Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек Елена Анатольевна
Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Как выбрать сказку для рассказывания

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки, то имеем ввиду только народные произведения, которые изначально создавались для устного исполнения, то есть «рассказывались». Авторские сказки как всякое литературное (письменное) произведение, детям читаются. Исключения составляют только авторские докучные сказки.

Народные сказкиделятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, авантюрно – новеллистические, докучные. Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям. Остальные группы сказоктребуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.

Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Раннему возрасту адресованы кумулятивные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» (варианты названий: «Лубяная и ледяная избушка», «Лиса, заяц и петух», «Коза с козлятами», «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», а также «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба».

Как рассказывать сказки

Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит, взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своём воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.

Старайтесь передать характер героев. В сказке вы не найдете ни портретных описаний героя, ни указаний на возраст, ни, тем более, подробных характеристик. Более того, в сказках о животных, например,звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью тех действий, тех поступков, которые он совершает, тех речей, которые произносит, тех диалогов, в которые вступает.

Презентация театрализованной деятельности «Сказка — ложь, да в ней намек!» «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) Коррекционная деятельность логопеда в целом направлена на создание.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек…». Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации.

Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА Тема проекта: «Сказка-ложь, а в ней намек…» Автор: Залецило О. С. Объект исследования: волшебная сказка Дидактические.

Сценарий занятия по безопасности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка — ложь, да в ней намек». Ход образовательной деятельности: I Организационный момент. (Дети проходят в зал и становятся полукругом). Воспитатель: давайте поздороваемся.

Сценарий мероприятия «Сказка ложь, да в ней намек» средняя группа Программное содержание: 1. Прививать детям понятия о ценности дружбы и единства, через произведение Л. Н. Толстого «Отец.

Источник

Проектная работа «Сказка-ложь, да в ней намёк. «(2 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Кл. рук. Каболова Ирина Георгиевна

1.«Сказка-ложь, да в ней намёк…»

2.Руководитель проекта: учитель начальных классов Каболова Ирина Георгиевна.

3.Предметные области: литературное чтение, изобразительное искусство.

4.Возраст учащихся: 8 лет

5.Состав проектной группы:

Батракова Полина Датиева Камилла

Биганова Бэлла Качлаева Камилла

Габараев Ренат Кокоева Сабина

Габараев Отар Плиев Азамат

Гачлавашвили Аэлита Саракаев Инал

Гамзатова Марьям Едзиева Илона

6.Распределение ролей в проекте: исследовательская группа(Батракова Полина, Габараев Ренат, Габараев Отар, Дорохин Ярослав, Гачлавашвили Аэлита, Гамзатова Марьям, Дорохин Ярослав, Датиева Камилла, Качлаева Камилла, Кокоева Сабина, Плиев Азамат, Саракаев Инал, Едзиева Илона и др.),творческая группа (Батракова Полина, Едзиева Илона,Биганова Бэлла, Плиев Азамат, Кокоева Сабина, Саракаев Инал);

7.Типология проекта: информационный, творческий.

Выяснить: 1)Что такое сказка?

2)Откуда взялась сказка?

3)Зачем нам сегодня нужны сказки?

4)Чему нас учат сказки?

9.Задачи проекта: 1)воспитывать уважительное отношение к старшим, учить соблюдать правила поведения, 2)прививать интерес к чтению, любовь к сказкам, 3) развивать творческие способности учащихся, речь учащихся.

Каболова Ирина Георгиевна

Краткая аннотация проекта

Вопросы, направляющие проект

Зачем нам сегодня нужны сказки?

Откуда взялась сказка?

Чему нас учат сказки?

План проведения проекта

Вводная презентация учителя.

Разделить класс на группы.

Дать задание каждой группе.

Откуда взялась сказка? Чему нас учат сказки?

Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

1. Сходить в библиотеку

2. Воспользоваться энциклопедией

Заключительный этап. Итоги

«Сказка – ложь, да в ней намёк. »

Мы предположили, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников этому.

Мы провёли практическое исследование на основе сказок.

Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость народа.

Практическая часть. В ходе исследования мы работали над народными и литературными сказками.

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение.

В сказке «Колобок» непослушание колобка привело его к гибели.

Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.

В сказке «Каша из топора» хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения.

В сказке «Морозко» мы видим как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.

В сказке «Финист –ясный сокол» младшая дочь была самой любимой у батюшки за свою кротость и послушный характер.

В результате исследования мы выяснили:

— в большинстве сказок встречаются ситуации, из которых мы – читатели можем получить урок;

— в сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались;

— герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это ;

— главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

-сказки учат нас добру, справедливости, учат выручать своих товарищей из беды, побеждать ложь и зло.

-надо спешить делать добро! Не откладывать его на потом. Надо всегда помнить Золотое правило: «Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе.»

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Сценарий по русской народной сказке «Морозко»

— Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто—ни стар, ни мал—

Под неё не задремал.

— Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори.»

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна-дочь старика была родная,

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии ее в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

(Выходят Рукодельница, собака.)

И бабкина дочь была тоже красива,

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

(Выходит Ленивица, потягивается, зевает.)

На тебя весь день смотрела,

Как мне это надоело!

У тебя все без труда

Хвалят все, твердят: «Как дивно!»

Даже слушать мне противно!

( Ленивица садится, отворачивается. Выходит бабка.)

Не плачь, моя красавица!

Не плачь, моя душенька!

Я кое-что придумала,

Иди ко мне послушай-ка!»

Так сильно падчерицу бабка не любила,

Что бесконечно придиралась и пилила.

И решила она с доченькой-бездельницей

Всё ж избавится от бедной рукодельницы.

За дровами в лес бы ты сходила,

Да потом бы печку растопила.

Да что вы, маменька, ведь дров полным-полно,

Мы заготовили их с батюшкой давно.

Ведь хвороста нету!

Прожить нам без печки

Иди же, иди! Побыстрей собирайся!

Но только без хвороста не возвращайся.

( Рукодельница набрасывает платок и уходит в лес. Бабка уходит за ней. Ленивица пьёт чай (остается).)

Уж так они ругались и кричали,

Да все на рукодельницу ворчали,

Выталкивали девочку за дверь,

Чтоб встретился в лесу ей дикий зверь.

Бедняжка не могла сопротивляться…

Пришлось ей в путь-дорожку собираться.

И в лес дремучий Рукодельница вошла.

Бродить устала, к старой елке подошла.

Присела на пенек, вздохнула тяжко,

Поёжилась от холода, бедняжка!

И замерзать совсем уж стала…

Вот и ночка настает.

Кто-то, кажется, идет.

( Морозко обегает елки.)

Ну, здравствуй, красна-девица!

Здоров будь ты, Морозушко!

( Морозко обегает ещё раз елку.)

Не мерзнешь ли ты, девица?

Да нет, тепло, Морозушко!

А что же ты в лесу зимой искала?

Да мачеха за хворостом послала.

Одну? В дремучий лес? В такой мороз?

Что это—шутка?! Или ты всерьез?

Тебе без помощи моей не обойтись!

Немного для меня лишь потрудись!

Готова просьбу твою с радостью услышать!

Да платочек вышить!

Ты выбери платок покрасивей.

Платочек вышью дивной красоты!

Уверена, доволен, будешь ты!

( Морозко сидит на пеньке)

Морозко, вот платочек для Снегурочки.

Платочек просто чудо!

Подарок ты, конечно, заслужила!

( Отдает ларец и Рукодельница уходит за кулисы.)

( Выходят бабка, собака (у печки). Бабка и Ленивица садятся, пьют чай.)

Старикова дочка дорогие подарки везет.

А старухину дочку никто замуж не берет.

Кыш. Ишь, что придумали!

Бабка прогоняет собаку.

В нарядах вся! Я прям умру от злости,

Как будто бы не в лес ушла, а в гости!

Ой, маменька! ну как же! Это что же!

Таких подарков хочется мне тоже!

Меня бы в лес ты проводила поскорее,

Наряды получу уж я покрасивее.

( Бабка надевает платок, шубку на Ленивицу и отправляет в лес.)

Вот холодина! Вся окоченела!

Коль не подарки—дома бы сидела.

Здравствуй, здравствуй, девица!

Прав, Мороз, красива я

Всем могу понравиться.

А хорошо ль в лесу зимой?

Мне не терпится домой!

Ты мне дай подарков тоже,

Да покраше, подороже.

Что же хочется тебе?

Бус, колечек в серебре,

Платьев, шубку, рукавицы,

Да, побольше, чем сестрице.

Ты подарки заслужи,

Снегурке шарф скорей свяжи.

Да в своем ли ты уме?

Я вязать- то не умею!

Сам свяжи коли охота,

С рукодельем ты не дружишь.

Может, вот как мне послужишь:

Ты меня развесели, потанцуй и попляши.

Ну и задал ты задачу—

Я от скуки чуть не плачу,

Всё гадаю, чем заняться!

Лучше здесь уж посижу

На веселье погляжу.

Хочу тебе загадку загадать,

А ты вот постарайся отгадать.

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.

Ладно, хоть загадку отгадала.

Хватит! Я устала, так и знай!

Быстро мне подарки подавай!

Раз ты о гостинцах затужила,

Ты получишь всё, что заслужила!

( Уходят, Ленивица с сундуком.)

Дочки долго нету что-то,

Вот прибавилось заботы!

А может так подарков много,

Что нужна сейчас подмога.

Старикова дочка скоро замуж пойдет.

А старухина дочка из леса не придет.

На мою клевещешь дочь!

Глупый пес, из дома прочь!

( Появляются Ленивица и Морозко.)

Уморилась! Прям аж жарко!

Принесла сундук подарков.

Ведь подарков вовсе нету!

Нет подарков там богатых?

По работе и оплата.

Как сумел так поступить.

Ну-ка, хватит голосить!

Морозко! Ты уж не сердись!

И на них сейчас не злись.

Надо им исправиться,

Чтоб тебе понравиться.

Обещаем, лучше стать.

Шить, готовить, убирать!

Обещаем стать добрее,

Так и быть, я вам поверю,

Через год приду, проверю.

Ни за что не пощажу.

Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.

Источник

Исследовательский проект на тему «Сказка-ложь, да в ней намёк»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мы помогаем первоклассникам в раздевалке, провожаем до кабинетов, играем с ними на переменах, рассказываем, какие правила приняты в нашей школе и чего делать нельзя. Но не всегда эти правила интересны и доступны малышам.

ГИПОТЕЗА Мы предположили, что люди создавали сказки, чтобы на них училось младшее поколение, и что сказки могут влиять на воспитание.

ЗАДАЧИ 1.Узнать, что такое сказка. 2.Исследовать русские народные сказки. 3.Проанализировать ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения. 4.На примерах выбранных сказок показать первоклассникам важность уважительного отношения младшего к старшему. 5.Сделать выводы.

Объект исследования: Русская – народная сказка Предмет исследования: Поведение героев русских народных сказок. Поведение героев русских народных сказок

Что такое сказка? Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества. Это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел. Сказки входят в жизнь любого человека еще в раннем детстве, и остаются с ним навсегда.

Опрос Сначала мы узнали у классных руководителей первоклассников, каких проблем по поведению у них больше всего. Классы Проблемы 1а непослушные 1б шумные 1в драчливые 1г неорганизованные

Сказка…Поистине это слово ДЕТСТВА. Все в детстве верят в сказку. Верят в чудо, в волшебство, в добро…. Мы работали с 1-а классом. Нам нужно было исследовать сказки о непослушании. Мы долго искали и выбрали следующие произведения.

Русская сказка «Гуси лебеди» ВЫВОД этой сказки в том, что девочка ослушалась своих родителей, не уберегла братца, и поэтому случилась большая беда.

Русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Нарушение запрета: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».

Русская сказка « Колобок» ВЫВОД: Непослушание привело Колобка к гибели.

Русская сказка «Морозко» Вывод: за послушание Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь.

Русская сказка «Царевна-лягушка» Вывод: уважение и почитание, помогает преодолеть различные трудности и невзгоды

Сказки о непослушании

С выбранными сказками мы знакомили первоклассников

Рекомендации для родителей «Сказки о послушании» «Снегурушка и лиса» «Хаврошечка» «Иван Царевич и серый волк» «Маша и медведь» «Петушок – золотой гребешок» «Волк и семеро козлят» «Царевна-лягушка» «Морозко» «Гуси-лебеди» «Колобок» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Читайте сказки! Спасибо за внимание!

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

Гипотеза: мы предположили, что люди создавали сказки, чтобы на них училось младшее поколение, и что сказки могут влиять на воспитание.

-проследить, как русский народ через сказки учил младшее поколение относиться к старшим;
— помочь первоклассникам адаптироваться в школе.

1.Узнать, что такое сказка.

2.Исследовать русские народные сказки.

3.Проанализировать ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения.

4.На примерах выбранных сказок показать первоклассникам важность уважительного отношения младшего к старшему.

Нам нужно было исследовать сказки о непослушании. Мы долго искали: ходили в библиотеку, работали с Интернетом, спрашивали у родителей и, наконец, выбрали нужные произведения.

С выбранными сказками мы знакомили первоклассников. Мы не только читали сказки, но и спрашивали, чему сказка учит, разбирали сложные ситуации в них

В конце проделанной работы мы снова опросили учителей: изменились ли их первоклассники, стали ли они более послушными, дисциплинированными. На диаграмме виден положительный результат. Да и мы сами заметили, что первоклассники стали более спокойными, они стали прислушиваться к нашим замечаниям. Конечно, здесь большая заслуга самих учителей, но и маленькая доля нашей работы тоже есть.

В своем проекте, на наш взгляд, нам удалось понять, что такое сказка, и то, что она влияет на воспитание младшего поколения.

Источник

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Сказка ложь да в ней намёк.

Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Смотреть картинку Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Картинка про Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек. Фото Рассказ чему учат сказки 2 класс сказка ложь да в ней намек

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования: узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка – вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Методы исследования :

Опрос и анкетирование,

Эксперимент : создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы:мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка– повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки– древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Авторские художественные сказки. Сказки более трепетные, образные, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, лучше выбрать авторскую сказку.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные – это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например : Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка – Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса – Прекрасная, Марья – Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку : « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например : «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них – закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван – дурак похож на английского Джека – лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке – немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите

— образы богатырей, взятые из русских былин;

— терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

— троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

— язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» – обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

– Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

–Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

– Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

– Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

– Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

– На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании – это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка – ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) – добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» – есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели: узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу, что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно, что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

И будет жизнь тогда полна

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.–Москва, 1992г.

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,–М.: АРДИС,– 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *