Радуга что это для детей
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.
• познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;
• расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материал и оборудование: Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги, литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята,стихотворение:
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга – радуга, цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Что же на память она всем
Голубые … глаза. В. Степанов
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
Дети: радугу
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы.
А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
Воспитатель выслушивает ответы детей: На коромысло, на дугу, на мост и др.
Воспитатель: Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост, с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие?
Дети: 7 цветов, перечисляем цвета,вспоминая известный стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем создать свою радугу
Опыт «Радужная пленка»
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы. Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов.
В небе радуга висит в воздухе «нарисовать» радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу.
У нас с вами есть только 4 цвета: красный, желтый, синий, белый.
Как же нам нарисовать радугу?
Дети предлагают свои варианты смешения красок.
Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу, только не перепутать расположение цветов.
И в конце занятия, мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка, которая также включает все цвета.
Прикреплённые файлы:
Проект «Маленькие исследователи» Педагогический проектТворческое название проекта:«Маленькие исследователи»Тип проекта:практико – ориентированный. Участники проекта:обучающиеся.
Описание явления
Узнать, как выглядит радуга, можно после дождя, когда выходит солнце. На небе появляется огромная дуга или окружность, сияющая семью плавно переходящими друг в друга красками. Цвета радуги по порядку выглядят так:
Легко запомнить правильную последовательность даже ребёнку в первом классе можно при помощи фраз-подсказок, в которых каждое слово начинается с той же буквы, что и название цвета:
Однако стоит помнить, что эти цвета основные, но не единственные. Между ними есть множество промежуточных оттенков, так как спектр непрерывен.
Исследования оптического феномена
Почему возникает радуга, люди точно узнали уже в XIII—XIV вв. еках. Историки ставят это в заслугу сразу нескольким исследователям:
В XVII веке размышления и наблюдения деятелей науки вновь были направлены на это явление. В 1611 году хорватским учёным и теологом М. А. де Доминисом была написана книга, в которой разъяснялось, что в основе возникновения радуги лежит физическое явление, связанное с солнечным светом, по следующей схеме:
Через некоторое время это описание было дополнено новыми фактами. Французский физик Р. Декарт установил преобладающие углы преломления солнечных лучей при выходе из капли:
Получить такие данные учёный смог, проведя большой эксперимент, в рамках которого он рассмотрел десять тысяч лучей в капле. В XVIII веке английский физик И. Ньютон сделал ещё одно дополнение, выделив несколько цветов в радуге и объяснив причину их возникновения. Она заключается в том, что белый свет разлагается в спектр из-за разного угла отклонения водяными капельками света. Физик оказался абсолютно прав, однако его современники не приняли его открытия. Им была чужда идея, что самый чистый белый цвет является всего лишь смешением «грязных» цветных лучей.
Количество цветов
Не везде и не всегда в радуге выделялось семь цветов. Во времена Аристотеля их насчитывали всего три:
Представители африканских племен и вовсе ограничивались разделением оттенков на светлый и тёмный. Исаак Ньютон изначально разглядел в радуге пять цветов:
Чуть позже он обнаружил шестой цвет — оранжевый. Но на сознание учёных тех времён большое влияние имела церковь, и цифра 6 глубоко верующему Ньютону не понравилось. Другое дело 7, имеющий древнее мистическое значение, символизирующий количество дней недели и смертных грехов. Поэтому физику пришлось буквально высмотреть седьмой цвет: он определил его как индиго.
Однако со временем в некоторых государствах понимание количества цветов в радуге снова сократилось до шести. Сейчас голубой и синий, которые различают в России, объединяются в один в следующих странах:
В Японии цветов тоже шесть, но голубой и синий они различают. Зато зелёного в их языке нет. Он воспринимается японцами как оттенок синего.
Виды радуги
Чаще всего на небе видна одна первичная радуга, но иногда вокруг неё показывается и вторичная, менее яркая. Она образуется, когда свет отражается в дождевых каплях дважды, поэтому порядок цветов у нее обратный (от фиолетового, который расположен снаружи, к красному). Разделяет два семицвета тёмная полоса неба.
В естественных условиях невооружённым глазом очень редко видна радуга третьего порядка, но с помощью специального оборудования возможно зарегистрировать до семи небесных дуг. А в лабораторных условиях их можно получить вплоть до 200 штук.
Но природа не ограничивается образованием нескольких простых радуг. Они бывают ещё и необычными, например:
Кроме того, существуют двойные, перевёрнутые и круглые формы радуги. Солнечный свет при этом преломляется не через водяные капли, а через кристаллы льда, рассеянные в воздухе, поэтому обязательным условием для таких оптических явлений является холодная погода.
Значение и наименование в истории
Сейчас люди прекрасно понимают, как образовывается радуга. Но много лет назад с этим красивым явлением было связано множество мифом и легенд:
Называл радугу каждый народ тоже по-своему. Греки считали, что по ней спускается крылатая посланница богов Ирида, и в честь неё именовали небесную тропу словом iris. В древнееврейской традиции она называется qäšät, что означает божий лук. Этимология русского слова достаточно проста. Оно сложено из двух:
В буквальном смысле это означает «пёстрая дуга». И если в русском языке слово немного переиначено, то в украинском используется в первозданном виде — райдуга.
Упоминание в Библии
О семицвете есть упоминание и в Библии. Там он появился после всемирного потопа как символ прощения, данного Богом человечеству. Кстати, эта версия имеет научное обоснование. Есть предположение, что потоп, уничтоживший огромное количество живых организмов, действительно случился за много веков до нашей эры. До него небо застилали густые облака, ультрафиолет не воздействовал на людей, и они жили гораздо дольше, чем сейчас.
Но это не могло продолжаться вечно. Огромное количество паров и осадков на земле привело к потопу, из-за которой сместилась земная ось, и появилась смена времён года. Кроме того, облака стали значительно реже, и только в них теперь стало возможным увидеть радугу.
Природа дарит человечеству множество удивительных явлений и феноменов. Одни из них люди могут объяснить, другие до сих пор остаются загадками.
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Елена Чувилина
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Почему бывает радуга?
Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую радугу в небе можно и после проливных дождей и сильных гроз. Сколько ярких чувств вызывает появление радуги! Дети с радостью выбегают на улицу посмотреть на это чудесное явление природы и, не отрываясь, глядят в небо, пока она не исчезнет совсем. Очень часто дети задают вопрос: «Почему бывает радуга?» Потому что в воздухе во время или после дождя очень много маленьких капелек воды. Солнечные лучи преломляются в капельках, как в мыльных пузырях и мы можем видеть семицветный радужный «мостик». Чтобы легко было запомнить цвета радуги, выучи фразу «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)»
Стихи, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры про радугу помогут детям запомнить названия цветов и то, как они выглядят.
Стихи.
1. Радуга
Над землёю коромысло
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.
Шепчут радостно луга:
«Здравствуй, радуга-дуга!» А. Бывшев
2. Радуга
В небе радуга стоит.
Прямо в небо прыжком.
По радуге, по радужке,
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком! С. Маршак
3. Радуга
Будто маленькой сестричке
Заплела ей две косички.
Стала радуга не та.
Не пойму, в каком порядке
У нее цветные прядки!
Чтобы радуге цвести
Нужно косы расплести. С. Пшеничных
4. Радуга
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять. И. Векшегонова
Загадки.
1. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)
2. Что за чудо – красота!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3. Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
4. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга)
Физкультминутки.
1. Радуга
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
По радуге, по радужке, (Хлопки)
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть) С. Маршак
2. Радуга
В небе радуга висит (в воздухе нарисовать радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх, помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)
Пальчиковые игры.
1. Радуга
И туга, и высока! (поднять обе руки вверх, вытянуть и покрутить)
Не давай нам дождичка (делать движения кистями рук из стороны в сторону)
Подавай нам ведрышка, (ладони подставили как бы под дождь)
Чтоб ребятам погулять (шагаем на месте)
Чтоб телятам поскакать (прыгаем на месте)
Нужно солнышко – (поднять руки вверх)
Колоколнышко! (растопырив пальцы – изобразить солнышко)
2. Радуга
Гляньте: радуга над нами (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (дотронуться до головы)
Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление 1 слайд. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,.
Проект «Каким бывает шоколад» Аннотация Название технологии для организации совместной деятельности педагога с детьми с позиции системно – деятельностного подхода. Используемые.
Конспект занятия «Какой бывает транспорт?» План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Какой бывает транспорт?» Программное содержание: 1. Учить классифицировать.
Конспект занятия кружка «Загадки природы» в старшей группе «Человек — часть природы» Задачи: • формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); • совершенствовать.
Фотоотчет «Кто говорит, что чудес не бывает?!» Хочу рассказать о новогоднем чуде, которое произошло со мной в последних числах декабря 2018 года. В детском саду полным ходом шли репетиции.
Конспект логопедического занятия «Что бывает осенью?» КОНСПЕКТ логопедического занятия по развитию речи для старшей группы Тема: Что бывает осенью? Подготовила: Учитель-логопед Мороз А. М..
Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам» Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам». Для работы понадобятся: коробка, краски (гуашь, вата, клей, распечатанные заготовки.
Консультация «Социальное явление — глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории)» Социальное явление – глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории). История не баловала глухих. Наши предки их не любили.
Конспект занятия «Почему радуга разноцветная?»
Ольга Жидкова
Конспект занятия «Почему радуга разноцветная?»
Тема «Почему радуга разноцветная?»
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у детей умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность детей и интерес к явлениям природы.
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент
– А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем занятие?
— Как рождается звук?
Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.
Прослушивание звукового ролика.
– Какие звуки издают различные предметы?
Практическая работа №1.
Работа в парах. Ответить на вопросы теста. Взаимопроверка.
3. Актуализация знаний
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под
зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?
Что за чудо-красота!
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
-Что появилось на небе?
3. Постановка проблемного вопроса.
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что
такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.
Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения.Можно ли сказать: поставили радугу, построили. Красиво ли будет
это звучать? Какое слово использовали авторы? (Воздвигли)
Это слово очень торжественно. Оно ещё раз подчёркивает красоту зрелища, которое увидели авторы.
-Дети, а кто из вас видел радугу?
— Какое настроение было, у Вас было?
-Что же означает слово «РАДУГА»?
4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.
До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают.И вдруг кто-то радостно кричит:
— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
-Почему в воздухе возникло такое чудо?
— Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
— Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
— На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
5. Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
-А почему радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)
Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не
-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
7. Практическая работа.
Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы
Чтение стихотворения Н.Михайловой:
Солнце светит и смеётся, А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга Семицветная дуга.
Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!
8. Творческая работа
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках
бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
9. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
— Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
10. Проверка изученного материала
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.
12. Творческая работа
Нарисуй радугу в рабочей тетради или помощников-строителей.
-Что узнали нового на занятии?
Конспект занятия по чтению рассказа А. Митяева «Почему Армия родная?» Задачи. Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости.
Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую.
Конспект занятия по валеологии в средней группе «Почему так?» Конспект по валеологии в средней группе. Тема: «Почему так?». Елена Владимирова. Цель: Расширение знаний детей о внешнем строении своего.
Конспект занятия кружковой деятельности «Новогодняя игрушка «Разноцветная капелька» в средней группе Возраст: 4-5 лет (средняя группа). Задачи: закрепить умение различать полоски по длине: от самой короткой до самой длинной. Учить из полосок.
Конспект занятия по ИЗО для воспитанников I ступени с ОВЗ «Весёлая радуга». Смешивание цветов Цель: развитие сенсорного воспитания детей I ступени специальной коррекционной школы VIII вида. Задачи: • учить детей, смешивая цвета,.
Конспект занятия по лепке «Радуга» Программные задачи: продолжать учить детей раскатывать пластилин в виде «колбаски», использовать цвета спектра, соединять детали между.
Конспект занятия по эмоциональному развитию «Весёлая радуга» во второй младшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по эмоциональному развитию во второй младшей группе. Цель: учить узнавать.
Сценарий итогового мероприятия «Радуга» по проекту «Разноцветная неделя» с Гномиками Воскобовича для всех групп ДОУ Предварительная работа с детьми на неделю с понедельника по четверг в пятницу праздник. В пятницу каждая группа детей будет собирать все.
Сценарий игры-флешмоба «Разноцветная радуга» для детей дошкольного возраста Сценарий игры – флешмоба «Разноцветная Радуга» для детей дошкольного возраста Первая часть праздника проводится во время прогулки в первую.