Ранжирование товара что это
SEO-продвижение карточек товара на Wildberries: подробная инструкция с примерами
Маркетплейсы с каждым годом всё больше увеличивают свою долю на российском рынке e-commerce. Многие предприниматели сотрудничают с несколькими крупными площадками и отказались от продвижения собственных интернет-магазинов.
В новой статье поговорим о том, как работает поисковая выдача на Wildberries и что необходимо сделать для попадания карточки товара в ТОП по релевантным запросам. Также разберём популярные ошибки предпринимателей при работе с карточками продуктов.
Особенности ранжирования карточек товара на Wildberries
Ранжирование — алгоритм сортировки результатов, который учитывает большое количество параметров. Например, ранжирование в поисковой выдаче основано на тысячах отдельных факторов с разным весом.
Ранжирование на маркетплейсах устроено по своим правилам и у каждой площадки есть отличия в алгоритмах. Поэтому необходимо анализировать особенности конкретного сайта, прежде чем выстраивать стратегию работы по SEO.
Одно из главных преимуществ поисковой оптимизации при работе на маркетплейсах — возможность получения целевого трафика. Предприниматели не учитывают факт, что карточки Wildberries и других платформ хорошо ранжируются в Google и Яндексе.
Правильная оптимизация поможет не только получать целевой трафик внутри маркетплейса, но и принесёт заказы, которые оформят пользователи из поисковиков. Таким образом, работа по SEO может увеличить количество заказов в несколько раз.
Ранжирование внутри Wildberries вызывает много вопросов у продавцов, но главная проблема в том, что в открытом доступе нет формулы, на которую можно ориентироваться. Это коммерческая тайна, которая строго охраняется и владельцы площадки не заинтересованы в её распространении.
Поэтому продавцам остаётся только проводить эксперименты и следить за действиями конкурентов. Если удастся найти эффективный способ увеличения видимости товаров, можно использовать его на постоянной основе.
По наблюдениям исследователей маркетплейсов, алгоритм ранжирования учитывает большое количество факторов. Среди них просмотры товаров, интересы пользователей и качество карточки продукта.
Главная задача алгоритмов ранжирования — показать пользователю релевантный продукт, который закроет их потребности. Если на верхних строчках выдачи будут товары по высокой цене или с низким рейтингом, потенциальным клиентам придётся тратить много времени на анализ выдачи.
В случае с поисковыми системами качество страницы играет важнейшую роль, а вот при работе на маркетплейсах всё иначе. Система ориентируется на репутацию продавцов, а карточки товаров могут быть вообще не заполненными. Например, на одной странице в описании 1000 символов, а на другой — 5 000.
Продавцам, которые хотят вывести карточки своих товаров на первые позиции, важно понять, что маркетплейс отдаёт приоритет селлерам с низкой ценой и хорошей репутацией. Поэтому в первый месяц работы вряд ли получится увидеть пользу от SEO.
Алгоритм ранжирования учитывает:
Если у магазина есть проблемы с логистикой или пользователи регулярно оставляют негативные отзывы, не стоит рассчитывать на большое количество релевантного трафика.
Контент с релевантными ключами не даст никакого эффекта, если конкуренты опережают продавца по всем факторам и сократить отставание пока не удаётся. В этом случае лучше сконцентрироваться на повышении рейтинга.
Некоторые селлеры в погоне за лёгкой прибылью тратят время на накрутку отзывов, но это актуально не для всех маркетплейсов. На многих площадках реализован механизм проверки заказа в профиле. И пользователь не сможет оставить отзыв без реальной покупки.
Поэтому лучше сфокусироваться на создании качественного клиентского сервиса. Все продавцы работают на равных условиях, но всегда есть возможность предложить покупателям нестандартные услуги и привлечь внимание к бренду.
Секрет работы алгоритмов Wildberries
Исследователи, которые активно изучают работу самой крупной торговой площадки в России, сходятся во мнении, что большие продажи продавцов появляются не из поиска и ранжирования карточек внутри категории.
Предложение селлера может попасть на верхнюю строчку по релевантному запросу, но пользы от этого будет мало. Самый сильный фактор ранжирования — сумма продаж за определённый период времени. Wildberries редко ставит на первые места товары продавцов, у которых нет заказов за последнее время.
Люди покупают товары, которые им выдают алгоритмы рекомендаций. А они ориентируются на конкретные цифры выручки. Wildberries заинтересован в том, чтобы продвигать продавцов, которые стабильно генерируют ему прибыль.
При таком развитии событий может сложиться впечатление, что работать с площадкой вообще нет смысла, потому что новичкам будет сложно заработать рейтинг. Это действительно так — порог входа для новых селлеров достаточно высокий.
Wildberries упростил схему подключения к маркетплейсу и начал работать с самозанятыми, но правила в отношении продаж уже давно не меняются. Быстро выйти на хорошие показатели продаж могут селлеры с уникальными товарами.
К примеру, если магазин реализует кофты ручной работы и его бренд знают за пределами маркетплейса, он сможет быстро нарастить спрос внутри площадки. Но такие примеры являются исключением из правил.
В большинстве случаев новые продавцы очень долго не получают объём заказов, который могли бы реализовать без ущерба для качества. Алгоритмы внимательно следят за количеством продаж и практически никогда не доверяют выполнение заказов селлерам без репутации.
Исследователи заметили одну интересную особенность «Вайлдберриз» — карточка товара, которая находится на первых позициях в своей категории, может приносит единичные продажи. При проверке сторонними инструментами аналитики оказывается, что товар очень популярен, но продаж нет.
Всё дело в алгоритме ранжирования Wildberries, который не особо следит за накруткой показателей продавцами. Карточка попадает на первое место и селлер рассчитывает на многократное увеличение прибыли, но ничего не происходит.
Можно подумать, что площадка заинтересована в защите от накрутки, но объяснение этой аномалии максимально простое — фокус на продажах. У карточки нет заказов и поэтому она не является привлекательной для алгоритмов.
Понять, что у карточки нет продаж очень просто. Достаточно взять любой инструмент аналитики на маркетплейсах и проанализировать товар. Если сервис показывает нулевые показатели, а товар хорошо ранжируется, значит алгоритмы не дают показы.
Пользователи видят в карточке количество продаж и рейтинг, а вот у алгоритмов есть вся информация об эффективности продавца. И решение предоставлять заказы успешным селлерам выглядит вполне логичным.
При таком развитии событий у продавцов практически не остаётся свободы действий. Поэтому многие опускают руки после первых попыток борьбы с системой. И переходят на другие площадки с более лояльными условиями.
Кстати, у «Озона» таких проблем нет. Алгоритмы ранжирования тоже учитывают показатели продаж и отгрузок, но фокуса на количестве заказов нет. И у новичков есть шансы получить заказы с первых дней работы на маркетплейсах.
Отказываться от работы с Wildberries невыгодно, потому что площадка занимает первое место по продажам в России. Селлерам придётся адаптироваться под особенности и следить за эффективностью магазина на маркетплейсе.
Что можно сделать:
Ядро алгоритмов, которые влияют на распределение заказов между продавцами находится умный бот. Он показывает пользователям товары с хорошими показателями продаж. То есть если у магазина отличная динамика, она будет поддерживаться какое-то время.
Один из главных факторов, на который опирается умный бот при распределении заказов — стоимость товара. Если продавец предлагает аномально низкую цену, пользователи точно увидят продукт в выдаче.
Карточка может не показываться на верхних строчках, но потенциальные клиенты увидят её в персональных рекомендациях и обратят на неё внимание. У маркетплейса достаточно инструментов для повышения конверсии, поэтому демпингующий продавец не останется без заказов.
Недавно мы подробно разбирали ситуацию с резким снижением цен и рассказывали, почему демпинг не всегда является эффективной стратегией продаж. В некоторых случаях он приносит убытки, а не повышенную прибыль.
Как только продавец резко снижает стоимость товара, алгоритмы это видят и начинают рекомендовать его потенциальным клиентам. Не секрет, что пользователи заинтересованы в том, чтобы купить продукт по минимальной цене. Поэтому фокус на стоимости легко объясняется — маркетплейс генерирует прибыль любыми способами.
Получается, что продавец может легко манипулировать выдачей и алгоритмами рекомендаций при установке низкой цены. Он получит много заказов, обработает их и заработает большое количество отзывов.
Эту особенность легко заметить после проведения акций. У всех селлеров значительно падают продажи и не восстанавливаются до пиковых значений до следующего маркетингового мероприятия. А если продавец в них не участвует, то получает жирный минус в свой профиль.
Советы по выводу карточки товара в ТОП
Если нет возможности резко снизить цену товара или есть желание победить алгоритмы другим способом, стоит заранее приготовиться к трудностям. Фокус на продажах никуда не исчезнет и обойти его невозможно.
Можно лишь рассчитывать на органические продажи, которые помогут сформировать репутацию и со временем подарят возможность рассчитывать на лояльность умного бота, распределяющего заказы.
Ещё одно полезное наблюдение исследователей маркетплейсов заключается в том, что Wildberries запоминает самую низкую цену товара за всю историю. И пока продавец не поставит значение ниже этой цифры, продажи могут быть единичными.
Но всё-таки с помощью SEO можно продвинуть карточку на верхние позиции в поисковых системах и обойти другие предложения. В этом случае шансы на оформление заказа пользователями очень высокие, если у них не будет претензий по условиям доставки или оплаты.
Оптимизируйте название товара
Наименование — одна из главных «зон» на странице продукта. Текст не должен быть сильно длинным, но вставить в него несколько ключей вполне реально. При этом важно сохранить естественность контента.
Добавлять ключи надо только после подробного анализа. Для этого можно использовать любой сервис анализа маркетплейсов, который даёт подробную аналитику по активности покупателей. Дополнительно можно задействовать Яндекс.Вордстат и Google Keyword Planner.
Добавляйте ключи в описание
Пользователи редко читают описание продукта, а вот поисковые системы обращают на него внимание. Описание влияет на эффективность страницы в Яндексе и Гугле. Многие продавцы копируют описание с сайта производителя, но это не самая лучшая тактика.
Лучше писать короткое описание самостоятельно и добавлять в него ключи. Важно, чтобы текст был полезен целевым пользователям, а не состоял целиком из поисковых фраз. Переоптимизированный контент не всегда даёт преимущество в ранжировании.
Заполняйте таблицу с характеристиками
Потенциальные клиенты часто ищут товары с учётом их характеристик. Например, пишут в поисковой строке: «Купить пижаму с начёсом». Если в карточке товара не будет материала, попасть на первые строчки в результатах поиска не выйдет.
Таблица атрибутов должна быть заполнена по максимуму. Это важно как для пользователей, так и для поисковиков. Уникальность не имеет значения, потому что атрибуты у всех продавцов одинаковые.
Обрабатывайте вопросы и реагируйте на отзывы
Алгоритмы Wildberries могут поставить в рекомендации товар с рейтингом в 4 звезды, но лучше если баллов будет 5. Тогда шансы на успешное оформление заказа увеличатся в несколько раз.
В ответах на вопросы не отображается дата, поэтому на первый взгляд определить скорость реакции продавца невозможно. Но это не так — у алгоритмов есть вся информация о дате и времени, данные просто не видны пользователям.
Отвечать на каждый отзыв в стиле «Спасибо за ваш заказ» необязательно, но на негативные комментарии точно стоит реагировать. Есть шанс, что пользователи не уйдут к другим продавцам и оформят заказ повторно.
Оптимизация карточек товаров на Wildberries — комплексная работа, которая не зависит от одного конкретного фактора. Важно задействовать как можно больше инструментов, чтобы победить конкурентов на их поле.
Распространённые ошибки продавцов
Новички на «Вайлдберриз» часто допускают грубые ошибки, которые мешают им продавать. В большинстве случаев они касаются подхода к оформлению карточек и организационных вопросов.
Собрали список распространённых проблем, которые мешают селлерам выйти на хорошие показатели продаж. Важно проанализировать их и защититься от негативных последствий, которые они приносят:
На рынке маркетплейсов есть много компаний, которые предоставляют услуги по оптимизации на платной основе. С ними можно сотрудничать, но только при наличии договора, в котором будут закреплены гарантии.
Поисковая оптимизация на маркетплейсах иногда даёт минимальный эффект. Это может быть обусловлено алгоритмами ранжирования или уровнем конкуренции. Важно не останавливать работу и следить за динамикой.
Коммерческие факторы ранжирования: что это такое
Бывает, зайдёшь в интернет-магазин, выберешь понравившийся товар, но вдруг — цена меняется сама по себе, кнопка «Добавить в корзину» спрятана в немыслимом месте, а на сайте нет ни одного контакта техподдержки. Чтобы такого не происходило, владельцу сайта нужно следить за коммерческими факторами ранжирования. Об их важности мы расскажем в этом материале вместе с SEO-специалистом REG.RU Максимом Ткачом.
Что такое коммерческие факторы
Коммерческие факторы ранжирования — это совокупность элементов сайта, влияющих на то, решит ли пользователь купить товар или заказать услугу, и получится ли у него это сделать. К коммерческим факторам может относиться как информация об организации или продукции, так и различные конверсионные элементы: вызывающие доверие отзывы, призывы к действию, рейтинг товаров, качественные фотографии и так далее.
Как коммерческие факторы влияют на ранжирование
Коммерческие факторы напрямую определяют качество сайта, а значит, имеют огромное влияние на ранжирование в поисковых системах. Никто не захочет покупать товар в интернет-магазине, где нет контактов компании или цен на продукцию, а если будет отсутствовать форма заказа, то приобрести что-нибудь будет просто невозможно.
К основным показателям качества интернет-магазина, на которые обращают внимание как пользователи, так и поисковики, относятся:
Ну и конечно, нельзя забывать о том, что контент — король, который стоит во главе любого сайта. Если компания занимается продажей товаров или услуг, то коммерческий контент должен быть на высшем уровне.
Давайте рассмотрим основные коммерческие факторы на примере сайта REG.RU.
Коммерческие факторы на примере REG.RU
Информация о компании
Чтобы принять окончательное решение о покупке, пользователь должен быть уверен в надёжности и добросовестности продавца. На нашем сайте есть большой раздел «О компании», где подробно описаны все важные моменты: реквизиты организации, история компании и другая полезная информация.
Адреса и телефоны компании находятся в разделе «Контакты». Хороший показатель заботы о пользователе — пояснение, как быстрее добраться до офиса:
Номера телефонов для связи
Возможность связаться с представителями компании крайне важна для любого коммерческого сайта. Именно поэтому номера телефонов нужно размещать на большинстве страниц сайта, а их расположение должно быть удобным и понятным.
На сайте REG.RU номера телефонов присутствуют на всех страницах сайта и находятся в футере:
Большой плюс — наличие номера 8-800, с помощью которого можно сделать бесплатный звонок из любой точки страны.
Контакты можно размещать и в шапке страницы — иногда это может быть удобнее для клиентов. Для удобства посетителей с мобильных устройств необходимо прописать атрибут “tel” у номеров телефонов, чтобы звонок можно было сделать в один клик.
Кнопка «Купить» или «Заказать» рядом с каждым товаром
Разберём этот фактор на примере страницы с SSL-сертификатами.
На странице есть возможность заказа с помощью кнопок «Купить» рядом с каждым вариантом SSL-сертификата:
Обратите внимание, что кнопки заметны и хорошо видны пользователю — не стоит делать маленькие и неудобные элементы, по которым сложно попасть мышкой.
Подробное описание товаров и услуг
Очень важный фактор, который оказывает огромное влияние как на выбор со стороны пользователя, так и на ранжирование страниц сайта поисковыми системами.
Хорошее описание товаров — основа любой продуктовой страницы.
В REG.RU над описанием товаров и услуг ведётся постоянная работа, и мы всё время стремимся повышать качество контента.
Ассортимент товаров и услуг
Большой ассортимент товаров является очень весомым фактором ранжирования. Логично, что чем больше выбора на странице, тем более релевантна она для клиента. Но, с другой стороны, слишком большой выбор — не всегда хорошо, так как это может запутать пользователя.
Всегда стоит полагаться на здравый смысл и анализировать поведение посетителей. Чтобы грамотно распорядиться этим коммерческим фактором, проводится тщательный анализ и сравнение ассортимента конкурентов. На эту тему у нас есть интересный кейс, о котором мы расскажем чуть ниже.
Как мы работаем с коммерческими факторами
Чтобы представить все наши услуги в удобном и полезном для пользователя виде, мы постоянно ищем новые способы работы с коммерческими факторами. При принятии решений мы (как и все, кто ведёт интернет-бизнес) делаем подробный анализ участников рынка в нашей тематике. Это нужно для понимания, что поисковые системы видят на других сайтах и считают «эталоном». На выходе мы получаем список гипотез, которые затем дорабатываем и внедряем.
Приведём пример, как мы совершенствовали страницу аренды выделенных серверов. В результате анализа выяснилось, что по таким запросам, как «аренда сервера», в топе поисковой выдачи находятся сайты с широким ассортиментом серверов, в то время как у нас было всего 3 варианта конфигураций.
При этом когда на нашей витрине дешёвых серверов становилось меньше товаров, позиции в поисковой системе Яндекс падали. Поэтому мы решили разместить на страницах больше конфигураций, чтобы у пользователей был более широкий выбор.
В результате мы получили значительный рост позиций в поисковых системах, а трафик на странице вырос более чем в 2 раза.
Надеемся, что наш опыт окажется полезным. Если у вас есть какие-либо вопросы про коммерческие факторы ранжирования или про SEO-продвижение в целом, — задавайте их в комментариях, мы обязательно ответим и поделимся советом.
Алгоритм ранжирования Ozon: как формируется товарная выдача на маркетплейсе
С каждым годом лидирующая позиция маркетплейсов становится все более четкой. Продавцам приходится сотрудничать с несколькими агрегаторами одновременно, чтобы компенсировать потери от отсутствия собственной площадки.
В новой статье поговорим о том, как формируется товарная выдача на Ozon. Разберемся в особенностях алгоритма ранжирования и дадим советы по улучшению позиций карточек товаров на одном из крупнейших маркетплейсов России.
Что такое алгоритм ранжирования
Алгоритм ранжирования — система, которая упорядочивает результаты по определенной формуле. К примеру, на ранжирование страниц в Google и Яндексе влияют сотни отдельных микрофакторов. Чем больше баллов набирает определенный URL, тем выше его позиция.
Ранжирование на маркетплейсах — болезненная тема для многих продавцов. Далеко не все селлеры могут найти закономерности в рейтинге карточек товаров. Соответственно, не всегда получается рассчитывать на хорошие продажи.
Точная модель ранжирования каждой площадки охраняется как коммерческая тайна, но некоторые подробности можно узнать из профильных исследований и собственных наблюдений. Иногда продавцам удаётся «взломать» алгоритм и получить преимущество в органической выдаче.
Таких примеров очень мало, потому что алгоритмы постоянно развиваются и со временем число факторов, которые они учитывают, увеличивается. Продавцам остается только подстраиваться под новые условия и менять подход к оптимизации контента.
Селлеры, которые выходят на маркетплейсы, часто уделяют внимание факторам, не влияющим на продажи. Главная проблема в том, что иногда даже эксперименты не помогают обойти конкурентов и «взломать» алгоритм ранжирования.
Агрегаторы товаров не заинтересованы в том, чтобы все продавцы поняли, как система присваивает рейтинг карточкам товаров и оптимизировали их определенным образом. Алгоритмы делают так, что селлеры снижают стоимость товаров, чтобы получить несколько дополнительных продаж и на этом эксперименты завершаются.
В некоторых случаях оптимизация не влияет на результативность магазина, потому что часть агрегаторов фокусируется исключительно на низкой цене. Можно сколько угодно улучшать фотографии, контент и мотивировать пользователей на публикацию отзывов, но пользы от этого будет мало.
Исследователи маркетплейсов много раз сообщали о том, что Wildberries придерживается такой тактики в работе алгоритмов ранжирования. Пока продавец не «уронит» цену по максимуму, получить внимание клиентов будет сложно.
Wildberries запоминает самую низкую планку по стоимости и пока цифра не будет ниже хотя бы на несколько копеек, выйти в ТОП не получится. Многие агрегаторы товаров заточены под искусственное увеличение прибыли и это сильно усложняет жизнь продавцам.
Кроме стоимости на ранжирование сильно влияет статус товара. Если он только появился на маркетплейсе, то модели показа будут отличаться в зависимости от особенностей площадки. Например, Wildberries первые несколько дней после старта продаж часто показывает новые карточки в результатах поиска.
Это связано с тем, что клиенты могут среагировать на новинку и количество заказов резко увеличится. Потенциальные покупатели крайне редко ходят дальше 2-3 страницы результатов поиска и если они увидят новый продукт, вероятность оформления заказа увеличится.
Ozon в этом плане придерживается более умеренной стратегии. Новые позиции в каталоге получают место в средних рядах. Очень редко можно встретить новинку на первом месте в релевантной категории. Это связано с тем, что у маркетплейса нет данных по продажам товара.
Агрессивно продвигать новинки не всегда выгодно, но иногда эта стратегия помогает значительно увеличить финансовые показатели магазина. Алгоритмы маркетплейсов внимательно следят за успехами продавцов и могут дать бонусы в показах для карточек, которые демонстрируют хороший результат.
Рассчитывать на стабильную работу алгоритма ранжирования не стоит, потому что на него влияет большое количество переменных. Иногда происходят ситуации, когда карточки резко теряют высокие позиции. Это происходит из-за экспериментов для улучшения качества товарной выдачи.
У каждого маркетплейса своя система ранжирования товаров в категории, но эксперименты периодически проводят все площадки. Алгоритмы собирают данные и анализируют поведение клиентов. А дальше специалисты смотрят, можно ли внести изменения в основную формулу и добавить несколько переменных.
Не секрет, что каждый маркетплейс бережно относится к сохранению истории взаимодействия продавца с площадкой. Это нужно для того, чтобы сравнивать показатели за разные периоды времени и принимать решение о снижении или повышении приоритета отображения карточек в результатах поиска.
Чем больше у продавца положительных сдвигов, тем выше шансы на получение дополнительных бонусов в ранжировании. У селлеров есть инструменты с помощью которых можно частично изменить ситуацию, но конечное решение всегда принимают алгоритмы.
На рынке маркетплейсов существуют компании, которые на постоянной основе занимаются оптимизацией карточек и «взломом» алгоритмов. Покупать секретные формулы не стоит, лучше изучать работу системы ранжирования на своём опыте и проводить эксперименты.
Маркетплейсы не всегда положительно относятся к нестандартной активности продавцов. Поэтому стоит заранее подготовиться к трудностям, если есть чёткая уверенность в том, что эксперименты помогут обойти другие магазины в борьбе за внимание клиентов.
Почему продавцам стоит вникать в алгоритмы
Если удастся понять, как именно работает алгоритм ранжирования, это поможет вывести карточки в ТОП и зарабатывать больше без расходов на рекламные кампании. Все селлеры хотят получить ключ к «сердцу» маркетплейсов.
Тратить время на анализ алгоритмов ранжирования стоит потому что можно получить преимущество перед другими продавцами и выводить в ТОП карточки с минимальными усилиями.
Проблема в том, что нет гарантий достижения нужного результата. Можно потратить много месяцев на анализ ситуации, найти слабое место алгоритмов и применить информацию с пользой для своего магазина. А через день маркетплейс внесет изменения и система перестанет работать.
Вникать в работу алгоритмов ранжирования стоит потому что:
Многие продавцы мечтают победить систему в момент выхода на маркетплейс и получить сотни или тысячи заказов без расходов. Добиться такого результата получается не у всех.
На рейтинг карточки товара в результатах поиска влияет большое количество факторов и не все продавец может изменить даже при желании. Не стоит забывать о том, что агрегаторы заинтересованы в увеличении прибыли и забота о доходе продавца находится не на первом месте.
Даже минимальное влияние на алгоритмы не должно становиться причиной для отказа от экспериментов. Если карточка стабильно приносит заказы, её лучше не трогать. А вот с менее успешными страницами стоит постоянно работать и следить за показателями.
Иногда один маленький шаг помогает значительно увеличить активность клиентов и получать больше заказов с минимальными расходами. Ради таких бонусов однозначно стоит тратить время на эксперименты.
Продавцам с небольшим количеством товаров, у которых нет собственной инфраструктуры и бюджета на рекламу, лучше сконцентрироваться на анализе алгоритмов ранжирования. Это поможет повысить эффективность работы и увеличить доход.
Анализ и эксперименты — это хорошо, но не стоит забывать о базовых процессах. Клиенты не любят, когда им приходится долго ждать отгрузку посылки или доставку недостающего товара для полного комплекта.
Заниматься «взломом» алгоритмов ранжирования стоит только когда бизнес-процессы отлажены до идеального состояния. И система работает с минимальным участием сотрудников магазина.
Как Ozon ранжирует карточки товара
Мы уже говорили о том, что у каждого маркетплейса свои особенности. И формула успеха на Ozon будет неактуальна для Wildberries и наоборот. Хотя «ядро» у всех агрегаторов товаров одинаковое — фокус на продажах. Поэтому общие черты есть на всех площадках и это можно использовать.
Не всегда стоит тратить время на поиск секретного фактора ранжирования, который позволит получать стабильный поток заказов на постоянной основе. К примеру, на товарную выдачу Ozon влияют не только внешние факторы, но и персонализация.
Каждый авторизованный пользователь видит результаты поиска с учётом персонализации. Например, если клиент каждый месяц заказывает товары у одного продавца, то в выдаче он будет видеть их гораздо чаще, чем предложения других селлеров.
В отличие от других маркетплейсов, «Озон» выбрал политику прозрачности. Поэтому в справочном разделе можно найти много полезной информации о том, как работает поиск по товарам и советы по увеличению эффективности карточек для продавцов.
Поиск на Ozon состоит не только из алгоритмов ранжирования. В него также входит система распределения трафика и определения качества предложения. На позицию карточки в результатах поиска сильно влияет оценка привлекательности на основе накопленной статистики.
Предположим, что существует модель персонального компьютера за 50 000 рублей, которая успешно продаётся и пользуется спросом у клиентов. Она есть в наличии у 10 продавцов, но большую часть заказов получают трое из них. На это может влиять процент успешных доставок — у селлеров гораздо меньше возвратов по сравнению с конкурентами.
И вот на рынке появляется ещё один продавец с аналогичным предложением и более низкой стоимостью. Очевидно, что у него есть шансы на получение доли заказов, но с этого момента алгоритмы запомнят низкую цену и вывести карточку в ТОП без нужной цифры будет сложно.
Позиция товара в результатах поиска сильно влияет на объём целевого трафика и количество продаж. Большую часть конверсий получают карточки, которые располагаются на первых местах. Пользователи крайне редко листают дальше 2 страницы выдачи.
У Ozon есть собственный алгоритм, который определяет качество товарного предложения на основе стоимости, характеристик товара и скорости доставки. Если к продавцу нет претензий по всем критериям, его предложения могут получить преимущество в ранжировании.
Один из главных критериев качества алгоритма ранжирования Ozon — высокая скорость адаптации под изменения. Маркетплейс уделяет много внимания обновлению системы для быстрой реакции на действия продавцов. Если селлеры манипулируют ценой, чтобы получить больше заказов, алгоритмы проанализируют ситуацию и специалисты площадки могут внести изменения в ранжирование.
Общая схема работы товарного поиска на Ozon состоит из 5 основных этапов:
Все промежуточные этапы ранжирования осуществляются без участия пользователя. Он просто вводит запрос в поисковую строку или выбирает категорию и через секунду на экране появляется готовый список. Потенциальный клиент не представляет, сколько операций выполняют алгоритмы, чтобы сформировать готовый ТОП.
На каждый из 5 этапов влияют десятки или сотни своих микрофакторов. Чем больше условных баллов наберет карточка на каждом этапе, тем выше будет её позиция в итоговом рейтинге.
Можно с уверенностью сказать, что сильнее всего на ранжирование влияет текстовая релевантность. Если в контенте товара нет данных, которые совпадают с запросом пользователя, то карточка не будет участвовать в борьбе за высокие позиции.
На ранжирование также влияют:
Главная задача продавца — получить максимальный рейтинг в глазах алгоритмов Ozon для каждого товара. Добиться такого результата для всего ассортимента будет сложно, но 30-50% карточек вполне реально оптимизировать и получать стабильные заказы.
Особое внимание стоит уделить факторам бустинга, который могут значительно увеличить рейтинг карточки и вывести её в ТОП даже при наличии проблемных мест по определенным критериям оценки качества.
Бустинги суммируются только при отсутствии взаимоисключений. Чем больше повышающих факторов, тем выше будет конечный рейтинг предложения. Поэтому стоит использовать все возможности для получения дополнительных баллов.
К примеру, Ozon даёт преимущества в ранжировании карточкам продавцов с:
Если есть возможность поставить низкую стоимость и не работать в убыток, стоит использовать этот инструмент. Но нужно быть готовым к тому, что конкуренты могут поступить также. И восстановить прежние показатели будет возможно только при ещё большем снижении цифр.
На ранжирование карточек влияет большое количество факторов, но если они хорошо оптимизированы по всем критериям, которые учитывает Ozon, то получить долю заказов вполне реально.
Советы по увеличению продаж:
Маркетплейсы предлагают разные программы лояльности для продавцов и в них обязательно стоит участвовать. Они дают преимущество в ранжировании и помогают добиться успеха даже без резкого снижения цены.
Ранжирование на маркетплейсах вызывает много вопросов среди продавцов, но иногда формула успеха может быть очень простой. Главное не привыкать к стабильности и работать с фокусом на будущее. Тогда любой кризис можно будет пережить с прибылью.