Расстрига что это означает
Расстрига
Изверже́ние из свяще́нного чи́на; извержение из сана; расстрижение — лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства.
Осуществляется высшими органами церковно-судебной власти в связи с совершением духовным лицом деяний, или выражение взглядов, несовместимых с вероучением или грубо нарушающих церковное право. Не следует смешивать с иным дисциплинарным наказанием (прещением) — запрещением в священнослужении, которое носит временный характер и может применяться единолично правящим епископом (епархиальным архиереем) в отношении клирика, находящегося в его канонической юрисдикции, то есть относящегося к его епархии.
Содержание
В православных церквах
В Русской Православной Церкви в настоящее время извержение священнослужителей из сана осуществляется как правило решением Архиерейского собора, который, согласно нынешнему Уставу этой церкви является её церковным судом высшей инстанции; в прошлом решения такого рода принимал Священный синод.
Более распространённой мерой наказания священнослужителей чем извержение из сана является запрещение (то есть, запрещение священнослужителю совершать богослужение). Продолжения запрещённым священнослужителем пропаганды его осуждённых взглядов, отсутствие раскаяния, и в особенности совершение им богослужения будучи под запрещением могут в дальнейшем служить основанием для его извержения из сана.
Извержение из сана само по себе не означает отлучения от церкви — в результате извержения бывший священник или епископ становится просто мирянином или монахом. Однако на практике церковное руководство одновременно с принятием решения об извержении священнослужителя нередко также принимает решение и об его отлучении от церкви.
История
В царской России и Сербском княжестве (позднее, королевстве) извержение священнослужителя из сана физически знаменовалось расстрижением. [1] Этот обряд состоял в том, что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отбирали «ставленную» грамоту (документ о рукоположении в священство). [2] Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!»), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма (как проходило, например, расстрижение епископа Варлаама Смоленского в царствование императора Александра I); [1] в других случаях (напр, в Тамбовской епархии ок. 1830 г.) извергаемого священника облачали в священные одежды в храме, давали ему проститься со святынями алтаря, и затем вели в полном облачении через город в консисторию, где консисторский сторож (пристав) ножницами проводил собственно расстрижение, и с подсудимого брали подписку в том, что он не будет именовать себя священником или диаконом. [3]
Акт расстрижения применялся как по отношению к лицам, которые самой духовной властью были исключены из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда признанным виновными в преступлении уголовном. [2] Последнее, например, произошло с сербским протоиереем Миланом Джуричем, осужденным в 1899 г. на 20 лет каторги за покушение на жизнь короля Милана Обреновича. [1]
Известный богослов XX в. митрополит Киприан находил традиционый обряд расстрижения «страшным и кощунственным» и сравнивал его с «Чёрной мессой» с её «действиями наизнанку». [1] Хотя в наше время такой обряд уже не проводится, извержение их сана продолжает рассматриваться церковью со чрезвычайной серьезностью. Как отметил митрополит (впоследствии патриарх) Кирилл в 2008 г, «извержение из сана означает одновременно и гибель души». [4]
В царской России бывший («расстриженный») священнослужитель был в обиходе известен как расстрига и подвергался значительному поражению в правах в течение многих лет после извержения из сана. [2]
В последнее время получили распространение случае перехода священнослужителей, извергнутых из сана Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом) в разного рода «альтернативные» церкви, как правило рассматриваемые Московским Патриархатом как «неканонические».
Известные извержения
Известные деятели церкви, извергнутые из сана Русской Православной Церковью за последние десятилетия:
Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви в 2005 году (7 июня) изверг из сана патриарха этой церкви Иринея I: [9] он был извергнут из сущего сана и всех степеней священства и стал простым монахом [10] Ириней был уже смещён с должности тем же синодом за месяц до того (6 мая 2005 года) в связи с рядом скандалов имущественного характера, но отказывался покидать патриарший пост и продолжал совершать богослужение как Патриарх, что и привело к извержению. [11]
В Римско-католической церкви
В отличие от Православной Церкви, Римско-католическая Церковь верит в то, что аналогично крещению и миропомазанию, таинство рукоположения налагает неизгладимую печать («характер») на посвящаемого в священный сан. [12] [1] Ни «недостоинство» cвященнослужителя, ни какие-либо действия церковного руководства, вплоть до самого папы, не могут устранить благодать Святого Духа, которая делает посвящённого орудием Христа. [12] Вследствие этого, хотя церковное руководство и может освободить священнослужителя от обязательств и функций, связанных со священством, или запретить ему их исполнение, это не делает его мирянином в строгом смысле этого слова. [13] Поэтому хотя извергнутому из сана католическому священнику и запрещено совершать евхаристию и другие таинства, если он их всё же совершает в нарушение запрета, они считаются действительными.
В 1990-е и 2000-е годы широкую известность в ряде стран получили случаи извержения из сана отдельных католических священнослужителей за растление несовершеннолетних. [14]
Кто такие расстриги
Беглые иноки
Иду я как-то по делам, срезая путь через дворы, и вижу: спит в сугробе знакомый паренёк. Несколько лет назад, Евгений, вдохновившись фильмом «Остров» и начитавшись жития святых, неожиданно бросил всё и подался в монахи. И вот теперь он почему-то не в своём монастыре, а замерзает в снегу. Растряс я его, отвёл домой, отпоил чаем и он поведал свою историю.
Оказалось, что не выдержал Женя монастырского аскетизма и сбежал. Но вернуться к нормальной жизни так и не смог. Полюбил девушку, хотел создать семью, но не сложилось – невеста перед свадьбой передумала и ушла. И с работой у него тоже как-то не заладилось. Депрессивную тоску Женя лечил привычным для народа средством. И долечился так, что только хуже стало.
Рыдая, он признался, что ему являются демонические призраки, внушающие ему: «Ты наш! Ты погиб навеки!» И он с трудом сдерживается, чтобы не удавиться, аки Иуда. А себя считает предателем, которому не будет прощения. Как мог, я утешил бедолагу и взял с него обещание больше не пить, а просто хорошо подумать, посоветоваться с собственной совестью и постараться преодолеть эту тупиковую ситуацию. Вскоре я узнал, что он вернулся обратно в свой монастырь…
В отличие от священников, добровольно снявших с себя сан и навсегда лишившихся возможности вернуться к священнослужению, переживший личную духовную катастрофу простой монах может при желании возвратиться в монастырь. Если с беглеца уже были сняты духовные обеты, ему придётся начинать всё сначала, простым послушником. Но порой беглых иноков принимают обратно и без разжалования, удовольствовавшись покаянием.
На заре христианства самовольных расстриг сразу отлучали от церкви. Позже отношение к ним стало чуть помягче, но аж до середины XIX века добровольное возвращение монахов в мирскую жизнь было невозможно. Дезертиров возвращали, наказывали епитимиями и могли годами томить в монастырских тюрьмах. Однако полтора века назад церковные законы смягчились, и появилась возможность подавать прошение разрешить снять монашеские обеты. Расстриги смогли заводить семьи и вести жизнь обычных мирян. И это правильно. Если человек понял, что ошибся в своём выборе, то лучше и честнее уйти, чем вести двойную жизнь во лжи и притворстве, лицемеря перед Богом и людьми.
Монашеский обет даётся не Церкви, а Богу, а значит, именно перед Ним придётся отвечать расстриге. Многих бывших монахов до конца жизни мучают угрызения совести, они чувствуют себя как рыбы, выброшенные из воды, и не всем удаётся это пережить и найти счастье в мирской жизни. Таким, как Евгений лучше вернуться в свою обитель, чем спиться и сгинуть в миру.
Впрочем, подобная рефлексия не касается тех, кто утратил веру. Для них уход из монашества – вполне естественный шаг, не вызывающий никаких сожалений. Мне доводилось общаться с бывшим иноком Андреем, который из горящего верой человека постепенно превратился в безбожника. На мой вопрос о его монашеском прошлом он только рассмеялся: «Молодой был и наивный, в сказки верил». По мирским меркам он живёт хорошо – у него есть доходная работа, большая квартира, дорогая машина и любовница «для души». Переживаний по поводу своего духовного краха он не испытывает, или искусно делает вид, что ему всё – как с гуся вода.
Священный самоотвод
Степень ответственности у «белых» и «чёрных» священнослужителей намного выше, чем у простых монахов, но и они могут взять самоотвод. Одним из первых в России расстриг считается известный богослов, профессор Казанской академии архимандрит Феодор (Бухарев). В 1863 году, пережив глубокий внутренний кризис, он понял, что не может больше оставаться священномонахом. Подав прошение, он снял с себя иноческие обеты и был лишён сана. Став просто верующим мирянином, 40-летний Фёдор женился на любимой женщине. Он обрёл семью, но ему пришлось оставить все должности и посты, и остаток жизни прожить в бедности и нужде, подрабатывая написанием богословских статей и книг.
Современным священникам стать расстригами гораздо проще, но и их уход порой сопровождается скандалами. Несколько лет назад православное сообщество бурлило и негодовало, узнав, что настоятель Оптинского подворья в Санкт-Петербурге игумен Ростислав (Якубовский) оставил монастырь, снял с себя сан и женился на своей молодой и красивой любовнице. Сейчас у него подрастает дочка, и его семья производит благополучное впечатление. Бывший игумен занимается бизнесом и состоит в сообществе байкеров.
Как известно, любви все возрасты покорны, и эту пословицу подтвердил на своём примере бывший православный епископ из Великобритании Василий (Осборн). 8 лет назад, 72-летний архиерей попросил о снятии с него сана и монашества, женился и стал мирянином, нашедшим своё счастье на склоне лет у семейного очага.
В отличие от монахов, женатые священники могут уйти без окончательного снятия сана и имеют шанс вернуться. Именно так поступил актёр и священник Иоанн Охлобыстин, попросивший в 2009 году освободить его от служения. Его съёмки в фильмах и сериалах отвлекали от службы в церкви и были соблазном для многих православных. Нередко ему приходилось вживаться в образы, мягко говоря, не духовных и не благочестивых героев, а бросить актёрскую карьеру он не смог. Патриарх Кирилл удовлетворил его просьбу и отправил его под запрет, однако отметил, что когда отец Иоанн сделает окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения, он снова сможет стать священником.
Разные уровни
Удалиться из священников можно не только добровольно, но и принудительно. Высшие органы церковной власти могут отстранить своих пастырей от служения по множеству самых разных причин. Например, за хамское поведение и неприглядные поступки, за прогулы и самовольные уходы в отпуск, и конечно, за совершённые канонические преступления. Также можно впасть в опалу за сокрытие доходов и недостаточную уплату налогов в епархиальную казну. Или даже за категорический отказ скидываться на новые машины и дачи своим архиереям.
Существует несколько уровней церковных наказаний: 1. Отстранение от прихода или отправка за штат. 2. Запрещение в служении. 3. Извержение из сана. 4. Отлучение от Церкви за особо тяжкие духовные преступления.
Первые два уровня – мера исправительной дисциплины. Правящий архиерей отстраняет священнослужителя своей епархии от прихода или отправляет его под запрет. Делается это на определённый срок – от нескольких месяцев до нескольких лет, либо безсрочно. Но любой запрещённый священник может вернуться, как только будут устранены причины, мешающие ему служить. Или произойдёт примирение с церковным начальством.
В последние годы некоторые батюшки перестали поминать на литургии патриарха Кирилла (Гундяева). Именно по этой причине были запрещены в служении псковский старец игумен Роман (Загребнев), ставропольский иерей Андрей Соковых, петербургский иерей Алексий Мороз и ещё несколько десятков священнослужителей. Свой отказ чтить Патриарха они объясняют несогласием с его духовной политикой и дипломатией. Особенно болезненной и непримиримой была их реакция на встречу патриарха Кирилла с римским папой Франциском. Ведь ревнители благочестия поныне считают католиков еретиками и отвергают возможность дружбы с иными конфессиями. Но и они могут со временем одуматься и вернуться, если только не впадут в раскольничьи секты.
Если же запрещённый священнослужитель продолжает гнуть свою линию и самовольно проводит богослужения – его могут лишить сана навсегда, окончательно и безповоротно. Этот приговор в прежние времена выносил Священный синод, а ныне – Архиерейский собор. Изверженный или добровольно отрекшийся от сана священник становится расстригой в полном смысле этого слова.
Понятие «расстрига», применяемое к бывшим священникам и монахам, произошло благодаря специальному обряду, который аж до начала ХХ века проводили над человеком, лишающимся сана. С него в храме снимали церковную униформу, переодевая в обычную одежду, читали особые молитвы и возгласы «Анаксиос!» (т.е. недостойный) и остригали ему бороду и волосы. Затем расстригу с позором выгоняли из церкви жезлом. В обществе, где Церковь была объединена с государством, расстриги становились изгоями не только в духовном смысле. Их презирали, не брали на госслужбу, и жизнь их становилась тяжёлой и безрадостной.
В настоящее время подобные зловещие церемонии уже не проводятся, и дело ограничивается подписанием соответствующих указов и постановлений, и устным их зачитыванием. Однако в среде высшего духовенства сохраняется довольно суровое отношение к расстригам, и многие епископы всерьёз считают, что извержение из сана одновременно означает и гибель души человека.
Обратной дороги нет
Запрещённый за пьянство священник может бросить пить, а распутник способен одуматься и остепениться, раскаяться и понести епитимию. После этого они смогут вернуться к служению. А вот для убийц обратной дороги уже нет.
В декабре 2012 года, служитель храма в деревне Можаевке под Ростовом-на-Дону, 33-летний иерей Евгений Демидов в приступе ярости насмерть забил свою жену Наталью, оставив сиротами двух маленьких детей. Как выяснилось позже, он был психопатом и часто бил свою супругу из-за любых пустяков, считая, что «воспитывает» её, а она кротко терпела и никому не жаловалась. Гражданский суд приговорил его к 9 годам колонии строгого режима, а церковный – изгнал из священников.
Но не только умышленные убийцы навсегда лишаются сана. Многие неплохие батюшки были признаны виновниками ДТП со смертельным исходом и были пожизненно отстранены от служения. Одни не справились с управлением на дороге, другие не заметили выскочившего на дорогу в неположенном месте пьяного пешехода. Их действительно по-человечески жаль. Однако есть и такие, кто наказан заслуженно, и кому вообще не стоило давать водительские права.
В том же 2012 году на Кутузовском проспекте в Москве пьяный иеромонах Илия (Сёмин) на своем премиальном внедорожнике «Мерседес-Гелендваген» на скорости 140 км/ч сбил насмерть двоих дорожных рабочих. И получил за это всего три года колонии общего режима и крупный штраф в пользу родственников жертв. Сана его лишили, но он по-прежнему остаётся монахом. После выхода на свободу он ездит на зарубежные курорты поправлять пошатнувшееся в заключении здоровье.
Лишён сана и позволявший себе ездить пьяным за рулём священник храма великомученика Пантелеймона Иван Петунов, устроивший два года назад в Петрозаводске аварию, скрываясь с места которой он насмерть сбил женщину на пешеходном переходе. За содеянное он получил четыре года колонии-поселения.
Впрочем, бывают и загадочные исключения из правил. В 2009 году чувашский протоиерей Геннадий Соминов на своём «Лексусе-RX300» сбил на пешеходной «зебре» человека. Пострадавший умер на месте, а пьяный водитель даже не остановился и попытался замести следы. Ему удалось уговорить своего прихожанина дать ложную явку с повинной, что это он, а не Геннадий был в тот момент за рулём. В ходе расследования ложь изобличили, но поп-убийца отделался смехотворным сроком, получив всего 2 года колонии-поселения.
Удивительно, но факт: высшее начальство так и не лишило Соминова священного сана, и после освобождения он… получил место настоятеля храма Вознесения Господня в селе Яуши. Где недавно снова стал героем скандала – на него подали в суд родственники его психически нездоровой прихожанки. Женщина «по велению Свыше» решила подарить Церкви дом и три своих земельных участка, а ушлый протоиерей оформил её имущество на себя. Ещё Соминову припомнили его бизнес на святынях – имея в собственности частицу мощей святой Матроны он зарабатывал на верующих немалые деньги, а также отдавал мощи в аренду другим желающим подзаработать. Да ещё и не делился с епархией своими гонорарами. В настоящее время Геннадий лишён прихода и пока что не у дел. Но сана его до сих пор почему-то не лишили, и он имеет шансы отсидеться, пока про его выходки забудут, и снова легализоваться в какой-нибудь епархии.
Анафема
Самым страшным наказанием считается отлучение от церкви. Оказаться под анафемой можно за публичные высказывания, противоречащие учению Церкви, богохульства и святотатства. Либо за создание изгнанным священником новых раскольничьих организаций.
В одном из интервью экс-патриарх Алексий II в числе своих любимых преподавателей называл известного богослова, протоиерея Александра Осипова. И сожалел об его уходе из православия. В 1959 году профессор ленинградских духовных школ Осипов опубликовал в газете «Правда» статью, в которой публично отрёкся от религиозной веры.
Превращению искренне верующего священника в атеиста предшествовал долгий тернистый путь. Ему довелось пережить гонения, военное лихолетье, предательство жены. В пасхальную ночь 1947 года в храме Ленинградской духовной академии вспыхнул пожар и рухнула лестница. Многие верующие стали калеками, и Осипов за это всерьёз обиделся на Бога, а позже – и вовсе стал сомневаться в Его существовании. Он стал изучать критическую литературу и интересоваться наукой. Женился вторым браком на своей духовной дочери и подал прошение о снятии с себя сана. Постепенно от былой веры в его душе не осталось и следа. За публичную критику христианства и антирелигиозные лекции и книги он не только был извергнут из сана, но и отлучен от церкви. В 90-е годы появилась легенда, что перед смертью Александр пытался покаяться и вернуться, но, судя по его дневникам и воспоминаниям его близких, это не более чем вымысел.
Уход запрещённого священника в раскол также чреват анафемой. Бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) в советские времена изгонял семинаристов-антисоветчиков и осуждал любых диссидентов, но на склоне лет резко сменил свои взгляды на прямо противоположные. 28 лет назад он едва не стал нашим Патриархом. В мае-июне 1990 года, после смерти патриарха Пимена, он был местоблюстителем Патриаршего престола, но в ходе церковных выборов проиграл Алексию II (Ридигеру).
После развала СССР Филарет горячо поддержал тех, кто требовал автономии Украинской церкви от РПЦ. А когда ему припомнили многочисленные духовные проступки, на которые прежде закрывали глаза, и предложили тихо-мирно уйти в отставку – он стал одним из лидеров церковного раскола и был извергнут из сана. Украинская Православная Церковь раскололась надвое – на каноничный Московский Патриархат и на не признаваемый другими поместными церквями Киевский Патриархат, которым Денисенко управляет поныне, с 1995 года. В 1997 году его отлучили от Церкви и предали анафеме, но немалая часть православных украинцев поддерживает его, считая его своим патриархом.
Был отлучён от церкви и знаменитый поп-диссидент Глеб Якунин, которому в советское время довелось побывать в тюрьмах и ссылках. По жизни борец и оппозиционер, отец Глеб в начале 90-х годов увлёкся политикой и стал депутатом Госдумы. Где ему порой доводилось драться с другими депутатами не только в фигуральном смысле, но и на кулаках. Его ничуть не смущало, что священникам издавна категорически запрещено становиться политическими деятелями. Якунина лишили сана, но он продолжал носить священнические одежды, дружил с раскольниками и при любом удобном случае поругивал родную Церковь. За что и был в 1997 году предан анафеме. Наплевав на отлучение, он стал священником Киевского Патриархата, а затем перешёл в Русскую Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь. На базе последней была создана сектантская Апостольская Православная Церковь, где Якунин в чине протопресвитера служил до своей кончины в 2015 году.
Что любопытно, знаменитый радикал и скандалист Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, которого выгнали в 2008 году за огульное осуждение своих непосредственных начальников, до сих пор от церкви не отлучён.
Низведённый до уровня простого монаха и получивший в народе прозвище Динамит, он создал секту ревнителей православного благочестия, считающих, что только они живут правильно и по истине, а вся остальная РПЦ погрязла в ереси и отступила от Бога. Он лично «отлучил от церкви» Алексия II и Кирилла (Гундяева), но в Московской Патриархии только посмеялись над причудами фанатика, и пока что не стали закрывать для него возможность вернуться в лоно Церкви…
Значение слова «расстрига»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАССТРИ’ГА, и, м. (церк. пренебр.). Служитель культа, лишенный своего сана постановлением церковных властей. Поп-р. — Возможно ли? Расстрига, беглый инок на нас ведет злодейские дружины? Пушкин. (о Лжедмитрии).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
расстри́га
1. служитель религиозного культа (священник, монах), лишённый духовного сана постановлением церковных властей или самовольно вышедший из духовного звания ◆ На другой день потребовали отца в консисторию и там объявили, что ему запрещено исполнять всякие службы, что он теперь даже не дьячок, а расстрига, и отдан под суд. Ф. М. Решетников, «Никола Знаменский», 1866 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова жёлоб (существительное):
расстрига
Смотреть что такое «расстрига» в других словарях:
расстрига — См … Словарь синонимов
РАССТРИГА — РАССТРИГА, расстриги, муж. (церк. пренебр.). Служитель культа, лишенный своего сана постановлением церковных властей. Поп расстрига. « Возможно ли? Расстрига, беглый инок на нас ведет злодейские дружины?» Пушкин (о Лжедмитрии). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
расстрига — РАССТРИГА, устар. распоп … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
РАССТРИГА — бывший священнослужитель, добровольно отказавшийся от церковного сана или лишенный его за какой либо проступок … Большой Энциклопедический словарь
расстрига́ть(ся) — расстригать(ся), аю(сь), аешь(ся) … Русское словесное ударение
РАССТРИГА — РАССТРИГА, и, муж. Священнослужитель или монах, исключённый из духовного звания или добровольно вышедший из него. Поп р. Монах р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Расстрига — Лишение Никона сана патриарха Извержение из священного чина; извержение из сана; расстрижение лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства. Осуществляется высшими органами церковно судебной… … Википедия
расстрига — Так называют лиц, лишенных духовного сана. Существует обряд пострижения – обрезания волос на голове верующего, принимающего монашество или посвящаемого в духовный сан. Расстрига, таким образом, – это тот, кто вышел из сана (монашества) или был… … Этимологический словарь русского языка Крылова
расстрига — и; ж. Служитель религиозного культа, отказавшийся от сана или лишённый его, либо монах, лишённый монашества. Поп расстрига … Словарь многих выражений
расстрига — и, м. Духовное лицо, лишенное сана. ► [Царь:] Возможно ли? Расстрига, беглый инок На нас ведет злодейские дружины, Дерзает нам писать угрозы! // Пушкин. Борис Годунов // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков