Распределите данные слова на словообразовательные типы учитывая что
Распределите данные слова на словообразовательные типы учитывая что
Предлагаем 7-9 разноплановых заданий для двух этапов школьной олимпиады по русскому языку в 9 классе.
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
1 этап
№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:
От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.
№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.
№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
№7. Постройте словообразовательные цепочки.
Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. Истолкуйте лексическое значение слов.
Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.
2 этап
№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?
№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?
№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.
№4. Чем объясняется комический эффект фразы?
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.
№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.
Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.
№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
Распределите данные слова на словообразовательные типы учитывая что
Предлагаем 7-9 разноплановых заданий для двух этапов школьной олимпиады по русскому языку в 9 классе.
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
1 этап
№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:
От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.
№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.
№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
№7. Постройте словообразовательные цепочки.
Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. Истолкуйте лексическое значение слов.
Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.
2 этап
№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?
№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?
№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.
№4. Чем объясняется комический эффект фразы?
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.
№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.
Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.
№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
Олимпиады 7- 11 класс. Школьный этап.
Выбранный для просмотра документ Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку.docx9 класс.docx
Всероссийская олимпиада школьников
2019-2020 учебный год
Время выполнения-180 минут, максимальное количество баллов- 50
В словаре В. И. Даля лексическое значение одного из слов толкуется так: «Часто (чисто) говорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».
О каком слове идет речь? Приведите примеры «часто(чисто)говорок» и укажите, какие фонетические средства выразительности лежат в основе этого «рода складной речи».
Отметьте фонетические признаки славянизмов (слов, заимствованных из старославянского/церковнославянского языка).
Какой славянизм родственен исконно русскому слову уволочь? Аргументируйте свой ответ.
Приведите по одному слову, которое образовано от указанных ниже исчезнувших слов: балдак (палка), вель (большой), верень (связка), запа(ожидание), лука (судьба, случай), ожерло (горло).
Напишите слитно, через дефис или раздельно данные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание и почему?
Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжница, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
Подберите русские фразеологизмы – синонимы к иноязычным.
Что такое авторская пунктуация? Найдите в тексте Я. Полонского авторские знаки препинания и определите их функцию.
Спешу на улицу – и вижу виноград
Висит тяжелыми лиловыми кистями,
Поспел – купите фунт – бакальщик рад …
Определите значение и роль слова «да» в предложениях:
1.Да я никуда и не ухожу (Т. Н. Толстая). 2. Да, сердце Александры Эрнестовны никогда не пустовало (Т. Н. Толстая).3. Всё проходит, да не всё забывается (И.А. Бунин). 4.Да нет, не может быть (И.А. Бунин).
Какое время года рисует Г.Троепольский в приведенном отрывке повести «Белый Бим Чёрное ухо»?
Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. Притихли молодые дубки рядом с величавым исполинским дубом, отцом и прародителем. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья.
Определите предмет речи и отразите его в теме сочинения-рассуждения «За что я люблю (не люблю)…». Введите в своё сочинение элементы описания, используйте изобразительно- выразительные средства, которые характерны для текста Г.Троепольского (объём работы 150-200 слов).
Выбранный для просмотра документ Ответы на задания школьного этапа олимпиады по русскому языку.9 класс.docx
Ответы на задания школьного этапа олимпиады по русскому языку- 10 класс
5б. (по 0,5б. за каждый фонетический признак=2,5, по 0,5 за каждое найденное слово=1,5)
3 б. (0,5за каждое слово)
6 б. (0,5 за каждый ответ)
5б.(0,5 за каждый ответ)
1.Производные от имен существительных при помощи суффикса –иц со значением уменьшительности: рощица, лужица, книжица. 2. Производные от существительных при помощи суффикса –иц со значением «женскости»: львица, орлица, волчица, медведица. 3.Производные от имен прилагательных при помощи суффикса –иц со словообразовательным значением «носитель признака, названного производящим словом»: тупица, умница, роговица, передовица. В двух последних примерах значение производного слова равно значению мотивирующего словосочетания, случаи такого рода иногда рассматриваются как отдельный, самостоятельный словообразовательный тип. 4. Производные от имени существительного с суффиксом –ниц со значением «предмет, предназначенный для того, что названо производящим словом»: сахарница, мыльница, пепельница, хлебница. 5. Производные от имен существительных при помощи суффикса –ниц со значением «женскости»: свидетельница, утешительница, победительница.
Термин авторская пунктуация может употребляться в двух значениях. Во-первых, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов (например, преимущественное использование какого-то одного знака), присущие тому или иному писателю, в целом не противоречащие принятым в данный момент правилам. Во-вторых, под этим термином понимается сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в текстах художественной литературы. В стихотворении Я. Полонского авторской следует признать постановку тире. Необычность, ненормативность его употребления помогает читателю явственно представить и место действия, и происходящие там события (создаётся яркий зрительный образ).
4 б.(2 за термин, 2 за комментарий текста)
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2019-2020 учебный год 10-11 класс с ответами
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Б) Переведите на современный русский язык фрагмент текста из Новгородской летописи, в котором сообщается о событиях, предшествующих знаменитой битве на Чудском озере под предводительством Александра Невского:
А на волость Новгородскую наидошалитва и немьцичюдь.Ипоимаша по ЛугЬ кони и вси и скотъ и нелзябяше орати по селомъ и нЬчимь.
За указание значения слова орало – 1 балл.
За указание на словообразовательный анализ слова орало с доказательствами – 1 балл.
За указание на значение устойчивого выражения перековать мечи на орала – 1 балл.
За указание на происхождение фразеологизма перековать мечи на орала– 1 балл.
За верный перевод текста – 2 балла.
За указание значения слов ораль, орачь, оратай – 1 балл.
Итого: максимум10 баллов.
В слове ночь гласный о – исконный (в древнерусском языке ночь ), в слове рожь на месте гласного о был раньше другой звук, более краткий в произношении – редуцированный ъ (в древнерусском языке ръжъ ).
Сон, сок, вол, дом, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь.
К какой группе следует отнести слово дочь?
1) Слова с исконным О в корне слова – сок, вол, дом, кость, конь : гласный при склонении остается неизменным (ср.: сок – сока, дом – дома и т.д.).
2) Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ – сон, мох, рот, ложь, лоб : при склонении наблюдается «беглый» гласный (ср.: сон – сна мох – мха и т.д.)
Слово дочь на первый взгляд следовало бы отнести в 1-ю группу слов, т.к. при склонении слова гласный в корне сохраняется ( дочь – дочери ), однако слово па дч ерица – «неродная дочь», а также устаревшие дч ерь и дщ ерь свидетельствуют о том, что гласный О в этом слове неисконный (из Ъ).
За указание принадлежности слова к верной группе – 0,5 балла за каждое.
За указание на объяснение разделения слов по группам – 1 балл.
За указание на принадлежность слова дочь ко второй группе с объяснением – 1 балл.
Итого: максимум7 баллов.
Диалект (от греч. dialektos – «говор, наречие») – одна из разновидностей общенародного языка, на которой говорят жители определенной территории. Диалект отличается от говора размером охватываемой территории (говор может быть распространен даже в пределах одного села, а диалект может образовывать совокупность однородных говоров). Самыми крупными и важными диалектными объединениями являются наречия, в которые объединяются говоры со сходными чертами. Выделяют северное, среднерусское, южное наречия.
В некоторых справочниках отмечается синонимичность рассматриваемых терминов.
За указание на значение терминов диалект, говор, наречие – 1 балл за каждый.
За указание на северное, среднерусское, южное наречия – 1 балл за каждый.
За указание на полемичность значения данных терминов – 1 балл.
Итого: максимум 7 баллов.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
Данные существительные делятся на следующие словообразовательные типы:
производные от имен существительных при помощи суффикса -иц(а) со значением уменьшительности: рощица, лужица, книжица ;
производные от имен существительных при помощи суффикса -иц(а) со словообразовательным значением женскости: львица, орлица, волчица, медведица;
производные от имен прилагательных при помощи суффикса -иц(а) со словообразовательным значением «носитель признака, названного производящим словом»: тупица, умница, роговица (роговая оболочка глаза), передовица (передовая статья в газете); в двух последних примерах значение производного слова равно значению мотивирующего словосочетания, случаи такого рода иногда рассматривается как отдельный, самостоятельный словообразовательный тип;
производные от имен существительных с суффиксом -ниц(а) со значением «предмет, предназначенный для того, что названо производящим словом»: сахарница, мыльница, пепельница, хлебница;
За описание словообразовательного типа – 1 балл за каждый.
За указание отношения слова к словообразовательному типу – 0,5 балла за каждое.
Итого: максимум 14 баллов.
Опираясь на данные ниже примеры, раскройте суть термина синонимия и укажите, какие языковые единицы могут вступать в синонимические отношения. Ответ дополните собственными примерами.
Красный – алый – багряный – рдяный – рубиновый.
Пуститься наутек – дать деру.
Проза Лермонтова – лермонтовская проза.
Отругать – выругать; корчевание – корчевка.
Кусок сыра – кусок сыру; камни – каменья.
Синонимия – языковое явление, при котором языковые единицы, обладающие значением (морфемы, слова, словосочетания, предложения), имеют близкое или тождественное значение и отличаются оттенками значения или стилистической окраской.
Синонимия может быть:
А) лексической ( красный – алый – багряный – рдяный – рубиновый ),
Б) фразеологической ( пуститься наутек – дать деру ),
В) словообразовательной ( отругать – выругать; корчевание – корчевка ),
Г) морфологической ( кусок сыра – кусок сыру; камни – каменья ),
Д) синтаксической ( Проза Лермонтова – лермонтовская проза ).
За указание определения термина синонимия – 1 балл.
За указание видов синонимии на основе анализа предложенного материала – 0,5 балла за каждое.
За указание собственных примеров – 0,5 балла за пример к каждому виду.
Итого: максимум6 баллов.
Определите время выделенных глаголов, отметьте случаи переносного употребления времени (форма одного времени в значении другого). Какие дополнительные оттенки значения появляются при переносном употреблении временных форм?
Категория вида, обозначающая отношение действия к временному пределу, связана с категорией времени по значению, и это проявляется в том, что глаголы совершенного вида не могут иметь форм настоящего времени (значение действия, совпадающего с моментом речи, не может содержать в себе указаний на какой-либо предел).От глаголов совершенного вида образуется простая форма будущего времени ( прочитаю, куплю ), а от глаголов несовершенного вида образуются будущее сложное (составная форма: буду читать, буду покупать).
1) Погиб – форма прошедшего времени в значении будущего; такой резкий перенос придает уверенность говорящего в том, что он сообщает, обычно речь идет о неблагоприятным для говорящего событии, следовательно, переносное употребление формы времени выражает отрицательные эмоции (отчаяние).
2. Поступаю, ухожу, покидаю, уезжаю – формы настоящего времени в значении будущего; указывают, во-первых, на так называемое «близкое будущее», во вторых, выражают уверенность, решимость говорящего: он твердо знает, что выполнит задуманное, поэтому будущие действия представляются ему уже осуществляемыми в момент речи (в настоящем).
3. Заскрыпела, успела (вымолвить) – прошедшее время, входит – форма настоящего времени, вводимая в контекст прошлогос цельюоживления повествования: слушающий становится как бы непосредственным свидетелем событий (это «настоящее историческое»).
За указание на значение грамматической категории времени глагола – 1 балл.
За указание на способы выражения грамматической категории времени глагола – 1 балл.
За указание связи между временем и наклонением – 1 балл.
За указание связи между временем и видом – 1 балл.
За указание на время глагола и переносного употребления времени – 0,5 балла за каждое.
За указание на дополнительные оттенки значения при переносном употреблении временных форм – 0,5 балла за каждое.
Итого: максимум 6 баллов.
Опираясь на данные примеры, назовите формальные средства (основные и дополнительные) выражения категории числа.
Друг – друзья, звезда – звёзды, город – города, дерево – деревья, человек – люди, сын – сыновья.
Приведите собственные примеры слов с дополнительными средствами выражения категорий числа.
Главным средством выражения грамматического значения множественного числа является флексия (окончание).
Дополнительные средства, противопоставляющие числовые формы:
1) формообразующие суффиксы [ j ҆ ] и [ ов ҅ j ҆ ] (дерево – деревья, сын – сыновья) ;
3) место ударения (звезда – звёзды, город – города) ;
За указание каждого дополнительного средства выражения – 1 балл.
За верно приведенный пример дополнительного средства выражения категории числа – 0,5 балла.
Итого: максимум 8 баллов.
Раскройте понятие однородные члены предложения, приведите примеры .
Укажите слова и словосочетания, являющиеся однородными членами в приведенных предложениях, и определите стилистическую роль однородности в данном фрагменте текста.
Какие из представленных здесь определенийне являются однороднымии почему?
В приведенном отрывке встречаются:
А) однородные обстоятельства – (понеслись) резко, весело и отчетливо ;(засвистел) длинно, тонко и чисто ;
Б) однородные определения – шаловливые, смеющиеся (дети); густыми, спокойными, бархатными (голосами); чудесную, радостную (гармонию)
В) однородные подлежащие – флейты и кларнет ;
Г) однородные сказуемые – вскрикнулии запели (трубы).
Художественная функция однородности – выразительно-усилительная, она заключается в создании полного, детального описания.
Не являются однородными определения высокие медные (трубы), новый мягкий (звук), так как характеризуют описываемые предметы с разных сторон.
За указание примеров однородности – 1 балл.
За указание однородного члена предложения в приведенном тексте – 0,5 балла каждый (две группы однородных обстоятельств, три группы однородных определений, одна группа однородных подлежащих, одна группа однородных сказуемых).
За указание художественной функции однородных членов предложения – 1 балл.
За указание основания для выделения определений,не являющихся однородными –0,5 балла
Итого: максимум 8 баллов.
В поэтическом синтаксисе местоимения, напротив, предшествуют конкретному наименованию предмета, и этот прием изменения порядка слов выполняет художественную задачу. «Обещающие» местоимения играют роль предупреждающего сигнала: за ними следуют слова большой смысловой нагрузки, ключевые слова, важные для автора. Кроме того, это один из приемов интимизации лирики, устанавливающий контакт с читателем, смысл которого таков: мы оба знаем, о чем пойдет речь, хотя предмет разговора еще не был назван.
Данный прием акцентирования важных слов текста называется иногда термином иллеизм [лат. Ille – «он»].
За указание на различие между анафорической и поэтической функциями местоимений с указанием художественного эффекта последней – 2 балла.
За указание на достигаемый эффект от употребления «обещающих» местоимений ( интимизация, иллеизм ) – 2 балла за каждое.
Итого: максимум 6 баллов.
Разделите славянские языки на две группы: а) использующие кириллический алфавит; б) использующие латинский алфавит. Каким историческим фактором объясняется это различие?
А) Все восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский) и часть южнославянских (болгарский, македонский, сербский);
Б) все западнославянские языки (польский, чешский, словацкий,лужицкий) и часть южнославянских (словенский, хорватский).
Деление связано с тем, какая из ветвей христианства закрепилось качестве господствующей религии: католики пользуются латиницей, православные – кириллицей.
За указание каждого языка в соответствии с группой – 0,5 балла каждый.
За указание исторического фактора, объясняющего данное различие – 2 балла.