небольшую территорию и отделённая от других общин. Центром её было компактное поселение, представлявшее собой переходную форму от деревни к городу. Жители города и округи, члены общины, имели в собственности наделы земли. Все вместе они образовывали коллектив собственников земли, первоначально обладавших равными правами. Это создало предпосылки для развития полиса как особой формы социально-государственного устройства.
Полис, как правило, представлял собой небольшой город-государство, включавший город и округу. В социальном отношении он являлся коллективом полноправных граждан, которыми считались только свободнорождённые мужчины, коренные жители полиса. Все прибывавшие из других мест составляли особую социальную группу метеков — неграждан.
Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общественного земельного фонда, но затем становился частной собственностью гражданина. Наличие в собственности участка земли было обязательным и главным условием гражданства в полисе. Потеря земельного участка могла привести к утрате гражданского статуса и к исключению человека из полисного коллектива. Наличие в собственности земельного участка было гарантией выполнения греком своих гражданских обязанностей.
Полис, как коллектив граждан, обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Ещё одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Вооружённые силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина.
Как вы думаете, что имеет в виду учёный, говоря о совпадении в полисе экономической, социальной, политической и военной организаций?
Принципиальное отличие греческого общества от всех древневосточных обществ заключалось в существовании частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского (социального) статуса человека. Здесь обозначилась первоначальная граница между историческим развитием Запада и Востока. В будущем это предопределило различия в понимании положения человека в мире и в обществе, характера и перспектив самого общества на Западе и на Востоке.
Гражданин полиса имел право принимать участие в управлении и решении всех дел полиса. Он имел право избирать и быть избранным в органы управления, защищать свой полис от врага, участвовать в религиозных церемониях. Полис обеспечивал гражданину возможность вести жизнь, достойную свободного человека. Но быть гражданином полиса означало не только пользоваться правами, но и неукоснительно выполнять свои обязанности: принимать участие в управлении и решении всех дел полиса, участвовать в выборах, защищать полис от врага, т. е. нести военную службу со своим вооружением. Права и обязанности гражданина полиса были неразрывно связаны.
Основным хозяйственным занятием граждан полиса было земледелие, однако процветало и ремесло. В классическую эпоху широко распространились занятия философией, науками, искусством.
Каждый полис стремился обеспечить свою экономическую независимость, иметь всё необходимое для жизни граждан. Лишь такая самодостаточность обеспечивала свободу полиса и его граждан.
Свобода входила в число главных полисных ценностей так же, как убеждённость в том, что полис является высшим благом, вне которого невозможно достойное человека существование. Греки считали, что прежде всего свобода и достоинство гражданина определили победу объединённых греческих полисов в греко-персидских войнах (500—449 гг. до н. э.), позволили им отстоять свою независимость в борьбе с самой мощной восточной деспотией — державой Ахеменидов.
Однако не следует забывать, что полисная система с её в целом демократическими традициями и высокими гуманистическими идеалами имела своим подножием рабство. Рабство классического типа зиждилось на убеждении, что раб является «говорящим орудием» и не имеет права ни на орудия производства (ибо сам таковым является), ни на семью, ни даже на жизнь. Право рабовладельца на раба было ничем не ограничено. Такое рабство существовало в наиболее развитых экономически частях Греции. В Спарте и в некоторых других областях Греции имело место рабство в форме илотии. Илоты были государственными рабами, им давали участки земли для обработки, а получаемый продукт они должны были отдавать гражданам полиса.
7. Афины и Спарта. Самыми крупными и представлявшими крайние типы полисного развития были Афины и Спарта. Во время греко-персидских войн Афины играли роль лидера освободительной борьбы греков. Во второй половине V в. до н. э. Афины достигли наивысшего государственного и культурного расцвета. Спарта была главным соперником Афин в борьбе за гегемонию в Греции.
Спарту традиционно рассматривают как военизированное государство, полис олигархического типа. Ею управляли два царя, избиравшиеся из рода Гераклидов. Они были высшими военачальниками и судьями, а также выполняли функции жрецов. Власть царей ограничивали совет старейшин и народное собрание.
Контролировал власть и каждого спартиата особый орган — эфорат. Никто не имел права отступать от принципов спартанского строя, установленных легендарным законодателем Ликургом. Для Спарты характерно тотальное проникновение власти во все стороны жизни спартиатов, постоянный контроль за их поведением и даже строем мысли. Жили спартиаты, как в военном лагере, их главным занятием было совершенствование в военном искусстве.
Иной путь развития избрали Афины. В результате реформ Солона (начало VI в. до н. э.) и Клисфена (конец VI в. до н. э.) в Афинах установилась демократия. Это была полисная система, базировавшаяся на прогрессивных хозяйственных и социальных отношениях.
Власть в афинском полисе принадлежала гражданам в возрасте старше 30 лет. Раз в месяц они собирались в народном собрании и решали дела полиса голосованием. Для управления полисом ежегодно избиралось девять высших должностных лиц, из которых наибольшими полномочиями были наделены архонты. Архонты следили за проведением в жизнь решений народного собрания. Ведение важнейших государственных дел поручалось особому совету — булэ.
Для командования армией и флотом избиралась коллегия стратегов из 10 человек. В годы наивысшего расцвета Афин (вторая половина V в. до н. э.) стратег Перикл стал фактически несменяемым главой афинского полиса. Блестящий оратор, талантливый военачальник, образованный человек, преданный демократическим идеалам полиса, Перикл пользовался огромным авторитетом у сограждан, любовью афинского народа.
Высшей судебной инстанцией полиса был суд присяжных. Граждане, чьё политическое влияние хотел ограничить коллектив полиса, могли быть подвергнуты процедуре остракизма (суда черепков), за которым следовало изгнание.
Древнегреческая афинская демократия в целом имеет огромное историческое значение. Впервые в истории возникло государственное устройство, основанное на власти народа, последовательно проводившее в жизнь принципы гражданственности, законности и политической свободы. Древнегреческая демократия положила начало демократической традиции современного мира.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: античность, ордер. Философия, полис, классическое рабство, демократия, олигархия.
1. Как географические и природные условия повлияли на особенности греческой цивилизации? Используйте при анализе фрагмент из труда А. Тойнби (с. 29).
2. Каковы особенности архаического периода в истории Древней Греции?
3. Рассмотрите на карте (с. 38) основные направления греческой колонизации, назовите важнейшие колонии греков. Изучив дополнительную литературу и материалы Интернета, сформулируйте, причины Великой греческой колонизации.
4. Опишите модель греческого полиса, выделив его характерные черты и взаимосвязи между ними. Представьте данную модель в текстовой или графической форме. В чём особенности греческого полиса как типа государственного и социального устройства по сравнению с древневосточной деспотией?
5. Что такое рабство классического типа? Было ли оно распространено в древневосточных цивилизациях?
1. Определите сходство критской цивилизации с цивилизациями Древнего Востока.
2. Вспомните, какие древнегреческие мифы связаны с островом Крит.
3. Рассмотрите карту (с. 38). Почему, несмотря на привлекательность торговли с восточными странами и Африкой, греки не колонизовали южные территории?
4. На примере Афин и Спарты сравните два типа полисного развития. Какому устройству полиса вы отдадите предпочтение? Ответ обоснуйте.
5. Подберите в учебнике и дополнительной литературе аргументы, характеризующие преимущества и недостатки полисного строя в Греции. Подумайте, какие перспективы открывал полис для дальнейшего развития европейской цивилизации.
Эхо эпохи
«Прометей прикованный». Фрагмент
П р о м е т е й. Моим стараньем в чёрной пасти Тартара
Бесследно сгинул древний Крон и все, кто с ним Сражался рядом.
Вот какой услугою Обязан мне великий властелин богов.
И вот как он за это наградил меня!
Болезнь такая, видно, всем правителям Присуща — никогда не доверять друзьям.
Но вы спросили, за какую мучит Зевс Вину меня. Извольте, и о том скажу.
Едва успевши на престол родительский Усесться, сразу должности и звания Распределил.
А человечьим племенем Несчастным пренебрёг он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться Не стал.
А я посмел. Я племя смертное От гибели в Аиде самовольно спас.
За это и плачусь такими муками,
Что их и видеть больно — каково ж терпеть!
Как вы думаете, может ли литературное произведение быть историческим источником? Какие исторические сведения мы можем извлечь из этого фрагмента? Какой из уже известных вам эпических героев древности, так же как Прометей, восстал против богов? Что сделал для человечества Прометей? Какой путь ему пришлось для этого избрать?
Хороший гражданин должен доказывать свою правоту не путём запугивания противника, а в честном споре как равный с равным. Государству благоустроенному не следует ни возвеличивать почестями того, кто подаёт добрые советы, ни умалять почёт, которым он пользуется; равно как того, чьи предложения отвергнуты, не следует не только наказывать, но и бесславить. Тогда никакой удачливый оратор не станет заискивать перед народом против своего убеждения, ради того, чтобы добиться ещё большего почёта, и ни один потерпевший неуспех не вздумает теми же средствами привлечь расположение толпы.
Мы же поступаем как раз наоборот, и даже ещё хуже. Если кто-либо даёт хороший совет, но при этом возникает подозрение, что он соблюдает тем самым свои личные интересы, то мы готовы ради этого недостоверного подозрения лишить государство явной выгоды. Действительно, всякому, кто явно делает добро государству, афиняне оплачивают за это подозрением, что он втайне желает чем-то поживиться.
Что вы можете сказать об отношении автора к демократии на основе предложенного фрагмента? Как отразился в тексте состязательный дух греческой цивилизации? В каких сферах жизни он ещё проявлялся?
История — результат деятельности людей. Очень важно представить историю в лицах, увидеть её не только «вертикально», в последовательности процессов, событий, явлений, но и «горизонтально» — в их синхронности, в деятельности современников. Попробуем сделать это в рубрике «Лица эпохи».